Дворец Чаушеску в Бухаресте: крупнейшее здание Европы и второе по величине в мире. Будьте всегда в настроении

(1918-1989)
Розовая жизнь красного миллиардера
Николае в равной степени был привержен к роскоши и социализму. Он утратил и то, и другое.

Только очень недоброжелательный человек способен был попрекнуть Кондукатора его гигантским состоянием. Каждому известно, что частная собственность упразднена в странах коммунистического рая, и поэтому говорить о Чаушеску, как о «красном миллиардере» - а это делали некоторые - было бы чистой клеветой.

Николае Чаушеску - Безденежный миллиардер

Николае и Элена Чаушеску, чистокровные пролетарии, несгибаемые представители самого великодушного учения - марксизма-ленинизма - вызывали во всем мире восторг левых интеллектуалов своей преданностью борьбе за социальную справедливость, за раскрепощение народов и за права человека. Будучи образцовыми бойцами с безупречной революционной этикой, они не имели в карманах ни единой собственной копейки. Им никогда не принадлежали ни нарядные яхты, на которых они бороздили бы моря, ни пышные дворцы, оставшиеся с ненавистных времен Гогенцоллернов и реквизированные ими с целью поселять там свое потомство и родню, ни более скромные резиденции, где они принимали Жоржа Марше и других гуманистов такого же пошиба, преданных праведному делу защиты бедняков. Все, решительно все являлось собственностью победившего, освобожденного и расцветающего рабочего класса. По оценке экспертов

Личное состояние Чаушеску, за исключением просто-напросто предоставленных в его распоряжение официальных резиденций, машин и т. д., исчислялось приблизительно в 200 миллионов франков.


Передвижная витрина коммунизма

По этой причине у Чаушеску не было оснований для укоров совести, хотя у него в руках и находилось одно из крупнейших состояний всей планеты,-ведь оно ему не принадлежало. Ему просто дали его взаймы, и предполагалось, что после него это состояние перейдет к Нико, его сыну и наследному принцу, и потом к внукам и правнукам,-это уже будет тогда, когда сияющая звезда коммунизма и всеобщего равенства встанет, благодаря ему, над всем миром. Словом, это состояние было всего лишь инструментом, ему доверенным, дабы он мог достойно нести свою непосильную ношу вождя пролетарской революции; состояние-как функция выполняемой работы. Карьера

Назовем две даты в политическом восхождении Чаушеску: 1965г.- избран генеральным секретарем коммунистической партии Румынии, 1967 г.-президентом.

Тяжкая трудность этого ремесла

Нелегкая задача выпала однако на его долю. Ведь Чаушеску один должен был воплотить собой все чудеса коммунизма, и делать это приходилось не только на глазах у прогнившего и заведомо недоброжелательного капитастического мира, но также на глазах у тех братских стран, которых настигла перестройка и где многие товарищи уже задавались вопросом-не осталось ли прекрасное будущее коммунизма далеко позади. Но разве мог Кондука-тор наносить визиты главам западных стран в такой одежде, какую носили его соотечественники, иначе говоря-в поношенных костюмах, в стоптанных башмаках и в габардиновых плащах, столь же немодных, как марксистская идеология? Разве мог он принять Жоржа Марше в новостройке на окраине Бухареста? Конечно, нет. Это было бы оскорблением всему рабочему классу.

Зная капиталистический мир как свои пять пальцев, он понимал, что там дают в долг только богатому, а ему надо было немало взять в долг, чтобы как-то исправить ущерб, нанесенный его экономической политикой. А чтобы внушить доверие, необходимо было следить за своим внешним видом. И вот поэтому, уподобившись разорившемуся предпринимателю, который тщательно скрывает свою бедность, чтобы завоевать доверие, он подчеркнуто выставлял на всеобщее обозрение свое богатство. Шкафы его были заполнены норковыми шубками, сейфы с украшениями из драгоценных камней, гаражи с спортивными машинами, а ванные комнаты-фарфоровыми унитазами. Пожалуй, так можно было завоевать доверие западных инвесторов.

Сердце-слева, а бумажник-на Западе

Разумеется, кое-какие зануды недоумевали-зачем ему, при таких перспективах, счета, открытые им в швейцарских банках, и перечисленные туда американские доллары, немецкие марки-но только не советские рубли. Но подобные кощунственные вопросы неизменно вызывали раздражение у высокопоставленных левых демократов и социалистов, и они старались уклониться от ответа. Если товарищ Чаушеску богат, это значит, что богатство его идет на пользу пролетариям, да и вообще, деньги развращают людей только в прогнившей капиталистической системе. Кто же этого не знает!

Коммунистический король

Итак, Кондукатор наслаждался всеми благами, которые приносило ему богатство, и гордо, а главное-бессознательно игнорировал молчаливое неодобрение, которое день за днем все больше накипало в народе, находившемся, как он думал, у него в полном подчинении, благодаря целой армии доносчиков, жандармов и полицейских. Полицеские следили за жандармами, жандармы приглядывали за полицейскими, и все находились в напряженном ожидании сигнала, который дадут аппаратчики и по которому все как один встанут и громом аплодисментов ответят на его бесконечные, нагоняющие дремоту речи.

А старикан Николае упивался этими овациями и растроганно вспоминал о своем скромном вступлении в эту жизнь. Ведь до того как стать коммунистом и двинуться от одного преступления к другому, словно по ступеням лестницы, он был всего-навсего ничтожным подручным сапожника. Благодаря Карлу Марксу вся жизнь его изменилась. Если оглянуться, она представлялась некой волшебной сказкой, так же как его роман с Эленой напоминал книжки на розовой водице.

И он ни на одно мгновение не сомневался, что его народ, обладающий чувствительной душой и подвергшийся суровой идеологической обработке, поймет прекрасную историю его жизни.

Загородные домики коммунистических Королей:

Дворец Пелес (бывшая летняя резиденция Гогенцалнернов); дворец Могоэоайа; монастырь Контрочени.

Чаушеску - Слава властителя

Став верховным аппаратчиком Социалистической Республики Румыния, Николае Чаушеску делал все возможное, чтобы поднять престиж высокой должности, которую ему доверил рабочий класс. Он понял, что в его лице должна воплотиться вся слава новой Румынии, понял необходимость культа личности, по образу и подобию Сталина и Бокассы, и мало-помалу превратился во всемогущего и прославленного монарха. В государстве, где атеизм был возведен в догму, он стал править как самодержавец, и самодержавие его было вовсе не ограниченным, поскольку он думал, что ему никогда не придется отдавать отчет какому бы то ни было Богу. Вот он и заботился о собственной славе, с тем чтобы ее отблеск отразился на стране.

Чаушеску - Покровитель искусства и литературы

Сообразив, что блистательная политика невозможна без содействия со стороны искусства, он окружил себя когортой архитекторов, художников и поэтов-чиновников. Он осыпал их всяческими благами, предоставлял в их распоряжение роскошные дворцы и выражал им всяческое внимание, с тем чтобы они все как один воспевали его личные достоинства, блестящие заслуги его жены, а также все благодеяния социализма. И все эти гениальные творцы, жаждущие его дальнейших милостей, старались вовсю. Поскольку ирония была оружием весьма опасным в эпоху его просвещенного правления, они, ни разу не улыбнувшись, сплетали в его честь лавровые венки и придумывали тысячи разных прозвищ, которые пресса тотчас же подхватывали.

Если простые румыны склонны были, скорее всего, сравнивать его с Дракулой, то пресса превращала Кондукатора в «Дунай мысли», в «Маяк», в «многостороннего вождя». И вот музеи мало-помалу заполнились его портретами и собранными им сувенирами, библиотека-его философическими сочинениями, а площади-его скульптурными изображениями. Площади эти, кстати, были по его приказу прорублены с помощью бульдозеров в самой гуще старинных исторических кварталов города. По его указке там появились бесконечные неоклассические фасады, которые привели бы в восторг Муссолини, и на которые с завистью взирал Джек Ланг (человек культурный и, как известно, министр), вспоминая неприятности, чинимые ему парижанами всего-то из-за одной злополучной пирамиды.

Чаушеску - Красный кардинал

Что касается Элены, то ее прославляли не меньше, чем ее блистательного супруга. «Вы-наша икона, вдохновлявшая нас с первых мгновений жизни»,- взволнованно обращался к ней поэт, жаждущий поскорее выдвинуться. Лесть была слишком уж грубой, но супруге «Дуная мысли» она пришлась по вкусу и показалась вполне оправданной, а поскольку конкуренции Элена не любила, она с удвоенной энергией стала следить за тем, чтобы ни единой иконы Пречистой Девы не осталось в тех редких церквях, которые пощадил бульдозер социализма.

Надо сказать, сия иконописная особа была женщиной с характером. Являясь, по сути дела, настоящим серым кардиналом этого режима, она занимала одновременно несколько высоких постов и весьма умело их использовала; будучи министром культуры, опустошила музеи, чтобы обставить свои резиденции; занимаясь распределением государственных должностей, предоставила ключевые места обоим сыновьям, дочери и кузенам; взойдя благодаря мужу на международную вершину науки, печатала научные труды, смешившие до упаду ученых всего мира. И, неустанно заботясь о том, чтобы жизнь ее сограждан была возможно более упорядочена, она всячески боролась с обскурантизмом и проявляла в этой области недюжинную инициативу. Именно ей румыны были обязаны режимом питания с досконально рассчитанными калориями, режимом, который наверняка уморил бы их голодом, если бы экономическая политика Николае не взяла эту задачу на себя несколько раньше.



Sic Transit gloria mundi!

Некой старушке было поручено составить список всего этого домашнего имущества. Работе ее и конца не видно!

Конец прекрасного сновидения

Все это рухнуло в один прекрасный день 1989 г., когда народ решил не прислушиваться более к сигналам своих аппаратчиков. Вместо привычных аплодисментов стали раздаваться нахальные свистки. Народ наконец заговорил-сначала голосом сердца, потом голосом оружия. Розовый роман красных миллиардеров утонул, как известно, в кровавой бане. Вооруженные мятежники проникли во дворцы и резиденции карпатского чудовища. Изумленные роскошью, представшей их широко раскрытым глазам, словно они оказались в пещерах Али-Бабы, голодные дети бухарестских предместий разлеглись на ложе миллиардера-коммуниста. С негодованием взирали они на его письменные приборы из чистого золота, с хохотом фотографировались в его ванной комнате на фарфоровом унитазе.

В самом центре Бухареста находится знаменитый дворец Чаушеску, который сейчас называется Дворцом Парламента. Дворец занимает целый квартал, его размеры составляют 270 на 240 метров, а высота — 86 метров. Это самое крупное в мире административное здание — его площадь составляет аж 350.000 квадратных метров. А еще это самое тяжелое в мире гражданское административное здание.

Стиль дворца напоминает сталинский ампир — кажется что дворец построен примерно в 30-50 годы, но на самом деле его строительство началось только в 1984 году по личному приказу Чаушеску. "Великий кондукэтор", "Гений Карпат", "Ель", "Прекрасный принц", "Навигатор" (всё это эпитеты, которыми награждали Чаушеску румынские писатели коммунистических лет) решил построить дворец в самом центре Бухареста на холме Синай, для чего были уничтожены пятая часть исторического центра Бухареста, в том числе многие памятники архитектуры. Параллельно с дворцом были построены и несколько жилых зданий в том же стиле, предназначенных для приближенных Чаушеску.

В 1989 году диктатор Чаушеску был казнен, а его дворец остался частично недостроенным. Во время сегодняшней прогулки мы пройдемся по залам дворца Чаушеску, спустимся в недостроенные подвалы, а также посмотрим на руины административных зданий коммунистических лет, которые до сих пор стоят в Бухаресте.

02. Вот так дворец выглядит вблизи — к нему ведет широкая улица Bulevardul Unirii, представляющая собой нечто вроде аллеи с фонтанами. Дорогу мы еще увидим с верхних этажей дворца.

03. Близлежащие кварталы занимают жилые здания, построенные в той же стилистике, что и дворец — квартиры в этих домах предназначались для партийного руководства коммунистической Румынии и приближенных Чаушеску. Что интересно — некоторые здания достроены не полностью — до сих пор то тут, то там можно увидеть стены из нештукатуренного кирпича и темные провалы незастекленных окон.

04. Вокруг дворца установлены фонари в единой с дворцом стилистике — некоторые находятся в весьма плохом состоянии.

05. Фото крупным планом ограды дворца — вот таким камнем отделан сам дворец и ограда вокруг него, из чего-то похожего были построены .

06. Входим внутрь. Дворец встречает прохладой мраморных залов и колоссальными объемами внутренних пространств.

07. Бронзовые бра с подвесками из румынского хрусталя.

08. Один из залов для собраний, построенный по принципу театра — со сценой (с нее сделан кадр) и несколькими ярусами мест для зрителей.

09. Люстра под потолком, тоже румынский хрусталь.

10. Перила. Особой гордостью Чаушеску было то, что все материалы, из которых был построен дворец — румынские. Строительство такого колосса вызвало немалый дефицит стройматериалов в стране, но зато всем можно было рассказывать о том, что Румынии никогда не встанет на колени и не купит американский цемент.

11. Лестница на верхние этажи с бронзовыми перилами. Как и многие другие помещения дворца, здесь все отделано мрамором — на строительство дворца "Гения Карпат" его ушло столь много, что в конце восьмидесятых годов даже надгробные памятники приходилось делать из других материалов — мрамор стал жутким дефицитом.

12. Проходной зал, в котором сейчас стоят стенды с национальной румынской одеждой, а слева находится нечто вроде телестудии, где часто дают интервью некоторые политики современной Румынии.

13. Дверная ручка из бронзы.

14. Один из залов для собраний.

15. Мраморные коридоры.

16. Давайте выйдем на дворцовую террасу — она расположена на высоте примерно 50 метров, и с нее открываются неплохие виды на город.

17. На террасе можно увидеть вентиляционные каналы дворца.

18. И ливнестоки, прикрытые металлическими решетками.

19. Вид в сторону города — улица называется Bulevardul Unirii, это тот самый бульвар, который был проложен вместе со строительством дворца, уничтожив часть исторического города. Плевать на истрию — "Великий кондукэтор" должен был созерцать по утрам фонтаны.

21. А вот так — очередной зал заседаний, напоминающий уже не театр, а католический собор.

22. Знаете, что поражает во дворце "Навигатора" больше всего? Какая-то ужасная анахроничность. Трудно отделаться от ощущения, что он мечтал о такой постройке еще со времен своей юности, прошедшей в сталинские годы.

23. И если в Москве 1930-х подобную роскошь и помпезность еще можно хоть как-то понять, то в Румынии конца 1980-х она выглядит смешно и нелепо.

24. Дворец похож на бабушку, которая купила платье в годы своей молдости, продержала его в гардеробе 50 лет и наконец решилась надеть его и выйти в свет — не замечая, что кружевные воланы сейчас вызывают не зависть, а усмешку, а само платье полиняло и пахнет нафталином.

25. Роскошь дворца постепенно рассыпается и крошится, трескающиеся мраморные полы стыдливо замазывают штукатуркой.

26. Пустой гардероб, выглядящий точно так же, как в каком-нибудь советском театре.

27. Туалет. "Великие кондукэторы" тоже время от времени ходили пописять.

28. В туалете есть балкон, на котором стоит какая-то древняя и всеми забытая швабра.

29. А теперь спустимся в подвалы дворца. Туда ведет узкая техническая лестница, уже без мраморной отделки, больше напоминающая лестницу в какой-нибудь ядерный бункер. Сами подвалы находятся в достаточно плохом состоянии — видно, что дворец не успели закончить. Здесь серые бетонные стены без отделки, какие-то строительные метки.

30. За одной из дверей скрываются кабельные трассы.

31. За другой — строительный верстак и следы какой-то незаконченной работы.

32. Через подвал проходят теплотрассы и гирлянды электрических кабелей.

33. По углам валяются груды битого кирпича.

34. И строительный мусор.

35. С обратно стороны дворца находятся открытые канализационные люки.

36. В которых, судя по всему, сейчас живут бомжи.

37. А в нескольких кварталах от дворца находится два недостроенных административных здания, которые начали строить вместе с дворцом, да так и не закончили.

38. Здания оказались ненужными новой Румынии — их не стали достраивать, в просто огородили высоким глухим забором "как есть" и поставили камеры наблюдения.

39. Огромные колоссы советской эпохи глядят на мир пустыми глазницами оконных и дверных проемов. Декор постепенно осыпается — дожди и снег делают свое дело.

40. Перед зданиями видны металлические сваи — вероятно, здесь планировалась постройка чего-то еще.

42. Ржавые двутавровые балки перекрытий.

43. Современные румыны неохотно вспоминают эпоху Чаушеску, предпочитая говорить о будущем, а не о прошлом.

От коммунизма здесь остались мало кому интересные руины.

– крупнейшее в мире гражданское административное здание, крупнейшее здание парламента (площадью 350 тысяч метров кв. и объёмом 2 550 тысяч м. кв.), а также самое тяжёлое сооружение в мире.

В течение долгих лет, Дворец Чаушеску был вторым в мире зданием по площади после Пентагона. Первоначально дворец носил название «Дом Народа», однако в пост-коммунистическую эпоху его название была изменено на «Дворец Парламента». Вот только местные жители до сих пор зовут его прежним именем.

Размеры дворца Чаушеску впечатляют: 270 на 240 метров. Высота - 86 метров. Подземная часть дворца имеет высоту 92 метров. Всего во дворце 12 этажей, 1100 комнат. Четыре подземных уровня уже достроены и используются, и ещё четыре уровня находятся на различных стадиях завершения.


На строительство этого монументального сооружения было затрачено около 1 000 000 кв. метров , привезенного из Рушкицы, 3500 тонн хрусталя (1409 зеркал и потолочных светильников, 480 люстр), 700 000 тонн бронзы и стали для окон, дверей, капителей и люстр. На создание роскошных полов и отделку стен было затрачено 900 000 м.кв. дерева и настенных панелей (дуб, орешник, вишня, клён, вяз). Полы замка застелены коврами различных размеров, их общая площадь – 200 000 кв. метров! Во дворец Чаушеску даже были специально завезены станки, чтобы делать гигантские ковры прямо на месте.


Здание дворца не поддаётся чёткой классификации, потому что объединило в себе элементы нескольких архитектурных стилей.

Дворец Чаушеску расположен на . Возводить дворец начали в 1984 году по приказу .

Здание строилось, как штаб-квартира основных государственных институтов. Дворец был полностью построен из материалов румынского производства, так что во время его возведения, спрос на румынский мрамор настолько возрос, что даже надгробные камни по всей стране стали изготавливать из других материалов.


Возведение дворца потребовало уничтожения пятой части исторического центра города, что вызвало шумные протесты. Разрушались храмы, старинные здания, люди негодовали!

Ко времени казни Чаушеску в 1989 году строительство почти завершилось.

Живописные проспекты окружают дворец, и их размах вполне соответствуют масштабам Дворца. К подножию дворца Чаушеску ведет Бульвар Унирии, фланкированный белыми многоэтажными громадами.

Перед их сооружением, Чаушеску отдал приказ выстроить вдоль новенького бульвара макеты всех зданий из дерева в натуральную величину. Таким образом он хотел удостовериться в том, что его замыслы воплощены с должным размахом.


Если вы решите подойти ко Дворцу с угла Национального Единства и Бульвара Свободы, до поры до времени он скрывает свои истинные масштабы.

Как только вы дойдете до центральной оси фасада, вы застынете в изумлении! Пред вашим взором предстанет необъятное здание, которое невозможно оглядеть полностью, стоя на верхней площадке перед входом! Фасады всех зданий облицованы белым румынским мрамором, который сверкает на солнце!

Теперь вы вместе с экскурсоводом через серию дверей проходите в здание дворца Чаушеску!

Внутренние помещения этой невероятно изысканы и поражают богатством своего убранства! По сей день власти скрывают истинную сумму, которая была затрачена на строительство этого удивительного дворца!


Представьте себе, в то время, когда возводился этот Дворец, товарищ Чаушеску умудрялся выплачивать внешний долг Румынии, строить в Бухаресте метро, а также канал на Дунае. была на грани разорения!

Это государство постиг страшный дефицит продовольствия, особенно белковой пищи.


Люди стояли в очередях по 8 месяцев, дабы купить куриные яйца, хоть какое-нибудь мясо (если так можно назвать свернутые в трубочку ребра на сухожилиях, выдаваемые по карточкам).

В эти же годы Чаушеску были запрещены аборты и контрацепция. Страшная статистика о том, как матери растили детей – и сколько женщин погибло при нелегальных абортах – до сих пор не сходит с уст местных жителей.


«Если вам холодно – покупайте второе пальто!» - говорил Чаушеску, а «Дом Народа» все рос и хорошел.

В замке вы можете найти выполненную в национальных традициях первоклассную резьбу по мрамору, а также , Стефана Великого и Александра Ион Куза.

В целом, здание Дворца Чашеску впечатляет, если не знать, чего его строительство стоило румынскому народу!

Контакты:
Адрес: Strada Izvor 2-4, București, Румыния
Телефон: +40 21 316 0300

Я не видел пирамид Египта и пирамид Мексики. Наверное, они тоже огромны. Но я видел нечто не менее грандиозное. Второе по величине (после Пентагона) здание в мире, самое тяжелое здание в мире, самое дорогое административное здание в мире. Это – Дворец Парламента в Бухаресте, более известный по имени своего заказчика – Дворец Чаушеску.

Размеры дворца поистине колоссальны. Простой крестьянский парень Николае недурно вжился в роль балканского властелина – чтобы построить Дом народа (именно под таким названием здание должно было войти в историю), Чаушеску приказал разрушить более четверти старого Бухареста вместе с домами, церквами, садами и фонтанами. На их месте был насыпал искусственный холм, на котором сооружена громадина высотой 86 метров на площади 270 на 240 метров.


Но и этого мало. Дворец окружают проспекты, чьи масштабы соответствуют масштабам Дворца. К его подножию ведет Бульвар Унирии (Объединения), фланкированный белыми многоэтажными громадами. Перед тем, как их построить, Чаушеску приказал воздвигнуть вдоль нового бульвара деревянные макеты всех зданий в натуральную величину , чтобы он мог убедиться в том, что его замыслы воплощены с до лжным размахом.


Если, миновав первый пост охраны, подходить ко Дворцу с угла Бульваров Свободы и Национального Единства, до поры до времени он скрывает свои истинные масштабы.


Однако, дойдя до центральной оси фасада, невозможно не застыть в полном офигении. Охватить фасад взором, стоя на верхней площадке перед входом, невозможно, и только взгляд «рыбьим глазом» может создать впечатление о том, перед чем на самом деле стоит изумленный путник.


Приятное открытие состоит в том, что архитектура дворца действительно очень недурна и представляет собой некую вариацию на тему неоклассицизма, выдержанную в хороших пропорциях и получившую эстетически качественную отделку.


Фасады с фантастической щедростью облицованы белым румынским мрамором. Хотя дыхание времени уже ощущается, дыхание роскоши слышится несравненно более отчетливо.




Переступим порог и через серию дверей пройдем внутрь здания.


Сейчас в здании помещается румынский Парламент, Конгресс-центр и Музей современного искусства. Мероприятие, на которое я ездил, проходило в Конгресс-центре. Люстра парадного холла.


Парадная лестница.


Двери в зал заседаний (один из многих и многих…).


Но нам нужен другой зал… Поищем его! Войдем в эту дверь. Собственно, это даже не дверь, а целый портал!


У меня есть сильное подозрение, что вот этот холл вдохновлен Георгиевским залом Большого Кремлевского дворца.


А вот и зал заседаний.


Детали интерьера.

Примерно в такой обстановке товарищ Чаушеску намеревался обращаться с речами к товарищам по партии. Вместо него с речью к дамам и господам теперь обращается президент Румынии Траян Бэсеску…


Внутренние помещения дворца (а) бесконечны и (б) поражают своей отделкой. Мне страшно подумать, сколько все это могло стоить.


Если учесть, что одновременно с постройкой Дворца (1984-1989 гг.) товарищ Чаушеску выплачивал внешний долг Румынии, строил в Бухаресте метро и, если не ошибаюсь, какой-то дурацкий (и ныне полузаброшенный) канал на Дунае, картина получается совсем жуткая. Страна была выжата, как лимон. Дефицит продовольствия, особенно белковой пищи, был страшным. Моя экскурсовод признавалась мне, что при Чаушеску куриных яиц (не говоря уже о нормальном мясе – по карточкам давали свернутые в трубочку ребра на сухожилиях) нельзя было достать по 8 месяцев. При этом добрый товарищ Чаушеску запретил контрацепцию и аборты. Как матери растили детей – и сколько женщин погибло при нелегальных абортах, мне страшно даже подумать. (По словам нашего замдиректора, в бывшем Институте соцсистемы было два человека, рассказывавших страшилки про социализм – один изучал Северную Корею, другой Румынию.) Народ голодал и мерз (электричество 4 часа в день, горячей воды нет, «Если вам холодно – купите второе пальто!» - так говорил Заратустра Чаушеску), а Дом народа хорошел и рос. Здесь можно найти выполненную в национальных традициях первоклассную резьбу по мрамору,

по вишне и ореху.

Даже вентиляционные решетки украшены орнаментом.


Везде – мрамор, мрамор, мрамор… По некоторым данным, его было использовано порядка миллиона кубических метров .


Вторжение элементов эстетики XXI века выглядит настолько невероятным анахронизмом, что лишь усиливает чувство нереальности пространства, в котором находишься...




У меня есть сильнейшее подозрение, что часть помещений Дворца (их там свыше 1100, не считая служебных) не используется (их же только мыть замучаешься!!!). Тем не менее и в «открытой» части Дворца заблудиться – легче легкого. «Здесь прошли люди… люди… я их найду!!!» (с)


Чтобы окончательно не заблудиться, окончим наше знакомство с Дворцом в галерее с бюстами выдающихся исторических деятелей Румынии.


Здесь есть Стефан Великий, есть Михай Храбрый, есть Александр Ион Куза. Здесь не будет Чаушеску. У меня стоят в ушах слова моего экскурсовода: «Я столько раз убивала его в своих мыслях…»

Рискну слыть невеждой в богемной тусовке, но мне нравится монументальная архитектура. Я люблю размах Древнего Рима с его величественными дворцами и проспектами, меня впечатляет Великая Китайская стена, мне нравятся московские башни-"Сталинки", мне нравится небоскреб Бурдж-Дубай в Эмиратах. Не является исключением и незаслуженно забытый туристами уникальный Парламент Румынии, более известный как "Дворец Чаушеску". Меж тем, это гигантский монстр инженерной науки по сей день является крупнейшим зданием Европы и вторым в мире, после американского Пентагона. И пусть говорят, что последний коммунистический лидер Румынии, Николае Чаушеску снес половину старого Бухареста во имя возведения своего дворца. Что было - то не изменить, хочется нам того, или нет. Посему, предлагаю прогуляться по одному из самых ярких в мире шедевров монументальной архитектуры.


Несколько технических деталей

Величина здания 240 x 270 метров, высота 86 метров, 12 этажей (плюс 6 этажей под землей), 1100 комнат. Кроме того, при строительстве использовано: 3500 тонн хрусталя для люстр, 700 тысяч тонн стали, 900 тысяч кубометров древесины, 200 тысяч квадратных метров ковровых покрытий. Впечатляет? Загибавшаяся от нищеты Румыния работала на этот дворец для своего любимого вождя, которого не моргнув глазом расстреляли в декабре 1989 года после скоротечного военного трибунала. Отличный документальный фильм рассказывает очень ярко об ужасе, творившемся в стране во время возведения дворца и о последних днях Чаушеску. За ссылку спасибо last_ant -

Скажу больше. При возведении Дворца и сопутствующего ему проспекта Онири, было снесено: 22 церкви, 6 синагог и 30 тысяч зданий 18-19 веков постройки, являвшихся жемчужиной Бухареста. Посмотрите подборку фотографий старого Бухареста , 90% того, что там есть - уже нет в наши дни. Не случайно этот город в свое время называли "Парижем Восточной Европы".

Строительство этого комплекса началось в 1983 году и изначально проектировалось как Парламент Социалистической Республики Румынии. Но вскоре Чаушеску внес ключевые поправки в первоначальный проект, в результате чего будущий парламент превратился в личную резиденцию Николае Чаушеску с супругой. К декабрю 1989-го года, когда после расстрела демонстрантов в Тимишораре началось народное восстание, здание было завершено на 90%. Вот только вселиться в него чета Чаушеску так и не успела. Они были свергнуты и казнены буквально за месяц до формальной сдачи дворца под ключ.

В настоящее время в здании функционирует сразу несколько министерств и ведомств: Парламент, Национальный Сенат, а кроме того целый ряд интересных музеев. Подробнее про это здание можно почитать в Википедии , на сайте Парламента , либо на городском сайте Bucharest Life.

Ниже предлагаю посмотреть, как Дворец Чаушеску выглядит на карте от Google.Earth -

Теоретически, посещение дворца не является свободным, все же здание является еще и румынским парламентом с сопутствующей подобному месту охраной. Туристы могут посетить здание (точнее, некоторые его внутренние части) с его северного входа, минуя охрану, где вы пройдете через металлодетектор. Все экскурсии по зданию исключительно организованные, с гидом. Вы ждете, пока наберется группа желающих (обычно ждать приходится от силы полчаса) и в течение 45 минут вас водят по внутренним палатам этого дабл-Версаля. Билеты не дешевые: вход 10 евро, фотографирование еще 10 евро. Признаться, я пожалел столь немалых сумм за фотоаппарат и просто посмотрел все своими глазами. Впечатляет. Напоминает Кремль, где Президент РФ принимает важных гостей. Сразу поправлюсь, что меня Медведев не принимал, я лишь видел по телевизору.

Кстати, попутно я обнаружил еще одну "лазейку" как проникнуть в здание без экскурсии и увидеть некоторые внутренние помещения абсолютно бесплатно. Зайдите с южного входа, это если стоять лицом к дворцу и спиной к проспекту Онири - влево и вверх. Полицейский вас спросит, куда вы идете. Скажите, что на выставку постмодернизма (полицейский все равно вас не поймет, но это неважно, просто часть здания арендуют архитекторы и проводят там периодически выставки), и он вас пропустит. Идите прямо, потом вправо, где стеклянные лифты. Это и есть "выставка". ВОХР спросит, вы куда, скажите, что на выставку. Он вас впустит, как впустил и меня. Поднимаетесь на лифте вверх, и там не будет ни одной живой души - можете выбраться на крышу и пофотографировать оттуда. Только смотрите, что бы вас не заметила полиция - будут неприятности.

Как уже говорилось выше, Дворец Чаушеску это лишь часть глобального проекта по перестройке Бухареста, затеянного Николае Чаушеску. От дворца на восток тянется впечатляющий проспект Онири, впрочем, о Бухаресте как таковом я расскажу в отдельном отчете. Пока просто оцените масштабность свершенного -

После трех дней, проведенных в румынской столице, я решил на денек сгонять в соседнюю Болгарию, в придунайский городок Русе, где намеревался посмотреть музей старых паровозов. О том, что из этого вышло - читайте