Главный универмаг страны: история и современность

Торговля на территории современного ГУМа ведется с XV в. Историческое название комплекса - Верхние торговые ряды. Изначально Никольская, Ильинка и Варварка делили всю торговлю напротив Кремля на Верхние, Средние и Нижние ряды. Каждый блок внутри делился на ряды, по характеру товаров: Колокольный, Кафтанный и пр. В XV–XVI вв. торговля шла в деревянных лавках, при Борисе Годунове в 1596–1598 гг. появились и каменные постройки, но, несмотря на частые пожары, замена дерева камнем шла очень медленно. В 1780-х гг. передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком. Проект полной перестройки комплекса был разработан , но до конца так и не реализован.

Пожаром 1812 г. ряды были полностью выжжены, но уже к 1815 г. по проекту построен новый комплекс, вновь классицистический: с портиком и куполом. Боковые части в форме буквы «Г», выходившие на Никольскую и Варварку, получили народное прозвание «глаголи». Здание украсили барельефы в виде женских фигур, несущих лавровые венки, а на главном портике со стороны площади разместился герб Москвы. Всего было 32 каменных корпуса. Но и этот комплекс обветшал: переходы, заваленные товаром, превратились в узкие трущобы, помещения плохо освещались и - во избежание пожаров - не отапливались. В 1887 г. комплекс был закрыт, прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов. Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект . Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.

Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин. Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина. Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.

После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор. В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название - Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади. Судьба Верхних рядов осталась связанной с торговлей Средние же ряды, перешедшие в ведение военных, сейчас ожидают решения о своей участи, а Нижние ряды и вовсе были утрачены.

Н екогда самый крупный пассаж Европы - Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки - за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие - сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой .

Верхние торговые ряды . В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма . Завершал работу после пожара 1812 года Осип Бове. Едва прошло полвека - торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс . Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея . К слову, новая постройка должка была гармонировать и с ярким теремом из красного камня - Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству» . Академия художеств , Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями - специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» - петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна - будущего автора Музея изящных искусств , третья - австрийцу Августу Веберу - одному из авторов здания Политехнического музея . Проект Померанцева утверждал лично Александр III .

От храмов - к торговому пассажу . Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым возводил второй по величине после храма Христа Спасителя - московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева . Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе - по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца , Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка , Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики» . Изобретатель и новатор Владимир Шухов , включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле . Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок - к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале - магазины оптовой торговли.

Торговля в парижском духе . Фиксированную цену на товар в России впервые ввели именно в Верхних торговых рядах. Опыт владельца магазина «Le Bon Marche» Аристида Бусико, установившего ценники и придумавшего распродажи еще в середине ХIX века во Франции, прижился и в российской торговле. В московских Торговых рядах распродажи - «дешевки» пользовались у горожан большой популярностью. Ряды стали своеобразной выставкой достижений капиталистического хозяйства: часы Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокара. Одним словом, дореволюционные бутики России.Маяковский . «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» - призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности - на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне . С 1953 года ГУМ вновь становится торговым пассажем и одним из символов города.


Адрес Главного универсального магазина (ГУМа): г. Москва, Красная пл., д. 3, метро: «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Театральная».
Телефон Главного универсального магазина: (495) 788-43-43.
Главный универсальный магазин открыт каждый день с 10.00 до 22.00.
Сайт Главного универсального магазина: http://www.gum.ru

Главный универсальный магазин (ГУМ) (до 1953 года Верхние торговые ряды) - крупный торговый комплекс в центре Москвы и один из крупнейших в Европе, занимает целый квартал и выходит главным фасадом на Красную площадь , является памятником архитектуры федерального значения.

Среди торговых заведений России конца XIX века Верхние торговые ряды занимали особое место.

Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Пассаж (от французского - проход, переход) - тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы, размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

Уже в XVII веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы.

То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему, издавна было бойким торговым центром города.

Здание Верхних торговых рядов построено в 1890-1893 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова. Здание выдержано в псевдорусском стиле.

Здание было расположено в квартале между Красной площадью и Ветошным проездом по радиусу: как свидетельствуют документы того времени, длина фасада, выходящего на Красную площадь, составляла 116 сажен, а выходящего на Ветошный проезд 122 сажени.

Торжественное открытие Верхних торговых рядов с участием генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова и великой княгини Елизаветы Фёдоровны состоялось 2 (14) декабря 1893 года.

В гигантском трёхэтажном сооружении, состоящем из трёх продольных пассажей с глубокими подвалами, разместилось более тысячи магазинов. Конструкция перекрытий пассажей - арочные стальные фермы с остеклением шестнадцатиметровых пролётов. Кроме пассажей в здании устроены три больших зала. Во внешней отделке использован финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.

В 1952-1953 годах здание реставрировали и сделали Государственным универсальным магазином (сокращённое название - ГУМ). В настоящее время торговый комплекс не является государственным, но название ГУМ используется и сейчас наряду со старым названием «Верхние торговые ряды».











Икона святого благоверного князя Александра Невского на фасаде здания ГУМа.






Рядом со зданием Верхних торговых рядов находятся:

История ГУМа началась с того, как после пожара при Иване III пустое место здесь заполнили торговцы. На месте обветшавших лавок XVII века при Екатерине II началось проектирование грандиозного торгового центра в стиле классицизма. Проект разработал сам Кваренги, но строительство велось городскими архитекторами наспех и до конца доведено не было. После пожара 1812 года торговые ряды перестроил другой мастер классицизма, Осип Бове.

Здание Верхних торговых рядов быстро обветшало и морально устарело. Но торговый комплекс состоял из более чем 600 отдельных владений, находившихся в собственности более чем 500 лиц. В течение 20 лет представители лавковладельцев вели безрезультатные переговоры с городским самоуправлением.

В 1886 году новый московский городской голова Алексеев на собрании лавковладельцев наконец добился их согласия на создание акционерного общества. Однако и после этого дело не сдвинулось с места. Тогда управа закрыла Верхние торговые ряды под предлогом их аварийности. Лавки были перемещены во временные здания на Красной площади. Упадок торговли вследствие этих событий оказался настолько сильным, что лавковладельцы наконец решились приступить к реконструкции.

В 1888 году был утвержден устав «Акционерного общества Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве». Лавковладельцы вносили в акционерный капитал свои строения и участки под ними, а акции распределялись между ними пропорционально доходу от существующей недвижимости. Не желающие участвовать в создаваемом обществе могли требовать выкупа их имущества, кроме того, московское городское самоуправление получило право принудительного отчуждения недвижимых имуществ у тех, кто вообще не желал от него отказываться. Имущественные права признавались за существующими владельцами по самому факту текущего владения, без требования купчих (у многих за давностью лет владельческие документы были утеряны) .

В ноябре 1888 года был объявлен закрытый архитектурный конкурс, на который поступило 23 проекта. Торжественное открытие торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года.

Архитектура

Ныне существующее здание Верхних торговых рядов построено параллельно Кремлевской стене по проекту архитектора Александра Померанцева, с участием инженеров Владимира Шухова и Артура Лолейта. Здание выдержано в псевдорусском стиле, элементы декора позаимствованы у русских памятников эпохи узорочья, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению соседнего здания Исторического музея.

) в центре Москвы , который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь . Здание, построенное в псевдорусском стиле , является памятником архитектуры федерального значения.

Находится в аренде до 2059 года у российской компании розничной торговли Bosco di Ciliegi , которая специализируется на продаже предметов роскоши . Аренда продлевается без конкурса, её стоимость является государственной тайной.

История

На месте обветшавших лавок XVIII века при Екатерине II началось проектирование грандиозного торгового центра в стиле классицизма . Проект разработал сам Кваренги , но строительство велось городскими архитекторами наспех и до конца доведено не было . После пожара 1812 года торговые ряды перестроил

другой мастер классицизма, Осип Бове .

Здание было расположено в квартале между Красной площадью и Ветошным проездом по радиусу: как свидетельствуют документы того времени, длина фасада, выходящего на Красную площадь, составляла 116 сажен , а выходящего на Ветошный проезд 122 сажени.

Здание Верхних торговых рядов быстро обветшало и морально устарело. Уже в 1869 году московский генерал-губернатор потребовал от городской думы рассмотреть вопрос о реконструкции торгового комплекса. Владельцы лавок, не желавшие стороннего вмешательства в их дела, выступили со встречной инициативой: они создали собственную комиссию по перестройке рядов. В течение 20 лет представители лавковладельцев вели безрезультатные переговоры с городским самоуправлением. С одной стороны, торговый комплекс состоял из более чем 600 отдельных владений, находившихся в собственности более чем 500 лиц; согласование интересов этой массы собственников было затруднительным. С другой стороны, лавковладельцы надеялись выторговать у города какие-либо преференции. В частности, одной из их идей было бесплатное предоставление городом полосы земли, отрезаемой от Красной площади, для расширения проходов между рядами; город категорически не соглашался с таким требованием. В 1880 году городская дума, отчаявшись в успехе переговоров, ходатайствовала перед правительством о создании акционерного общества для перестройки рядов, участие в котором было бы обязательным для лавковладельцев. Но и эта инициатива не нашла достаточной поддержки и заглохла.

В 1886 году новый московский городской голова Н. А. Алексеев сумел достичь определенного успеха: на собрании лавковладельцев он добился согласия их большинства на создание акционерного общества, избранный ими комитет составил и опубликовал проект устава общества. Однако и после этого дело не сдвинулось с места. Городская управа на этот раз решила не отступать, и в том же 1886 году закрыла Верхние торговые ряды под предлогом их аварийности. Лавки были перемещены во временные здания на Красной площади. Упадок торговли вследствие этих событий оказался настолько сильным, что лавковладельцы наконец решились приступить к реконструкции.

В 1888 году был утвержден устав «Акционерного общества Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» . Акционерное общество располагало акционерным и облигационным капиталом. Акционерный капитал состоял из участка земли, занятого старыми Верхними торговыми рядами. Лавковладельцы вносили в акционерный капитал свои строения и участки под ними, а акции распределялись между ними пропорционально доходу от существующей недвижимости. Нежелающие участвовать в создаваемом обществе могли требовать выкупа их имущества, кроме того, московское городское самоуправление получило право принудительного отчуждения недвижимых имуществ у тех, кто вообще не желал от него отказываться. Устав предоставлял обществу существенные льготы: имущество переходило обществу без уплаты крепостных пошлин, а имущественные права признавались за существующими владельцами по самому факту текущего владения, без требования купчих (у многих за давностью лет владельческие документы были утеряны). Общий размер акционерного капитала (представлявший собой, по существу, оценку земельного участка) составил 9.4 млн рублей. Само же строительство финансировалось за счет облигационного капитала, для чего были выпущены 5 % облигации общим номиналом в 5 млн рублей, подлежащие погашению в течение 90 лет. Для того, чтобы Общество было признано открытым, требовалось получить заявление о вступлении в общество от двух третей владельцев, что и произошло в августе 1888 года. Правление общества возглавил промышленник А. Г. Кольчугин .

В ноябре 1888 года был объявлен закрытый архитектурный конкурс, на который поступило 23 проекта; одним из условий конкурса было соответствие облика нового зданий стилистике других построек Красной площади . Первую премию (6000 руб.) получил А. Н. Померанцев , вторую (3000 руб.) - Р. И. Клейн , третью (2000 руб.) - А. Е. Вебер . Большинство конкурсных проектов и все премированные отличались большим сходством и в объемно-планировочных решениях, и в стилистике. Разборку старого здания начали осенью 1888 года, через год приступили к сооружению фундаментов, а официальная церемония закладки нового здания состоялась 21 мая 1890 года. Максимальной интенсивности строительные работы достигли в 1891 году, когда на постройке было одновременно задействовано до 3000 рабочих. С конца 1891 года для торговли начали открывать отдельные части комплекса, торжественное открытие торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года. Однако отделочные работы в некоторых помещениях продолжались вплоть до 1896 года.

В 1923 году в здании открылся Государственный универсальный магазин (ГУМ) , состоявший в ведении Наркомторга РСФСР

В 1934-1936 годах здание готовилось к сносу. На его место хотели поставить огромное здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

В 1952-1953 годах провели реставрацию здания и в 1953 году в нём вновь открылся Государственный универсальный магазин. В 1970-х годах была начата ещё одна реставрация здания, которую завершили к 1985 году .

В 1990 году магазин был акционирован, а в 1992 году - приватизирован . Несмотря на то, что магазин перестал быть государственным, название «ГУМ» сохранено и используется наряду со старым названием - «Верхние торговые ряды».

В 1997-2001 и в 2011-2012 годах были проведены фрагментарные реставрационные работы на фасадах, в вестибюлях, отдельных торговых помещениях здания, которые выполнили по проекту архитектора-реставратора М. Б. Канаева и под научным руководством Г. В. Мудрова. В ходе первого этапа реставрации здание иллюминировали линиями электрических лампочек, подчёркивающих архитектурные элементы фасада и силуэт постройки .

Архитектура и оформление

Внутренняя панорама линий

Вторая линия

Третья линия

Комплекс зданий Верхних торговых рядов построен по проекту архитектора А. Н. Померанцева, при участии архитектора П. П. Щёкотова , инженеров В. Г. Шухова и А. Ф. Лолейта . Основное здание поставлено параллельно Кремлёвской стене , главный вход в ряды был устроен в центре фасада на Красной площади. Задняя часть основного корпуса выходит на Ветошный переулок, где стоит ещё один самостоятельный корпус рядов. Основной корпус сооружён в виде пассажа - популярного в европейской архитектуре второй половины XIX века типа торгового здания, где магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остеклённым перекрытием. Здание состоит из 16 корпусов, соединённых тремя продольными и тремя поперечными галереями («линиями»), над которыми расположены световые фонари .

См. также

Напишите отзыв о статье "ГУМ"

Примечания

Литература

  • , Оттмар Перчи, Ф. В. Шухов, М. М. Гаппоев и др., 192 стр., «Мир», Москва, 1994.
  • «Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России.», Е. М. Шухова, 368 стр., Изд. МГТУ, Москва, 2003.
  • Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина , М. И. Астафьева-Длугач. - М .: Стройиздат, 1997. - С. 29-30. - 512 с. - ISBN 5-274-01624-3 .
  • / Отв. ред. И. А. Савина, М. В. Ляпина, Е. И. Степанова. - М .: ОГИ, 2012. - С. 258-261. - 319 с. - ISBN 978-5-94282-690-1 .
  • Киприн, В. А., Малыгин, С. М., Тончу Е. А. От лавок до пассажей. - М .: Издательский Дом ТОНЧУ, 2014. - 584 с. - ISBN 978-5-91215-092-0 .
  • , und andere, 192 S., Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, 1990.
  • a dissertation in architecture, 264 p., University of Pennsylvania, 2000.

Ссылки

  • - нагрудные знаки сотрудников ГУМа, ,

Отрывок, характеризующий ГУМ

Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.
Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов.
Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне.
Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.