Цели государственной научно технической политики. Цели и задачи научно-технической политики россии

Государственная научно-техническая политика

научный технический политика государственный

Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.

Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно-техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и т.д.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

  • - активная, умеренная или пассивная;
  • - сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
  • - протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
  • - с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
  • - высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;
  • - с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.

В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе «Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах», принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.

С октября 1983 г. в Швейцарии действует федеральный закон о развитии научных исследований. Его положения распространяются на научно-исследовательские учреждения, которые для своих работ используют средства федерального казначейства. Это, в частности, национальный фонд содействия развитию научных исследований, естественнонаучно-техническое общество, общество гуманитарных наук, академия медицинских наук.

Во Франции в соответствии с законом от 23 декабря 1985 г. научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.

В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.

Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно-институциональных мер.

Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах. Доля расходов на НИОКР сейчас составляет от 2 до 4% к ВВП. В России в 1995 г. эта цифра составляла 0,4% к ВНП.

Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии (соответственно 59 и 49% от общей суммы финансирования). В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданские НИОКР (3 и 10%).

В настоящее время в связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов правительства ведущих стран Запада принимают меры по стимулированию научно-исследовательских разработок непосредственно фирмами. Компаниям США предоставлена «скидка» на прирост расходов на НИОКР. Она вычитается из начисленной суммы налога на прибыль и составляет 20% от суммы прироста расходов на НИОКР в отчетном году.

Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества в размере до 50% объема увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом в пределах 5 млн. франков.

Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. В США эти отчисления составляют 1%. В целом 5% федеральных средств на инновационную деятельность приходится на малые предприятия. За счет них покрывается 1/3 расходов малых предприятий на НИОКР. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.

Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (технополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.

Развитие научной сферы невозможно без высококвалифицированных кадров. Поэтому нацеленность на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное финансирование в большинстве развитых стран.

В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.

В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.

В федеральном бюджете США по статье «образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги» 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.

В последнее время формой государственной поддержки НИР в промышленно развитых странах является ряд организационных мер в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа «кооперация - на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок в производство, конкуренция - при сбыте и гарантийном обслуживании потребителей продукции».

Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.

Примером подобного венчура может служить корпорация МСС (микроэлектронная и компьютерная технологическая корпорация), созданная 20 ведущими американскими корпорациями компьютерной и электронной промышленности для осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований.

Подобные венчурные объединения создаются в странах Европы и Японии.

Таковы сущность и основные меры реализации государственной научно-технической политики.

К.э.н. , профессор Гельманова З.С.

К.э.н, доцент Спанова Б.Ж.

Карагандинский государственный индустриальный университет

Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

Инновационная деятельность традиционно считается сферой поддержки и активной государственной политики.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РК в области науки, техники и реализации достижении науки и техники.

Основные цели государственной научно-технической политики:

1. Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала.

2. Увеличение вклада науки и инноваций в развитие экономики государства.

3. Структурные преобразования в области материального производства.

4. Улучшение социально-экономической ситуации.

5. Улучшение экологической обстановки.

6. Укрепление обороноспособности страны.

7. Обеспечение безопасности личности.

8. Упрочнение связи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1. признание науки социально значимой отраслью;

2. гласность, экспертиза, конкурсность;

3. гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований;

4. интеграция различных форм деятельности и структур;

5. поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

6. концентрация ресурсов на приоритетные направления;

7. стимулирование;

8. развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности;

9. развитие международного сотрудничества.

Основными направлениями государственной инновационной политики являются:

1. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств.

Это может быть осуществлено путем объединения усилий со стороны государства и частных инвесторов, взаимодействия со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств, финансирующих инновационную деятельность, государственныхгарантий и кредитов.

2. Создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции сучетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке.

3. Планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты.

4. Развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования.

5. Стимулирование участия инновационно-активных предприятий в международных конкурсах.

Разработка и эффективность государственной НТПолитики является одной из главных задач, стоящих перед органами власти РФ всех уровней. В наиболее общем виде государственная НТПолитику можно определить как составную часть социально-экономической политики, которое выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления о формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Основной задачей федеральной инновационной политики на региональном уровне РТ является создание благоприятного инновационного признака для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. Общегосударственная инновационная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящих к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Основными целями государственной научно-технической политики являются: 1)развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала; 2)увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; 3)реализация важнейших социальных задач; 4)обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности продукции; 5)улучшение экологической обстановки; 6)оценка информационных ресурсов государства и безопасности личности; 7)упрощение взаимосвязи науки и образования.

В Правительстве РФ был разработан концептуальный подход к формированию политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. К числу важнейших приоритетных проектов, имеющих особо важное государственное значение были отнесены информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии, новые транспортные технологии, перспективные вооружения, военная и специальная техника, технологии живых систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии.



Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам исполнения мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы разрабатываются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, цели и структурной политики международных обязательств. Финансирование 69реализации осуществляется за счет бюджетных средств. В РФ за последние годы Правительством разработано и утверждено большое число федеральных целевых Программ (национально-технологическая база 2002-2006 годы, реформирование и развитие оборонного промышленного комплекса 2002-2006 годы, электронная Россия 2002-2010 годы, энергоэффективная экономика 2002-2005 годы).

67согласия, которые указаны автором их правопреемниками в заявке на выдачу патента, работодателям, если иное не предусмотрено договором соавторства, в случае создания работником объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, федеральному фонду изобретения РФ в случае приобретения им прав патентооблателя на договорной основе.

66любого предприятия, поскольку без правой защиты, они легко могут стать жертвами конкуренции, конкуренты получают возможность экономии времени и средств на НИОКР и получают за счет этого дополнительную прибыль, рост своей доли рынка. Если при этом конкуренту удастся еще и запатентовать чужую незащищенную работу, то это поставит под угрозу выпуск продукции на предприятие, первоначально владеющей данной технологией.

Патент – это документ, удостоверяющий изобретение, авторство и исключительное право патентообладателя на изобретение. Такого рода право имеет особую значимость, поскольку при его наличии возникает возможность в пределах действия патента производить и сбывать продукцию Срок действия патента 15-20 лет. Целесообразность патентования определяется в соответствии с методиками по определению целесообразности патентования изобретений в РФ, за границей и подсчету экономической эффективности патентования. Патентообладатель – это физическое или юридическое лицо, которому в соответствии с законодательством выдан патент на изобретение или свидетельство на полезную модель. Патент выдается: автору, любым лицам, при условии их согласия, которые указаны автором их правопреемниками в заявке на выдачу патента, работодателям, если иное не предусмотрено договором соавторства, в случае создания работником объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, федеральному фонду изобретения РФ в случае приобретения им прав патентооблателя на договорной основе.

Лицензия – это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и промышленного опыта, секрета производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой или иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Лицензионный договор - это соглашение, по которому патентообладатель обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу, обязанному вносить патентооблагаемые платежи и осуществлять иные действия согласия данному договору. Лицензиар – это патентообладатель, предоставляющий право на использование объекта промышленной собственности другому лицу. Лицензиат – лицо, получающее право на использование объекта промышленной собственности в соответствии с лицензионным договором. Цена на лицензию – должна обеспечить покупателю, несмотря на все виды издержек, возможность получать прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по аналогичным технологиям и достаточно стабильную в течение длительного периода, как в РФ, так и за рубежом имеется специальные методики расчета цены лицензии.

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

Признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

Гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

Гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

Интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

Поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

Развитие научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

Развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

1.4 Основные направления научно-технического развития в России

“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

Наноиндустрия и перспективные материалы;

Энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

Технологии живых систем;

Информационно-телекоммуникационные системы;

Экология и рациональное природопользование;

Безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

1

Предметом исследования в статье является научно-техническая политика государства. Целью статьи является рассмотрение научно-технической политики государства, как элемента национальной безопасности страны. Методы, использовавшиеся в работе: общенаучный – наблюдение, сравнение, обобщение, анализ. Результатами работы являются: определение сущности и цели научно-технической политики государства; анализ основ государственной научно-технической политики и исследование состояния инновационной среды в Российской Федерации. Авторы выделяют 5 причин отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР: низкий возврат на затраты на НИОКР, слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям, низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности, частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта, «утечка мозгов», «стеклянные потолки».

научно-техническая политика

инновационная сфера

стратегия научно-технического развития РФ на долгосрочный период

1. Комаров И.М., Зернюков Д.В., Епишин К.В. Организационно-методическое обеспечение прогнозных исследований в научно-технической и технологической сфере стратегии национальной безопасности // Знание. – 2016. – № 2–3(31). – С. 135–140.

2. Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России / Н.Л. Удальцова // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 3. – C. 113–120.

3. Полякова А.Г. Трансфер инноваций при модернизации экономики региона. // Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Институт экономики и предпринимательства. – М., 2011. – С. 153–157.

4. Курушина Е.В. Проблемы ускоренного развития топливно-энергетического сектора экономики до 2030 года. // Нефть и газ Западной Сибири Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 55-летию Тюменского государственного нефтегазового университета. – Тюмень, 2011. – С. 208–212.

5. Проект Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016). ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574109/#ixzz4g5d4Zug3 (дата обращения: 04.05.2017).

Анализ научно-технической и технологической составляющих стратегий национальной безопасности ведущих зарубежных стран (ВЗС - США, Великобритании, Франции) и Российской Федерации показал, что приоритеты исследований и так называемые «критические технологии» формируются в виде перечней, актуальных на заданную перспективу, и в рамках этой перспективы по необходимости могут корректироваться. Для России они корректируются один раз в четыре года, в соответствии с Правилами формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации.

Содержащиеся в этих перечнях критические технологии, реализуемые в Государственной программе вооружения (ГПВ) и иных госпрограммах, являются частью нормативных документов, определяющих приоритетные направления создания научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. В связи с принятием федерального закона «О стратегическом планировании» предполагается расширение перечня базовых прогнозных документов, которые должны войти составными частями в стратегический прогноз Российской Федерации. В контексте оптимизации формирования и корректировки научно-технологических приоритетов исследований и критических технологий важнейшими являются научно-технический и промышленно-технологический прогнозы. Именно эти прогнозы должны обеспечить необходимые и достаточные сведения и единые исходные данные для проведения экспертных процедур .

Результаты исследования и их обсуждение

Приоритетными направлениями инновационной политики государства в период с 2010 по 2015 г. были (помимо самоорганизации и совершенствования системы государственного управления как такового) академическая среда и стартапы, в то время как зрелый бизнес специально не таргетировался.

В части государственного управления была принята Стратегия инновационного развития (СИР-2020), определившая многие дальнейшие направления действий.

Целью СИР-2020 был заявлен перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

Максимально широкое внедрение современных технологий в деятельность органов государственного управления;

Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений;

Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Для выполнения поставленных задач в СИР-2020 были сформулированы направления совершенствования законодательства, способы и целевой размер финансового обеспечения, основные направления действий Правительства и министерств и перечень мероприятий.

За прошедшие годы было создано несколько новых программ и организаций, направленных на модернизацию и поддержку науки и образования. Из крупнейших инициатив можно отметить следующие:

Осуществлена реорганизация Российской академии наук («РАН»), основная цель которой - организовать на новых принципах финансирование институтов, лабораторий и отдельных учёных, а также реформировать кадровую систему в науке;

Инициирован ряд государственных программ поддержки образования и исследований, например «Прикладной бакалавриат», «Глобальное образование», «5-100», Программа фундаментальных научных исследований, Программа выявления талантов;

Созданы Федеральное агентство научных организаций, Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований, НИЦ им. Жуковского.

Улучшение предпринимательской среды, условий для ведения предпринимательства и учреждения стартапов было другим фокусом инновационной политики последних лет:

Построены инновационные территориальные кластеры, инновационный центр «Сколково», особая экономическая зона «Иннополис» (в Татарстане); строится Технологическая долина МГУ;

Сформирована система Институтов развития (Фонд «Сколково», АО «РВК», АО «РОСНАНО», «Фонд содействия инновациям», «Фонд инфраструктурных и образовательных программ», фонд «ВЭБ Инновации» и др.), которые уже профинансировали сотни инновационных проектов и стартапов, а также выступили организаторами коммуникаций между фондами и предпринимателями;

В рамках Национальной предпринимательской инициативы («НПИ») реализован ряд мер по снижению административных барьеров для предпринимательской деятельности; разработаны госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и др.

В части совершенствования государственного управления была продолжена работа над стратегическими документами.

Проводится работа по корректировке и актуализации СИР-2020, соответствующее поручение премьер-министра было получено в декабре 2014 г. Причина необходимости актуализации СИР-2020 - значительные изменения в социально-экономической ситуации и отставание от заданных целей по многим ключевым индикаторам. Назрела пора обновить и целевые значения, и саму стратегию.

Кроме того, в 2015-2016 гг. была начата работа над новым документом - Стратегией научно-технического развития до 2035 г. (НТР-2035). Стратегии НТР-2035 был присвоен целеустанавливающий статус - наряду со Стратегией национальной безопасности и Стратегией социально-экономического развития РФ. В НТР-2035 заявлены следующие цели:

Основные усилия и ресурсы должны концентрироваться на научных исследованиях и инновационно-технологических разработках «больших вызовов» актуальных для государства и общества;

Объединение технологий, науки и инноваций в Российской Федерации, формирование комплексного единого социального института «наука - технологии - инновации»;

Развитие в РФ прорывных фундаментальных разработок и исследований, формирование на будущее научно-технологического задела.

Для достижения целей НТР-2035 предлагает выполнение ряда задач, с полным перечнем которых можно ознакомиться в документе проекта. НТР-2035 также формулирует принципы, механизмы и этапы реализации работ по выполнению поставленных задач, а также сценарии научно-технологического развития, характеризуемые определенными параметрами, которые легли в основу целевых индикаторов и системы мониторинга .

В области науки и образования за 2015-2016 гг. произошли следующие существенные изменения, в том числе в части продолжения уже начатых инициатив):

Внесены изменения в ФЗ № 127 в части механизмов финансирования научной деятельности и работы фондов поддержки научной деятельности. В закон введены три новых термина: научный проект, центр коллективного пользования научным оборудованием и уникальная научная установка - и описан регламент их финансирования и прочей поддержки. Эта мера облегчит импорт знаний, технологий и средств их внедрения из-за рубежа;

В рамках государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2016 г. выделено 187 млрд рублей (в 2015 г. - 167 млрд рублей) на проведение фундаментальных исследований, создание лабораторий, гранты ведущим ученым. Госпрограмма была разработана в 2013 г. и предусматривает финансирование до 2020 г.;

Продолжается реализация программы «5-100», направленной на повышение мировой конкурентоспособности российских университетов. Программа, рассчитанная на семь лет, началась в мае 2013 г. с заявленными целями: вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (Times Higher Education, QS, ARWU); достижение не менее 15 % иностранных студентов от общего числа обучающихся в каждом вузе; достижение не менее 10 % иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

Государство, в рамках реализации научно-технической политики, сосредоточено в основном на: поддержке науки и образования; обеспечении условий для предпринимателей и венчурных инвесторов; целевой финансовой и нефинансовой поддержке стартапов.

В последние годы государство начало проявлять заметную активность по стимулированию инноваций в крупных компаниях.

До 2015 г. существенная активность происходила в первую очередь в области поддержки науки и стартапов - это такие инициативы, изменившие инновационный ландшафт, как реформирование РАН, создание институтов развития, строительство технопарков, разработка и реализация НПИ и НТИ. В то же время существенная активность по отношению к зрелому бизнесу - это большей частью планирование («ПИР»).

Следует отметить, что за последние несколько лет государством было создано большое количество инструментов, направленных на развитие инноваций, в том числе на увеличение экспорта высокотехнологичной продукции. К таким инструментам следует отнести Российский экспортный центр (РЭЦ) и входящий в Группу РЭЦ ЭКСАР, принятие ряда государственных программ, например, «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в рамках которых, например, запланирована поддержка НИОКР и развитие производственных компетенций.

Институты инновационного развития самостоятельно устанавливают ключевые показатели, соответствующие основным нормативным актам и внутренним документам, регулирующим их работу. Например, в РВК существует три уровня постановки ключевых показателей эффективности (КПЭ): долгосрочный (до 2020 г.), среднесрочный (на три года) и краткосрочный (ежегодно). При разработке набора средне- и долгосрочных показателей РВК учитывает приоритеты СИР-2020. Аналогично, Сколково самостоятельно формирует стратегические цели и КПЭ, которые утверждаются Советом фонда. В данном случае отправной точкой для формирования КПЭ является подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», включающая восемь ключевых показателей.

Основной задачей эффективной модели Национальной инновационной системы (НИС) является организация условий для создания конкурентоспособного на внешнем и внутреннем рынках инновационного продукта.

В настоящее время наличие бизнес-инкубаторов на базе университетов уже не является единственным условием для развития современной и эффективной национальной инновационной системы, определяющим фактором являются интеграция исследовательских университетов в международное научно-образовательное пространство. Повышение конкурентоспособности и интеграции российских вузов в мировые научно-инновационные процессы являются актуальные в данном контексте. Превращение российских университетов в международные научно-исследовательские центры, создающих новые знания, генерирующих идеи, ведущих масштабные прикладные и фундаментальные исследования, является первоочередной задачей развития НИС России. В последнее время постоянно ведется речь об этой интеграции, но, к сожалению, цель пока не достигнута .

Постоянно усиливающиеся разногласия между потребностями международной инновационной системы и качеством и структурой отечественной подготовки профессиональных кадров замедляют развитие российской НИС. В РФ специалистов в области нано- и биотехнологий, генной инженерии, тонкой химии, микроэлектронных компонентов и т.д. крайне мало.

Основными причинами отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР выступают:

1. Низкий возврат на затраты на НИОКР: госрасходы на исследования и разработки действительно существенны, но они не приводят к продвижению проектов; проекты не трансформируются в конкурентоспособные и востребованные изобретения .

2. Слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям:

Инновационные рынки, характеризующиеся низкой интенсивностью конкуренции, высокими барьерами для разработки и внедрения инновационных решений;

Инновационная культура, характеризующаяся слабым спросом населения на инновации, низким престижем профессий ученого, изобретателя и предпринимателя;

Качество институтов, характеризующееся слабыми механизмами защиты прав собственников и инвесторов, плохой репутацией эффективности государственного управления и правоприменительной практики, как следствие - короткие горизонты планирования со стороны экономических агентов .

3. Низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности; частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта.

4. «Утечка мозгов»: слабая, по сравнению со странами-лидерами, способность РФ удерживать и привлекать таланты, т.е. работа инвестиций государства в человеческий капитал на конкурентоспособность чужих экономик и, таким образом, формирование «разомкнутой инновационной системы».

5. «Стеклянные потолки»: инновационные стартапы и венчурные инвесторы сталкиваются с отсутствием механизма роста и/или выходов: бизнес-проекты локальных венчурных рынков, не находят возможностей роста или выхода внутри страны и в результате покидают её.

Государственные организации обычно нацеливают свою деятельность либо на одну из определенных групп участников инновационной системы (НИИ, вузы, средние и крупные компании, стартапы), либо на планирование, координацию, прогнозирование результатов и контроль инновационной политики. В своей деятельности государственные организации используют определенный набор инструментов:

Прямого действия (гранты, субсидии, кредиты и т.д.),

Косвенных (различные льготы) и организационно-правовых (международное сотрудничество,

Стимулирование спроса, обеспечение инфраструктурой и т.д.).

Необходимость создания в России благоприятного инновационного климата, продекларированная в стратегических документах, в основном сводится к прямому финансированию НИОКР. В стратегических документах крайне редко можно обнаружить некое подобие механизма федеральных целевых программ или хотя бы фрагментарную поддержку малых предприятий, занятых инновационной деятельностью. Косвенная поддержка инновационной деятельности, которую можно было бы осуществить хотя бы через действующий налоговый режим, путем включения части затрат на НИОКР в состав себестоимости, также остается достаточно слабой. В результате можно сделать вывод о том, что стимулирование спроса на инновации со стороны бизнес-сообщества, являющегося ключевым элементом развития эффективной НИС, российская государственная научно-техническая политика пока не в состоянии осуществить.

Библиографическая ссылка

Печерица Е.В., Тестина Я.С., Каширова Д.А. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 5. – С. 189-193;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41532 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»