Механизмы манипулирования общественным мнением. Ложное переспрашивание, или обманчивые уточнения. Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование понятий средств массовой информации (СМИ) и общественного мнения. Свобода выражения мнений и убеждений. Формы периодического распространения массовой информации. Взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Характерные черты общественного мнения в политике. Обобщение и детализация социально-политических технологий, используемых при подготовке и осуществлении "цветных революций". Их роль в управлении общественным мнением, сетевые технологии как инструменты.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Исследование каналов целенаправленного формирования общественного мнения жителей г. Калуга о работе ООО "Русинтерфарм". Средства массовой информации как регулятор общественного мнения. Теоретические понятия "общественное мнение", "общественность".

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Теоретические основы манипулятивных технологий в средствах массовой информации. Духовное помыкание на примере манипуляции в годы перестройки: отбор событий реальности для сообщений, создание образа коллективного врага, наклеивание ярлыков, сенсационность.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Признаки манипулятивного воздействия. Феномен и механизмы языковой манипуляции. Технологии и классификация инструментов в текстах интернет-средствах массовой информации. Использование риторического инструментария. Конвергенция каналов доставки сообщений.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    Формирование общественного мнения и его роль в успешном существовании различных предприятий. Характеристика средств массовой информации (СМИ). Грамотная работа МНТК "Микрохирургия глаза" со СМИ - важный фактор в процессе создания общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2009

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

2.3 СМИ как инструмент манипуляции общественным мнением

Воздействие на общественное мнение, пожалуй, самая главная функция средств массовой коммуникации. За свою долгую историю развития СМИ успели изучить общество и выработать стереотипы. С самого начала их развития они предоставляли информацию обществу, именно ту в которой оно нуждалось, однако со временем мы стали заложниками этой информации. СМИ не только сумели подстроиться под изменяющиеся условия в мире, но и научились использовать информацию как средство манипуляции. В современном мире средства массовой коммуникации стали главным инструментом манипулирования. Фактически они контролируют мир, могут навязывать культуру, ценности, идеи, идеалы и многое другое. Многие ученые считают, что за счет этого навязывания СМИ могут создавать квазиреальность, искажая реальное положение вещей. СМИ предлагают нам готовые стереотипы поведения, диктуют нам, как и о чем думать. Общество превращается в бездумную массу, таким образом, упрощая СМИ задачу манипулирования.

Средства массовой коммуникации ограничивают наше мировоззрение. Информация, которая не прошла через СМИ как бы и не существует. "А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Добываемая и передаваемая информация перестает нести только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов и событий, произошедших в мире, но и их комментирование и оценку.

СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную проблему.

Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении, где информация передается непосредственно вместе с визуальным изображением. Многие ученые занимались изучением проблемы манипулирования к ним можно отнести таких ученых как: Г. Шиллер, Е. Л. Доценко, М. Паренти, А. Моль, Н. Хомский и др. Например Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.

1.Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3. Способ постепенного применения. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.

4. Отсрочка исполнения. Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

5. Обращаться к народу как к малым детям. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу.

7. Держать людей в невежестве, культивируя необразованность. Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. Внедрять в население мысль о том, что модно быть, пошлым и невоспитанным.

9. Усиливать чувство собственной вины. Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях.

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и господствующие классы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, на любую аудиторию найдется свой метод воздействия, будь то подростки или пенсионеры. Главной чертой всех этих психологических методов воздействия является то, что индивид должен быть эмоционально нестабилен и подвержен манипуляции со стороны средств массовой коммуникации. Но даже если индивид считает, что не подвержен манипуляции, это не значит, что ее нет. Зачастую манипуляции носят скрытый характер, можно и не подозревать о ее наличии.

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют экономическое, политическое, идеологическое, бюрократическое и психологическое манипулирование...

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Как уже было сказано ранее, средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. Масс-медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат...

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Для изучения возможностей манипулирования общественным мнением средствами массовой информации, было проведено социологическое исследование на базе учебного заведения Орловского филиала РАНХиГС...

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Проведем сравнительный анализ двух исследований проведенных в городах Уфа и Орел на тему: «возможностей манипулирования СМИ на общественное мнение». При анализе вопроса о том, сколько времени вы тратите на просмотр телепередач и чтение газет...

Д. Карнеги и Э. Шостром – два подхода к выстраиванию межличностной коммуникации

Ориентация на рынок формирует отношение к человеку как к вещи, которой нужно уметь управлять. Коммерческая мысль стремится нивелировать уникальные особенности каждого. · Недоверие человека самому себе. Он верит, что его спасение в других...

Манипуляция сознанием населения мегаполиса как явление

Манипуляция человеческим сознанием: социологический аспект

В современном обществе обостряются проблемы, связанные с использованием методов интенсивного манипулятивного социального воздействия в деятельности разнообразных организаций и движений...

Одна из характерных черт современной эпохи - стремительно возрастающий поток информации, который человеку необходимо воспринять, освоить и применить для решения нередко очень сложных задач, и человек, принимающий решения...

Межличностные манипуляции, как социальное явление

1. Язык: непонятные слова имеют целью подавить слушателя фальшивым «авторитетом» эксперта, либо призваны выполнять гипнотизирующий эффект, либо прикрытие лжи. 2...

Основы социологии

Согласно, словарю - демократия (греч. dеmokratнa, буквально -- народовластие, от dеmos -- народ и krбtos -- власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти...

Проблемы социальной работы с молодежью

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир...

Рынок публичных услуг

Государственное регулирование сектора частных публичных услуг основывается на необходимости защиты интересов потребителей общественных благ, согласования общегосударственных и частных интересов...

Социологическое изучение общественного мнения

Общественное мнение формируется при соблюдения следующих важных условий: общественное мнение формируется тогда, когда на обсуждение народа выносится проблема, имеющая важное практическое значение, проблема (вопрос)...

Манипулирование общественным мнением

Сложность структуры общественного мнения, возможности его формирования, противоречивость условий его действия порождают важную характеристику этого явления – подверженность манипуляции.

В основе манипулирования, т.е. воздействия на общественное мнение при помощи определенных средств с целью достижения значимых результатов, лежит объективная характеристика сознания,связанная с ее изменчивостью, неустойчивостью, стремлением личности к позитивным изменениям. Нежелание мириться с происходящим, потребность заглянуть в будущее, активность субъекта – почва для манипуляций при формировании общественного мнения. Мощным инструментом такой манипуляции являются средства массовой информации.

Влияние на общественное мнение особенно сильно тогда, когда массы испытывают доверие к источнику информации. Для этого используется клише «Из компетентных источников известно…», «Одно высокопоставленное лицо сообщило…» и т.д.

Поскольку правящие круги заинтересованы в распространении определенных идей в массах, используется такой прием, как внедрение их через специальные журналы. Например, в США это «Журналы мнений». Такой способ манипулирования общественным мнением заключается в следующем:выдвигая на своих страницах «нужные идеи», «Журналы мнений» стремятся, чтобы они были замечены более массовыми изданиями и уже через них широко распространялись среди читателей. Создается впечатление, что информация поступает нейтрально, не от политических элит, не из властных структур и правительственного источника, а значит, эти журналы якобы не связаны с интересами господствующих групп.

Важным способом воздействия на общественное мнение являются ограничение и дозировка каналов информации. Немаловажный способ влияния на общественное мнение состоит в учете особенностей аудитории, когда фабрикуется содержание информации. Если тема сложная или аудитория имеет низкий уровень образования, то делаются готовые выводы и заключения (например, обозначения, где надо смеяться во время показа американских комедийных телесериалов). Если же тема простая, то аудитории предоставляется возможность сделать выводы самой. Для высокоинтеллектуальной аудитории материал подается с«двойной аргументацией»: «за» и «против». Это способствует более эффективному внедрению нужных идей, норм, ценностей. Поскольку негативной информации в большом количестве люди стремятся избегать, постольку такая информация строго дозируется. При этом учитывается и то, что охотнее воспринимается и имеет убедительную силу материал, подтверждающий имеющуюся точку зрения читателей,слушателей, зрителей. СМИ сообщают то, что хочет услышать, увидеть аудитория.

Эффективными приемами манипулирования общественным мнением являются прием многократного повторения сообщений и прием непрекращающейся в течение суток трансляции передач. Люди слышат, не слушая,запоминают и не только повторяют то, что услышали, но нередко начинают действовать в соответствии с услышанным. Эти приемы лежат в основе эффективной социальной технологии «промывания мозгов». На этом же строится и вся реклама.

Манипулятивная функция СМИ делает общественное мнение небезопасным с идеологической и политической точек зрения. Это касается как опросов общественного мнения, так и обнародования их результатов. Мнения могут стать силой, а соотношение мнений привести к обоюдоострым силовым конфликтам. Люди, особенно в обстановке кризиса,оказываются под силовым давлением полей уже сформированных мнений. Эти мнения поддерживаются определенными социальными группами. Таким образом, выбор человеком мнения зачастую оказывается выбором его или другой социальной группы [КажановО.А. Социологические проблемы изучения общественного мнения: Курс лекций. –Смоленск, 2006. - 135с.].

Российские ученые Панарин И.Н., Грачев Г., Мельник И. в своих работах описывают семь основных приемов информационно-психологического воздействия, которые в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов в Институте анализа пропаганды. Они достаточно широко известны специалистам как «азбука пропаганды» и в настоящее время активно используются российскими средствами массовой коммуникации:

1. «Приклеивание или навешивание ярлыков» - прием заключается в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так называемых «ярлыков», для обозначения, именования человека, организации, идеи, которые используются для того, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории.

2. «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» - основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей по отношении к определенным понятиям и словам («свобода», «демократия») – название партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Отечество – вся Россия».

3. «Перенос» или «трансфер» - искусное и незаметное распространение авторитета или престижа того, что ценится и уважается людьми на то, что преподносит источник коммуникации – политик может завернуться в государственный флаг во время своего выступления, появление в церкви в день большого праздника.

5. «Свои ребята» или «игра в простонародность» - попытка установить доверительные отношения с аудиторией как с близкими по духу людьми (Лужков играл в футбол, Ельцин ездил в общественном транспорте).

6. «Перетасовка» или «подтасовка карт» - сбор и преподнесение только положительных или только отрицательных фактов при одновременном замалчивании других, чтобы показать привлекательность или наоборот неприемлемость какой-либо идеи, точки зрения, политической программы и т.д.

7. «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» - при использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т.п. [Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипуляция личностью. Организация, способы и технологии информационно – психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002. – 288 с. – с.118].

И.Н. Панарин в своей книге «Информационная война и дипломатия» описывает еще несколько манипулятивных приемов и технологий информационных войн, используемых противоборствующими сторонами во время избирательной кампании.



«Осмеяние». Эффект действия данного приема основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, что автоматически может распространяться и на другие его высказывания и взгляды.

«Метод отрицательных групп отнесения». Техника пользования этим методом независимо от содержания взглядов и идей, одинакова. В каждом случае утверждается, что данная совокупность взглядов является единственно правильной.

«Повторение лозунгов» или «повторение шаблонных фраз». Условием эффективности использования этой техники является, прежде всего «соответствующий лозунг», то есть относительно краткое высказывание, сформулированное таким образом, чтобы привлекать внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя.

«Эмоциональная подстройка». Эту технику можно определить как способ создания настроения с одновременной передачей определенной информации. Настроение вызывается среди группы людей с помощью различных средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни, и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много.

«Продвижение через медиаторов». Данная техника основывается на том, что процесс восприятия значимой информации и, в частности, определенных ценностей, взглядов, идей, оценок имеет зачастую двухступенчатый характер. Это означает, что эффективное информационное воздействие на человека часто осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него авторитетных людей.

В качестве медиаторов или «лидеров мнений», в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д.

Манипулятивный эффект усиливается за счет вкрапления в развлекательные программы, интервью и т.п. прямых или косвенных оценок политических лидеров, происходящих событий, что способствует оказанию желаемого влияния на подсознательном уровне психики человека.

«Мнимый выбор». Суть данной техники заключается в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят, чтобы она была принята аудиторией.

«Инициирование информационной волны». Одной из эффективных техник информационного воздействия на большие группы людей является инициирование вторичной информационной волны. Суть заключается в проведение пропагандистской акции такого характера, что она заставляет осветить ее в ряде СМИ. Возможен вариант, когда не содержание самой акции, а ее освещение в некоторых средствах массовой коммуникации делается таким образом, что это заставляет значительно большее количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения, тем самым многократно усиливая мощность информационно-психологического воздействия. Происходит распространение информационного сообщения в других СМИ, то есть создается так называемая «первичная» информационная волна. Основная же цель использования этого приема заключается в создании вторичной информационной волны на уровне межличностного общения посредством инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов. Все это позволяет достичь и усилить эффект информационно-психологического воздействия на целевые аудитории.

В современной практике мы являемся свидетелями многочисленных форм искусственного привлечения внимания к конкретным персонам или событиям, в том числе с помощью скандалов как способа создания информационных волн [Панарин И.Н. Информационная война и дипломатия.- М.: ОАО «Изд. дом «Городец», 2004. – с 222-227].

Термин "манипуляция" (от лат. - Рука - наполнять) ранее использовался по искусства демонстрации фокусов, а также карточных игр, в которых применяются отвлекающие приемы, сокрытие истинных намерений, создания иллюзий. Впоследствии, когда срок начали употреблять по отношению к людям, у него стали вкладывать значение "приручить" другого, "прибрать его к рукам", попытки превратить его в послушное орудие, марионетку.

Американский профессор факультета СМИ Герберт Шиллер характеризует манипуляцию как скрытое программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения. Российский исследователь Дмитрий Волкогонов понимает под термином "манипуляция" господство над духовным состоянием людей, управление изменением их внутреннего мира. Он считает, что манипуляция происходит с помощью внушения массам определенных стереотипов мышления, формирование такой общественной мысли, которая является выгодной манипулятору.

Манипулирование основывается на лжи и обмане. Причем, в основе этой лжи лежат корыстные интересы. Манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию общественного мнения. Распространение манипулирования связано и с тем, что оно имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства: во-первых, оно осуществляется незаметно для кем манипулируют; во-вторых, оно не влечет за собой прямых жертв и крови и, в-третьих, манипулирование не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

Печальный прогноз относительно будущего манипулятивных технологий принадлежит перу известного английского философа, лауреата Нобелевской премии Бертрана Рассела (1872-1970), который в книге "Влияние науки на общество" отметил, что если раньше словосочетание вроде "снег - белый" была примером несомненной истины, то в будущем ученым придется выяснять, «... во сколько обойдется в расчете на одну голову, убедить людей в том, что снег черный, и насколько дешевле убедить их в том, что он темно-серый... Хотя эта наука... будет тщательно изучаться, ее изучения будет ограничено строгими рамками правящего класса. Простому народу не позволят знать, как возникают его убеждения. Когда же эта техника усовершенствуется, каждое правительство, которое контролирует воспитания нового поколения, сможет держать в подчинении своих подданных, а не нуждаясь ни армии, ни полиции ".

Как уже отмечалось, важная роль в процессе манипулирования общественным мнением принадлежит СМИ и особенно телевидению.

Для этой цели СМИ отработано большое количество приемов. Институт анализа пропаганды (СЕЛА) обобщил эти приемы и выделил ряд наиболее распространенных методов манипулирования общественным мнением:

"Определение". Идеи, личности, объекты сочетаются с определенными характеристиками (положительными или отрицательными в зависимости от задач, которые ставят перед собой манипуляторы), которые из-за их частое повторение усваиваются людьми как очевидные, не требующие доказательств. Скажем, идея о том, что в демократическом обществе существует плюрализм СМИ, хотя на самом деле, несмотря на огромное количество источников их происхождения, все СМИ контролируются крупными рекламодателями и правительствами.

"Блестящая всеобщность". Изображая какие-то события в которых необходимо заручиться поддержкой аудитории, применяют выражения, которые утверждают, что абсолютное большинство общества поддерживает такую точку зрения ("подавляющее большинство", "общественное мнение"). Алгоритм действий примерно такой: сначала политики с помощью социологических опросов, политологических центров, купленных журналистов, ученых, и разного рода влиятельных лиц создают так называемую общественное мнение. Потом - воплощают с помощью СМИ этот продукт своей деятельности в реальной жизни, а дальше - манипулируют этим своим собственным продуктом, имплантированным в действительность.

"Рекомендация". Нужна тезис вкладывается в уста личности, пользуется высокой популярностью в определенных общественных кругах (известный ученый, журналист, писатель, артист, спортсмен и т.д.). В общественном сознании укоренился стереотип, якобы человек, достигший значительных успехов в определенной области, компетентный и во всех других сферах. И хотя многочисленные факты убеждают, что это всего лишь распространенное заблуждение - есть множество фактов, которые показывают, что лица, которые блестяще делают одно дело, оказываются беспомощными в других. Тем не менее, этот стереотип вовсю эксплуатируется политиками и биз-нес-рекламой. Достаточно вспомнить, сколько популярных артистов, спортсменов, журналистов нанимают в свои ряды политические партии накануне выборов.

"Подтасовки карт". Возможность и оправданность применения точной или неточной, логической или нелогичной заявления с целью пробуждения интереса аудитории и освоения ней. Например, пробуждение общего интереса к сложной экологической ситуации в определенном регионе - формулировка сверхидеи, которая овладевает массами и убеждения аудитории в том, что для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо "всем вскочить в одну лодку и грести в одну сторону", то есть поддержать определенный подброшенный рецепт выхода из кризиса.

"Перенос". Прием с помощью которого безусловный авторитет определенного лица или политической силы переносится на какого-то человека, которую нужно популяризировать. Скажем, на парламентских выборах 2002 в Галиции, где авторитет Виктора Ющенко и избирательного блока "Наша Украина" был очень высоким, почти все депутаты-мажоритарщики, а также кандидаты в органы местного самоуправления которым удалось заручиться поддержкой этих политических сил, победивших в своих избирательных округах.

Можно привести и другие примеры когда объект в глазах общественности искусственно привязывается к чему-то такому, что воспринимается общественным сознанием как очень хорошо (или, наоборот, плохое): "Сталин - это Ленин сегодня"; "Саддам Хусейн - арабоязычный Гитлер".

"Подмена". Заключается в использовании позитивных определений для обозначения негативных действий или наоборот. Так, бандитов называют "борцами за свободу", а наемников - добровольцами. Скажем, война в Чечне российскими электронными СМИ называлась не иначе, как антитеррористическая операция. Можно также вспомнить такие, например, лексические пары, как "наведение конституционного порядка" и "военная агрессия", "защита прав человека" и "точечные бомбардировки", "общечеловеческие ценности" и "принципы западной демократии", "введение свободного рынка" и "разрушения отечественной экономики". Каждая из этих пар словосочетаний может в определенном контексте быть синонимичны. Как следствие - человек судит не о событиях, а об их названия; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.

"Свои ребята". С помощью этого приема создают обманчивое ощущение близости определенной общественной группы или определенного лица.

"Смещение акцентов". Прекрасной иллюстрацией этого приема может служить известный советский анекдот об освещении соревнования американского и советского бегунов. Победил американец. Советские комментаторы сообщили: "Наш спортсмен прибежал вторым, американский - предпоследним". Формально все сказано правильно, а на самом деле слушателей обмануты. Этот прием очень часто используют даже ведущие мировые информагентства.

Есть еще немало других методов введения общественности в заблуждение, такие, скажем, как налиплювання ярлыков, полуправда, заговаривания важных тем и тому подобное. Количество их постоянно растет.

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции является информация. А информацию можно:

Сфабриковать, выдавая ее за настоящую.

Исказить путем неполного, однобокого представления.

Отредактировать, добавив различные выдумки.

Интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете.

Скрыть важную информацию, какие-то существенные детали.

Отбирать факты, в соответствии со своей позиции.

Неточно процитировать, приведя лишь часть фразы или выступления, которая будучи вырванной из контекста приобретает другой, иногда противоположного смысла.

Границы манипулирования общественным мнением. Если возможности для манипулирования общественным мнением являются широкими, то может показаться, что те социальные группы, обладающие большими финансовыми ресурсами должны всегда диктовать свою волю. Однако на самом деле их возможности ограничены рядом факторов. Важнейшими из них являются:

Конкурирующая пропаганда. Под пропагандой понимают особый вид социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, и благодаря этому - возможность влиять на поведение людей.

Если государство обладает монополией на пропаганду (например, при тоталитарных режимах), каждому представителю общественности очень трудно усваивать альтернативные, отличные от официальных идеи и взгляды. Официальная пропаганда подавляет инакомыслие и выставляет в выгодном свете те факты, в которых она заинтересована. В демократических же политических системах всегда существует возможность воспринимать различные точки зрения существует несколько источников распространения пропаганды, которые поддерживают альтернативные точки зрения. В конкурентной борьбе эти стороны ставят друг другу определенные ограничительные условия, которые делают невозможной бесконтрольную пропаганду.

Доверие пропагандистам, в глазах представителей общественности, во многом зависит от информации и способов ее представления. Когда предлагаемые общественности факты заметно отличаются от доминирующей общественной мысли и реальной действительности, возникает напряжение, направленное против тех, кто осуществляет пропаганду.

Ровница в образовании в разных социальных групп общественности может привести к тому, что усилия пропагандистов будут восприниматься только слоями с высшим (или, наоборот, со средним) образованием.

Верования и система ценностей у разных представителей общественности также ограничивают пропагандистские условия, поскольку представители разных социальных слоев, будучи носителями разных систем норм и ценностей, подвергают критическому анализу действия пропагандистов.

Контрольные вопросы и задачи

1. Охарактеризуйте общественное мнение как состояние массового сознания и как социальный институт.

2. Проанализируйте специфику функционирования общественного мнения в разных обществах.

3. Охарактеризуйте структуру общественного мнения.

5. Какие главные каналы выражения общественного мнения
в Украине является наиболее, эффективными?

6. Какую роль играют СМИ как регулятор общественного мнения?

7. Как СМИ влияют на общественное мнение? Можно считать синонимичными выражения "воздействие на общественное мнение" и "манипулирование общественным мнением"?

8. Какие факторы ограничивают возможности манипулирования общественным мнением?

9. Охарактеризуйте особенности реализации общественного мнения в современном украинском обществе.