Архимандрит Кирилл (Павлов) где сейчас? Архимандрит Кирилл: проповеди. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Многим верующим христианам известны предсказания отца Кирилла Павлова, который был духовником русских патриархов советской эпохи. Есть записи с его слов, сделанные близкими. Читая их видно, что отец павлов пророчества свои не говорил прямо, а чаще всего иносказательно. Его всегда волновало будущее родной страны, которое представлялось в мрачном свете. Сбылось ли хоть что-то?

Будущий монах на свет появился от глубоко верующих христиан, которые жили за счет нелегкого крестьянского труда. Отучившись, работал технологом на металлургическом производстве. Как и многие представители своего поколения 20 в. 30-х годов был призван в ряды Красной Армии, где служил в пехотных войсках.

Участвовал во многих сражениях, в том числе и в Сталинградской битве. В 1943 г. среди обломков здания нашел книгу, оказавшуюся Евангелием. Эта находка перевернула всю его жизнь и обратила в веру. Честно воевал, вместе со своими товарищами дошел до австрийских земель.

После победы решил связать судьбу с служением Господу. Поступил и успешно отучился в Московской духовной семинарии. На этом не завершил свое образование, а пошел дальше, закончив Московскую духовную академию. С той поры Троице-Сергиева Лавра стала постоянным местом его проживания.

Приняв постриг (1954 г.) рукоположен был сначала во иеродиакона, а после во иеромонаха. С 1965 — архимандрит. В 2000-х старца практически парализовало, и он не вставал с постели. Однако, не забывал поддерживать добрым словом тех, кто в этом нуждался. На 98-м году жизни духовник Троице-Сергиевой Лавры скончался.

Одну из самых достоверных книг о старце Кирилле написал священник В. Кузнецов. Она так и называется «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)». Одно из самых полных изданий было в 2012 г. Здесь собраны все возможные воспоминания, указаны записи людей, которые тесно общались с героем книги.



Пророчества старца Кирилла (Павлова)

Сохранилось немало воспоминаний верующих о том, как они беседовали с Павловым, задавая ему порой очень непростые вопросы. Отец всегда серьезно отвечал на них. Многое было записано монахинями, некоторые беседы передавались из уст в уста.

О приходе Антихриста

Вспоминая свои беседы с отцом Кириллом монахиня (Житинева), спрашивала его, доживет ли она до страшного пришествия, на что получила утвердительный ответ, что обязательно. Разговор состоялся в 70-х годах прошлого века. Монахиня жива поныне, хоть и в почтенном возрасте. Другой женщине Марие, которая была значительно старше Таисии ответил уклончиво, возможно, и той суждено, если не свалит ее болезнь.

Тот же вопрос задавал и Жиров. Улыбающийся старец подвел мужчину к иконостасу и сообщил, что грядут испытания, а до антихриста все доживут, намекая, что он уже близко и действовать надо, как сердце подсказывает.

О чипировании населения

Один из христиан приносил старцу показать СНИЛС, когда они только еще вышли и были в новнку всем. Посмотрев карточку, Кирилл заметил, что в ней пока нет ничего страшного для человека, но грядут времена, когда многие деловые бумаги будут с чипами, а люди будут связаны ими и зависимы от них, что плохо.

Верующих беспокоили вопросы о новых паспортах. Надо ли их менять, или все же оставить прежние. Часто донимали они батюшку этим. Отец Кирилл отвечал, что тот кто способен прожить со старым паспортом, пусть с ним и остается. А решать это должен сам человек.

О последнем поезде

Монахиня вспоминает разговор, где затрагивалась тема будущего России. Ее интересовало, будут ли преследовать людей. На это старец отвечал, что чтобы ни случилось, не надо бояться, всегда надо стремиться попасть на уходящий поезд.

В последнем поезде, по его мнению, будут куда-то увозить. Надо обязательно в нем находиться, не боясь ничего. Не получается уцепиться за первый, стремиться надо за вторым, чтобы не случилось, цепляться до последнего, бежать за хвостом.

Про Урал

О том, что уральцы могут оказаться под властью Китая, переживала монахиня Феофилакта и сообщила об этом духовнику. На ее опасения тот ответил, что получат китайцы сапогом, как немцы в свое время в России. Не будет никогда уральская земля принадлежать другому государству.

О непреклонной вере


Даже если воля уже не подвластна, а над человеком полный контроль, разговор шел о чипах, то единственным спасением может стать молитва. Не смотря ни на что, надо молиться, чувствуя, что слабеешь, принимать все от руки Божией и молиться, через не могу.

Бог в этом случае всегда поможет, а рюкзачок должен быть собран, т. е. человек в любой момент должен быть готов предстать перед Господом с чистыми помыслами, за Иисуса Христа надо стоять до самого конца. Об этом поведала монахиня Феофилакта.

Расцвет России и возрождение монархии

Однажды монахиня Феофилакта передала свой разговор с Отцом Николаем, в котором он сообщил о предстоящем расцвете российского государства, и о том, что вскоре будет царь. На ее слова батюшка ответил, что ее это не должно касаться, дело монахини — никогда не унывать и идти по той стезе, которую ей уготовил Бог. А по поводу будущей монархии выразил свои сомнения, качая головой.

В том, что Россия спасется, старец не сомневался. По его словам, даже в Сибири заблагоухают сады, а церковь, какие бы гонения не приняла, всегда будет.

Об учении

По воспоминаниям Людмилы А., она была очень любознательна, но с трудом понимала серьезные науки, ей просто не доставало знаний. Видя ее мучения, батюшка всегда советовал больше богословских книг.

Не надо, по его мнению, слишком часто бегать к нему с вопросами. Могут наступить такие времена, когда ответить будет некому. Надо учиться самостоятельности и стараться думать самому.

О новой войне и тяжелых временах

Ожидать военных событий можно в любое время. Правителям подвластно развязать их всегда.Поэтому запасы не помешают, ибо возможен голод. Однако, самое главное сейчас для общества, наполнить духовные закрома.

Старец советовал прихожанину Георгию всегда трезвиться, т. е. реально смотреть на вещи, не давать себя обманывать. Возможно, впереди ждут всякие скорби, принимать их надо безропотно и надеясь на лучшее, а в душе всегда следует сохранять покой.

По воспоминаниям Георгия, его друзья решили купить в городе квартиру, для этого им необходимо было продать свой собственный дом с огородом и участком. Семья решила спросить совета у батюшки, на что тот ответил, что имея малых деток, делать этого не стоит, так как будут отключать электричество, станет холодно, а продуктов почти не будет. Лучше всегда иметь свой огород, так как впереди трудные времена. Это сказано в начале 90-х.

Исполнятся ли все пророчества ст. Кирилла (Павлова) трудно предугадать, но, как видим, некоторые из них все-таки сбылись.

В миру Павлов Иван Дмитриевич, родился 8 октября года в деревне Маковские Выселки , ныне Михайловского района Рязанской области. Родился и вырос в верующей крестьянской семье. По его словам, "с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность ".

После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. В армию был призван в конце 1930-х годов, служил на Дальнем Востоке. Также участвовал в финской кампании . Служил в пехоте.

Возвращение к духовности произошло во время Великой Отечественной войны . С самого начала войны он участвовал в военных действиях сержантом пехоты. Самым тяжелым военным испытанием для него было ожидание генерального Сталинградского сражения в окопе, в снегу, почти без воды и пищи под постоянным обстрелом врага в течение целого месяца. В чине лейтенанта и в должности командира взвода он принял участие в Сталинградской битве.

Иногда о. Кирилла ошибочно отождествляют с другим Павловым, Яковом Федотовичем, знаменитым сержантом, оборонявшим легендарный сталинградский "Дом Павлова". Я.Ф. Павлов после войны находился на партийной работе .

Отец Кирилл впоследствии рассказывал:

"Великая и страшная Отечественная война была попущена самим Господом, который, не желая никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле, очищая развращенный и утративший веру народ, чтобы спасти тех, которых можно спасти... И когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шёл в храмы. После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов . Там открыли единственный храм. Собор был весь голый, одни стены… Народу - битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн , который впоследствии стал епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнёс, что все, сколько было в храме народа, - навзрыд плакали. Это был сплошной вопль... "

После освобождения Сталинграда произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. В начале апреля года, неся караульную службу, среди развалин дома он поднял из мусора книгу. Это оказалось Евангелие ... "Я шел с Евангелием и не боялся..., - впоследствии вспоминал батюшка. - Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся ".

Участвовал в боях возле озера Балатон в Венгрии . Со своей частью дошёл до Австрии .

После завершения семинарии учился в Московской духовной академии , к тому времени уже в стенах Троице-Сергиевой лавры .

В том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона , а затем - во иеромонаха .

Сочинения

Награды

Церковные

  • Международная премия Андрея Первозванного (1995)

Светские

  • орден Славы
  • военные медали: "За оборону Сталинграда" и др.

Использованные материалы

  • "Скончался архимандрит Кирилл (Павлов)", портал Православие и мир , 20 февраля 2017:
  • Статья Большой энциклопедии русского народа Института Русской Цивилизации:
  • "02.10.2009: ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА ЛЮБИМОГО БАТЮШКИ," интернет-газета Русский Вестник :
  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Фонда апостола Андрея Первозванного:
  • Страница сайта Нижегородской епархии:

Сотрудница Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви монахиня Феодора (Лапковская).

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории.

Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, – говорят, – духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года – духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита.

Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира. Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.

Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в надежде, что для кого-то это будет по-настоящему важно, как важно это для меня самого.

Когда я думаю об отце Кирилле, мне часто вспоминается старец из Патерика, почитавшийся всеми за великого праведника. Ему понадобилось отлучиться из пустыни в город, и он думал, как быть: его смущала мысль о том, что люди, которых он встретит, будут воздавать ему почести, прославлять и возвеличивать его. Поэтому он решил отправиться в путь не днем, а ночью. И вот - Господь послал Ангела, который освещал для него дорогу.

Жизнь отца Кирилла, человека, известного, пожалуй, всей Русской Православной Церкви, через келью которого в Переделкине прошло бесчисленное множество людей, оставалась до самого конца сокровенной - не только в своей глубине, но и в ее подробностях. Известны из его биографии были лишь отдельные факты: война, Сталинград, чудесным образом найденное им в руинах разрушенного города Евангелие, семинария, Лавра и долгие-долгие десятилетия служения Богу, Церкви и людям.

Мало кто был так далек от любого «мнения» о себе, как отец Кирилл

Трудно, наверное, найти, кто был бы так далек от любого «мнения» о себе, как отец Кирилл. Я помню, как готовил много лет назад к изданию одну из книг его проповедей (в нее вошли проповеди на различные Богородичные праздники), и меня очень сильно тронули его слова о том, почему о Божией Матери так мало говорится в Евангелии: Она все время как бы отступает в тень, у Нее нет желания как-то проявить, показать Себя, у Нее лишь одно стремление - делать то, что угодно Ее Божественному Сыну. Мне тогда же подумалось, что именно это стало для самого отца Кирилла образцом для подражания: он всегда так же отступал в тень, не искал ровным счетом ничего «своего», но только Божиего, того, что, как он любил говорить, служит для «пользы и назидания братии». К слову, о проповедях… Проповеди ведь бывают очень разные - глубокие, интересные, содержащие множество важных фактов, яркие, сильные… Проповеди отца Кирилла - очень простые. Но когда я впервые читал их еще в рукописи, я вдруг понял: в них нет ни одного слова, которое не было бы подтверждено его собственной жизнью, все в них - из собственного опыта, почему и оказывали, и оказывают они на душу человека такое удивительное влияние. Помню, как я был счастлив, когда после многих моих просьб он достал откуда-то и передал мне несколько «томов», переплетенных вручную, и дал благословение подготовить их к изданию. Словно сокровище в руках держал - тем более что и не чаял уже его согласие получить…

Отец Кирилл буквально жил Евангелием, знал его практически наизусть

Вообще эта связь между словом и жизнью ощущалась в отце Кирилле совершенно особенным образом. И, наверное, в еще большей степени, чем в проповедях, проявлялось это при личном общении. Я помню, как однажды перед исповедью в его келье он повернулся к нам, чтобы сказать небольшое слово, увещание. Он говорил - говорил так, что хотелось слушать и слушать. И вдруг в какой-то момент я понял, что в этой проповеди нет ни одного его слова: вся она соткана из разных фрагментов Священного Писания Нового Завета. И в то же время… В то же время все, что он говорил, было и его достоянием, содержанием его сердца. Я тогда только осознал, что это такое - когда человек, приняв от Бога дар, усваивает его, когда данное становится неотъемлемым. Я знал, что отец Кирилл буквально жил Евангелием, не отрывался от него, знал его практически наизусть (а точнее, наверное, именно что наизусть). Но опять же, именно тогда увидел, что это такое - то, что преподобный Серафим имел в виду, когда говорил, что ум человека должен «плавать в Священном Писании».

Как-то раз я услышал от него после исповеди совет, схожий с тем, о чем говорит преподобный авва Дорофей: отказывайся от пристрастий, так можно прийти к беспристрастию, а от него - и к бесстрастию. Я как-то горько и в то же время легкомысленно отозвался на него в том духе, что, дескать, в наше время бесстрастие - вещь вряд ли возможная. И, кажется, причинил этим батюшке настоящую боль: «Что ты! - сказал он. - Это не так, не верь этому! Это враг такие мысли в голову влагает!» И я, опять же, всем сердцем ощутил: не совет аввы Дорофея он цитирует, а о своем личном опыте говорит, делится им.

Эпизод маленький, в чем-то даже забавный, но такой характерный… Мы ждали батюшку в переделкинском храме, он шел к нам со стороны патриаршей резиденции, и кто-то остановил его вопросом. И вот мы видим сквозь открытую дверь: он стоит и беседует с человеком, а откуда-то сбоку подходит женщина, выглядящая вполне прилично, но, очевидно, нездоровая, и начинает гладить его бороду. А он… Он просто продолжает отвечать на заданный ему вопрос. Ее отводят в сторону. Она снова «прорывается» к нему. А он - снова не замечает ее.

Его совершенно не могло смутить, вывести из равновесия то, что постоянно лишает равновесия нас: в нем не было для подобного смущения никакой основы, не было ничего, чем обычно обнаруживается в человеке гордость, самолюбие. Пожалуй, именно это и было в нем самым удивительным: его смирение, такое, какого не довелось и вряд ли доведется увидеть в ком-либо еще. И снова - о связи слова и жизни. Однажды, задавая ему какие-то вопросы о жизни монашеской, я сказал: мне кажется, что основное содержание этой жизни - покаяние. А он возразил: «Нет! Покаяние очень важно, но оно не цель, цель - смирение». И еще - в одной из проповедей мысль о том, что есть смирение, к которому человек понуждает себя. И есть совершенно иное - ставшее устроением, естественным, а точнее - сверхъестественным, благодатным состоянием человека.

И опять же - вчитываясь в эти строчки, отпечатанные на листах пожелтевшей от времени бумаги, я очень хорошо понимал, что и это - не теория, а опыт. И это - из того самого, «ставшего устроением», естественным, а точнее сверхъестественным состоянием.

Игумения Арсения (Себрякова) писала когда-то, что лишь тогда человек может любить ближнего, когда готов уступить ему беспрекословно свое место. Какое место? - спрашивала она себя. И тотчас же отвечала: весь видимый мир. Эта готовность в отце Кирилле была ощутимой, как бы сама собой разумеющейся. Готовность уступить во всем, в чем это не вредно для души. И вместе с тем - поразительная сила и твердость. Та твердость, которая лишь на смирении и может быть основана, в которой нет ничего от жесткости, но одна только определенность и внутренняя ясность.

Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, какие перемены происходили с людьми по молитвам отца Кирилла. И тут тоже есть своя особенная черта: перемены эти происходили как бы ненароком, очень «незаметно», но связь прослеживалась крайне четко.

Моя хорошая знакомая, тогда еще совсем молодая девушка, жила вместе с мамой в другой стране, мама вышла там замуж и родила дочь. С течением времени стало понятно, что брак был ошибкой и надо возвращаться в Россию. Препятствие было одно: по законодательству страны младшую дочь практически наверняка оставили бы отцу. Что делать, как быть - было совершенно непонятно. И тогда моя знакомая, будучи человеком даже еще не вполне церковным, написала отцу Кириллу письмо, в котором рассказывала об этой ситуации и сетовала на то, что сестру оставят отцу, а она ему и не нужна на самом деле. И получила ответ, в котором, наряду с прочим, были и такие слова: поскольку сестра отцу не нужна, то забирайте ее и возвращайтесь домой. Такой вот совет, самоочевидный в общем-то. И совершенно неисполнимый. Но делать было нечего: жизнь складывалась так, что в любом случае развод был неизбежен. Трудно это рационально объяснить, да и не нужно, но факт остается фактом: суд принял решение отдать девочку матери. Сейчас она взрослая девушка и живет в России. А старшая сестра многие годы трудится на одном из приходов Москвы. Иначе, как чудом, случившееся она не назовет.

Так же, как и семья, с которой мы ехали как-то в Переделкино: мама, папа и сын - Кирилл. Я спросил их, с чем они едут к батюшке. И узнал, что вопросов у них никаких нет, и проблем, и сложностей никаких особенных. Были - в прошлом, когда врачи сказали, что детей у них не будет. Тогда-то они и приехали к отцу Кириллу в первый раз. И получили совет: а вы… рожайте ребенка. И родился - Кирилл. И они ничего не хотели, кроме как поблагодарить батюшку и показать ему мальчика. «Хотя, - говорил отец, - сколько по молитвам батюшки родилось таких Кириллов!»

Когда отцу Кириллу задавали серьезный вопрос, он молился и просил о вразумлении

Когда отцу Кириллу задавали серьезный, требующий ответа вопрос, то было очевидно, что он молится и просит о вразумлении. И иногда было совершенно явно: ответ есть. А иногда было понятно, что нет - ничего не извещает Господь сердцу. И он мог тогда сказать, например: «А что говорят врачи (если речь шла об операции)? Поступайте, как они советуют». А мог сказать и иначе: «Не знаю».

Наша прихожанка находилась одно время в очень сложном положении: муж решил уехать из России, ей же уезжать категорически не хотелось, но оставить его она не могла. И она попросила меня поговорить об этом с батюшкой. Я передал ему ее вопрос: как тут быть? Он молился, долгое время сидел, погруженный в себя, но ответа так и не дал. Я вышел, ждал в коридоре кого-то из братии, кто еще не исповедовался. И неожиданно дверь кельи отца Кирилла открылась, и он позвал меня - радостный, веселый даже. Ответ у него уже был: «Знаешь, вот что ей скажи: если ей дорог муж, то пусть едет, а потом пусть возвращается - с ним». И она с мирным сердцем поехала. Спустя очень недолгое время муж решил, что отъезд был ошибкой, они вернулись в Москву, и на этом все благополучно завершилось.

Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг. Удивительно тихо, словно безмолвие царило, словно время останавливалось. Удивительно тепло: ты отогревался, и сердце твое оживало. Я помню, как много раз думалось мне, когда я слушал разрешительную молитву, ощущая его руку сквозь епитрахиль на своей голове: «Вот сейчас, покаявшись, в этом удивительном мире и покое и отойти бы в мир иной - ничего больше не надо…»

Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг

И когда батюшка был уже прикован к постели, когда едва-едва теплилась в нем жизнь, то же самое чувствовалось в присутствии его - покой, тишина и это тепло. Он лежал - исхудавший, слабенький, чуть живой - и говорил мне в ответ на что-то: «Ты только держись, не унывай!», - так что казалось, что не он поражен болезнью, не он страдает день за днем, а я.

То же чувствовалось и тогда, когда он уже практически не приходил в сознание, когда можно было просто постоять какое-то время рядом, приложиться к его теплой и большой руке, бессильной и вместе с тем наполненной силой. Ни о чем не говоря, ничего уже не спрашивая, не советуясь, а просто радуясь тому, что он еще здесь, с нами, что можно вот так согреться вблизи него, ощутить, как смягчается, умиряется сердце.

А ныне… Ныне закончился его многотрудный земной подвиг. Такой сокровенный, такой удивительный в его смиренном величии. И на душе - радость, оттого, что дал наконец верному труженику Своему Господь упокоение от трудов. И скорбь - потому что мы еще здесь, и как бы по-детски, как бы малодушно ни прозвучало это, но трудно не испытать чувство какого-то горького, хоть и не безнадежного сиротства.

Не безнадежного, конечно. Ведь он, который всегда всех помнил по именам, подчас - даже тех, кто успел побывать у него лишь однажды, - не забудет нас и там, где он сейчас. Не забудет.

Кирилл Павлов – архимандрит, духовник патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры. Старец, почитаемый Русской православной церковью и обществом.

В период золотой осени 1919 года, а именно 8 октября, в простой крестьянской семье появился на свет мальчик, которого нарекли Иваном. На данный момент этот человек известен как старец архимандрит Кирилл Павлов.

Детство и юность

Семья маленького мальчика проживала в Рязанской губернии, в небольшой деревеньке под названием Маковские Выселки. Родители Ивана были глубоко религиозными людьми. С малого возраста они прививали сыну любовь к Богу.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его вместе с братом отправили учиться в город Касимов. В родном селе невозможно было получить семилетнее образование. Не было такой школы, а обучение продолжить нужно было. Сопровождал Ивана Дмитриевича родной брат, который очень отрицательно относился к религии. В больших городах в это время в моде было безбожие.

Когда мальчику исполнилось 15 лет, Иван Павлов сдал вступительные экзамены и был зачислен в индустриальный техникум Касимова.

В 1938 году молодой человек окончил учебное заведение и получил диплом. Далее он пошел работать на металлургический комбинат в Катав-Ивановске. Устроился он на должность технолога. Вскоре Ивана Дмитриевича призвали на воинскую службу.

Простого крестьянского паренька послали служить на Дальний Восток. Не очень просто служилось в войсках молодому парню. В последующем Иван прошел всю Великую Отечественную войну, отстаивая Сталинград в лице командующего взвода. Участвовал в ужесточенных боях около венгерского озера Балатон.

Большой праздник, День Победы, Иван встречал в Австрии. Увольнение из армии было оформлено в 1946 году.

Новый поворот в жизни

Жизненный путь Ивана (Кирилла) Павлова можно поделить на два периода: до и после войны. Однажды на войне в разрушенном доме он случайно нашел Евангелие, которое обгорело, листочки были все оборваны. Чтение этой книги изменило его жизнь, перевернуло душу. С этого момента начался новый виток в биографии архимандрита Кирилла Павлова.


Батюшка говорил, что словно живительный бальзам получил: «Мне все стало понятно тогда. Война была следствием нашего богоотступничества». Большое наслаждение испытывал он при чтении этой священной книги в перерывах, во время отдыха. Однажды, находясь на проповеди в церкви Тамбова, он твердо решил стать священником.

Молодой мужчина вновь обратился к вере в Бога. После возвращения на родную землю Иван Павлов принял монашеский постриг. Свою семью молодой человек очень любил, всегда помнил и молился за них. Регулярно навещал семью, проживающую в родной деревушке. И позднее навещал село Маково, где были могилы близких людей.

После увольнения из рядов советской армии Иван Павлов направился в семинарию. В столице нашей родины, в Москве, он обратился к служителям Елоховского собора, чтобы уточнить адрес духовного заведения. Оказывается, объект, который располагался ближе всех, был в Новодевичьем монастыре.

В семинарию Иван Павлов вошел в военной форме. С превеликим удовольствием и большой радостью принял новоиспеченного служителя отец Сергей Савинских. После окончания обучения в Московской духовной семинарии начался учебный процесс в Московской духовной академии. Согласно официальным источникам, архимандрит Кирилл Павлов закончил учебу в 1954 году.

Затем был постриг, который Павлов принял в августе этого же 1954 года в Троице-Сергиевой лавре и служил пономарем.

После шестнадцатилетней службы принял пост казначея. А через год (в 1956-м) стал духовником монашеской братии. В тот же период его возвели в сан архимандрита.

Духовник патриарха

Он переехал в Переделкино. Несмотря на подобные перемены, старец все равно посещал лавру для духовных наставлений монахов.


Затем последовало награждение орденами Святого Князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского. Кирилл любую свободную минуту своего личного времени посвящал написанию проповедей и поучений. Обучал любви к Богу юных монахов.

Немного о личном

Архимандрит Кирилл Павлов никогда не заключал брачный союз, в соответствии с православными законами, старцы не должны обзаводиться семьей. Сознательно вся жизнь Кирилла была посвящена служению Русской церкви.

Умирать не страшно

В конце 2003 года, в декабре-месяце, произошла большая трагедия: у архимандрита Кирилла Павлова случился инсульт. Его тело было парализовано. Старец был лишен возможности передвигаться и хоть немножко разговаривать. Но Кирилл Павлов продолжал молиться. Еле шевеля губами, невнятно произнося слова, он молился.


На четырнадцать лет затянулась борьба с болезнью. И все же она победила: 20 февраля 2017 года старец скончался в возрасте 97 лет.

Все это происходило в Переделкино. В Троице-Сергиевой лавре прошли похороны.

Пророчества старца

Беседы верующих прихожан со старцем сводились к тому, что его спрашивали о будущем. А воспринимали ответы архимандрита Кирилла Павлова как пророчества. Старец очень серьезно относился к таким диалогам. Монахини вели записи, некоторые вещи передавали от одного к другому.


Монахиня Феофилакта очень беспокоилась за судьбу Урала. Что китайцы смогут завладеть им. Своими переживаниями она поделилась со старцем Кириллом. На это он ответил, что китайцы получат сапогом, как немцы в свое время в России. Никогда уральская земля не будет принадлежать другому государству.

Много вопросов задавали отцу Кириллу о новой войне и тяжелых временах. На что получали ответ, что в любое время могут возникнуть военные действия. Возможен голод и запасы должны быть, они не помешают.

Старец благословлял на то, чтобы иметь дом и землю на трудное время.

Одному прихожанину Старец настоятельно советовал трезвиться. Это значит реально оценивать ситуацию. Возможно, предстоят скорби, и принимать их нужно безропотно. Вот такие ответы люди считали пророческими.

Книги старца

В свет выпущены три прекрасных печатных издания - книги архимандрита Кирилла (Павлова) в 2012-2017 годах:

  • "Время покаяния" - глубокие размышления автора о жизни и вечности.
  • "Проповеди" - собрание проповедей, представленное в двух томах.
  • "Похвала Божией Матери" - мудрые проповеднические сочинения архимандрита.