Что означает фразеологизм танталовы муки. "Муки Тантала" - значение и происхождение фразеологизма с примерами

Фразеологизм муки Тантала значение

Страдания от невозможности достижения наблюдаемой желанной цели.

Доподлинно неизвестно, какое именно преступление совершил Тантал – мифический фригийский царь: древние легенды рассказывают об этом по-разному. Одни говорили, что Тантал якобы сделал достоянием общественности какие-то божественные тайны. Другие утверждали, будто он похитил с олимпийского стола нектар и амброзию — небесную пищу и напиток, которые наделяли богов бессмертием.
Был, наконец, и такой слух: дерзкий царь, пожелавший проверить, насколько всеведущи небожители, погубил своего сына и собирался накормить его мясом богов.
В любом случае, его преступление раскрыли, и возмездие было поистине ужасающим. Тантал вечно содержится в Царстве Мертвых, стоя по горло в прозрачной воде озера. Над его головой нависают сочные плоды. Но как только он наклоняется, вода уходит вниз; поднимает руку — ветер вскидывает ветви. Мучимый постоянные голодом и жаждой, несчастный Тантал кусает свои руки, но все тщетно. « » — это страдания от недосягаемости желанных вещей, находящихся, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки.

Пример:

«Ах! Если хотите еще более угнести того, кто угнетен нищетою, пошлите его в Англию: здесь среди предметов богатства, цветущего изобилия и кучами рассыпанных гиней узнает он муки Тантала!» (Н. Карамзин).

(Согласно греческой мифологии Тантал - царь Фригии, являлся любимцем богов и часто присутствовал на их пиршествах. Однако он оскорбил богов и был ими наказан. Низвергнутый ими в ад, он постоянно испытывал муки жажды и голода; как только он хотел утолить жажду окружающей его водой, она отступала на недоступное расстояние. Как только он протягивал руки к ветвям с плодами, нависавшими над ним, ветви сразу отклонялись).

Древнегреческая мифология необычайно интересна и поучительна. Пантеон богов, которым поклонялись древние греки, богат персонажами. Легенды хранят сведения о взаимоотношении бессмертных и людей, показывают, как награждались и карались те, кто привлекал к себе внимание добрыми или ужасающими поступками. Дети богов и богинь вели земное существование, многие из них стали героями многочисленных легенд.

Интересно, что до наших дней дошли некоторые выражения – идиомы, которые связаны с тем или иным мифом. Хорошо известны фразы «ахиллесова пята» (уязвимая точка), «сизифов труд» (бесполезное занятие) или «танталовы муки» (нестерпимые мучения). Но далеко не все знают сами первоисточники и не всегда понимают, что у каждой идиомы есть своя история. Миф про Тантала поучителен. Он помогает разобраться в природе неблаговидных человеческих поступков, которые приводят в итоге к жесткому, но справедливому наказанию.

Легенда о Тантале

Существует несколько мифов про танталовы муки, краткое изложение наиболее распространенной версии поможет понять, за что любимец богов был наказан.

Сын Зевса

Согласно легенде, Тантал был сыном верховного божества Олимпа, Зевса-Громовержца и земной женщины по имени Плуто. Отец хорошо позаботился о своем отпрыске: сделал его верховным правителем богатейшей территории у горы Сипила (Лидия). Одноименным городом правил Тантал, ему было дано все, что только может пожелать человек. Изобильные земли обеспечивали едой, на пастбищах паслись ценные тонкорунные овцы и круторогие быки, табуны быстрых скакунов резвились на огромных лугах. Недра Сипила изобиловали драгоценностями, а золото можно было черпать горстями прямо из русла реки, Пактола протекала по владениям и была золотоносной.

Но земное богатство – не единственное, чем был одарен сын Зевса. Сами небожители принимали смертного за равного. Спускались в его шикарный, инкрустированный золотом дворец, и пировали там. А иной раз царю предоставляли возможность побывать на божественном Олимпе, там он не только пировал, но и присутствовал на важных совещаниях, где решались судьбы человеческие.

Такой жизни можно только завидовать. Танталу были оказаны великие почести, всего у него было в избытке, жизнь могла бы стать бесконечным праздником и источником удовольствий. Но гордец, избалованный божественным вниманием и покровительством, возомнил себя равным божествам. Ему мало было внимания свыше, он еще решил насладиться своим превосходством над смертными. Стал с Олимпа воровать нектар и амброзию, угощать друзей своих, разбалтывать секреты, услышанные на совещаниях, хвастать своими связями с небожителями.

Недоволен был Зевс таким поведением, гневался, но прощал сына любимого. Чтобы еще больше показать свою любовь, предложил однажды исполнить любое желание. Поразил отца глупый и горделивый ответ отпрыска, отказался он от милостей предложенных, да еще с обидными словами. Так и ответил: «Не нуждаюсь в твоих милостях, без того счастлив, и богат безмерно. Жребий, выпавший на мою долю, лучше и прекраснее тех, что выпали на долю бессмертных богов». Оскорбился Зевс, обиделся, но нашел в себе силы простить глупого сына, проявил в очередной раз свою отцовскую любовь.

Только не на пользу пошло такое всепрощение. Совсем царь Сипила забылся. Начал проявлять он неуважение и к другим жителям Олимпа, оскорблять и обманывать их. Следующий проступок был беспрецедентным. Он спрятал у себя Золотую собаку, охранявшую храм Зевса на острове Крит. Собака охраняла когда-то священную козу Амалфею, вскормившую самого Зевса, да и сам Громовержец в младенчестве находился под защитой Золотой собаки.

По одной из версий ее выкрал сам Тантал, по другой – просто спрятал у себя, а похитителем был Пандарей, царь Эфеса.

Зевс-Громовержец моментально узнал, где спрятана Золотая собака и послал к сыну Гермеса с требованием вернуть Золотую собаку хозяину. Но слова посланца не вразумили гордеца. Он ответил, что боги ошибаются, нет у него собаки. И поклялся в этом страшной клятвой. Еще раз простил обиду Громовержец и оставил дерзкое поведение без наказания.

Последнее преступление против небожителей

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало ужасающее преступление царя Сипила. Решил он доказать, что боги не всевидящие, и выбрал для этого ужасный способ. Пригласил на пир всех небожителей и в качестве угощения преподнес блюдо из мяса. Ужас заключался в том, что для его приготовления блюда он зарезал собственного сына Пелопса. Отказались жители Олимпа от такого угощения, поняли, что за мясо перед ними. Только Деметра, ничего не замечавшая вокруг из-за пропажи дочери своей Персефоны, машинально съела кусок лопатки.

Такой жестокий поступок и оскорбление не смогли стерпеть жители Олимпа. Пелопса тут же оживили, а на место лопатки, съеденной Деметрой, поставили новую, которую из слоновой кости тут же изготовил Гефест. Преступника тут же отправили в царство Аида, где поставили его в реке, по горло в воде, без возможности сдвинуться с места.

Таково краткое содержание мифа. В чем же заключалось наказание и почему появилось выражение «танталовы муки»? Дело в том, что вода доходит до подбородка низверженного царя. Хочет пить он, но стоит только наклониться, как вода исчезает полностью, на ее месте остается только сухая земля. А над самой головой гордеца весят фрукты. Но достать их тоже невозможно: потянется к ветке за плодом, а ее ветром относит в сторону. Так и стоит наказанный на одном месте, рядом еда и вода, но достать он не может ни того, ни другого. И мучают его вечный голод и жажда. А над ним нависает огромная скала, готовая в любой момент обрушиться на голову. И страх постоянно сжимает сердце, ведь каждое мгновение может стать последним.

Чему учит миф о Тантале

После краткого изложения древнегреческой мифологии о Тантале становится понятно, что гордость, глупость и неблагодарность рано или поздно доведет до беды. Все было у царя Сипила: благосклонность Зевса-Громовежца, самого верховного правителя Олимпа. Все бессмертные принимали смертного как равного. На земле богатства были несметные власть, благополучие. Но не ценил всего этого гордец, решил пойти против воли богов, доказать, что они не всевидящие, усомнился в могуществе. И был наказан, обречен на вечные муки.

Фразеологизм "танталовы муки " принято применять к тому человеку,который пережил в свой отдельный период жизни серьезные лишения и большие жизненные трудности.В разговорной речи о таком человеке говорят так:"Он перенес Танталовы муки " либо "Его подвергли всем Танталовым мукам ".
Однако не многие граждане свободно применяющие данное выражение знают истинный смысл этой идиомы.Некоторые начинают интересоваться,кто это такой - Тантал?Что же пережил этот человек,раз его имя стало нарицательным?

История возникновения выражения "Танталовы муки"

В древней Греции существовала легенда о царе Сипила,который правил Фригией.Звали его Тантал.Он являлся сыном прекрасной царицы Плуто и грозного бога Зевса.Поскольку Тантал имел божественное происхождение и был обласкан различных богов Олимпа,то он был вхож на совещания,на которых решалась судьба мира и на пиры,где праздновали удачно завершенные деяния.
Он был настолько популярен и сделал такую серьезную карьеру среди богов,что многие божественные личности его стали ненавидеть из зависти и позднее отправили его в Ад на мученья.
Существует несколько вариантов почему боги,ранее любившие Тантала,прониклись к нему столь жгучей ненавистью.

Вариант первый.
По этой версии этот любимчик богов Тантал,настолько заигрался,что раскрыл какие то особо секретные сведения или намерения своего отца Зевса.

Второй вариант.
Некоторые исследователи утверждают,что Тантал решив доказать своим друзьям,что он вхож в божественные чертоги,украл с пиршественного стола божественную амброзию и вкуснейший нектар и дал вкусить эти напитки простым смертным.Впоследствии он был разоблачен и жестоко наказан.

Третий вариант.
Она заключается в том,что Тантал стал клятвопреступником,солгав перед богами,что никогда не брал у Пандарея украденную из храма,в котором поклонялись богу Зевсу,золотого пса.

Четвертый вариант .
Имеется еще более страшная версия.Тантал убил своего родного сына по имени Пелоп,разделал его и приготовил вкуснейшие блюда.Затем он угостил ими пирующих богов.

В наше время про "Танталовы муки " известно,что сколько бы разнообразных вариантов преступлений перед богами у Тантала не существовало,но исход был только один.Жестокие боги отправили его в Ад,где он должен мучиться вечно стоя в воде по горло и испытывая мучительный голод,пытаясь достать плоды с ветки,но не в силах их забрать.Из всего написанного можно сделать логический вывод - "Танталовы муки " - это страшные и мучительные страдания,которые могут длиться вечно.

Танталовы муки видео

17.12.2016

О значении известного фразеологизма «танталовы муки» очень сложно догадаться, если не располагать информацией о его происхождении. Тем не менее, оборот достаточно часто встречается в различных СМИ. Кроме того, его можно услышать в разговорах интеллигенции. Попробуем разобраться со значением выражения «танталовы муки» с помощью рассмотрения его истории происхождения и значения.

Фразеологизм состоит из двух элементов. Значение слова «муки» понятно всем: даже когда люди сталкиваются с выражением впервые, они тут же понимают, что речь идет о чьих-то страданиях и пытках. А вот элемент «танталовы» (реже используется форма «Тантала») понятен лишь тем, кто в свое время познакомился с греческой мифологией.

Дело в том, что в Древней Греции существовал миф о царе Тантале, провинившимся перед богами и обреченным на вечные муки. Тантал был сыном Зевса, и его жизнь была воплощением настоящего счастья. Боги очень любили земного царя, засыпали его дарами и даже приглашали на Олимп.

Так как же Тантал смог разгневать своих покровителей? Все очень просто. Тантал очень возгордился своим положением, многое себе позволял, не страшился разглашать тайны могущественного родителя и, как-то раз, высокомерно заявил, что живет намного счастливее всех олимпийских богов.

Конечно, такое поведение не могло остаться безнаказанным. Последней каплей для Зевса стала ужасная преступная выходка Тантала: земной царь изрубил на куски своего сына Пелопса, приготовил из него угощения, которые подал на стол для спустившихся с Олимпа богов. Этим земной царь хотел проверить, настолько ли боги всеведущи, как о них принято говорить.

Разумеется, боги раскрыли страшный замысел Тантала и обрекли его на вечные страдания в подземном Царстве Аида. Согласно Гомеру «Танталовы муки» заключались в том, что он должен был вечно стоять в озере по горло в воде, но не иметь возможности ее испить. Также над наказанным царем располагались ветви фруктовых деревьев, которые поднимались вверх от сильного ветра, как только Тантал протягивал к ним руку.

Благодаря этому описанию становится понятно и значение рассматриваемого фразеологизма. «Танталовы муки» - это удовольствия и блага, которые кажутся такими близкими, но по факту являются абсолютно недостижимыми, какие усилия ни прикладывай. Это самая распространенная трактовка.

Существует и другая версия. Поэт Пиндар описывал муки Тантала несколько иначе. По его версии над царем нависла огромная каменная глыба, которая вселяла нестерпимый вечный ужас в человека, так как казалось, что этот камень в любой момент сорвется и упадет.

Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» - один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.

Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.

Кем был Тантал

Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления - воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.

Чем Тантал заслужил свои муки

Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.

Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.

Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь - Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.

За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.

Описание мучений Тантала у Гомера

Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю - ее осушает божество.

Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.

Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.

Описание мучений Тантала у Пиндара

У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.

Значение фразеологизма «танталовы муки»

Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.

Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.