Анализ стихотворения "отговорила роща золотая" есенина. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

Стихотворение «Отговорила роща золотая…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Основная тема произведения - про­щание поэта с юностью. Стихотворение относится к пейзажной и философской лирике, жанр - элегия. Жизнь человека здесь уподобляется жизни природы.

Лирический герой здесь осознает, что юность ушла безвозв­ратно, что впереди - «возраст осени». И он грустит о ней, о прошедшем «веселом лете»:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Эта грусть в душе лирического героя порождена его осозна­нием быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь чело­веческая очень коротка, мгновенна. Здесь возникает мотив про­тивостояния вечной природы и человеческого бытия:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом.

Наиболее остро в русской поэзии этот мотив звучит у Тют­чева:

За годом год, за веком век…

Что ж негодует человек,

Сей злак земной!..

Он быстро, быстро вянет - так,

Но с новым летом новый злак И лист иной!

(«Сижу задумчив и один»)

Тютчев не находил для себя разрешения этого конфликта, мироощущение его было пронизано извечным трагизмом брен­ности человеческого бытия. Равнодушная природа вселяла ужас, тоску, страх в сознание его лирического героя. У Есенина же мо­тив этот не получает дальнейшего развития. Внимание наше концентрируется на чувствах лирического героя. Он вспоминает о юности, и в интонациях его звучат тоскливые ноты. Это под­черкнуто многочисленными отрицаниями: «Но ничего в про­шедшем мне не жаль», «Не жаль мне лет, растраченных напрас­но», «Не жаль души сиреневую цветь», «Но никого не может он согреть», «Не обгорят рябиновые кисти», «От желтизны не про­падет трава». Эмоции лирического героя переданы в его мыслях, грустных словах, которые, по мнению его, никому не нужны:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И когда это чувство безысходности достигает в стихотворе­нии кульминации, поэт внезапно снимает его в последней строфе:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Интонации вопроса, ответа, воспоминаний сменяются у ге­роя интонацией обращения. Поэт признает разумность законов природы и человеческой жизни.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Есенин ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («роща золотая», «березовым, веселым языком»), вопрос­но-ответную форму стиха («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник..»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), развернутое сравнение («Как дерево роняет тихо лис­тья, Так я роняю грустные слова»).

Произведение характерно для лирики Есенина. Печаль по уходящей юности пронизывает многие его стихи - «Не жалею, не зову, не плачу..», «Письмо матери», «Эта улица мне знако­ма…», «Этой грусти теперь не рассыпать…». Однако здесь мы видим примирение героя и с природой, и с жизнью.

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его – неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.
Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:


Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа – звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность – на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее – образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.
Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:


Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Здесь приходят на память лермонтовские строчки:


Выхожу один я на дорогу;
Средь равнин кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…

Однако уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.

То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:


В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:


И если время, ветром разметя,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.

Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция – это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же – восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).
Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком.

В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный мир природы. Лирический герой стихотворения восхищается "широким месяцем над голубым прудом", костром "рябины красной". Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой - уже не молодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что "журавли печально улетают", что "отговорила роща", голые равнины. Такое состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, вспоминает веселую юность и "души сиреневую цветь". Ему никого и "ничего в прошедшем не жаль". Лирический герой понимает, что все в мире проходит, и нет ничего вечного. Природа тоже “умирает", но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным.

Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (журавли не жалеют, грезит конопляник). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (костер рябины красной) и эпитеты (березовый язык, ненужный ком) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Сергей Александрович Есенин действительно - поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Для творчества Сергея Есенина характерно присутствие живой природы, которая олицетворяет действия, чувства и жизнь человека. В красивых и ярких описаниях поэт часто подразумевал свою судьбу, свои переживания и горести, любовь. Хоть жизнь Есенина и была короткой (ведь он прожил всего 30 лет), но весьма впечатляющей. Поэт вел достаточно разгульный образ жизни, трижды был женат, имел слабость в женщинах и спиртном. Но являлся он по духу борцом и весельчаком, который не хотел мириться с окружающей действительностью. Поэт был предан своему народу, своей земле, своим родным. Находясь далеко за рубежом, Есенин тяжело переживал, он ощущал тягостную муку от разрыва с Родиной.

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году, за год до смерти поэта. Оно носит завещательный характер и переполнено грустью. Поэт предвещал свою смерть и чем ближе он ощущал ее присутствие, тем горестнее и пессимистичнее звучат его стихи. На тот момент он расстался со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан и женился на Софье Толстой. Но чувств любви Есенин к своей последней жене не испытывал, этот брак был по расчету.

Главная тема стихотворения

В произведении поэт подводит черту, делает анализ своего жизненного пути. Природные элементы в виде рощи и журавлей автор сравнивает с самим собой. Он является таким же странником на дороге жизни, как и все остальные. Поэт ощущает одиночество, которое отражается и в произведении. Он не чувствует поддержки, любовь больше не живет в его сердце. Это ярко выражено в строке о «костре рябины красной», но этот «костер» героя больше не согревает.

Главная тема стихотворения - увядание природы, которое олицетворяет жизнь поэта. Он прощается через эти строки с народом. Если в природе все циклично, то у человека нет такой особенности. Поэт не жалеет в своей жизни ни о чем: ни о напрасно прожитых днях, ни об ошибках юности, ни о чувстве влюбленности, которое ему приходилось переживать не один раз. Есенин в конце жизненного пути практически остался одиноким, о чем свидетельствует строка, где герой стоит среди равнины голой сам. Поэт остался непонятым многими друзьями, которые отвернулись от него. Он имел проблемы с существующими структурами власти, которые диктовали поэту, о чем можно писать.

В произведении прослеживается нотка, где автор намекает, что его творчество позабудут спустя годы. Об этом гласят последние строки, где время «сгребет в ненужный ком» слова народного поэта и «отбросит ветром». Здесь автор подразумевает свои стихотворения. Сергей Есенин не раз подвергался критике властью. Он претерпевал гонения советскими властями, поэтому был разочарован в людях, в жизненных ценностях и пришедшем новом правительстве, которое казалось ему на заре юных лет чем-то светлым.

Структурный анализ стихотворения

В своем произведении «Отговорила роща золотая» автор использует тесное переплетение образов природы с человеческими чувствами. Принцип параллелизма поэт использует часто при написании своих шедевров, который виден и здесь. В образе рощи поэт пытается показать главного героя. Данное стихотворение принято считать элегией - философским рассуждением о бытии человека, о его миссии на земле. Здесь присутствуют метафоры, эпитеты, которые создают большую колоритность и индивидуальность стихотворения. Есенин использовал принцип инверсии, чтобы подчеркнуть эмоциональность и торжество стихотворения.

Произведение написано пятистопным ямбом. Рифма - перекрестная. Оно является очень мелодичным и ритмичным, из-за чего известно как народная песнь. Прослеживается кольцевая композиция, когда первые строки повторяются с точностью в финале стихотворения.

Есенин является мастером говорить на языке природы, его стихотворения получаются очень лиричными, переполненными эмоциями. Несмотря на переживания поэта о том, что его имя будет забыто спустя некоторое время, мы и сегодня зачитываемся его произведениями. Они вызывают те же чувства, с которыми автор обращался к нам при написании почти сто лет назад.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его – неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.

Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа – звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность – на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее – образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.

Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Здесь приходят на память лермонтовские строчки:

Выхожу один я на дорогу;
Средь равнин кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…

Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.

То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:

И если время, ветром разметя,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.

Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция – это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же – восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).

Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…».