Договор транспортной экспедиции для клиента. Типовой договор транспортной экспедиции

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучате­ля) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с ввереннйм ему грузом. Субъектами договора экспедиции являются клиент - сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор - сторона, которая оказывает услуги клиенту. Кли­ентами по договору могут выступать любые лица (прежде всего отправи­тель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может высту­пать только предприниматель (коммерческая организация или физиче­ское лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специали­зированная организация, так и обычный перевозчик (например, струк­турное подразделение транспортного предприятия). Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой гру­за. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основ­ные (по организации перевозок, включая заключение договора перевоз­ки), и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. Фор­ма договора транспортной экспедиции - простая письменная. Срок договора определяется соглашением сторон. Клиент должен выдать экс­педитору доверенность, если она необходима для выполнения его обя­занностей. Договоры могут быть разовые (для выполнения разовых экс­педиционных поручений) и длительные (заключаются при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании).

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознагражде­ние экспедитора. Оно определяется соглашением сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Ос­новные обязанности экспедитора:

а) организовать перевозку груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;

б) заключить договор от своего имени или от имени клиента;

в) обеспечить отправку груза и его получение в согласованном месте;

г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с пере­
возкой.

В число дополнительных обязанностей экспедитора могут быть включены:

а) выполнение таможенных и иных формальностей;

б) проверка количества и состояния груза;

в) погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;

г) сопровождение груза в пути;

д) уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;

е) хранение груза в пункте назначения.

Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и до­полнительные. Основные обязанности клиента:

а) передача грузов для осуществления экспедирования;

б) получение грузов у экспедитора;

в) уплата предусмотренного договором вознаграждения;

г) возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора
расходов;

д) информационная обязанность (предоставить экспедитору документы
и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и
иную информацию, необходимую для исполнения договора).

Дополнительные обязанности зависят от особенностей каждого до­говора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязанностей по договору транспортной экспедиции влечёт для сторон договора ответственность, объем и условия которой определяются об­щими правилами ГК.

Договор транспортной экспедиции- одна сторона (экспедитор) обязу­ется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Сторонами договора являются экспедитор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и клиент. Экспедитором, как правило, явля­ется лицо, не осуществляющее саму перевозку груза. Однако перевозчик также может выступать в качестве экспедитора.

Договор заключается в письменной форме. Для осуществления экспедито­ром действий, предусмотренных договором, клиент выдает ему доверенность.

Права и обязанности экспедитора:

вправе запрашивать необходимую дополнительную информацию, а при ее непредставлении-вправе не приступать к исполнению своих обязательств;

вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц, если в договоре не предусмотрена его обязанность исполнить его лично;

обязан сообщать об обнаруженных недостатках полученной информа­ции;

вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей нет
сет ответственность, предусмотренную законом.

Права и обязанности клиента:

обязан предоставить экспедитору необходимые документы и другую ин­формацию о свойствах груза, об условиях перевозки;

несет ответственность за убытки, причиненные непредставлением необ­ходимых документов и информации;

вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки.

Договор займа - одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Особенности:

договор является реальным - считается заключенным с момента пере­дачи денег, вещей;

предметом договора могут быть иностранная валюта и валютные ценно­сти, при условии соблюдения требований Закона «О валюте и валютном регули­ровании»;

Форма договора письменная в случаях, если:
сумма займа более 10 МРОТ;

заимодавец-юридическое лицо;

договор может подтверждать расписка заемщика или иной документ, где указана определенная сумма денег или определенное количество вещей;

заемщик имеет право на получение процентов с переданной суммы, раз­мер которых определяется по соглашению либо по ставке рефинансирования в месте жительства (нахождения) заимодавца на день уплаты;



беспроцентным договор займа признается в случаях (если иное не пре­дусмотрено договором), когда:

предметом договора являются вещи, а не деньги;

договор заключен между гражданами на сумму не более 50 МРОТ;

заемщик обязан возвратить заемную сумму:
в срок, определенный договором;

в течение 30 дней со дня предъявления требования, когда срок определен моментом востребования;

досрочно с согласия заимодавца, если с суммы подлежат уплате проценты;

сумма считается возвращенной с момента передачи ее заимодавцу либо зачисления денежных средств на его банковский счет;

в случае просрочки возврата заемной суммы заемщик обязан уплатить проценты за неисполнение денежного обязательства со дня просрочки до дня оплаты. При нарушении срока возврата части займа (когда предусмотрена рас­срочка возврата займа) заимодавец вправе требовать досрочного возврата ос­тавшейся суммы с уплатой причитающихся процентов;

заимодавец вправе требовать досрочного возврата суммы займа в слу­чаях:

если заемщик не выполнил своих обязанностей по обеспечению возврата суммы займа;

при утрате обеспечения возврата суммы займа;

при ухудшении условий обеспечения возврата суммы займа по обстоятель­ствам, за которые заимодавец не отвечает;

Заемщик имеет право оспаривать договор займа по его безденежности
(деньги или вещи по нему не были им получены либо получены в меньшем разме­
ре). В таком случае он признается либо незаключенным (деньги, вещи не получе­
ны), либо заключенным на меньшее количество денег, вещей.

Кредитный договор -банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в"размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полу­ченную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

К такому договору применяются правила о договоре займа, если это не про­тиворечит закону.

Договор о кредите должен быть заключен в письменной форме, несоблю­дение которой влечет его недействительность.

Односторонний отказ:

кредитор вправе отказаться от предоставления кредита при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что сумма не будет возвращена в срок;

кредитор вправе отказаться от дальнейшего кредитования заемщика в случае использования целевого кредита не по назначению;

заемщик вправе отказаться от получения кредита, уведомив об этом кредитора до предоставления кредита, если иное не предусмотрено законом или договором.

Товарный кредит. Предметом договора товарного кредита являются ве­щи, определенные родовыми признаками. Сторонами договора являются лю­бые лица. Договор товарного кредита отличается от займа вещей тем, что до­говор займа заключается в момент передачи вещи взаймы. Договор товарного кредита возлагает обязанность передать вещь.

Коммерческий кредит. Договор коммерческого кредита предполагает пе­редачу в собственность заемщику денежных средств или определенных родовы­ми признаками вещей в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Е.А. Федорцова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

Рассмотренные судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Несмотря на то что договор транспортной экспедиции прямо предусмотрен Гражданским кодексом, как только его не называют: и посредническим, и договором об оказании услуг. Но, конечно, дело тут не только в названии, но и в условиях самого договорач. 1 ст. 431 ГК РФ , которые могут влиять и на налогообложение операций по нему.

Посмотрим, каким же должен быть договор, по которому оказываются транспортно-экспедиционные услуги, чтобы налоговики не предъявили претензий по НДС ни к перевозчику, ни к заказчику.

Транспортная экспедиция и посредничество - в чем разница

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчикап. 1 ст. 801 ГК РФ .

Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором)п. 1 ст. 971 , п. 1 ст. 990 , п. 1 ст. 1005 ГК РФ . Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки - исключительно доставка грузап. 1 ст. 785 ГК РФ . А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставкип. 1 ст. 801 ГК РФ , в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция - самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК РФгл. 41 ГК РФ . Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным ЗакономФедеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» , предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедиторп. 2 ст. 2 , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ :

  • поручение экспедитору - «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
  • экспедиторская расписка - составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
  • складская расписка - составляется при получении груза на ответственное хранение.

Формы и порядок оформления этих документов утверждены Минтрансом Россиип. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 ; приложения к Приказу Минтранса России от 11.02.2008 № 23 .

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0%п. 1 ст. 156 НК РФ ; Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-08/147 , от 18.03.2011 № 03-07-08/74 , от 18.03.2009 № 03-07-08/58 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139247 .

С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ .

Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставкист. 165 НК РФ .

Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0%Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244 , от 13.05.2011 № 03-07-08/148 . Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.

Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.

Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции - это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.2011Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08 , от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07 ; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296 .

«Внутренняя» экспедиция для экспедитора

Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам - непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедиторап. 1 ст. 156 НК РФ .

Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ . А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикамп. 3 , п. 11 , п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 ; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@ .

Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц - заключите отдельные договоры:

  • транспортной экспедиции - на услуги, оказываемые вами;
  • посреднический - на услуги, оказываемые третьими лицами.

Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств - транспортно-экспедиционных.

Договор транспортной экспедиции - это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор, помимо норм Гражданского кодекса (ст. 801-806 ГК), регламентируют нормы Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Договор является консенсуальным или реальным, возмездным, взаимным (реальным является договор, когда выполняются услуги; консенсуальным, когда организуется выполнение услуг).

Сторонами договора являются клиент и экспедитор. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение.

Существенным условием договора экспедиции является его предмет - услуги, связанные с перевозкой груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Форма договора - простая письменная. Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК)*(67).

Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

    поручение экспедитору;

    экспедиторская расписка;

    складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей, поскольку экспедиция является разновидностью сделки о представительстве.

Срок договора определяется характером взаимоотношений сторон (могут быть разовые, длительные и долгосрочные договоры).

Цену договора составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Вознаграждение следует отличать от компенсации расходов, понесенных экспедитором при осуществлении своей деятельности.

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

К обязанности экспедитора относятся:

1. Оказать услуги в соответствии с договором.

2. Уведомить клиента о допущенных отступлениях от его указаний, если возможность предварительного запроса о таких отступлениях отсутствовала или если ответ на соответствующий запрос не получен в течение суток. Уведомление должно последовать, как только это станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Предоставить по требованию клиента, которому оказываются услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, в частности:

    об исполнителе транспортно-экспедиционной услуги и режиме его работы;

    о фирменном наименовании организации, оказывающей услугу, месте ее нахождения;

    о номере лицензии на право оказания услуги, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию;

    об условиях и о цене приобретения услуги;

    о правилах оказания услуги.

4. Выдать клиенту при приеме груза экспедиторский документ.

5. Предоставить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции.

6. Возвратить клиенту доверенность, выданную для выполнения обязанностей экспедитора.

Права экспедитора:

1. Отступить от указаний клиента, если это необходимо в его интересах и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

2. Выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если иное не предусмотрено договором.

3. Удерживать находящийся в распоряжении экспедитора груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения этих своих обязательств.

4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.

5. Проверить достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о грузе.

Обязанности клиента:

1. Своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую экспедитору для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также документы для целей осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

2. Уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Права клиента:

1. Выбрать маршрут следования груза и вид транспорта.

2. Требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставления информации о процессе перевозки груза.

3. Давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Клиент и экспедитор вправе предусматривать и другие права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции.

Прекращение договора осуществляется путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент и экспедитор несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК и гл. 3 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (перевозчик же несет ответственность только при наличии вины, причинной связи между его действиями и неисполнением договора, а также возникающими убытками). Последствием применения этого правила, может быть, ограничение ответственности экспедитора пределами, которыми замыкается ответственность транспортной организации. В частности, клиент может лишиться права на взыскание всех убытков, получив лишь исключительную неустойку (например, штраф за неподачу транспорта) или часть реального ущерба при не сохранности груза. Одновременно до одного года сокращаются и сроки исковой давности.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности - один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.

Односторонний отказ от договора влечет возмещение убытков, вызванных расторжением договора, и уплату штрафа контрагента в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом затрат.


ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

г. _________________

«___» ______________ года

В лице ________________________, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Заказчик» с одной стороны, и _____________________, именуемое в дальнейшем «Экспедитор», в лице _________________, действующего на основании ___________, с другой стороны, в дальнейшем именуемые «Стороны» заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В соответствии с настоящим Договором Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Заказчика организовать выполнение услуг по перевозке грузов по заданию Заказчика транспортом по маршруту, указанному в Приложении №1.

1.2. Наименование, количество, стоимость, порядок оплаты, экспедиционных услуг производятся в соответствии со Спецификацией (Приложение №2)

2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

2.1. Исполнение настоящего Договора по оказанию экспедиторских услуг осуществляется на основании задания Заказчика, выданного Экспедитору.

2.2. Выданное задание Экспедитору должно содержать информацию о сроках перевозки, весе и объеме, а также данные необходимые для надлежащего его исполнения.

2.3. За возможные убытки, вызванные предоставлением неправильных или неполных данных, Экспедитор не несет ответственности.

2.4. При получении задания Экспедитор сообщает Заказчику стоимость экспедиторских услуг в соответствии с данными, указанными в задании.

2.5. При доставке груза на склад Экспедитора, стороны оформляют грузовую накладную, подтверждающую факт приема и передачи груза, вес, объем, количество мест и характер груза. Грузовая накладная выписывается в двух экземплярах, подписывается представителем Экспедитора с одной стороны и представителем Заказчика с другой стороны.

2.6. В случае изменения стоимости экспедиторских услуг, Экспедитор, в разумные сроки, обязан сообщить Заказчику или его представителю о текущей стоимости Экспедиторских услуг, а также о возможных необходимых дополнительных расходах Заказчика, которые могут быть понесены последним в связи с исполнением задания.

2.7.Экспедитор может устанавливать дополнительные сборы за предоставление услуги, которые согласуются с Заказчиком при перевозке конкретной партии груза.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Экспедитор обязан:

3.1.1. Организовать перевозку грузов Заказчика по маршруту в сроки, указанные Заказчиком в задании Экспедитору.

3.1.2. По заданию Заказчика организовать приемку товара на склад.

3.1.3. Организовать проведение работ по погрузке-выгрузке, упаковке, переупаковке, взвешиванию, хранению груза на складе.

3.1.4. В случае обращения Заказчика информировать о факте отгрузки, фактическом количестве оформленных мест, времени и дате отправки, виде транспорта, номере накладной и расчетной дате прибытия в конечный пункт по факсу ____________ или электронной почте _________________.

3.1.5. При изменении вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки груза различными видами транспорта в интересах Заказчика незамедлительно уведомить заказчика по факсу______________ или электронной почте________________.

3.1.6. Организовать контроль над перевалкой, складированием и перегрузкой/выгрузкой грузов аэропортами, портами и ЖД станциями. При необходимости организовать оказание услуг другими транспортными организациями при обслуживании груза Заказчика.

3.1.7. Организовать оформление всех необходимых документов для осуществления доставки груза.

3.1.8. Выставлять Заказчику счета, счета-фактуры, составлять акты оказания услуг в двух экземплярах за фактически выполненные в его интересах обязательства.

3.2. Права Экспедитора:

3.2.1.Привлекать для исполнения настоящего Договора третьих лиц.

3.2.2.Удерживать груз до полной оплаты стоимости услуг Экспедитора по перевозке груза.

3.2.3. Опасные, тяжеловесные, негабаритные грузы, а также грузы, требующие соблюдения определенного температурного режима и иные грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются Экспедитором только по предварительному согласованию с Заказчиком с указанием требований к условиям их транспортировки.

3.3. Обязанности Заказчика:

3.3.1. Предоставить Экспедитору груз в согласованном объеме и в оговоренные сроки.

3.3.2. Предоставить Экспедитору необходимую информацию, касающуюся свойств и характера груза, при условии его перевозки, а также информацию о грузополучателях.

3.3.3.Контролировать соответствие упаковки груза условиям его перевозки. Грузы должны быть упакованы с учетом их специфических свойств и особенностей, таким образом, чтобы при обычных мерах обращения обеспечить их сохранность.

3.3.4. Информировать Экспедитора о желательных сроках доставки, номенклатуре, порядке и пунктах назначения отправляемого груза. Также при необходимости предоставлять сведения о сроках отгрузки, условиях перевозки, количестве груза, габаритах груза.

3.3.5. Для выполнения Экспедитором обязательств по настоящему Договору обеспечивать его необходимой документацией, сертификаты, лицензии, доверенности, требующиеся для надлежащего транспортно-экспедиционного обслуживания Заказчика.

3.3.6. При отказе от перевозки оплатить все фактические расходы Экспедитора, которые были произведены в рамках исполнения поручения.

3.3.7. Оплатить Экспедитору стоимость услуг в размере и порядке, установленном в Спецификации.

3.3.8.Заказчик обязан своими силами и за свой счет принять груз в пункте назначения в соответствии с данными, указанными в накладной, грузовой накладной иных сопроводительных документах, если данная обязанность не была возложена на Экспедитора.

3.3.9. В случае обнаружения грузополучателем утраты, недостачи или повреждения, порчи груза в пункте прибытия надлежащим образом оформить официальные акты и заверить у представителей службы, выдавшей груз.

3.4. Права Заказчика:

3.4.1. Выбирать маршрут следования и вид транспорта, согласовывая их с Экспедитором.

3.4.2. Получать от Экспедитора информацию о процессе перевозки.

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ ПО ДОГОВОРУ

4.1. За выполнение работ. Предусмотренных настоящим Договором, Заказчик выплачивает Экспедитору стоимость транспортно-экспедиционных услуг, размер которой определяется экс-педитором в зависимости от характеристик груза и маршрута перевозки. Стоимость включает в себя все расходы по организации перевозки груза, включая вознаграждение Экспедитора.

4.2. Стоимость транспортно-экспедиционных услуг за каждую перевозку указывается в предоставляемых Заказчику счетах, счетах-фактурах, актах выполненных работ.

4.3 Расчеты по настоящему договору производятся в форме безналичной оплаты на расчетный счет Экспедитора.

4.4. Счет выставляется Заказчику по факсимильной связи или по адресу электронной почты, которые указаны в настоящем Договоре.

4.5. Груз считается доставленным и обязательства Экспедитора по Договору выполненными, если Заказчик не предъявил Экспедитору претензии по доставке груза в течение шести месяцев с момента получения груза в пункте назначения.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств настоящего Договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. За нарушение сроков доставки груза Экспедитор выплачивает по требованию Заказчика пеню в размере 0,1 % от цены Договора, указанной в Спецификации, за каждый день просрочки.

5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате, за поставленный груз, Заказчик по требованию Экспедитора выплачивает пеню в размере 0,1%, от цены Договора.

5.4. Уплата штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств.

5.5. Споры между Сторонами, вытекающие из Договора или в связи с ним, разрешаются в со-ответствии с Законодательством РФ в Арбитражном суде по месту нахождения ответчика.

6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием непреодолимой силы (пожара, наводнения, землетрясения, военных действий, других событий чрезвычайного характера).

6.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств, обязана известить другую сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств немедленно (если действие непреодолимой силы не делает невозможным само извещение).

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО ДОГОВОРА

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2018г.

7.2. Любая из Сторон может расторгнуть Договор, письменно уведомив о своем намерении другую Сторону не менее чем за 30(тридцать) дней до предполагаемой даты расторжения.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Все изменения и дополнения к условиям Договора оформляются Сторонами отдельными соглашениями в письменной форме и составляют неотъемлемую часть договора.

8.2. Стороны обязаны извещать друг друга об изменении своих адресов, банковских реквизитов, номеров телефонов не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты их изменения.

8.3. Факсимильный вариант Договора действителен наравне с оригиналом. Стороны обязаны обменяться оригиналами в течение 2-х месяцев со дня подписания Договора.

8.4. Договор составлен в двух экземплярах на русском языке, по одному экземпляру для каждой из Сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

9. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Заказчик: _________________________________________________________
Юридический адрес: ______________________________________
ИНН_____________,КПП____________,ОГРН ____________ ___________________________ Сч.№__________________________БИК_______________________

Телефон ________________________

ЗАКАЗЧИК

Экспедитор: __________________
Юридический адрес:
Почтовый адрес:

ЭКСПЕДИТОР
___________________ / ____________
ИНН КПП Р/сч.: ______________________ в_________________________

К/сч.: ______________________БИК ______________

Тел.: _____________

ЭКСПЕДИТОР
_________________ /_______________

При перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции - это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора - договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие . По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором при исполнении договора расходы .

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции . Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции . Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции . Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов ; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин , сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции . Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании - долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции . Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции . Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права , как граждане, так и юридические лица , заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели : коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции . Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность , если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции .

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик , приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции .

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.