Моисей был евреем. Краткое жизнеописание ветхозаветного пророка моисея

Моисей в иудаизме

Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так называемых казней египетских: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб, мошек, пёсьих мух; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Память пророка Моисея отмечается Христианской церковью 17 сентября (нов. ст.).

Моисей в исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى ‎‎). Он - пророк в исламе , которому был ниспослан Таурат .

Призвание Мусы на пророчество

Муса - один из потомков пророка Якуба . Он родился и некоторое время прожил в Египте . В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу , который в это время владел Мадьяном.

Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет , мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене: - Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.

Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я - Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.

Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я - Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.

Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».

Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.

Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун , который был праведным человеком. Муса воззвал к Владыке своему:

«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».

Аллах сказал ему: «О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун. Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему: - Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров. Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».

Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять Ислам.

Смерть Мусы

Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю (Палестина), где жили злые великаны. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока великаны живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.

Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.

Пророк Муса продолжал призывать людей к соблюдению Ислама - к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.

См. также

Первоначальная версия этой статьи была взята из

Моше (по-русски Моисей) - лидер еврейского народа, выведший его из египетского рабства.

В еврейском народе его часто называют «Моше-рабейну» («Моше, наш учитель»).

Через Моше Всевышний на горе Синай передал евреям Тору , которая так и называется - «Торат Моше» («Тора Моисея»).

Родился в Египте 7-го Адара 2368 г. от Сотворения мира (1392 г. до н.э.).

Умер на горе Нево, на восточном берегу реки Иордан, 7 адара 2488 г. (1272 гг. до н.э.), так и не войдя в Святую землю.

Моше - младший брат пророчицы Мирьям и Аарона , родоначальника рода коэнов - первосвященников .

Рождение и детство во дворце

15 ияра закончились запасы хлеба, взятого из Египта (Шабат 87б, Раши; Седер олам раба 5; Раши, Шмот 16:1 ). Люди зароптали, упрекая Моше и Аарона. Но уже на рассвете 16 ияра на стан выпал ман (манна небесная) . С тех пор ман выпадал каждое утро до смерти Моше.

В тот день, когда ман выпал впервые, Моше установил (Брахот 48б; Седер адорот ).

28 ияра на стан напало войско амалекитян . Моше назначил полководцем Йеошуа бин Нуна из колена Эфраима, а сам поднялся на холм и молился там с вознесенными к небесам руками.

Дарование Торы

Сыны Израиля подошли к горе Хорев, она же гора Синай.

Ранее на этой же горе Моше увидел горящий куст и впервые удостоился пророчества.

6 сивана 2448 г . весь пережил откровение у горы Синай.

Моше поднялся на гору, чтобы получить там Тору, и пребывал там сорок дней.

Согласно мидрашу, Моше-рабейну за это время достиг небывалого духовного уровня.

Но, кроме него, Всевышний открылся всему народу Израиля - каждому из присутствовавших там сотен тысяч евреев.

Дарование Торы было беспрецедентным событием, и в честь него празднуется праздник Шавуот .

Через сорок дней Моше спустился с объятой огнем горы Синай, неся в руке каменные Скрижали Завета с начертанными на них 10 Заповедями .

Грех и искупление

Аарон и старейшины, вышедшие навстречу Моше, увидели, что его лицо ярко светится, но сам он этого не заметил.

В пустыне

Следуя совету своего тестя Итро, Моше назначил судей и организовал судебно-правовую систему.

Кроме этого, Моше начал ежедневное обучение сынов Израиля Торе.

Он же передал повеление Б-га возвести Мишкан - переносной Шатер Откровения , чтобы в нем постоянно пребывала Шехина - Б-жественное присутствие. (Шмот 25:8-9, 35:4-19; Раши, Шмот 35:1 ).

Строительство переносного Мишкана было поручено юному Бецалелю .

Кроме того, необходимо было приготовить все для служения в переносном Храме, включая жертвенник, Ментору и одежды для коэнов.

По воле Б-га, Моше назначил Аарона и его сыновей священнослужителями, а колено Леви - служителями Шатра (Шмот 28:1-43; Шмот раба 37:1 ).

1 Нисана 2449 года Шехина обрела постоянное пристанище на земле в Святая Святых Шатра Откровения.

Мишкан, построенный Моше в пустыне, стал прообразом Иерусалимского Храма, построенного в последствии царем Шломо (Соломоном) .

Как гласит мидраш, из-за грехов первых поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков сумели «вернуть» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви - на третий, Кеат - на второй, Амрам - на первый, а Моше возвел для Шехины постоянную обитель - Шатер Откровения (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2 ).

Во время пребывания евреев в пустыне, Всевышний обращался к Моше из Святая Святых в Шатре Откровения, обучал его Торе и передавал через него заповеди.

Через некоторое время стан евреев отправился с места в путь - к Земле Израиля.

После первого же перехода народ стал роптать и жаловаться (Бемидбар 11:1, Раши ).

Б-г повелел, чтобы в помощь Моше было избрано 70 старейшин (Бемидбар 11:16-17, 24-25 ).

Двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, начали пророчествовать в стане сынов Израиля (Бемидбар 11:26-27, Раши ). Они говорили: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю» (Санхедрин 17а; Раши, Бемидбар 11:28 ).

Ученик Моше Йеошуа бин Нун попросил: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, чтобы Б-г осенил их Своим духом!» (Бемидбар 11:28-29 ).

Когда Израиль подошел к границе Святой Земли, народ выступил с предложением послать разведчиков, чтобы «разведали нам страну и рассказали о дороге, по которой нам идти, и о городах, в которые нам вступать» (Дварим 1:20-22 ).

Было послано 12 разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, 10 разведчиков

запугали евреев и отговорили вступать в землю Израиля. Только двое, Йеошуа бин Нун и Калев, выступили в поддержку завоевания.

Люди подняли плачь, говоря: «Лучше бы мы умерли в Египте или в этой пустыне! Зачем Б-г ведет нас в эту страну?…» и «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» Случилось это в ночь на 9 Ава - дата, в которую в последующей истории евреев произошли многие печальные события.

Вследствие греха разведчиков Всевышний вынес решение: это поколение не войдет в святую Землю, а будет скитаться по пустыне в течение 40 лет. И только дети вышедших из Египта войдут в землю Израиля и завоюют ее.

Бунт против Моше и Аарона поднял Корах, один из вождей левитов. Корах и его сообщники обвиняли Моше и Аарона в том, что те узурпируют власть, и что Моше распределяет все важнейшие назначения по своему усмотрению.

Тора говорит, что «земля разверзлась» под ногами вождей мятежников и поглотила их, «и вышел огонь от Б-га и пожрал двести пятьдесят сообщников Кораха» (Бемидбар 16:20-35 ).

Но на следующий день народ стал обвинять Моше и Аарона в том, что те сознательно содействовали гибели 250-ти вождей общины.

Тогда среди народа начался губительный мор. И Моше приказал Аарону воскурить благовония, «чтобы искупить их, ибо изливается ярость Б-га» (Бемидбар 17:9-11 ). Как говорит Писание, Аарон «встал между умершими и живыми» - и мор прекратился (Бемидбар 17:12-13).

Испытание с посохом и скалой

На сороковой год скитаний по пустыне умерла сестра Моше - пророчица Мирьям.

Мидраш говорит, что в заслугу Мирьям на каждой стоянке сынов Израиля оказывался источник воды. Ушла Мирьям - «ушел» и источник.

Люди, изнывающие в пустыне от жажды, окружили Моше и Аарона, упрекая их и прося воды.

Б-г повелел Моше взять посох и обратиться к скале, чтобы словом извлечь из нее воду для сынов Израиля.

Моше и Аарон вновь вышли к народу, и Моше произнес: «Слушайте-ка вы, бунтари! Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» - и он дважды ударил посохом по скале, из которой обильно хлынули потоки воды (Бемидбар 20:7-11, Рашбам и Хизкуни ).

И тогда Всевышний сказал Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» (Бемидбар 20:12 ).

Согласно мидрашу, наказание постигло их за то, что Моше не ограничился только словом, а ударил по скале. Ведь, если бы они обратились к скале, и полилась вода, то Имя Всевышнего было бы освящено на глазах у всего народа, и люди стали бы говорить: «Если уж скала, лишенная слуха и речи, выполняет повеление Б-га, так и нам тем более следует выполнять!» (Мидраш-Агада 67; Раши, Бемидбар 20:11-12 ). А посох следовало взять не для того, чтобы бить им по скале, но чтобы напомнить сынам Израиля о прошлых мятежах, а также о чудесах, которые были для них совершены (Рашбам, Бемидбар 20:8 ).

Согласно другому объяснению, Моше и Аарон были наказаны за слова «Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» - но следовало сказать: «…Б-г извлечет для вас воду». Ведь из-за этих слов народ мог ошибочно заключить, будто чудо было совершено силой их магического искусства, а не Всевышним (р. Хананель, см. Рамбан, Бемидбар 20:8-13; Шалмей Нахум ).

Знатоки сокровенного учения указывают: если бы Моше сам ввел народ в Землю Израиля, то он построил бы Храм, который уже никогда не был бы разрушен, - но для этого весь народ Израиля должен был пребывать на уровне высочайшей праведности. А поскольку то поколение сынов Израиля не было готово к воцарению Машиаха , оно продолжило бы нарушать волю Б-га в Святой Земле точно так же, как и в пустыне. И тогда вся сила гнева Всевышнего обрушилась бы не на Храм, который не подлежал разрушению, а на согрешивший народ - до его полного истребления, не дай Б-г. И поэтому Всевышний сказал Моше: «Вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» - «не введете», ибо духовный уровень поколения не соответствует высочайшей святости этой земли (Ор ахаим,Бемидбар 20:8, Дварим 1:37; Михтав меЭлияу 2, с. 279-280 ).

Вместе с тем своими ударами по скале Моше избавил сынов Израиля от грозящего им в будущем полного истребления - ведь теперь история сложилась совершенно иначе: народ вошел в Святую Землю под предводительством Йеошуа бин Нуна, Храм построил царь Шломо, а когда чаша грехов сынов Израиля переполнилась, Б-г «уничтожил в Своем гневе бревна и камни, (из которых был возведен Храм)» (Шохер тов 79 ), - а народ был отправлен в спасительное изгнание.

Однако оставалась открытой и другая возможность: Моше мог бы действовать без всяких объективных расчетов, уповая лишь на милосердие Всевышнего. И если бы он, принимая во внимание только заслуги сынов Израиля, а не их пороки и недостатки, ограничился словами, обращенными к скале - возможно, и Всевышний подошел к грехам народа Израиля только со Своей Мерой Милосердия, а не с Мерой Суда, и народ Израиля удостоился бы вступить в Святую Землю под предводительством Моше и поселиться там навсегда (Оэль Йеошуа 2; Михтав меЭлияу 2, с. 280 ).

Завершение странствий

В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарон (Ялкут Шимони, Хукат 764 ).

На рассвете Моше встретил брата у Шатра Откровения. На глазах всей общины он провел Аарона на вершину горы Ор, где тот и умер (Бемидбар 20:27 ).

Весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28-29, Таргум Йонатан ).

Через несколько месяцев еврейский народ двинулся по направлению к границам Святой Земли. 40 лет скитаний по пустыне подходили к концу.

Путь их лежал через царство Сихона, царя эморейцев. Но в ответ на просьбу пропустить их, Сихон вышел навстречу с войском. В завязавшемся сражении евреи одержали победу, и, преследуя врага, захватили их столицу и всю их страну - от реки Арнон до реки Ябок, где начинались рубежи Ога, царя Башана (Бемидбар 21:21-26; Дварим 2:18, 2:26-36; Седер олам раба 9; Ягельлибейну ).

Ог выступил им навстречу. Под предводительством Моше евреи разгромили и его войско, а затем овладели его страной (Бемидбар 21:33-35; Дварим 3:1-11; Ягельлибейну ).

Колена Реувена и Гада обратились к Моше с просьбой передать им во владение земли Сихона и Ога - восточный берег Иордана, богатый пастбищами. Моше поставил условие: если колена Реувена и Гада пойдут вместе со всем народом на завоевание Кнаана по ту сторону реки, то затем получат во восточный берег (Бемидбар 32:1-33 ).

К двум коленам присоединилась часть колена Менаше, у которой также было много стад (Рамбан, Бемидбар 32:33 ).

Моше разделил восточный берег между ними, предназначив каждому из них особый надел (Бемидбар 32:33; Дварим 3:12-16; Йеошуа 13:15-32 ).

Моше также выделил на этом берегу три города-убежища , в которых должны были скрываться совершившие неумышленное убийство (Дварим 4:41-43 ).

Перед смертью Моше

Первого швата 2488 года Моше собрал всех сыновей Израиля и стал готовить их к переходу через Иордан.

Вначале он напомнил им весь пройденный за сорок лет путь - от исхода из Египта до сего дня (Дварим 1:1-3:29 ).

В своей речи Моше дал сынам Израиля суровые наставления, предсказав, что произойдет с ними в отдаленном будущем. Вслед за этим Моше повторил еще раз все основные законам Торы (там же 4:1-28-69 ). Это обучение продолжалось день за днем в течение пяти недель - до шестого адара (Седер олам раба 10; Седер адорот ).

В то же время, с начала месяца адар Моше вновь настойчиво молил Всевышнего оставить его в живых и позволить войти в страну Кнаан (Ваикра раба 11:6 ). Причина его страстного стремления к Святой Земле заключалась в том, что многие заповеди можно выполнять только там, - а Моше старался выполнить все заповеди Торы (Сота 14а ).

Наконец, шестого адара Б-г сказал Моше: «Вот, приблизились дни твои к смерти. Призови Йеошуа - станьте в Шатре Откровения, и Я дам ему повеления» (Дварим 31:14; Седер олам раба 10; Седер адорот ).

Моше поставил Йеошуа перед всем народом и напутствовал его так, как внушил ему Б-г (Бемидбар 27:22-23; Дварим 31:7-8 ). Затем Моше возвел своего ученика на трон, и пока Йеошуа говорил перед народом, Моше стоял рядом с ним (Бейт амидраш 1, 122; Оцар ишей аТанах, Моше 48 ).

Попрощавшись с коленами Израиля, Моше дал им свои благословения (Дварим 31:1, 33:1-25; Седер олам раба 10; Ибн Эзра, Дварим 31:1 ).

На протяжении 40 лет Моше записывал заповеди и отдельное разделы Торы на листах пергамента. Согласно преданию, перед смертью он сшил их в единый свиток (Гитин 60а, Раши ).

Кроме того, он оставил после себя одиннадцать написанных им псалмов (Теилим) .

Согласно одной из версий, Моше также передал народу Израиля написанную им книгу Ийова : в ней он изложил трагическую историю праведника Ийова , которая началась в день, когда перед сыновьями Израиля рассеклись воды Тростникового моря (Бава батра 14б; см. выше в гл. 5 «Исход» ).

Ближе к вечеру Творец повелел Моше подняться на Гору Нево.

На вершине горы Творец показал ему всю землю Кнаан: пророческое зрение Моше преодолело пространственные ограничения, и он смог увидеть северные и южные рубежи страны, а также далекое Средиземное море, служащее западной границей Святой Земли (Дварим 34:1-3; Сифри, Пинхас 135-136 ). Вместе с тем Б-г показал Моше будущее еврейского народа: всех его вождей от вступления в Кнаан до воскрешения мертвых (Сифри, Пинхас 139 ).

Моше бен Амрам был призван в Небесную Ешиву седьмого адара 2488 года /1272 г. до н. э./ - в тот же месяц и в тот же день, что родился (Седер олам раба 10; Мегила 13б; Танхума, Ваэтханан 6; Седер адорот ). Ему было ровно сто двадцать лет (и царем Давидом (Сукка 52б ).

Он был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Зоар 3, 260б; Оцар ишей аТанах с. 405 ).

Знатоки сокровенного учения указывают, что Царь-Машиах, который приведет народ Израиля к окончательному избавлению, будет новым воплощением души Моше, ведь написано: «Как в дни исхода твоего из земли Египта, явлю тебе чудеса» (Миха 7:15 ) - т.е. последнее избавление во многом повторит события исхода из Египта.

Моисей — величайший ветхозаветный пророк, основоположник иудаизма, который вывел иудеев из Египта, где они пребывали в рабстве, принял на Синайской горе от Бога Десять заповедей и сплотил израильские колена в единый народ.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа — Завет Новый.

Имя «Моисей» (по-еврейски — Моше́), предположительно египетского происхождения и означает «дитя». По другим указаниям — «извлеченный или спасенный из воды» (этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки).

Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Рождение Моисея

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я 1 (Исх.2:1 ). Его старшей сестрой была Мириам, а старшим братом — Аарон (первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты).

1 Леви́й - третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт.29:34 ). Потомками колена Леви́я являются левиты, на которых лежали обязанности священнослужения. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев.

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля 2 (XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране.

2 Иаков, или Яков (Израиль) - третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. От его сыновей произошло 12 колен народа Израильского. В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: «Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами». Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. А.В. Тыранов. 1839-42гг.

В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела её открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сказала: «это, должно быть, из еврейских детей». Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету, подошедшей к ней, сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам привела свою мать Иохаведу. Таким образом, Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына (Исх.2:10 ). Дочь фараона дала ему имя Моисей, что в переводе означает «вынутый из воды».

Нахождение Моисея. Ф. Гудолл, 1862

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Хатшепсут, дочь Тотмеса I, впоследствии знаменитая и единственная в истории Египта женщина-фараон.

Детство и юность Моисея. Бегство в пустыню.

Первые 40 лет своей жизни Моисей провел в Египте, воспитываемый во дворце как сын дочери фараона. Здесь он получил блестящее образование и был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами.

Хотя Моисей рос свободно, он все-таки никогда не забывал своих иудейских корней. Однажды он пожелал посмотреть, как живут его соплеменники. Увидев, как надсмотрщик-египтянин избивает одного из рабов-израильтян, Моисей вступился за беззащитного и в порыве ярости нечаянно убил надзирателя. Фараон узнал об этом и хотел наказать Моисея. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей убежал из Египта в Синайскую пустыню, что возле Красного моря, между Египтом и Ханааном. Он поселился в земле Мидиамской (Исх.2:15), расположенной на Синайском полуострове, у священника Иофора (другое имя – Рагуил), где стал пастухом. Вскоре Моисей женился на дочери Иофора, Сепфоре, и сделался членом этой мирной пастушеской семьи. Так прошло еще 40 лет.

Призвание Моисея

Однажды Моисей пас стадо и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и здесь явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен ярким пламенем и горел, но все-таки не сгорал.

Терновый куст или «Неопалимая купина» — это прообраз Богочеловечества и Богоматери и символизирует собой соприкосновение Бога с тварным существом

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. В знак того, что настало время нового, более полного Откровения, Он возвещает Моисею Свое Имя: «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Он посылает Моисея, чтобы тот от лица Бога Израилева потребовал отпустить народ из «дома рабства». Но Моисей сознает свою слабость: он не готов к подвигу, лишен дара слова, он уверен, что ни фараон, ни народ ему не поверят. Только после настойчивого повторения призыва и знамений он соглашается. Бог сказал, что у Моисея в Египте есть брат Аарон, который при необходимости будет говорить вместо него, а сам Бог будет учить обоих, что им делать. Для убеждения неверующих Бог дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю - и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост - и снова в руке его оказалась палка. Другое чудо: когда Моисей клал руку за пазуху и вынимал ее, она становилась белой от проказы как снег, когда он вновь клал руку за пазуху и вынимал ее – она становилась здоровой. «Если не поверят и сему чуду, – сказал Господь, – то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью».

Моисей и Аарон идут к фараону

Повинуясь Богу, Моисей отправился в дорогу. По пути он встретил своего брата Аарона, которому Бог приказал выйти в пустыню навстречу Моисею, и они вместе пришли в Египет. Моисею было уже 80 лет, его никто не помнил. Давно умерла и дочь прежнего фараона, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей и Аарон пришли к народу Израилеву. Аарон заявил соплеменникам, что Бог выведет евреев из рабства и отдаст им страну, текущую молоком и медом. Однако они поверили ему далеко не сразу. Их страшила месть фараона, страшил путь по безводной пустыне. Моисей сотворил несколько чудес, и израильский народ поверил в него и в то, что настал час освобождения от рабства. Тем не менее ропот против пророка, начавшийся еще до исхода, вспыхивал затем неоднократно. Подобно Адаму, который был свободен подчиниться высшей Воле или отвергнуть ее, новосозданный народ Божий познал искушения и падения.

После этого Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу:«Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал: «Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх.5:1-2)

Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные «казни» (несчастия, бедствия). Царь не послушался – и угрозы посланника Божия сбылись.

Десять казней и учреждение праздника Пасхи

Отказ фараона выполнить повеление Божие влечет за собой 10 «казней египетских» , серию страшных стихийных бедствий:

Однако казни лишь еще больше ожесточают фараона.

Тогда разгневанный Моисей пришел к фараону в последний раз и предупредил: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона…до первенца рабыни…и все первородное из скота». Это была последняя самая лютая 10-я казнь (Исх.11:1-10 – Исх.12:1-36).

Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь.

Ночью Египет постигло страшное бедствие. «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца».

Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолунье весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи . Слово «пасха» значит «проходить мимо,» потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов.

Отныне Пасха будет знаменовать освобождение Народа Божия и его единение в священной трапезе — прообразе Евхаристической Трапезы.

Исход. Переход через Чермное море.

Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. В Библии указано число ушедших «600 тыс. евреев» (не считая женщин, детей и скот). Ушли евреи не с пустыми руками: перед бегством Моисей велел им просить у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а также богатые одежды. Везли они с собой и мумию Иосифа, которую в течение трех дней разыскивал Моисей, пока его соплеменники собирали имущество у египтян. Бог сам вел их, находясь днем в облачном столпе, а ночью - в столпе огненном, так что беглецы шли днем и ночью, пока не вышли к берегу моря.

Тем временем фараон понял, что евреи его обманули, и бросился за ними в погоню. Шестьсот боевых колесниц и отборная египетская конница быстро настигали беглецов. Спасения, казалось, не было. Евреи - мужчины, женщины, дети, старики - толпились на берегу моря, готовясь к неизбежной смерти. Только Моисей был спокоен. По повелению Бога он протянул руку к морю, ударил по воде своим жезлом, и море расступилось, освободив дорогу. Израильтяне пошли по морскому дну, а воды моря стеной стояли справа и слева от них.

Увидев это, египтяне погнались за евреями по дну моря. Колесницы фараона были уже на середине моря, когда дно неожиданно стало настолько вязким, что они едва двигались. Тем временем израильтяне выбрались на противоположный берег. Египетские воины поняли, что дело худо, и решили повернуть назад, но было поздно: Моисей вновь протянул руку к морю, и оно сомкнулось над войском фараона…

Переход через Чермное (ныне Красное) море, совершившийся перед лицом неминуемой смертельной опасности, становится кульминацией спасительного чуда. Воды отдалили спасенных от «дома рабства». Поэтому переход стал прообразом таинства крещения. Новое прохождение через воду есть также путь к свободе, но к свободе во Христе. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…» Эта торжественная песнь израильтян Господу в лежит в основе первой из девяти священных песней, составляющих песенный канон, ежедневно воспеваемый Православной Церковью на богослужении.

По библейскому преданию, израильтяне прожили в Египте 430 лет. А Исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до Р.Х. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н. э., за 480 лет (~5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3Цар.6:1). Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Чудеса Моисея

Исход евреев из Египта

Дорога в Обетованную Землю пролегала через суровую и огромную Аравийскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры) (Исх.15:22–26), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в воду кусок какого-то особого дерева.

Вскоре, дойдя до пустыни Син, народ начал роптать от голода, вспоминая Египет, когда они «сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» И Бог услышал их, и послал им с неба манну небесную (Исх. 16).

Как-то утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налет оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Взрослые и дети бросились сгребать манну и печь хлеб. С тех пор каждое утро в течение 40 лет находили они манну небесную и питались ею.

Манна небесная

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах» (Чис.11:7). Согласно талмудической литературе, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики - вкус мёда, дети - вкус масла.

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом.

Моисей открывает родник в скале

Здесь на евреев напало дикое племя амалекитов, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17 ).

Синайский Завет и 10 Заповедей

В 3-й месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай и расположились станом против горы. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.

И вот пришел этот день. Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось 40 дней, и Бог передал Моисею две скрижали - каменные таблицы, на которых был записан Закон.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Десятословие (десять заповедей) легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля. Так Сыны Израиля стали народом - евреями .

Гнев Моисея. Учреждение скинии завета.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил. Ожидание показалось им слишком долгим и они потребовали у Аарона сделать им бога, выведшего их из Египта. Испугавшись их необузданности, тот собрал золотые серьги и сделал золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться.

Спустившись с горы, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

Моисей разбивает скрижали Закона

Моисей жестоко покарал народ за отступничество, убив около 3 тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. Бог смилостивился и явил ему славу Свою, указав ему расселину, в которой он мог видеть Бога сзади, потому что лица Его человеку невозможно видеть.

После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии, законах богослужения и учреждении священства. Считается, что в книге Исход перечислены заповеди, на первых разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп.

Через полгода была сооружена и освящена Скиния — большой, богато украшенный шатер. Внутри скинии стоял ковчег завета - деревянный, обитый золотом сундук с изображениями херувимов наверху. В ковчеге лежали принесенные Моисеем скрижали завета, золотая стамна с манной и жезл Ааронов процветший.

Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцать начальников колен израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, во свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и его потомков.

Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия — в священники и «левиты» (по-нашему — диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства.

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза - и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю — Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову… Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 - со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 - в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин , который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Светлана Финогенова

Пророк Моисей

Имя Моисей (по-еврейски - Моше) предположительно означает: «взятый из воды». Этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У Аврама и Иохаведы, из колена Левия, родился очень красивый ребенок. Мать, желая спасти его от смерти, угрожавшей ему ввиду приказания фараона убивать всех еврейских младенцев мужского пола, положила его в смоленой корзинке в камыши на берегу Нила. Там и нашла его, пришедшая купаться, египетская принцесса. Будучи бездетной, она усыновила его. Моисей, как сын принцессы, получил при дворе фараона блестящее, по тому времени, образование. То было время расцвета египетской культуры.

Будучи уже взрослым, Моисей однажды, защищая одного еврея, нечаянно убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с евреями-рабами. Поэтому Моисей вынужден был бежать из Египта. Поселившись на Синайском полуострове, Моисей прожил там 40 лет, пася стада у священника Иефора, на дочери которого он женился. У подножья горы Хорив Господь явился Моисею в образе несгорающего куста и повелел ему идти к египетскому фараону и освободить еврейский народ от тяжкого рабства. Повинуясь Богу, Моисей отправился с братом Аароном к фараону с просьбой освободить еврейской народ. Фараон упорствовал, и это навлекло на египетскую страну 10 казней (бедствий). В последней «казни» Ангел Господень поразил всех египетских первенцев. Еврейские же первенцы не пострадали, так как косяки дверей еврейских домов были помазаны кровью пасхального агнца (ягненка). С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолуние весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи. Слово «пасха» значит «проходить мимо», потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов. После этого евреи вышли из Египта, перейдя через Красное море, которое силой Божией разошлось в стороны. А гнавшееся за евреями египетское войско было потоплено в море.

На горе Синай Моисей получил от Бога десять заповедей, записанных на каменных скрижалях. Эти заповеди, а также другие религиозные и гражданские законы, записанные Моисеем, легли в основу жизни еврейского народа.

Моисей руководил еврейским народом во время его 40-летнего странствования по пустыне Синайского полуострова. В течение этого времени Бог питал евреев манной - белой крупой, которую евреи каждое утро собирали прямо с земли. Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия - в священники и «левиты» (по–нашему - диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных. Моисей не вошел в Обетованную землю; он умер в возрасте 120 лет на одной из гор на восточном берегу Иордана. После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную землю.

Моисей был величайшим пророком всех времен, с которым Бог, по выражению в Библии, «говорил лицом к лицу, как человек говорит с другом своим». По причине такой близости Моисея к Богу, его лицо постоянно сияло. Но Моисей, по скромности, закрывал свое лицо покрывалом. Нравом Моисей был очень кроткий. С детства он страдал косноязычием. Его жизнь и чудеса описаны в книгах Исход, Числа и Второзаконие.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Моисей Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

МОИСЕЙ МОИСЕЙ, М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее рас­пространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» - срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, - либо из коптск. mose, «дитя», входящего в ряд теофорных

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Моисей После переселения Иакова в Египет прошло более ста лет. К этому времени умерли Иосиф и все его братья, но их потомки расплодились, размножились, возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля египетская. В то время стал править в Египте новый фараон,

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Пророк Божий Моисей Когда мы говорим о ветхозаветном священстве, то его нельзя мыслить без Моисея. Он является основателем ветхозаветной Церкви и ее пастырства. Он - как бы пастыреначальник иерархического ветхозаветного священства. Это положение обязывает нас сказать

Из книги Библейские темы автора Сербский Николай Велимирович

Моисей Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Моисей Моисей - образ духовного наставника. .

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Пророк Моисей сходит с горы Синай (Исх., гл. 19, гл. 20) 25И сошел Моисей к народу и пересказал ему.И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:2Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.4Не делай себе

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

МОИСЕЙ РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯСемьдесят человек из рода Израиля пришли когда-то в Египет. Умер Иосиф, умерли братья его и все их поколение. Народ увеличивался числом и наполнил собой землю Египетскую. Новый фараон появился в Египте, не знавший Иосифа. И сказал он своим

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Пророк Боговидец МОИСЕЙ 4/17 сентября По смерти Иосифа потомство Иакова, отца его, в продолжение нескольких сот лет настолько размножилось в земле Египетской, что вся она переполнилась израильтянами и во время войны они одни могли выставить до шестисот тысяч человек

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора

Поучение 3-е. Св. пророк Моисей (Уроки из его жизни: а) Промысл Божий в жизни каждого из нас; б) будем не увлекаться блестящим внешним положением, но служить единому Богу) I. Между всеми священными лицами времен до пришествия Христова замечательнейшее есть пророк и Боговидец

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Св. пророк Иеремия (Почему каждый пророк терпит поношение от современников?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, –

Из книги Уроки священного писания. Теория абстрагирования автора Зулумханов Давуд

Моисей И умер Иосиф и все братья его и весь род их;а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Моисей Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим:2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,3 Иссахар, Завулон и Вениамин,4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был [уже] в Египте.6 И умер

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 13. Пророк Моисей – спаситель еврейского народа С жизнью пророка и законодателя Моисея связаны четыре последующие книги Пятикнижия: “Исход”, “Левит”, “Числа” и “Второзаконие”. Чем же вызвано столь особенное внимание к личности этого человека? Безусловно, тем

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Святой пророк Моисей Имя Моисей (по-еврейски – Моше) предположительно означает «взятый из воды». Этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У Аврама и Иохаведы из колена Левин родился очень

Из книги Лекции по пастырскому богословию автора Маслов Иоанн

Пророк Божий Моисей и его пастырское служение Изучая пастырское служение святых ветхозаветных пророков, необходимо подробнее остановиться на деятельности великого пророка Моисея, вся жизнь которого была посвящена целиком и полностью служению Богу и своему

Моисей - величайший ветхозаветный пророк, основоположник иудаизма, который вывел иудеев из Египта, где они пребывали в рабстве, принял на Синайской горе от Бога Десять заповедей и сплотил израильские колена в единый народ.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа - Завет Новый.

Имя «Моисей» (по-еврейски - Моше́), предположительно египетского происхождения и означает «дитя». По другим указаниям - «извлеченный или спасенный из воды» (этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки).

Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Рождение Моисея

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я 1 (Исх.2:1). Его старшей сестрой была Мириам, а старшим братом - Аарон (первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты).

1 Леви́й - третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт.29:34). Потомками колена Леви́я являются левиты, на которых лежали обязанности священнослужения. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев.

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля 2 (XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране.

2 Иаков, или Яков (Израиль) - третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. От его сыновей произошло 12 колен народа Израильского. В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: "Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами". Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. А.В. Тыранов. 1839-42гг.

В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела её открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сказала: "это, должно быть, из еврейских детей". Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету, подошедшей к ней, сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам привела свою мать Иохаведу. Таким образом, Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына (Исх.2:10). Дочь фараона дала ему имя Моисей, что в переводе означает «вынутый из воды».

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Хатшепсут, дочь Тотмеса I, впоследствии знаменитая и единственная в истории Египта женщина-фараон.

Детство и юность Моисея. Бегство в пустыню.

Первые 40 лет своей жизни Моисей провел в Египте, воспитываемый во дворце как сын дочери фараона. Здесь он получил блестящее образование и был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами.

Хотя Моисей рос свободно, он все-таки никогда не забывал своих иудейских корней. Однажды он пожелал посмотреть, как живут его соплеменники. Увидев, как надсмотрщик-египтянин избивает одного из рабов-израильтян, Моисей вступился за беззащитного и в порыве ярости нечаянно убил надзирателя. Фараон узнал об этом и хотел наказать Моисея. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей убежал из Египта в Синайскую пустыню, что возле Красного моря, между Египтом и Ханааном. Он поселился в земле Мидиамской (Исх.2:15), расположенной на Синайском полуострове, у священника Иофора (другое имя – Рагуил), где стал пастухом. Вскоре Моисей женился на дочери Иофора, Сепфоре, и сделался членом этой мирной пастушеской семьи. Так прошло еще 40 лет.

Призвание Моисея

Однажды Моисей пас стадо и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и здесь явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен ярким пламенем и горел, но все-таки не сгорал.

Терновый куст или «Неопалимая купина» - это прообраз Богочеловечества и Богоматери и символизирует собой соприкосновение Бога с тварным существом

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. В знак того, что настало время нового, более полного Откровения, Он возвещает Моисею Свое Имя: «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Он посылает Моисея, чтобы тот от лица Бога Израилева потребовал отпустить народ из «дома рабства». Но Моисей сознает свою слабость: он не готов к подвигу, лишен дара слова, он уверен, что ни фараон, ни народ ему не поверят. Только после настойчивого повторения призыва и знамений он соглашается. Бог сказал, что у Моисея в Египте есть брат Аарон, который при необходимости будет говорить вместо него, а сам Бог будет учить обоих, что им делать. Для убеждения неверующих Бог дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю - и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост - и снова в руке его оказалась палка. Другое чудо: когда Моисей клал руку за пазуху и вынимал ее, она становилась белой от проказы как снег, когда он вновь клал руку за пазуху и вынимал ее – она становилась здоровой. «Если не поверят и сему чуду, – сказал Господь, – то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью».

Моисей и Аарон идут к фараону

Повинуясь Богу, Моисей отправился в дорогу. По пути он встретил своего брата Аарона, которому Бог приказал выйти в пустыню навстречу Моисею, и они вместе пришли в Египет. Моисею было уже 80 лет, его никто не помнил. Давно умерла и дочь прежнего фараона, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей и Аарон пришли к народу Израилеву. Аарон заявил соплеменникам, что Бог выведет евреев из рабства и отдаст им страну, текущую молоком и медом. Однако они поверили ему далеко не сразу. Их страшила месть фараона, страшил путь по безводной пустыне. Моисей сотворил несколько чудес, и израильский народ поверил в него и в то, что настал час освобождения от рабства. Тем не менее ропот против пророка, начавшийся еще до исхода, вспыхивал затем неоднократно. Подобно Адаму, который был свободен подчиниться высшей Воле или отвергнуть ее, новосозданный народ Божий познал искушения и падения.

После этого Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал: «Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх.5:1-2)

Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные "казни" (несчастия, бедствия). Царь не послушался – и угрозы посланника Божия сбылись.

Десять казней и учреждение праздника Пасхи

Отказ фараона выполнить повеление Божие влечет за собой 10 «казней египетских» , серию страшных стихийных бедствий:

Однако казни лишь еще больше ожесточают фараона.

Тогда разгневанный Моисей пришел к фараону в последний раз и предупредил: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона…до первенца рабыни…и все первородное из скота». Это была последняя самая лютая 10-я казнь (Исх.11:1-10 – Исх.12:1-36).

Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь.

Ночью Египет постигло страшное бедствие. «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца».

Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолунье весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи . Слово "пасха" значит "проходить мимо," потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов.

Отныне Пасха будет знаменовать освобождение Народа Божия и его единение в священной трапезе - прообразе Евхаристической Трапезы.

Исход. Переход через Чермное море.

Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. В Библии указано число ушедших «600 тыс. евреев» (не считая женщин, детей и скот). Ушли евреи не с пустыми руками: перед бегством Моисей велел им просить у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а также богатые одежды. Везли они с собой и мумию Иосифа, которую в течение трех дней разыскивал Моисей, пока его соплеменники собирали имущество у египтян. Бог сам вел их, находясь днем в облачном столпе, а ночью - в столпе огненном, так что беглецы шли днем и ночью, пока не вышли к берегу моря.

Тем временем фараон понял, что евреи его обманули, и бросился за ними в погоню. Шестьсот боевых колесниц и отборная египетская конница быстро настигали беглецов. Спасения, казалось, не было. Евреи - мужчины, женщины, дети, старики - толпились на берегу моря, готовясь к неизбежной смерти. Только Моисей был спокоен. По повелению Бога он протянул руку к морю, ударил по воде своим жезлом, и море расступилось, освободив дорогу. Израильтяне пошли по морскому дну, а воды моря стеной стояли справа и слева от них.

Увидев это, египтяне погнались за евреями по дну моря. Колесницы фараона были уже на середине моря, когда дно неожиданно стало настолько вязким, что они едва двигались. Тем временем израильтяне выбрались на противоположный берег. Египетские воины поняли, что дело худо, и решили повернуть назад, но было поздно: Моисей вновь протянул руку к морю, и оно сомкнулось над войском фараона...

Переход через Чермное (ныне Красное) море, совершившийся перед лицом неминуемой смертельной опасности, становится кульминацией спасительного чуда. Воды отдалили спасенных от «дома рабства». Поэтому переход стал прообразом таинства крещения. Новое прохождение через воду есть также путь к свободе, но к свободе во Христе. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…» Эта торжественная песнь израильтян Господу в лежит в основе первой из девяти священных песней, составляющих песенный канон, ежедневно воспеваемый Православной Церковью на богослужении.

По библейскому преданию, израильтяне прожили в Египте 430 лет. А Исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до Р.Х. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н. э., за 480 лет (~5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3Цар.6:1). Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Чудеса Моисея

Дорога в Обетованную Землю пролегала через суровую и огромную Аравийскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры) (Исх.15:22–26), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в воду кусок какого-то особого дерева.

Вскоре, дойдя до пустыни Син, народ начал роптать от голода, вспоминая Египет, когда они «сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» И Бог услышал их, и послал им с неба манну небесную (Исх. 16).

Как-то утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налет оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Взрослые и дети бросились сгребать манну и печь хлеб. С тех пор каждое утро в течение 40 лет находили они манну небесную и питались ею.

Манна небесная

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах» (Чис.11:7). Согласно талмудической литературе, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики - вкус мёда, дети - вкус масла.

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом.

Здесь на евреев напало дикое племя амалекитов, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17).

Синайский Завет и 10 Заповедей

В 3-й месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай и расположились станом против горы. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.

И вот пришел этот день. Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось 40 дней, и Бог передал Моисею две скрижали - каменные таблицы, на которых был записан Закон.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Десятословие (десять заповедей) легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля. Так Сыны Израиля стали народом - евреями .

Гнев Моисея. Учреждение скинии завета.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил. Ожидание показалось им слишком долгим и они потребовали у Аарона сделать им бога, выведшего их из Египта. Испугавшись их необузданности, тот собрал золотые серьги и сделал золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться.

Спустившись с горы, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

Моисей разбивает скрижали Закона

Моисей жестоко покарал народ за отступничество, убив около 3 тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. Бог смилостивился и явил ему славу Свою, указав ему расселину, в которой он мог видеть Бога сзади, потому что лица Его человеку невозможно видеть.

После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии, законах богослужения и учреждении священства. Считается, что в книге Исход перечислены заповеди, на первых разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп.

Через полгода была сооружена и освящена Скиния - большой, богато украшенный шатер. Внутри скинии стоял ковчег завета - деревянный, обитый золотом сундук с изображениями херувимов наверху. В ковчеге лежали принесенные Моисеем скрижали завета, золотая стамна с манной и жезл Ааронов процветший.

Скиния

Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцать начальников колен израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, во свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и его потомков.

Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия - в священники и "левиты" (по-нашему - диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства.

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза - и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю - Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову... Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 - со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 - в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».