Что такое цель и задача? В чем разница? Собственник не обрадуется. Основные требования к формулировке цели таковы

shuster любопытное описание отличия проблемы от задачи.

Думаю, что в дальнейшем это можно будет использовать в продолжении . Сейчас он начинается с постановки проблемы, которую, кстати, часто путают с констатацией факта. (Одно от другого отличается тем, что при постановке проблемы описывается нерешенное противоречие между желаемым состоянием и действительным, а при констатации факта описывается только одно текущее состояние .)

Вообще-то задача и проблема - это далеко не одно и то же. По смыслу «проблема» - это некое препятствие, затруднение, мешающее нам добиться желаемого. Представьте, что вы идёте по своим делам, и вдруг натыкаетесь на стену поперёк дороги. Стена - это препятствие, проблема, мешающая вам двигаться дальше. Скажите, можно ли «решить стену»? Нет? А почему мы тогда часто говорим «решить проблему?». Сама по себе проблема не имеет решения. Решение может иметь только ЗАДАЧА на устранение (преодоление, избегание) проблемы. А проблемой (стеной) можно, например, любоваться. Можно её (стену) изучать. Можно руками потрогать. Можно языком полизать. Но если мы хотим двигаться дальше, нужно думать не о ПРОБЛЕМЕ, а о ЗАДАЧЕ по ее устранению или преодолению.

Более того, в подавляющем большинстве случаев думать о проблеме - контрпродуктивно. Чем больше мы будем смотреть на стену - тем более массивной, высокой, даже пугающей она будет нам казаться. Конечно, изучать проблему нужно - но не абстрактно, а с конкретной целью - для поисков вариантов решения задачи. То есть не разглядывать стену, а искать способы ее преодоления. Писать диссертации на тему «история и особенности беззакония в РФ» - дело увлекательное, но без дальнейших шагов бесполезное. Нужна чёткая формулировка ЗАДАЧИ и способы ее решения.

Ещё одно очень и очень важное замечание. В связи с одной и той же проблемой могут быть сформулированы самые различные задачи и, соответственно, найдены различные решения. Вот пример всё с той же стеной. Возможные задачи:
1. Как преодолеть стену с наименьшими усилиями (решение - обойти).
2. Как преодолеть стену не отклоняясь от маршрута (решение - перелезть).
3. Как сделать так, чтобы впоследствии эта проблема больше не возникала (решение - разобрать).
4. Как БЫСТРО сделать так, чтобы эта проблема больше не возникала (решение - взорвать). И т.д.

Проблема одна, но задачи и решения могут быть совсем разные. Это приводит нас к неожиданному выводу. Даже в связи с НЕУСТРАНИМОЙ проблемой можно сформулировать задачу, имеющую вполне реализуемое решение. Мы не можем долететь до звёзд - мешает физическая (в рамках сегодняшних теорий) невозможность преодолеть скорость света. Но ведь можно сформулировать другую задачу. Например, как сделать так, чтобы нам было НЕ НУЖНО лететь к этим самым звёздам... Ведь зачем-то нас туда тянет? Может, поискать это поближе? :)

Итак, на этом шаге мы формулируем задачу. Есть общие правила на сей счёт:
1. Формулировка задачи представляет собой задание на устранение, преодоление, уменьшение, избегание проблемы.
2. Проблема и задача должны отличаться.
3. Формулировка задачи должна быть в виде вопроса и оканчиваться вопросительным знаком (?)
4. Формулировка задачи должна начинаться с вопросительного слова (Как? Где? Чем?...)
5. В формулировке задачи должна отсутствовать частица НЕ (ориентация на возможности, проактивное мышление: вместо того, чтобы думать, как НЕ быть бедным, полезнее искать способ стать богатым)
6. По возможности (если это не является самоочевидным) должен присутствовать субъект задачи. (чья эта задача)
7. По возможности должен быть определён временной интервал решения (когда это нужно)
8. Формулировка задачи не должна содержать решения.
9. Формулировка задачи не должна содержать общих фраз (Что делать? Как достичь цели?...)
10. Ожидаемый результат должен быть осязаемым и/или измеримым.
11. В группе не должно быть разночтений в формулировке.

Приступая к реализации нового проекта, необходимо определиться с тем, каким должен быть конечный результат. Следует осознанно выбрать предмет деятельности и устремить все свои силы и средства на достижение желаемого. Но прежде, чем начать, надо четко сформулировать цель своей работы и неуклонно ей следовать, ставя перед собой все новые задачи на каждом этапе деятельности.

Кажется, что нет ничего сложного в постановке целей и задач. Однако далеко не все могут четко объяснить, в чем разница между целями и задачами, а многие вообще считают, что это одно и то же. На самом деле, это не так.

Цель выражает стремление к конкретному конечному состоянию. Постановка целей в деятельности является показателем осознанности действий субъекта. Цель помогает выстроить некоторую последовательность в работе, осуществить анализ результата.

Цели имеет следующие характеристики:

  • конкретность конечного результата;
  • является непосредственным следствием потребности субъекта;
  • имеет долю неопределенности;

Задача – это конкретизация путей решения проблемной ситуации. Задача всегда исходит из цели и является средством ее реализации.

Последовательность установления

Сначала выбирается цель, исходя из которой, с учетом реальных возможностей, выстраивается цепочка задач. Цель – это определение направления работы. Чтобы цель оказалась достигнутой быстрее, необходимо потратить время и сформулировать задачи, так как они представляют собой конкретные действия на пути к достижению этой цели.

Цель указывает конечный результат, решение каждой задачи приближает субъекта к этому результату.

Если реализация цели требует много времени, ее разбивают на несколько подцелей, к каждой из которых определяют комплекс задач.

Временные затраты

Цели бывают краткосрочные и долгосрочные. Первые, обычно, подразумевают завершение процесса к определенному времени. Долгосрочные цели, как правило, не имеют временной привязки.

Цель всегда определяется на перспективу (независимо от долгосрочности), в то время как задачи требуют решения в определенные сроки. Затраты времени на решение задач всегда значительно меньше затрат на достижение не только цели, но даже и подцелей.

Задача имеет одно решение и считается выполненной, в то время как цель повторяется в каждой новой задаче.

Выводы сайт

  1. Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», а задача — «Как?».
  2. Задача является единичным шагом к достижению цели.

Говоря о своем отношении к жизни и работе, выдающиеся люди говорят, что успех придет к тем счастливчикам, которые научились составлять планы, ставить себе задачи и четко . Однако изучая этот вопрос, большинство начинает путать понятия, в итоге не добиваясь желаемого результата. Чтобы исключить такие моменты, достаточно раз и навсегда понять, чем отличается цель от задачи.

Что такое цель

Достаточно спросить любого знакомого, есть ли у него какая-то , как человек назовет конкретный предмет или событие. Например, молодая девушка хочет сыграть свадьбу, и факт заключения брака становится для нее целью. Или же молодой человек желает приобрести шикарную машину. Он определился с маркой, знает модель, которую хочет, и даже можно назвать цвет будущего авто – он определил для себя цель. Как видно, целью является конечный результат, который получится после выполнения определенных действий. Обычно в цель трансформируются самые яркие мечты, желания человека. Цель может быть материальной или нематериальной, с течением времени может меняться, однако всегда остается результатом какой-либо работы.

Что такое задача

Задачей называется ситуация, вопрос, который нужно решить, чтобы прийти к цели или хотя бы стать к ней немного ближе. Цели и задачи на первый взгляд отличить непросто, однако важно помнить, что задача ассоциируется с проблемой и ее решениями, позволяет выстроить план действий, необходимых для достижения цели. Чтобы успешно планировать свою работу, большие задачи разбиваются на более мелкие, отдельно выносятся сложные вопросы, а простые по возможности выполняются быстрее всего.

В чем основные различия

Как говорилось ранее, чтобы отличить цели от задач, достаточно задать вопрос «что это». Иными словами, если человек чего-то «хочет» – это становится его целью. Если для достижения результата ему нужно выполнить какие-то действия, они становятся его «задачами». Рассмотрим простой пример: Ольга хочет переехать на Кипр, чтобы устроиться на работу и жить у моря. Ее мечтой, целью, является счастливая жизнь на берегу моря, а переезд, оформление документов, поиск работы и накапливание денег – задачи, которые позволяют прийти к цели.
и задач позволяет людям из любой области делать свою работу намного эффективнее, а в жизни помогает найти гармонию и избавиться от ощущения «потерянного времени».

Большие и маленькие цели

Если договориться о том, что – это оформленные мечты, можно вспомнить поговорку «мечтайте о большем». Со временем цели человека меняются в зависимости от его социального положения, знакомств, жизненных обстоятельств.
Однако любую цель, поставленную в любом возрасте, можно отнести к группе «больших» или «маленьких», «краткосрочных» или «долгосрочных». Большая цель может состоять из маленьких, а они, в свою очередь, трансформироваться в задачи.
Правильная и задач позволяет человеку здраво оценить возможность ее достижения, а от этого зависит его настроение, желание работать, совершенствоваться и тратить свое время.

Как ставить цель

Говоря о своих целях, делясь планами с друзьями и близкими, человек должен понимать, что его цели – это его собственные «дети», а значит, разрабатывая задачи и пути выполнения, рассчитывать нужно лишь на себя. Именно поэтому психологи советуют не ставить большие цели, достигнуть которых в одиночку не получится. Правильная постановка целей и задач (ноша по силам) спасет человека от зависимости, ведь если он постоянно просит у кого-то помощь, он перестает быть самостоятельным и в непредвиденной ситуации может прекратить движение к цели, оставшись без поддержки.
Проще прийти к цели, если четко видеть ее. Например, рекомендуется думать не о «какой-то собственной квартире», а о вполне конкретном жилом помещении в новом доме, с двумя комнатами и просторной кухней. Такая конкретизация позволит человеку «записать в мозг» ответ на вопрос «зачем он столько старается», «что получит в результате». Также нужно постараться оградить себя от людей, высмеивающих мечты других. Даже если человеку это не кажется важным, неприятные слова о том, что кажется действительно важным, могут сбить настрой.

Не подглядывать

У каждого человека цели и задачи будут своими, ведь они, как и мечты, зависят от характера, личности и ряда других слагаемых. Именно поэтому человек, который страстно желает найти цель в жизни или в работе, не должен слепо копировать стремления других. Для хорошего спортсмена изнурительные тренировки, сознательный отказ от некоторых удовольствий – маленькие задачи, позволяющие хорошо выполнять большую – тренироваться для достижения лучшего результата.
Если обычный человек, не слишком сильно увлекающийся спортом, внушает себе, что выступление на каком-то турнире может стать его целью, он может добиться отличного результата, но он его, с вероятностью 99%, не удовлетворит. Цели должны быть придуманы конкретным человеком, не навязаны и не «украдены» у других, только в этом случае планирование и решение задач будет приносить удовольствие, а не выматывать.
Другой пример – влюбленные пары, которые через некоторое время ловко заменяют «я» на «мы». Если один из партнеров имеет цель в жизни, второй, еще не определившийся, может «забрать» эту цель себе и начать идти к ней вместе с любимым. Опасность такого варианта заключается в том, что в случае разрыва один из партнеров поймет, что тратил слишком много времени на чужие мечты. Вот почему важно всегда думать своей головой, даже если идея взять чужую цель кажется вполне нормальной.

Существуют ли недостижимые цели

Вопреки расхожему мнению, цели и задачи действительно могут быть настолько сложными, что человек их не достигнет и не выполнит. Чтобы не разочароваться в себе и мире, важно разбивать огромные цели на более мелкие, тщательно оформляя задачи, которые потребуется выполнить на нелегком пути к их достижению.
Говоря о скромных целях и небольших задачах, не нужно стесняться. Молодой человек, который хочет хорошую машину, но пока вынужден приобрести модель скромнее, чтобы в будущем продать ее, добавить деньги и купить «мечту». В данном случае он поступает намного разумнее, чем его приятель, желающий «непременно самый лучший вариант сейчас и сразу». Достаточно верить в себя, постоянно анализировать свои потребности, желания и не сидеть просто так. Постоянно работая в верном направлении, человек обязательно придет к тому, что сделает его жизнь счастливой.

Цель — (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации к действию.

То есть сначала у человека появляется желание (), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. После того как план составлен, прописываются мелкие шаги (действия), фактически это задачи.
И самое главное после этих трех этапов — начать действовать. То есть постепенно выполнять намеченные шаги (задачи), продвигаясь к цели, реализуя ту самую мечту, о которой когда-то человек думал.

Надеюсь, теперь вам понятна разница между мечтой и целью. Мечта — это простое желание, цель — это уже руководство к действию. Причем данное руководство содержит описанные средства, необходимые для достижения представляемого желания. Для цели обязательно наличие сроков и ресурсов, необходимых для достижения данной цели.
Задачи также содержат в себе сроки и ресурсы. Разница заключается в том, что задача — это единичное действие.

Например: мечта (желание) заработать 100 долларов. Цель — написание цикла статей (срок 2 недели), количество необходимых статей — 15, ресурсы: время 2−4 часа в день, средства на оплату интернета (регистрация на проектах, размещение статей).

Задача № 1: Каждый день в течение 15 дней писать 1 статью (60−120 минут).
Задача № 2. Подобрать темы и материал для каждой статьи (20−40 минут в день, каждый день).
Задача № 3. Отредактировать статьи (10−15 минут в день, каждый день).
Задача № 4. Выложить статьи на сайт (10−15 минут каждый день).

Что важно помнить? Начинать необходимо с основной цели. Основная цель может касаться различных областей (карьера, личная жизнь, создание компании и так далее). Составление цели на бумаге сокращает затрачиваемое время на ее исполнение и позволяет человеку «освободить место в голове для более важных вещей». То есть, чтобы не помнить всех тонкостей, достаточно раз написать их и впоследствии сверяться с намеченным путем. Основная цель является своеобразным маяком для подцелей и задач.

Пример. Появилось желание создать источник дохода. Это желание можно превратить в цель. Основная цель — получение прибыли. Есть разные возможности достижения данной цели. Кто-то выберет основным направлением поиск новой работы, кто-то повышение, кто-то подумает о создании своего дела и так далее. Направление определяется человеком по своему усмотрению, на основании собственных ценностей. Каждый составит свои подцели и задачи.

Далее, цель «Получение прибыли» разбиваем на подцели.
Например: создание бизнеса. Далее разбиваем на еще меньшие подцели.
Регистрация компании, создание продукта (тот, что и будет приносить прибыль).
Для подцели «регистрация компании» составляются следующие подцели, а для «создания продукта» — свои подцели. И так далее.

Когда цели и подцели обозначены, необходимо продумать время на выполнение каждой цели и ресурсы, которые будут нужны.

После появления всех целей можно брать самую нижнюю (с той, которой начнется движение к основной цели). Допустим, наша конечная подцель «регистрации компании» — найти партнеров. Сроки — 1 месяц. Ресурсы — люди (знакомые), финансы — в принципе тут можно обойтись минимальными вложениями, но какая-то сумма все равно необходима, даже на оплату дороги для встреч с разными людьми. Допустим, определяется бюджет в размере 500 долларов США.

Вот у нас появилась в данной группе последняя подцель.
Теперь к этой подцели каждый день составляются задачи. Задача — это решение какого-либо процесса. Фактически это один шаг, одно действие. Именно задачи позволяют увидеть движение к подцелям. Без них мы не видим результативности при анализе действий. Допустим, задача на сегодня — обзвонить трех человек (Александра Петровича, Валентину Игоревну и Елену Николаевну). Договориться о встрече. Срок — сегодня, ресурсы — время (2−3 часа).

Теперь есть и задачи, и подцели, и цели. Когда думаешь о «создании источника дохода», это желание кажется размытым, недоступным, долгим процессом. Когда знаешь, что делать сегодня для достижения той самой мечты, когда определены задачи, тогда легче действовать, легче видеть процесс (что вы движетесь, а не стоите на месте), легче анализировать ситуацию.

Если вы хотите узнать подробнее правила постановки цели — рекомендую статью.
Если вам легче планировать свои цели (задачи, действия) в табличном варианте, рекомендую изучить статью « ».

Успехов в реализации задач, постановке целей и достижении ваших желаний!

ЭТАПЫ ОФОРОМЛЕНИЯ ПРОЕКТА

ВОПРОСЫ:

1. Основные требования к проекту

2. Основные разделы текста проекта

3. Постановка или описание проблемы

4. Цели и задачи проекта

5. Управление и кадры

Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

ë этапы и конкретные сроки их реализации;

ë четкие и измеряемые задачи;

ë конкретные и измеряемые результаты;

ë планы и графики выполнения работ;

ë конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.

5. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Основные разделы текста проекта

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.

Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

Название проекта – должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).

Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География – территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.

Сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.

Учреждение/организация-исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Постановка или описание проблемы

Постановка проблемы (введение) – актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)

И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это – последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.


Сама проблема может быть определена с помощью следующих основных аспектов или характеристик:

Организационное или физическое местонахождение: Где была выявлена проблемная ситуация, проблема? Насколько широко она распространена?

Насколько серьёзна, важна проблема? Кто затронут проблемой? Сколько людей она затрагивает? Как и на что она влияет? Насколько и для чего, для кого она важна? Кто и какую выгоду получит от её решения?

В этом разделе необходимо:

ë чётко определить проблему, над которой вы собираетесь работать;

ë определить причины этой проблемы;

ë быть реалистичным – не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшее полгода;

ë подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов – статистических данных и др.

анализ проблемы должен быть убедительным: чётко сформулирован, хорошо аргументирован и подкреплён информацией, статистикой, экспертной оценкой.


В этом разделе вы должны чётко и ясно ответить на два вопроса: почему это проект необходим, и какую (какие) проблему(мы) проект будет решать. То есть, с одной стороны, описать проблему как значимую и актуальную, а с другой – продемонстрировать возможность её решения или, по крайней мере, значительного продвижения в её решении с помощью цели, задачи и методов, которые вы опишите в следующих разделах.

Итак, проблема, на решение которой ищутся средства, должна быть:

ë важной, побуждающей к оказанию помощи;

ë идти от потребностей целевой группы (та группа людей, проблему которой вы хотите решить);

ë убедительной и привлекающей внимание;

ë хорошо аргументированной.

· он раскрывает необходимость выполнения проекта;

· в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;

· проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

· исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

· масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

· проект поддерживается статистическими и аналитическими дан­ными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические ис­точники;

· проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

· четко определен способ решения проблемы.



ПРИМЕРЫ

Цели и задачи проекта

Цель проекта – это отражение проблемы, те изменения, к которым стремится организация в ходе проекта.

Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать её, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

· достижимость в рамках этого проекта;

· безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

· предусмотрение итогового результата проекта;

· соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

При формулировании цели проекта можно использовать следующие формулировки:

· содействие развитию …

· создание условий ….

· обеспечение …

· и т.п .

Превращение проблем в цели – ПРИМЕРЫ:

Определение цели важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если чётко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов. Главное назначение цели – показать, к чему приведёт, и чему будет способствовать запланированная вами деятельность по решению проблем в рамках вашего проекта.

Постановка цели – это один из наиболее важных моментов в разработке проекта. От того, насколько честны и конкретны в определении желательной цели вы будете с самими собой, во многом зависит успех вашего проекта. Пусть цель будет не отпиской, красивой формулировкой, а истиной, рабочим материалом, на который можно смело опираться.



Цель сформулировали, теперь определяем перечень действий, которые нужно выполнить, чтобы достичь её – это ЗАДАЧИ. Задачи как способ достижения поставленной цели. Задачи всегда указывают на конкретный результат.

Вработе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполня­ются специфическим смыслом.

Задача – это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация об­щей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.

Задачи в проекте – это конкретные части цели (пункты), которые предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Из этого раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), априменять глаголы со­вершенного вида : под­готовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить .

При формулировании целей и задач проекта необходимо соблюдать логическую взаимосвязь:

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ

При этом важно не только соблюдать прямую последовательность: проблема, цель, задачи, но и поверить логичность в обратном направлении. Если вы сможете решить поставленные задачи приблизитесь ли вы к поставленной цели? Если цель будет достигнута – решится ли заявленная в проекте проблема?

Часто при разработке целей используют так называемые критерии SMART

S Specific (конкретность) Конкретная, ясная. Цель должна быть чёткой, конкретной. Если в цели есть слова «больше», «раньше» и т.д., обязательно указать на сколько (рублей, минут, процентов т.д.)
M Measurable (измеряемость) Измеримая. Результат достижения цели должен быть измеримым. «Стать счастливой» - трудно измеримый результат (и не конкретный тоже). А вот «выйти замуж» - вполне измеримый: достаточно одного взгляда в паспорт
A Achievable (достижимость) Достижимая. Вы должны быть способны достичь этой цели, хотя бы в потенциале. Должны обладать ресурсами (внешними и внутренними)
для её достижения, либо быть способными эти ресурсы обрести.
R Realistic/Relevant (реалистичность) Реалистичная. Необходимо реально оценивать свои ресурсы по достижению цели. Ставя цель раньше вставать, нам придётся и раньше ложиться для того, чтобы выспаться, либо искать другие способы обеспечения полного своего восстановления.
T Timely/Time-bound (своевременность/определенность по времени) Ограниченная во времени. Должны быть чётко поставлены сроки достижения цели. Без сроков конкретной цели нет.

ПРИМЕРЫ:

Цель Задачи
Снижение уровня конфликтности в учреждении сферы образования и формирование низоконфликтного пространства путём создания школьной службы примирения 1) Повышение качества информированности участников проекта (учащиеся педагоги, родители) на основе оперативного обмена информацией между участниками проекта. 2) Повышение уровня знаний участников проекта по основам конфликтологии, разрешения конфликтов и технологий примирения на базе комплекса просветительских действий. 3) Приобретение участниками проекта, вовлечёнными в его исполнение и прошедшими предварительное обучение, практического опыта. 4) Разработка и нормативное закрепление процедур и форм деятельности школьной службы примирения. 5) Создание специализированного школьного объединения, занимающегося вопросами разрешения внутришкольных конфликтов.

В разделе «Цели и задачи» должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены (исполнители, помещение, оборудование и др.)

При разработке этого раздела проекта необходимо:

ë подобрать и обосновать мероприятия, которые будет необходимо реализовать для решения задач проекта;

ë обдумать роль каждого сотрудника, которые будут задействованы в реализации проекта, и оценить достаточно ли их квалификации для выполнения запланированных мероприятий;

ë определить, какие ресурсы необходимы вам для выполнения задуманных мероприятий;

ë хронологически выстроить все запланированные мероприятия, определить, сколько времени вам потребуется для реализации всех мероприятий и решения поставленных задач

ü описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, под­дающиеся оценке;

ü цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточ­ными, частными результатами;

ü из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной си­туации;

ü по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;

ü цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;

ü язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Управление и кадры

В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.

· четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;

· ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за оп­ределенные виды работы;

· персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалифи­кацией или получает дополнительное обучение до или в процес­се реализации;

· механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;

· описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.

Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете, в каких направлениях, каким обра­зом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая инфор­мация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятия­ми в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последова­тельности, какие ресурсы будут привлечены.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

· четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

· доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;

· из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;

· естественность логической цепочки: проблема ® цель ® задача ® метод;

· нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Планирование

Является самой важной частью механизма реализации.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязы­ваются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, например:

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.


Похожая информация.