Имя писателя фет. Поэт Фет Афанасий Афанасьевич – биография: годы жизни и интересные факты о творчестве



А. А. Фет занимает совершенно особое положение в русской поэзии второй половины XIX века. Общественная ситуация в России тех лет подразумевала активное участие литературы в гражданских процессах, то есть парадность стихов и прозы, а также их ярко выраженную гражданскую направленность. Некрасов дал начало этому движению, заявив, что каждый писатель обязан «отчитываться» перед обществом, быть прежде всего гражданином, а потом уже человеком искусства. Фет этого принципа не придерживался, оставаясь вне политики, и заполнил, таким образом, свою нишу в поэзии той эпохи, поделив её с Тютчевым.

Но если мы вспомним лирику Тютчева, то она рассматривает человеческое бытие в его трагичности, Фет же считался поэтом безмятежных сельских радостей, тяготеющий к созерцательности. Пейзаж у поэта отличается спокойствием, миром. Но, возможно, это внешняя сторона? Действительно, если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом, философской глубиной, которые всегда и отличали «больших» поэтов от авторов-однодневок.Одним из главных фетовских тем является трагедия неразделённой любви. Стихотворения такой тематики раскрывают факты биографии Фета, точнее, то, что он пережил смерть любимой женщины. Стихотворения, относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование «монологи к умершей».

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

С этим трагическим мотивом переплетаются и другие стихотворения поэта, названия которых красноречиво говорят о тематике: «Смерть»», «Жизнь пронеслась без явного следа», «Проста во мгле воспоминаний. ..»Как видно, идиллия не просто «разбавлена» грустью поэта, она отсутствует вообще. Иллюзия благополучия создается стремлением поэта преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, добытой из боли, в гармонии окружающего мира. Поэт ликует вместе со всей природой после бури:

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,

Поведает заря, что минул день ненастья,

Былинки не найдёшь и не найдёшь куста,

Чтобы не плакал он и не сиял от счастья...

Взгляд Фета на природу схож со взглядом Тютчева: главное в ней - движение, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей и их стихи. Фет писал Льву Николаевичу Толстому: «в художественном

произведении напряжённость - великое дело». Неудивительно, что лирический сюжет Фета разворачивается во время наибольшего напряжения духовных сил человека. Стихотворение «На заре ты её не буди» демонстрирует именно такой момент» отражающий состояние героини:

И чем ярче сияла луна,

И чем звонче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

В созвучии с этим стихом - облик другой героини: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая». Но самым ярким шедевром Фета, отобразившим внутреннее духовное событие в жизни человека-стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» В этом стихе - лирический сюжет, то есть на событийном уровне ничего не происходит, зато дана подробная развёртка чувств и переживаний героя, смена состояний влюблённой души, окрашивающее ночное свидание - а именно оно описано в стихотворении - в причудливые цвета. На фоне ночных теней блещет серебро тихого ручья, и чудесная ночная картина дополняется и изменением облика возлюбленной. Последняя строфа метафорически сложна, так как именно на неё приходится эмоциональная кульминация стихотворения:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!

За этими неожиданными образами скрываются черты любимой, её уста, блеск её улыбки. Этим и другими свежий стихотворениями Фет пытается доказать, что поэзия является дерзостью, которая претендует на изменение привычного хода существования. В этом отношении показателен стих «Одним толчком согнать ладью живую...». Его тема-природа вдохновения поэта. Творчество рассматривается как высокий взлёт, рывок, попытка достичь недостижимое. Фет прямо называет свои поэтические ориентиры:

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох , дать сладость тайным мукам...

Другая сверхзадача поэзии - закрепление мира в вечности, отражение случайного, неуловимого («Чужое вмиг почувствовать своим»). Но чтобы образы достигали сознания читателя, нужна особая, не похожая ни на что музыкальность. Фет применяет множество приёмов звукописи (аллитерация, ассонанс), и Чайковский даже сказал: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область».

Так что же нам явила лирика Фета? Он шел из тьмы смерти любимого человека к свету радости бытия, освещая себе путь огнем и светом в своих стихотворениях. За это его называют самым солнечным поэтом русской

литературы (каждому известны строчки: «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»). Фет не боится жизни после потрясений, он верит и хранит в себе веру в победу искусств над временем, в бессмертии прекрасного мгновения.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза – старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, - был самым красивым из русских поэтов.

Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы.

Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.

В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер – умер от потрясения.

Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.

Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.

Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?

Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.

Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья и т.д.

Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

“За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до Фета ещё никто не писал.

Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.

Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.

Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.

Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.

Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.

Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.

Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки Фету.

В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.

В целом “ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даёт человеку счастье:

Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

Над землёй клубится аромат.

О, теперь я счастлив, я взволнован,

О, теперь я высказаться рад! …

Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание, трепет:

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор…

У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило, объединяются.

Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.

Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.

Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.

В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.

Список литературы

Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г.

Фет А. А. “Избранное”, Москва, 1985г.

Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г.

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Биография

Видео о Фете



Детство

Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм Фет, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта Елизавета Беккер. Будучи на седьмом месяце беременности, она оставила мужа и тайно уехала в Россию с 45-летним Афанасием Шеншиным. Когда родился мальчик, его крестили по православному обряду и назвали Афанасием. Он был записан сыном Шеншина. В 1822 году Шарлотта Елизавета Фет приняла православие и обвенчалась с Афанасием Шеншиным.

Образование

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 году его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Военная служба

В 1845 году Фет уехал из Москвы и поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России. Афанасий считал, что военная служба поможет ему вернуть утраченное дворянское звание. Через год после начала службы Фет получил звание офицера. В 1853 его перевели в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Он часто бывал в столице, встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, сблизился с редакцией популярного журнала «Современник». В целом, воинская карьера поэта складывалась не очень удачно. В 1858 году Фет вышел в отставку, дослужившись до чина штаб-ротмистра.

Любовь

В годы службы поэт пережил трагическую любовь, которая оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Возлюбленная поэта, Мария Лазич, была из хорошей, но бедной семьи, что послужило препятствием для их брака. Они расстались, а через какое-то время девушка трагически погибла при пожаре. Память о своей несчастной любви поэт хранил до самой смерти.

Семейная жизнь

В возрасте 37 лет Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, дочери богатого чаеторговца. Его жена не отличалась молодостью и красотой. Это был брак по расчету. Перед свадьбой поэт открыл невесте правду о своем происхождении, а также о некоем «родовом проклятии», которое могло стать серьезным препятствием для их брака. Но Марию Боткину не испугали эти признания, и в 1857 году они поженились. Через год Фет вышел в отставку. Он поселился в Москве и посвятил себя литературному труду. Его семейная жизнь была довольно благополучной. Фет приумножил состояние, которое принесла ему Мария Боткина. Правда, детей у них не было. В 1867 году Афанасия Фета избрали мировым судьей. Он жил в своем имении и вел образ жизни настоящего помещика. Лишь после возвращения фамилии отчима и всех привилегий, которыми мог пользоваться потомственный дворянин, поэт начал работать с новой силой.

Творчество

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели Марии Лазич творчество Фета приобрело новое направление. Он посвятил своей возлюбленной поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 году вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Афанасий Фет был представителем «чистого искусства», он не затрагивал в своих произведениях животрепещущих социальных вопросов и до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 году Фет выпустил третий сборник стихов. Он воспевал красоту, считая это единственной целью своего творчества.

Тяжелые удары судьбы не прошли для поэта бесследно. Он ожесточился, разорвал отношения с друзьями, почти перестал писать. В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание своих стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством. К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 годы Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.

Смерть

Умер Афанасий Фет от сердечного приступа. Исследователи жизни и творчества поэта убеждены, что перед смертью он пытался покончить жизнь самоубийством.

Основные достижения

  • Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники, его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени.
  • Большое значение для российской литературы имеют и переводы Афанасия Фета. Он перевел всего «Фауста» Гёте, а также произведения целого ряда латинских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Персия и других.

Важные даты из жизни

  • 1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии
  • 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства
  • 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро
  • 1838-1844 годы – учился в университете
  • 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»
  • 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России
  • 1846 год – получил офицерский чин
  • 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»
  • 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк
  • 1856 год – вышел третий сборник стихов
  • 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной
  • 1858 год – вышел в отставку
  • 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений
  • 1867 год – избран мировым судьей
  • 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин
  • 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»
  • 1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа
  • В 1834 году, когда мальчику было 14 лет, выяснилось, что юридически он не является сыном русского помещика Шеншина, и запись была сделана незаконно. Причиной разбирательств стал анонимный донос, автор которого остался неизвестным. Решение духовной консистории прозвучало, как приговор: отныне Афанасий должен был носить фамилию матери, лишался всех привилегий потомственного дворянина и российского подданства. Из богатого наследника он внезапно стал «человеком без имени», незаконнорожденным ребенком сомнительного происхождения. Фет воспринял это событие, как позор, и возвращение утраченного положения стало для него целью, навязчивой идеей, которая во многом определила дальнейший жизненный путь поэта. Только в 1873 году, когда Афанасию Фету было 53 года, сбылась мечта всей его жизни. По указу царя поэту были возвращены дворянские привилегии и фамилия Шеншин. Тем не менее, свои литературные произведения он продолжал подписывать фамилией Фет.
  • В 1847 году, во время военной службы, в небольшом имении Федоровке поэт познакомился с Марией Лазич. Эти отношения начались с легкого, ни к чему не обязывающего флирта, который постепенно перерос в глубокое чувство. Но Мария, красивая, прекрасно образованная девушка из хорошей семьи, все-таки не могла стать хорошей партией для человека, который надеялся вернуть дворянское звание. Поняв, что он по-настоящему любит эту девушку, Фет, тем не менее, принял решение, что никогда на ней не женится. Мария отнеслась к этому спокойно, но через какое-то время решила разорвать отношения с Афанасием. А через некоторое время Фету сообщили о трагедии, которая произошла в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, одежда на ней загорелась. Пытаясь спастись, девушка выбежала на балкон, потом в сад. Но ветер только раздувал пламя. Мария Лазич умирала несколько дней. Ее последние слова были об Афанасии. Поэт тяжело перенес эту потерю. Он до конца жизни сожалел, что не женился на девушке, ведь больше в его жизни не было настоящей любви. Его душа опустела.
  • Поэт нес тяжелое бремя. Дело в том, что у него в роду были сумасшедшие. Два его брата, уже будучи взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия Фета под конец жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Незадолго до брака Фета с Марией Боткиной его сестра Надя тоже попала в психиатрическую клинику. Брат навещал ее там, но она его не узнавала. За собой поэт часто замечал приступы тяжелей меланхолии. Фет все время боялся, что в конце концов его постигнет та же участь.

А. А. Фет – крупнейший представитель плеяды поэтов «чистого искусства»

Гений «чистого искусства» или человек «без имени»?

Будущий поэт появился на свет в селе Новоселки Орловской губернии в декабре 1820 г. Сын состоятельного помещика Шеншина и лютеранки Каролины Шарлотты Фёт, прирожденной немки, долго считался «незаконнорожденным». Будучи замужем, мать тайно бежала с 45-летним Шеншиным в Россию на седьмом месяце беременности. Отцом поэта был записан Шеншин, но это было незаконно с юридической точки зрения, поскольку Фёт и Шеншин не состояли на тот момент в браке. Когда раскрылся обман, Фет из богатого дворянина превратился в иностранца весьма сомнительного происхождения. Этот факт биографии приверженца «чистого искусства» до сих пор находится под колпаком и порос тайнами.

Однако это обстоятельство сыграло с ребенком злую шутку – он был лишен титула дворянина, отцовского имени и права наследования. С молодости и до глубоких седин он считал это несмываемым позором и был вынужден добиваться утраченных прав. Богатый наследник стал «человеком без имени» и возращение утраченного положения превратилось в навязчивую идею, определившую его жизненный путь.

Образование «мальчика без привилегий»

Получив блестящее образование в немецком пансионате в г. Верро в Эстонии, Афанасий поступил на обучение к профессору Погодину, историку, писателю и журналисту. В 1844 г., окончив словесное отделение Московского университета (философский факультет), Фет уже стал писать стихи. С университетской скамьи крепла искренняя дружба с А. Григорьевым, товарищем по увлечению поэзией.

Интересен и тот факт, что свое «благословение» на солидную литературную работу А. А. Фету дал никто иной как признанный Н. В. Гоголь, отрезавший: «Фет – несомненное дарование». Уже в возрасте 19 лет вышел первый сборник стихотворений «Лирический пантеон», получивший высокую оценку В. Г. Белинского. Одобрение критика вдохновило начинающего поэта на дальнейшее творчество. Первые стихи с большим успехом расходились рукописно и были опубликованы в ведущих изданиях.

Годы военной службы – дело чести

Достижение цели всей жизни – возвращение дворянского звания привело Фета в провинциальный полк на юге России. Спустя год службы он получил звание офицера, а к 1853 году его перевели в полк неподалеку от Петербурга. Приверженец идей «чистого искусства» бывал в сердце родины и сблизился с Гончаровым, Тургеневым и Некрасовым, а также стал почетным автором популярного журнала «Современник. Хотя военная карьера складывалась не так удачно, как хотелось бы, уже к 1858 году Фет подал в отставку, дослужившись до почетного чина штаб-ротмистра.

Восхищение критиков сулило принятие в среду известнейших поэтов и писателей. Благодаря заработкам на литературном поприще Фет улучшил материальное положение и совершил первое путешествие по Европе. Поговаривают, что после отставки Фет с семьей «осел» в Москве и активно занялся литературным трудом, от издателей требуя по тем временам «неслыханную цену» за собственные произведения. Понимая, что дар создавать красивейшие и изящные стихи - редкость, Фет не страдал излишней скромностью.

Любовь как муза: «пожар страсти потушить не смея»

За годы военной службы было перенесено множество лишений и скитаний. В лавине трудностей камнем преткновения стала трагическая любовь, оставившая неизгладимый след в душе поэта на всю жизнь. Возлюбленной поэта, Марии Лазич, не суждено было стать женщиной всей его жизни: она была из интеллигентной, но терпящей нужду семьи, что стало серьезным препятствием для их брака. Расставание тяжело далось для обоих, а спустя несколько лет после расставания, поэт узнает о трагической гибели возлюбленной во время пожара.

Только в 37 лет Фет впервые женился на Марии Боткиной, дочери состоятельного чаеторговца. Это не был брак по любви, скорее, по расчету, чего поэт никогда не скрывал и открыто признался невесте в «родовом проклятии». Однако это не остановило немолодую деву. В 1867 г. Афанасий Фет даже стал мировым судьей.

Творческий путь: «абсолютная красота» и «вечные ценности»

Стихи Фета были призрачной попыткой сбежать от действительности: он воспевал красоту любви, родную природу. Характерная особенность творчества – рассуждать метафорично о вечном, чему способствовал редкий талант улавливать тончайшие оттенки настроений. Чистые и светлые эмоции пробуждали у всех ценителей творчества его гениальные стихи.

Любви всей жизни Марии Лазич он посвятил поэму «Талисман». После выхода в свет второго сборника стихов критики обоюдно признали Фета одним из способнейших поэтов современности. Будучи представителем направления «чистое искусство», он гнушался затрагивания острых социальных вопросов в своих произведениях. До конца своих дней он оставался убежденным монархистом и консерватором и считал воспевание красоты – единственной целью творчества.

Благосклонность критиков: боевое знамя «чистого искусства»

На протяжении всего жизненного пути Фет был щедро обласкан критиками. Белинский называл его «самым даровитым поэтом». Теплые отзывы Белинского стали отличной путевкой в творчество. Публикации в самых востребованных журналах – «Москвитянин», «Современник», «Отечественные записки» привнесли свою лепту в обретение славы.

Были критики, не разделявшие преемственность поэта идеям «чистого искусства» и считавшие его «мечтателем», полностью оторванным от реальности. Однако искусство Фета находится под особым вниманием критиков до сих пор. Положительные отзывы заслужили не только стихи, но и переводы Гете, Овидия, Горация.

Тернистый жизненный путь выработал в Фете мрачный взгляд на общество и жизнь в целом. Ожесточенное ударами судьбы сердце не заживало от глубоких ран, а сильное стремление компенсировать нападки социума делало его тяжелым человеком. 1888 год стал пророческим для поэта – в связи с 50-летним юбилеем «своей музы» ему удалось не только добиться придворного звания камергера, но и возвращения фамилии Шеншин. По словам Фета, это был «один из счастливейших дней всей жизни».

Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства. Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.

В 1837 Афанасий Фет приехал в Москву, поучился в пансионе профессора М.П. Погодина и в 1838 году поступил сначала на юридический факультет, затем на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета.

В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».

В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.

В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.

В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».

В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.

В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».

В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.

В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».

С 1862 он стал регулярно печатать в редакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие порядки на селе.

В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.

В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.

В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.

В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.

В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».

В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.