«Анализ рассказа «Хорь и Калиныч. Анализ рассказа "хорь и калиныч"

Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов «Записки охотника». Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале «Современник», и начался цикл. Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе «Смесь», и по первым строкам вполне соответствовал практической направленности этой части журнала.

Автор сравнивал особенности развития хозяйства крестьян Орловской и Калужской губернии. Но важнее было восприятия этого быта и крестьян автором. Проявлявшийся в каждой строчке его пытливый и наблюдательный ум, симпатия к простому человеку, поведения героев, их манер, речи, привычек, взглядов на жизнь - всё воспринималось читателем тех лет как нечто новое, ценное, прогрессивное. И это вторая и главная причина, почему рассказ «Хорь и Калиныч» стал визитной карточкой всего цикла рассказов писателя. Много в этом рассказе познавательного.

Автор сообщает нам, что, по его наблюдениям, уровень жизни калужского крестьянина куда выше, чем орловского. Для примера он рассказывает историю жиздринских крестьян г-на Полутыкина - Хоря и Калиныча. Он рассматривает их как по отдельности, по мере знакомства с ними, так и в сравнении. Эти мужики давно дружны между собой, но при этом полностью различны по характеру и своим увлечениям.

Хорь - оброчный мужик, сумевший отделиться со своим хозяйством от всего остального крестьянского двора и разбогатеть. Он сознательно не желает выкупать себе свободу и исправно раз в год платит немалую сумму оброка барину. На вопрос рассказчика, почему он не откажется от такой зависимости, отвечает уклончиво. Смотрит на собеседника внимательно, иной раз отшучивается, зато сам задаёт много вопросов про житьё-бытьё барина. Рассказчик делает вывод, что перед ним человек себе на уме. Внешне Хорь мужик мощный, крутолобый, как Сократ.

Калиныч гораздо больше, чем Хорь, уделяет внимание их общему помещику Полутыкину, помогая ему на охоте в ущерб собственным хозяйским делам. И несмотря на то, что он держит в чистоте и порядке свою пасеку, на остальные дела у него остаётся совсем мало времени. Да и во внешнем облике Калиныча сказывается отсутствие личных амбиций. На ногах у него круглый год лапти, и даже в праздники он, в отличие от Хоря, не надевает сапог. В то же время именно его простота приходится по душе охотнику. Он видит в Калинче добродушного лирика, хорошо чувствующего понимающего и людей и окружающую природу.

Когда между рассказчиком и героями заходит разговор о том, кто чем живёт и что на своём веку видел, Калиныча интересуют именно те подробности в рассказе охотника, которые связаны с природой, архитектурой и нравами людей других стран. А вот Хорь интересуется чисто практическими вопросами бытового устройства жизни общества и государственного строя. Есть и другая разница. Хорь безграмотен. У него много детей, но только один из них умеет читать. Калиныч одинок и не имеет детей. Но знание грамоты помогает ему лучше понимать некоторые вещи в жизни и расширяет его кругозор.

Сюжет произведения строится вокруг общения рассказчика в основном с тремя героями рассказа - Хорем, Калинычем и г-ном Полутыкиным. Невольно сравнивая этих персонажей, приходишь к выводу, что простые крестьяне куда ближе к природе и естественным, ненадуманным вопросам бытия, чем их хозяин. Полутыкин, хоть и является, по словам автора, отличным человеком, всё же часто чудит: то начинает ухлёстывать за богатыми барышнями из округи, а потерпев неудачу, жалуется о своей «беде» всем соседям. То задаривает родителей несостоявшихся невест кислыми персиками. Везде и всюду рассказывает один и тот же совершенно не весёлый анекдот. А повара своего заставляет менять естественный вкус традиционных блюд. Словом, праздная жизнь портит его натуру.

Произведение заканчивается описанием трогательного прощания охотника со своими новыми приятелями-крестьянами. Концовка довольно лаконична. Она намечена несколькими штрихами, детализирующими образ самого обаятельного героя рассказа Калиныча. Рассказчик, глядя на небо, предвещает, что назавтра будет хорошая погода, а Калиныч, хорошо знакомый с народными приметами, возражает ему. Говорит, что утки плещутся и трава очень сильно пахнет, стало быть, ясной погоды не жди. И всё же он долго и с видимым удовольствием глядит на вечернюю зарю.

В рассказе есть доля романтизации крестьян. Но всё же произведение можно назвать реалистическим. Оно является предвестием будущих творений русских писателей о буднях, заботах и проблемах простого народа.

Сочинение

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь — один из главных героев рассказа. Он — человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Иван Сергеевич себя пробовал и в драме. Он - автор комедий "Завтрак у предводителя" (1849), "Провинциалка" (1851). Комедий легких, искрометных, изящных, которые до сих пор не сходят со сцены. Им созданы драмы "Нахлебник" (1848), "Месяц в деревне" (1855).

Журнал "Современник" в 1847 году в разделе "Смесь", среди объявлений о продаже плугов и прочих хозяйственных статей, помещает рассказ "Хорь и Калиныч". Начинается он с вполне объективной справки этнографического характера. Писатель сообщает о том, что крестьяне двух соседних губерний, Орловской и Калужской, составляют "как бы две породы людей". Орловские мужики "ютятся в дрянных осиновых избенках", "едят плохо, носят лапти". Напротив, мужики Калужской губернии "обитают в просторных избах, торгуют маслом и дегтем", "по воскресеньям носят сапоги". (А.С. Пушкин горько пошутил о мужицком "золотом веке" в своей "Истории села Горюхина": "И пастухи пасли стадо в сапогах".) Современники писателя отлично поняли, какой смысл заключался в этих словах. Орловщина исконно была барщинным краем. Крестьяне обязаны были трудиться на помещичьей земле. В Калужской губернии мужики в основном находились на оброке, что давало возможность уходить из деревни, самостоятельно зарабатывать. Они оказывались связаны с владельцами только денежными отношениями. Уменьшение гнета, пусть небольшое, сказалось на положении крестьян повышением благосостояния (носят сапоги). Но главное - крестьяне нравственно выпрямились. Барщинный мужик "невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья" - он озлоблен и унижен. Напротив, калужанин "высок ростом, глядит смело, лицом чист и бел".

Во время своих охотничьих скитаний по Калужскому краю повествователь знакомится с замечательными мужиками, Калинычем и Хорем. Двое простых мужиков, крепостные помещика Полутыкина. Они умеют противостоять гнету - каждый по-своему. Хорь - крепкий хозяин, "себе на уме". Из уст г-на Полутыкина мы узнаем, отчего семья Хоря поселилась в "одинокой усадьбе", "посреди леса": "Изба у него сгорела; вот <…> и говорит: дескать, позвольте мне <… >поселиться в лесу на болоте. Я вам оброк стану платить хороший… Только вы <…> ни в какую работу употреблять меня не извольте, а оброк положите, какой сами знаете". Несмотря на огромные, по крестьянским меркам, платежи, умный Хорь разбогател, вырастил и поставил на ноги девятерых "Хорьков" - "молодых великанов". В разговоре с ним охотник с неподдельным уважением "услышал простую, умную речь русского мужика". При внешних признаках благополучия, "фактической независимости" Хорь далеко не свободен. Он не жалуется, может, и сам не сознает этого. Но писатель знает волшебную силу, которая помогает раскрыть потаенные стороны души - музыка. "Хорь, - повествует рассказчик, - особенно любил песню “Доля ты моя, доля!” …Хорь подпирал щеку рукой, закрывал глаза и продолжал жаловаться на свою долю…" Крестьянский "рационалист" понимает: даже если он и откупится на волю, это не даст ему желанной свободы. На смену одному господину придут другие, одержимые желанием поживиться на счет мужика. "…Кто без бороды живет, тот Хорю и наЫбольший", - иносказательно разъясняет он наивному охотнику безвыходность своего положения.

Кругозор Хоря не замыкается стенами усадьбы. Он с интересом слушает рассказ охотника о чужих землях, расспрашивает и тут же смекает, что из сказанного можно применить у себя. "Из наших разговоров я вынес одно убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях", - размышляет охотник. И делает оговорку: такого сравнения наверняка "никак не ожидают читатели". Образованный читатель не припомнит, чтобы неграмотного крестьянина сравнивали с царем Петром, с мудрецом Сократом (в описании внешности Хоря - "склад его лица напоминал Сократа…") - без тени иронии, восхищаясь его незаурядной натурой.

Другой герой рассказа, Калиныч, "стоял ближе к природе…". Он впервые предстает перед нами "с пучком полевой земляники в руках": подарок задушевному другу, Хорю. Впрочем, с такой же любовью относится ко всем окружающим. Впервые встреченного охотника он уводит к себе, в самую глубь леса, в "избушку, увешанную пучками сухих душистых трав" и угощает медом со своей пасеки. Калиныч с его мечтательной душой живет в своем особом мирке. Но двери этого мирка широко раскрыты, как и у Хоря, в большой мир крестьянской России. Впервые после лирических образов А.С. Кольцова Тургенев открыл в простом мужике чистую поэтическую натуру, романтика в душе и в повседневной жизни. Старик наделен деревенскими талантами, "которые признавал сам Хорь <…>, он заговаривал кровь, испуг, бешенство <…>, пчелы ему дались…".

За день до встречи охотник познакомился с "образованным" помещиком Полутыкиным, "страстным охотником и, следовательно, отличным человеком". С такой же иронической интонацией повествователь словно перечисляет его "слабости" - "сватался за всех богатых невест в губернии", "любил повторять один и тот же анекдот". Другим признаком культуры помещика явилось то, что он "завел у себя в доме французскую кухню, <…> мясо у этого искусника отзывалось рыбой <...>, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции". Г-н Полутыкин не зверь, он не ужасен - он смешон. По сравнению со своими крестьянами Полутыкин попросту ничтожен. Автор между строк задает читателю вопрос: кто на самом деле от кого зависит, не может без другого жить? Хорь или его господин, которому он "теперь <…> сто целковых оброка платит". Или Калиныч, который <...> "каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку <…>, ружье, замечал, где садится птица <…>, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог"?

По словам В.Г. Белинского, "Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил". Покорные жертвы крепостного гнета, вызывающие у читателя жалость своими несчастьями - такими изображал мужиков Карамзин. Николай Михайлович впервые осмелился сказать образованному сословию, что "и крестьянки любить умеют!" Эту традицию продолжил современник Тургенева, Дмитрий Васильевич Григорович в своих повестях "Деревня", "Антон-Горемыка". Автор "Записок охотника" не унижает своих крестьянских героев жалостью. Он восхищается умом и талантами простого человека.

"Незавершенные судьбы персонажей в одних очерках как бы получают продолжение и завершение в других. Жизнь каждого героя при всей своей конкретности приобретает <…> широкий "сверхличный" смысл, вступая в перекличку с жизнью других, аналогичных героев". "Бежин луг", рисующий деревенских мальчиков в ночном, одновременно представляет истоки многих крестьянских характеров в "Записках". Так, в серьезном Феде легко угадать будущего хозяйственного Хоря, Ильюшка, который "лучше других знал все сельские поверья", напоминает нам Касьяна, романтика Калиныча мы видим в Ване. В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера. Подобно тому, как взаимно уважают друг друга простодушный Калиныч и хозяйственный Хорь, мир и лад царит между мальчиками из разных по благосостоянию семей. Отмечает писатель в ребятах и великую доброту и бескорыстие. Между Федей и Ваней происходит такой разговор:

А что, Ваня… твоя сестра Анютка здорова?

Здорова <…>.

Ты ей скажи - что она к нам, отчего не ходит? <…> Ты ей скажи, чтобы она ходила <…>. Я ей гостинца дам.

А мне дашь?

И тебе дам <…>.

Ну нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая.

Цикл тургеневских рассказов явился ответом на вопрос, который задал в своей статье Белинский, обращаясь к читателям-помещикам: "А разве мужик - не человек?" Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: "Но что может быть интересного в грубом, не образованном человеке?" - "Как что? - негодовал критик-гуманист. - Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, - словом, все то же, что и в образованном человеке".

"О необыкновенном мастерстве г.Тургенева изображать картины русской природы" заговорили единодушно после появления первых же очерков. Писатель имел возможность сравнивать: побывал к тому времени и во Франции, и в Германии, и в Италии. В письме из Франции Тургенев сетовал, что здесь "природа положительно некрасива". А приехав в курортный городок Виши, славящийся и по сей день живописными ландшафтами, заметил: "хороши" только "несколько липовых аллеей в полном цвету" - "сладкий запах напоминает родину". "Но нет здесь ее необозримых полей, полыни по межам, прудов с ракитами и т.п.", - горестно сокрушался Иван Сергеевич.

Увидеть эту неброскую красоту автор призывает своего русского читателя. Недаром многие пейзажные зарисовки строятся в форме диалогов: "Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые…" ("Татьяна Борисовна и ее племянник"). "Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что <…> листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень". "Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? <…> На темносером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной…" ("Лес и степь"). Восхищение красотой дополняется тонкой наблюдательностью. Охотник знает, что к вечеру "птицы засыпают - не все вдруг - по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки".

Рассказ "Хорь и Калиныч" начинает цикл "Записки охотника". Этот очерк был напечатан в обновленном журнале "Современник", и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. "Хорь и Калиныч" оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала тот самый рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в "Хоре и Калиныче", но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из первостепенных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная башка, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, "накопил деньжонки", ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог существовать без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже основополагающий герой рассказа, но он совсем не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то супруга, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, "хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек". Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: "он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая". Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню "Доля, ты моя, доля!" и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет игрывать, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервой заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ "Хорь и Калиныч" в цикле "Записки охотника" раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся "живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.