Иудаизм традиции и обычаи. Время проведения еврейской свадьбы. Предсвадебные хлопоты и обычаи

– страна уникальная и необычная – в ней проживает множество людей, приехавших из разных точек мира, которые привнесли в культуру и традиции страны много нового, своего.

Но все же есть традиции и Израиля, которые присущи только еврейскому народу. К примеру, на Пасху (Песах) евреи едят не куличи, а пресные лепешки, которые называются – маца. А на праздник Хануки зажигают специальные свечи, которые расставлены в девятисвечные подсвечники – ханукии или миноры. множество, но, пожалуй, самый любимый – Пурим, на этот праздник по традиции дарят друг другу подарки, посылают их друзьям и близким. В этот праздник занимаются благотворительными делами, а после обеда, как правило, устраивают праздничную трапезу с крепкими алкогольными напитками, с вкусными блюдами, и непременный атрибут праздничного обеда – пирожки с маком.

Но наиболее интересны традиции Израиля свадебные. Надо сказать, что свадьба у евреев – это одна из самых важных основ еврейского образа жизни, и, как и везде во всем мире, большой повод для празднования. И хотя сама подвержена множеством законов и обычаев, неделя до свадьбы – также имеет свои традиции и ритуалы.
Надо сказать, что в недалеком прошлом еврейская свадьба устраивалась с помощью «свахи», по просьбе родителей молодых. Сегодня эта традиция в Израиле осталась только у ультраортодоксальных общин. Первый обычай – хоть договоренность между родителями о свадьбе достигнута, мужчина все равно просит руки своей потенциальной избранницы у отца и родни невесты, а закрепить свадебный договор он должен выкупом за невесту.

Ритуалы еврейской свадьбы проводятся уже в момент помолвки, на церемонии, которая имеет название тенаим. На церемонии тенаим разбивают тарелку, что символически обозначает разрушение Храмов в Святом городе – Иерусалиме, и эта традиция призвана напоминать, что даже в самый разгар праздников еврейский народ испытывает грусть от потерь. Этот обычай повторяется и на брачной церемонии.

По традиции в Израиле свадьбу можно проводить в любой день недели, кроме шаббата. Шаббат начинается с вечера пятницы и заканчивается вечером в субботу. Свадьба в Израиле не проводиться на еврейские праздники, к примеру, на еврейский новый год, в этот день по традиции Израиля евреи не работают. Кстати еврейские свадьбы в других странах проводятся также в разные дни, но в Великобритании, к примеру, самый популярный свадебный день – воскресенье, а в США – в субботу после шаббата, то есть поздно вечером. Ультраортодоксы же женятся и выходят замуж только в будние дни.

Традиционно самым не благоприятным периодом для женитьбы в Израиле считается время между Песахом и Шавуотом, это самый грустный период в еврейском календаре. Именно в этот промежуток календарного времени календарного времени воздерживается от веселья, отменяются вечеринки с танцами и музыкой, время по всем приметам для свадеб не благоприятное. Однако придерживаются этих традиций в Израиле больше ортодоксальные евреи.

Что касается самой свадебной церемонии – она начинается за неделю до свадьбы и считается восхитительным временем. Жениху устраивают специальную свадебную церемонию – под названием Уфруф. В чем суть этой церемонии? Сначала жених отправляется на молитву в синагогу и после молебна возвещает о наступающей свадьбе своим родным, близким и знакомым. После этого радостного объявления жениха практически всю службу осыпают конфетами. После окончания молитв – жених предлагает членам конгрегации угощение – легкие алкогольные напитки, закуски, а иногда для членов семьи устраивают обед.

Еще одна свадебная традиция Израиля – миква. Этот обряд касается невесты. То есть пока жениха забрасывают в синагоге конфетами, невеста тем временем идет в специальный ритуальный бассейн, которые имеет традиционное название – миква. Здесь согласно обряду она проходит очищение духовное, этот ритуал означает, что невеста войдет в семейную жизнь полностью очищенной, то есть в состоянии полной духовной и телесной чистоты. В разных странах и миквы разные – есть такие, которые отвечают всем стандартам современного фитнес-клуба, а есть древние, старинные. Согласно традициям Израиля, микву в основном посещают женщины, но бывает, что очищаются в микве и мужчины.

Проходя обряд миквы, женщина снимает с себя все украшения и даже стирает лак с ногтей, в бассейн она входит полностью обнаженной, без украшений и прикрас, так как родилась на свет. Читая специальную очищающую молитву, женщина полностью погружается в воду. Ритуал проходит под контролем опытных женщин, знающих традиции и обряды Израиля, чтобы все было совершено правильно.

Перед свадьбой еврейские жених и невеста не должны видеться, такая традиция существует не только в Израиле, но сегодня ею в большинстве случаев молодые пренебрегают.
Еще одна свадебная израильская традиция – хупа. Жениха и невесту в Израиле женят по традициям Израиля под специальным балдахином, который носит название – хупа.
Этот специальный свадебный балдахин в Израиле означает дом, в котором в дальнейшем будут строить семейные отношения жених и невеста. Издавна эту церемонию проводили только на улице. Сегодня такой традиции строго не придерживаются, все чаще и чаще церемонию проводят в помещении, дабы не быть зависимыми от погодных условий.

Самое распространенное место, где церемонию проводят – синагога, однако строгих правил и на этот счет нет. Если имеется балдахин-хупа и раввин, церемония может быть проведена где угодно. Все чаще в Израиле свадебная церемония проводиться в одном из .

Что касается свадебных специальных традиционных нарядов, то у еврейского жениха и невесты таких нарядов нет. Как правило, у жениха черный галстук и черный или темный костюм, а у невесты – белое нарядное платье. Что касается ортодоксальных свадеб, то одежда та же, однако платья у невест довольно скромные – без открытых плеч и груди.
По традиции в Израиле в день свадебной церемонии жених и невеста ничего не едят, то есть постятся. Это делается для того, чтобы очиститься от грехов и начать новую чистую жизнь.

Свадебную церемонию в Израиле может проводить не только религиозный служитель – раввин, ее может с разрешения раввина проводить любой член семьи или друг молодых.

Свадебную церемонию открывает обычай – подписание кетубы. Кетуб – еврейский брачный контракт. в котором четко оговариваются все условия дальнейшего совместного проживания, условия брака. Этот обычай уходит далеко в прошлое, насчитывается ей более тысячи лет. Подписание кетуба происходит в присутствии свидетелей, как правило, это четыре человека, плюс пятый – проводящий службу. Надо сказать, что в кетубе одним из пунктов является пункт о согласии мужчины дать развод женщине. То есть, если пара вдруг разведется, то мужчина не будет оспаривать гет. Этот пункт является очень важным пунктом для женщин, так как согласно традициям Израиля, если им не дают гет, выйти замуж повторно женщина не имеет право.

Следующий этап брачной церемонии – бекеден. Во время бекедена жених специальным покрывалом покрывает лицо своей невесты. Этот обряд символизирует то, что жених обязуется отныне защищать свою жену и семью. Бекеден – древний обычай, существующий с древних библейских времен, когда Ребекка накрыла перед замужеством с Исааком свое лицо.

Что касается музыкального сопровождения свадебной церемонии, то предпочтение отдается традиционной еврейской музыке.

Под хупу невесту по свадебной традиции Израиля ведет отец жениха, но опять же, на этот счет строгих правил нет. Иногда под хупу невесту ведут сразу два родителя – отец жениха и отец невесты. Но, всегда невеста появляется последней. Подойдя к хупе, она должна несколько раз обойти вокруг жениха, количество обходов может быть самым разным. Нет строгого правила сколько раз невеста должна сделать вокруг жениха кругов, как правило, современные невесты делают это один раз, и только ортодоксальные – несколько раз обходят вокруг своих женихов.

Что интересно, по традиции в Израиле на свадьбе придается большое, особенное значение числу семь. Поэтому во время еврейской свадебной церемонии выпивают семь чаш вина. Это означает следующее – Господь создал весь мир за семь дней. Выпитые семь чаш вина, символизируют строительство нового дома молодой пары.

Что касается самого свадебного гуляния и угощения. Формат свадебной вечеринки напрямую зависит от религиозности пары, если пара ортодоксальная – то танцы могут быть раздельными: мужчины танцуют в одной стороне, женщины – в другой. Большинство на свадьбу выбирает кошерную пищу, то есть меню на еврейской свадьбе полностью подходит под кашрут.

В Израиля евреи разделяются на две этнические группы – ашкенази, евреи вышедшие из стран восточно-европейских и сефарды, вышедшие из ближневосточных стран или из Испании или Португалии. Зачастую происхождение евреев влияет на весь ход и стиль свадебной церемонии, а также на предлагаемое угощение. Ашкенази на свадебный стол главным блюдом подают овощи, жареный картофель и курицу. У сефардов на свадебном столе барашек или рубленый, посыпанный разнообразными приправами цыпленок.

Сегодня помимо древних традиций Израиля в свадебных церемониях появляются все новые традиции, которые почти одинаковы во всем мире. К примеру, так как и везде на свадебных вечеринках дружка произносит тост в честь молодых, гости на свадьбе получают от жениха и невесты маленькие сюрпризы и подарки, в качестве музыкального сопровождения играет диджей или музыкальная группа.

Так же как и все молодые в мире, после свадьбы еврейские жених и невеста отправляются в медовый месяц.

История еврейского народа тесно связана с религией. Праздники посвящены событиям, описанным в священных книгах. С ними связаны определенные обычаи.

В Израиле празднуют четыре Новых года, и все не первого января. Начало каждого месяца и последний день недели, по традиции, тоже праздники. Все происходит по еврейским обычаям.

Праздничная суббота

Шаббат – время отдыха, время для семьи и дружбы. В субботу никто не работает, даже животные.

В Шаббат нельзя включать свет, вечером женщина свечи. Их ставят на праздничный стол. Перед трапезой читаются молитвы над вином и хлебом. Вино наливают всем присутствующим.

В пятницу готовят чолент – кушанье из фасоли или бобов с мясом и специями. До подачи на стол блюдо все время стоит в духовке, от этого становится особенно вкусным. Едят в субботу и фаршированную рыбу.

Праздники и обычаи

В Новый год, который евреи начинают отмечать в сентябре – октябре, принято задумываться о прожитом, о своем отношении к окружающим и к богу. Это время раскаяния и добрых намерений.

Обычно едят символические блюда. Яблоки с медом, чтоб новый год стал щедрым и сладким. Рыбью голову, чтоб быть головой. Гранат, чтобы заслуги стали многочисленными, словно зерна граната.

Йом-Кипур – самый святой день в году. Двадцать пять часов верующие евреи постятся, не моются, не надевают кожаную обувь. Молятся в синагоге. «День искупления» завершается протяжным звуком бараньего рога – шофара.

В ноябре – декабре в Израиле Ханука. Когда наступает вечер, зажигают светильники (ханукие) над входом в дом или на подоконнике. Каждый день добавляют новый огонек, пока их не станет восемь.

По обычаю в это время готовят пончики и картофельные оладьи. У детей каникулы.

Самый веселый праздник – Пурим - отмечают в конце февраля. Устраивают карнавалы, танцуют, веселятся. На праздничном столе сладости, вина, торты и самое главное блюдо Пурима – гоменташен (треугольные пирожки с маком и изюмом).

В марте – апреле Песах (Пасха). К празднику готовятся заранее: из дома выносятся все кушанья из квашенного теста. На стол подают мацу (пресные лепешки), которую едят семь дней.

Свадьбы и похороны

Свадьба в Израиле носит название кидушин, . Невеста посвящает себя жениху. Празднуют свадьбу обычно на свежем воздухе. Над головами жениха и невесты держат специальный навес – хулу. Он символизирует их общий дом. Гости и хозяева пируют семь дней.

Процедура похорон раньше была очень сложной. Из дома покойного выносили мебель. Соседи выливали всю воду. А родственники рвали на себе одежду. Теперь просто читают молитвы, над

Иудаизм как образ жизни нуждается в ритуале. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная практика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления. Она дает еврею возможность пережить заново опыт своего народа и тем самым усиливает его преданность; это способ выживания народа и сохранения веры.

Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна.

Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Они не рассматриваются как желательные или обязательные для всего человечества.

Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах(Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Обряды рождения и совершеннолетия. Когда рождается младенец мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатый день после рождения. В связи с началом обучения детей совершают посвятительные обряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. В 19 в. в консервативных и реформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации, совершаемая обычно в день праздника Шавуот.

Брачная церемония. Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба).

Погребальный ритуал. Перед смертью умирающий исповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду (этот обычай распространен среди ортодоксов). В память умершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю. Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящие читают «Каддиш» в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года на могиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти («Йорцайт») отмечают зажиганием поминальной свечи и чтением «Каддиша». На праздникиЙом-киппур, Суккот,Песах иШавуот совершают поминальную службу, во время которой читают поминальную молитву «Йизкор».

Еврейский месяц определяется по луне, т. е. длина месяца равна времени оборота луны вокруг земли — между 29 и 30 днями. День, когда рождается новая луна, — новомесячье, рош-ходеш. Все время, пока она «живет», длится тот же месяц. Сам смысл слова ходеш (месяц) указывает на это: оно — однокоренное со словом хадаш (новый), т. е. месяц начинается вместе с новой луной. В последнюю субботу перед началом нового месяца молятся и совершают церемонию «Благословения месяца». В некоторых общинах устраивают и праздничную трапезу.

Песах (Пасха)

Великий праздник исторического Исхода евреев из Египта и возрождения природы подтверждает эту философскую мысль. Праздник называется Песах 14 Нисана (Пасха, март-апрель). Песах в переводе с иврита — «проходить мимо, миновать». По библейской легенде, смерть миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта.

Песах — это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории — освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.

По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев — есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца — символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.

К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи «кашировали» к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили.

Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая «Седер». Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: «Чем отличается эта ночь от других ночей?»).

1. Почему во все ночи мы можем есть и хамец («заквашенное», «квасное» — любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения), и мацу, а в эту ночь только мацу?

2. Почему во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь — горькую зелень?

3. Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды?

Почему во все другие ночи мы можем есть сидя, прямо и облокотившись, а в эту ночь все мы пьём облокотившись?

Пурим

Исторические события далекой древности стали основой весеннего праздника «Пурим». Этому празднику около двух с половиной тысяч лет. Он возник, когда еврейский народ был в изгнании, и посвящен чуду выживания еврейского народа. История этого праздника — это история встречи со жгучей ненавистью к евреям, с необузданным желанием уничтожить весь еврейский народ.

Две важных заповеди, которые евреи исполняют в Пурим, это мишлоах манот (буквально — «посылка яств») и «подарки бедным». В Пурим на улицах можно видеть взрослых и детей, которые несут тарелки и подносы с пирогами, сладостями, бутылки вина. Заповедь эта дана, чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев.

Глубокий смысл заповеди «подарков бедным» заключается в том, что именно в этот день всеобщей радости и веселья нужно помнить о нуждающихся братьях и постараться, чтобы и они приняли участие в веселье и ни в чем не испытывали недостатка. Принято поручать исполнение этой заповеди детям, чтобы приучать их к ней.

Другой древний обычай, придающий Пуриму его особое веселое настроение, — маски и маскарадные костюмы. Есть одно из объяснений этому обычаю: одна из важнейших заповедей, которые исполняют в Пурим, это заповедь «подарков бедным», т.е. цдаки, благотворительности. А лучший способ исполнять эту заповедь — давать деньги нуждающимся так, чтобы бедняк не знал, кто именно дал ему деньги. Поэтому и наряжаются в Пурим в маскарадные костюмы, чтобы бедняки не узнали своих благодетелей и не были смущены.

Обычные пироги и печенье пекут в виде крокодилов, черепах, зайцев и других забавных игрушек. Самое же известное блюдо Пурима — треугольные пирожки с маком — хоменташен (хоменташи).

Сукот-Кущи

В 15-й день месяца тишрей начинается праздник Сукот — самый веселый из главных праздников. В Торе праздник обозначен как «время радости» и время собирания плодов. Одновременно праздник связан и с памятью о 40-летнем странствовании евреев по пустыне. Когда еврейский народ ушел из Египта и двигался по пустыне, чтобы прийти в Страну Израиля, Всевышний окружил его со всех сторон чудесными облаками. Днем они защищали людей от палящего солнца, ночью — от стужи. В шалашах из зеленых ветвей (кущи) или в шатрах жили евреи и во время сбора урожая.

В память об этом 7 дней празднуется Сукот-Кущи. Когда человек покидает свой дом, свою крепость, и уходит вместе с семьей жить в шалаше, он выражает этим свою веру в то, что нет в этом мире другого укрытия, кроме Всевышнего.

Шавуот

Еврей наслаждается, живя в ногу со временем. Это означает, что еврей должен заглядывать в Тору каждый день, и его поступки, его поведение должно соответствовать той главе, которая относится к сегодняшнему дню, неделе, времени года. Другими словами, каждую неделю читая различные главы Торы в синагоге, (а каждая из них, в свою очередь, разделяется на 7 частей) мы должны выносить для себя определенные уроки. Поэтому в воскресенье мы должны брать урок из первой части, в понедельник из второй и т.д. Само слово «Тора» значит учение, поскольку она учит нас, евреев, как вести себя в жизни изо дня в день, от одного года до другого, от праздника до праздника.

Похороны

Количество различного рода поверий, находивших отражение в похоронном и поминальных обрядах иудаизма, поистине бесчисленно.

После сложной процедуры констатации смерти из дома покойника полностью выносили мебель. Его соседи выливали все запасы воды — считалось, что ангел смерти обмыл в ней свой меч. Оплакивание умершего сопровождалось стенаниями, родственники и близкие рвали на себе одежду.

Очень сложные поминальные установления предписывает Талмуд: «Следующие действия запрещаются носящему траур в первый день — законом, в последние же шесть дней книжниками: брить голову, стирать… мазать голову, исполнять супружеский долг, надевать сапоги, работать, читать закон, приготовлять пышную постель, обнажать голову и приветствовать других». Современный обряд похорон у приверженцев иудаизма сильно отличается от ортодоксального (ортодоксальный — неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения), и абсолютное большинство верующих сегодня не выполняют изнурительные установления. Религиозный обряд похорон чаще всего ограничивается чтением молитв над покойником, как правило, специально нанятыми чтецами, а поминальный цикл — заказами на чтение соответствующих молитв в синагоге. От обычая разрывать на себе одежду остался надрез на лацкане, который делают родственники покойного.

Еврейская свадьба: законы и обычаи

Брачная церемония называется у евреев кидушин, «посвящение». В ходе этой церемонии невеста посвящается своему жениху, и они объединяются неразрывными узами святости. Церемонию проводят обычно под открытым небом. Над женихом и невестой развертывают специальный балдахин, который называется хупа . Это символизирует собой, что невеста входит в дом своего жениха, и они становятся единой семьей под крышей своего дома.

Под хупой совершается обряд обручения – Кидушин, – который ведет раввин. Жених надевает на палец невесты золотое кольцо и произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля!». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему. Это и есть момент заключения брака.

Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе расписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода. Ктуба должна быть составлена уже перед церемонией бракосочетания.

Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате – Хедер Ихуд .

За этим следует праздничное застолье.

После завершения кидушин устраивают праздничную трапезу. Свадебный пир продолжается семь дней, которые так и называются: «семь дней пира», с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе. Каждый вечер во время праздничной трапезы произносят «Семь благословений», в которых возносят благодарность Всевышнему за то, что Он создал мужчину и женщину, и соединяет их браком.

Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой.

Ханука

Во времена Второго Храма, во II в. до н.э., страну Израиля захватили греки. Они заставляли евреев отрекаться от своей веры, прекратить соблюдение субботы и изучение Торы и т. д. Греки осквернили Храм, унизив народ до крайности. Настал час, когда семья храмовых священнослужителей подняла восстание, к которому присоединились все, кто не хотел примириться с уничтожением еврейских традиций. Малочисленное войско восставших возглавил воин Йегуда Макаби. Оно разгромило могущественного врага. Когда воины освободили Храм и хотели вновь зажечь стоявший в нем золотой светильник Менору, оказалось, что все масло для Меноры осквернено греками. Нашли один-единственный кувшинчик чистого масла, которого могло хватить только на одну ночь. Однако Всевышний совершил чудо, и это масло горело целых восемь дней.

В память о победе над греками и о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме после победы евреев в 164 г. до н.э., восемь дней празднуется Ханука — начиная с 25-го дня месяца кислев (ноябрь-декабрь).

Едва спускается вечер, зажигают свечи в светильнике у входа в дом или на подоконнике, чтобы объявить всему миру о чуде, совершенном Всевышним. Каждый день прибавляется один огонек, пока в восьмой вечер не горят все восемь. Поют традиционный гимн.
Во время праздника принято есть пончики и картофельные оладьи, которые жарят на масле — это напоминает о чуде с кувшинчиком масла. У детей в Хануку веселые каникулы.

Шабат

Самым главным праздником является Суббота («Шабат») — покой. Этот праздник вселенский. Он напоминает о сотворении мира и возникновении народа Израиля. Уже с утра в доме праздничное настроение, накрыт стол по — особому: горят свечи, стоит вино в серебряном бокале, две халы (хлеб), прикрытые расшитой салфеткой. За столом собирается вся семья в праздничной одежде. На столе много еды: фаршированная и заливная рыба, мясо, приготовленное по разным рецептам, в зависимости от места проживания, всевозможные лакомства. Перед едой поют «Шалом-Алейхем». Затем освящается еда. За столом весело говорят о разных делах. После обеда снова молитва: «Господи, придай сил своему народу! Господи, благослови свой народ, даровав ему мир!». Праздничное настроение сохраняется весь день, а вечером — прощание с Субботой («Гавдалы»). Во время Гавдалы зажигается особая плетеная свеча, над которой произносится благословение, — «творящий свет огней». После вечерней молитвы желают друг другу Доброй недели («Шавус тови»), все вместе поют песни.

Ту би-шват

Ту би-шват известен как праздник посадки деревьев (Новый год деревьев). Называется он по имени того месяца и дня, когда он отмечается: месяц — шват, а день пятнадцатый (на иврите — ту). Итак, Ту би-шват — это пятнадцатое швата, середина еврейского месяца.

Впервые мы встречаемся с этой датой в Мишне (основной свод законов Галахи — древнего еврейского законодательства). Согласно Мишне, запрещается есть плоды дерева, пока оно не достигнет трехлетнего возраста, поскольку, согласно еврейской традиции, первые плоды посвящаются Богу. Плоды первых трех лет считаются «необрезанными», то есть некошерными, недозволенными к употреблению. Плоды четвертого года следует, согласно традиции, принести в Храм, а на пятый год земледелец может и сам есть плоды из своего сада.

По древнему обычаю в Ту би-шват устраивают особые трапезы — «фруктовый стол». Вся семья собирается вокруг стола, убранного цветами и украшениями, сделанными руками детей. В центре праздничного стола принято ставить блюдо с 15-ю видами плодов, которыми славится земля обетованная: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики и др. Подготовка такого стола требует труда, да и денег, но стоит приложить усилие, чтобы сделать праздник для своей семьи.

В этот день принято выезжать за город, чтобы сажать новые деревья.

Рош-а-Шана (Рош-Гашана)

Новый Год («Рош-а-Шана») по еврейскому обычаю отмечается в сентябре. Празднуют его два дня. Уже собран урожай, можно отдохнуть и подвести итоги сделанного за год, простить тех, кто тебя обидел, и просить прощения у тех, кого обидел ты. Правоверный иудей верил, что Бог в этот день раскрывает книгу, в которой записаны дела каждого человека, и каждому выносится приговор

В этот праздник едят много и вкусно. На праздничном столе должно быть виноградное вино, хала с медом, голова рыбы, яблоки с медом. Обязательно нужно съесть гранат: «Пусть твои заслуги станут многочисленными, как зернышки в гранате». Едят рыбью голову, «чтобы мы были головой, а не хвостом». А когда макают в мед кусочек яблока, говорят: «Пусть Новый год будет добрым и сладким».

В этот день в синагоге сто раз трубят в ШОФАР (рог барана), и этот торжественный звук провозглашает власть Бога, дарования Торы и грядущей Мессии.

Существует очень древний обычай: в первый день Рош-а-Шана после полудня выходить на берег реки или озера, чтобы совершить там обряд ТАШЛИХ — «бросание» или «вытряхивание». В наше время существует обычай бросать в воду хлебные крошки — символ наших грехов и ошибок. После этого все ходят в гости, дарят друг другу подарки.

У каждого народа есть свои уникальные особенности и обычаи, отличающие его от других. Евреи – один из самых самобытных народов на Земле, имеющий древнюю и трагическую историю и в то же время национальный характер, полный жизнелюбия и силы. Эти особенности нашли свое отражение в менталитете и традициях, которых нет больше ни у кого.

Празднуют субботу

Только евреи, а также родственные им караимы и самаритяне, празднуют шаббат – по-русски - «суббота». Связано это с тем, что согласно Библии Бог дал всему творению шаббат как время отдохновения в конце шестого дня Творения, после того как был сотворен человек. Шаббат – это знамение между Творцом и народом Израиля. В субботних молитвах говорится: «И не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю - народу Твоему, который Ты избрал». Ортодоксальные евреи встречают шаббат вечером в пятницу зажжением специальных субботних свечей и благословениями. Завершается шаббат вечером в субботу. Все это время евреи пребывают в покое, не совершая никакой работы. Нельзя даже зажигать огонь!

Имеют привычку отвечать вопросом на вопрос

На самом деле, конечно же, далеко не всегда и не все евреи так поступают. Однако представление о том, что именно евреи отвечают вопросом на вопрос, основано на традиционной еврейской системе образования. Еврейских детей и подростков в хедере (традиционной духовной школе) обучают не только читать священные тексты на иврите и арамейском языке, но и анализировать текст и ставить вопросы к нему. Умение ставить вопросы, а стало быть, и находить на них ответы – вот одна из причин, по какой мы считаем евреев очень умными.

Самозабвенно заботятся о своей семье

Разумеется, все люди на свете в той или иной степени заботятся о своей семье - евреи тут не одиноки - но именно среди евреев отцы пекутся о детях так же трогательно и самоотверженно, как матери. Мужья растворяются в женах, а образ «еврейской мамы» стал практически символом всепоглощающей заботы. В силу многих причин, прежде всего, оттого, что еврейский народ столетиями жил без родины, в окружении других, зачатую враждебных наций, у евреев выработалась привычка жить сплоченными семейными кланами, заботясь друг о друге и поддерживая друг друга. Поскольку, кто же еще позаботится о бедных евреях, если не они сами?

Не пьют молоко после мясной пищи

У евреев - одна из самых сложных систем пищевых запретов. Все знают, что им, как и мусульманам, запрещена в пищу свинина. Но этим сходство и ограничивается. Кошерным (дозволенным) для евреев мясом является только мясо коровы, козы и овцы, а также лося, газели и горного козла. Из птиц можно есть только домашних, таких как куры, гуси, утки, перепела, индейки. Употреблять в пищу можно лишь то животное, которое было забито верующим резчиком, имеющим специальный допуск на забой животных. Животное должно умереть мгновенно, вся кровь из туши должна быть в соответствии с правилами выпущена. Вино разрешено только кошерное, то есть изготовленное верующим виноделом. И, наконец, строжайшим образом запрещено смешение молока и мяса не только в процессе приготовления кушанья, но и в желудке человека. Пить молоко дозволяется лишь через 6 часов после употребления мясной пищи.

Вместо цветов приносят камни

У евреев не принято приносить на могилы цветы. Вместо этого они кладут на могильную плиту камешек. Это связано с тем, что по еврейской традиции камень символизирует вечность. Поэтому на всех мемориалах, посвященных Холокосту, мы почти никогда не увидим цветов, зато обнаружим россыпь камней.

Крутят петуха над головой в знак раскаяния

Накануне праздника Йом-Кипур ортодоксальные евреи проделывают странный, на наш взгляд, обряд: они крутят над головой петуха (женщины – курицу). Этот обычай называется «каппарот» - очищение, искупление. Таким образом евреи напоминают себе, что за грехи их ждет наказание и что необходимо раскаяться. Держа птицу в правой руке, еврей читает священный текст, затем вращая курицу или петуха вокруг головы, и произносит: «Это - замена мне, это вместо меня, это - мой выкуп! Этот петух (курица) пойдет на жертвоприношение ». Некоторые вместо курицы берут рыбу (обязательно кошерную) или просто деньги. Курица или рыба, или деньги – все должно быть отдано после совершения обряда бедным.

Подают милостыню – в масках

В дни празднования Пурим (один из самых веселых еврейских праздников, связанных с памятью об избавлении еврейского народа от опасности в IV веке до нашей эры), принято разносить сладости и другие угощения, а так же милостыню нуждающимся. Обычно, это поручают детям, но иногда эту важную обязанность берут на себя и взрослые. При этом, такие подарки приносят обязательно в масках. Связано это с тем, что в Пурим вообще очень распространены карнавалы и костюмированные шествия, а так же с тем, что по еврейскому обычаю положено, чтобы тот, кому подали милостыню, не знал, кто именно это сделал. Поэтому благодетели и скрываются за личинами.