Черная пагода — храм солнца в Конараке. Храм cолнца Храм солнца в индии

Вместе с нашим индийским другом на его мотоцикле, а не как планировали ранее, на местном автобусе. В Индии так часто случается, планируешь одно, а получается как надо:). Мотоцикл оказался новенький и крепкий, дорога на удивление просторной и гладкой, и сама поездка выдалась живописной. За час мы домчали до Конарка. Поглядывая на проезжающие мимо забитые доверху автобусы с вываливающимися по бокам и сверху людьми, мы радовались свободе и простору, которые даровал нам наш стальной конь.

наш индийский друг

Нас ждал храмовый комплекс прославляющий Бога Солнца Сурью. Это один из древних храмов Индии, был построен в Конарке царём Нарасимхадевой в конце XIII века и располагался прямо на берегу индийского океана.Но в конце того же века храм был разграблен Великими Моголами, океан покинул подножье храма и отошел на 3 км. Это то, что мы знали из исторических источников….

полисадник вокруг храма солнца

Мы припарковали мотоцикл недалеко от центрального входа в храмовый комплекс и пошли покупать билеты. Для туристов билет стоит 250 рупий, а для местных 10 рупий. Тут же не отходя от кассы к нам начали приставать гиды наперебой предлагающие свои услуги, но у нас был свой гид, за что ему конечно большое спасибо.

Храм-колесница встречал нас двумя львами-стражами, и поднявшись по лестнице мы сразу попали на верхнюю платформу, на которая в свое время танцевали ритуальные танцы жрицы и жрецы. Колонны храма украшены танцующими фигурами мужчин и женщин. Штат Орисса славен своими танцами, а потому и в наше время, здесь проводят фестивали танцев и эти древние площадки как и прежде служат для танцевальных действ.

танцевальная площадка

Впереди раскрывалася центральная часть храма, украшенная резными каменными скульптурами, повествующими о жизни людей, во всей своей красе. Здесь мы обнаружили в большом количестве тантрические скульптуры соития мужчин и женщин в различных вариациях и позах. Конечно храм Солнца в Конарке не сравнить по насыщенности эротической архитектуры с известным индийским храмом Каджурахо, но суть обоих храмов раскрывается в их сердце, т.е. внутри. Подойдя ближе ко входу в сам храм, мы наткнулись на заваленную кирпичом стену — вход закрыт. Но насколько мне известно, в начале 20 го века удалось сфотографировать красоту таящуюся внутри — пустоту, там ничего не было кроме одной статуи хранителя храма — бога Солнца. Все краски, вся человеческая жизнь с радостями и горестями оставалась позади, снаружи, внутри было место только сияющей пустоте.

Еще одна символика храма Солнца — это 12 колес, на которых и катится колесница бога Сурьи. Сам храм несет в себе силу жизни, движение солнца от рассвета до заката и снова к рассвету, так и колеса символизируют 12 месяцев году и замкнутость цикла жизни.

Колесо времени

Статуя Бога Солнца.

Бог Солнца Сурья собственной персоной

Наш гид рассказал нам историю о том, что под крышей храма находился сильнейший магнит и что именно там в верхней части, под куполом храма располагался главный медиум и как то все это было связано с силой, предсказаниями и энергией. Магнита давно уже нет, крышу снесли и вывезли вместе с другими драгоценными металами, осталось только сила, накопленная веками и вечное баньяновое дерево.

Мы немного передохнули в тени деревьев, с которых осыпались красивые красно-оранжевые цветы, полюбовались гуляющими длинноногими птицами, снующими между высокой травой и снова обойдя весь комплекс вокруг, почтили бога Солнца, сквозь шум и гам от многочисленных туристов, проникая вглубь, дотрагиваясь к сокровенной тишине и пустоте мироздания.

22.04.2017

Храм Солнца в Конараке, является высшим достижением архитектуры Индии и шедевром мирового значения. «Конарак» в переводе с санскрита означает «угол солнца», то есть уголок Ориссы, где почитается бог Солнца.

Храм Солнца был построен в городе в XIII веке, в эпоху правления царя Нанарасимхи I. В то время ступени храма еще омывались морскими волнами, сегодня море отступило на три километра, сам храм частично разрушен, однако и сейчас он не утратил своего былого шарма, наполненного красотой статуй и веяниями древности.

Общая информация и месторасположение Храма Солнца в Конараке

Конарак расположен в штате Орисса на Северо-востоке Индии, в 65 км от Бхубанешвара, в котором и находится ближайший к Конараку аэропорт. Ближайшая железнодорожная станция располагается в 35 километрах от города и находится в Пури. Железнодорожное сообщение связывает Пури с Бхубанешваром, Калькуттой, Ченнаи и Дели.

Из Пури до Конарака можно добраться на такси или автобусе – оттуда с утра и до пяти вечера регулярно ходят минибасы в Конарак. Точнее, их маршрут проходит дальше, но по пути они заезжают Конарак. Дорога на автобусе займет около часа, она проходит по весьма живописной зеленой местности – по пути путешественникам предстоит пересечь несколько мостов, идущих через полноводные реки, а в конце пути дорога проходит прямо вдоль берега океана.

Популярность среди туристов Храм Солнца обрел сравнительно недавно – еще в начале XX века этот памятник мировой культуры был заброшен и занесен дюнами, после разрушения мусульманами, датируемого XVII веком. После расчистки сооружения от песка и камней, стала очевидна его подлинная ценность, а также уникальность исполнения. 7 мчащихся в галопе коней везут за собой на 24 колесах, украшенных шикарной резьбой, колесницу бога Солнца. Сам же храм, как и комплекс храмов Кхаджурахо богато украшен изображениями любовных пар в откровенных позах.

История Храма Солнца в Конараке

Существует несколько легенд, описывающих появление в Конараке Храма Солнца. Одна из них гласит, что одного из сыновей Кришны - Самбу, увидели подглядывающим за своими мачехами, купающимися в реке. Разъяренный таким поведением сына, Кришна проклял юношу и выгнал за пределы дворца, наслав на него проказу. А спустя 12 лет бог солнца Сурья, который считался божественным лекарем заболеваний кожи, сжалился над юношей и исцелил от болезни. В знак благодарности Самба и построил этот храм, посвященный богу Солнца.

Вторая легенда, основанная на надписях, найденных в храмах, свидетельствует о другой истории. Так, согласно этим данным, создание храма – это авторское творение царя Нарасимхадева I (время правления: 1238-1264 г.г.) из династии Восточных Гангов. По мнению историков, этот храм строился правителем как символ побед над завоевателями-мусульманами. Строительство храма длилось более 12 лет, над его созданием трудилось более 1200 человек.

7-ми метровая башня Храма Солнца в древности служила маяком для европейских мореплавателей. Они стали называть Храм Солнца «Черной пагодой». Представляя собой огромную модель колесницы Сурьи, храм служил подношением богу Солнца и в то же время был неким символом времени, которым, как считалось, управляет этот бог. Дни календарно недели символизирую семь лошадей (из которых в настоящее время уцелела только одна) везут Солнце на восток, парные колеса этой колесницы представляют собой 12 месяцев в году, а в каждом из них по 8 спиц – символы идеальных периодов дня.

До XVIII века перед входом в Храм Солнца стояла каменная колонна, на которой красовалось изображение Аруны – возничего Сурьи, но затем оно было перевезено в Пури к входу в храм Джаганнатха.

В XVI в. комплекс Конарака был разграблен Великими Моголами, они помимо общих разрушений, сняли медь с куполов храма. С тех самых пор Храм Солнца находился в колоссальном упадке. По традиции, в Индии не восстанавливают индуистские храмы, поскольку считается, что, начав разрушаться, храмы, таким образом, завершают цикл своего существования. Однако в начале XX века археологи начали реконсервацию этого памятника архитектуры.

Команда археологов и реставраторов выстроили заново большие участки стен, портик укрепили за счет скал и песка, а каменные скульптуры обработали химикатами, чтобы прекратить дальнейшее разрушение. Также в это время вокруг храма были посажены деревья, которые заслоняют территорию от ветров, которые способствуют разрушению памятника архитектуры. А в 1984 году Храм Солнца в Конараке был внесен организацией ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Текущее состояние Храма Солнца в Конараке

Войдя в храмовый комплекс с восточной, выходящей к морю, стороны, путешественники попадают в так называемый Зал подношений. Эта, сохранившаяся сегодня, но лишенная крыши верхняя платформа храмового комплекса с массивными колоннами, украшенная резной скульптурой, возможно, некогда была танцевальным залом, где исполнялись ритуальные танцевальные представления. Такое предположение современные археологи делают в виду сходства этого зала с аналогичным в комплексе Лингараджа.

Сам же ансамбль храма сложен из трех частей. Танцевальный павильон, о котором говорится выше, расположен как бы особняком от двух других. А вот зал для молящихся (джагамохана) и святилище (деул) соединены вместе. Когда-то эти два сооружения возвышались на единой огромной платформе и являлись гигантской двухкупольной каменной лестницей.

Зал для молящихся сохранился довольно хорошо – крыша держится на железных балках, однако внутренне убранство помещения угадывается с трудом, поскольку для предотвращения обвала здания зал изнутри забит песком и галькой. Изображения, украшающие зал в основном посвящены любви. Естественно, каменный декор не сохранил своего первозданного шика, но и то, что уцелело до наших дней, производит на путешественников неизгладимое впечатление.

Кружевной орнамент покрывает собой различные поверхности выступов и углублений, которые, в свою очередь, являются нишами и постаментами для горельефов, фигур, а также скульптурных групп. Богатейшую игру светотени и гармоничные сочетания объемов представляет взору путешественника изумительный контраст между мелкой резьбой орнамента и монументальными скульптурами.

Скульптурные группы, украшающие зал для молящихся в основном представляют нам любовные пары, композиции из которых весьма причудливы, но в тоже время именно они наполняют отделку храма эротическим подтекстом, который весьма интригует иностранцев.

Что же касается самого святилища храма, то оно давным-давно рухнуло. Однако если провести воображаемую реконструкцию, то можно представить, что его высота составляла примерно 70 метров. Единственное, что сохранилось до наших дней, это некогда окаймляющие внешние стены святилища огромные каменные скульптуры запряженных слонов и боевых коней, удерживаемых солдатами.

Храм Солнца в Конараке - что можно посмотреть рядом?

Один из самых главных танцевальных фестивалей Индии проходит в Конараке в 5-х числах декабря. Со всей страны в город стягиваются разнообразные классические и народные танцевальные коллективы и исполнители. Штат Орисса традиционно считается родиной танца одисси. От других танцев его отличает особая скульптурность танцевальных движений, которые доносят до людей, что скульптура представляет собой застывший танец, а сам танец - это воплощение движущейся скульптуры.

Представляет большой интерес для туристов и Археологический музей, расположенный в Конараке, как и следовало бы ожидать, здесь представлены образцы скульптуры храмового комплекса Солнца, это, в основном, фрагментарные изображения девушек и пар, сгорающих в любовных объятиях. На самой территории музея можно увидеть 6-метровую каменную плиту, на которой представлены изображения богов девяти планет. Изначально эта плита украшала собой один из входов в храм.

Представляет туристический интерес и пляж Конарака, правда он не подходит для пляжного отдыха в прямом смысле это слова, но зато по нему весьма интересно бродить по вечерам, изучая местный колорит, наблюдать за работой рыбаков. Вблизи от пляжа Конарака можно увидеть священный пруд Чандрабхага. Считается, именно в нем Самба вылечился от проказы. Ежегодно в рамках религиозного фестиваля тысячи паломников собираются у водоема, чтобы совершить священное погружение.


Храм Конарак находится в 64 километрах от Бхубанешвара, столицы индийского штата Орисса, на берегу океана, в очень живописном и уединенном месте. Храм со всех сторон окружен пальмами, и чтобы попасть к нему вы должны пройти через пальмовую рощу. Храм возникает неожиданно. Он темный, недаром одно из его многочисленных названий — Черная Пагода. Этот храм, построенный из черного камня в тринадцатом веке, также называют Храмом Солнца, поскольку он посвящен богу солнца — Сурье.

Храм напоминает гигантскую колесницу, в которой бог солнца, Сурья, каждый день совершает путешествие по небу с востока на запад. В основании колесницы, представляющей собой платформу четырех метров толщиной, вырублено 24 больших колеса, 12 с одной и 12 с другой стороны колесницы. Одни утверждают, что колеса призваны символизировать 24 часа, составляющие сутки, другие — что это напоминание о 12 месяцах года. Изначально впереди храма стояли статуи семи лошадей — по количеству дней в неделе. Большинство этих статуй не сохранилось.

Первоначально храм украшала высоченная башня, которую венчал сделанный из меди сосуд, напоминавший по форме перевернутую гигантскую чашу. «Калаша» - так забавно называется эта часть, традиционное завершение многих индуистских храмов. Как рассказывают очевидцы, башня была построена таким образом, что когда первые лучи восходящего солнца касались верхушки башни, блеск металла был настолько силен, что на какое-то время создавалась иллюзия, будто весь храм растворился в лучах солнца. В этот момент бог Сурья и возносился на своей колеснице на небо. Когда в начале семнадцатого века здесь появились мусульманские завоеватели, они решили, что «калаша» сделана из золота и похитили ее. Это положило начало разрушению башни, поскольку металл предотвращал проникновение воды в стыки между камнями. Окончательно башня рухнула после сильнейшего урагана в 1848 году.

Несмотря на значительные разрушения, которые здание претерпело за семь веков, большинство барельефов и статуй, покрывающих стены, прекрасно сохранилось. Обычно по низу индийских храмов идет растительный орнамент, выше барельефы с изображениями животных, птиц и змей, а еще выше — сцены из индийского эпоса или различные сюжеты из жизни того или иного божества, которому посвящен храм. Создатели храма Солнца придерживались традиций. Действительно, на фризах храма внизу идет растительный орнамент, который иногда прерывается изображениями животных. Даже обода и спицы колесницы покрыты растительным орнаментом и изображениями животных.

И люди, и боги на стенах храма заняты или любовью, или приготовлением к ней. Если в нижней части здания изображения небольшие, то наверху фигуры достигают десяти метров, если не больше. Например, на одном барельефе были изображены три женщины, каждая на свой лад ублажавшая стоявшего мужчину, который избрал так и оставшийся непревзойденным метод стимулирования их изобретательности — в поднятой руке он держал мешочек с деньгами. Скульптурные изображения Конарка — это своеобразная иллюстрация к приобретшей столь скандальную известность книге «Камасутра».

Если вы спросите, что такое «Камасутра», большинство без колебания ответит, что это книга, в которой изображены все, или почти все положения, в которых можно заниматься любовью. На самом деле текст «Камасутры», где описываются «позы любви» является лишь частью одной из 35 глав книги, не считая вступления. Когда была написана «Камасутра» достоверно никто не знает, но по данным некоторых исследователей этот сборник был создан примерно в III-IV вв. н.э. и представляет собой краткое изложение более обширного сборника, который, в свою очередь, является резюме более ранней версии сборника индийской мудрости о человеческих отношениях. Имеются свидетельства, что изначальный сборник содержал 1000 глав, но он оказался безвозвратно утраченным человечеством.
Автором-составителем окончательного варианта является Ватьсьяяна, и полное название сборника: "Ватьсьяяна кама сутра" («Любовные афоризмы Ватьсьяяны»). В произведении 35 глав, разделённых на 7 разделов.
1-й раздел — предисловие, в котором пишется о месте любви в жизни человека и даётся классификация женщин. Во 2-м разделе желающие могут ознакомиться со способами предварительных ласк, в 3-м мы можем узнать, как найти жену, в 4-м — о том, как жене следует себя вести, в 5-м — мы можем узнать, как найти любовницу, в 6-м — о проститутках и в 7-м, последнем, - как нравиться окружающим людям.
Книга известна самому широкому кругу потребителей тем, что в одной из 35-ти глав описывается 64 сексуальные позиции. Ватьсьяяна называл их "искусствами". По мнению Ватьсьяяны, существует 8 способов совершения полового акта, по 8 искусств в каждом способе.
В оставшихся же 34-ти главах автор рассуждает о том, как быть достойным сыном своей родины, предаётся размышлениям о нравственности, о человеческих взаимоотношениях, описывает тонкие психологические наблюдения. В общем, "Камасутру" можно расценивать как интереснейший литературный источник, из которого можно почерпнуть знания о древней индийской культуре, о нравах той поры, об отношении жителей Индии к сексу и об их быте. Но — навеки испорченная репутация мешает относиться к "Камасутре" как к литературному произведению.
С культом Бога Солнца не связано и никаких специфических традиций и культов, намеки на которые встречаются иногда в книгах европейских авторов. Единственным «экзотическим» элементом индуистской храмовой культуры можно назвать «дэвадаси» - храмовых танцовщиц. Дэвадаси (что переводится как рабыня бога) считались служительницами божества, которому был посвящен храм. Изначально дэвадаси исключительно обслуживали храмовые ритуалы. Именно в этих целях они и изучали мастерство танца. Но постепенно их функцией стало и развлечение брахманов, махарадж и богатых паломников.В итоге во многих храмах Индии дэвадаси превратились в храмовых проституток. В некоторых храмах Индии дэвадаси можно встретить и сегодня, но официально институт дэвадаси был давно упразднен.

До сих пор раз в год, в начале декабря древний храм оживает на несколько дней. Сюда, в Конарак, со всей Индии съезжаются танцовщицы на традиционный фестиваль классического танца.

По легенде храм воздвигнут Самбой (сыном Кришны) за исцеленье его Сурьей от проказы

Храм задуман в форме колесницы бога Сурьи с 24 колесами, запряженной 7 лошадями

Пирамидальная крыша храма высотой 38 метров украшена музыкантами и танцовщицами славящими бога солнца

Львам, охранявшим восточные ворота храма Солнца уже более 700 лет

Каждый сантиметр колеса времени покрыт искуснейшей резьбой, изображающей цветы, животных, людей.

Несмотря на безусловное покровительство богов, башня храма снабжена молниеотводом — так, на всякий случай…

Садху, нарушающий обет целомудрия

Нагина — королева царства змей

Бхога-мандала — "зал жертвоприношений" украшен любовными парами, музыкантами, танцовщицами

И даже те, кого трудно чем-либо удивить, замирали пораженные увиденным







Адрес: Индия, г. Конарак
Дата основания: XIII в
Высота: 75 м
Координаты: 19°53"15.5"N 86°05"40.7"E

Одно из самых известных древних архитектурных сооружений Индии , которое постоянно пользуется популярностью среди гостей этой загадочной страны, это, безусловно, легендарный Храм Сурьи в Конараке .

Расположено это святилище, посвященное богу солнца, было прямо на берегу живописнейшего Бенгальского залива на территории современного штата Орисса. Почему было? Дело все в том, что за время существования храма море отступило от него чуть более чем на 3 километра. Огромный храм, который, согласно сохранившимся до наших дней документам, был известен еще в средние века мореплавателям из Старого Света , являлся и своеобразным ориентиром для торговых экспедиций. Кстати, раньше европейцы называли это чудо индийской архитектуры «Черной Пагодой». Стоит отметить, что это название и сейчас можно встретить в многочисленных туристических проспектах по Индии, которые предназначены для путешественников из Европы и Соединенных Штатов Америки .

Есть у храма в Конараке и другое название, которое часто используется местным населением. Некоторые индийцы по-прежнему называют святилище бога солнца Падмакешара. Дословно это название можно перевести на русский язык, как «пестик лотоса». Когда храм был только построен и являл собой настоящее чудо, впрочем, им он является и в наши дни, паломники, приходившие поклониться божеству в Восточную Индию, сравнивали это гигантское сооружение с прекрасным цветком лотоса, который на рассвете показывается из воды.

К огромному сожалению, этот удивительный памятник истории и архитектуры не сохранился до наших дней в первоначальном виде: время было безжалостно к культовому сооружению и многие его части и декоративные элементы разрушились. Более того, существуют версии, кстати, подтвержденные археологами, что огромное сооружение, в котором жили служители культа бога солнца, подверглось в определенный период времени нападению, и было частично разрушено. Однако Храм Сурьи в Конараке нельзя назвать руинами: если сравнить его с древнейшими греческими святилищами, в которых приносились жертвы богам Олимпа, то можно даже сказать, что он прекрасно сохранился.

Особый интерес у туристов, конечно же, вызывают знаменитые рисунки, на которых изображены эротические сцены. Современные ученые до сих пор не пришли к единому мнению и не могут дать ответ на вопрос: «С какой целью на стенах Храма в Конараке в мельчайших деталях древними мастерами переданы плотские удовольствия?». В ХХ веке, особенно в его середине, появилась даже версия о том, что именно в Храме Сурьи зародилось искусство под названием Камасутра . Однако такое утверждение некоторых специалистов, по мнению их оппонентов, не выдерживает никакой критики: эротические сцены имели чисто религиозное значение, и в камне «рассказывают историю» культа, в котором главное значение уделялось богу солнца. Однако на этих уникальных росписях стен, к которым в первую очередь спешат гости Индии, приехавшие посмотреть на храм в Конараке, стоит остановиться несколько подробнее, ведь именно по ним можно понять, что представлял собой древний религиозный культ.

Храм Сурьи в Конараке: строительство

Доподлинно известно, что Храм Сурьи в Конараке был возведен в середине XIII века по приказу Раджи Нарасимхадева I, правившего Ориссой. Этот раджа вошел в историю не только благодаря тому, что возвел храм. Его имя довольно часто упоминается на древних табличках, где говорится о том, что это был величайший стратег, сумевший завоевать огромные соседние территории и присоединить их к своему государству. Раджи Нарасимхадева I поклонялся богу солнца и свято верил, что своими успехами он обязан именно ему. Огромная часть военных трофеев пошла на строительство Храма Сурьи. Кроме этого, своим появлением на берегу Бенгальского залива святилище, в котором возносились молитвы, проводились загадочные, мистические ритуалы и приносились дары богу Солнца обязано и родственникам раджи, которые были довольно состоятельными людьми. Они входили, как и раджа, в религиозный культ, и преподносили в качестве дара золото и драгоценные камни, которыми оплачивалась работа древних мастеров.

Перед постройкой храма у раджи Нарасимхадева I даже не возникало сомнений в том, что святилище солнца должно было быть построено именно в этом месте. Дело все в том, что еще до появления на свет могущественного правителя, территория на берегу Бенгальского залива считалась священной: именно там поклонялись солнцу. Кстати, название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».

Благодаря тому, что в XIII веке в Индии велись летописи, можно с уверенностью утверждать, что храм начали строить в 1243-м году. Это был пятый год правления Нарасимхадева I, который считался наиболее благоприятным для начала строительства Храма Сурьи. Огромное богатство раджи, его родственников и дань от правителей из соседних княжеств позволили возвести величественный индийский Храм в Конараке всего за 18 лет! Удивительно, но за этот короткий промежуток времени были построены не только стены, башня высотой в 60 метров, но и выполнены резьба, украшены внутренние залы. При этом следует еще и учесть тот факт, что строительный материал приходилось доставлять из гигантских каменоломен по морю. Более того, каждая часть храма была продумана до мельчайших деталей: святилище, которое должно было умилостивить богов, было возведено из трех видов камней. Отдельное внимание уделялось и цвету материала, из которого построен храм Сурьи в Конараке : под лучами солнца он должен был переливаться множеством цветов и оттенков. Задача перед строителями была непростой, однако они справились с ней быстро и без особых трудностей. По крайней мере, именно так говорится в летописях: то, что трудностей при возведении такого колосса не возникало, маловероятно.

Современным археологам, которые вели длительное время свои исследования на территории Храма Сурьи в Конараке, удалось доказать, что в свое время огромный храм украшала гигантская башня высотой чуть более 60-ти метров. По ее руинам удалось даже составить компьютерную модель, на которой наглядно видно, что представляла собой в XIII веке башня-шикхара.

«Черная Пагода»: период расцвета и упадок

Как нетрудно догадаться, период расцвета Храма Сурьи в Конараке пришелся на конец XIII века. Религиозные обряды в нем совершались до середины XVI века. Потом произошло какое-то ужасное событие, которое по какой-то неизвестной причине довольно туманно описывается в летописях. «В момент, когда фиринги пришли в святилище, мы потеряли все, что у нас до этого было. Все благовония улетучились, а нам осталась одна только ветошь», - примерно так можно перевести древнюю летопись, которой удалось чудом уцелеть до наших дней. Многие историки и лингвисты пытались раскрыть тайну этого документа, однако пока их попытки не увенчались успехом. Кто такие «фиринги»? Одна версия говорит о том, что это были враждебно настроенные мусульмане, а вторая, что европейцы. Однако эти версии не больше, чем предположения: что именно произошло в XVI веке в Храме Солнца, так и остается загадкой.

Некоторые специалисты ссылаются и на то, что слово «фиринги» может обозначать какое-либо разрушительное природное явление, например, ураганные ветры или штормы. Поэтому с уверенностью говорить, что на храм напали враги и разграбили его, было бы слишком самонадеянно. Пока ученым не удастся найти ответ на вопрос, кто или что такое «фиринги», тайна разрушения храма так и не будет раскрыта.

Интересно то, что после такого непонятного документа, рассказывающего о разрушении индийского Храма в Конараке, тут же появляются летописи, в которых говорится о том, что после разрушения, святилище по-прежнему остается местом, куда устремляются со всей страны тысячи паломников. Больше всего индусов приходило к храму в конце января: именно в этот месяц в культе бога Сурьи празднуется восход седьмого дня или, как его называет местное население, Парамасура.

К концу XVI началу XVII века в индийских летописях полностью исчезают упоминания о Храме Сурьи в Конараке . О нем «случайно вспомнили» уже в XVIII веке. В середине восемнадцатого столетия паломничество к «Черной Пагоде» решил совершить Баба Брахмачари. По его записям можно сделать вывод: что святилище было к тому времени уже полностью заброшено: брахману пришлось более двух дней пробираться к огромному зданию, которое уже «поглотил» тропический лес. В некоторых документах говорится: «Баба Брахмачари был удручен увиденным зрелищем, которое являл собой некогда величественный Храм в Конараке. Он отдал приказ своим многочисленным проводникам расчистить вход в святилище и забрать из него самые важные для культа Сурьи скульптуры и предметы. После этого паломник с большим количеством скульптур вернулся в город Пури». В настоящий момент во многих храмах этого древнего города можно действительно увидеть многочисленные статуи из Храма бога солнца в Конараке.

Храм Сурьи в Конараке: одна из главных достопримечательностей современной Индии

В наши дни территория вокруг Храма Сурьи в Конараке полностью очищена от джунглей. Этот величайший памятник истории и архитектуры, который, как говорят историки, «представляет собой одну большую загадку», занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что говорит о том, что он должен быть сохранен для наших потомков. Сейчас туристы могут увидеть храм высотой «всего» в 40 метров. Башня-шикхара, как уже говорилось выше, практически полностью разрушена. Разрушена то ли в результате неумолимого хода времени, то ли загадочными «фирингами».

Храм бога солнца представляет собой гигантскую колесницу, точнее, ее образ Виману. На ней при помощи семи священных коней по верхнему и нижнему небу передвигается великий Сурья. В цоколе здания можно даже рассмотреть колеса этой мистической колесницы, каждое из которых богато украшено резчиками по камню. Всего колес в Вимане 12, каждое из них имеет диаметр чуть более 3 метров. Согласно древнему культу, колесо является символом времени. Ось между двумя колесами также служит символом. Два колеса - это земля и небо, а ось между ними - тесная связь двух миров. В религиозном культе, в котором поклонялись богу солнца, считается, что Земля и Небо это мужское и женское начало, которые находятся в супружеском союзе!

Видимо, в XIII веке в Индии было принято открыто говорить о супружеском союзе и физической близости. Практически все стены храма, как говорилось в самом начале материала, покрыты вырезанными в камне фигурами мужчин и женщин, предающихся плотским утехам. Интересно то, что даже на колесах можно встретить эротические сцены, которые навечно были запечатлены древними мастерами в камне. Если попытаться разобраться, почему такое внимание уделялось довольно откровенным скульптурам и орнаментам, то можно сделать вывод, что жрицы Храма Сурьи в Конараке, которые исполняли танцы для бога, еще и вступали в физическую близость с паломниками . Это был своего рода ритуал, который проводился с целью привлечь милость высших сил. Именно такое мнение наиболее широко и распространено среди современных ученых. Ничего общего с Камасутрой эти скульптуры не имеют. Правда, никаких убедительных доказательств, подтвержденных древними летописями, в пользу того, что танцовщицы ублажали всех паломников мужского пола, не существует.

Храм cолнца (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

В деревне Конарак, что на побережье Бенгальского залива, стоит Храм солнца - ошеломляющей красоты сооружение, построенное в Индии в 13 веке. Изначально храм представлял собой колесницу великого Сурьи, запряженную семью лошадями. Но, спустя века, из семи сохранилась только одна. Время не пощадило Храм солнца, без сожалений разрушив большое количество деталей, но даже сейчас это прекраснейший памятник истории и архитектуры, занесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и достойный того, чтобы увидеть его своими глазами.

Храм солнца можно условно разделить на три части. В танцевальном павильоне, который стоит отдельно, прекрасные танцовщицы исполняли когда-то ритуальные танцы. Крыша этого зала давно рухнула, но стены сохранились и красота их просто поразительна: с внешней стороны их украшают изображения замерших в танце храмовых танцовщиц восхитительных округлых форм. Две другие части храма - джагамохана (молельня) и деул (святилище) - соединены друг с другом. Святилище превратилось в руины, но говорят, некогда его высота составляла 70 м.

Паломники со всей страны приезжают к Храму солнца, потому что место это, по их словам, пропитано сильной энергией. Это святое место, хранящее в себе дыхание предков, их мысли и память.

Внешний вид Храма солнца очень символичен: в 12 парах трехметровых колес, словно месяцах года, в 7 конях, днях недели, - все это прозрачно намекает на власть времени над миром. Но бог Солнца, Сурья, могущественней самого времени.

Стены Храма солнца украшены каменными скульптурами, основная тематика которых - любовь. Ведь не зря древнеиндийская мудрость гласит, что «из желания возникло все живое». Узорчатые барельефы храмовых стен уцелели не полностью, но и сейчас впечатляют до глубины души. Каждая впадинка, каждое самое маленькое углубление или выступ покрыты изящной, тончайшей сетью ажурных узоров, а вырезанные из камня пары, предающиеся любви в самых затейливых позах, завораживают своей эротичной красотой, открытостью и неординарностью.

По легенде, в башнях храма находятся два огромных магнита, вокруг которых образуются силовые поля с мощнейшей энергетикой.

Время работы и стоимость билета

Храм солнца открыт для посещений круглый год с понедельника по субботу с 9:00 до 17:00, за исключением государственных праздников Индии. Стоимость входного билета - 40 INR.