Методы и способы психологического воздействия. Сознание индивида Манипулирование массовым психическим сознанием посредством телевидения

2. Социально-психологические механизмы влияния на групповое и массовое сознание

В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ).

Через средства массовой коммуникации обрушивается огромное количество информации, которая воздействует на индивидуальное и массовое сознание.

С развитием информационных технологий резко возросли возможности влияния на сознание человека и манипулирования им.

СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на групповое и массовое сознание людей. Массовая коммуникация - это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новым информационным реалиям.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе. Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т.п. Восприятие чужой группы через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).

Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния - это установки и стереотипы. Установка - это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них. Выделяют положительную и негативную установки.

Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ.

Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

Так, многие россияне, обладающие негативной установкой по отношению к кавказцам, евреям или ваххабитам, возможно, никогда не участвовали в реальных конфликтах с представителями указанных групп, однако видели по телевизору, читали или слышали от знакомых соответствующие рассказы. Это позволяет некоторым не очень чистоплотным политикам при необходимости актуализировать указанные установки в конкретных политических целях, например для получения массовой поддержки на выборах.

В этих случаях можно говорить о групповых или массовых установках. Следует подчеркнуть, что именно в результате действия неосознаваемых самим рассказчиком установок происходит заострение или даже добавление конкретных деталей в процессе передачи слуха.

В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение).

Кроме указанных функций установки следует выделить еще одну, наиболее значимую с точки зрения воздействия на массовое сознание и поведение. Это функция барьера. Сформировавшаяся в сознании человека установка не допускает в него информацию, которая могла бы ей противоречить.

Американские политологи даже ввели специальный термин «тефлоновый президент», объясняя невосприимчивость массового сознания к любой негативной информации, касавшейся президента США Р. Рейгана.

Функция барьера придает установке особую устойчивость, делая бесполезными попытки переубедить человека, принимающего решение на основе установки. Он в лучшем случае не услышит наших аргументов, в худшем - у него сформируется негативная установка по отношению к нам как к источнику информации. Поэтому, ставя перед собой задачу управления массовым сознанием и поведением, следует, прежде всего, использовать для достижения цели уже имеющиеся установки, в ряде случаев попытаться сформировать на их основе новые и не тратить большие усилия на попытки сломать или разрушить существующие установки, особенно закрепившиеся в массовом сознании в течение длительного времени.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек - инициатор выбора сообщения - хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная собственные потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ: они как бы вступают в спор с другими источниками удовлетворения потребностей. Например, потребность в развлечениях можно удовлетворить не только сидя у телевизора, но и встретившись с друзьями, посетив футбольный матч или пивную.

Процесс влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание можно описать следующим образом. Социальные институты и СМИ взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

К исключительно психологическим средствам влияния относятся вербальные, паралингвистические и невербальные.

Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её неправильности.

Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков. Параязык говорит о том, как интерпретировать слова, дает дополнительную информацию к интерпретации. Паралингвистические средства - сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния, и т.п.)

Невербальные сигналы – язык тела включает пять составляющих: А) Жесты (способ знакового использования рук); Б) Мимика (способ использования выражения лица); В) Положение тела (способ держать себя (наше тело)); Г) Проксемика (способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними); Д) Тактильная коммуникация (прикосновения, похлопывания и т.п., использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами).

Виды психологического влияния:

1. Аргументация. Высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции. 2. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения. 3. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора (назначение на должность). 4. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. 5. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно и так же усваиваться (непроизвольно или произвольно).

6. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным вам. Эта способность может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным. 7. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. 8. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

9. Игнорирование. Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером 10. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей, для того чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или "обстоятельств". 11. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

12. Нападение. Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др. 13. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Практически каждый желающий повлиять на других делает это не потому, что к нему пришло озарение, открылась абсолютная истина и он почувствовал себя достойным решать за других, а потому, что преследует или отстаивает свои интересы. Возьмем, к примеру, схему, применяемую в религиозных сектах. Главный элемент - очередной новоявленный мессия, на которого снизошло "откровение", т. е. более компетентный в духовной области, чем остальные, знающий "путь к спасению". Есть группа поддержки, которая заражает "своим примером" жертв... Известно много случаев прибирания к рукам не только душ и тел, но и имущества сектантов. Воздействие на духовном уровне - это, пожалуй, один из самых сильных видов психологического влияния.

В связи с бурными темпами развития информационной среды расширяются возможности скрытых информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также психические состояния людей.

Негативные информационно-психологические воздействия – это, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия.

Появление новых форм и средств “скрытого” воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, требует организации специального мониторинга информационной среды. К такого рода воздействиям могут быть отнесены: психосемантические, подпороговые, электромагнитные, акустические и другие виды воздействий.

СМИ являются основным инструментом политического манипулирования, поскольку обладают богатыми и фактически неограниченными ресурсными возможностями воздействия на массовое сознание.

Цель манипулирования - повлиять на человека по каналам, которые менее всего контролируются осознанно, и таким образом внедрить в массовое сознание социально-политические мифы (греч. mythos - слово, повествование, предание) - иллюзорные идеи, утверждающие определенные ценности и нормы и воспринимаемые преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Воздействие телевидения, кино и т.д. способно активизировать механизмы социально-психологогического подражания, заражения, внушения моды и, следовательно, формировать мысли, чувства, потребности молодежи. Средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Характерной чертой массовой коммуникации нашего времени является убеждающая коммуникация. Существуют два основных способа убеждения: прямой и косвенный. Прямой способ состоит в предоставлении системы аргументов, косвенный - использует косвенные факторы, намёки, и склоняет к одобрению без раздумывания.

Экспериментально выявлено, что эффективность социальных влияний зависит от различных характеристик аудитории. К ним можно отнести следующие характеристики.

· Возраст. В течение второго десятилетия жизни человека и в начале третьего происходит интенсивное формирование личности, и установки, возникшие в этот период, имеют тенденцию оставаться неизменными в течение последующей жизни. Установки же молодых людей менее стабильны.

· Самооценка. Люди с низкой самооценкой зачастую слишком медленно понимают сообщение и поэтому плохо подаются убеждению. Люди с высокой самооценкой понимают всё быстро, однако предпочитают придерживаться своих взглядов. Легче всего влиять на людей с адекватной самооценкой.

· Ценности. При прямом способе сообщения, если оно соотноситься с нашими представлениями, оно убеждает нас. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, мы остаёмся при прежнем мнении.

· Мотивированность. Если у человека есть мотивация обдумывать тему сообщения, то он охотнее верит коммуникатору, более благожелателен и менее склонен подыскать контраргументы.

Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. Психологическое воздействие рекламы проявляется в процессах переработки рекламных сообщений: эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты человека.

Выделяют четыре компонента психологического воздействия рекламы:

· когнитивный (получение новой информации за счёт процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);

· аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);

· регулятивный (побуждение к конкретным действиям);

· коммуникативный (интегрирование потребителя рекламы в контекст информирования).

Среди методов психологического воздействия рекламы на людей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическое заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребёнком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность ввиду несформированной целостности личности).

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования, и к этому с уверенностью можно прибавить влияние средств массовой информации, рекламы, моды. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы.


Список использованной литературы

1. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. -2-е изд.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003. 2. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002, С.118.

3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986, С.30-34.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999, С.171-173.

5. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. Сайт образовательного проекта Элитариум. www.elitarium.ru.

6. Зелинский С.А. Теория манипулирования массами. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия»,2008, С.252-270.

Формированию активного имиджа главы муниципального образования, по снижению применяемых манипуляций и более близкому взаимодействию населения и власти. 3 Основные рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования 3.1 Взаимодействие населения с местным органом власти как технология формирования имиджа Активный имидж власти предполагает активное...

Делу; - положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы. Если же подытожить все преимущества, которые дает фирменный стиль, то можно назвать ее одним из основных средств формирования благоприятного имиджа фирмы, образа марки. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие фирменного стиля есть толкование в узком и широком смысле. Под фирменным стилем в узком понимании...

... ; компьютерные; личные встречи политиков с общественностью. Коммуникационная политика демократического государства включает: 1) разработку и совершенствование правовых норм, регулирующих политическую коммуникацию, защиту интересов личности, общества и государства от распространения антигуманной информации; 2) учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной...

Конфликтов или нестабильности. Также многое зависит от степени реализации массовой коммуникацией собственно информационных функций. Исходя из этого, основная цель данной работы – изучить психологические эффекты массовой коммуникации. При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач: -отразить понятие массовой коммуникации; -охарактеризовать основные психологические...


Подобные документы

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. Социальная сущность массовой коммуникации. Социализация индивида.

    реферат , добавлен 25.10.2006

    Роль коммуникации в жизни общества. Воздействие средств массовой информации на формирование всесторонне развитой личности. Негативное влияние на подрастающее поколение. Снижение активности межличностного общения. Популярность печатных СМИ среди студентов.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    Глобализация системы массовой коммуникации. Информационные технологии и технические средства: концентрация и конгломерация. Исследование функций массовой коммуникации в социальном аспекте. Социальные институты, сообщества и группы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2009

    Влияние массовой коммуникации на сознание и жизненные установки молодежи, ее роль в конструировании событийной линии социальной реальности. Концептуальная схема анализа научных коммуникаций. Развитие Интернет-коммуникации. Социальные игры в сети Интернет.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    Рассмотрение понятия и классификации барьеров системы массовой коммуникации; описание их основных функций. Характеристика технических, психических и социальных препятствий, вызванных различными факторами на примере глобальной компьютерной сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Изучение основных аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи. Характеристика типологии современных СМИ. Социологическое исследование особенностей их влияния на сознание личности, в частности, на социализацию подростков.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2013

    Характеристика средств массовой коммуникации, их отличительные параметры. Анализ и оценка субъективных характеристик радиоаудитории г. Набережные Челны на примере радиостанции "Европа плюс". Рекомендации по результатам социологического исследования.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Понятие социального субъекта, его специфические интересы и потребности. Аудитория как объект информационного воздействия, ее типы. Функции стереотипа в жизни индивида. Коммуникативная стадия взаимодействия средств массовой коммуникации с аудиторией.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .

Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение:

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

Приёмы манипуляции в процессе убеждения:

– подмена тезиса в ходе доказательства;

– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;

– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

  1. наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
  2. меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
  3. ясность, выразительность, привлекательность образца;
  4. доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
  5. сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:

  1. вербальная информация, слово - но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
  2. невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
  3. вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
  4. регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Целью воздействия является:

  1. ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
  2. изменить структурные отношения в системе установок , т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками , взглядами человека;
  3. изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:

  1. Функция приспособления - связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов.
  2. Эгозащитная функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно-выразительная функция связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.
  4. Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире. Все эти знания образуют систему, т. е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. Функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Эмоциональное воздействие

Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.

Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.

Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

  1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
  2. отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
  3. отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

Какие методы воздействия применяются?

  1. Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: его вовлекают в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать или соотносить, ассоциировать себя с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
  2. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
  3. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.

Условия, которые этому способствуют:

  • фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности;
  • неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий);
  • неопределенность поступающей информации (ее противоречивость; неясно, какой из них можно доверять);
  • неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься, пытаясь переосмыслить ситуацию, осуществляя поиск новых целей, либо уходя в регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.

По материалам П.Столяренко

doi: 10.18101/1994-0866-2017-2-12-19

ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

© Кениспаев Жумагельды Кубжасарович

доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 E-mail: [email protected]

В статье анализируется сложный механизм формирования сознания человека в современном обществе. Автор выдвигает предположение, что изучение факторов, влияющих на сознание индивида, представляет собой одну из важных задач философии. Именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение. В настоящее время необходимо констатировать существование целой индустрии сознания, то есть с недавних пор воздействие на сознание не носит индивидуального характера, как было в традиционных обществах, а представляет собой целую отрасль, которая позволяет формировать определенное умонастроение у реципиентов. Если в эпоху возникновения философской мысли особое место занимали субъектно-субъектные взаимоотношения, то есть действовал принцип «учитель - ученик», то сегодня процесс социализации и передачи опыта носит все более субъектно-объектный характер.

Ключевые слова: человек, сознание, общество, философия, культура, духовность, идеология, наука, средства массовой информации, цивилизация.

В научной и популярной литературе часто можно встретить термин «индустрия сознания». Это понятие как нельзя точнее отражает особенности взаимоотношений между людьми в современную эпоху. Универсального определения этого термина пока не существует, но можно применить операциональную дефиницию. При первом приближении под этим термином нужно понимать механизмы манипуляции человеческим сознанием, способность некоторых структур (вольно или невольно) формировать общественное сознание, «объективно» отражающее существующее положение дел. Влияние на процесс становления системы ценностей, жизненных установок, типа мышления и в целом мировоззрения человека составляет сегодня неотъемлемую часть государственной идеологии. Не видеть этого или не замечать уже нельзя, а по большому счету даже опасно. Интерсубъективность предполагает бытие в социальной системе, сущность которой во многом определяется степенью развитости сознания индивида. Я бы сказал так: между уровнем развития сознания индивида и особенностями межличностных коммуникаций существуют прямо пропорциональные отношения. Возможно, сказано слишком категорично, но здесь преследуется цель - как можно ярче обозначить данную проблему в рамках философии.

Степень солидарности, коммуникации между людьми с каждым годом все возрастает. Диалог и синтез различных культур стали основой для воз-

никновения поликультурного общества. Казалось бы, что плохого в этом процессе. Но это только на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении положения дел мы сталкиваемся с негативными тенденциями процесса становления духовного мира современного человека. Мы пришли к тому, что, стремясь установить между людьми гармоничные, тесные взаимоотношения, стали отрицать индивидуальность и уникальность внутреннего мира человека. Отныне требуется не только внешнее сходство с другими людьми (особенно это важно в молодежной среде), но даже мысли должны быть унифицированными. Конечно, пока нет официальных юридических оснований для таких требований. Но существуют так называемые неписаные законы, которые по многим параметрам, а в первую очередь по своей обязательности, превосходят официальные законы.

Возникла даже целая инфраструктура под названием «Public Relations» (PR), которая все активнее включается в дело формирования менталитета подрастающих поколений в нашей стране. Правда, нельзя сказать, что это чисто российское изобретение, весь мир уже живет под диктатом людей, могущих теми или иными способами влиять на сознание человека. Знания механизмов формирования внутреннего мира индивида используются во многих случаях против человека. В самом широком смысле PR - это воздействие на сознание людей с определенной целью. Как и все другие сферы общественной жизни, PR имеет некоторые философские основания. Вопрос формулируется так: что должно было произойти, чтобы современный человек потерял автономию своего сознания? С другой стороны, почему обыватель не встревожен этим и его устраивает положение пассивного наблюдателя и подопытного объекта различных PR-компаний?

Воздействие на сознание человека, как отмечено выше, всегда имеет какую-то цель. В этом смысле между PR и идеологией существует определенная связь. Но ведь существуют традиционные формы детерминации человеческого сознания, механизмы социализации индивида в самом широком смысле этого слова, например, система образования. Так почему же возникла необходимость в новых формах воздействия на человека? Нам думается, что это связано, прежде всего, с переоценкой ценностей в современную эпоху, сегодня происходит кардинальная смена ценностных ориентиров человека. Как это ни странно, но с этим человечество сталкивалось уже много раз. Например, в греческой культуре V века до н. э. В эту эпоху остро встает проблема истины. Софисты исходили из принципа относительности в объяснении моральных и научных истин, а другая традиция во главе с великим Сократом утверждает тезис о самодостаточности истин, об их абсолютности. Недаром ученик Сократа Платон создает концепцию существования трансцендентного мира общих идей, абсолютных истин. Причем этот интеллигибельный вечный мир никоим образом не связан с миром эмпирическим, в котором все подвержено изменению.

Нам представляется, что воздействие, или, вернее сказать, манипуляция сознанием человека, необходима, прежде всего, для внедрения в их сознание новых ориентиров и новых смысловых нагрузок. Можно предположить, что готовится фундамент для построения цивилизации с совершенно изме-

ненными жизненными ориентирами (по крайней мере с точки зрения людей традиционной культуры). Такая подготовка ведется очень грамотно, если иметь в виду, что идеологи выбрали главным объектом воздействия сознание человека. Действительно, что бы мы ни говорили, но именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение.

Идеологическая машина рассматривает человека не в качестве личности, а как единицу толпы, ориентируется не на человеческое «я», а на обобщающее «мы». Такой принцип действует и в системе образования и во всех остальных сферах общественной жизни. Массовость, которая несовместима с развитием творческого потенциала человека, стала одной из главных характеристик современности. Можно утверждать, что идет процесс, направленный на зомбирование человеческой психики, он все больше из цели превращается в средство государства и иных заинтересованных структур. Наблюдаемые сегодня массовые психозы, беспорядки, преследования по национальным, партийным и иным признакам есть звенья одной цепи. По большому счету, несамостоятельное, зомбированное сознание можно направить на решение любых задач, и в первую очередь деструктивных, так как они не требуют творческого подхода или интеллектуальных усилий. Но это опасное оружие, которое может в любой момент выйти из-под контроля и нанести удар по своим же хозяевам. Во многих событиях последних лет, происходящих в России, чувствуется невидимая рука, умело манипулирующая неразумной и разъяренной толпой. Поиски врагов все не прекращаются, ведь именно они нам мешают жить достойно, как утверждают официальные идеологи. Можно предположить, что таким образом людей отвлекает от главных причин неустроенность их быта.

Современный человек все более становится зависимым от внешних условий, что мало способствует формированию его личности. Несвободный индивид лишь мнит себя свободным, он даже не догадывается о своем рабском положении, прежде всего свою зависимость от низших инстинктов и страстей. Уже никто не верит в сократовский интеллектуальный идеализм, согласно которому между истинными знаниями и добродетельной деятельностью человека существуют прямо пропорциональные отношения. Все это говорит о сложности и неоднозначности нашего сознания, о необходимости создания нетривиальных средств для выявления его сущности. Создание условий, способствующих раскрытию творческих сил каждого, является той заветной целью, к которой стремится всякий социум. «Воспитание души, - пишет В. П. Зинченко, - вечная проблема. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. И то, что человечество все еще существует, - лучшее свидетельство тому, что такие пути, в конце концов, отыскиваются» .

В нашей стране идет активная борьба за «умы и души» молодых людей. Партия, находящаяся у власти, не столько преследует цель, направленную на обеспечение более счастливой жизни для граждан, сколько пытается удержаться у власти любой ценой. Для пропаганды тех или иных норм жизни используются все возможные средства, находящиеся в руках правящего класса. Таким образом, формируется общественное сознание, которое ока-

зывает непосредственное влияние на процесс становления сознания индивида. К. Маркс как настоящий ученый раскрыл тайну механизма обогащения капиталистов и сделал свое открытие достоянием общественности. Что случилось потом, мы знаем - весь мир сотрясали социальные катаклизмы в течение столетия. Отреченные от результатов своего же труда, люди боролись за неотъемлемые права личности. «Социальный психоаналитик» К. Маркс раскрыл тайну латентного формирования сознания человека в условиях капиталистических отношений. И это открытие - одна из первых попыток освободить человека от индустрии манипуляции, а в широком смысле - от порабощения человека человеком. В этой связи становится понятным, почему в конце прошлого века в России учение марксизма стало подвергаться резкой критике. Идеологи новых отношений знали, что это учение своего рода оружие обездоленных людей против диктата волчьих законов капитализма. Знание действительно является силой, которую нельзя не учитывать, если мы желаем объяснить механизмы того или иного социального конфликта.

В. А. Лекторский утверждает, что тексты и знания есть необходимый элемент всякой цивилизации, и если исчезнут первые, то и человечества как такового не будет. Трудно с этими словами не согласиться. Но знание знанию рознь. Поэтому для установления буржуазного менталитета в России стали пропагандировать западную научную и художественную литературу соответствующего содержания. Но особая заслуга, конечно, принадлежит индустрии кино. Так происходило выявление и культивирование в структуре человеческой природы элемента стяжательства и мещанства. Период первоначального накопления капитала - это страшное время, когда выражение Homo homini lupus est можно понимать буквально. Но финансовая олигархия из-за боязни потерять все несколько сдала свои позиции, и жестокая эксплуатация человека сменилась более либеральной экономической политикой. Капитал, сращиваясь с властью в единое целое, при помощи средств массовой коммуникации формирует адекватный с их точки зрения духовный мир человека. Официальная пропаганда преследуй цель превращения установок и ценностных ориентиров общества во внутренние принципы и нормы каждого индивида. Существующие в сознании человека ориентиры во многом определяют поведение человека. Конечно, ценностная система молодежи отражает общую духовную ситуацию, сложившуюся в России. Сегодня ярко обозначились последствия внедрения в сознание россиян чисто эгоистических устремлений. А если учесть, что ценности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, то можно сделать вывод, что уже целое поколение прошло «школу» потребительского индивидуализма. Й. Хейзинга для характеристики неразвитого, инфантильного сознания человека вводит понятие пуерилизма, под которым он понимает сферу деятельности, в которой человек ведет себя как бы по мерке отроческого или юношеского возраста. «Сюда попадает, - пишет Й. Хейзинга, - например, легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам... Состояние духа незрелого юнца, не связанное с вос-

питанием, формой и традицией, в каждой области тщится получить перевес и слишком хорошо в этом преуспевает» .

Правда, нужно добавить, что такой «успех» носит временный характер и вскоре улетучится как сама молодость. Современная индустрия сознания эксплуатирует детский труд, использует юношеский задор и неисчерпаемую энергию. Когда молодому человеку, не имеющему ни базового образования, ни должного воспитания, ни опыта, говорят, что он талантлив и «раскручивают» его, зарабатывая на этом деньги, то в таком случае, с моей точки зрения, молодому человеку наносится глубокая психологическая травма, от которой трудно оправиться. В таких ситуациях воспитание сводится к привычке вести себя согласно определенному стереотипу. Тяжело смотреть на подростка, которого убедили в том, что он великий талант и которому в мире нет равных. По сути дела это уже ущербный в моральном отношении человек, который более не поддается воспитанию. Манипуляторы искусно скрывают «ниточки», которыми они повелевают своими манекенами.

Ф. Бэкон считал, что между внешней красотой человека и его внутренним миром существуют обратно пропорциональные отношения. «Почти не наблюдается, - пишет Ф. Бэкон, - чтобы очень красивые люди в других отношениях обладали большими достоинствами, как будто природа, выпуская их в свет, скорее, была озабочена тем, чтобы не допустить ошибки, а не тем, чтобы произвести совершенство. И поэтому они оказываются лишенными недостатков, но не обладают возвышенностью духа и заботятся, скорее, о манерах, чем о добродетели» .

Красота, с точки зрения английского ученого, делает молодость беспутной, за что приходится расплачиваться в старости. С другой стороны, конечно, молодой человек в своем творческом порыве должен чувствовать, что он, как принято говорить в таких случаях, «схватил Бога за бороду», и критические замечания более опытных товарищей не должны быть деструктивными, направленными на искоренение раньше положенного срока юношеского максимализма. Думается, что и после критики молодой человек должен верить, что у него в руках именно борода и что она принадлежит именно Богу. Но тем не менее приобщение к традициям и многовековой культуре более полезно, с нашей точки зрения, чем нигилизм, заправленный эгоизмом и нонконформизмом. В нашем обществе существуют двойные стандарты морали. Если в процессе обучения и воспитания в сознание учащихся вносятся идеи добра и справедливости, то в реальной жизни они сталкиваются с откровенной ложью официальных лиц, несправедливостью, беспардонным воровством из государственной казны денег налогоплательщиков и т. д. В сознание молодых людей вносятся несовместимые друг с другом ценности, с одной стороны - через процесс обучения и воспитания, а другим источником выступает реальная российская действительность. В случае неразрешимости этих противоречий подрастающее поколение будет искать «выход» в мире иллюзий при помощи наркотиков, алкоголя.

Во все времена люди прилагали немалые усилия для того, чтобы осуществить определенное воздействие на психику и сознание другого человека. Существуют целые традиции, направленные на некоторое преобразова-

ние сознания. Особое внимание уделялось категории знания, так как оно в содержании нашего сознания занимает центральное место. Знание принято определять как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Существует традиция, которая признает знание единственным элементом человеческого сознания. Тезис об определяющей роли знания в сознании оставался актуальным на протяжении тысячелетий. Общество, которое не заботится о своем подрастающем поколении, не имеет никакой перспективы на будущее, оно обречено на вымирание. Интеллектуальный потенциал общества не является какой-то абстракцией, он складывается из отдельных умственных сил, присущих конкретным людям. Такой потенциал формируется на протяжении многих десятилетий и является результатом функционирования хорошо организованной системы образования. Социальная дифференциация в обществе породила и дифференциацию в сфере образования. В настоящее время существуют как обычные школы, так и различного рода лицеи, колледжи, гимназии. Без сомнения, новые формы обучения направлены на повышение уровня образования и увеличение эффективности учебно-воспитательной работы. Но при всех достоинствах новых форм обучения нельзя не отметить и некоторые негативные моменты этого процесса. В частности, концентрация наиболее одаренных учащихся в элитных учебных заведениях обескровливает обычную школу.

Если сознание есть особый вид энергии и является проявлением творческой сущности человека, то эта энергия обнаруживается во всех областях его социальной практики. А потому сферу образования можно рассматривать как ответственную за формирование и «распространение» этого вида энергии. В ходе обучения и воспитания происходит своеобразное накопление и трансформация этой энергии в творчески активную и социально значимую деятельность. Резкая социальная дифференциация привела к тому, что система образования стала ареной борьбы различных сторон. Многочисленные политические партии и группировки объектом идеологической обработки выбрали именно систему образования от школы до вузов. Расчет, конечно же, верен: кто овладеет «умом и сердцем» подрастающих поколений сегодня, тот будет безраздельно господствовать завтра. Современное образование является сферой борьбы, миниатюрной копией борющихся стремлений и тенденций. В соответствии с этим образованный человек многократно детерминирован в своем духовном горизонте.

Так что же можно предпринять в нашу эпоху перемен? Каковы шансы реально противостоять процессу зомбирования людей? Сфера педагогической деятельности, без сомнения, является своеобразным форпостом этой борьбы. Думается, что весьма эффективным орудием является личный пример преподавателя. Нужно помнить, что существует мир сакральный и мир профанный. Сфера образования в большей степени имеет дело с первой категорией явлений. Знания - это священный опыт человечества, который имеет свой статус и никоим образом не связан с предвыборными интересами той или иной группировки людей. Поэтому в процессе обучения актуальным будет лозунг - отвлечемся от приходящего и займемся вечным.

Кроме того, для формирования самостоятельного мышления необходимо вводить в сознание человека долю сомнения, чтобы он не просто верил на слово, а умел и стремился проверять новую информацию. Если необходимо воспитать человека не только убежденного в могуществе знания, но и умеющего применять знания в практике, то нужно примешивать к «несомненному» дозу скепсиса.

В настоящее время социальная практика человека все больше становится интеллектуальной, он все больше работает с информацией, со знаниями, чем с материальными объектами. Но избыток информации может оказаться гораздо опаснее ее недостатка. Использование человеком техники имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, сейчас нам уже невозможно обойтись без современных методов технической обработки информации. Но всеобщая компьютерная грамотность, кроме всего прочего, служит благодатной почвой для воспитания человека «среднего», не обремененного специфическими физическими и ментальными отличительными чертами. Используя безоговорочный авторитет науки в общественном сознании, а также методы научного анализа, средства массовой коммуникации пытаются выступать в качестве истины в последней инстанции. В сознании индивида они постепенно превращаются в «посредников» между миром и человеком. Возможно, именно поэтому у нас столь популярны различные информационно-аналитические программы, которые по сути дела осуществляют процесс мышления вместо каждого из нас и выдают потребителю уже «готовый продукт» в виде политических и иных деклараций.

Литература

1. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 119-136.

2. Хейзинга Й. Homo Ludens (Человек играющий). М.: Эксмо-Пресс, 2001. 352 с.

3. Бэкон Ф. О красоте // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 347-486.

FACTORS OF MODERN SOCIETY, DETERMINING HUMAN CONSCIOUSNESS

Zhumageldy K. Kenispaev

Dr. Sci. (Philos.), Prof., Department of Philosophy and Culturology, Altai State

Pedagogical University

55 Molodezhnaya St., Barnaul 656031, Russia

E-mail: [email protected]

The article analyzes the complex mechanism of forming human consciousness in modern society. We suggest that investigation of the factors influencing the consciousness of an individual is one of the important tasks of philosophy. It is the spiritual sphere that determines behavior, thinking and world view of a human. At present, it is necessary to ascertain the existence of an entire industry of consciousness. Recently the impact on consciousness is not of an individual character, as it was in traditional societies, today it is an entire branch that allows forming a certain mentality in recipients. If in the period of developing philosophical thought the special place was occupied by subject-to-subject relations, or the "teacher-pupil" principle, at the present stage the process of socialization and social transmission has more subjective-objective character.

Keywords: human, consciousness, society, philosophy, culture, spirituality, ideology, science, mass media, civilization.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

  • · начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
  • · вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Сознание в жизни индивида - это широкая сфера жизненного опыта, охватывающая обширные области человеческого бытия. Благодаря сознанию человек приспосабливается к постоянно меняющемуся миру и сам изменяет и его, и себя во имя достижения счастья.

Сознание было бы ненужной роскошью, если бы не обладало неким предвидением, целеполаганием, то есть способностью мысленно заглядывать за горизонт настоящего, преобразовывать мир природы и общества в соответствии с законами его развития, с потребностями и духовными интересами самого индивида. В основе же сознательной целеполагающей деятельности человека лежит его неудовлетворенность миром и обществом и стремление изменить их к лучшему, придав им такие характеристики, которые отвечали бы растущим потребностям каждого члена общества. Человеческое сознание способно не только идеально отражать реально существующее бытие, целеполагать его изменение, но и отрываться от него.

Перед взором разумного человека предстает бесконечное бытие природы и общества. Если рассматривать сознание личности как социально-психический феномен, укоренившийся в духовном мире индивида, то в нем можно выделить три специфических функционально-содержательных направления.

Специфическими они называются потому, что присущи только сознанию как высшей ступени человеческой психики; без них оно в принципе существовать не может.

Первым таким направлением в сознании является мировоззрение, представляющее собой осознанный взгляд человека на мир как таковой. Мировоззрение формируется в результате образования и воспитания либо под воздействием социальной среды.

Второе направление - идеология в сознании личности. Это проявление заинтересованного взгляда человека на общественные связи и отношения, в которые он объективно вступает.

И третье направление в сознании индивида - это его собственный взгляд на самого себя и свои потенциальные возможности, или самосознание. Именно оно выделяет человека из окружающей среды. Только сознавая себя, люди берут на себя ответственность за преобразование мира природы и общества.

«У каждого есть перед глазами определенная цель, - писал К. Маркс, - которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца» Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., 2 изд.- т. 20 - С. 490.

Человек не рождается с развитым сознанием. Он его совершенствует, овладевая духовной культурой и насыщая свою память самой разной информацией. Давно известно, что лишенный до определенного возраста общения со взрослыми людьми ребенок уже не способен по-человечески воспринимать мир и адекватно выстраивать свое поведение (эффект Хаузера). По наследству передается лишь некая предрасположенность человеческого организма к формированию сознания. Ч. Дарвин установил, что врожденные качества - это нижайшая ступень психической деятельности человека.

Современных ученых-медиков и философов не надо уже убеждать в том, что любой человеческий индивид способен обрести свою субстанциальную «самость» - сознание, лишь «погружаясь в социально-культурную среду», активно взаимодействуя с себе подобными. Статус человека, обладающего сознанием, способностью к созиданию, реализуется только в результате активной деятельности общества в диапазоне культурной социализации каждого индивида.

Если способ и характер поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК, то «программой», определяющей статуе человека, является культурная, профессиональная, научная, философская нацеленность. Просвещение и образование, образцы личного поведения родителей, учителей являются источниками развития сознания. Помимо «генетических инструкций» сформировались морально-этические и правовые нормы, историческая преемственность.

Речь идет о принципиально новом качественном явлении на Земле - культуре, то есть об определенной сверхприродной нормативно-ценностной системе регулирования осмысленного поведения человека. Ф.Н. Леонтьев писал: «Культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, силой которой они образуются и воспроизводятся» Леонтьев, А. Н. Индивид и личность - В кн: Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб., 2002.- С. 40--41. .

Человеческий индивид, обладая природной способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (как природной, так и социальной), в основном полагается на свой разум, сознание, выработанное обществом. Куда бы ни забрасывала судьба человека - в джунгли или тундру, на южный полюс или в пустыню, из мира цивилизации в мир, не тронутый культурой, - он, в отличие от животных, способен проявлять необходимую пластичность физиологических реакций в ответ на изменение внешних обстоятельств силой своего сознания. Однако при всей их широте и мобильности адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда динамика и характер изменений в природной среде превышают его способность к приспособлению, имеют место патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели. В этой связи возникает необходимость соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человеческой популяции, определения сознанием личности допустимых пределов воздействия на сферу неживой природы и биосферу.

Сознание человеческого индивида имеет огромное значение для жизни и деятельности не только его самого, но и тех людей, с которыми он общается. А поскольку индивидуальное сознание формируется под непосредственным воздействием социальных отношений, оно выступает как совокупность социальных значений в разных видах и формах общественного сознания.

Философское осмысление феномена сознания личности как социального фактора позволило понять и оценить его в диалектическом единстве с природными (психическими) и общественными условиями как формирующими компонентами. Условно физическую (биологическую) природу современного человека можно считать радикально преобразованной общественным сознанием. Выражаясь точнее, биология ныне не столько преобразована, сколько культурно и физиологически «перезагружена». Переход человека из животного мира в мир сознания и социально-культурного формирования философия оценивает не иначе как революционный скачок, сравнимый, пожалуй, только с возникновением живой материи. Речь, по существу, идет о появлении принципиально нового биологического вида, о начале исторического движения - духовного саморазвития человека, созидающего многообразные формы общественного сознания.

Таким образом сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Дремов, С.В. Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблем в психиатрии / С.В. Дремов- Новосибирск, 2001 - С. 176

Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию.