Джером Д. Сэлинджер - Над пропастью во ржи. Над пропастью во ржи, сэлинджер джером дэвид

Книгу «Над пропастью во ржи» рекомендуют для прочтения подросткам. Её даже занесли в число 100 лучших романов, написанных в 20 веке. Многие родители интересуются, о чем повествует популярная книга «Над пропастью во ржи» . Можно ли дать её своему ребенку, ведь произведение часто критиковали за грубую речь?

Изначально роман был обращен к людям среднего возраста, но потом книга стала популярна и среди молодежи. Произведение очень сильно повлияло на культуру 20 столетия. В итоге, роман перевели почти на все существующие языки.

Над пропастью во ржи: краткое содержание

Его история повествует о событиях прошлой зимы, которые и привели его к плачевному состоянию. Юноша чуть не умер, но сейчас его здоровье улучшилось. Он надеется вскоре вернуться домой. Холден рассказывает о событиях, действие которых разворачивалось в декабрьские дни 1949 года.

Все начинается с отъезда юноши из школы, последний день в которой сопровождается громкими конфликтами. По вине Холдена не состоялся фехтовальный матч. Юноша являлся капитаном, но забыл в метро все необходимое снаряжение. Но это еще не все события злополучного дня.

Парень успевает подраться со свои другом из-за неправильно сделанной домашней работы. В итоге, Холдена отчисляют из школы за неуспеваемость. К сожалению, этот случай не первый.

Парень бросил ещё несколько учебных заведений. Все они казались ему фальшивыми. Он называл их «липами». Юношу раздражают не только школы. Все люди, с которым он общается, ему не нравятся, но и одному оставаться не хочется.

В конце концов, Холден оказывается в родном Нью-Йорке. Он хотел бы вернуться к родителям, но не делает этого, так как боится рассказать о том, что его отчислили из школы. В итоге, он останавливается в отеле.

Молодой человек долго думает, чем бы ему заняться, а потом решает развлечься в ночном клубе. Ему не продают спиртное, и он отправляется в бар. В новом месте ничего хорошего также не происходит, поэтому Холден возвращается в отель, в котором происходит очередная неприятная история. Юноше приходится покинуть данное место и стать бездомным.

Парень решает уехать на Запад и все начать с белого листа там, но его останавливает младшая сестра, с которой они вместе отправляются в зоосад. Там маленькая девочка посещает аттракционы, а юноша любуется ей. Так и заканчивается книга «Над пропастью во ржи».

Эта история произошла с младшим братом писателя Холденом Колфилдом, сейчас ему семнадцать лет и он пребывает на лечении в санатории после прошлого рождества. Сам же писатель частенько навещает своего брата, но проживает в Голливуде.

На прошлое Рождество брат писателя чуть не умер, поле этой истории очень долго лежал в больнице, а сейчас после года лечения надеется, что вскоре сможет приехать в свой дом.

В день начала истории Холден Колфилд решает покинуть очередную школу Пенси, которая находится в Эгерстауне, и является закрытой школой. Несколько дней назад он, вместе с другими фехтовальщиками, отправились в Нью-Йорк на чемпионат, но из-за Холдена Колфилда он не состоялся, так как юный фехтовальщик забыл все свое снаряжение в метро. После этого он не смог сдать почти все предметы и получил неудовлетворительные оценки. Вот после всех этих проблем его и отчисляют из учебного заведения. Холден Колфилд приходит к одному из своих преподавателей, уже совсем старому Спенсору. Учитель делает попытки воззвать к совести ученика, но Холден Колфилд лишь объясняет, что матери с отцом он еще ничего не сообщал. Спенсор снова продолжил отчитывать юношу за разгильдяйство, но Холден Колфилд уже был отвлечен утками и речкой, его интересовал вопрос, куда пропадают птицы, когда наступает зима.

Спенсер знал, что на момент, когда Холдена Колфилда приняли в учебное заведение, он уже был отчислен из двух. Среди этих школ была Элктон-хилл, но по мнению героя она была пронизана фальшью и липой. А во второй все было напоказ. Все окружение Холден Колфилда уже давно привыкло, что он все время недоволен всем и всеми. Люди, а порой даже и места, вызывали в нем лишь раздражение и злобу, хотя и один он совершенно не любил оставаться.

После беседы с учителем Холден Колфилд отправляется в общежитие. Он ложится на кровать и начинает читать книгу о жизни в Африке, но вскоре, в этой комнате, он встречается со своим соседом Стрэдлейтер, который просит его помочь с написанием сочинения по английскому языку. Стрэдлейтеру необходимо в сочинении описать место, где он живет, а Стрэдлейтер торопится на встречу с Джин Галлахер. Холден Колфилд соглашается помочь, но так как этот юноша слишком сильно отвлекается и уходит в свой мир, он пишет о своем давно умершем брате и о его замечательной бейсбольной перчатке, на которой были написаны стихи этого брата. Сосед Стрэдлейтер, читает получившийся рассказ и сильно обижается на своего друга, ведь в рассказе нет ни единой строчки того, что ему необходимо было написать. Они устраивают потасовку, ведь Стрэдлейтер на днях позвал девушку, которая очень нравилась Холдену Колфилду на свидание, вскоре драка заканчивается кровью из носа героя.

Колфилд быстро упаковывает все свои вещи и уезжает из школы на первом поезде, который идет до Нью-Йорка. В поезде он встречается с матерью одного из учеников уже бывшей школы. Это матушка Эрнеста Морроуа, этот юноша самый противный и задиристый из всех, кого Холден Колфилд знал в школе, но его матери он это не сказал.

Холден Колфилд решил соврать матери Эрнеста, чтобы не получилось неловкостей. Он сказал, что ее сын прекрасный юноша, с которым любой человек из школы желает общаться.

Холден Колфилд добирается до назначенного города. В Нью-Йорке он понимает, что не готов приехать к родителям и признаться в его отчислении, поэтому он решает поселится в «Эдмонде». Чтобы добраться до отеля он вызывает такси и садится в него. В такси его все еще мучает вопрос, о местонахождении уток в зимнее время. Шофер удивляется и считает, что юноша над ним измывается, но Холден Колфилд растерян, его совершенно не интересует зоология, а лишь странность и сложность мира вокруг него.

Холдена Колфилда терзает одно и тоже, он хочет быть с людьми, но они его выводят. Распаковав свои вещи, он выходит из номера и направляется к ближайшему бару под названием «Гринич-Виллидж». Так как юноша еще слишком молод, ему отказывают в спиртных напитках, поэтому он решает надолго здесь не задерживаться, и покидает заведение. Он вновь вызывает такси и едет в кабак, в котором очень часто проводил время его старший брат-писатель, пока находился в Голливуде, желая раздобыть побольше гонорара за свои творения. Кабак назывался «Эрни». В такси его вновь начал одолевать вопрос, о местонахождении уток, но и этот шофер ничего нового, да и вообще понятного для Холдена Колфилда не сказал, хотя водитель был уверен, что рыбы точно остаются в воде.

В баре «Эрни» было очень много людей. Среди них Холден Колфилд увидел бывшую девушку своего старшего брата. Девушку звали Лилиан Симмонс. Лилиан Симмонс сидела с моряком и очень весело проводила время, чем вызывала сильное отвращение у молодого человека, хотя и до этого Холден Колфилд к ней лучше и не относился. Она замечает брата бывшего жениха и направляется к нему, но Холден Колфилд находит несколько веских причин удалиться. Ему надоедает находится в столь людном месте, и он отправляется в гостиницу пешим ходом.

Он доходит до гостиницы с очень грустным лицом. Его замечает гостиничный лифтер и предлагает ему позвать девушку на пару часов или на целую ночь, называя цены в пять или пятнадцать долларов. Холден Колфилд соглашается позвать девушку на непродолжительное время. Юноша еще не расстался со своей невинностью и наконец то решил, что ему пора, ведь скоро заводить семью, а он еще ничего не знает. В номер приходит девушка, но вместо «приятного вечера» он обсуждает с ней различные темы. Девушке Санни это не нравится и она предлагает заняться тем, зачем она пришла, но Холден Колфилд понимает, что еще не готов к подобному. Санни злится, так как лифтер ее разбудил, и требует с Холдена Колфилда десять долларов, но он объясняет, что договоренность была на пять долларов. Санни уходит.

После того как проститутка ушла, Холден Колфилд лег спать, но, не успев уснуть, Санни вернулась вместе с подмогой, лифтером. И они уже вдвоем, начали требовать с Холдена Колфилда окончательной оплаты за ее присутствие у него. Холден Колфилд отпирался как мог, он не хотел отдавать лишних денег. Между ним и лифтером завязалась драка, он прижал Холдена Колфилда к стене и силой забрал у него деньги, напоследок ударив в живот. Переночевав в отеле юноша решает из него уехать, так как ему надолго запомнится предыдущая ночь.

Холден Колфилд собирает свои вещи, складывает в чемодан, а после этого относит их на хранение в камеру. С этой минуты он начинает бездомную жизнь. Он звонит Салли Хейс и предлагает ей встретиться и посмотреть интересный спектакль. Он одевает шапку охотника красного цвета, которую купил в день потери вещей в метро и направляется на встречу. Перед встречей он решает позавтракать в ближайшем кафе, но ему не дают позавтракать в одиночестве две монашки, он дал им по десять долларов и ушел. По пути он приобрел пластинку для младшей сестренки с рассказом о маленькой девчушке. Единственный, кто смог улучшить настроение Холдена Колфилда, был мальчишка шести лет, напевающий песенку о ржи. Салли с Холденом смотрят спектакль, но впечатления он не произвел, такого какого хотелось. Для Холдена это слишком банально, популярные актеры кажутся ему слишком надменными, а посетители очень тупыми. В этом заведении даже Салли показалась ему уже не такой хорошей, как он думал. Выйдя из театра, молодые люди решили прокатиться на коньках. Девушка предложила Колфилду провести вместе сочельник и он дал свое согласие. Юноша сказал девушке, что ему омерзителен этот мир и спросил не хочет ли она с ним сбежать. Она отказалась, они сильно поругались и она ушла.

Холден приходит в бар, напивается и изливает душу в баре всем подряд, как надоел ему этот чертов мир и все его обитатели, транспорт и школы.

Холден Колфилд решил сходить в кино в одиночестве. После него он вновь направился в бар, «Викер-бар». Он размышлял над тем, каково это служить и пришел ко мнению, что он бы сошел с ума на службе в армии. В этом заведении он встретил знакомого по имени, Карл. Карл встречался с женщиной, родом которая была из Китая и возраста примерно тридцати лет. Колфилд сильно удивился выбору своего знакомого. Он сильно выпил в тот вечер и как только вышел из бара, то набрал своей бывшей спутнице Салли, пробормотав в трубку, что на сочельник он к ней заедет. Проходя мимо парка, он случайно уронил пластинку сестры, и решил, что пора ему дойти до родителей.

Дойдя до дома он не обнаружил там родителей, а девчушка, которую он разбудил, была ему очень рада. Сестренка Фиби сразу поняла, что брат вновь отчислен. Девочка была расстроена поведением брата и его отношением к жизни, поэтому спросила кем желает стать брат, когда вырастет. Брат вспомнил песню мальчика, но мало что сказал вразумительного. Холден Колфилд вместе со своей сестренкой долго танцевали вдвоем под песни радио. Как только родители пришли домой, Холден незаметно сбежал.

Юноша решил сходить к своему учителю из предыдущей школы, Антолини. Он рассказал ему, что вновь был отчислен, на что учитель сказал ему, что он скоро окажется в пропасти.

Учитель Антолини попытался объяснить Холдену Колфилду, что на данном этапе жизни, в его крови бушует юношеский максимализм, вера в геройство. Ученик с позволения учителя остался ночевать в гостях. Ночью Антолини начал гладить Холдена Колфилда по голове, от этого юноша испугался и убежал.

Переночевать ему пришлось на вокзале. Он решил, что уедет далеко на запад и с утра рассказал это сестре, Фиби собрала свои вещи и решила отправиться с братом. Он объяснил, что это была шутка и повел ее на развлечения. И вот начался сильный ливень в котором промок наш герой, а вскоре сильно заболел, так, что оказался лежащим в санатории. В ближайшую осень он вновь пойдет учиться, опять в новую школу.

Дэвид Сэлинджер Джером

«Над пропастью во ржи»

Семнадцатилетний Холден Колфилд, находящийся в санатории, вспоминает «ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством», после чего он «чуть не отдал концы», долго болел, а теперь вот проходит курс лечения и вскоре надеется вернуться домой.

Его воспоминания начинаются с того самого дня, когда он ушёл из Пэнси, закрытой средней школы в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Собственно ушёл он не по своей воле — его отчислили за академическую неуспеваемость — из девяти предметов в ту четверть он завалил пять. Положение осложняется тем, что Пэнси — не первая школа, которую оставляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» — фальшь, притворство и показуха, — не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. И взрослые, и сверстники, с которыми он встречается, вызывают в нем раздражение, но и одному ему оставаться невмоготу.

Последний день в школе изобилует конфликтами. Он возвращается в Пэнси из Нью-Йорка, куда ездил в качестве капитана фехтовальной команды на матч, который не состоялся по его вине — он забыл в вагоне метро спортивное снаряжение. Сосед по комнате Стрэдлейтер просит его написать за него сочинение — описать дом или комнату, но Колфилд, любящий делать все по-своему, повествует о бейсбольной перчатке своего покойного брата Алли, который исписал её стихами и читал их во время матчей. Стрэдлейтер, прочитав текст, обижается на отклонившегося от темы автора, заявляя, что тот подложил ему свинью, но и Колфилд, огорчённый тем, что Стрэдлейтер ходил на свидание с девушкой, которая нравилась и ему самому, не остаётся в долгу. Дело кончается потасовкой и разбитым носом Колфилда.

Оказавшись в Нью-Йорке, он понимает, что не может явиться домой и сообщить родителям о том, что его исключили. Он садится в такси и едет в отель. По дороге он задаёт свой излюбленный вопрос, который не даёт ему покоя: «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?» Таксист, разумеется, удивлён вопросом и интересуется, не смеётся ли над ним пассажир. Но тот и не думает издеваться, впрочем, вопрос насчёт уток, скорее, проявление растерянности Холдена Колфилда перед сложностью окружающего мира, нежели интерес к зоологии.

Этот мир и гнетёт его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них — невыносимо. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Он отправляется в ночной бар в Гринич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талантливый писатель, соблазнившийся большими гонорарами сценариста в Голливуде. По дороге он задаёт вопрос про уток очередному таксисту, снова не получая вразумительного ответа. В баре он встречает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызывает в нем такую неприязнь, что он поскорее покидает бар и отправляется пешком в отель.

Лифтёр отеля интересуется, не желает ли он девочку — пять долларов на время, пятнадцать на ночь. Холден договаривается «на время», но когда девица появляется в его номере, не находит в себе сил расстаться со своей невинностью. Ему хочется поболтать с ней, но она пришла работать, а коль скоро клиент не готов соответствовать, требует с него десять долларов. Тот напоминает, что договор был насчёт пятёрки. Та удаляется и вскоре возвращается с лифтёром. Очередная стычка заканчивается очередным поражением героя.

Наутро он договаривается о встрече с Салли Хейс, покидает негостеприимный отель, сдаёт чемоданы в камеру хранения и начинает жизнь бездомного. В красной охотничьей шапке задом наперёд, купленной в Нью-Йорке в тот злосчастный день, когда он забыл в метро фехтовальное снаряжение, Холден Колфилд слоняется по холодным улицам большого города. Посещение театра с Салли не приносит ему радости. Пьеса кажется дурацкой, публика, восхищающаяся знаменитыми актёрами Лантами, кошмарной. Спутница тоже раздражает его все больше и больше.

Вскоре, как и следовало ожидать, случается ссора. После спектакля Холден и Салли отправляются покататься на коньках, и потом, в баре, герой даёт волю переполнявшим его истерзанную душу чувствам. Объясняясь в нелюбви ко всему, что его окружает: «Я ненавижу… Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орёт на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса…»

Его порядком раздражает, что Салли не разделяет его негативного отношения к тому, что ему столь немило, а главное, к школе. Когда же он предлагает ей взять машину и уехать недельки на две покататься по новым местам, а она отвечает отказом, рассудительно напоминая, что «мы, в сущности, ещё дети», происходит непоправимое: Холден произносит оскорбительные слова, и Салли удаляется в слезах.

Новая встреча — новые разочарования. Карл Льюс, студент из Принстона, слишком сосредоточен на своей особе, чтобы проявить сочувствие к Холдену, и тот, оставшись один, напивается, звонит Салли, просит у неё прощения, а потом бредёт по холодному Нью-Йорку и в Центральном парке, возле того самого пруда с утками, роняет пластинку, купленную в подарок младшей сестрёнке Фиби.

Вернувшись-таки домой — и к своему облегчению, обнаружив, что родители ушли в гости, — он вручает Фиби лишь осколки. Но она не сердится. Она вообще, несмотря на свои малые годы, отлично понимает состояние брата и догадывается, почему он вернулся домой раньше срока. Именно в разговоре с Фиби Холден выражает свою мечту: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

Впрочем, Холден не готов к встрече с родителями, и, одолжив у сестрёнки деньги, отложенные ею на рождественские подарки, он отправляется к своему прежнему преподавателю мистеру Антолини. Несмотря на поздний час, тот принимает его, устраивает на ночь. Как истинный наставник, он пытается дать ему ряд полезных советов, как строить отношения с окружающим миром, но Холден слишком устал, чтобы воспринимать разумные изречения. Затем вдруг он просыпается среди ночи и обнаруживает у своей кровати учителя, который гладит ему лоб. Заподозрив мистера Антолини в дурных намерениях, Холден покидает его дом и ночует на Центральном вокзале.

Впрочем, он довольно скоро понимает, что неверно истолковал поведение педагога, свалял дурака, и это ещё больше усиливает его тоску.

Размышляя, как жить дальше, Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там в соответствии с давней американской традицией постараться начать все сначала. Он посылает Фиби записку, где сообщает о своём намерении уехать, и просит её прийти в условленное место, так как хочет вернуть одолженные у неё деньги. Но сестрёнка появляется с чемоданом и заявляет, что едет на Запад с братом. Вольно или невольно маленькая Фиби разыгрывает перед Холденом его самого — она заявляет, что и в школу больше не пойдёт, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену, напротив, приходится поневоле стать на точку зрения здравого смысла, забыв на время о своём всеотрицании. Он проявляет благоразумие и ответственность и убеждает сестрёнку отказаться от своего намерения, уверяя её, что сам никуда не поедет. Он ведёт Фиби в зоосад, и там она катается на карусели, а он любуется ею.

Семнадцатилетний юноша, Холден Колфилд, проходящий курс лечения в одном санатории, вспоминает историю, которая произошла с ним на прошлое Рождество.

Он начинает вспоминать с того дня, когда бросил школу в городе Эгерстаун, в Пенсильвании. Его отчислили из школы за неуспеваемость. Это не первый раз, когда парень уходит из школы. До этого, он сам бросил школу Эктон, так как ему казалось, что везде одна ложь и показуха. В последний день перед уходом из школы, юноша пишет сочинение соседу по комнате, но тему выбирает сам. Стрэдлейтеру не понравилось сочинение, и у них завязывает драка, в итоге которой у Колфилда оказался разбитый нос.

Затем он едет в Нью-Йорк, но не может прийти к родителям и сказать, что его исключили. Холден снимает номер в гостинице. По дороге он задаёт странный вопрос таксисту, но тот не понимает и думает, что парень смеётся над ним. На самом деле, Холден в растерянности от сложности этого мира. Он угнетает его и притягивает. Затем он пошёл в бар, где любил проводить время его старший брат. Там он встретил бывшую девушку брата, которая вызывала в нём отвращение. После этого он решил уйти в гостиницу.

Утром он договорился о встрече с Салли Хейс. Он покинул гостиницу, сдал чемоданы в камеру хранения и начал жить, как бездомный. С Салли они идут в театр, но героя и здесь всё раздражает. После театра они отправились в бар, где Холден дал волю своим чувствам. Он хотел выразить, как ему всё надоело, но девушка не поняла мыслей Холдена, и он наговорил ей глупостей. Заливаясь слезами, девушка уходит.

Затем парень встречает Карла Льюиса, студента из Принстона, но тот не разделяет его чувств. Холденот разочарования напился, и позвонил Салли, чтобы попросить прощения. После этого он гуляет по парку, возле озера с утками, и разбивает пластинку, купленную для подарка младшей сестре.

Возвратившись домой, Холден вручает разбитую пластинку Фиби, но она не рассержена, так как понимает состояние парня. Он и теперь не готов встретиться с родителями. Заняв у сестры денег, Холден идёт к своему учителю, Антолини. Тот приютил парня на ночь. Дома он пытается наставить парня на путь истинный, но Холден не может воспринимать сказанное и ложится спать. Среди ночи он проснулся от того, что учитель гладит ему лоб. Заподозрив неладное, он уходит из его дома, и проводит остаток ночи на вокзале.

Думая о дальнейшей жизни, парень решает ехать на Запад. Он просит свою сестру прийти, чтобы отдать ей долг. Но она приходит с чемоданом, и говорит, что поедет вместе с ним. На время Холден забывает о своем намерении, и уговаривает сестру остаться. Он остаётся вместе с ней, и ведёт её на аттракционы, где любуется, как девочка катается на карусели.

Сочинения

Переход подростка в мир взрослых Лирическая исповедь главного героя в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Проблематика романа Селинджера «Над пропастью во ржи» Тема проклятия и творчества Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

«Над пропастью во ржи» (англ. «The Catcher in the Rye» , 1951) - книга американского писателя Джерома Сэлинджера . В ней рассказывается о подростке 17 лет, по имени Холден . Описывается его обострённое восприятие действительности, неприятие общих канонов и в какой-то мере их презрение. Произведение имело огромную популярность и оказало существенное влияние на мировую культуру XX века . Это песня обреченного, предвестник социальной трагедии, воспетой позднее писателями-«битниками», а также, вероятно, историей хиппи .

Переводы на русский язык

Долгие годы существовал один единственный перевод с английского, ставший классическим, выполнен он был известной переводчицей Ритой Райт-Ковалёвой . В 2008 году вышел новый перевод книги, выполненный Максимом Немцовым , при этом книга получила другое название - «Ловец на хлебном поле ».

Краткое содержание

Семнадцатилетний Холден Колфилд, находящийся в санатории, вспоминает «ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством», после чего он «чуть не отдал концы», долго болел, а теперь вот проходит курс лечения и вскоре надеется вернуться домой.

Его воспоминания начинаются с того самого дня, когда он ушёл из Пэнси, закрытой средней школы в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Собственно ушёл он не по своей воле - его отчислили за академическую неуспеваемость - из пяти предметов в ту четверть он завалил четыре. Положение осложняется тем, что Пэнси - не первая школа, которую оставляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» - фальшь, притворство и показуха, - не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. И взрослые, и сверстники, с которыми он встречается, вызывают в нём раздражение, но и одному ему оставаться невмоготу.

Последний день в школе изобилует конфликтами. Он возвращается в Пэнси из Нью-Йорка, куда ездил в качестве капитана фехтовальной команды на матч, который не состоялся по его вине - он забыл в вагоне метро спортивное снаряжение. Сосед по комнате Стрэдлейтер просит его написать за него сочинение - описать дом или комнату, но Колфилд, любящий делать всё по-своему, повествует о бейсбольной перчатке своего покойного брата Алли, который исписал её стихами и читал их во время матчей. Стрэдлейтер, прочитав текст, обижается на отклонившегося от темы автора, заявляя, что тот подложил ему свинью, но и Колфилд, огорчённый тем, что Стрэдлейтер ходил на свидание с девушкой, которая нравилась и ему самому, не остается в долгу. Дело кончается потасовкой и разбитым носом Колфилда.

Оказавшись в Нью-Йорке, он понимает, что не может явиться домой и сообщить родителям о том, что его исключили. Он садится в такси и едет в отель. По дороге он задает свой излюбленный вопрос, который не дает ему покоя: «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?». Таксист, разумеется, удивлен вопросом и интересуется, не смеется ли над ним пассажир. Но тот и не думает издеваться, впрочем, вопрос насчет уток, скорее, проявление растерянности Холдена Колфилда перед сложностью окружающего мира, нежели интерес к зоологии.

Этот мир и гнетет его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них - невыносимо. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Он отправляется в ночной бар в Гринич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талантливый писатель, соблазнившийся большими гонорарами сценариста в Голливуде. По дороге он задает вопрос про уток очередному таксисту, снова не получая вразумительного ответа. В баре он встречает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызывает в нем такую неприязнь, что он поскорее покидает бар и отправляется пешком в отель.

Лифтер отеля интересуется, не желает ли он девочку - пять долларов на время, пятнадцать на ночь. Холден договаривается «на время», но когда девица появляется в его номере, не находит в себе сил расстаться со своей невинностью. Ему хочется поболтать с ней, но она пришла работать, а коль скоро клиент не готов соответствовать, требует с него десять долларов. Тот напоминает, что договор был насчет пятерки. Та удаляется и вскоре возвращается с лифтером. Очередная стычка заканчивается очередным поражением героя.

Наутро он договаривается о встрече с Салли Хейс, покидает негостеприимный отель, сдает чемоданы в камеру хранения и начинает жизнь бездомного. В красной охотничьей шапке задом наперед, купленной в Нью-Йорке в тот злосчастный день, когда он забыл в метро фехтовальное снаряжение, Холден Колфилд слоняется по холодным улицам большого города. Посещение театра с Салли не приносит ему радости. Пьеса кажется дурацкой, публика, восхищающаяся знаменитыми актерами Лантами, кошмарной. Спутница тоже раздражает его все больше и больше.

Вскоре, как и следовало ожидать, случается ссора. После спектакля Холден и Салли отправляются покататься на коньках, и потом, в баре, герой дает волю переполнявшим его истерзанную душу чувствам. Объясняясь в нелюбви ко всему, что его окружает: «Я ненавижу… Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса…».

Его порядком раздражает, что Салли не разделяет его негативного отношения к тому, что ему столь немило, а главное, к школе. Когда же он предлагает ей взять машину и уехать недельки на две покататься по новым местам, а она отвечает отказом, рассудительно напоминая, что «мы, в сущности, ещё дети», происходит непоправимое: Холден произносит оскорбительные слова, и Салли удаляется в слезах.

Новая встреча - новые разочарования. Карл Льюс, студент из Колумбийского университета, слишком сосредоточен на своей особе, чтобы проявить сочувствие к Холдену, и тот, оставшись один, напивается, звонит Салли, просит у нее прощения, а потом бредет по холодному Нью-Йорку и в Центральном парке, возле того самого пруда с утками, роняет пластинку, купленную в подарок младшей сестренке Фиби.

Вернувшись-таки домой - и к своему облегчению, обнаружив, что родители ушли в гости, - он вручает Фиби лишь осколки. Но она не сердится. Она вообще, несмотря на свои малые годы, отлично понимает состояние брата и догадывается, почему он вернулся домой раньше срока. Именно в разговоре с Фиби Холден выражает свою мечту: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

Впрочем, Холден не готов к встрече с родителями, и, одолжив у сестренки деньги, отложенные ею на рождественские подарки, он отправляется к своему прежнему преподавателю мистеру Антолини. Несмотря на поздний час, тот принимает его, устраивает на ночь. Как истинный наставник, он пытается дать ему ряд полезных советов, как строить отношения с окружающим миром, но Холден слишком устал, чтобы воспринимать разумные изречения. Затем вдруг он просыпается среди ночи и обнаруживает у своей кровати учителя, который гладит ему лоб. Заподозрив мистера Антолини в дурных намерениях, Холден покидает его дом и ночует на Центральном вокзале.

Впрочем, он довольно скоро понимает, что неверно истолковал поведение педагога, свалял дурака, и это еще больше усиливает его тоску.

Размышляя, как жить дальше, Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там в соответствии с давней американской традицией постараться начать все сначала. Он посылает Фиби записку, где сообщает о своем намерении уехать, и просит её прийти в условленное место, так как хочет вернуть одолженные у нее деньги. Но сестренка появляется с чемоданом и заявляет, что едет на Запад с братом. Вольно или невольно маленькая Фиби разыгрывает перед Холденом его самого - она заявляет, что и в школу больше не пойдет, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену, напротив, приходится поневоле стать на точку зрения здравого смысла, забыв на время о своем всеотрицании. Он проявляет благоразумие и ответственность и убеждает сестренку отказаться от своего намерения, уверяя её, что сам никуда не поедет. Он ведет Фиби в зоосад, и там она катается на карусели, а он любуется ею.

Примечания

Ссылки

  • «Над пропастью во ржи» в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Над пропастью во ржи (роман)" в других словарях:

    The Catcher in the Rye Обложка первого американского издания, 1951 г … Википедия

    Во ржи англ. The Catcher in the Rye Жанр: Роман Автор: Джером Сэлинджер Язык оригинала: английский Год написания: 1951 Публикация: 16 июля … Википедия

    Джейн Эйр героиня одноимённого воспитательного романа 1847 года Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения … Википедия

    Роман Рольбин Имя при рождении: Роман Маркович Рольбин Дата рождения: 13 февраля 1976(1976 02 13) (36 лет) Место рождения: Ленинград … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сэлинджер. Джером Дэвид Сэлинджер Jerome David Salinger … Википедия

««Я ему говорю – нравится же мне Ринг Ларднер и «Великий Гэтсби». Особенно «Великикй Гэтсби». Да, Гэтсби. Вот это человек. Сила!»»

Описание книги «Над пропастью во ржи»

У него ни малейшего почтения к богатым, сильным, знаменитым, ко всем классным игрокам жестокой игры, которую они называют жизнью и в которую, как им кажется, играют по всем правилам.Тринадцатилетний Холден среди них - явный "мазила". Поневоле или по призванию Мазила, которому все осточертело, и вся игра кажется "сплошной липой".Крик души главного героя не может никого оставить равнодушным, а его сарказм, как острое жало, не щадит никого и ничего. Ведь даже взрослому порой так хочется оказаться подальше от ненужных глупых разговоров, притворится глухонемым несчастным дурачком, и пусть все "оставят в покое".Об этом этот роман полный печали, тревоги и нежности. Книга большого мужества, большой любви.Перевод с английского Т. Райт-Ковалевой.

Описание добавлено пользователем:

Марина Сергеева

«Над пропастью во ржи» - сюжет

Роман написан от лица семнадцатилетнего Холдена Колфилда, находящегося на лечении в клинике (из-за туберкулеза): он рассказывает об истории, случившейся с ним прошлой зимой и предшествовавшей его болезни. События, о которых он повествует, разворачиваются в предрождественские дни декабря 1949 года. Воспоминания юноши начинаются со дня его отбытия из закрытой школы Пэнси, откуда он был отчислен за неуспеваемость.

Утром Холден связывается со своей подружкой Салли Хейс и приглашает её в театр, на пьесу с Альфредом Лантом и Линн Фонтэнн. После этого он покидает отель, сдаёт багаж в камеру хранения и отправляется завтракать. В ресторане он встречается с двумя монахинями, одна из которых - преподаватель литературы, и обсуждает с ними прочитанные книги, в частности, «Ромео и Джульетту». Позавтракав, он идёт в музыкальный магазин, надеясь купить для младшей сестры пластинку с понравившейся ему песней под названием «Крошка Шерли Бинз», и по дороге слышит, как какой-то маленький мальчик поёт: «Если ты ловил кого-то вечером во ржи…» Песенка мальчика немного поднимает ему настроение, он думает о том, не созвониться ли с Джейн Галлахер, о которой он хранит самые тёплые и трепетные воспоминания, но откладывает эту идею на потом. Спектакль, на который он идёт с Салли, его, однако, разочаровывает; он отмечает актёрское мастерство Лантов, но считает, что они играют напоказ, к тому же его раздражает «пижонская» публика. Вслед за спектаклем он идёт с Салли на каток, и после этого его «прорывает»: он импульсивно признаётся Салли в своём отвращении к школе и ко всему, что его окружает. В итоге он оскорбляет Салли, и та, расплакавшись, уходит, несмотря на его запоздалые попытки извиниться. После этого Холден пытается позвонить Джейн, но никто не берёт трубку, и он от нечего делать отправляется в кино, хотя фильм оказывается, на его взгляд, очень фальшивым. Ближе к вечеру он пересекается со своим знакомым Карлом Льюсом, высокомерным студентом, который считает Холдена слишком инфантильным и в ответ на его излияния советует ему только записаться на приём к психоаналитику. Холден остаётся один, напивается и направляется в Центральный парк проверить, что же в действительности происходит с утками зимой, но по дороге разбивает купленную для сестры пластинку. В итоге он всё же решает заехать домой. По счастливому стечению обстоятельств, дома никого не оказывается, кроме самой сестрёнки, Фиби; она, однако, вскоре догадывается, что её старшего брата исключили из школы, и очень из-за этого расстраивается. Холден делится с ней своей мечтой, навеянной подслушанной перед спектаклем песенкой (Фиби замечает, что это искажённое стихотворение Роберта Бёрнса):

Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.

Тут возвращаются домой родители; Холден прячется и, выждав подходящий момент, покидает квартиру, так как не готов к встрече с ними. Он отправляется ночевать к своему преподавателю литературы, м-ру Антолини, который живёт с женой «в очень шикарной квартире на Саттон-плейс». М-р Антолини приветливо встречает юношу и обсуждает с ним его проблемы, хотя тот слишком устал, чтобы вдумываться в советы преподавателя. Ночью Холден просыпается от того, что м-р Антолини гладит его по голове и, испугавшись - он решает, что учитель пытается к нему «пристать», - в спешке собирает вещи. В голову ему приходит идея отправиться на Запад и притвориться глухонемым. Он пишет сестре записку с просьбой пересечься с ним перед его отъездом, чтобы он смог отдать ей занятые у неё деньги. Фиби, однако, узнав о планах брата, требует взять её с собой; он упорно не соглашается, но в итоге, увидев, как расстроена девочка, решает отказаться от своей затеи. Чтобы окончательно примириться с сестрёнкой, он ведёт её в Зоопарк Центрального парка. Брат с сестрой обнаруживают, что, несмотря на сезон, в парке работает карусель; видя, что девочка явно хочет прокатиться, Холден уговаривает её сесть на карусель, хотя она считает себя слишком большой для этого и немного стесняется. Роман оканчивается описанием карусели, кружащейся под внезапно хлынувшим ливнем: Холден любуется маленькой сестрёнкой и наконец-то чувствует себя счастливым. В коротком эпилоге Холден подводит итог всей этой истории и немногословно описывает последовавшие за ней события.

История

Первыми предшественниками «Над пропастью во ржи» стали ранние рассказы Сэлинджера, во многих из которых намечаются темы, впоследствии поднятые писателем в романе. Во время обучения в Колумбийском университете им был написан рассказ «Молодые ребята», одна из героинь которого описывалась исследователями как «едва очерченный прототип Салли Хейс». В ноябре 1941 года был написан рассказ под названием «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню», который впоследствии превратился в семнадцатую главу романа: в нём описывается ссора Холдена с Салли после катка и его встреча с Карлом Льюсом. «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню» стал первым произведением Сэлинджера, в котором появился персонаж по имени Холден Колфилд. Другой рассказ, под названием «Я сумасшедший», содержит в себе наброски двух эпизодов из «Над пропастью во ржи» (прощание Холдена с учителем истории и его разговор с матерью одного из одноклассников по дороге из школы в Нью-Йорк); его главный герой тоже носит имя Холдена Колфилда. В рассказе «День перед прощанием» (1944 год), к главному герою Джону Глэдуоллеру приезжает его друг, Винсент Колфилд, который рассказывает о своем младшем брате Холдене, «которого сто раз выгоняли из школы». Из повествования следует, что Холден служил в армии и пропал без вести, когда ему не было и 20 лет. В 1949 году The New Yorker принял к печати девяностостраничную рукопись под авторством Сэлинджера, главным героем которой был опять же Холден Колфилд, но впоследствии сам писатель отозвал текст обратно. Окончательный вариант романа был выпущен издательством Little, Brown and Company в 1951 году.

Рецензии

Рецензии на книгу «Над пропастью во ржи»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Юлия Олегина

Не до конца...

Пусть меня простят все почитатели этой несравненно великой книги, но я не нашла в ней того, чего искала. Дело в том, что я сама сейчас в том возрасте, который недалек от Холдена. И что? Мне разве близки его проблемы? Нет, я не болела этим. Неужели сейчас есть такие подростки, которые всю ночь просиживают в ночных барах, думают, про то, с кем и когда лечь в постель или за сколько можно вызвать "девушку на ночь". Может, слишком дерзкое заявление, но не об этом они думают в этом возрасте. Они думают о более серьезных вещах: о первой любви, о семье, о карьере. Я не знаю, конечно, образ жизни американцев, но за себя и за русских подростков скажу:"Книга не о нас!" Книгу стоит прочитать в качестве объяснеия психологии и поступков детей или для сравнения наций. Не более. Ещё раз извиняюсь, за свои столь неодобрительные суждения. Возможно, это я чего-то не поняла...

Полезная рецензия?

/

6 / 7

Вера Счастливая

Прыжок на месте

Ловить детей над пропастью, отказаться от гнилой родительской системы ценностей, искать новый смысл, строить великое и вечное - да, Сэлинджер пишет об этом красиво. Но только как мне реагировать на эти высокие речи, зная, что сам автор не стал главным героем, а спрятал голову в песок, закрывшись от внешнего мира в спальне? Как прабабушка Брэдбери, Сэлинджер лег и умер совсем молодым. И неважно, что кома его растянулась на шестьдесят лет - для детей, которые играют во ржи, Сэлинджер просто умер. Вместо того, чтобы организовать битников, он позволил им сбиться в стадо, найти тропинки к наркотикам и сексу и попрыгать в кому вслед за своим кумиром. Жестокость этой книги для меня очевидна, потому что она о той беспросветной действительности, что довлеет вокруг. Да, мир убог, сер и неприятен, но это еще больше стало заметно после того, как вспышка этой книги осветила мир, но погасла, не дав нам как следует разглядеть окружающее, чтобы найти все-таки выход из тупика, развернуться и побрести по ржаному полю в обратном направлении.

Полезная рецензия?

/

0 / 0

Future sailors

Вечно люди тебе всё портят

Трогательная история о противоречивых чувствах, обуреваемых главного героя, несравненного Холдена Колфилда. Гимн подростковому бунту. Парень, такой добрый и такой запутавшийся, ищущий свою дорогу и своё место в мире, немного мизантроп, неизменно вызывает симпатию. Честно говоря, мне ближе о симпатичнее "Маленький нью-йоркский ублюдок" Майкла Дилана Раскина, т.к. эту книгу я прочитала первой, но "Пропасть...", несомненно, тоже входит в ТОП-10 моих любимых книг. Это та же вселенная отчаявшихся аутсайдеров и неприятия мира. Романтика, мечты, грёзы и погружение в свой внутренний мир - порой бывает сложно порвать с детством и прошлыми идеалами и вступить в борьбу за выживание в жестоком мире взрослых, поняв, что всё, чему учили хорошему, надо забыть и воспитывать другие чувства - цинизм и жёсткость, наращивать зубы и когти. Но такие люди как Холден навсегда останутся непримиримыми борцами за свою внутреннюю свободу, пусть даже эта борьба заведомо обречена на поражение.

Полезная рецензия?

/

1 / 0

Дарья

Книгу мне удалось прочитать только со второго раза. Больше года назад я начинала читать, но тогда мне совершенно не понравился язык, которым была написана книга, какой-то резкий и грубоватый. Тогда я совершенно не понимала, почему знакомые так расхваливают эту книгу. Так я её и забросила, но почему-то эта книга не давала мне покоя, и я решила её всё-таки прочитать.

И знаете, я даже пожалела, что не прочитала её раньше. В книге толком и событий то никаких не происходит, а читать все равно интересно. Не важно, сколько вам лет, такие моменты бывают у каждого, когда хочется просто сбежать от реальности, забиться куда-нибудь подальше и переждать бурю. Что собственно и делает Холден. Он бежит, каждый раз в новое место, но каждый раз оно оказывается таким же, как и предыдущее: лживым, грязным и просто ненавистным для главного героя. Этой ненавистью прочитана вся книга от начала и до самого конца. Холден ненавидит решительно всё да и себя самого тоже. Он пытается найти хоть кого то, кто смог бы его понять, но люди либо слишком заняты собой, либо просто смотрят на него, как на сумасшедшего. Это ужасно тяжело - искать тех, кому ты нужен, кого ты можешь поймать во ржи, и кто сможет поймать тебя.

Идеи о побегах и всякие нелепые планы насчёт будущего - это, на мой взгляд, несусветная чушь, которая может придти в голову только подростку, но в этом мы все: в бредовых планах, с кучей амбиций, в постоянном поиске себя и тех, кто разделяет твои взгляды. Очень важно найти то, что тебе действительно по душе и посвятить этому жизнь.

Полезная рецензия?

/

1 / 0

Заира Теунова

Наверное, я прочитала слишком много положительных отзывов об этом романе, прежде чем взялась за него, и поэтому ожидала настоящего откровения, которого лично я не увидела. Но все равно книга мне понравилась: читалась очень легко и достаточно интересно.

Главный герой в романе – Холден Колфилд, молодой юноша 16 лет, которого отчислили из очередной школы. Он никак не может найти себе места в окружающем его мире, не может принять его таким, какой он есть, когда все нормы поведения поднимают внутри него бурю, и в каждом жесте, в каждом слове он чувствует фальшь, «липу». Такое острое восприятие действительности мешает ему стать частью общества. И он ищет, так как умеет, свой собственный путь в жизни, не желая подчиниться устоям.

Наверное, Холдену больше всего хотелось быть понятым. Поэтому книга будет очень полезной современным "Холденам" - старшеклассникам, которые подобно нашему бунтарю находится на распутье и не знают, какой дорогой пойти.

В целом: я рада, что прочитала эту книгу. Но жааль,что этого не случилось раньше(