Церковные правила исповеди. Как правильно исповедоваться и что нужно говорить батюшке: конкретный пример

10 моментов исповеди, которые помогут избежать неловкости и сократят время самого таинства.
1. Подходим к священнику

Обычно для исповеди в храме отводится отдельное место. Там стоит аналой (высокий, скошенный столик), на котором лежит Крест и Евангелие. Рядом стоит священник.
Совет: не делайте много поклонов и крестных знамений непосредственно возле аналоя. Это можно сделать заранее.

2. Как меня зовут?

Перед началом назовите свое церковное имя (то, с которым Вы крестились), что бы священник не переспрашивал его потом. Даже, если Вы постоянный прихожанин этого храма, батюшка не должен знать всех по имени.

3. Куда положить деньги за исповедь?

Исповедь в церкви всегда бесплатна. Но люди хотят пожертвовать деньги. Для этого возле аналоя ставится скарбонка или тарелка. В некоторых храмах принято приносить к исповеди свечу. Об этом можно узнать в церковном ларьке.

4. Что говорить?

Называем конкретный грех. Например, согрешил осуждением, гневом, завистью и т.д. Не нужно рассказывать, что соседка приходила и говорила… я с ней поругалась, мне ответили и подобное этому, – надо озвучить сам грех этой истории.

5. Нужно ли плакать на исповеди?

Зачем плакать? Не надо этого делать, искусственно вызывая у себя слезы. Это только удлиняет время, занятое одним исповедником. А если каждый из двух сотен, стоящих в очереди к батюшке, будет плакать? Бывает, что слезы сами катятся из глаз, – это понятно, но излишнее рыдание не нужно.

6. Подготовка к исповеди

Готовиться надо. Необходимо знать личные грехи (о чужих-то мы ведаем, а свои, родные, как-то не запоминаются) Лучше называть плохие дела по памяти. В крайнем случае, записать на бумаге (что бы не забыть), а потом их зачитать. Но не давайте священнику разбираться в ваших записях! Это приемлемо, если человек не может произнести вслух своих грехов в силу заболевания или по старости.

7. Чтение молитв при исповедании

Есть в молитвословах некоторое правило подготовки к исповеди. Там рекомендуются молитвы. Их можно прочесть дома, перед выходом в храм. На самой исповеди их читать НЕ нужно. Называем только грехи. Чтение разных молитвословий также затягивает время таинства. Перед выходом к исповедающимся, священник в Алтаре прочитывает необходимые молитвы (иногда этот чин он читает перед прихожанами, если есть на это возможность,-допустим, служба еще не началась).

8. Благословение на ослабление поста

Не надо грузить священника своей невозможностью держать пост, буквально вырывая у него благословение на вкушение продуктов! В болезни, при беременности, кормлении ребенка грудью, даже в поездке/путешествии, ограничение в пище снимается. Поэтому, если нет духовника, решайте сами, что кушать. Если врач прописывает определенное меню, то надо слушать доктора. Главное в посте – это наше духовное делание и воздержание.

9. Сколько времени должна занимать исповедь?

Если всё правильно делать, придерживаясь моих советов, время укладывается в рамках двух минут. Иногда приходят люди не готовые, – типа: спрашивайте меня, буду отвечать. Или же говорят, что мне не в чем раскаиваться. Ну, и зачем ты тогда пришел на исповедь? За компанию? Или такая традиция?
У каждого есть свои прегрешения. Покопайтесь в себе, спросите свою совесть, и полУчите ответ.

10. Окончание исповеди

После прочтения священником молитвы над головой исповедника, то целует Крест и Евангелие – в знак своего очищения от грехов, прикладывается к этим святыням.Складывая крестообразно свои ладони, правую на левую, просит благословения у иерея. Тот благословив, кладет свою руку в сложенные ладони. И прихожанин целует эту руку – не как священника, а как десницу Самого Господа, невидимо действующего через служителя церкви.

Иногда батюшка может после благословения руку положить на голову молящегося – это так же допустимо. Но не надо в этом случае, специально тянуться для поцелуя к руке.

Креститься на попа

Есть такое понятие. Налагают на себя крестное знамение перед священником. Этого делать не надо. Крестимся перед святынями: Крестом, иконами, мощами и т.д.

Про исповедь еще хочется сказать, что какой бы тяжкий грех не совершен человеком, он не прощается, ЕСЛИ этот человек не называет грех на исповеди. Поэтому, как бы Вам не было стыдно исповедоваться, всегда называйте все свои прегрешения, ничего не утаивая. Ведь от Бога не спрячешься, а неисповеданный грех тяготит душу и человек страдает.

Не нужно повторять уже прощенный (исповеданный ранее) грех, например, аборт. Но если забытый давнишний грех вспомнился, то его, конечно, надо назвать.

И еще хочу сказать, что исповедоваться можно часто (хоть каждый день, если есть в чём) отдельно от Причастия. Существует мнение, что после исповеди обязательно надо причащаться. Это не правильно. При подготовке к Причастию человек обязательно исповедуется. Но, при появлении грехов, можно сделать это в любое время, даже, если нет в храме службы.

Не откладывайте исповедь на следующий пост – грехи забываются и нераскаянная душа тяготится! Будьте с Богом! Ангела-хранителя!

архим.
  • свящ. Димитрий Галкин
  • В. Пономарев
  • архимандрит Лазарь
  • прот.
  • протоиерей М. Шполянский
  • Екатерина Орлова
  • иеромонах Евстафий (Халиманков)
  • иеромонах Агапий (Голуб)
  • Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед .

    В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
    К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов - не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с , восстанавливает себя как члена .

    Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

    От Таинства Покаяния следует отличать:
    — доверительную духовную беседу со священником;
    — покаянную беседу перед (не является обязательной).

    Где и когда можно исповедоваться?

    Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в в определённое расписанием время или по договорённости со . Исповедующийся должен быть крещёным.

    На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

    Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.

    Как готовиться к Исповеди?

    При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого , ни особого молитвенного правила.

    Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
    — Сосредоточиться на покаянных молитвах.
    — Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
    — По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
    — Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
    — При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

    — Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
    — В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния , а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов» .
    — Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
    — Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
    — Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил ( , ).
    — При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
    — При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с «Господи, даруй мне зрети моя согрешения ».

    Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

    Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

    Следует сравнивать себя в первую очередь со , тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
    Чистая совесть — признак короткой памяти…

    Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

    Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед при свидетельстве священника, это состояние , ненавидящей грех и избегающей его.
    Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в . Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации .
    Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести . Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

    Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

    Епископ Тихон (Шевкунов) : «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

    Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит .

    У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.

    Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: .

    Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.

    Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
    Священник Филипп

    Исповедь представляет собой таинство покаяния, когда верующий излагает совершенные грехи священнослужителю в надежде на прощение Богом. Установлен обряд самим Спасителем, который произнес ученикам слова, записанные в Евангелии от Матфея: глава 18, стих 18. Тема исповеди также освещена в Евангелии от Иоанна: глава 20, стихи 22-23.

    В таинстве покаяния прихожане излагают главные страсти (смертные грехи), совершенные ими:

    • чревоугодие (чрезмерное потребление пищи);
    • гнев;
    • блуд, распутство;
    • сребролюбие (стремление к материальным ценностям);
    • уныние (депрессия, отчаяние, лень);
    • тщеславие;
    • гордость;
    • зависть.

    Представитель церкви наделен правом прощать прегрешения от имени Господа.

    Подготовка к исповеди

    Потребность исповедаться в подавляющем большинстве случаев возникает при:

    • совершении тяжкого греха;
    • подготовке к причастию;
    • решении венчаться;
    • душевных муках от содеянных проступков;
    • серьезной или неизлечимой болезни;
    • желании изменить греховное прошлое.

    Перед исповедью требуется подготовка. Необходимо узнать расписание, когда проводятся таинства и выбрать подходящую дату. Обычно исповедь совершают в выходные и праздничные дни, возможны ежедневные обряды.

    Внимание! При проведении таинства присутствует значительное количество верующих. Если возникают сложности с раскрытием души перед священником и покаянием перед большим скоплением народа, желательно обратиться к служителю церкви и выбрать день, когда возможно остаться с ним наедине.

    Перед исповедью рекомендуется составить список грехов, правильно их обозначив. Учитываются проступки, совершенные словом, делом, в помыслах начиная с последнего покаяния. В случае первой исповеди в зрелом возрасте вспоминают о собственных прегрешениях с 7 лет или после крещения.

    Чтобы настроиться на нужный лад, желательно прочесть вечером перед таинством Покаянный канон. Важно идти на исповедь при отсутствии неблагочестивых мыслей, простить своих обидчиков и извиниться перед теми, кого обидели сами. Пост перед обрядом необязателен.

    Исповедоваться следует 1 раз в месяц, при желании и возникновении потребности можно делать это чаще. Женщины во время менструации от обряда воздерживаются.

    Как правильно исповедоваться

    На таинство покаяния важно приходить без опоздания. Исповедь проводится в утреннее или вечернее время. Раскаивающиеся верующие читают чинопоследование. Священник опрашивает имена пришедших на исповедь, следует сообщить его спокойным голосом, не выкрикивая. Опоздавшие в таинстве не участвуют.

    Рекомендуется проводить обряд покаяния у одного духовника. Нужно дождаться своей очереди, далее обратиться к людям со словами: «Простите меня, грешную (грешного)». Ответом послужит фраза: «Бог простит, и мы прощаем». После этого подходят к священнослужителю и склоняют голову перед аналоем - возвышенным столом.

    Перекрестившись и поклонившись, верующий исповедуется, перечисляя грехи. Начинать фразу следует со слов: «Господи, согрешила (согрешил) перед Тобой…» и раскрыть, в чем именно. Сообщают о проступке без подробностей, общей формулировкой. Если понадобится уточнение, батюшка попросит. Однако говорить слишком кратко: «Грешен (грешна) во всем!» также не допускается. Важно перечислить все проступки, ничего не утаивая. Заканчивают исповедь, например, фразой: «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй меня грешного (грешную)!» Далее внимательно выслушивают священника, принимают к сведению его советы. После прочтения церковнослужителем «разрешительной» молитвы крестятся и кланяются дважды, целуют Крест и книгу Евангелие.

    Важно! За тяжелые прегрешения представитель церкви назначает епитимию - наказание, которое может заключаться в прочтении длинной молитвы, соблюдении поста или воздержания. Только после ее выполнения и с помощью «разрешительной» молитвы верующий считается прощенным.

    В больших Храмах при значительном количестве людей применяют «общую» исповедь. В этом случае священник перечисляет главные грехи, а исповедующиеся каются. После этого каждый прихожанин подходит к представителю церкви под «разрешительную» молитву.

    Таинство покаяния

    Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

    При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника - этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться.

    Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

    Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

    К распространенным женским проступкам относятся:

    • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее;
    • редко посещала церковь и читала молитвы;
    • имела половые отношения до брака;
    • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
    • боялась старости;
    • имела неблагочестивые мысли;
    • совершала аборты;
    • была суеверна;
    • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
    • носила откровенную одежду;
    • отказала в помощи нуждающимся.

    Распространенными мужскими грехами считаются:

    • отсутствие веры, хула на Господа;
    • жестокость;
    • гордость;
    • лень;
    • насмешки над слабыми;
    • жадность;
    • уклонение от службы в армии;
    • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
    • слабость при противостоянии соблазнам;
    • клевета, воровство;
    • хамство, грубость;
    • отказ в помощи нуждающимся.

    В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.

    Грехи по отношению к Богу

    • интерес к оккультным наукам;
    • вероотступничество;
    • оскорбление Бога, неблагодарность ему;
    • нежелание носить нательный крест;
    • суеверие;
    • атеистическое воспитание;
    • упоминание Господа всуе;
    • нежелание читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм по воскресеньям и праздникам;
    • мысли о суициде;
    • увлечение азартными играми;
    • редкое чтение православной литературы;
    • несоблюдение церковных правил (поста);
    • отчаяние в трудностях и проблемах, отрицание промысла Божьего;
    • осуждение представителей церкви;
    • зависимость от земных удовольствий;
    • боязнь старости;
    • утаивание грехов при покаянии, нежелание бороться с ними;
    • самонадеянность, отрицание Божьей помощи.

    Грехи по отношению к близким

    Группа пороков против ближних включает:

    • неуважение к родителям, раздражение старостью;
    • осуждение, ненависть;
    • гнев;
    • вспыльчивый нрав;
    • клевету, злопамятность;
    • воспитание детей в иной вере;
    • невозврат долгов;
    • невыплату денег за работу;
    • отказ людям, нуждающимся в помощи;
    • высокомерие;
    • ссоры, ругань с близкими и соседями;
    • жадность;
    • доведение ближнего до самоубийства;
    • совершение аборта и подталкивание других на это;
    • употребление спиртного на поминках;
    • воровство;
    • леность в работе.

    Грехи по отношению к душе

    • обман;
    • сквернословие (употребление нецензурной лексики);
    • самообольщение;
    • тщеславие;
    • зависть;
    • лень;
    • отчаяние, грусть;
    • нетерпение;
    • отсутствие веры;
    • прелюбодеяние (нарушение верности в браке);
    • смех без причины;
    • рукоблудие, противоестественный блуд (близость людей одного пола), кровосмешение;
    • любовь к материальным ценностям, стремление к обогащению;
    • чревоугодие;
    • лжесвидетельство;
    • совершение добрых дел напоказ;
    • зависимость от алкоголя, табака;
    • празднословие, многословие;
    • чтение литературы и просмотр фотографий, фильмов с эротическим содержанием;
    • внебрачная плотская близость.

    Как исповедоваться детям

    Церковь учит детей с раннего возраста к чувству благоговения перед Господом. Ребенок до 7 лет считается младенцем, исповедоваться ему не нужно, в том числе перед причастием.

    По достижении указанного возраста дети приступают к обряду покаяния наравне со взрослыми. Перед исповедью рекомендуется настроить малыша, почитав Священное Писание, детскую православную литературу. Желательно сократить время просмотра телевизора, уделить особое внимание чтению утренних и вечерних молитв.

    При плохом поведении ребенка разговаривают с ним, пробуждая чувство стыда.

    Дети также составляют список совершенных прегрешений, важно, чтобы они делали это самостоятельно, без помощи взрослых. Чтобы помочь ребенку, ему предоставляют перечень возможных грехов:

    • не пропускал утренние или вечерние молитвы, перед трапезой?
    • не воровал?
    • не гадал ли?
    • не хвалишься своими умениями и навыками?
    • знаешь ли главные молитвы («Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся»)?
    • не утаиваешь грехи на исповеди?
    • не используешь амулеты, символы?
    • посещаешь церковь по воскресеньям, не балуешься на службе?
    • не увлекаешься вредными привычками, не сквернословишь?
    • не упоминал имя Господне без надобности?
    • не стесняешься нательного крестика, носишь не снимая?
    • не обманывал родителей?
    • не ябедничал, не сплетничал?
    • помогаешь близким, не ленишься?
    • не издевался над зверями земными?
    • не играл в карты?

    Ребенок может назвать личные грехи, не указанные в списке. Важно, чтобы он понимал необходимость осознания собственных проступков, чистосердечного и искреннего раскаяния.

    Примеры исповеди

    Речь при таинстве покаяния составляют произвольно, в зависимости от перечисления грехов верующего. Несколько примеров, что говорить на исповеди, помогут составить индивидуальное обращение к батюшке и Богу.

    Пример 1

    Господи, согрешил (согрешила) перед Тобой прелюбодеянием, ложью, жадностью, клеветой, сквернословием, суеверием, стремлением к обогащению, внебрачной плотской близостью, ссорами с близкими, чревоугодием, совершением аборта, зависимостью от алкоголя, табака, злопамятностью, осуждением, несоблюдением церковных правил. Каюсь, Господи! Помилуй мя, грешного (грешную).

    Пример 2

    Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славивому, Отцу и Сыну и Святому Духу все грехи от юности до настоящего времени, совершенные делом, словом и помышлением, вольно или невольно. Возлагаю надежду на Божье милосердие и желаю исправить мою жизнь. Согрешил (согрешила) вероотступничеством, дерзкими суждениями о церковных законах, любовью к земным благам, непочитанием старших. Прости, Господи, очисти, обнови мои душу и тело, дабы идти мне по пути спасения. И вы, честный Отче, помолитесь обо мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».

    Пример 3

    Приношу тебе, милостивый Господь, тяжелый груз моих согрешений с ранней юности до нынешнего дня. Я согрешил (согрешила) перед Тобой забвением Твоих заповедей, неблагодарностью Тебе за милости, суеверием, хульными мыслями, стремлением к удовольствию, тщеславием, пустословием, чревоугодием, нарушением постов, отказом помощи нуждающимся. Я согрешил в словах, мыслях, поступках, иногда невольно, но чаще осознанно. Я искренне раскаиваюсь в совершенных грехах, делаю все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи!

    Как правильно исповедоваться? Многие священники требуют вдумчивости, а не формальный подход, в то же время меня очень смутил наш священник, когда я после череды исповедей "кое-как" , которые не приносили облегчения, наконец-то вдумчиво подошла к этому вопросу, написала все на листик, зачитала, а он сказал, что это пустое многоглаголание, Бог все видит и знает, надо говорить кратко и по существу, что это была исповедь не для Бога, а для себя. В общем, остался осадок, получается зачем тогда вообще к нему ходить- можно и дома покаяться. Я всегда думала, что главное на исповеди заглянуть себе в душу, а оказывается, главное не напрячь священника многоглаголанием. Почему так? Получается, надо продолжать говорить стандартный набор грехов, потому что он так требует? Татьяна.

    Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

    Здравствуйте, Татьяна!

    Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но «вдумчивая» не означает «длинная». Потому что чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам. Во-первых, когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех, но чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Например, человек кого-то обидел. На исповеди нужно так и сказать: каюсь, грешен, обидел человека. А не рассказывать, что такой-то человек сказал мне то-то, а я ему ответил так-то, и он обиделся, но я совсем не хотел этого, а хотел как лучше, потому что…. Ну, и так далее. Вот так каяться совершенно неправильно. Нужно помнить, что исповедь – это важная часть покаяния, но покаяние не должно сводиться только к исповеди. Сначала, действительно, нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем нужно попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться по возможности исправить совершенное нами – или твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.
    Во-вторых, исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов, но за этим перечислением теряет собственно покаяние – главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. Конечно, можно записать грехи на бумажку, но один из священников говорил, например, что если у меня где-то болит – я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу.
    В-третьих, иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, и это тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета, и т.п.
    И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многоглаголанием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться.
    В Вашей же ситуации я бы посоветовал следующее. Во-первых, не обижаться на священника. Если Вы исповедуетесь у этого священника давно и регулярно, то можно просто побеседовать с ним, рассказав о Вашем смущении. Во-вторых, если Вы хотите подробно исповедоваться, то нужно выбрать для этого время удобное и для Вас, и для священника. Потому что если исповедоваться утром, во время Литургии, да еще в воскресный день или в день праздника, когда в храме много народу, то нужно понимать, что священник может от силы уделить 2-3 минуты каждому исповедующемуся, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься, и служба не растянулась бы из-за исповеди. В-третьих, я бы советовал Вам прочитать или послушать беседы об исповеди, например, митрополита Антония Сурожского, которые наш сайт сейчас, во время поста, предлагает среди других материалов для ежедневного чтения постом. Возможно, Вы найдете в этих беседах ответы на свои вопросы и недоумения. Помощи Вам Божией!

    На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

    – Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

    – Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

    – Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

    – Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

    – А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

    – Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

    – Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

    – Тогда это не его проблемы.

    – Так обидно же ему…

    – А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

    Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

    – Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

    – Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

    – Что же делать?

    – Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.