На карманные расходы: сколько денег давать детям и когда начинать это делать. Деньги на карманные расходы Размер карманных денег зависит от зрелости ребенка

В детстве я дружила с одним мальчиком. Папы у него не было, а мама работала на двух работах, чтобы поставить сына на ноги. Юра с пяти лет один ходил в детский сад и приходил домой, один ходил в магазин за хлебом, а вечером встречал маму с работы. С каждой зарплаты мама давала Юре определенную сумму денег, на которую он целый месяц должен был покупать хлеб и молоко. Сдачу, оставшуюся в конце месяца, Юра забирал себе на карманные расходы. Ровесники (и я, в том числе) ему сильно завидовали, ведь он может делать все, что угодно и никто его не отругает. К тому же у Юры всегда водились личные деньги (несмотря на то, что его мама получала очень мало). А наши родители перешептывались, глядя на Юру: "Кто же из него вырастет? Ребенок совсем брошенный. Зачем мать дает ему деньги?". Все ждали, что Юра вот-вот пойдет по кривой дорожке: начнет пить, курить и перестанет учиться, но ничего такого не произошло, скорее, наоборот. Юра вырос, с красным дипломом окончил институт, и сейчас у него свой бизнес (причем весьма процветающий). Он не курит (зачем тратить деньги на отраву?) и выпивает только по праздникам. А свои первые заработанные деньги Юра потратил не на развлечения (как это сделали мы), а на подарок маме и курсы английского языка. Сейчас, глядя на Юрия, я задумываюсь о том, что во многом его достижения - это заслуга его мамы, которая вовремя приучила ребенка к самостоятельности, умению планировать расходы и не ходила за ним по пятам. Конечно, раньше время было более спокойное. Да и жили мы не в Москве, а в тихом подмосковном городке, где все друг друга знали. Но, несмотря ни на что, учить ребенка планировать свои расходы все равно надо, только вот когда и как это делать?

Деньги любят счет

Давать или не давать ребенку деньги? Если давать, то с какого возраста и в каком количестве? Эти вопросы волнуют практически всех родителей. По мнению детских психологов, деньги давать ребенку не только можно, но и нужно, необходимо лишь учитывать несколько важных моментов, чтобы извлечь максимум пользы. Первый вопрос: как давать ребенку деньги? Здесь существует несколько разных способов. Одни дают детям деньги время от времени, под настроение. Например, когда папа пришел домой слегка навеселе и ему хочется осчастливить всех вокруг. Я долго не могла понять, почему сын моего соседа расстраивается, если папа приходит с работы трезвый. Оказалось, что сосед, лишь пребывая в пьяном угаре, всегда дает ребенку деньги (причем потом никогда не может вспомнить, сколько он дал). Мальчик, еще не умея толком считать, уже научился использовать слабость . Но от карманных денег, полученных таким образом, мало пользы. В этом случае ребенок вряд ли научится ценить деньги и планировать свой бюджет, так как совершенно неизвестно, когда будет следующий взнос и в каком размере. К тому же велика вероятность, что ребенок свяжет два понятия: если выпил - будут деньги. По данным организации анонимных алкоголиков, дети, которых родители балуют, лишь пребывая "под градусом", повзрослев, часто не могут обойтись без допинга (алкоголь, наркотики).

Другой способ выделения карманных расходов - это система поощрений. "Раз уж давать ребенку деньги, то за что-то, а не просто так". То есть родители оплачивают ребенку хорошее поведение, оценки или работу по дому. В этом случае возникает риск, что ребенок перестанет бесплатно хорошо себя вести, учиться или помогать по хозяйству. Если за мытье посуды или уборку игрушек вы будете платить ребенку энную сумму, то он потом уже не согласится выполнять эту работу бесплатно. Поощрять, конечно, нужно, но следует знать меру и делать это только в особенных случаях. Например, у каждого члена семьи есть определенные обязанности (уборка в своей комнате, вынос мусорного ведра, учеба и т.д.), которые он должен выполнять бесплатно. А вот если вы просите ребенка сделать то, что не входит в его обязанности (убрать вещи брата) - за это потом его можно поощрить в денежном эквиваленте.

Третий вариант выделения карманных расходов (наиболее удачный) - это регулярно, например, в день зарплаты, выдавать малышу определенную сумму. Тогда ребенок, во-первых, научится планировать свои расходы, так как он будет четко знать, когда будет следующий взнос. А во-вторых, малыш поймет, что родителям деньги даются не просто так, а за тяжелую работу. Лично я долгое время была уверена, что деньги берутся из шкатулки, а на работу родители ходят просто так (я хожу в детский сад, а они - на работу). А на объяснение родителей, что у них нет денег, я настойчиво предлагала им заглянуть в шкатулку. До сих пор помню свое разочарование от созерцания пустой шкатулки... Естественно, нельзя отдавать ребенку последнее. Здесь все зависит от ваших доходов. Сумма должна соответствовать доходам семьи. Например, на Западе принято выделять несовершеннолетним детям на карманные расходы 10% от чистого дохода семьи, то есть от того, что остается после оплаты всех коммунальных услуг и страховок. Мне это решение кажется вполне логичным.

Лучше раньше, чем позже

С какого возраста можно давать ребенку деньги? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Одни дети и в 3-4 года могут самостоятельно планировать свои покупки и не нуждаются в постоянном внимании родителей. А другие и в 10 лет не в состоянии посчитать, сколько шоколадок можно купить на двадцать рублей. Здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка. Но если вы не собираетесь содержать свое чадо до самой пенсии - необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус личных денег. Конечно, решиться на такое непросто, но все равно скоро настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла (хотя бы в магазин), и чем раньше это произойдет, тем лучше. По мнению психологов, оптимальный возраст для приучения к карманным расходам - это 5-6 лет. Во-первых, в этом возрасте ребенок уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя, и догадывается о последствиях. Он вряд ли будет тратить всю сумму на мороженное только по тому, что мама ему обычно покупает всего один стаканчик. С другой стороны, в 6 лет у ребенка еще достаточно детские интересы и у него не возникает желание потратить свои средства на запретный плод (например, на сигареты). "Черепашка-нинзя гораздо привлекательнее и интересней". Во-вторых, это хорошая тренировка перед школой. Именно с помощью личных денег ребенок быстрее научится считать в уме. И в третьих, чем раньше ребенок узнает цену денег, тем бережнее он будет к ним относиться в дальнейшем.

Многие родители считают, что их пяти-шести-семи летний ребенок не сможет найти деньгам правильное применение. "Ребенок еще слишком мал, он либо потеряет деньги, либо потратит их на какую-нибудь ерунду". На самом деле готовность к владению финансами проявляется не вдруг, она создается в самих детях. И если ее не развивать, она может не проявиться и к двадцати, и к тридцати годам. Прежде всего, перестаньте нервничать. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне взрослым, он так и не научится самостоятельно тратить деньги. Считается, что чем раньше у ребенка появятся собственные деньги, тем от них больше пользы. Вот увидите, результат превзойдет даже самые смелые ваши ожидания.

Одна из моих знакомых молодых мам, устала от бесконечных просьб трехлетней дочери мороженого, конфет и жвачек. Получив в очередной раз детское пособие (на которое, к сожалению, практически ничего нельзя купить), целиком отдала его дочери и сообщила, что это на целый месяц. Что самое удивительное - девочка первое время всю сумму тратила на сладости. А сейчас, спустя год, она копит на "серьезные" вещи - одежду для кукол и заколки для себя.

Куда уходят деньги?

Часто родители боятся, что деньги принесут вред: ведь имея в своем распоряжении энную сумму, ребенок может приобрести то, что ему раньше не разрешали. Конечно, первое время лучше проконтролировать расходы. Но делать это надо аккуратно. Для начала предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии. Например, желая купить крохе игрушку, выделите ему ту сумму, которую вы собирались потратить, и позвольте ребенку самостоятельно сделать выбор. Ваша задача - помочь ребенку произвести устные математические расчеты, чтобы понять, на что ему хватит денег, а на что нет. И воздержитесь от комментариев, если вместо развивающего конструктора он купит десять машинок и сто первый бумеранг. Ребенок должен понимать, что это его личные деньги и тратить он может их на что угодно.

Если ребенок самостоятельно пошел в магазин - не кидайтесь сразу же проверять, на что он потратил деньги. Лучше спокойно расспросите его, что он себе купил. Даже если вы заметите, что кроха рассказывает вам, мягко говоря, "не все" и старается утаить основную часть своих покупок, не выводите его на чистую воду. Возможно, ребенок боится вашего гнева или, наоборот, хочет сделать вам сюрприз. Сделайте вид, что вы ему поверили. Кстати, если ребенок не боится показывать вам свои покупки или даже спрашивает совета, значит, он вам действительно доверяет. Даже если вам его покупки кажутся глупыми и ненужными, сдержитесь от едких комментариев. Согласитесь, вы ведь тоже иногда делаете абсолютно бессмысленные покупки. Умение тратить деньги (как и любой другой навык) приходит с опытом. Только купив двадцать пять солдатиков, ребенок поймет, что они ему совершенно не нужны в таком количестве, и перестанет тратить на них свои доходы. Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Часто дети, получив в первый раз собственные деньги, спускают их на всякую ерунду не потому, что им этого действительно хочется, а чтобы проверить реакцию родителей. "Это мои деньги и если я куплю на них много шоколада мама мне ничего не скажет! Или скажет?" Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит таким образом проверять родительское терпение. Ну, а если вы будете давать ребенку деньги и при этом указывать на что их потратить - грош цена таким деньгам. В этом случае от карманных расходов не будет никакой пользы.

Еще раз о пользе денег

  • Малыш быстрее научится считать, а также складывать и вычитать. Мозг, как и мышцы, нуждается в постоянной тренировке, и именно устный счет с раннего детства способствует активному развитию умственных способностей.
  • Ребенок научится планировать свой бюджет и доживать от "зарплаты до зарплаты", что умеют далеко не все взрослые.
  • Ребенок поймет, что деньги даются родителям с трудом, и научится их ценить.
  • Малыш поймет, что не все на свете можно купить.
  • Узнав цену вещей, он станет более бережливым и аккуратным. Если раньше, испортив игрушку, он знал, что у родителей всегда можно выпросить новую, то теперь ребенок понимает, что новую игрушку придется покупать на свои деньги.
  • Ребенок поймет, что вы ему доверяете и поэтому не требуете отчета о покупках.
  • Вы, наконец, узнаете, что ребенка действительно интересует.

Правила безопасности

И напоследок - немного техники безопасности. Обязательно объясните ребенку, что деньги - это не только возможность покупать нужные вещи, а еще и некоторая опасность. Ребенок должен четко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя". Возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований.

  • Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам).
  • Нельзя брать в долг у чужих дядей и тетей.
  • Нельзя давать чужим свои деньги, если они обещают отдать (я забыл кошелек дома, пойдем со мной, я тебе верну деньги).
  • Нельзя оставлять свои деньги в карманах одежды (в раздевалке).
  • Нельзя носить все свои накопления с собой (можно потерять).
  • Если кто-то угрожает ребенку и требует деньги (и другие ценности), их надо отдать не сопротивляясь. Жизнь бесценна.

Комментировать статью "Карманные расходы"

Ой, да бросьте! Если бы все было так просто, то и проблемы бы не существовало! Сколько я знаю людей, нельзя делать однозначных выводов, что раз давали деньги – то умеет планировать расходы, раз не давали – значит, вырастет, будет транжира. Все не так. Проблема эта не лежит только в плоскости «давать – не давать», она гораздо шире: как относятся к деньгам сами родители (например, раздают их подшофе); существует ли в семье культ денег или материального благосостояния (как выражения обладания большой суммой денег); многое зависит от материального положения семьи и, конечно, от характера ребенка. Я думаю, что многие сталкивались с семьями, где два ребенка воспитывались одними и теми же родителями, а в результате один транжира, другой Плюшкин. Научиться считать в уме можно с таким же успехом, играя в «Монополию». Короче, ИМХО, отношение человека к деньгам – это такая же индивидуальная черта, как, например, любовь к порядку. И от воспитания здесь зависит, дай Бог, процентов 25. За «Правила безопасности» - спасибо, очень четко и правильно. Внушу своим детям.

2003-10-17 17.10.2003 14:22:55, osik 2004-03-25 25.03.2004 01:32:38, Лариса

Моей дочери скоро будет 9.Мне кажется,что если ребёнку просто так давать деньги,то он не будет их так ценить, как заработанные.Ведь родителям их тоже не даром дают.Она сама меня спрашивала-"Мама,как бы мне заработать деньги,посоветуй.Что мне нужно для этого делать?"Она мне предложила помощь по дому,но я её пристыдила и она согласилась со мной.Тогда мы решили,что она будет практиковаться в чтении по-русски и письме каждый день,а я ей за это даю определённую сумму(совсем немного,но каждый раз после проделанной работы).Дело в том,что мы живём в Америке и по-русски дети читают и даже говорят с неохотой,приходится их как-то поощрять.Часть заработанных денег она потратила на подарок ко дню рождения своего братика,а остальные продолжает копить.Иногда,когда мы идём в магазин,берёт их с собой,но тратить не решается.

2004-03-25 25.03.2004 01:32:15, Лариса

я своему стала давать с сентября карманные деньги. он второкласник 7,5 лет. 10р/рабочий день, 5/р. выходной. при этом официально бабушкам и дедушкам покупать жевачки, конфеты, чупа-чупсы и воздушный рис. Ребеку запрежено тратить эти деньги на чипсы(ему нельзя) и азартные игру. В итоге за 2 месяца собрал 260 рублей, нет проблемы нутья в магазине КУПИ!!! у него есть деньги и он теперь думает купить жевачку или собрать на нового бионикла. планирует что и когда он купит, сколько когда соберет и даже собирается всоим друзьям на свой др сделать маленькие призентики. я очень переживала когда начинала, а сейчас довольна, я боялась он будет все спускать, а он стал думать, оченивать свои возможности и необходимость приобретения.

2003-10-21 21.10.2003 13:24:49,

Да, на практике конечно сложнее. Я сыну 9 лет даю деньги, наверное рублей 50 в неделю. Он раза 2-3 в неделю сам ездит на автобусе домой или на занятия. Так вот его способ экономии такой. Не ездить на маршрутках. А в автобусе не платить - он познакомился с кондукторами и они с него денег не берут(он для своего роста маленьки, но все-таки не тянет на дошкольника). С одной стороны мне кажется платить надо. И с другой стороны - если так ждать всегда автобуса, можно и замезнуть совсем или опоздать на английский. Пока мои увещевания не помогают:(

2003-10-19 19.10.2003 23:03:30,

Даем с 5 лет. Сначала каждый день, потом раз в неделю, теперь он попросил выдавать ему 1 раз в месяц (больше сумма получается). Покупает что хочет, мы только позволяем себе посоветовать в чем-то (например, о качестве товара). Часто покупал сласти для нас с папой:) Сейчас откладывает себе на игрушки, у нас совершенно исчезла проблема выпрашивания очередной машинки или еще какой "ерунды" :)

2003-10-24 24.10.2003 09:49:24,

Horoshaya stat"ya. Podrastet det" nemnogo, stanem probovat" sovety. Hot" umenie tratit" den"gi mozhet zavisit" i ot haraktera tozhe, pomoch" rebenku pouchit"sya s detstva i popytata"sya skorrektirovat" oshibki nikak ne pomeshaet. Razve esli voobwe ne davat" den"gi i ne uchit" budet luchse?

2003-10-17 17.10.2003 20:20:57,

Всего 14 отзывов .

Анна Котова

Семейный психолог

«Многие спрашивают, зачем деньги детям? Конечно, в этом возрасте ребенок еще не осуществляет покупки самостоятельно. Однако принятие решения купить за 50 рублей шоколадку или положить деньги в копилку может стать полезным навыком. Ребенок учится оценивать ситуацию и принимать несложные решения».

Деньги в начальной школе уже просто необходимы, они нужны, чтобы купить булочку в буфете, школьную газету или сувенир на экскурсии. Очень часто в школах устраивают благотворительные ярмарки, и отсутствие карманных денег поставит ребенка в затруднительную ситуацию. Школьникам начальных классов можно и не выдавать наличных денег, если в учебном заведении в ходу специальные карты для пропуска и оплаты питания. В этом случае проще положить деньги на счет ребенка и расплачиваться таким образом, например, в школьном буфете. Ребенок точно не потеряет деньги, а заодно привыкнет к безналичному расчету.

Больше денег - больше хлопот

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы, каждая семья должна решить исходя из своих финансовых возможностей. Однако состоятельным родителям психологи не советуют выдавать детям на руки слишком большие деньги, чтобы не приучить их к «неиссякаемому волшебному кошельку». А семьям со скромным доходом не стоит винить себя за отсутствие лишних финансов и провоцировать комплекс неполноценности. Главное, объяснить ребенку, как деньгами распоряжаться. Дети всегда знают, сколько денег имеют их сверстники, и хотят столько же. Но если в семье нет возможности выдавать ребенку такие же суммы, то не стоит отказывать безапелляционно, лучше поговорить с ним о семейном бюджете, рассказать об обязательных платежах, предстоящих покупках или стоимости лекарств для бабушки. В этом разговоре обязательно нужно подчеркнуть, что стесненная финансовая ситуация это не приговор, что многие миллионеры вышли из небогатой среды, а богатые люди порой приходили к банкротству. Как правило, дети в состоянии оценить происходящее и правильно расставить приоритеты. В неполных семьях или в семьях, где родители почти все время уделяют работе, очень часто деньгами и подарками пытаются компенсировать недостаток внимания. Этого делать не стоит: деньги не должны заменять любовь.

Выдавать деньги детям лучше не каждый день или по первому требованию, а раз в неделю, причем заранее оговоренную сумму и в определенный день. Это покажет ребенку, что деньги не берутся из ниоткуда, ему придется самостоятельно решить, потратить ли деньги сразу или отложить. Также ребенку придется самому выбирать, на что он эти деньги потратит — на вредные сладости и газировку, на поход в кино, на новую игрушку или на подарок для мамы к празднику. И если ребенок поначалу потратит все в первый же день, не стоит его ругать, как не стоит поддаваться на уговоры и выдавать дополнительные деньги. Можно подсказать юному финансисту, чтобы он завел дневник расходов, который ему поможет понять, на что уходят деньги.

Денежки любят труд

Дети постарше, особенно подростки, требуют иного подхода. Часть родителей считают, что старшеклассники нуждаются в большем количестве денег, и в этом есть своя логика. Сколько денег давать подростку на карманные расходы — вопрос, зависящий не столько от финансовых возможностей семьи, сколько от умения ребенка деньгами распоряжаться. Высока ли вероятность того, что подросток, у которого всегда на руках довольно крупная сумма, часть ее потратит на спиртное, сигареты или наркотики. И здесь уже все зависит от воспитания и довериями между детьми и родителями.

Деньги подросткам рекомендуется выдавать не раз в неделю, а раз в месяц. И сумма может быть весьма солидная, ее должно хватать на проезд, питание в школе, оплату сотового телефона, на походы в кино, кафе и даже на непредвиденные расходы. Многие включают в этот список оплату кружков и репетиторов, считая, что так подросток быстрее узнает цену деньгам. Конечно, не все подростки демонстрируют высокий уровень осознанного распоряжения своими финансами, поэтому родителям стоит задуматься не столько о том, как приучить ребенка к деньгам, сколько о приучении его к работе. Лучший способ объяснить детям, как обращаться с деньгами, — показать, как они зарабатываются. Обычно лет в 14-15 лет у подростков появляются мысли о подработке, и родителям остается только поддержать их в этом начинании.

В нашей стране подростков неохотно берут на работу, но даже летние подработки, репетиторство, присмотр за детьми соседей или распространение листовок помогут почувствовать себя самостоятельной личностью. Поверьте, заработанные деньги ребенок потратит грамотнее. Ни в коем случае не следует благодарить ребенка деньгами за выполнение домашней работы или получение хороших оценок, он должен понимать, что это его обязанность. Кроме того, такой способ зарабатывания денег научит ребенка шантажу и манипулированию родителями. Пусть в семье в приоритете будут взаимовыручка и благодарность, а не товарно-денежные отношения.

«Мам, ну купиии!»
«А можно я себе сдачу оставлю?»
«Дай денег, мы с ребятами пойдем погуляем!»
А вам знакомы эти фразы? Согласитесь, когда дети их произносят слишком часто они перестают быть приятны родительскому слуху Так как же сделать так, чтобы ребенок уже с детства умел распоряжаться деньгами? Давайте разбираться.

Карманные расходы у детей

Если для вас сейчас актуален вопрос, сколько давать на карманные расходы своим детям или как научить ребенка тратить деньги правильно, данная статья будет вам очень полезна. Если же сейчас не очень актуальна, все равно прочитайте, пригодится в будущем Итак, как объяснить ребенку ценность денег? Как воспитать в ребенке умение правильно ими распоряжаться? На все эти вопросы есть один ответ: научить ребенка финансовой грамотности.

Итак, 10 правил воспитания финансовой грамотности у детей

1. Давайте деньги детям на карманные расходы

Очень важно, чтобы у ребенка были собственные деньги, которые он может потратить на свое усмотрение. Только самостоятельно распоряжаясь деньгами, ребенок научится правильно их тратить или откладывать. Начинать можно в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Это может быть то время, когда ребенок умеет считать деньги или в первом класс, или когда он начнет самостоятельно передвигаться по городу.

2. Договоритесь с ребенком, какую сумму и как часто вы даете ему деньги
Карманные деньги, как и все, что непосредственно касается самого ребенка, нужно обязательно обсудить с ним самим. Расскажите ребенку о его новых правах и возможностях. Обговорите с ним период, на который ему будет выдаваться конкретная сумма денег (раз в неделю, в две или раз в месяц). Сумма выдаваемых денег напрямую зависит от возраста ребенка, чем он старше, тем больше у него расходов. Если вы не можете решить, сколько денег давать подростку, обязательно учитывайте возраст подростка - 13 ему или 17 лет тоже имеет большое значение.

3. Не поощряйте и не наказывайте ребенка деньгами
При обучении финансовой грамотности главным инструментом являются сами деньги, а не доступ ребенка к ним, и очень важно соблюдать достигнутые договоренности по периодичности и сумме. Не используйте их для мотивации или демотивации.

4. Не контролируйте расходы ребенка
То есть контролируйте, но не тотально. Карманные деньги детям даются, чтобы научить их в реальной жизни принимать самостоятельные решения по поводу своих средств. Вы можете периодически обсуждать расходы ребенка, особенно если у него плохо получается самому их контролировать. Найдите вместе с ребенком причину, по которой это происходит, предложите решение: выдавайте меньшие суммы на меньшие периоды — так ему будет проще контролировать расходы.

5. Объясните ребенку, зачем нужна копилка
Расскажите ребенку о том, что такое накопления и поделитесь своим опытом. Спросите, о каких крупных покупках он мечтает. Посчитайте вместе с ребенком, сколько нужно времени, чтобы накопить на эту вещь. Обсудите, от каких текущих трат он может отказаться в пользу предмета своей мечты. Составьте вместе несколько вариантов плана накопления нужной суммы, исходя из того, 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег он будет откладывать. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и следует ему. Периодически спрашивайте, как продвигаются его успехи в накоплении.

6. Договоритесь о своем вкладе в крупную покупку
Если копить на вещь мечты ребенку нужно очень долго — мотивируйте его тем, что когда он накопит какую-то часть суммы (половину, треть, две трети и т.д. в зависимости от суммы и ваших возможностей), вы добавите сумму, которой ему не хватает.

7. Включите в карманные деньги часть ваших расходов на ребенка
За некоторые статьи ваших расходов на ребенка, он может отвечать самостоятельно. Обязательно решите вместе, какая статья это будет: школьный обед, мобильная связь, транспорт, кино, кафе, одежда. Постепенно список будет расширяться, пока все расходы ребенка не окажутся в его зоне ответственности.

8. Помогите ребенку с оптимизацией расходов
Расскажите ребенку про оптимизацию. Обсудите с ним, какую из статей его расходов можно оптимизировать, и как именно это можно сделать (мобильная связь, транспорт, кино, еда вне дома и т.д.).

9. Всегда помните, что вы - пример
Дети во всем копируют взрослых, поэтому, чтобы воспитать финансово грамотного ребенка, нужно самому быть финансово грамотным. Будет родитель считать деньги, будет считать и ребенок. Все, чему вы учите ребенка, будет иметь смысл только в том случае, если вы сами будете себя так вести. И это правило касается не только денег.

10. Предложите ребенку пойти на курсы финансовой грамотности
Да, есть и такие, и не только курсы, но и тренинги, и мастер-классы, и специальные игры, на которых детей обучают азам финансовой грамотности. Это наиболее эффективный инструмент обучения, где дети на практике узнают, откуда берутся деньги, как их зарабатывают, сколько тратить можно, а сколько - нежелательно

Практические занятия по финансовой грамотности детей

Это все - полезная теория, полезная практика про то, как научить ребенка считать деньги, у нас тоже есть. Выбирайте:

Все представленные программы направлены на то, чтобы научить детей считать и правильно тратить, одним словом - распоряжаться своими деньгами. Тренинги на развитие финансовой грамотности - это отличные инвестиции. Советуем вам потратить немного сейчас, чтобы ваш ребенок не потратил лишнего в будущем

Дети начиная с раннего возраста соприкасаются с сюжетами которые связанны с деньгами. Это наблюдения как взрослые совершают покупки, как рассчитываются за развлечения и обсуждают свои доходы. По телевизору и в интернете, среди друзей в школе, они постоянно сталкиваются с разносторонней информацией о деньгах. То, как успешно дети будут обращаться с деньгами в будущем, зависит напрямую от финансового воспитания и образования в детстве. Первые деньги и карманные расходы определят основную закладку в искусстве обращения с деньгами во взрослой жизни.

Первые денежные игры.

Первая стадия знакомства детей с деньгами происходит во время игр, которые копируют товарно-денежные ситуации; игра в магазин, семью, где папа приносит зарплату. В более взрослом возрасте дети склонны увлекаются стратегией обогащения в играх, подобных «Монополии».
Учить малыша распоряжаться деньгами можно начинать только тогда, когда он сам пожелает. Если вопросы денег ребенка пока не интересуют, не стоит его насиловать разговорами и воздействием, это значит просто еще не наступил тот момент, отложите воспитание на потом. Например некоторые дети в 7 лет могут рвать деньги, чем вызовут обеспокоенность родителей, а в 11 кардинально изменившись, начнут скрупулезно откладывать и копить. Знания о финансах обязательно должны приходить к ребенку с нейтральным оттенком, без негативного опыта с которым возможно столкнулись родители. Дайте возможность своему наследнику, самому получать тезисную, основную информацию о и их роли в отношениях между людьми.

Первые деньги и карманные расходы, как знакомство с управлением бюджетом.

Карманные деньги когда?

Тогда когда ваш ребенок обучен пользоваться деньгами самостоятельно. Постепенно и внимательно сначала привейте малышу элементарные знания о том, что такое деньги и о возможностях:

1. Получения денег, источником для него пока являются родители, родственники, подарки и может быть находки. Если вы продаете его детские игрушки или мебель, расскажите об этом ребенку и выдайте часть суммы как вознаграждение.

2. Хранения денег. Свой кошелек, копилка, коробка с долгосрочными сбережениями.

3. Использования. Давайте ребенку первое время деньги на быстрые потребности, такие где временной фактор между получением и тратой будет достаточно кратким. Пусть малыш привыкает к распоряжению финансами постепенно. Например, когда вы в планируете совершить покупку в магазине, дайте ребенку деньги перед выходом из дома и пусть он сам расплатится за нее на кассе. Прохаживаясь по торговому центру поиграйте с ним, пусть он помнит какая сума у него есть и сравнит цены на аналогичные запланированной трате товары.

На какой срок выдавать карманные деньги и сколько?

Первое время,когда у ребенка в школе и появилась необходимость покупать обеды, выдавайте ему деньги ежедневно. В последующем увеличите суму выплат до недельной.
Включите в нее помимо обязательных расходов на школьные обеды 20-ти %ную надбавку, с целью научить малыша планировать. Недельную выдачу карманных средств, можно приурочить к первому смартфону в жизни ребенка. Как полезный бонус установите ему в телефон бесплатную или продвинутую программу управления финансами. Обычно для скромных финансовых операций малыша хватает и бесплатной версии. Это позволит ребенку наглядно следить за перемещением денег, увеличением личного капитала, так же научит ставить свои первые долгосрочные финансовые цели и достигать их.

Первый капитал.

Приучайте ребенка к накоплению излишков, это тот процент надбавки который вы учли в карманных деньгах. Часть их ребенок может потратить на развлечения, при этом постарайтесь мягко показать на примерах, научив терпению, что если он не будет каждый день покупать батончики, то за две недели скопится сумма которая позволит незабываемо провести время в развлекательном центре. А остатки откладывать в свой фонд финансового благополучия или как хотите, так и назовите. Программа распоряжения финансами поможет проследить и подстегнуть малыша меньше тратить, чтоб сократить срок накопления.

Искусство управлять первыми деньгами.

Потребность иметь личные деньги, позволяет наследнику обучаться ответственности и самостоятельности. Сбереженные и полученные в подарок деньги малыш может тратить, как ему хочется. Не вмешивайтесь грубо, а лишь наблюдайте. По началу конечно будут какие то ошибки, не обращайте на них особого внимания, спокойно обсудите с ребенком ситуацию и предложите ему самому найти из нее выход.

Отказывая ребенку что-либо купить, дайте понять что он это получит, но не обязательно сиюминутно. Не говорите ребенку ни чего такого, что бы означало «никогда» и «нет денег». Например, собираясь в отпуск, обсудите с малышом, сколько денег и на что вы собираетесь ему выделить и дайте отдельную сумму. Всегда помните, что ваша забота, мягкость, внимание и терпение обязательно дадут свои плоды в будущем. Добра вам и вашей семье.

«Мама, вчера коржик стоил 50 копеек, а сегодня такой же — 60. Мне еле-еле на морс хватило», — рассказывает после возвращения из школы дочка-третьеклассница нашей читательницы Ольги. Нужно ли давать деньги детям в таком возрасте? Стоит ли поощрять детей деньгами за помощь или хорошую учебу? И когда вообще начинать говорить с детьми про содержимое кошелька. сайт попытался найти ответы на самые популярные родительские вопросы.

Поговорив с десятком родителей, мы выяснили, что все семьи делятся на несколько категорий. Большинство дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего чада. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают наличность только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает.

Стоит отметить, что, по мнению психолога, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. «С другой стороны, если ребенку не давать деньги, но помогать участвовать в семейном бюджете — подсчетах и составлении планов, то этого, возможно, удастся избежать, — советует кандидат психологических наук Татьяна Юрочкина . — Также можно ходить вместе в магазин и совершать совместные покупки. Главное, не „отрезать“ детей от денег совсем».

«Детская „заначка“ иногда спасает всю семью»

Девочка Лиза, которая негодовала от подорожания коржика в школьной столовой, свой кошелек с денежками носит в школу со второго класса.

«На неделю у нее всегда есть сумма в 5 рублей, разбитых в том числе и на копейки. Обычно она сама сдает на воду в классе, если я забуду, — рассказывает ее мама Ольга. — Может перекусить в столовой или буфете, если я задерживаюсь или нет возможности сходить на обед домой из-за кружков».

Спонтанных трат, по словам мамы, при этом не бывает: «Если вижу, что за неделю сумма не разошлась или оставшегося хватит на обед, то могу и не пополнять «баланс». А бывало, что именно карманные деньги выручали школьницу как залог, когда в классе объявляли экскурсию с ограничением: «Едут первые 5−10−15 сдавших». Оставшуюся сумму девочка доносила на следующий день.

Дома у Лизы есть копилка, куда идут все подаренные ей родственниками деньги. «Вместе решаем, что купить или сколько накопить для более крупной покупки, — говорит Ольга. — Иногда ее „заначка“ очень выручает всю семью, если накануне были большие траты или отпуск прошел, а зарплаты ждать месяц. Этой помощью она очень гордится и, конечно, не забывает напоминать, что, мол, долг платежом красен».

Психолог поддерживает такую «политику» родителей. «Деньги на самом деле надо давать только с определенной целью, иначе вы просто разбалуете ребенка, — говорит Татьяна Юрочкина. — Но родителям необходимо обсуждать с ним в конце недели: что покупалось; сколько, скажем, стоит водичка или сок; что ему больше понравилось».

Оказывается, что удовлетворенность покупкой очень важна. Ребенок хотел пить, поэтому купил воду, попил и стало лучше — это здорово. Если, например, он хотел кушать и купил шоколадку, а его после этого тошнит, то ребенок начинает понимать, что надо было купить что-то другое. «Эта неудовлетворенность станет переходом на новый этап, когда ребенок начнет тратить деньги более обдуманно», — утверждает специалист. На более осознанные траты также сильно влияет собственный пример родителей, которые сами относятся к деньгам с умом.

«Ребенок должен понимать, что деньги могут заканчиваться»

Еще одно важное правило, по мнению психолога, — ребенок должен понимать, что деньги являются очень ограниченным ресурсом. Поэтому лучше всего все-таки выдавать деньги каждую неделю и ни в коем случае не восполнять брешь в детском бюджете досрочно без особых причин. Если уж он необоснованно потратил все деньги на какие-то «хотелки», то должен оставаться без средств до следующей «зарплаты». Это приведет ребенка к понимаю, что деньги заканчиваются.

При этом в каждом конкретном случае степень свободы ребенка и суммы выдачи родители должны выбирать сами. «Все зависит от доверия к ребенку, его зрелости». Это же касается накопления больших сумм — все должно проходить под надзором родителей.

«Когда ребенок собирает деньги, есть и положительные, и отрицательные стороны одновременно. Если он копит только для того, чтобы у него было много денег, то может вырасти стяжатель и скряга, для которого будет важно исключительно количество денег, — объясняет Татьяна Юрочкина. — Лучше, чтобы к накоплению относились как к инструменту — например, для совершения крупных покупок. Когда ребенок собирает деньги, скажем, на дорогую игрушку, то он, во-первых, учится ждать. Во-вторых, начинает понимать, что деньги просто так не достаются. В-третьих, сама игрушка будет для ребенка более ценной после таких усилий и ожидания».

За время накопления может также произойти корректировка целей — ребенок поймет, что не так уж хочет именно эту игрушку и переключится на что-то более важное. «Благодаря этому у него начинает выстраиваться потребностно-мотивационная сфера в отношении вещей — в итоге можно избежать ненужных, эмоциональных покупок», — говорит эксперт.

И кстати, контроль на всех этапах необходим еще и потому, что деньги для ребенка могут стать «ключом» к каким-то запрещенным вещам. Скажем, ему не разрешают компьютерные игры — он идет в компьютерный клуб и там играет. Или же покупает алкоголь или сигареты.

По закону детям можно совершать только «мелкие бытовые сделки»

Белорусское законодательство не содержит каких-то серьезных ограничений, которые бы могли препятствовать финансовому образованию детей. Однако следует помнить, что Гражданский кодекс (статьи 25 и 27) определяет право детей (несовершеннолетних до 18 лет) совершать только «мелкие бытовые сделки».

«Это понятие оценочное, — поясняет адвокат юридической консультации Партизанского района столицы Марина Наумович . — Оно нигде в законодательстве не раскрывается».

Но можно предположить, что небольшие покупки в магазинах попадают в эту категорию и вашим чадам ничто не мешает учиться обращению с деньгами.

Предложите ребенку частично оплачивать разговоры по мобильнику из карманных денег

Дети должны использовать свои деньги не только на развлечения, но и на какие-то полезные вещи.

«Финансовое воспитание состоит не только из выдачи денег, но и из рассказа о том, на что идут средства семейного бюджета: на телефон, свет, электричество, еду и так далее. Ребенка нужно научить и тому, как расплачиваться в магазине, что нужно всегда проверять сдачу», — напоминает специалист.

На ребенка, например, можно возложить часть финансового бремени по оплате мобильника. Тогда он будет больше контролировать свои разговоры.

К слову, в Финляндии детей учат заполнять счета, рассказывают, за что происходит оплата, знакомят с примерными расчетами расходов на питание, одежду. «Это все делается для того, чтобы ребенок мог сопоставить свои денежные расходы. Представим, что он хочет дорогую игрушку, которая сопоставима с бабушкиной пенсией или даже превышает ее. И тогда очень здорово, чтобы он знал, сколько на эти же деньги можно купить другого — продуктов, одежды».

Много внимания финансовому воспитанию также уделяют и в других странах. Вот немцы ребенка с миром финансов буквально с ранних лет. К примеру, уже с 5 лет родители могут давать детям по пол-евро в неделю, чтобы ребенок осознавал цену денег, и рассказать ему, сколько стоят, к примеру, конфеты или развлечения.

Некоторые родители в Германии приучают детей к тому, что необходимо платить налоги. К примеру, забирают часть карманных денег (в среднем немецкие школьники получают от родителей от 5 до 20 евро в неделю).

Дошкольникам еще сложно контролировать свои траты

Еще одна наша читательница Анна тоже пыталась научить своих детей финансовым премудростям.

«Некоторое время (примерно полгода) мы выдавали сыновьям (8 и 5 лет) каждое воскресенье по 5 рублей. Первое время дети тратили деньги в тот же день, потом стали делить на части, потом откладывать, — рассказывает мама. — Если дети идут со мной в магазин, они могут купить все что пожелают, но из своего кошелька. Купил желатинок и „киндер“ — жди до следующего воскресенья. Хочешь дорогую игрушку — собирай. Теперь старший копит все деньги, которые ему достаются от доброй бабушки, периодически конвертирует их в валюту. А младший как тратил все за раз, так и тратит».

Анна беспокоится, что один сын будет бережливым, а второй всегда будет без денег. Но психолог успокаивает: «Дошкольникам сложно оперировать деньгами. Они еще не могут себя контролировать. Ему нужно помогать в выборе, усмирять импульсы, отсрочивать покупки, чтобы проверить его желания. И сумма для выдачи должна быть адекватна, чтобы не было жалко, если ребенок потеряет деньги», — дает совет Татьяна Юрочкина.

«У ребенка должны быть обязанности, которые он выполняет бесплатно»

Еще один большой вопрос — стоит ли платить за помощь родителям или за хорошие оценки. Например, наш читатель Сергей рассказывает, что этим летом, когда ходил со средней дочкой в лес, для стимула предложил ей за литр ягод платить рубль. «И она в лесу с большим удовольствием работала, — говорит отец. — Конечно, детки потом сами же эту чернику и лопали со сметаной, но за сам факт собирания шла оплата. Просто так на карман я деньги не даю. В то же время уборка в квартире — это обязанность девочек, которая никак не поощряется».

Татьяна Юрочкина считает такой подход грамотным. «Есть специалисты, которые считают, что ребенок тоже должен зарабатывать деньги, — говорит она. — Но тут возникает опасность монетизации собственной помощи родителям. У ребенка все-таки должен быть конкретный набор обязанностей, которые он должен делать абсолютно бесплатно. А уже сверх этих обязанностей, если ребенок проявляет какую-то помощь и дополнительные усилия, можно и поощрить».

Но такие схемы лучше начинать использовать не раньше младшего подросткового возраста, то есть лет с 11−12. Главное, чтобы это не касалось каких-то эмоциональных вещей, связанных с проявлением доброты и заботы. Если давать деньги за то, что ребенок был ласковый и заботливый, можно вырастить человека, который будет ориентироваться на деньги в проявлении отношений, манипулировать.

«Еще у меня дифференцированная оплата за учебу, — продолжает Сергей. — Но исключительно за четверть. Если оценки хорошие, то одна сумма, если ухудшаются, то она уменьшается и наоборот. Например, за прошлую четверть дочка получила 17 рублей».

Психолог считает, что такое поощрение тоже возможно. «Главное, чтобы это не приводило к вранью и сокрытию плохих оценок».