Баба яга - мифический персонаж или реальная женщина. "Баба — Яга, костяная нога". История возникновения сказочного персонажа


Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах "русского духа".

Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства – гостя полагается сначала накормить, а лишь затем расспрашивать. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере "лабаз", или "чамья", – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся "к лесу задом, к путнику передом", чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – "урах". В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

Точнее, для Бабы-в-яге, поскольку ягой среди северных народов называется меховая "доха". Н.А. Абрамов и В.И. Даль так объясняют значение слова яга: "одежда наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется шерстью наружу. Некоторые под нее подкладывают беличий или песцовый мех, а иные – фланель.

Есть предположение, что "проблемы" Бабы Яги с ногами (помните ее прозвище: Баба Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Поэтому ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: "...бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1) Яга - воительница.

2) Яга - похитительница.

3) Яга - дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а) Яга - советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью); б) Яга - повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем); в) Яга - покровительница (взявшая героя под свою опеку); г) Яга - дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).

4) Яга - прародительница.

Нас в первую очередь интересует наиболее истинная Баба Яга, а именно Яга–дарительница. Именно она, по нашему мнению, проживала и проживает на Севере.

Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще и парит героя в бане.

Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: "Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать". Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.

Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть "русским духом, русской коской". Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.

Яга - дарительница или Яга - советчица - это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.

Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в наших поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области.

И обратите внимание, что на самом–то деле она никого так и не погубила из героев. Даже история с помещением гостя в печь – это не более чем старинный знахарский метод лечения припеканием. Баба Яга – это педагог, помогающий подрастающему поколению пройти обряд инициации. Она, будучи богиней, на самом–то деле вечно молода, но может принимать любой и даже страшный облик, облик злой старухи. Но это зависит от того, кто ее посещает и с какими целями.

Александр Тутов, Баба-Яга - добрая северянка. К вопросу о происхождении и местонахождении ее родины.

В наше время сложно представить себе праздник без сказочных персонажей. С одной стороны, выступают богатыри или, например, в случае Нового года, Дед Мороз, а с другой-Баба-Яга. Она, как всегда, хочет навредить или замыслить что-то плохое и является противником всего хорошего. В народных сказаниях и в головах современных людей. Она всегда является злом, с которым борется добро. А так ли это на самом деле? Злая ли настоящая Баба-Яга или это только всеобщее заблуждение, поселившееся у всех в голове. Данный персонаж интерпретируется в разных ипостасях. Иногда она красивая девушка, помогающая людям, где-то старуха с одной ногой и длинным носом. Чтобы выяснить, кем является настоящая Баба-Яга , надо проанализировать фольклоры стран, религиозную составляющую древних народов, а также истории писателей.

Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях.

На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.

Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.

В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.

По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.

Версии происхождения образа Бабы-Яги.

Несмотря на всю свою отрицательность, Баба-Яга считалась, чем-то наподобие матери Вселенной. Например, как и у греческой матери всех созданий Ехидны у Бабы-Яги есть сыновья и дочери. В управлении у нее находятся три всадника (черный всадник, белый всадник и красный всадник), которые обходят ее владения и ловят всех путников. Как уже писалось выше Баба-Яга персонаж мифов многих стран. Кроме Ехидны, у греков есть еще один похожий персонаж. Это Геката-богиня ночи. Герои Греции боялись ее, но, тем не менее иногда спрашивали совета и искали помощи, как, например, было с Ясоном. В индийской мифологии присутствует персонаж Кали, у германцев – Хель, которая ведает подземным миром. Скорее всего, именно от скандинавских народов, у славян пошла легенда о Бабе-Яге.

Еще одна версия появления на свет Бабы-Яги, идет также от древних славянских народов. В их времена похороны покойника были целым обрядом. Издавна мёртвых хранили в маленьких домиках, расположенных над землей, на пнях. Именно эти пни и домики стали прототипом Избушки на курьих ножках. Корни у пней очень походили на куриные ноги. В связи с тем, что раньше думали, что покойники летают, данные домики стояли дверью от поселения. Мертвых людей укладывали в домах ногами к выходу и если кто заглядывал туда, то выдел только ноги мертвеца. Отсюда и костяная нога. Древние люди с почтением относились к умершим и пытались не тревожить их попусту, но бывали случаи, когда к ним обращались с советом. Другие источники говорят нам о том, что настоящая Баба-Яга – это жрица культа смерти, которая проводила обряды, приносила в жертву животных и наложниц, для того чтобы душа нашла путь в ином мире. В любом случае настоящая правда в том, что Баба-Яга крепко прижилась в современном фольклоре и легендах мира.

Баба-яга - персонаж, конечно, вымышленный, но каждый ее так отчетливо себе представляет, что, кажется, встреть мы ее - и нисколько не удивимся, и сразу узнаем. Кто такая Баба-яга? Мы видим ее обычно злой, уродливой, старой ведьмой, которая летает в ступе, ест детей, варит всяческие зелья, знакома со всеми сказочными волшебными персонажами и всегда в курсе их дел.

Вступление

В этой статье мы не станем рассказывать вам о том, что давным-давно известно о Бабе-яге. И нога-де у нее костяная, и Царство Мертвых она охраняет, и отношения с людьми у нее настороженные, и привечает она их чаще всего совсем не для того, чтоб накормить и обогреть... Здесь мы поговорим о бабушкиной избушке - той, что опирается на курьи ножки. Ведь это тоже сказочный персонаж. И еще какой! Ибо Ягу без ее избушки просто невозможно себе представить.

Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит - очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке - своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству - как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) - одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы - в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Как выглядела избушка на курьих ножках?

Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой "сторожевую заставу" на границе между миром живых и миром мертвых.

Начиналась она с частокольного забора вокруг избы, который был построен из костей человека, поверху торчали черепа (человеческие или лошадиные) с горящими глазами. У дверей были человеческие ноги, у запоров - руки. Замки принимали вид черепа с горящими глазами и огромными острыми зубами. А иногда замок на двери заменял калач, а в истории сообщалось, что "изба у Бабы-яги покрыта блином, подперта пирогом". Однако слушатели понимали, что это еда не от радушия хозяйки, а поминальная трапеза.

Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые "курные" пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки "лежит бабка, нос в потолок врос" и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: "Чую, русским духом пахнет!".

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти "знаки внимания", считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Атрибуты Бабы-яги

Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в "хозяйстве" Бабы-яги волшебные помощники - черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.

Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу - людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела - "бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот". Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.

Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная - "выметала" грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы - то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.

В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.

Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а "припекала в тесте" - якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола "ягать" - как раз "жечь".

Современная изба Бабы-яги

Село Кукобой, что находится в лесах между Ярославской и Вологодской областями - вот где живет Баба-яга в России в наши дни. В этом месте находится Музей Сказки и Избушка волшебной старушки. И если в сказках последняя выступает как представительница зловещих и недобрых к человеку сил, в Музее нынче правит веселая и приветливая Бабуля-ягуля.

Здесь, на опушке леса, расположено настоящее имение Бабы-яги. Сегодня в нем и вполне себе сказочный домик, начиненный всякой современной техникой. И это все-таки, в полном соответствии с традициями, избушка из сказки, поворачивающаяся к гостям, как и положено - передом. А еще в имении имеется Резиденция Ярославского Медведя, в которой хозяйничает сам Топтыгин, и Чайная Яги. Там гостей и пирогами угостят и чая нальют.

БАБА-ЯГА – всеми известный персонаж сказочной мифологии, известный нам с детства.

От себя добавлю в общее описание: живет в избушке на курьих ножках, без окон и дверей, жарит детей в печке, готовит зелье и разные снадобья. Попробуем разобраться, откуда в русской мифологии взялся этот персонаж — Баба Яга. Из множества гипотез о происхождении Бабы-Яги я придерживаюсь следующей.

Историк и писатель А.Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.

После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей» (см.фото в альбоме), и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.

  • Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
  • Почему «без окон, без дверей»? — ритуальной кукле не нужны окна. Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.
  • Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
  • Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.

К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.

Избушка на курьих ножках — знаменитое жилище Бабы Яги | Depositphotos — Oleksandrum79

Инициирующая роль Бабы-Яги и обряд зашифрованы в сказках. Исследователи сказок В.Я. Пропп, В.Н.Топоров отмечают: герой попадает к Бабе-Яге в избушку, т.е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен.

Очевидно, что все атрибуты Бабы-Яги связаны со смертью, и это несомненно утрачивает восприятие её как мудрой женщины, ведьмы, т.е. ведающей, умеющей и передающей свои знания, лечащей, «бабы – обрядницы».
Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.

И тем не менее Баба-яга – это архетип* мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы (К.П.Эстес). Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.

А как вы считаете, Баба-Яга – это ЧТО?

Больше интересных тем о жизни, психологии и отношениях — в группе