Чем похожи и в чем различны настоящий и вымышленный папы римские. Биография антипапы Пия XIII (Монтана, США) Повседневная жизнь и характер

В одной из биографий папы Пия XII (в миру Эудженио Пачелли) автор помещает его в пантеон великих понтификов, рядом с Иннокентием III , Григорием VII , Пием IX и Львом XIII . Подводя итог его духовной уникальности в противостоянии как нацистскому расизму, так и сталинистскому материализму, в книге высказывается мнение, что Пий был «путеводной звездой в пустыне земли, знамением надежды, залогом грядущих улучшений».

После смерти Пия XII в 1958 г., мало кто стал бы оспаривать такую оценку. Для католиков, равно как и для многих некатоликов, этот сухопарый, эстетичный, благочестивый интеллектуал, безукоризненно носивший белую сутану, шапочку и украшенные крестами красные папские туфли, был просто олицетворением идеального папы. Он причислил папу Пия X (1903-14) к лику святых, и казалось очевидным, что со временем, и он успешно пройдёт через процесс канонизации. Однако в 1999 г. вышла новая биография Пия XII . В исключительно критической книге можно было прочесть:

"Евангельская притча о добром пастыре рассказывает о пастухе, который так любил своих овец, что сделал бы всё, отважился бы на что угодно, вытерпел бы любую боль, чтобы спасти одну единственную овцу, которая потерялась и оказалась в опасности. К своему вечному стыду и стыду всей католической церкви, Пачелли погнушался признать евреев Рима частью своей римской паствы."

Как можно объяснить столь чудовищную разницу в исторических оценках?

Историческое разделение

В первые несколько лет после смерти Пия XII , биографы склонны были описывать его жизнь в хвалебном духе житий святых. Позже в 1963 г., немецкий протестант и антицерковный драматург левого толка, Рольф Хохут, поставил пьесу «Заместитель» (Der Stellvertreter ). В ней Эудженио Пачелли был изображён алчным антисемитом, открыто сотрудничающим с нацистским строем и закрывающим глаза на геноцид Гитлера. Пьеса дала толчок столь жарким историческим дебатам, что они не утихают по сей день. Дневники послов, передовицы газет, свидетельства очевидцев, папские архивы, общая статистика холокоста и личные свидетельства его участников, телеграммы дипломатов, секретные правительственные документы союзников и множество наглядных источников - всё это и многое другое нахлынуло благодаря как апологетам, так и хулителям папы. Одни заключали, что Пий, помогая уязвимым людям, в особенности европейским евреям, сделал всё, что было в человеческих силах. Другие же описывали Пачелли в лучшем случае моральным трусом, а в худшем - деятельным антисемитом. Какова же, с исторической точки зрения, наиболее точная версия папы Пия XII ?

Симпатия к диктатуре: Критика

Считается, что после либеральных экспериментов Пия IX (1846-1848), которые, судя по всему, привели к революции 1848 г. и изгнанию папы, римские понтифики отвернулись от либерализма, модернизма и демократии. Следующие понтифики, опираясь на догмат о непогрешимости папы (с 1870 г.), вернулись к средневековому представлению об отеческом авторитарном правительстве как идеале для всех стран. Церковь хулила атеистический социализм, мелкобуржуазный радикализм, стремление к женскому равноправию, борьбу за отделение церкви, противозачаточные меры и движение за всехристианское объединение - и вся эта критика явно свидетельствовала, что Ватикан объявил войну новому миру.

Более того, в результате потери папских владений в пользу новообразованного итальянского государства в 1870 г., понтифик перестал выглядеть практичным государственным деятелем и стал больше напоминать идеал католической духовности. В результате, такой образ папы начал вызывать сочувствие у представителей гражданской власти, которые тоже видели в либеральной демократии угрозу упорядоченной христианской цивилизации. Как следствие, Ватикан подписал несколько конкордатов с монархическими и диктаторскими реакционными государствами - с фашистской Италией и Испанией, нацистской Германией, авторитарной Венгрией и милитаристской Польшей. В жертву были принесены католические демократические партии (Итальянская народная партия в 1924 г. и немецкая партия «Центр» в 1933 г.) - и это явно свидетельствует о пристрастии папы к диктатуре в межвоенный период.

Тот факт, что Пачелли был ключевой фигурой в государственном секретариате вначале как заместитель, а с 1930 г. и в качестве главы этой организации, позволяет утверждать, что он, как и его предшественник Пий XI (1922-1939), имел склонность к диктатуре.

Защита

Не вызывает сомнений, что Ватикан в конце XIX и начале XX вв. видел себя островком христианской истины в бушующем море модернизма. Однако в действительности, в то время как богословская линия Ватикана, возрождая средневековые представления, была реакционной, политика взаимоотношений церкви с секулярными и несекулярными странами была исключительно практична. Лев XIII (1878-1903) правил, как король. Однако он прилагал столько же усилий, пытаясь покончить с Культуркампфом (Культурной борьбой) в императорской Германии и желая достичь временного соглашения с республиканской Францией, сколько и в официальных отношениях с монархической Испанией или Австро-Венгерской империей.

Бенедикт XV (1914-1922) и Пий XI (1922-1939) продолжали расширять число своих постоянных представителей по всему миру. В ходе межвоенных лет папская политика активно приспосабливалась к новым обстоятельствам. Историки признают три принципа принятия решений в международной политике Ватикана вплоть до 1939 г.


  • Во-первых, пока демократические страны находились в стабильном положении, отношения с ними были полны того же энтузиазма, как и отношения с диктатурами: масса демократий получили в тот период постоянных папских представителей.

  • Во-вторых, все усилия были сосредоточены на восстановлении независимости Ватикана. Предварительные переговоры с итальянским правительством о решении Римского вопроса проходили с 1918 по 1922 гг. И этот вопрос оставался нерешённым, пока Муссолини в 1929 г. не предложил Латеранское соглашение, принятое Ватиканом. Подписывая этот договор, Пий XI получил не только право налогообложения и территориальную независимость, но также и право вмешиваться в культурную, общественную и религиозную жизнь итальянского народа.

  • Наконец, в тех странах, где безбожный коммунизм неизбежно пришёл бы к власти, Ватикан предпочёл поддерживать авторитарные начала. Папа считал коммунизм величайшим общественным злом, поэтому любой союз, обеспечивающий церкви свободу проповеди, становился богословски оправданным.

Сомнительный нейтралитет: критика

Много выводов сделано из того факта, что Пий был германофилом. Он имел склонность к немецкой кухне, литературе и музыке, а его прислуга полностью состояла из немецких монахов, которыми с тевтонской отдачей управляла матушка Паскалина. Пацелли был папским представителем в Баварии, а потом и Веймарской республике с 1917 по 1930 гг. Критики настаивают, что привязанность папы ко всему немецкому ослепила его, не позволив разглядеть злодеяния, совершённые во имя Германии в ходе мировой войны.

Защита

Считается, что Бенедикт XV проявил настолько строгий нейтралитет в ходе Первой мировой войны, что каждая сторона обвиняла его в одобрении противной стороны. Пий XII неизбежно попал в ту же ловушку. Его «беспристрастность» вызвала неудовольствие обеих сторон. Пропаганда союзников нуждалась в духовном авторитете папы для укрепления боевого духа; страны Оси нуждались в услужливом неосуждающем замалчивании их военной и социальной политики.

В действительности, на протяжении большей части войны, Пий XII всё же демонстрировал, хотя и скрытно, некоторую симпатию к союзникам. В 1940 г. он одобрил утечку союзникам информации о том, что голландское побережья заминировано. Он поддержал программу Рузвельта о помощи СССР. Наиболее впечатляющим было его замечание премьер-министру Венгрии в ходе визита в апреле 1943 г.: папа «считал непостижимым действия Германии в отношении католической церкви, евреев и народов на захваченных территориях… он был весьма обеспокоен страшной угрозой коммунизма, но чувствовал, что вопреки советскому строю… русский народ остался более христианским… чем немецкий».

Антисемитизм: критика

Работы современных исследователей показывают, что пугающе сильный, хотя и видоизменённый, средневековый антисемитизм в определённом отношении существовал и в католической церкви XX в. «Богоубийцы»-евреи, отвергнувшие христианское искупление, были идеальными козлами отпущения. В истории церкви 114 понтификов и 16 церквей вводили антисемитские правила. После короткого периода рационального просвещения XVIII в., католичество, желавшее абсолютной власти папы, вновь разожгло страх перед семитской интеллектуальностью, которая очевидно была сердцевиной секулярного модернизма, а в определённом отношении и социализма.

Считается, что к концу 1920-х, страх перед большевизмом и еврейской секуляризмом перемешались. Так как евреи получали наибольшую выгоду от расцерковления государства, католическая церковь в лучшем случае оставалась по отношению к ним осмотрительной и не связывала себя никакими обязательствами, а в худшем - демонстрировала оголтелый антисемитизм. Пий XII , как представитель антисемитской папской курии, разделял подобные предрассудки и потому не стал помогать евреям в их бедственном положении во время войны.

Защита

В 1904 г. Пий X лично встретился с Теодором Герцелем (основоположником современного сионизма), казалось, это должно стать свидетельством начала более передового подхода в католико-еврейских отношениях. Конечно, отдельные представители Ватикана, сторонники церковно-фашистских взглядов, продолжали в межвоенные годы распространять привычные антисемитские настроения. Однако Пий XI опасался, что традиционный страх перед еврейским влиянием в расцерковлении общества обернётся политическим экстремизмом, общественной угрозой и нравственным злом.

В 1923 и 1928 гг. он с особой силой осудил расизм. В 1938 г. папская энциклика «С большой тревогой» стала самой серьёзной атакой на расовую политику нацистов, которую предпринял глава всех христиан в межвоенный период; и Пачелли принимал участие в составлении этой энциклики. И он же сбросил её со счетов, так как вскоре вышла новая энциклика «О безбожном коммунизме», клеймившая советскую идеологию, не замечая, что умаление прав верующих наносило духовный вред украинским грекокатоликам точно также, как и советским правоверным евреям. В июне 1938 г. Пий XI приступил к работе над энцикликой «О единстве человеческого рода» - предупреждением Европе об угрозе смертельно опасного антисемитизма. Пий XI скончался от рака до того, как набросок энциклики был окончен.

До сих пор нет доказательств, что Пачелли «предал огню» этот документ. Напротив, все дипломатические усилия папы были направлены на предотвращение войны. Да и мог ли Пий XI позволить расисту проникнуть в госсекретариат и оставаться там более десятка лет? Реакции Пия XI и Пия XII на ужасы расизма отличались только громкостью.

Неспособность осудить холокост: критика

Совершенно очевидно, что к зиме 1942-43 гг. дипломаты Ватикана в восточной Европе чётко уведомили папу, что нацистское «заселение востока» было словесным прикрытием истребления людей. В связи с этим, многие исследователи осуждают робость высказываний Пия во время радиопередач, в сравнении с гораздо более откровенными высказываниями голландского архиепископа летом 1942 г., который осудил нацистов за их обращение с евреями. Утверждается, что прямое нападение папы на политику нацистов и угроза отлучения каждому католику за участие в этой политике предупредили евреев и дали им шанс скрыться, а также вынудили вождей нацизма, воспитанных в католическом духе (Гитлера, Гиммлера и Геббельса), отказаться от радикальных мер, как это произошло с программой эвтаназии инвалидов в 1938-39 гг.

Защита

В то время как официальная Италия сохраняла нейтралитет, ватиканское радио и газета «Римский обозреватель» выступили с решительной критикой. 19 января 1940 г. радио и газета сообщили миру об «ужасающих жестокостях и дикой тирании нацистов в Польше». В своей пасхальной проповеди в 1940 г., Пий осудил бомбардировки гражданского населения, а 11 мая того года послал телеграмму в Голландию, Бельгию и Люксембург, в которой выражал сочувствие постигшему их бедствию. В июне 1942 г., папа осудил массовую депортацию французских евреев. А 24 декабря 1942 г. в рождественском обращении Пий прямо высказался о «тех сотнях и тысячах, кто безо всякой вины, иногда только из-за национальности или расы, приговариваются к смерти или истощению».

В те годы евреи, равно как и нацисты, были вполне уверены, что высказывания папы являлись свидетельством его категорического осуждения политики холокоста. Риббентроп и Муссолини решили, что папа нарушил свой нейтралитет. То, что за высказываниями папы не последовало более откровенных и пространных осуждений, объяснялось всем известным фактом, что после откровенных признаний голландского кардинала в симпатиях к евреям, более 100 000 голландских евреев были отправлены в лагеря смерти. Для сравнения, епископат Дании сохранял сдержанность в публичных заявлениях, и в конце войны большая часть из 8 000 датских евреев была тайком вывезена в Швецию, а из 500 датских заключённых Терезинского гетто 90 % пережили войну.

Главный раввин Копенгагена, Маркус Мельхиор, считал, что «если бы папа позволил себе высказаться, Гитлер скорее всего совершил бы массовое убийство более шести миллионов евреев».


Неспособность защитить итальянских евреев: критика

Односторонний выход Италии из Второй мировой войны, вынудил Германию оккупировать две трети полуострова к сентябрю 1943 г. Существует свидетельство, что Ватикан знал о планах Гитлера похитить Пия XII , если его сопротивление станет слишком сильным. Генерал СС Вольф должен был вывезти папу в Лихтенштейн, конфисковать сокровища Ватикана на нужды войны и подготовить Рим к обороне от натиска союзников. Как следствие, неспособность Пия помочь 8 000 римским евреям является очевидным свидетельством его моральной трусости. Он поставил личную безопасность и сохранение Ватикана выше той человеческой катастрофы, которая разворачивалась в Риме «буквально под окнами его дома», как писал один критик.

Защита

Лютая неприязнь к евреям не была характерной чертой повседневной жизни Италии. Евреи, в первую очередь, были итальянцами, а потом уже семитами. Пачелли осуждал Муссолини за такие подражания нацистам, как принятие расовых законов в 1938 г. Однако 400 000 итальянских евреев по-прежнему не ощущали беспокойства. Новый посол нацистов сообщил Ватикану, что римские евреи в безопасности. Когда политический курс стал более радикальным и евреев начали сгонять в Рим, Пий выразил протест немецкому послу и распорядился, чтобы все мужские и женские монастыри папства оказывали поддержку евреям.

Нацисты надеялись согнать в Рим 8 000 евреев. К ярости СС, удалось схватить только 1 259 человек. Около 5 000 были спрятаны в 155 религиозных заведениях. Сам Ватикан принял в свои обители 500 человек, включая семью главного римского раввина Исраэля Золли. Летний дворец папы принял около 2 000, а 60 получили убежище в подвалах Иезуитского Грегорианского университета и Библейского института понтифика. В остальной части Италии в защите евреев поучаствовали партизаны, социалисты и коммунисты. Однако в центральной и южной Италии именно церковь возглавила эту помощь.

В Италии было спасено целых 80 процентов еврейского населения, и это ярко контрастирует с 80 процентами евреев, уничтоженных в остальной Европе. Кажется невероятным, чтобы подобное могло случиться, будь на престоле святого Петра идейный антисемит.

Для понимания споров

Один из исследователей писал:

"Вполне может быть, что критика церкви обусловлена её высокими притязаниями. Если бы на протяжении столетий о её мудрости говорилось бы меньше, возможно и ожидания от неё в таком тяжёлом положении были бы поменьше. Римская католическая церковь притязала на самые высокие мерки, и именно по этим меркам и была осуждена".

Это высказывание кратко объясняет громкие и раздражённые исторические споры. И здесь совершенно не применимо оказывается известное изречение, что историк не должен быть судьёй, а тем более палачом. Многие пытаются утаить свою заинтересованность в затуманивании правды, раскрываемую фактами. Постоянно совершаются умышленные попытки переврать, обмануть ложным переводом, отредактировать или попросту умолчать об историческом контексте папской деятельности.

Как бы то ни было, все согласны, что исследование ещё далеко не закончено. Однако следующие выводы, судя по всему, достаточны очевидны.


  • Католическая церковь прямо поучаствовала в распространении антисемитского представления о евреях, как «народе, убившем Христа». Однако в XX в. все папы начиная с Пия XI были обеспокоены опасностью нового витка антисемитских настроений со стороны фашистов. И католическая церковь стала первой международной организацией, предупреждавшей об этой опасности.

  • В межвоенные годы политика Ватикана зачастую была прагматична. Если фашистский строй, обещавший независимость католикам, был единственной альтернативой безбожному коммунизму - не стоит удивляться выбору Ватикана. В конце концов, политика умиротворения Германии, которую проводили Великобритания и Франция, также строилась на том, что Германия - оплот против коммунизма.

  • Пий стремился обратить в христианство всех представителей традиционного иудаизма. Таково было назначение папы и его вселенской церкви. Сегодня такие намерения выглядят слишком высокомерно, но в те времена это казалось естественным.

  • Реакция католической церкви на холокост различалась в зависимости от государств и народов. Однако согласно отдельным исследованиям антисемитское законодательство не пользовалось поддержкой в католической западной Европе.

  • Реакция папы на антисемитизм в восточной Европе сильно менялась. В Словакии и Хорватии преступные режимы Тисо и Павелича получили только «дипломатический протест» от госсекретаря Ватикана за их расистскую политику. Тем не менее, когда в авторитарной Венгрии массовое истребление людей стало реальностью в 1943-44 гг., папский представитель по указанию Пия XII предпринял ряд инициативных мер для защиты евреев, используя массовое обращение в веру, папскую неприкосновенность и убежища, чтобы переправить их в нейтральные страны. Всемирный еврейский конгресс впоследствии признал это «величайшим по концентрации усилием по спасению еврейского населения за всю войну».

  • В Италии Пий прямо и со всей смелостью защищал уязвимых евреев. После войны главный раввин Рима, Исраэль Золли перешёл в католичество и взял себе христианское имя - Эудженио, за заслуги Пачелли перед еврейским народом.

  • Поступки Пия в качестве дипломата могут создать впечатление, что он был человеком, одержимым юридическими тонкостями папского нейтралитета, а вовсе не человеческими страданиями. Однако Пий и католическая церковь спасли больше еврейских жизней, чем Оскар Шиндлер, Рауль Валленберг, Франк Фоли и Международный Красный Крест вместе взятые.

Итог

Пий XII был убеждён, что его тактика непровоцирующей практической помощи в конечном итоге спасёт больше еврейских жизней, чем напыщенные проклятия по отношению к строю, чья кара будет обращёна на тех самых людей, которым Пий хотел помочь. Большинство евреев сразу после мировой войны подсознательно признавали, что папа был прав.

Если бы на его месте был более громогласный Пий XI , смертельная кара постигла бы не 20, а 80 процентов итальянского еврейства. Стали бы тогда хулители Пия XII обвинять его, что он более заботился о своей исторической репутацией а не о судьбе евреев, которых можно было бы спасти, используя менее самовлюблённый и более прагматичный подход? Вот это настоящая историческая дилемма!

F. G. Stapleton) Перевод: Игорь Олейник

Оригинал: History Review December 2006 F. G. Stapleton " Pope Pius XII and the Holocaust " pp 16-20

Пий XIII

Герой сериала «Молодой Папа» — 47-летний Ленни Белардо — родом из Бруклина, США. Действие ленты происходит в наши дни. После избрания папой Белардо сменил имя на Пий, став тринадцатым понтификом, названным в честь этого святого.

В реальности папы Римского Пия XIII не существовало: персонаж придуман сценаристами сериала.

Ленни в детстве бросили родители-хиппи, а воспитывался он монахинями. Его детские травмы и личные потрясения впоследствии влияют на миллиард верующих католиков. Пий XIII хочет стать отцом для верующих и практически на протяжении всего сериала пытается избавиться от мыслей о трагическом детстве, которые постоянно одолевают его. Ему приходится отречься от «понятного» мира и войти в мир гораздо более сложный — духовный.

Папа Франциск в молодости и Пий XIII из сериала «Молодой Папа»

Франциск

Папа Франциск (до избрания — Хорхе Марио Бергольо) родился в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Детство провел в семье железнодорожного рабочего и домохозяйки. Он на собственном опыте ощутил, как живется простым трудягам, начав с раннего возраста подрабатывать: сначала уборщиком, химиком-лаборантом, а после и вовсе вышибалой в ночном клубе. В 12 лет он влюбился в свою соседку. Он сказал ей: «Если я не женюсь на тебе, я буду священником» — и, как мы видим, сдержал свое слово.

Мать будущего понтифика хотела, чтобы ее сын стал доктором. Но ее надежды рухнули в 1958 году, когда Бергольо решил вступить в орден священников-иезуитов.

Его привлекали их военное послушание и дисциплина. Как священнослужитель Бергольо сформировался во времена так называемой «грязной войны» в Аргентине, начавшейся с государственного переворота.

Практически сразу после вступления в орден Бергольо был назначен наставником послушников, а два с половиной года спустя — главой провинции. Через несколько лет Бергольо стал священником, а позже возглавил аргентинских иезуитов. Некоторое время он жил в точно таких же условиях, как и самое бедное население Буэнос-Айреса, в крохотной квартире, сам готовил себе еду и пользовался общественным транспортом. Поэтому и получил в народе прозвище Епископ Трущоб.

В 2005 году Бергольо был одним из наиболее вероятных кандидатов на пост папы после смерти предыдущего главы католиков Иоанна Павла II. Но его обошел Йозеф Алоиз Ратцингер, ставший в итоге понтификом . Впрочем, в 2013 году тогда 86-летний Бенедикт сложил полномочия в связи с состоянием здоровья, и конклав избрал 266-м папой Римским Хорхе Марио Бергольо.

Франциск — первый во многих начинаниях. Он впервые представил орден иезуитов в понтификате. Он является первым папой из Нового Света. Кроме того, до Франциска никто не принимал имя этого святого.

Повседневная жизнь и характер

Пий XIII

Папа — заядлый курильщик с невероятно раздутым эго. Он страдает от обета безбрачия, роскошным трапезам предпочитает скромный завтрак, а из напитков — вишневую колу. Правила на себя он примеряет неохотно (например, спокойно курит даже на территории церкви), зато к другим в этом плане крайне требователен. Пий XIII запрещает любые проявления фамильярности по отношению к себе, а однажды и вовсе отругал пожилую монашку за то, что та поцеловала его в лоб.

Все свои планы и реформы он совершает самостоятельно, не совещаясь с кардиналами. Основная его идея — реформировать святой престол и возродить прежнее великолепие церкви. Он расчетливый и безжалостный манипулятор, не считающий грехом распространение сплетен про своих приближенных.

Своенравность и жесткость характера папы подтверждается тем, что он с легкостью избавляется от идейных соперников, отправляя их служить на Аляску.

В понимании Пия только вера может двигать людьми, все остальное лишь мешает служению Богу. Папство Пия XIII основано на теореме отказа: его прихожане должны перестать думать о себе и полностью погрузиться в веру, принять ультраконсервативную доктрину своего папы. Ленни требует абсолютной преданности, а не эпизодических отношений, которые церковь выстраивает с большинством людей.

Франциск

Госпереворот в Аргентине сильно повлиял на характер тогда еще епископа Хорхе Бергольо. Бесконечные нападки на церковь со стороны власти, пытки священников — все это заставляло Бергольо быть более осторожным, но в то же время ему приходилось защищать своих приближенных, рискуя своей жизнью. Из строгого, авторитарного и консервативного епископа Хорхе превратился во внимательного и мягкого человека.

В 2001 году Бергольо призывал народ Аргентины бороться с деятельностью наркодилеров: «Давайте закроем эту темную страницу нашей страны. Остановим торговцев смертью». Он знал, что это заявление угрожает его безопасности, но понимал, что жители аргентинских трущоб нуждаются в поддержке. Кроме того, он увеличил число священников в таких местах в четыре раза.

Франциск отказался от многих папских привилегий. Например, узнав о своем назначении, он полетел в Рим эконом-классом.

А уже после избрания понтификом он специально вернулся в отель, в котором на время остановился в Риме, чтобы оплатить свой счет. Его приближенные также отмечают, что папа всегда самостоятельно носит свой багаж во время путешествий. Отношение понтифика к вишневой коле выяснить не удалось, но в числе любимой еды он называл мексиканские пирожки эмпанадас, стейк и мороженое.

Отношение кардиналов

Пий XIII

Пия кардиналы считают «фотогеничной марионеткой». Его приближенные надеялись, что он отблагодарит их за поддержку во время избрания, однако бруклинский сирота не слушает никого, кроме сестры Мэри, находившейся рядом с ним с раннего детства.

Надежды манипулировать молодым папой развеялись с первых же часов правления понтифика: кардиналы с ужасом начинают осознавать, что спокойная жизнь осталась в прошлом. Ленни папствует в свое удовольствие и управляет Ватиканом, заставляя своих приближенных падать на колени и погружаться в паутину его интриг.

Кадр из сериала «Молодой Папа»

Пий XIII не ценит дружеские отношения, категорически не приемлет советы и помощь приближенных, а также постоянно делает им замечания.

Под столом у Белардо установлена специальная кнопка на случай, если какая-то встреча будет напрягать понтифика или он посчитает ее бесполезной потерей времени.

После нажатия в комнату заходит помощник, который напоминает ему о неких «важных делах» и избавляет папу от неприятного общества. Такой опцией Ленни пользуется при каждой возможности после буквально нескольких минут разговора с любым собеседником.

Франциск

К сожалению, у папы Франциска нет волшебной кнопки под столом. Ему она и не нужна: понтифик с легкостью находит общий язык со своей командой. Для более плотного и плодотворного сотрудничества с подчиненными папа отказался от переезда в роскошный Апостольский дворец и решил жить в менее формальной обстановке, в доме святой Марфы, расположенном неподалеку от собора Святого Петра. В этом здании проживают кардиналы, епископы и особые гости Ватикана.

Свита папы Римского состоит почти из сотни человек. Его Святейшество не пользуется услугами стилиста или персонального тренера, хотя в штабе есть папский врач и несколько работников, отвечающих за гардероб. Одна из обязанностей штаба папы Римского — координация литургических мероприятий. Этим занимается специальная команда во главе с монсеньором Гвидо Марини. Если Иоанн Павел II любил красочные праздники, то Франциск предпочитает спокойную литургию.

Поведение на публике

Пий XIII

Пий XIII принципиально против персональной сувенирной продукции, которая является одним из основных источников дохода Ватикана: «У меня нет изображения. Я никто. Существует только ».

Он увольняет всех папских фотографов, а если кому-то и удается его сфотографировать, то он сразу же выкупает все снимки.

Коллеги называют такое поведение «медийным самоубийством», но это ни капли не волнует Пия XIII: он хочет сделать из себя «недостижимую рок-звезду».

Папа также отказывается от всех публичных выступлений, заставляет своих подчиненных отвечать на письма прихожан церкви. Если кардиналам удается уговорить понтифика выступить перед общественностью, он намеренно опоздает на свое «явление народу». Папа отклоняет все публичные речи, которые специально для него пишут приближенные. А десятитысячной толпе он заявляет: «Вы должны понимать, что к вам я не буду близок никогда, потому что перед Богом все одиноки».

Франциск

Франциск, в отличие от Пия XIII, самостоятельно отвечает на все поступающие в церковь письма. Он также известен своими неожиданными звонками прихожанам церкви, пишущим ему письма. Итальянская газета даже опубликовала специальный гид, в котором поделилась советами о том, как можно поговорить с папой. Там есть как советы от Капитана Очевидности вроде «пишите по такому-то адресу», так и необычные лайфхаки вроде того, как правильно обращаться к Святейшеству.

Более того, понтифик является активным блогером: ежедневно он пишет твиты для более чем десятимиллионной аудитории. «Интернет дает безграничные возможности для неожиданных встреч и единения и оттого является чем-то по-настоящему благим — даром Божьим», — заявил Франциск.

A photo posted by Pope Francis (@franciscus) on Jul 30, 2016 at 12:31pm PDT

Также Франциск планировал зарегистрироваться в Facebook, но кардиналы церкви отговорили его: там понтифик «может столкнуться с массой негативных комментариев».

Кстати, в сентябре 2015 года во время визита Франциска в США в социальной сети Twitter были запущены хэштеги со специально созданным в честь папы эмодзи.

Близость к народу для Франциска важнее всего, даже личной безопасности. Поэтому и список его публичных деяний намного богаче списка героя сериала «Молодой Папа». Например, в 2001 году, будучи архиепископом Буэнос-Айреса, он омыл и поцеловал ноги 12 больных СПИДом в аргентинском хосписе. В ноябре 2013 года папа обнял и благословил мужчину, страдающего нейрофиброматозом (болезнь, при которой все тело покрывается опухолями), и омыл ноги малолетним преступникам, в том числе двум девушкам-мусульманкам. А в 2014 году по приказу Франциска в центре Ватикана были установлены три душевые кабины, которыми могли воспользоваться бездомные люди. Впоследствии подобные кабины были установлены в церковных приходах по всему Риму.

В том же 2014 году Франциск неожиданно посетил столовую Ватикана, чтобы пообедать с местными рабочими: взял пластиковый поднос и встал со всеми в очередь. Он заказал тарелку макарон без соуса и треску с жареными помидорами, а затем, к всеобщему удивлению, сел за длинный стол с группой рабочих и произнес молитву перед тем, как приступить к пище.

Принимая роскошные и необычные подарки, папа зачастую продает их, а деньги отдает на благотворительность. Так, в 2013 году понтифик получил мотоцикл фирмы Harley-Davidson после того, как он дал благословение сотням мотоциклистов на площади Святого Петра. Позже байк был продан за $327 тыс. в Париже на благотворительном аукционе.

Отношение к гей-сообществу

Пий XIII

Главный герой сериала не может определиться со своими взглядами на ряд социально важных проблем. Он то высказывается в защиту геев, абортов и эмансипации, то замышляет запретить гомосексуалам находиться в рядах священников.

Ориентация Пия XIII остается под вопросом на протяжении трети сезона.

В первом эпизоде ему снится сон, где он взывает к тысячной толпе: «Мы забыли, как устраивать гей-браки. Забыли разрешить священникам любить друг друга и даже жениться». В следующем же эпизоде Пий XIII общается с префектом конгрегации по делам духовенства. Из беседы с ним он узнает, что кардинал является гомосексуалом. Понтифик незамедлительно пользуется своей «спасительной кнопкой» и завершает разговор со священником, а позже и вовсе предлагает разжаловать его из кардиналов.

Франциск

Хотя понтифик Франциск открыто высказывает свое недовольство легализацией однополых браков в Аргентине и не поддерживает усыновление детей гей-парами, в 2013 году в интервью журналистам на борту самолета, следующего из Бразилии, папа заявил:

«Если человек — гей и обладает доброй волей, и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?»

Франциск против так называемого гей-лобби, которое, по его словам, является «разрушительной претензией против плана Божьего».

Гомосексуализм в его понимании — «махинация с отцом лжи, который стремится запутать и обмануть детей Божьих». В то же время активно поддерживает либеральных архиепископов, выступающих за однополые браки.

В июне 2016 года понтифик заявил: «Римская католическая церковь и простые христиане должны извиниться перед геями за прежнее отношение к ним». Он считает, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации не должны быть маргиналами в глазах общества и подвергаться дискриминации. Папа простил священников-геев и отпустил все их грехи. «Я считаю греховными акты однополой любви, но не гомосексуальную ориентацию как таковую», — сказал Франциск в интервью в 2013 году.

Одежда

Семья Гамарели шьет одежду для понтификов, кардиналов и священников с 1798 года. Их задача — обеспечить нового папу гардеробом для публичных мероприятий. Законченные одеяния, до того как их отправят в Ватикан, можно увидеть в витрине их римского магазина.

Примечательно, что папское одеяние, которое носит главный герой сериала в исполнении , было сшито в том же ателье. Что касается приближенных Пия XIII, практически все они носят вещи темных тонов.

Папа Франциск и Джуд Лоу в сцене из сериала «Молодой Папа»

Франциск после назначения на пост папы отказался от дорогих вещей, которые носят понтифики и другие архиепископы.

Он решил не носить роскошные красные туфли, сделанные специально для него, и предпочел им свои старые, изношенные черные туфли из Буэнос-Айреса. Он также отказался от традиционной красной мантии, сказав: «Время карнавалов прошло».

Увлечения

Что касается хобби Пия, то из сериала выясняется, что он неравнодушен к животным. Так, однажды в качестве презента из Австралии он получает кенгуру. Пий XIII приручает животное и позволяет ему свободно прогуливаться по садам Ватикана.

А папа Франциск неравнодушен к футболу, особую симпатию он оказывает аргентинскому клубу San Lorenzo de Almagro. Из других видов спорта папу привлекают танцы: в юности он часто посещал танцевальные вечера танго со своими друзьями. Также главе нравится фантастика, в частности он прочитал многие произведения Толкиена. А вот

телевизор понтифик не смотрит с 1994 года, поскольку дал соответствующий обет Деве Марии.

В свободное от службы время Франциск любит готовить: по слухам, особенно ему удается паэлья.

Понтифик также обладает хорошим чувством юмора. Когда Бергольо был избран папой, он сказал другим кардиналам: «Да простит вас Бог за то, что вы сделали». Фотографы также однажды запечатлели момент, когда он примерил красный клоунский нос.

К своему возрасту понтифик относится так же — с юмором. «Это необыкновенно для всех нас — кардиналов, епископов, священников и мирян, — что мы призваны служить церкви в любом возрасте», — говорил он в одном из интервью. А три бывших кардинала Римско-католической церкви отшутились на вопрос журналиста CNS о предстоящем юбилее папы: «80 лет — это начало новых 60!»

В новом 8-серийном минисериале режиссера Паоло Соррентино примут участие обладательница «Оскара» Дайан Китон и Джуд Лоу, сообщает “The Guardian”.

Дайан Китон исполнит роль сестры Мэри, американской монахини, живущей в Ватикане, в то время как Джуду Лоу досталась главная роль - вымышленная фигура Пия XIII, американского священника Ленни Белардо, избранного на пост римского понтифика.

Роль в совместном проекте телекомпаний HBO, Sky и Canal+ станет для Д. Китон первым опытом участия в телесериале. Ожидается, что съемки начнутся на этой неделе, а выход сериала на телеэкраны запланирован на 2016 год. Мировая премьера пройдет в кабельных сетях США, Великобритании, Италии, Германии и Франции.

Продюсеры пока не раскрывают детали характера Китон, но уже известно, что персонаж Джуда Лоу будет человеком, который упорно сопротивляется влиянию «придворных» служителей Ватикана.

Пий XIII в сериале предстанет «сложным и конфликтным персонажем, консервативным в своем выборе порой до мракобесия, но полным сострадания к слабым и бедным».

Режиссер сериала Паоло Соррентино заявил, что сюжет сериала «Молодой Папа» сфокусируется на начале понтификата Пия, и в нем будут присутствовать как «ясные признаки существования Бога», так и «ясные признаки отсутствия Бога».

Он также добавил, что в фильме будет поставлена проблема поисков веры и ее утраты. Создатели намерены показать «величие святости, которое может стать непосильной ношей - когда вы боретесь с искушениями и единственное, что вы можете сделать, - это поддаться им, а также внутреннюю борьбу между огромной ответственностью главы католической Церкви и страданиями простого человека, которого судьба или Святой Дух выбрали в качестве понтифика», - рассказал режиссер.

И, наконец, авторы сериала задаются вопросом - как человеку надлежит пользоваться и манипулировать властью в государстве, в котором догмой и нравственным императивом являются отказ от власти и самоотверженная любовь к ближнему.

Пий XIII: вымышленный персонаж или историческое лицо?

Несмотря на то, что персонаж Джуда Лоу, Пий XIII, назван продюсерами сериала «Молодой Папа» вымышленным героем, история католичества знает реального человека с таким именем.

В 1998 году священник Эрл Люциан Пульвермахер, принадлежавший к раскольническому течению седевакантистов, был провозглашен адептами Истинно-католической церкви папой Пием XIII.

Католик-миссионер, член монашеского ордена капуцинов о. Люциан Пульвермахер в 1970-х годах постепенно переходит на позиции крайнего традиционализма. Причиной стала реакция части католического духовенства и лично Л. Пульвермахера на изменения в католической традиции, произошедшие в результате Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг.

Л. Пульвермахер порывает с орденом капуцинов и становится в оппозицию официальному Ватикану.

В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а также на том, что постановления Второго Ватиканского собора противоречат католической вере, он делает вывод, что все последующие папы также недействительны.

По его мнению, Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимали римский престол, но не являлись истинными римскими понтификами. Папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский собор, через свою ересь также перестал быть католиком, а значит и папой, утверждал Пульвермахер.

Таким образом, в соответствии с его теорией, престол святого Петра после смерти папы Пия XII в 1958 году оставался вакантным.

От этого произошло название секты седевакантистов, к которой принадлежал Л. Пульвермахер: в католической традиции период, в который Святой Престол не занят легитимным понтификом, называется Sede Vacante («при вакантном троне», при вакантном престоле).

Постепенно была сформулирована идея восстановить истинное католичество через выборы «настоящего» папы.

В 1998 году были проведены выборы нового понтифика. Псевдоконклав длился сутки, голосование происходило по телефону. В нем принимали участие немного численные адепты раскольнической организации, созданной при участии Пульвермахера, - Истинно-католической церкви (англ. True Catholic Church). В результате был избран единственный кандидат - Люциан Пульвермахер.

Скончался «антипапа» Пий XIII в 2009 году. Еще при его жизни в Истинно-католической церкви, как это часто случается в раскольнических сообществах, произошло дальнейшее разделение.

Антипапа Пий XIII, в миру Эрл Пульвермахер (Earl Pulvermacher) родился 20 апреля 1918 года в семье Хюберта Пульвермахера и Сесилии Леренц. Был крещен 28 апреля 1918. После четырех лет предсеминарии, года новициата, четырех лет изучения философии и четырех лет изучения теологии он дает вечные обеты 28 августа 1942 в монашеском ордене капуцинов. 5 июня 1946 его возводят в сан священника. В соответствии традицией капуцинов выбирать себе другое имя, чтобы показать свое «отстранение от мира», он выбирает себе имя Люциан, что означает «освещающий путь».
С осени 1947 до конца 1948 о. Люциан является викарием прихода св. Франциска в штате Милуоки, США. В конце 1948 в качестве миссионера он выезжает на острова Амани Ошима, где служит сначала в должности викария, а затем настоятеля прихода. В 1955 году он переезжает на остров Окинава, где служит до весны 1970 года. С конца 1970 до января 1976 года он является миссионером в Австралии. В январе 1976 года о. Люциан Пульвермахер покидает Австралию и орден капуцинов и начинает сотрудничество с традиционалистическими католическими организациями, оппозиционными решениям Второго Ватиканского Собора. Некоторое время сотрудничает с FSSPX.
После разрыва с FSSPX о. Люциан организовывает частные часовни в некоторых частях США, где служит Тридентскую мессу. В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а так же на том, что постановления Второго Ватиканского Собора противоречат католической вере, он делает так же вывод, что все послесоборные папы недействительны. Т.е. Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимают римский престол, но не являются истинными римскими понтификами. А так же и папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский Собор, через свою ересь перестал быть католиком, а значит и папой. Таким образом, в соответствии с теорией о. Люциана Пульвермахера, престол св. Петра остается вакантным после смерти папы Пия XII в 1958 году.
В 1998 году было решено созвать конклав из консервативных католиков, причем как светских, так и клириков. Голосование должно было проводиться по телефону. Конклав начался 23 октября 1998 г. в 13.00 и продолжался 24 часа. Следует отметить, что о. Люциан был единственным священнослужителем, кто претендовал на папство на этом конклаве. По его завершению папой был избран о. Люциан, который выбрал себе имя Пий XIII. Однако избранный Пий XIII оставался все еще священником. Поэтому сначала он возводит в «епископский» сан женатого австралийца Гордона Бэйтмана (Gordon Bateman), который затем ставит в «епископы» папу Пия XIII.
Это было началом образования истинно-католической церкви во главе с папой Пием XIII. «Епископ» Бэйтман был поставлен в кардиналы. Ряды священнослужителей истинно-католической церкви пополнились 18 июня 2000 г. женатым Робертом Лионом, который был возведен в сан «священника» папою Пием XIII. В скором времени дороги «кардинала» Бэйтмана и папы Пия XIII разошлись в разные стороны. Бэйтман осудил папу в том, что тот практиковал гадание с использованием маятника и пропагандировал это другим. После чего "кардинал" Бэйтман перешёл к другому антипапе -


Биография

Пий XII (лат. Pius XII, до интронизации - Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли, итал. Eugenio Maria Giuseppe Giovanni Pacelli; 2 марта 1876, Рим - 9 октября 1958, Кастель-Гандольфо) - папа римский со 2 марта 1939, провозгласил догмат о Вознесении Девы Марии и символически посвятил мир Непорочному сердцу Марии в 1942 году. 18 октября 1967 Папа Павел VI начал процесс беатификации Пия XII. Стал первым папой, избранным из государственных секретарей, начиная с Климента IX в 1667 году. Во время своего понтификата Пий XII канонизировал 8 человек, в том числе Пия X, а беатифицировал - 5.

Нунций, кардинал, государственный секретарь

Пачелли происходил из благородной семьи - он был внуком основателя ватиканской газеты «L’Osservatore Romano» Маркантонио Пачелли, племянником финансового советника Льва XIII Эрнесто Пачелли и сыном начальника ватиканских юристов Филиппо Пачелли. В апреле 1899 года Пачелли стал священником, в июне 1920 года был назначен апостольским нунцием в Веймарскую республику, а 16 декабря 1929 года получил кардинальский сан и широкие полномочия. В письме кардиналу Пьетро Гаспарри от 14 ноября 1923 года Пачелли написал, что национал-социалистическое движение антикатолично и несёт антисемитизм.

Работавший в первой половине 1920-х годов в Мюнхене американский дипломат Роберт Мёрфи в своих мемуарах писал:

«Номинальным главой мюнхенского консульского корпуса был папский нунций, монсеньер Эудженио Пачелли, будущий Папа Пий XII . Ватикан всегда сохранял тесные отношения с Баварией, которая оставалась католической в течение всего периода Реформации, в то время как многие другие регионы Германии принимали лютеранство. Монсеньер Пачелли прекрасно разбирался в тонкостях европейской политики и одним из первых признал, что будущее Европы зависит в целом от того, что происходит в Германии». 3 июня 1933 года в документе «Dilectissima nobis» Пачелли подчеркнул космополитизм во внешней политике, но в августе касательно нацистской политики написал британскому представительству при Святом Престоле о казнях евреев и о царстве террора, которому был подчинён целый народ.

С 1920 по 1940 год Пачелли заключил конкордаты с Латвией, Баварией, Польшей, Румынией, Литвой, Пруссией, Баденом, Австрией, Германией, Югославией и Португалией и нанёс ряд дипломатических визитов, в том числе в США в 1936 году, а в марте 1942 года установил дипломатические отношения с Японией.

Избрание и понтификат

См. также: Конклав 1939 года, Социальное учение Католической церкви и Социальное учение Пия XII Смерть 259-го Папы Римского Пия XI накануне Второй мировой войны вынудила кардиналов 10 февраля этого же года провести конклав в Апостольском дворце. Конклав, чтобы избрать преемника Пия XI, начал работу 1 марта и закончил днём позже. 2 марта, после трёх избирательных баллотировок, Эудженио Пачелли был избран новым Папой Римским. Эудженио принял избрание и взял папское имя Пий XII.

Его понтификат ознаменовался крайне сложной внешнеполитической ситуацией, когда Папа оказался «связанным» по рукам и ногам в оккупированном нацистами Риме. Весьма сложными оказались отношения Ватикана как с антигитлеровской коалицией, так и с пронемецким лагерем. На Папу постоянно оказывалось давление извне.

На Востоке сложились крайне неоднозначные отношения с Советским Союзом, в котором проводились как активная политика искоренения религии вообще, так и гонения на католическую церковь в частности.

Во время Холокоста во Второй мировой войне Пий XII, по некоторым оценкам, оказал всю ту возможную помощь евреям, которую мог. Именно по его указаниям представители Святого Престола укрывали евреев от нацистов и выдавали им фальшивые паспорта.

В 1949 году предал анафеме коммунистических лидеров Чехословакии.

Пия XII называли «Папой Марии» - за его огромную приверженность Матери Божией, проявившуюся в объявленном им вероопределении относительно Её Успения. Он внес значительный вклад в развитие католического социального учения.

Буллы и энциклики

Основные энциклики:
«Mystici corporis», 29 июня 1943 года - о Церкви, как едином мистическом теле Христовом, ;
«Communium interpretes dolorum», 15 апреля 1945 года - о призыве к молитве за мир;
«Fulgens radiatur», 21 марта 1947 года - о святом Бенедикте;
«Mediator Dei», 20 ноября 1947 года - о литургии;
«Auspicia quaedam», 1 мая 1948 года - о молитвах за мир и разрешение палестинского конфликта;
«In multiplicibus curis», 24 октября 1948 года - о молитвах за мир в Палестине;
«Redemptoris nostri cruciatus», 15 апреля 1949 года - о местах паломничества в Палестине;
«Anni sacri», 12 марта 1950 года - о программе противодействия атеистической пропаганде в мире;
«Humani generis», 12 августа 1950 года - о некоторых аспектах католической доктрины, ;
«Ingruentium malorum», 15 сентября 1951 года - о розарии, ;
«Fulgens corona», 8 сентября 1953 года - об объявлении столетнего юбилея догмата о Непорочном зачатии годом Марии;
«Ad Sinarum Gentem» 7 октября 1954 года - обращение к китайскому народу;
«Ad caeli Reginam», 11 октября 1954 года - об объявлении небесного царствования Марии, ;
«Datis nuperrime», 5 ноября 1956 года - об осуждении трагических событий в Венгрии и применения силы;
«Ad Apostolorum Principis» (К апостольским началам), 19 июня 1958 года - о китайской общине католиков; последняя энциклика в жизни папы.

Награды

Кавалер Высшего ордена Святого Благовещения
Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря

Беатификация

8 мая 2007 года Конгрегация по канонизации святых приняла «Досье героических добродетелей» Пия XII. 19 декабря 2009 года папа Бенедикт XVI одобрил досье и присвоил Пию XII титулование «досточтимый» (лат. venerabilis). За этим должно следовать рассмотрение чудес, произошедших по молитвам к покойному папе и причисление его к лику блаженных - то есть собственно беатификация.

Мнения еврейских лидеров и общественных организаций

Пий XII в окружении епископов из Удена (Нидерланды) 14 июля 1944 года Верховный раввин Рима Исраэль Антон Золли (Zolli) в интервью нью-йоркскому изданию «The American Hebrew» сказал: «Ватикан всегда помогал евреям, и евреи очень благодарны Ватикану за его благотворительные труды, предпринимавшиеся без всякого различения рас».

Также в своих мемуарах Золли детальнее описывал роль Папы:

«…Народ Рима испытывал к нацистам омерзение, а к евреям - большую жалость. Он охотно помогал эвакуации еврейского населения в отдаленные деревни, где их прятали и защищали христианские семьи. Принимали евреев и христианские семьи в самом сердце Рима. В казначействе имелись деньги на поддержку нищих из числа укрытых таким образом беженцев. Святой Отец лично послал епископам письмо, в котором распорядился отменить дисциплину затвора в мужских и женских монастырях, чтобы те могли стать убежищами для евреев. Я знаю один монастырь, где сестры перебрались спать в подвал, свои постели предоставив беженцам-евреям. Перед лицом такого милосердия особенно трагической становится судьба многих гонимых». После окончания Второй Мировой войны еврейские союзы выразили Папе глубокую благодарность. Президент Всемирного Еврейского Конгресса Наум Гольдман писал: «С особой признательностью мы вспоминаем все то, что было сделано им для преследуемых евреев в один из самых трудных периодов их истории». В знак благодарности в 1945 году Конгресс выделил 20 тыс. долларов на благотворительные цели Ватикана.

Вот мнение политического лидера Израиля в послевоенное время, а позднее премьер-министра страны Голды Меир:

«За десять лет нацистского террора, когда наш народ терпел ужасы мученичества, Папа выражал осуждение угнетателям и выражал солидарность с их жертвами. Наша эпоха обогатилась этим голосом, утверждающим великие моральные истины». Предположение о том, что Пий XII симпатизировал фашистам возникло главным образом после 1963 года, когда немецкий драматург Рольф Хокхут опубликовал пьесу «Представитель» («The Deputy», by Rolf Hochhuth), где изображается Папа, трусливо молчащий перед лицом массового уничтожения евреев. Изданная в виде книги, драма была сопровождена комментарием, представленным как исторический труд.

19 октября 2008 года Ватикан официально подтвердил намерение канонизировать папу римского Пия XII, несмотря на противодействие этому со стороны Израиля.

Пий XII обвиняется некоторыми израильскими организациями в том, что не высказывался против геноцида евреев во время Второй мировой войны.

В национальном мемориале холокоста «Яд ва-Шем» выставлена фотография Пия XII, подпись к которой гласит:

«Папа, избранный в 1939 году, отложил в сторону послание против антисемитизма и расизма, подготовленное его предшественником. Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно. В 1942 году он не присоединился к осуждению союзников в связи с убийством евреев. Пий XII не вмешался, когда евреи были депортированы из Рима в Освенцим».

Ранее отец Петер Гумпель (Peter Gumpel), возглавляющий комиссию по канонизации Пия XII, заявлял, что текст подписи к фотографии фальсифицирует историю. По его мнению, пока эта фотография не будет убрана из музея, папа римский Бенедикт XVI не сможет совершить визит на Святую землю.

Однако официальный Ватикан заявил, что подпись к фотографии не может влиять на решение Бенедикта XVI посетить Иерусалим. Представитель министра иностранных дел Израиля также подтвердил, что приглашение папы римского на Святую землю остаётся в силе.

Ватикан настаивает на том, что Папа Пий XII прилагал все усилия, чтобы спасти как можно больше евреев во время войны, однако использовал для этого средства дипломатии, так как более открытое вмешательство лидера католиков могло только ухудшить ситуацию. Также Ватикан напомнил, что Пий XII отдал распоряжение католическим церквям укрывать евреев, а представители Ватикана в других странах помогли многим евреям избежать концлагерей, выдавая им фальшивые паспорта. На мессе, посвященной 50-летию со дня смерти понтифика, Бенедикт XVI подчеркнул, что папа Пий XII «тайно и тихо» делал все возможное во время войны, чтобы избежать худшего и спасти жизнь как можно большего числа евреев.

В мае 2009 года Папа Бенедикт XVI посетил мемориальный комплекс «Яд ва-Шем», чтобы отдать дань памяти жертвам Холокоста. В своем выступлении он, в частности, сказал:

«Католическая Церковь, следуя учению Иисуса, подражая Ему в любви к каждому человеку, испытывает глубокое сострадание к жертвам, чью память чтят здесь. И точно так же она встает сегодня на сторону тех, кто подвергается преследованиям по причине расы, цвета кожи, условий жизни или религии; их страдания - это её страдания, равно как и их надежда на справедливость. Как епископ Рима и Преемник Апостола Петра, я подтверждаю - как и мои предшественники - обязательство Церкви молиться и работать без устали, чтобы ненависть никогда больше не владела сердцами людей. Бог Авраама, Исаака и Иакова - Бог мира (ср. Пс.9:9)».

Роль в геноциде сербов

На протяжении войны папа Пий XII неоднократно получал сообщения о творимых в Независимом Государстве Хорватия преступлениях против православного населения и об участии в них католических священников и монахов, однако отказался что-либо предпринять. Аналогичную позицию заняли Алоизий Степинац и католический архиепископ Белграда Йосип Ужице, которым регулярно доставляли информацию об уничтожении сербов. Против террора хорватских усташей в Ватикане протестовал только кардинал Эжен Тиссеран.

После 1945 года в вину Ватикану ставили и поощрение массовых обращений православных сербов в католичество. Это делалось в сопровождении вооружённых отрядов усташей. Английский историк Ричард Уэст, исследовавший этот вопрос, в одной из своих книг ссылается на текст боснийской газеты, в которой говорилось об обращении в католичество 70 000 сербов в диоцезе Баня-Лука. Он же писал, что свои устремления католическое духовенство направляло в первую очередь на сербских крестьян. По его словам, все те, кто имел среднее образование, а также учителя, торговцы, зажиточные ремесленники и православные священники считались носителями «сербского сознания» и подлежали поголовному уничтожению. Схожую точку зрения озвучили и современные сербские исследователи. Всего было обращено более 240 000 сербов, за что католические структуры в Хорватии благодарил папа Пий XII.

После разгрома НГХ и освобождения Югославии от оккупационных войск и формирований коллаборационистов лидеры усташей бежали в Австрию. Вместе с ними бежали и около 500 католических священников и монахов, в том числе архиепископ Сараева Иван Шарич и епископ Баня-Луки Йозо Гарич. Большая их часть нашла убежище во францисканских монастырях Австрии. Позднее Павелич перебрался в Рим, где пользовался покровительством Ватикана и при помощи которого спустя некоторое время эмигрировал в Аргентину.