Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека». Теоретические основы проблемы сна и сновидений в науке Исследовательская работа сон и сновидения

Разделы: Начальная школа

Каждый день, на всей планете
Ночью спать ложатся дети.
Вместе с ними спят игрушки,
Книжки, зайцы, погремушки.
Только фея сна не спит
Над Землей она летит
Дарит детям сны цветные,
Интересные, смешные…

I. Введение.

Мама говорит, что я должен во время ложиться спать, хорошо высыпаться и тогда у меня будет хорошее настроение, я буду бодро себя чувствовать, а значит мне легко будет учиться и со всеми делами я успешно справлюсь. Но ведь получается что столько времени уходит на сон… Я бы мог в это время поиграть за компьютером, посмотреть любимые передачи по телевизору, собрать новую машину из конструктора, поиграть с друзьями и много, много чего еще…. А приходится ложиться спать… И каждый раз так неохота засыпать…. А утром, что интересно, когда звенит будильник с трудом открываю глаза и неохота расставаться с любимой подушкой и одеялом…

Мне стало интересно, что же за такое явление “сон”? Именно его я выбрал объектом своей работы. Почему иногда так сложно уснуть, а утром наоборот “открыть глаза”? Сколько времени мне надо, чтобы выспаться? Во сколько надо ложиться спать? Во сколько вставать? А еще, когда мы спим – видим сны…. И порой они такие интересные, смешные…. А иногда страшные… А бабушка говорит, что я расту во сне…И вот я решил провести свое исследование, чтобы прояснить все эти вопросы.

Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье человека. В ходе исследований мы должны подтвердить гипотезу , что хороший сон положительно влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность. Задачи работы:

  • узнать, что же происходит с человеком во время сна;
  • определить наилучшее время для сна и его продолжительность;
  • выяснить, как легко засыпать и просыпаться.

II. Основная часть.

1. Сон – дар природы.

Итак, сон…. В электронной энциклопедии Википедия я нашел такое определение “сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым”.

Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом сна – крылатым Морфеем, одним из сыновей бога Гипноса. И, пожалуй, они были правы, сон – это действительно дар Природы, значение, которого трудно переоценить. Как утверждают врачи, исследователи, во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы.

Многие ученые изучают данное явление. В разных источниках я нашел много интересного о сне:

1. Оказывается, что у каждого из нас есть два сна: сон “медленный” и сон “быстрый”: за 6–8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз меняется быстрым – на 10–20 минут и как раз за это время человек и видит сновидения .

2. Ученые проводили опыты и лишали людей возможности видеть сновидения, то есть будили их до наступления быстрого сна и как выяснилось у людей без сновидений появлялись неврозы – чувство страха, тревоги, напряженности. Получается, что наши сновидения – это столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидения нужны нам, как дыхание или пищеварение!

3. Во время “медленного” сна высвобождается гормон роста. И существуют даже специальные методики увеличения роста с использованием сна.

4. Известно немало случаев, когда во сне происходили знаменательные открытия. Общеизвестно, что именно во сне Д.И.Менделеев сумел упорядочить Периодическую систему химических элементов, Нильс Бор “увидел” структуру атома. Многие писатели и художники видят свои произведения во сне. Так, Моцарт во сне слышал целые симфонии, Пушкин видел стихи. Сальвадор Дали научился вызывать в полудреме целые картины: усаживался в кресло, зажимал в руке чайную ложку и ставил на пол поднос. Когда художник засыпал, ложка со звоном падала, художник вскакивал и зарисовывал увиденное во сне. Бетховен во сне сочинил пьесу. Державин сочинил последнюю строфу оды “Бог” именно во сне. По мнению ученых, такие озарения возможны, потому что сновидения создают условия для самопогружения, подсознательной проработки информации, над которой творческий человек интенсивно размышлял в состоянии бодрствования.

5. Домашние питомцы тоже видят сны. Наверное, многие замечали, как подергивается во сне кошка или собака. Есть объяснение, что это происходит потому, что ночью одна часть мозга расслабляет мышцы тела, а другая в это же время посылает им команду двигаться. В ответ на это мышцы только обозначают движение. В результате, если во сне собаке снится, как она гонится за кошкой, то ее лапы будут двигаться как бы в беге. Кошка во сне может шипеть и выгибать спину.

6. У летящих аистов каждые десять минут в середину косяка залетает очередная птица и дремлет, лежа на струе воздуха и едва шевеля крыльями.

7. Слоны спят стоя в течение медленной фазы, и ложатся на землю во время быстрой фазы сна.

8. В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Человек может прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. В древнем Китае была казнь: человека лишали сна. И он не жил дольше 10 дней.

9. Самый долгий промежуток времени без сна – восемнадцать дней, двадцать один час и сорок минут. Человек, поставивший подобный рекорд позже рассказывал об ужасающем психическом состоянии – ему мерещились различные образы, ухудшилось зрение, возможность вести себя адекватно, память и логика. Этим человеком был семнадцатилетний студент Ренди Гарднер. Рекорд был поставлен в 1964 году и с тех пор так и не был побит. После рекорда, Ренди спал всего пятнадцать часов подряд, чего ему хватило для того, чтобы полностью выспаться.

2. Исследования с моими друзьями.

Я провел свои исследования. Мои друзья Леня и Миша согласились мне помогать.

Исследование № 1: сколько нам нужно спать?

Во-первых, я решил выяснить, сколько нам нужно спать. Существует мнение, что дети от 7 до 12 лет должны спать 9–10 часов. 3 дня мы спали – по 8 часов, потом 3 дня – по 10 часов и 3 дня – по 11 часов. Свое самочувствие мы оценили по 10-ти бальной шкале. И вот что получилось:

Как видно, наилучшее самочувствие, у нас было с 4-ого по 6-ой дни, то есть получается, что нам действительно лучше спать по 10 часов . 8 часов нам мало, а больше 10-ти тоже не идет на пользу. Нужно отметить, что последние 3 дня, когда мы спали по 11 часов, то последний час мне и Мише спать уже совсем не хотелось, и мы просто лежали в кровати.

Исследование № 2: во сколько нам нужно ложиться спать?

Потом, когда мы определились с продолжительностью сна, я решил выяснить есть ли разница, во сколько ложиться спать. Сначала 5 дней мы ложились в 8 часов, потом 5 дней – в 9 и 5 дней в 10. Я и мои друзья отметили, что в 8 часов нам было трудно засыпать, а вот в 9 часов мы с Леней быстро отключались после трудовых будней. Хотя Миша отметил, что ему было трудно засыпать и в 9 часов. А когда стали ложиться в 10 часов, то чувствовали усталость и очень хотелось спать после 9 часов. Миша же сказал, что для него 10 часов – наилучшее время для засыпания. Как выяснилось, мы с Леней и раньше ложились спать в 9 часов, а Миша – в 10. И мы сделали вывод, что это зависит от привычек человека, но ложиться спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.

3. Засыпаем легко.

Но кроме определенного времени для легкого засыпания, есть и другие рекомендации:

  • не употреблять пищу за 2–3 часа до сна;
  • небольшая прогулка (30 мин.) перед сном;
  • теплая ванна перед сном;
  • проветривание комнаты перед сном;
  • засыпать в полной тишине;
  • спать на животе или левом боку.

Я также проверил некоторые из них. 5 дней я и мои друзья гуляли перед сном, принимали ванну и проветривали комнату. Обсудив свои ощущения, мы поняли, что данные рекомендации действительно работают: засыпали мы быстрее.

4. Советы врачей.

А вот как же утром легко встать? Врачи советуют:

  • постепенно вставать, потягиваясь в кровате минут 10;
  • массаж пальцев и мочек ушей, так как именно на них расположено большое количество нервных окончаний, и организм просыпается при их стимуляции;
  • прохладный, тонизирующий душ;

  • чашка ароматного чая.

А еще я узнал маленькую хитрость…. Оказывается, есть интересное упражнение, которое позволяет побыстрей освободиться из цепких объятий сна. Еще в полусне-полудреме нужно перевернуться на спину, убрать из-под головы подушку, лечь ровненько “солдатиком” и имитировать движения пойманной рыбы: верхняя часть туловища должна оставаться почти неподвижной, а ногами – точнее стопами и голенями, соединенными вместе, нужно двигать из стороны в сторону (при этом стопы тянуть на себя).

Мы с друзьями стали опробовать именно это веселое упражнение. Помотав утром “хвостами” чувствуем себя и бодрыми и настроение повышается.

III. Заключение.

На самом деле, сон является наиболее важной составляющей деятельности человека. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Сон – это не время “вычеркнутое” из активной жизни. Это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя в форме, мыслим ясно. Он позволяет нам сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все, что мы запланировали – это дать нашему телу время отдохнуть во сне.

Интернет-ресурсы.

  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Сон
  2. Интересные факты о сне http://www.passion.ru
  3. Интересные факты о сне http://uucyc.ru
  4. Интересные факты о сне http://www.kariguz.ru/articles/a14.html
  5. Интересные факты о сне http://www.SLEEP-DRIVE.ORG.RU
  6. Как легко проснуться утром http://www.znaikak.ru/legkostanduputrom.html
  7. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА http://www.shitoryu.narod.ru/shitoryu/bibliotek/index2.htm
  8. Наука сна, или что происходит за закрытыми глазами? http://www.spa.su/rus/content/view/133/746/0/
  9. Про Сон http://www.kariguz.ru/articles/a3.html
  10. Сон ребенка http://www.rusmedserver.ru
  11. Тайны сна http://www.kariguz.ru/articles/a1.html

Сновидения предоставляют доступ к недоступным в состоянии бодрствования областям бессознательного. Не будучи специалистом, можно заметить, что сны достаточно часто отражают наши ожидания, связанные с будущим. Так, страх провалиться на экзамене вызывает у выпускника школы сновидение соответствующего содержания. Однако язык сновидения редко бывает столь однозначен. Например, ситуация экзамена может сниться людям, которые давно закончили обучение и не сдают никаких экзаменов. Кроме того, сновидения богаты на странные, непривычные «декорации», так что событие, осознаваемое во сне как «экзамен» может более всего напоминать, с точки зрения обыденного восприятия, сцену из «пьесы абсурда». Категория времени во сне является намного более относительной, чем в состоянии бодрствования. Например, сновидец точно знает, «что будет дальше» (т.е. имеет четкую информацию о «будущем»), но, в то же время, не может определить, «с чего все началось» и «как здесь оказался» (т.е. не ориентируется в «прошлом»). Фрейд замечает, что, как правило, во сне «мысли, выражающие пожелание на будущее, замещены картиной, протекающей в настоящем».

Во сне не соблюдается такая характеристика времени, как однонаправленность (из прошлого в будущее). Поэтому во сне мы часто сталкиваемся с темпоральными аномалиями: участвуем одномоментно во взаимоисключающих или разнесенных в «пространстве» действиях или переживаем ситуацию «и тут все началось сначала». Возможно, богатая символами и сложными взаимопереплетениями событий ткань сновидения имеет больше аналогий с понятием «образ будущего», чем наши более рациональные и систематизированные «дневные» представления. Ведь, с одной, стороны, наше будущее конструируется на основе прошлого опыта, а настоящее видим сквозь призму будущего (взаимоперетекание, а не четкое разделение). С другой стороны, образы будущего, как и образы снов - это то, чего объективно не существует. И моделирование образом будущего возможно только с помощью языка символов - то есть того же языка, с помощью которого к нам обращаются сновидения.

Впрочем, не все сновидения носят символический характер и нуждаются в «расшифровывании». Основоположник психоаналитического подхода к толкованию сновидений Зигмунд Фрейд условно делил сновидения на три группы. В первую группу входили сновидения, носящие явный смысл и отражающие будничную, реальную действительность. Вторую группу составляли сны, действие которых происходило в реалистичных условиях, но содержало странные, необычные события. И, наконец, третья группа сновидений характеризовалась неясностью, абсурдностью, с точки зрения бодрствующего сознания, т.е. это были сновидения, несущие в себе не явный, а символический смысл. В качестве примера снов первой категории Фрейд рассматривал сновидения детей. В этих снах, по мнению Фрейда, в неизмененном виде отражаются желания, которые могут быть удовлетворены (или не удовлетворены) в ближайшем будущем ребенка.

Однако ошибкой было бы думать, что абсолютно все детские сны буквальны и не несут в себе никакой символической нагрузки. Младшие школьники уже достаточно часто видят сны, которые можно отнести как ко второй, так и к третьей группе. Особенно часто символическую природу в детских сновидениях приобретают угрожающие образы.

Интересными являются данные исследования детских снов. Так, девятилетнему Тиме К. снится повторяющийся «страшный сон» - он пролетает над извергающимся вулканом. События сна нельзя назвать повседневными, однако, символически они отражают актуальную для мальчика жизненную ситуацию. Не вдаваясь в психоаналитические подробности, отметим, что «вулкан» у Тимы ассоциируется с «опасностью» и вызывает страх. Единственным выходом ему представляется подняться как можно выше, что бы оказаться вне досягаемости для «вулкана». Сделанный им рисунок сна включает в себя только вулкан и маленькую фигурку пролетающего над ним сновидца. На рисунке нет ни земли, ни какой-либо перспективы. В данном случае, полет, вероятно, символизирует уход от реального источника опасности в мир фантазий, что подтверждается данными других исследований.

Функцией сновидения по З. Фрейду является попытка удовлетворения желания. Каждое желание может иметь соответствие с определённым участком поверхности тела (речь в данном случае идет о донарциссическом расщеплённом теле сновидения), что и представляют частичные объекты. В философско-антропологической теории постструктурализма высказанное нами соответствие объектов желания телу предстаёт в виде «тела без органов» - карты сцепления частичных объектов. В своей поздней работе «Шизоаналитические картографии» («Cartographies schizoanalitiques», 1989) Ж. Делёз и Ф. Гваттари как раз и занимаются построением таких карт для различных систем: бессознательного, социума, экономики.

«Я» как поле развертывания сновидения само находится на поверхности и обозначает некоторую поверхность. В качестве «кожной» структуры, «Я» выражает единство поверхности и границы, так как формируется на базе различия «моего» и «иного». Всё это отражается и в структуре сновидения, о чём нам говорит наличие телесной схемы в сновидении. Но кроме этого, наиболее фундаментальный элемент этой структуры - «экран».

Понятие «экрана сновидения» предложено психоаналитиком Б. Левиным и обозначает нечто, на что проецируется картина сновидения, тогда как пространство сновидения - это психическая область, в которой процесс сновидения реализуется как эмпирическая реальность. Это две различные, хотя и дополняющие друг друга психические структуры. Он интерпретировал экран как символ сна (желания спать) и слияния «Я» с грудью в уплощенной форме, к которой бессознательно приравнивается сон, зрительные же образы сновидения представляют желания, способные нарушать состояние сна. В итоге, можно говорить о фундаментальном взаимодействии Я и Другого в сновидении.

Помимо границы и поверхности есть ещё один эффект, возникающий попутно с ними - смысл. В отношении эффектов телесности смысл предстает таким же элементом общей системы, являясь также неотъемлемой частью структуры сновидения.

Смысл, как неотъемлемая часть всякой границы, и в сновидении появляется на границе взаимодействия «я» с Другим, в пространстве которого это «я» в сновидении пребывает. Причём эта граница является продолжением взаимодействия с внешним другим. Для иллюстрации сказанного можно представить себе ленту Мёбиуса, в которой лишь следуя поверхности можно попасть на другую её сторону: стирается различие между сторонами границы, между сновидным и сновидящим телом. Это поверхность скольжения смысла.

Р. Барт высказывается о сигнификации в теории психоанализа: «Известно, что Фрейд рассматривал психику как густую сеть отношений значимости». Таким образом, один из элементов этого отношения представляет собой явный смысл (manifester trauminhalt) - означающее, другой, например, субстрат сновидения - скрытый (latente traumgedanken), действительный - означаемое. Есть и третий элемент, который согласно семантическому треугольнику, представляет собой результат взаимодействия первых двух - знак (само сновидение).

Вернёмся к базовому положению Фрейда о сновидении как галлюцинаторном удовлетворении желания. Желание выражает нехватку. Согласно Лакану, оно имеет «контур», поверхность, которая формируется пространством утраченного объекта.

Сновидение - есть «метафора желания» (Р.О. Якобсон). Желание объекта, которое не знает удовлетворения именно в силу отсутствия оного - это «метонимия нехватки бытия» (Ж. Лакан).

Граница сновидения - это разрыв цепочки означающих, отделяющий скрытое содержание от явного. Психический аппарат из «скрытого» материала производит явный. Такое производство даёт повод некоторым теоретикам рассматривать психический аппарат как машину сновидений. Но машина сновидений оказывается и машиной поверхностей. Каждый элемент сновидения есть форма, поверхность скольжения смысла.

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер, Фрейдимер. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

Тейлор, постулирует основные предположения относительно снов:

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез.

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях.

Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Все феномены сна можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний.

При работе со сновидениями необходимо также учитывать позицию Фрейда по поводу того, что содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна оно лишь воспроизводится, вспоминается, хотя после пробуждения человек может отрицать принадлежность этого знания своей информированности. То есть человек в сновидении знает нечто, чего не помнит в бодрствующем состоянии.

НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ «Влияние сна на здоровье человека»

Подготовили ученицы 8 класса

Балташ Айзада и Мукушова Анар

Руководитель: учитель биологии

Мазнёва Екатерина Юрьевна

2016-2017 уч.год


  • Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье человека, и выяснить какие факторы влияют на сон.
  • Гипотеза: Мы предполага ем, что правильный сон положительно влияет на здоровье человека.

Задачи исследования :

  • Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;
  • Узнать, что же происходит с человеком во время сна.
  • Определить наилучшее время для сна и его продолжительность.
  • Выяснить, что происходит с человеком во сне после просмотра телепередач, страшных фильмов и мелодрам.
  • Составить памятку «Правила здорового сна».

Что такое сон?

СОН (С.И. Ожегов) – это физиологическое состояние покоя и отдыха, наступающее через определённые промежутки времени, при котором полностью и частично прекращается работа сознания.


Сон - это естественный физиологический процесс, происходящий у живых существ. Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма.



Почему мы должны спать?

  • Человек должен спать, чтобы восстановить силы, дать отдых натруженным мышцам тела. Во время сна восстанавливаются не только силы, но и нормализуются жизненно важные процессы
  • Мозгу, так же как и другим органам, требуется отдых. Наш мозг постоянно находится в работе.

Сон ночной и дневной.

  • Когда же лучше спать - ночью или днём? Люди, которые ведут ночной образ жизни (работа в ночную смену, ночные погружения в интернет, любители ночных клубов и другие, кто предпочитает бодрствовать ночью, а спать днём) подвергают свой организм огромному риску. Как было сказано выше, мы должны спать для того, чтобы восстановить силы и нормализовать работу внутренних органов.
  • После дневного сна повышается умственная деятельность человека, увеличивается работоспособность. Организм расслабляется, снимается стресс, улучшается настроение. А так же дневной отдых способствует улучшению памяти, информация быстрее и легче запоминается, усиливается воображение и к человеку приходят свежие идеи

И именно ночной сон способствует шишковидной железе головного мозга вырабатывать гормон мелатонин, регулирующий суточные ритмы. Максимальная выработка мелатонина наблюдается в ночное время - от полночи до 4 часов утра.


Нарушение сна.

  • Каждый человек сталкивается с такой проблемой как нарушение сна. Иногда долго не можешь заснуть, переваривая в голове всевозможные впечатления, часто просыпаешься от шума за окном, от громкого звука работающего телевизора или от яркого света, от жары и духоты, от холода, а иногда и пустой желудок не даёт уснуть. Периодически с этим сталкиваются почти все люди. Но когда это происходит постоянно, то такие нарушения сна следует рассматривать как болезненные расстройства сна. К нарушениям сна относятся такие болезни, как бессоница, нарколепсия, Летаргический сон, кошмарные сны.

Открытия во сне

Д.И. Менделеев утверждал, что таблица химических элементов привиделась ему во сне



Собственные исследования Исследование № 1

Вывод: Подросткам 13-14 лет для хорошего самочувствия необходимо спать 9-10 часов


Исследование № 2: Во сколько нам нужно ложиться спать?

Потом, когда мы определились с продолжительностью сна, решили выяснить, есть ли разница, во сколько ложиться спать. Сначала 5 дней мы ложились в 21.00 часов, потом 5 дней – в 22.00, и 5 дней в 23.00. Мы отметили, что в 21.00 часов нам было трудно засыпать, а вот в 22.00 часов мы засыпали быстро после трудовых будней. Хотя Настя отметила, что ей было трудно засыпать и в 22.00 часов, так как она привыкла ложиться спать в 23 часа или позже. А когда стали ложиться в 11 вечера, то чувствовали усталость и очень хотелось спать на уроках.

Вывод: ложиться спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.


Исследование № 3: Как влияют ТВ передачи на сон человека

самочувствие

количество учащихся

снились кошмары

головная боль

часто просыпались ночью

Вывод: Для наилучшего самочувствия на следующий день перед сном необходимо смотреть спокойные или развлекательные передачи.


Исследование № 4:Анкетирование

Во сколько вы ложитесь спать?

Вывод: 53 % учащихся ложаться спать вовремя, 16% ложаться поздно


Всегда ли вы высыпаетесь?

Ответили «не высыпаюсь» те учащиеся, которые поздно ложатся спать и кто помладше, т.е. 10-11 летние, которым для нормального сна нужно времени больше.



Проветриваете ли вы комнату перед сном?

Вывод: Не все ученики соблюдают режим сна, а также не все умеют правильно организовать свой сон. Необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся, особенно младших классов о необходимости здорового полноценного сна.


По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации в виде прамятки

Памятка по гигиене сна

  • Перед сном всегда проветривай спальное помещение. Свежий воздух очень благоприятствует быстрому засыпанию, хорошему сну и приятному пробуждению.
  • Твоё спальное место должно быть удобным, не очень жестким, но и не слишком мягким.
  • В спальне должно быть тихо и темно (затемни шторами), т.к. шум и избыточный солнечный свет отрицательно влияют на качество сна.
  • Соблюдай режим сна: укладывайся спать и просыпайся всегда в одно и то же время (независимо от рабочих и выходных дней).
  • Соблюдай ритуал засыпания (умывание, чтение книги, пожелание на ночь от близких и т.п.) и старайся ему не изменять.
  • Старайся за несколько часов до сна закончить делать уроки, не играй в шумные и компьютерные игры.
  • Избегай употребления перед сном тяжелой пищи.
  • Избегай перед сном просмотра страшного фильма и прослушивания громкой музыки.
  • Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе.

Таким образом, цель нашей работы достигнута:

  • 1. Мы выявили, что здоровый полноценный сон является залогом хорошей успеваемости в школе, отличного настроения и сохранения здоровья
  • 2. Выявили, в какой мере школьники знают правила организации и выполняют гигиенические нормы сна.
  • 3. Мы установили, что наши действия: привычки, вечерние и утренние ритуалы и т.д. так или иначе могут повлиять на сон. И чтобы обеспечить себе здоровый ночной отдых, все это нужно контролировать.
  • Составили памятку для учащихся по соблюдению гигиены сна

Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека».

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Усть–Лабинский район.

4 «Б» класс.

I. Введение.

1. Цели и задачи.

2. Обоснование выбора темы.

II. Основная часть.

1. Что такое сон.

2. Когда ложиться спать?

3. Что происходит в организме человека, когда он спит.

4. Как правильно спать.

5.Как долго человек может не спать.

6. Интересные факты.

7.Что мы видим в своих снах.

III. Практическая работа.

IV. Заключение.

V. Приложения.

Введение.

Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя сестричка Машенька. Я обратил внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовался, сколько же должен спать ребёнок и взрослый человек.

А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решил сделать эту работу.

(Проблема )

Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания.

Поэтому объектом своего исследования я выбрал продолжительность сна в течение дня и недели.


(Гипотеза ) Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.

Я поставил перед собой следующие цели:

1. Узнать мнения учёных - специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Основная часть.

На первом этапе своей исследовательской работы я обратился к научным источникам психологии, и выяснил:

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.

Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы , а 24% имели другие проблемы со сном.

Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.

Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.

Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.

У меня тоже возник вопрос «Сколько должен спать ребенок?» - так как моя сестричка первые месяца много спит. Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.

До одного года - от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью

От 2 до 7 лет - от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов - ночью

С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.

Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.


Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.

Премьер-министр Великобритании

известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.

Когда ложиться спать

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.

Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.

Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем.

Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.

Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.

Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.

Что происходит в организме, когда мы спим.

Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.

1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.

2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

Как правильно спать

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» (рис.1.) Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите .

«Калачиком» (рис.2) - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе» (рис.3) . Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

«На боку» (рис.4) - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.

Как долго человек может не спать

Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые. Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.

18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.

Американец" href="/text/category/amerikanetc/" rel="bookmark">американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.

Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения.

В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.

Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.

Интересные факты

https://pandia.ru/text/78/483/images/image005_106.gif" align="left" width="90" height="135">Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.

Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.

Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».

Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

Что мы видим в своих снах

Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения.

Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.

В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц.

Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов.

Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете.

Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.

Практическая работа.

На следующем этапе своей работы я провёл в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.

Я предложил ребятам :

1) Заполнить анкету.

2) Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.

3) Нарисовать рисунки о своих снах.

Результаты моих исследований.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решил исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.

Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение). В ходе анализа анкеты я получил следующие результаты.

1. Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т. к. он не высыпается. 65% учеников ложатся спать поздно, поэтому 44% - не высыпаются.

2. Во сколько вечером вы ложитесь спать

Как вы чувствуете себя после сна?

37% хорошо

15% нормально

44% сонные

3. Сравнив продолжительность сна своей младшей сестрёнки и

https://pandia.ru/text/78/483/images/image015_46.gif" align="left" width="244" height="202 src=">Чем занимаешься за 30 минут до сна?

15% читают, кушают, играют

15% смотрят телевизор

65% занимаются гигиеной

https://pandia.ru/text/78/483/images/image017_38.gif" align="left" width="222" height="194">

Какие сны снятся?

Цветные 88%

Чёрно - белые 12%

4. А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.

https://pandia.ru/text/78/483/images/image019_40.gif" align="left" width="302" height="178 src=">

63% 10 часов

7% 11 часов

15 % 9 часов

4. Затем я раздал ребятам задание, которое помогло мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у них в течение недели.

Я составил таблицу (Приложение 3) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывел среднее количество времени на сон в сутки.

Так как, по мнению специалистов, младшие школьники в среднем должны спать по 9 часов, то по проведённому исследованию видно, что

74 % ребят спят положенное время и больше.

Однако стоит помнить: по данным всестороннего исследования природы сна, даже один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребёнка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером

Вот что получилось:

37% ребят учатся на удовлетворительные отметки и спят они в среднем 8-9 часов в сутки, а 63%- учатся на хорошо и отлично и спят от 9-13 часов в сутки.

По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.

Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.

Как же можно помочь моим одноклассникам улучшить успеваемость? Я предложил Ирине Анатольевне провести классный час на тему «Роль сна в жизни человека», подготовил ребятам буклеты с рекомендациями. Думаю, что это в какой-то мере поможет ребятам пересмотреть свой режим дня и уделить внимание полноценному сну.

Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.

Теперь я понял, почему моя сестрёнка так много спит.

Заключение.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Выводы

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна

4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Приложение 1. Анкета

1) В какой позе ты чаще всего спишь?

На спине

На животе

- «калачиком»

2) Во сколько утром вы просыпаетесь? _______

3) Во сколько вечером вы ложитесь спать_______

4) Чем занимаешься за 30 минут до сна?

5) Какие сны снятся?

Цветные

Чёрно - белые

6) Что чаще всего видишь во сне?

7) Как часто тебе снятся сны?

8) Вы встаёте утром сами или вас будят родители?

9) Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших

10) Как вы чувствуете себя после сна?

11) Кто вы « жаворонки» или « совы»?

12) Сколько раз в день вы спите в учебные дни?

13) Сколько раз в день вы спите в выходные дни?

Приложение 2.

Задание для учеников

Дни недели

Количество времени на дневной сон

Количество времени на ночной сон

Количество времени всего на сон

Понедельник

Воскресенье

Рисунки моих одноклассников «Мои сны»


Приложение 3.

Кол-во времени на дневной сон за неделю

Кол-во времени на ночной сон за неделю

Кол-во времени всего на сон за неделю

Среднее кол - во времени на сон в сутки

Средний бал успеваемости уч-ся

Андреев Филипп

Базаров Егор

Баканова Милена

Владимирова Анна

Гавриш Анна

Григорьев Никита

Гусейнов Алим

Дубовиков Иван

Жарикова Софья

Журавлев Илья

Иванов Иван

Кочукова Юлия

Латуш Родион

Левченко Иван

Лубешко Ангелина

Лытченко Даниил

Михайличенко Ксен.

Низиенко Елизавета

Новиков Артем

Павликов Илья

Симонян Артур

Третьяков Александр

Устинова Екатерина

Черножуков Илья

Шилова Полина

Щеголев Артем

Щербина Ярослав

Найдёнова Мария

Исследования помогли выявить, что абсолютно все видят сны. С о временем, хроническое недосыпание может привести к массе серьезных заболеваний, включая ожирение, диабет, болезни сердца, и даже ранняя смерть .

Научитесь просыпаться правильно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сны и Сновидения Выполнила ученица 4В класса Найдёнова Мария

Цель исследовательской работы: выяснить значение сна и сновидений для человека.

Мои Задачи 1.изучить сведения по данной теме, используя научно-популярную литературу, ресурсы Интернета. 2.Систематизировать полученные знания. 3. Представить свои выводы в презентации.

Гипотезы Человек видит во сне то, о чем думает. Человек видит сны, которые потом сбываются. Сон и сноведения жизненно необходимы человеку.

История изучения сна Эмпедокл Гиппократ Аристотель «Сон происходит вследствие некоторого уменьшения тепла, содержащегося в крови». «Охлаждение членов спящего вызывается оттоком крови и тепла во внутренние области тела». «Непосредственная причина сна содержится в поедаемой нами пище, которая выделяет Духи. Тепло тела направляет эти духи в голову, где они накапливаются и вызывают сонливость.

Что такое сон? Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.

Структура Сна У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна, которая длится 5-10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30-45 минут приходится на период 3-4 стадий. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90-100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна, и постепенно нарастает доля быстрого сна.

Функции Сна Сон обеспечивает отдых организма. Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Сон - это приспособление организма к изменению освещённости. Сон восстанавливает иммунитет путём активизации, борющихся с простудными и вирусными заболеваниями.

Почему и когда не снятся сны Когда люди спят, они всегда видят сны, даже если кажется, что это не так. Просто зачастую люди не запоминают свои сновидения. Причин тому может быть множество, начиная с плохих условий для сна и заканчивая его недостаточной продолжительностью.

Существует много теорий, связанных с вопросом «Почему мы видим сны?», некоторые из них физиологические, другие психологические, а некоторые представляют собой сочетание различных идей Отношения между сном и дневными мероприятиями и эмоциями Большинство исследований подтверждают, что повседневная деятельность, происходящая с нами в бодрствующем состоянии, имеет некоторое влияние на сновидения, по крайней мере, часть времени сна. Во многих случаях люди могут увидеть связь между их снами и надеждами, страхами, беспокойствами и переживаниями, происходящими в ежедневной жизни. Наши сновидения могут быть одним из механизмов, которые использует наш мозг, чтобы найти согласие между эмоционально заряженными или травмирующими событиями, которые происходят с нами во время нашего бодрствования.

Теория активация При рассмотрении вопроса «Почему мы видим сны?», теория активации предполагает, что сны являются результатом работы мозга, который пытается организовать случайные сигналы, сообщения, воспоминания и повседневную деятельность в нечто узнаваемое. Эта теория считает, что нет никакой реальной логики или причин, по которой развиваются наши сны. Фрейдистское объяснение Теоретически ответ на вопрос «Почему мы видим сны?», который был популярен в свое время, но в настоящее время снизилось к нему внимание, был выдвинут Зигмундом Фрейдом. По его собственным словам, З.Фрейд считал, что сон может быть “скрытым свершением подавленных желаний”. Другими словами, он считал, что мы сдерживаем определенные эмоции и действия в нашем сознательном мире, потому что они могут быть социально неприемлемыми. Тем не менее, во время сна, мозг чувствует себя свободным, чтобы исследовать эти действия. Однако ни одно исследование не доказало гипотезу Фрейда.

Оправдание повседневной жизни Это более поздняя теория о том, почему мы видим сны, которая ставит элементы различных теорий вместе, чтобы создать новую. Во время сна мозг занимают мысли, идеи и эмоции, которые испытывает человек во время бодрствования и смешивает информации вместе в попытке интерпретировать и организовать его таким образом, что согласуется с убеждениями каждого человека.

Когда мы ложимся спать, о чем обычно думаем? О прожитом времени, в том или ином отрезке, о том, как мы себя вели в той или иной ситуации, о том, как надо было себя вести и чтобы тогда произошло. А также мечтаем о будущем, представляя различные его вариации. В связи с этим сновидения делятся на три типа: Бытовые, где человек участвует в разрешении разных жизненных ситуаций, либо переживает какие-то печальные события; Знаковые, где совершаются некоторые действия, не характерные для реальной жизни сновидящего, и где наблюдаются некоторые символы в виде цифр, запоминающихся предметов или слов, сказанных иным персонажем; Вещие, которые могут показать человеку, что может случиться или произойти в той или иной ситуации, и дать подсказку, чтобы избежать нежелательных событий. Люди, видящие вещие сны встречаются довольно редко и могут называться в какой-то степени одаренными, поскольку их мозг намного более способен принимать информацию из невидимых источников, чем у других. За сотни тысяч лет люди создавали различные сонники, основанные на наблюдениях и обобщенные в основные значения предметов и ситуаций. Но, как правило, трудно судить о предстоящем событии по одному предмету, взятому из контекста сна. Зачастую нам снится такой бред, что его не то, что значение определить, его в сюжет то завернуть невозможно.

Замечено так же, что самые яркие и красочные сны с полной гаммой ощущений снятся людям творческим, с развитым воображением, а также детям. Может быть, поэтому они и запоминаются лучше. Суть вопроса еще и в том, как относиться к сновидениям как к факту, ведь люди технического слада, скептики, мышление которых построено на «математике», к снам относятся постольку поскольку. То есть без интереса и они совершенно не обеспокоены тем, что видят они или не видят, у них другие заботы. От того их сны могут быть тусклыми, черно-белыми, и легко забываться. Существует также поверие среди сновидцев - если после пробуждения сразу посмотреть в окно, сон забудется.

Сколько нужно спать? «Пять часов сна для молодого и старого, шесть - для купца, семь – для аристократов, а для лентяев и полных бездельников – восемь часов» Лаузиус (древний поэт) Нет единого необходимого времени сна для всех людей. Продолжительность и глубина сна зависят от характера человека, возраста, работы, привычек, степени утомления. Есть "жаворонки ", "совы", "голуби ".

Наполеон ложился в 22-24 часа ночи и спал до 2ч ночи Затем вставал, работал до 5ч утра, затем засыпал до 7ч утра Черчиль работал до 3-4ч ночи, а в 8ч уже снова был на ногах Альберт Эйнштейн каждую ночь проводил в постели 10-12 часов Короткоспящие Долгоспящие

Время, необходимое для сна Новорожденные (0-2 месяцев) 12-18 часов Младенцы (3-11 месяцев) 14-15 часов Малыши (1-3 лет) 12-14 часов Дошкольники (3-6 лет) 11-13 часов Дети школьного возраста (6-10 лет) 10-11 часов Подростки (11-17 лет) 8-9 часов Взрослые 7-9 часов

факторы, которые могут привести к нарушению сна Чтобы хорошо выспаться необходимо спать около семи-девяти часов и устранить: напитки с кофеином; алкоголь; курение; слишком горячая или слишком холодная комнатная температура; антидепрессанты.

«Вещие сны» «Сон - это небывалая комбинация былых впечатлений» Иван Сеченов. Что кому приснилось: Альберту Великому- План Кельнского собора Джузеппе Тартини - Знаменитая «Соната дьявола» Данте - «Божественная комедия» Гете - Вторая часть «Фауста» Грибоедову - «Горе от ума» Д.И. Менделееву – периодическая таблица химических элементов Химику Августу Кекуле - формула бензола, над которой он работал долгое время. А.С.Пушкину - две строчки из стихотворения « Лицинию » Вольтеру - целая поэма, это был первый вариант « Генриады ». Лафонтен во сне сочинил басню «Два голубя» Бетховен во сне сочинил пьесу. Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

Интересные факты о снах и сновидениях Стадия дремоты появляется у детей в возрасте 8-9 лет. Хищники видят больше сновидений, чем их жертвы. Нам снится только то, что мы видели Наши сновидения длятся от 5 до 30 минут. За ночь мы видим, как минимум, 5 снов. Мы забываем 90% сновидений Слепые видят сны. Слепые с рождения не видят картинок, однако их сны наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями. Около 12% зрячих людей видят только черно-белые сны. Остальные видят сны в цвете. У всех людей бывают во сне подергивания и резкие сокращения мышц. Человек не видит снов в тот момент, когда храпит. Даже в утробе матери малыш видит сны. Фаза сновидений (быстрый сон) помогает развитию мозга, поэтому до 2 лет у ребенка преобладают сновидения. Маленькие дети не видят во снах самих себя до достижения 3 лет. С 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь. Если вас разбудить во время стадии быстрого сна, вы запомните свой сон до самых мельчайших подробностей. Во время сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь. С возрастом увеличивается количество таких остановок дыхания.

Гигиена сна Необходимы регулярные вечерние прогулки перед сном; Необходимо проветрить комнату перед сном; Ложиться спать каждую ночь в одно и то же время; Вместе с одеждой необходимо скинуть все дневные заботы; Нельзя плотно ужинать перед сном, пить крепкий чай или кофе; И помните, слишком долгий сон также вреден здоровому организму!

Выводы: Исследования помогли выявить, что абсолютно все видят сны. Если разбудить человека во время фазы быстрого сна, то он сможет детально описать то, что ему снилось. В то же время, практически нереально вспомнить сон, прерванный на стадии медленного сна. По этой причине многие считают, что они никогда не видят сновидений. На самом же деле, они посещают каждого, просто многие их не помнят. С о временем, хроническое недосыпание может привести к массе серьезных заболеваний, включая ожирение, диабет, болезни сердца, и даже ранняя смерть. Научитесь просыпаться правильно. Измените время для пробуждения, чтобы после звонка будильника у вас оставалось еще 10-15 минут, чтобы спокойно полежать в постели. Измените мелодию будильника, чтобы она не вырывала вас из сна, а помогала медленно проснуться. Сразу после пробуждения заблокируйте все мысли о предстоящем дне и о том, что вам нужно сделать прямо сейчас. Попробуйте вспомнить свой сон. Если не получится с первого раза – не расстраивайтесь. Со временем такие тренировки дадут свои плоды, и вы будете легче запоминать сны.