Сюжетно-ролевая игра «Моя семья. Сюжетно-ролевая игра "семья"

Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»; сюжет «В гости к бабушке»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание материала: Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста. В процессе коллективной деятельности дети учатся принимать на себя роль заботливого родителя.
Данный материал будет полезен воспитателям, работающим в старшей группе.
Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;
- продолжать обучение уметь распределять роли; самостоятельно развивать сюжет игры;
- расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей;
- способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Игровой материал: «Семья»;
- атрибуты для оборудования комнаты;
- посуда;
- мебель;
- сумка;
- кошелек;
- деньги.
«Дом бабушки»;
- посуда;
- самовар;
- деньги;
- предметы заместители.
«Магазин»
- одежда продавца;
- касса;
- овощи, фрукты, сладости и т.д.
«Водитель»
- руль;
- билеты.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок о семье;
- чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме;
- настольная игра «Семья»;
- беседы о профессиях людей;
- дидактическая игра «Кто, где работает? »;
- изготовление атрибутов для игры;
- беседы о культуре поведения в общественных местах;
- сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Магазин».
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обходит по кругу и говорит:
Воспитатель: Ребята, мне что – так грустно и одиноко, хочется отправиться куда – нибудь в гости. Но куда бы мне отправится, может вы мне подскажете или предложите, и мы все вместе отправимся.
Ответы детей: предлагают отправиться к бабушке в гости.
Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы начать игру.
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно! Нам нужно распределить роли, выбрать детей для игры. Для нашей игры нам нужны: мама, папа, две дочки, сынок, бабушка, дедушка.
(Дети выбирают маму, папу, детей, бабушку, дедушку и обосновывают свой выбор)
Воспитатель: Молодцы, роли распределили. А теперь, нам нужно решить, как и на чем мы будем добираться к бабушке?
Дети предлагают отправиться на автобусе.
Воспитатель: Хорошо, едем на автобусе. Но тогда нам нужен еще водитель.
Дети выбирают водителя.
Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Напоминает им, что они будут выходить из автобуса на остановке: « Бабушкино». И они отправляются в гости, а точнее, сначала идут на остановку.
Подъезжает импровизированный автобус.
Мама: Аккуратно садимся в автобус.
Водитель: Осторожно, двери закрываются, следующая станция: «Детский сад». Автобус объезжает круг и останавливается.
Водитель: Осторожно, двери открываются, остановка «Бабушкино».
Мама: Выходим из автобуса аккуратно, не толкаясь, помогаем друг другу. Вышли из импровизированного автобуса.
Папа предлагает зайти в магазин и купить гостинцы бабушке.
Мама: Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать, для того, чтобы перейти дорогу.
Дети: Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама: молодцы, правильно.
Заходим в магазин. Дети поздоровались с продавцом.
- Здравствуйте. Нам нужны гостинцы для бабушки.
Продавец: Здравствуйте, пожалуйста, выбирайте.
Дети и родители выбирают коробочку «Чоко пай», пачку чая и коробочку «Раффаэло». Подходят к кассе.
Мама обращается к продавцу: Посчитайте,пожалуйста сколько,мы вам должны.
Продавец: Спасибо за покупку, с вас 236 рублей.
Мама рассчитывается с продавцом, и они выходят из магазина.
Отправляются к бабушке. Подходят к дому. Звонят в дверь.
Дверь открывает дедушка.
- Здравствуйте, мои дорогие, проходите. Дедушка с папой, пожимают друг другу руку.
Все заходят в дом, их встречает бабушка. Обнимается с внучатами, с мамой.
Бабушка: Проходите, проходите. Вы наверное, устали с дороги. Присаживайтесь. Я сейчас поставлю самовар (бабушка, выходит, якобы, поставить самовар). Возвращается. Ну, рассказывайте, как у вас дела, как успехи в школе, в садике?
Внуки: Бабушка, возьми, пожалуйста, мы тебе принесли, гостинцы к чаю.
Бабушка: Спасибо, большое.
Пока закипает самовар, они беседуют. Затем они все дружно пьют чай с сушками, пирожными.
Внуки: бабушка, как у тебя здоровье?
Бабушка: все хорошо, вроде пока ничего не болит.
Внуки: бабушка, может, тебе нужно помочь?
Бабушка: да нет, пейте чай и можете идти поиграть с соседскими детишками, а мы с мамой пока приготовим обед. А дедушка с папой пойдут в магазин за продуктами, я им сейчас напишу список.
Дедушка: Я не могу, так как мне уже пора на работу. Прощается со всеми и уходит. Если, успею, может быть встретимся за обедом.
Бабушка: Тогда в магазин сходит папа.
Папа: Хорошо, схожу. Пишите список.
Мама: Детки, а что вы хотите на обед?
Дети: я хочу пирожки; а я хочу сосиску.
Мама: Хорошо, если вы попили чай, тогда идите играть.
Дети выходят из – за стола, приглашают поиграть всех остальных детей.
А мама с бабушкой приступают к приготовлению обеда.
Дети самостоятельно придумывают дальнейший разворот событий.

Тема: «Семья».

Цель: Обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».

Задачи:
- Обогащать социально - игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуациям - отводим ребёнка в детский сад, помогаем старшим, заботимся друг о друге, идём в театр.
- Побуждать к самостоятельному распределению ролей (познавательные УД).
- Развивать игровые умения по сюжету (познавательные УД).
- Учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
- Развивать ролевую речь (коммуникативные действия).
- Побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (регулятивные действия).
- Формировать доброжелательные взаимоотношения. (личностные универсальные учебные действия).

Предварительная работа.
Ознакомить с правилами посещения театра, профессиями кассира, гардеробщицы, автослесаря. Рассказы о ситуациях в семье, когда близкие проявляют заботу друг о друге (из личного опыта детей).

Активизировать в речи слова: касса, гардероб, автомастерская, автослесарь

Беседы с опорой на личный опыт детей о домашних обязанностях членов семьи.

Чтение худ. лит-ры: «Крылатый, мохнатый» да масляный» обр. И. Карнауховой; А. Гайдар, «Чук и Гек» (главы), В. Драгунский, «Друг детства», Т. Александрова, «Домовёнок Кузька» (главы); П. Бажов, «Серебряное копытце»; В. Катаев, «Цветик-семицветик»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»; Г. Виеру, «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; Э. Успенский «Разгром».
Видео экскурсия в автомастерскую, театральный гардероб.

Дид. игры: "Кому, что нужно для работы?”, «Найди нужные слова» , «Цепочка вежливых слов».

Работа с родителями:
Приобретение атрибутов для игры.

Материалы:
Игровой уголок «Семья», «Автомастерская», театр - гардероб, касса, зрительный зал, кукла, игрушечный телефон, игрушки - заменители.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Развитие речи, ознакомление с окружающим, художественная литература.

Структура игры:
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
2. Распределение ролей игры «Семья».
3. Совместная с воспитателем игра
4. Подведение итогов игры.

Ход игры

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

2. Распределение ролей.
- Ребята, а кто в семье главный?
- Попробуем определить, каким должен быть папа?
- Кто в нашей группе наделён такими качествами, кто может быть папой?
- Папа, в нашей семье ещё, конечно, будет мама, кого ты выберешь на роль мамы?
-Ребята, а кого есть бабушка и дедушка?
- А кто в нашей игре может быть бабушкой и дедушкой?
- Бабушка, предлагаю тебе выбрать себе внуков. Их в нашей семье трое - старший внук - школьник, девочка, посещающая детский сад, и самая младшая дочка - остаётся с мамой дома.
- Ребята, кто в нашей группе главный?
- А как вы думаете, нужен ли в нашей игре воспитатель? Почему?
- Пусть воспитателем будет Маргарита.
- В нашей игре есть три замечательные мужские роли - автослесарь, контролёр газового оборудования и водитель. Предлагаю разыграть эти роли между нашими мальчиками.
- В нашей игре мы посетим театр, я хотела бы попросить Ксюшу быть гардеробщицей, а Олю - кассиром. Это достаточно ответственные роли, и я уверена, что девочки с ними справятся.
А артисты, конечно, уже готовы, так?
- Ребята, прежде, чем мы начнём играть, мне хочется узнать, что самое главное в игре? Зачем мы играем?
-Я желаю, чтобы нам всем было сегодня играть интересно. Занимайте свои места!

3. «Дома»
Утром папа отводит младшую дочь в детский сад. Просит старшего сына не беспокоить отдыхающую маму.
- Сынок, не беспокой маму. Катенька ночью плохо спал, мама не выспалась.
Я отведу Василису в детский сад, а ты отдохни пока в школе каникулы.
- Я почитаю. До свидания, папа.
«Детский сад»
Воспитатель встречает детей.
Папа помогает раздеться, прощается.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в настольную игру, объясняет её правила, важность для ребёнка.
Воспитатель:
- Здравствуйте, Артём Сергеевич.
Папа:

Василиса:
- Здравствуйте, Маргарита Александровна.
Воспитатель.
- Здравствуй, Василиса, переодевайся в спортивную форму. Артём Сергеевич, завтра у нас в группе проводится конкурс чтецов. Приглашаем вас и Дарью Валерьевну.
Папа:
- Спасибо, мы постараемся прийти. До свидания. Доченька, до вечера.

«Дома»
Мама спит после бессонной ночи, проведённой с маленьким ребёнком - Катей.
Раздаётся звонок до домофону, Матвей снимает трубку.
Контролёр:
-Здравствуйте, я хотел бы проверить вашу газовую плиту.
Матвей:
- Я не могу открыть вам дверь. Мама спит, а больше взрослых в квартире нет.
Контролёр:
- Хорошо, я зайду попозже. До свидания.
Матвей:
- До свидания.
Раздаётся телефонный звонок, старший сын снимает трубку:
- Здравствуй, бабуля. Мама не может подойти к телефону, Катя ночью не спала, и они с мамой сейчас отдыхают. Я сам встречу тебя.
Выходит навстречу бабушке, помогает донести её сумки.
Матвей (беря её сумку):
-Здравствуй, бабуля.
- Здравствуй, внучек.
Проходят в дом.
Матвей:
- Я помогу тебе раздеться, обуй, пожалуйста тапочки, у нас прохладные полы.
Бабушка, целуя внука:
- Заботушка ты моя!
- Хочу напечь вам пирожков. Поможешь мне?
- Конечно, мама будет рада.
Они с внуком заняты общим делом, во время которого беседуют о школе.
Бабушка:
- Как закончил четверть?
Матвей:
-Хорошо.
Бабушка:
- Чем занимаешься на каникулах?
Матвей:
- Читаю, играю, гуляю с ребятами.
Раздаётся плач ребёнка, бабушка и внук бегут к кроватке, чтобы не дать проснуться маме.
Выходит мама с ребёнком за руку:
- Мамочка, как хорошо, что ты пришла. А папа почему не пришёл?
Бабушка:
- Чем-то занят в мастерской, не оторвать. Он передаёт вам всем привет, просил поцеловать деток.
Покорми, доченька, Катеньку и будем кушать вместе, пока пирожки не остыли.
Матвей:
- Сейчас, мам, я погрею бутылочку с молоком.
Раздаётся звонок домофона.
Мама берёт трубку:
- Я вас слушаю.
Контролёр:
- Здравствуйте, я хотел бы проверить вашу газовую плиту.
Мама:
- Здравствуйте, поднимайтесь, пожалуйста, на четвёртый этаж.
Мама проводит контролёра на кухню. Тот осматривает газовую плиту.
«Автомастерская»
Автослесарь принимает в ремонт машину у заказчика:
Заказчик:
- Вчера я был неаккуратен на дороге, нарушил правила дорожного движения и попал в аварию. К счастью никто не пострадал, немного помялся бампер машины. Не смогли бы вы устранить это?
- Очень постараемся вам помочь. Не хотите ли вы, чтобы мы ещё проверили состояние двигателя после удара?
- А сколько будет стоить эта услуга в вашей мастерской?
- 5 000 рублей, и мы гарантирует отличное качество работы нашей мастерской.
- Хорошо, буду очень благодарен вам. Когда мне можно зайти за машиной.
- В среду, если получится раньше, я позвоню вам. Оставьте, пожалуйста, свой телефон.
- Пожалуйста, моя визитка. До свидания.
- До свидания.
Неожиданный момент:
Появляется водитель (Галина Владимировна):
- Помогите мне, пожалуйста, у меня заглохла машина совсем недалеко от вашей мастерской.
Дети решают эту проблемную ситуацию.
«Дома»
Неожиданный момент:
Раздаётся звонок в дверь, на пороге Наталья Михайловна:
- Здравствуйте, соседи, извините за беспокойство. Я к вам за помощью - у меня заболела дочка. Необходимо сбегать в аптеку, а не могу оставить её одну. Что же мне делать?
После решения ситуации:
Мама:
- А теперь за стол. Какие у вас получились красивые пирожки! Мама, позвони папе, пригласишь и его на чай.
Бабушка звонит дедушке:
- Отец, внуки по тебе соскучились, приходи - мы все тебя ждём.
А по дороге Василису из садика забери.

«Детский сад»

Воспитатель:
-Здравствуйте, Максим Витальевич. Василиса, за тобой пришёл дедушка.
Василиса:
- Маргарита Александровна, можно мне пойти домой?
Воспитатель:
- До свидания, Василиса.
Василиса:
- Маргарита Александровна, а можно моему дедушке завтра прийти на конкурс чтецов?
- Конечно, приглашай и дедушку, и бабушку.
Василиса:
- Дед, придёте?
Дедушка:
- Придём, а сейчас дай-ка я помогу тебе одеться.
Василиса:
- Спасибо, дед. Я уже большая, посиди минутку, я оденусь сама.
Дед и внучка приходят домой.
Приезжает с работы папа.
«Дома»
Все пьют чай с пирожками.
Бабушка:
- Как хорошо мы сегодня вместе провели этот вечер. Пора нам собираться домой.
Папа:
- Не торопитесь, я вас отвезу, сейчас рано темнеет, мы будем за вас беспокоиться.
Бабушка:
-У вас свои дела, не будем вам мешать.
Сын:
- Что ты, бабуля, вы нам никогда не мешаете, останьтесь ещё хоть не надолго.
Дедушка:
- Раз ваш вечер свободен, я предлагаю вашим маме и папе сходить на концерт. Они так мало времени проводят вдвоём. А мы пока поиграем с внуками.
Мама и папа уходят на концерт.
«В театре»
Зритель покупает билеты в кассе, за ним берут билеты мама, папа, Полина.
Ярослав:
- Здравствуйте, а билеты на сегодняшний концерт есть?
Кассир:
- Да, на каком ряду вы желаете сидеть?
Зритель:
- А на втором ряду есть места в центре?
Кассир:
- Да, сколько вам билетов?
-Два.
Подаёт деньги, получает билеты.
Кассир:
-Приятного просмотра.
Зрители проходят в зал.
Папа и мама проходят в гардероб.
Папа помогает маме снять одежду, подаёт её:
- Примите, пожалуйста, у нас одежду.
Гардеробщица:
- Пожалуйста, номерок. Не желаете купить программку сегодняшнего концерта?
Мама:
- Да, пожалуйста, и два бинокля. Сколько с нас?
- Сто рублей. Удачного вам вечера.
Берут программки, бинокли и проходят в зал, садятся на соответствующие билетам места.
Неожиданная ситуация:
У двух зрителей билеты на одно место. Как быть?
После обсуждения ситуации детьми появляется администратор. (Ева К.)
Концерт.
Ведущий (Даша Б.):
- Выступает Тимур Меджидов. Песня «Солнечный круг». Встречайте.
- Стихотворение «Бездомный пёс» в исполнении Кирилла Василащука.
- Музыкальный дуэт исполнит песенку мамонтёнка. Встречайте Диану Антонову и Эмиля Елчиянца.
Зрители аплодируют.

4. - Дети, вам понравилась игра?
- Что понравилось тебе, Даша? Артем?
- Попадали ли вы в такие ситуации в жизни?
- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Эржена Гаранина
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в старшей группе

"Сюжетно-ролевая игра "Семья"

Цель: формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Ход игры : воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.

Задачи : учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

Оборудование: посудка, детская одежда, тазик.

Ход игры:

Организационный момент

Беседа с детьми: Дети, что такое семья? Это мама, папа и вы.

Распределение ролей

Я хочу предложить вам поиграть в семью. Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой и кто будет ребёнком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа? (ходить на работу, помогать во всём маме) А кто будет мамой? Что будет делать мама? (стирать, убирать, готовить кушать) А кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать? (играть, рисовать, помогать маме и папе).

Обыгрывание ролей

Дети выполняют свои роли, воспитатель поправляет и направляет их на определённые действия.

В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребёнок вытирает её, одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу). Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.

Итоги игры : Воспитатель говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» в старшей группе Цели и задачи: -учить детей принимать на себя роль сотрудника детского сада; - развивать воображение в использовании предметов- заместителей.

Задачи: Продолжать учить детей составлять план сюжета игры, распределять роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом, согласовывать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» в старшей группе Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты». Задачи: - помочь создать игровую обстановку - наладить.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья. Школа. Магазин» Цель: продолжить развивать умения определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей. Программное.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Турпоход» в старшей группе Цель: создание условий для формирования умений организовывать сюжетно-ролевую игру «Турпоход». Задачи: 1- Совершенствовать и расширять.

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Семья» Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе Тема: «Семья» Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в старшей группе Программное содержание: Образовательные задачи: Расширять игровые уменя детей, знания о работниках магазина; Учить налаживать и регулировать.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Программные образовательные задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
  2. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
  3. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к игре.
  2. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Предварительная работа : Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает? ». Чтение художественной литературы: «Мама», «Братик», «Работа» Д. Габе из серии «Моя семья». Дидактические игры: «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду) ».

Материалы и оборудование: Куклы, игрушечная посуда, мебель, туалетный столик с зеркалом, полотенце, фен, халат для парикмахера, пустые флакончики из под шампуня, крема; набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты. Касса, наборы продуктов, фартук для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, весы, пакеты, предметы – заместители.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте». Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы? Какие обязанности у мамы? Какие обязанности у бабушки? А что может делать дедушка? Что делает их ребенок? Дети, давайте представим, что у кого-нибудь в семье наступил день рождения? Как мы его будем праздновать?

Воспитатель: Ой, стук в дверь. Да это же кукла Маша. Ребята, посмотрите какая Маша сегодня нарядная у нее сегодня день рождения. А почему же она грустная? Ребята, у нее нет мамы и папы. А ей так хочется отметить свой день рождения в семье. Давайте возьмем ее в свою семью.

А наша семья подготовит ей праздник. Мама пригласит гостей для Маши сходит в парикмахерскую, сделает себе праздничную прическу, бабушка испечет вкусный пирог, папа сходит в магазин за угощениями. А старшие брат и сестра помогут бабушке по дому, вымоют посуду и вместе накроют на стол. А дедушка поможет бабушке по дому, а если устанет? может отдохнуть почитать газету.

Воспитатель: Как вы думаете, с чего мы начнем игру? Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой и братом и сестрой кто парикмахером, кто будет продавцом в магазине, а кто придет поздравить куклу Машу.

Воспитатель: Ребята давайте выберем маму? Во что мама может быть одета? Посмотрите у нас есть бусы, очки, платок сумочка… Давайте мы наденем маме бусы, дадим ей красивую сумочку.

Во что может быть одет папа? Посмотрите, что у нас здесь еще есть? Согласна, папе мы можем предложить надеть галстук. Кто у нас хочет быть бабушкой, что мы подберем для нашей бабушки? Верно, она у нас старенькая мы наденем ей очки, платок и фартук. Ребята, кто хочет быть дедушкой. Во что мы можем одеть нашего дедушку? Посмотрите, что у нас еще осталось? Верно, мы дедушке предложим очки, теплую жилетку он ведь у нас старенький ему всегда холодно, потому что у него болит спина. Посмотрите, у нас есть еще газета, давайте мы предложим ее почитать дедушке. А кто будет братом и сестрой?

Воспитатель: Ребята, а кто у нас будет продавцом? Посмотрите, у нас есть для продавца форма – фартук, чтобы продавец не испачкался когда продает товар. Еще нам нужно выбрать парикмахера, кто будет делать прически Маше, маме, а может гости тоже захотят сделать себе прическу.

Воспитатель: А остальные ребята придут в гости к нашей кукле Маше. Ребята не забудьте в гости на день рождение нужно приходить с подарками. Что можно подарить Маше? Ребята, а что мы можем сделать своими руками? Молодцы, конечно, мы можем сделать для куклы открытки. А еще в магазине нам можно купить какие – ни будь сладости, например конфеты или шоколадку.

Воспитатель: Давайте мы пройдем в наш игровой уголок. Семья, в которой праздник, живут в этом доме. Сегодня выходной день. Что делает утром мама? Что делает папа и другие члены семьи?

Продавец готовит к открытию свой магазин, а парикмахер ждет прихода посетителей. А гости отправляются в творческую мастерскую и готовят для именинницы подарки - открытки.

Семья сидит за столом и завтракает. После завтрака мама и Машенька собираются в парикмахерскую, папа в магазин за продуктами к праздничному столу. Как вы думаете, дети, что мама посоветует купить папе в магазине к празднику? Мама, папа и Машенька пошли по своим делам, а бабушка и старшие брат и сестра наводят в доме порядок.

Бабушка стирает белье, готовит праздничный ужин, печет пироги, а старшие дети накрывают на стол. Вот здесь у нас ребята магазин, сюда наш папа пришел за покупками

Нам даёт товар и чек.

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный … (продавец).

Воспитатель: А вот здесь у нас работает парикмахерская

У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски, а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивый.

В парикмахерскую пришли мама и дочка Машенька.

Воспитатель: Мама, тебе нравится прическа, которую сделала парикмахер? Может кто-то из гостей желает сделать себе прическу? Какие стали все красивые, давайте поспешим на день рождение, подарки готовы.

Воспитатель: Какой замечательный день рождение у нас получился. Дети, вам понравилось играть?


Сюжетно-ролевая игра «Семья». Конспект игрового занятия в старшей группе.

Цель: организация социально-личностного развития детей 4-5 лет на основе сюжетно - ролевой игры.

Задачи:

1. Способствовать обогащению социально - игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама-ребенок, врач-пациент, фармацевт - клиент) .

3. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

4. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Методы и приемы:

1. обогащение содержания игры путем внесения новой игрушки - пупса (в семье появился малыш) ;

2. введение проблемной ситуации (малыш заболел) ;

3. задания по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек - самоделок;

4. напоминание о прошлых играх, о том, что уже видели;

5. беседа по поводу дальнейшего хода игры;

6. советы;

7. беседа-рассказ о возможных действиях детей в той или иной роли;

8. напоминания по использованию в игре знаний, полученных на занятиях;

9. индивидуальные задания, поручения;

10. наводящие вопросы;

11. своевременное изменение игровой среды;

12. создание практических ситуаций, где дети проявляют чувство ответ-ственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения;

13. косвенное руководство игрой;

14. раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка, поддержка его предложений;

15. поощрение;

16. подведение итогов.

Предварительная работа:

1. Беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто кем работают»;

2. рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;

3. рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;

4. наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;

5. обучающие игры «Приготовим куклам обед», «Купание куклы», «Даша проснулась», «Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»;

6. совместные игры детей с воспитателем;

7. чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка - забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит».

8. сюжетно ролевые игры: «Угощение», «Стройка», «Маленький по-мощники», «Дочки - матери»

Словарная работа: фармацевт, педиатр, врач «Скорой помощи»

Атрибуты: игровой уголок «Семья», кукла-пупс, машина «Скорой помощи», игрушечные мед. инструменты, белый халат для врача и фармацевта, игрушечный телефон, игрушки.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровые роли: мама, папа, бабушка, старшая дочь, врач «Скорой помощи», дежурная мед. сестра, фармацевт, шоферы, строители.

Ход совместной деятельности.

(Слышится плач ребенка)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?

Дети: малыш!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?

Дети: ему нужны мама и папа.

Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.

Дети высказывают желания по распределению ролей.

Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.

Ребенок – мама. Я будузаботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.

Ребенок – папа . Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.

Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой?

Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.

Воспитатель: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?

Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»)

Воспитатель: ребята, у нас много детей, все хотят с нами играть. У нас еще будет работать аптека и пункт скорой медицинской помощи.

Идет распределение ролей.

Воспитатель: Кто из вас хочет быть врачом? Кто мед. сестрой? Кто водителем скорой помощи? А кто фармацевтом?

Воспитатель: Врач, что ты будешь делать на своем рабочем месте?

Ребенок – врач: я буду оказывать помощь больным, назначать лекарства, мерять давление и температуру.

Ребенок – медсестра: я буду помогать доктору, выписывать рецепты, ставить уколы, принимать вызов по телефону.

Ребенок – водитель «скорой помощи»: я буду следить за тем, чтобы машина работала, была чистой и возить врача на вызовы.

Ребенок – фармацевт :я буду делать и продавать лекарства.

Дети выбирают для игры место и готовят атрибуты.

Бабушка: доброе утро! Как хорошо, что сегодня выходной день. Как вам всем спалось?

Мама: доброе утро, вот и детки проснулись. Мы спали хорошо, только сыночку не спалось, он капризничал, наверное, ему нужна новая соска.

Папа: я могу съездить в аптеку купить сыночку новую соску.

Бабушка: может-быть еще что-нибудь нужно купить в аптеке для малыша?

Мама: да, вот еще закончилось детское питание, памперсы и клееночку нужно купить.

Папа обращается к бабушке: А Вам, что купить?

Бабушка: Мне доктор выписал рецепт на новые очки. Купи мне их, пожалуйста. Вот возьми рецепт. Дима ты хорошо запомнил, что нужно купить? Виолетта, напиши ему список а то он что-нибудь забудет.

Мама пишет список и перечисляет, что нужно купить .

Папа идет в гараж - протирает машину, заводит ее, едет в «Аптеку».

Бабушка: посмотри, внученька, мне кажется - маленький опять капризничает.

Дочка: а он мокрый, его нужно искупать и переодеть.

Мама: дочка мне нужна твоя помощь, пойдем в ванную, поможешь мне ку-пать малыша.

Бабушка напоминает, что нужно постелить пеленочку и полотенце.

Купая ребенка, мама приговаривает: водичка, водичка, умой мое личико…

Затем куклу одевают и укладывают в кроватку.

Папа вернулся с покупками.

Бабушка: Виолетта, разбери сумки и посмотри: Дима ничего не забыл?

Мама. Вот: новая соска, очки для бабушки, детское питание, клееночка и памперсы.

Мама просит дочку помыть соску, а сама идет накрывать стол к обеду.

Бабушка спрашивает: «Что у нас сегодня на обед? »

Мама: борщ, котлета, пюре и салат. А для маленького - молочная кашка.

Накрывает на стол и семья садится обедать.

После обеда бабушка предлагает маме остаться дома и навести порядок, а она с внуками пойдет на прогулку. Мама помогает бабушке собрать детей на прогулку.

После возвращения с прогулки мама обнаружила, что маленький заболел.

Папа: ребенок заболел! Нужно срочно вызывать скорую помощь.

Папа по телефону вызывает «скорую помощь».

Здравствуйте! Можно вызвать врача на дом.

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Заболел ребенок.

Врач: Назовите ваш адрес.

Врач: Ждите, выезжаем!

Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.

Бабушка предлагает вымыть руки.

Врач осматривает ребенка, ставит градусник, выписывает рецепт, медсестра делает укол, капает в ротик микстуру от температуры. Желают скорейшего выздоровления.

Семья провожает доктора.

Мама радостно объявляет, что ребенок выздоровел.

Бабушкас мамой наводят порядок в комнате и укладывают детей спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.

Итог игры: игра закончена, наводим порядок.

В какую игру мы играли?