Развивающие логические игры с использованием икт. Создание интерактивных игр для дошкольников в PowerPoint

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

«Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особоактуальна .

В связи с введением ФГОС изменилось и отношение к работе педагога в ДОУ. В настоящее время одной из основных задач педагога является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях - игровой деятельности.

Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом речь - оказывается выключенным. Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

Применение ИКТ направлено на реализацию следующих принципов:

1. Принцип активности и сознательности. Главное в деятельности педагога – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.

2. Принцип открывающейся перспективы. Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.

3. Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода. Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальных потребностей.

Следовательно, можно выделить следующие дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ:

1. Совершенствование организации деятельности педагога.

2. Повышение продуктивности обучения дошкольников.

3. Индивидуализация работы с детьми.

4. Усиление мотивации ребенка.

5. Активизация процесса обучения, возможность привлечения ребенка к исследовательской деятельности.

6. Обеспечение гибкости учебно-воспитательного процесса.

В прошлом учебном году вработу учителей-логопедов гармонично вошел Он-лайн центр детского развития «Мерсибо». Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму и чтению и т.д., а главное и очень важное для детей с дефектами речи – это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. Этих красочных и «полезных» игр более 100. Слоган на сайте: «Каждая новая игра прибавляет сообразительности и ума». Мы рекомендуем вам обратить внимание на этот сайт и поиграть в развивающие игры на компьютере при возможности выхода в систему Интернет. Данные игры вышли и на CD -дисках, поэтому тем, кто не имеет доступа в интернет, рекомендуем по возможности приобретать игры для использования. Также можете рекомендовать родителям приобретать игры для домашнего использования.

На сайте можно прослушать вебинары посвященные работе с данным сайтом и играми.Вебинары проходят как для педагогов, так и для родителей, что более ценно для их информирования по проблемам работы с детьми, в том числе и с недостатками речи.

На логопедических занятиях дети играют в данные игры на компьютере с помощью CD -дисков Программно-дидактический комплекс «Логомер» «Современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета». Так как разработчики игр – это высоко квалифицированные специалисты, то учтена специфика логопедической работы.

На данном диске собраны игры по развитию артикуляционной и пальцевой моторики, развитию дыхания, фонематического и слуха и звукобуквенного анализа, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, логики и внимания, обучению чтения.

Представляю вашему вниманию несколько игр.

Игра «В гостях у жучков».

Цель: развитие слухового внимания.

Правила:Комната семьи жучков полна разных звуков. Выделяя по очереди все объекты, можно услышать, как они звучат. Затем нужно угадать, какие предметы издают эти звуки, не глядя на картинку.

Рекомендации: Эта веселая игра способствует развитию слухового восприятия у детей, на этапе предшествующему знакомству с буквами и звуками. В рамках развития связной речи нужно попросить ребенка составить предложение про каждого персонажа, а также вспомнить, какие звуки раздаются у него дома по утрам и вечерам.

Игра «Что с начала»

Цель: Составление рассказа по серии картинок.

Правила: Надо поставить три картинки в правильной последовательности. Ребенок сам определяет порядок картинок, а потом сам составляет рассказ.

Игра «Сказочная ошибка»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Ребенок должен найти ошибку в рисунке, проговорить ее и щелкнуть в нужное место.

Игра «Невнимательный художник»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Рассматривая картинки, ребенок находит и проговаривает какая деталь лишняя,чего не хватает на рисунке или что нужно заменить. Щелкая по тому месту, где в рисунке ошибка, можно ее исправить.

Игра «Звонок другу»

Цель: Игра учит сосредотачиваться, запоминать цифры. Развивать связную речь.

Правила: Для того, чтобы дозвониться другу, Лягушонок должен запомнить его номер телефона. Необходимо на телефоне набрать правильный порядок цифр. Тогда друг ответит.

Рекомендации: Это игра не только для запоминания порядка чисел, нои для развития связной речи. В конце игры можно попросить ребенка повторить истории, которые они услышали от лягушонка, и придумать свои собственные.

Игра «Кто за кем»

Цель:Закрепление в речи предлогов.

Правила:Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть кто за кем, от кого, перед кем и т.д.

Использование современных компьютерных технологий на занятияхоказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживания, творческого воображения, словарного запаса.

Подготовила: учитель – логопед Ястребова И.Н.

г. Советский, 2016

Игры-триггеры для детей младшей группы ДОУ

Родионова Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ № 1 "Семицветик", г.Гаджиево, Мурманской обл.
Описание: Игры-триггеры с использованием ИКТ.
Данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов и неравнодушным родителям.
Возраст детей: 3-4 года.
Цель: показать детям игры с использованием ИКТ.
Задачи: повышения профессионального мастерства, распространение педагогического опыта и внедрение ИКТ в процесс обучения детей.
Демонстрационный материал: Презентация с триггерами.
Никогда не подумала бы, что буду приятно удивлена внедрению ИКТ в детском образовательном учреждении. Более того, поняла я это лишь тогда, когда сама приняла участие в создании игры для детей с использованием компьютерных технологий. Дело было так. Наши методисты предложили нам, воспитателям, самостоятельно придумать и создать игры - триггеры. Но что это такое? Что за слово - триггеры? Уж что я представила точно, так это вид титульного листа моей игры-триггера.

Было ясно, что без помощи всемогущего интернета мне не обойтись. Итак, поисковая строка, вписываю непонятное мне слово "триггер" и.... о Боже. Интернет выдает - "Триггеры это устройство последовательностного типа с двумя устойчивыми...". Все, дальше не читаю. Помучившись еще немного и собрав все свое желание быть продвинутым педагогом в кулак, я с головой погрузилась в инновационную тему и в Ютуб, где какой-то мужчина разжёвывал для таких как я все базовые понятия составления игры- триггера. Оказалось достаточно лишь иметь желание и уметь пользоваться компьютерной программой PowerPoint. Находим закладку "Настройки анимации", скачиваем из интернета интересующие нас картинки для создания заданий и вперед.


Это первая моя игра. Добавив к каждой картинке необходимые эффекты из программы, мы достигаем нужного нам результата. Задание - "Найди домашних животных" предполагает, что дикие животные нам не нужны. Таким образом, добавляем диким животным "Эффект исчезновения". При нажатии клавишей "мышки" на дикое животное, оно исчезнет с экрана монитора. При нажатии на домашнее животное сработает заданный ему эффект, например "качание" или "вращение" или "мигание", при котором это животное выполнит свое задание(покачается, повращается или помигает), но останется в поле. По окончании, на экране монитора останутся лишь домашние животные, т.к. дикие исчезнут (кто-то просто упадет, кто-то улетит, а кто-то растворится и т.д.).
А вот еще некоторые игры.



Вот и все! Должна добавить, что детки моей группы просто в восторге от таких игр. Несмотря на то, что они наизусть знают все игры - просят каждый раз показать им их снова.
Обязательно порадуйте своих деток таким инновационным развлечением.

Презентация на тему: Игры-триггеры для детей младшей группы ДОУ

Анализ психолого-педагогической литературы, практики, обучения показывают, что для полноценного развития и обучения детей (4-10 лет)

особое значение имеют специальные развивающие игры.

Игра – мощный фактор развития коммуникативных способностей детей, т.к. именно в игре ребенок учится общению, соблюдать правила, уважать соперника, достойно проигрывать и многому другому. Развивающие игры широко использовались в народной педагогике при естественном общении детей разных возрастов и людей разных поколений. Однако, в современных условиях города и обучения в одновозрастных группах и классах возникает искусственная изоляция детей разных возрастов. Это изоляция приводит к тому, что культура игры забывается. Дети иногда не могут решить казалось бы самых простых задач: кто будет первый ходить? Решить кто же выиграл?

И т.п. В результате дети не умеют общаться, вести честную, справедливую игру, действовать командой, достойно проигрывать, не могут занять свой досуг интересной и полезной игрой, делом. Возникает острая необходимость в специальной организации развивающих игр, направленных как на умственное развитие детей и их творческих способностей, так и на умение организовывать свой досуг и общение с друзьями.

Сейчас игровой опыт не может передаваться без особых специалистов – носителей культуры игры. Деятельностный подход к обучению предполагает новый уровень взаимоотношений учеников и учителя. Специфика игрового обучения предполагает взаимоотношения партнерства, содружества, сотворчества. Учитель не должен “довлеть” над учащимся. Сами условия игры учат детей соблюдать правила игры и контролировать не только свои действия, но и действия партнеров по игре. Роль контроля, коррекции является важнейшим элементом обучения, но, как правило, в условиях классно – урочной системы осуществлять гибкий, постоянный контроль не представляется возможным. Мы же предлагаем систему таких занятий, на которых функцию контроля и самоконтроля берет на себя сама специфика занятий. Преподаватель не должен оценивать успехи учащегося, так как взаимоотношения партнерства не предполагают, что учитель стоит “выше” и может “сверху” оценивать действия учащегося. Решение познавательных задач и победа в игре приносит ребенку радость и чувство удовлетворения.

Таким образом, для ребенка становится важным не только оценка преподавателя, сколько сам процесс познания, мышления. Опыт игрового общения со сверстниками существенно влияет на формирования объективной самооценки ребенка.

Не совсем обычную роль отводят использованию компьютера в начальной школе и детском саду. С введением компьютера в систему обучения (с 1986 г.) в нашей стране стали включаться в учебный процесс и компьютерные игры. В своей работе я ставлю основной целью изучение компьютера, он используется как средство для развития интеллектуальных способностей ребенка. Хотя, при работе с компьютером дети знакомятся с основными устройствами, учатся работать с клавиатурой и мышью, осваивают различные редакторы (текстовый, музыкальный, графический) и т.д. Специально разработанные для дошкольников и младших школьников развивающие компьютерные игры не призваны заменить традиционные игры, они их дополняют и усложняют. Есть хорошее правило: не переносить в компьютерный вариант те игры, которые легко, просто и полезно выполнить без него. Компьютерные игры в младшем дошкольном возрасте не учат детей “мини – информатике” через изучение ими пусть даже самых простых вариантов языка программирования. Они не носят азартно – тренинговый характер, представленный обычно в играх компьютерных центров, различные “стрелялки” и “догонялки”, которые зачастую отрицательно влияют на психическое здоровье ребенка, вызывают агрессию и невроз.

Компьютер в условиях нашего обучения используется как инструмент, как средство для игры, конструирования, художественной деятельности, учебы и д.р. Компьютерные игры выступают как составная часть школьной дидактики.

Компьютерные игры с раннего детства приобщают детей к жизни в информационном обществе, они обогащают деятельность ребенка, позволяют увидеть, то что в жизни трудно уловить (скорость, движение, пространственные изменения, неуловимые природные изменения и д.р.)

Учащиеся начальной школы имеют возможность не только повторить и закрепить пройденный материал по математике, но и найти новое применение своим математическим знаниям.

Занятия с дидактическими играми строятся по единому принципу. Первая и последняя игры на всех занятиях одинаковые: первая игра – парные карточки, последняя – игра Баше. Это правило позволяет провести разминку, настроить детей на занятие, организованно закончить игры, вырабатывает определенный ритм работы.

Все используемые игры проклассифицированы по тематике, по типу развиваемых способностей, по виду внимания, по количеству участников.

Чередование игр происходит по принципу контрастности, по всем типам классификации.

Например: игра парные карточки (открыть две одинаковые цифры) требует от ребенка длительного внимания, развивает память, игра математическая, групповая. Следующая игра должна быть индивидуальной, не требующей длительного внимания и т.д., например игра “Пентамино” - индивидуальная, развивает комбинаторные способности, не требует длительного внимания.

Разумное сочетание традиционных и компьютерных игр позволяет выстроить

особую систему, направленную на поэтапное приобщение детей к творческому поиску, к экспериментированию, и самостоятельному решению умственных задач различными способами и средствами.

Особое внимание мы уделяем развитию мышления ребенка (образного, логического, отвлеченного и эврестического типа).

Таким образом, три составляющие: воспитание через игру; ризвитие интеллектуальных способностей и знакомство с компьютером гармонично дополняют друг друга.

Публикация

Методическая разработка

«Дидактические игры с применением ИКТ»

СКАЧАТЬ (с картинками)

Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории

Елисеева Наталия Вячеславовна

Волоколамск, 2017 г.

Дидактическая игра с применением ИКТ.

«Назови детёнышей»

(3-4 г. 2-ая младшая группа)

1. Образовательная область «Речевое развитие». Эта область является приоритетным направлением, т.к. моя тема по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

2. Структура дидактической игры:

- Дидактическая задача : упражнять в образовании названий детёнышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Игровая задача : найти к каждому животному своего детёныша.

Правила игры :на интерактивной доске представлены картинки животных и их детёнышей; необходимо картинку каждого животного соотнести с картинкой его детёныша.

- Игровые действия : ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с его детёнышем, перетаскивает её стилусом к нему и говорит, кто у кого есть. («У волка - волчата, у волка много волчат». «У ежа - ежата, у ежа много ежат» и т.д.)

Результат игры : дети к каждой картинке с животным перетащили стилусом картинку с картинкой детёныша и дали объяснение.

(5-7 лет средняя, старшая группы)

Игра « Кто в домике живет? »

Цель: Упражнять в объяснении значения слов.

Ход: На ИД находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Детям предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей - это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т.д.)

Игра « Назови одним словом ».

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.

Ход: На доске в два столбика расположены слова(подходящие слова смещены относительно друг друга). Дети находят пары слов, соединяют стилусом или маркером и составляют из них сложные слова. (Длинные уши - длинноухий, большие глаза - большеглазый, короткий хвост - короткохвостый, острые зубы - острозубый…) При правильном ответе - слова поощрения.

Игра « Снежинки »

Цель: Упражнять в подборе слов - определений к одушевленным и неодушевленным предметам, активизация словаря.

Ход : На доске элементы снежинки, в центральной части предметная картинка (снеговик, Дед Мороз, подарок, елочная игрушка, елка). К ней надо подобрать слова-определения, На каждое слово ведущий (взрослый, ребенок) перемещает лучик снежинки. Мотивация - слов надо придумать столько, чтобы снежинка составилась полностью.

Дидактические развивающие игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:

1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы) .

2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)

3. Определить цель и обучающие задачи игры.

4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.

5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего) .

6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать) .

Приведем примеры интерактивных развивающих игр, разработанных в программе MS Power Point, рассчитанные на детей 3-5 лет. Очень часто в развивающих интерактивных играх - презентациях требуется исключить лишние объекты или понятия. Мы не знаем, с какой картинки или слова ребенок начнет работу, применение такого средства анимации как триггеры, позволяет решать проблему очередности объектов в настройках анимации. Хорошо, когда появится картинка и ребенок одновременно с этим услышит звук. Поэтому настраиваем звук - вместе с предыдущим. Появившееся изображение микрофона перетащим вниз за пределы кадра, чтобы его не было видно, или настраиваем его на невидимый режим. Ребенок отгадывает загадку и видит картинку - отгадку, слышит слово. Дошкольнику особенно интересно слышать звуки животных и отгадывать хозяина этого звука. В конце каждого занятия обязательно нужно похвалить ребенка. Следует также учесть, что продолжительность занятий с компьютером дошкольника не может превышать 10 минут

Поясним технологию подготовки интерактивных развивающих презентаций. Программа Power Point позволяет устанавливать различные эффекты анимации. Одно из средств анимации - триггеры. «Триггер» (англ.) - спусковой крючок. С помощью триггеров мы можем пользоваться технологией «горячих зон», когда группы настроенных анимационных эффектов запускаются по желанию пользователя при нажатии на соответствующие объекты слайда. Использование технологии горячих зон позволяет значительно улучшить обратную связь с обучаемыми, обеспечить более комфортные условия проведения занятия и индивидуального подхода в обучении. Триггер как и управляющая кнопка, срабатывает при наведении курсора по щелчку левой кнопки мышки, при этом в момент наведения сам курсор меняет внешний вид на «ладошку». Причем данное действие можно применить многократно. Приведенные примеры могут служить основой для составления развивающих игр - презентаций, включающие задания на исключение лишнего, классификацию, использоваться при проверке знаний (кроссворд, заполни пропуски, убери лишнее, тест и др.).

Литература.

1. Аллёнов С.В., Хэкало Е.Е. Обучение современного учителя мультимедийным технологиям // Материалы межд. молодежного научного форума "Университетское образование: культура и наука". Часть 2. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. с. 129-132.

2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 66-70.

3. Бунаков П.Ю. Электронный учебник - уже тенденция // Мир транспорта. 2012. Т. 42. № 4. С. 197-198.