Причастие на Страстной неделе перед Пасхой, в какие дни можно это сделать? Причастие на страстной неделе перед пасхой, в какие дни

Поистине правильное причащение и исповедание происходит тогда, когда человек боится этого таинства и ему стыдно перед Царем Божьим, когда сердце сокрушается и просыпается не достоинство свое.

Все службы Седмицы связаны с воспоминаниями Тайной Вечери. Этот день стал значимым в установлении Евхаристии.

Причастие на Страстной неделе

Поистине верующий человек должен причащаться на всех литургиях, которые совершаются на седмице. Поэтому если есть возможность, отправьтесь с работы и отмените важные дела. Проведите седмицу, как положено по церковным законам.

Три дня с начала Страстной недели священники проводят литургии Преждеосвященных Даров. Этот день считается самым сложным, и практически ни у кого не получается присутствовать на всех богослужениях.

Человек, желающий причаститься и исповедоваться, должен прийти в храм в среду вечером и до Великого Четверга отстоять все службы. В Великий Четверг уже начинается причащение пречистых Крови и Тела Царя Божьего. Он заповедовал всем людям исцелять тело и душу, чтобы оставить все грехи и обрести жизнь вечную.

В Великую субботу каждый христианин проходит таинство причащения. Как говорят практически все священники –одна из самых лёгких и возвышенных литургий проходит именно в Великую субботу. В этот день можно ощутить легкую возвышенную пасхальную радость. Сама Пасха является ярким бурным торжеством, которое затрагивает рецепторы нашей души.

В Великую субботу чувства духовенства обостряются до пределов, ведь Спас уже во Гробе, а Христос уже победил Ад. В этот день мы уже чувствуем, как наступает Светлый праздник Воскресения Христова.

Устав Богослужения гласит, что православному христианину положено находится в Храме во время всей Светлой Седмицы, и каждый день причащаться.

Причастия в пасхальные дни намного короче, и читаются только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. По сравнению с другими службами пасхальные самые короткие, радостные и бодрые. Они абсолютно не будут в тягость, но только так по-настоящему можно встретить Пасху. Ведь именно во время такой службы мы причащаемся Плоть распятого, погребенного и воскресшего Сына Божьего.

Как причаститься на Страстной неделе перед Пасхой, пояснили священнослужители, видео

Православная церковь не признает причастие на Пасху без покаяния в грехах. Однако это не говорит о том, что пасхальное причащение должны посещать случайные прихожане храма. Многие священники опасаются встретить неподготовленных к нему людей. Ведь прежде чем идти причащаться, человек должен подготовиться: пройти Великий пост (центральный пост во всех исторических церквях) и исповедоваться. О лицах, не принадлежащих к Православной церкви, речь и вовсе не идет.

О недопустимости к причастию неподготовленных людей было известно еще с давних времен. Вопрос сводился к решению духовником того, является ли человек вообще достойным соединиться с Христом. Однако, согласно историческим данным, исповедование было привязано к причащению не так давно и скорее стало вынужденной мерой. Это произошло из-за того, что охладел христианский дух: люди прежде причащались каждый выходной, а затем стали делать это всего лишь по 4 раза в год во время многодневных постов.

Чтобы причащаться могли и редко посещающие храм люди, в православной религии решили в обязательном порядке сначала исповедовать человека. На данный момент эта мера все еще себя оправдывает, однако, не всегда. Это происходит по причине того, что люди идут исповедоваться не с целью покаяния, а скорее как на необходимое мероприятие, без прохождения которого священник не допустит их к церковному таинству.

Многие духовные наставники категорически против причащения без исповеди.

Приводит в храм не только крещенных, но и некрещеных людей. Также в церкви можно встретить и тех, кто понятия не имеет о церковных канонах, но при этом хочет причаститься. На светлый праздник приходится ужесточать контроль, чтобы не допустить неподготовленных людей к Чаше (сосуду для христианского богослужения, используемому при принятии Святого Причастия). Часто на этот великий праздник происходит неприятное зрелище, когда находящиеся в алкогольном опьянении прихожане приходят освящать куличи во время ночной службы.

Как готовиться к исповеди накануне Пасхи

Под исповедью понимается покаяние человека в совершенных грехах, где проводником между кающимся и Богом выступает священник в роли свидетеля. Важно уметь отличать это таинство от доверительного разговора с духовным наставником. Во время него, конечно, тоже можно получить ответы на волнующие вопросы, однако это займет много времени. Именно поэтому лучше будет обратиться к священнику с просьбой назначить другое время для длительной беседы.

Для подготовки к исповедованию нужно знать следующее.

Подготовка

Разъяснение

Покаяние начинается с осознания грехов. Человек, задумывающийся об исповедании, признает, что что-то не так делал или продолжает делать в своей жизни.
Не нужно заранее подготавливать «список грехов». Общение с Господом должно идти от сердца.
Нужно говорить только о своих собственных поступках, а не о том, что они были совершены из-за родственника или соседа. Каждый грех - результат личного выбора человека.
При обращении к Богу не следует беспокоиться о правильности выбранных слов. Нужно говорить простым доступным языком, а не придумывать сложные термины.
Не говорить о таких мелочах, как «смотрел телевизор» или «носил не ту одежду». Темы разговора должна быть серьезными: о Господе и ближних (речь идет не только о семье, родственниках, но и людях, встречающихся на протяжении жизни).
Покаяние не должно быть просто рассказом о своих поступках. Оно должно изменить разум человека и не возвращать его к прошлым поступкам.
Нужно научиться прощать людей. А не только просить прощения у Бога.
Для выражения «покаянного» состояния нужно читать Покаянный Канон Господу Иисусу Христу. Один из величайших богослужебных текстов, который можно найти почти в каждом молитвослове.

Священник может на некоторое время попросить воздержаться от чтения особых молитв или от причащения. Этот процесс называется епитимией и осуществляется не с целью наказания, а для изжития греха и его полного прощения. После исповедования верующим необходимо причащаться.

Как подготовиться к пасхальному причащению

Несмотря на то, что исповедь и причастие являются разными таинствами церкви, всё же готовиться к ним следует одновременно. Причащение в Пасху предполагает, что на таинство пришел верующий человек, покаявшийся в своих грехах. Прихожане, пришедшие после исповеди на причастие, в первую очередь должны осознать смысл таинства: исполняется не просто религиозный обряд, а причастник воссоединяется с Богом.

Помимо этого, важны следующие моменты:

  • человек должен без лицемерия искренне идти на соединение с Богом;
  • душевный мир человека должен быть чист (никакой злобы, ненависти, вражды);
  • недопустимо нарушение свода церковных правил (Канона Церкви);
  • обязательное исповедование перед причастием;
  • причащаться можно только после литургического поста;
  • говение (пост) в течение нескольких дней, воздержание от молочной и мясной пищи;
  • молитвы на богослужении и дома.

Неотъемлемой частью праздничной утрени является пение молитвы Иоанна Дамаскина (). Помимо обычных утренних и вечерних молитв, верующим необходимо читать «Последования ко Святому Причастию». Также, согласно древним церковным традициям, на таинство следует идти натощак (накануне причащения на Пасху с полуночи не пьют и не едят). Однако больным, к примеру, людям с сахарным диабетом, пост запрещен: больному человеку необходимо принимать лекарства и питаться по повседневному рациону.

При причащении перед Пасхой нужно помнить, что достойное таинство всегда связано с состоянием души и сердца верующего человека. При этом пост и исповедь являются подготовкой к причастию, а не препятствием на пути к нему.

02.04.2015

В Великий четверг мы вспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии. В этот день особенно много людей стремится прийти в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Но зачастую из-за огромного стечения прихожан и захожан в храме у священников приходских храмов просто не хватает времени на то, чтобы принять у них всех исповедь, поговорив с каждым, подробно побеседовав с теми, кто исповедуется впервые. Как же исповедоваться в Страстную седмицу? Рассказывает протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья − храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

− Могу рассказать о практике, которую мы старались ввести для наших прихожан. Им мы заранее говорили: «Дорогие братья и сестры! Если желаете причащаться в Великий четверг, Великую субботу, в Пасхальную ночь и за весь пост еще серьезно не говели, серьезно не исповедовались, постарайтесь сделать это до наступления Великого четверга − или в Лазареву субботу, или на Вход Господень в Иерусалим, или в первые три дня Страстной седмицы. Тогда еще на богослужении нет столь большого притока людей, в том числе таких, которые бывают в храмах преимущественно только в эти дни; мы, священники, должны работать с ними, потому что, если каким-то образом не поговорить с этим человеком в Великий четверг, потом его, возможно, и не увидишь в храме. Иной раз знаешь, что встречаешься с человеком, который больше не придет, если сейчас его каким-то образом не «зацепить» на богослужении. Давайте постараемся поисповедоваться несколько предварительно».

Мысль моя сводилась к тому, что в таких случаях хорошо бы получить благословение на возможность причащаться в последующие дни Страстной седмицы. Но когда принципиального благословения в том или ином месте нет, вы, если уже исповедовались подробно, в день Великого четверга можете подойти и под общую исповедь, которая в этих случаях часто практикуется: читаются молитвы перед исповедью, какое-то слово говорится, и люди просто подходят.

Общая исповедь нехороша, на мой взгляд, тогда, когда человек меняет на нее личное исповедание грехов и вместо того, чтобы сказать об обличающих его совесть тяжких грехах, назовет имя − Владимир или Наталья, скажет: «Грешен, батюшка простите, благословите». Это, конечно, неправильно.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

- Почему каждый день Страстной седмицы именуется Великим?

Великий пост - самый строгий и самый длинный: он подготавливает нас к величайшему из праздников Русской Православной Церкви - Воскресению Господню. Последняя Страстная седмица уже не относится к посту, который уже закончился. Страсти Господни - это пытки и мучения, предательства. Господь знал, что Иуда Его предаст. В Великий Четверг была Тайная Вечеря, на которой Господь омывал ноги своим ученикам, в том числе и Иуде. Многие говорят, что причастие - это благодать, но мы видим и иное причастие, когда Господь подал Иуде хлеб - Тело Свое, и в него вошел дьявол. Тот, кто причащается, достойно приготовившись, получает великую благодать, а кто это делает недостойно, то «суд себе яст и пиет», как говорится в молитве.

Господь претерпел великие пытки, мучения, великое предательство всего народа. В Вербное воскресение, еще несколько дней назад, народ кричал: «Осанна вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Евреи очень эмоциональны, они празднуют, взметая пыль с воздух, махая ветвями, устилая землю одеждами.

Когда Господь воскресил Лазаря, иудеи пришли соболезновать его сестрам Марфе и Марии. Они видели, что Лазарь уже скончался, а некоторые, может быть, были и в те моменты, когда он еще только умирал. Они знали, что его погребли и что он уже смердит. Господь сказал: «Отвалите камень», а сестра ответила: «Господи, он уже смердит». Христос воскликнул: «Лазарь, гряди вон!» И еще несколько минут назад разлагающийся труп вышел живым человеком, полным жизни и сил. А иудеи, видя смерть и воскрешение, сказали, что нужно Христа и Лазаря убить.

На этой неделе мы видим великие испытания и великое покаяние - покаяние разбойника. Разбойник сказал своему собрату: «Мы с тобой получили по заслугам нашим» - это покаяние. И он попросил прощения: «Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Свое» . Это прощение, исповедь и проповедь, ведь это сказано перед всей толпой. Совершить самое величайшее дело - воскреснуть - мог только Бог. Он воскрес, и этому остались немалые свидетельства того времени. Поэтому эта неделя называется Великой Страстной седмицей, и каждый день в ней - Великий.

- Чему стоит уделить особое внимание в оставшиеся дни Страстной седмицы?

Если мы признаем, что это действительно Великие дни земной жизни и земной смерти Иисуса Христа, то зачем нам предаваться каким-то мелочам? Многие всю неделю заботятся о том, какие куличи испекут, как яички раскрасят, кого в гости пригласят и куда сами сходят. Вся Великая неделя проходит в мелкой суете. Достойно покрасить яйца и испечь кулич, но не стоит этому предавать большое значение, иначе это будет умаление праздника. Иуда получил от Христа Тело и Кровь, и вошел в него бес. Давайте не будем мелкое ставить над великим, иначе тоже будем недалеки от Иуды. Первым делом должны быть воспоминания Великих дней Господа нашего Иисуса Христа. Многие делали благочестиво, когда причащались на Великий Четверг или на Страстной седмице, чаще ходили в церковь. Если человек привык только по воскресеньям посещать храм, то хорошо посещать его каждый день, если есть возможность. Моя мама говорила: «Некогда тому, кто ничего не делает». Кто войдет в ритм, у того хватит времени на всё. Когда мы будем думать, как угодить Господу, то и наши земные дела очень хорошо исправятся - это однозначно.

Вопрос телезрительницы из Волгоградской области: «Я инвалид второй группы, принимаю жизненно необходимый препарат, без которого не двигаюсь. Можно ли его принять перед причастием, не будет ли мне это в осуждение?».

Это не будет Вам в осуждение. Если бы Вы пригласили домой священника исповедовать и причастить, как больную, то он бы даже не спросил, кушали Вы или нет. Больному человеку пост и евхаристическое воздержание ослабляется. После сложных операций я тоже каждый день должен утром принять лекарство. Если необходимо запить лекарство глотком воды, то это тоже делайте и со спокойной совестью идите к Богу. Господь Вам усугубил пост болезнью. Помоги Бог!

В идеале каждому христианину нужно каждый день на Страстной седмице бывать в храме. В Великий Четверг вспоминается установление Таинства Евхаристии. В Великую Пятницу вспоминаются Крестные страдания Господа. Это очень важные дни, когда нужно иметь особое благоговейное и молитвенное состояние. Но мы живем в мире, который не позволяет должным образом это осуществить. Когда-то давно на этой неделе все освобождались от работы, а сейчас такой возможности нет. Как быть работающему человеку, если он не сможет быть на богослужении?

Кто может посещать храм во все дни седмицы - это достойно и хорошо. Кто не может в силу каких-то обстоятельств - молитесь про себя усердно, наложите дома на себя правило больше читать Псалтырь, Евангелие, размышлять. Пойте псалмы, много духовных хороших стихотворений, например, «Мира Заступница, Матерь Всепетая». Бывает, я дома запою, так меня вся семья сразу слушает. Есть благочестивые песнопения, благочестивые молитвы и благочестивые занятия. Не унывайте, если по какой-то причине не можете прийти в храм, молитесь дома.

Я во многом не согласен со Львом Николаевичем Толстым, есть моменты, за которые он был отлучен от Церкви. Но у него есть рассказ о суровом хозяине, который заставил своих работников пахать поля на Пасху. Одни зароптали, другие в гневе бросили орудия труда, начался саботаж. Когда хозяин приехал на поле, то увидел одного смиренного работника, который пахал, прикрепив на соху свечку. Ветер дует, а свеча горит! А работник поет псалмы и пашет. Хозяина очень тронуло это смирение и чудо. И, может быть, в храме он бы так не помолился, как молился за работой. Смирись, скрепи свое сердце, делай добрые дела и усиль молитву дома. Можно сказать Господу: «Господи, не дал Ты мне в Великий Четверг в храм сходить, но я за это, как только у меня выдастся время, схожу и помогу кому-нибудь». Это будет принято Богом, как жертва. Роптать не нужно.

Одна матушка на Пасхальной седмице подошла ко мне на исповедь: «Я поствую». Говорю: «Пасхальная седмица идет, а Вы даже яичко не скушали?» Она отвечает: «Нет, батюшка, у меня только на хлебушек хватает денег, а на яичко уже нет». Лучше вот эту матушку посетить в Великий Четверг, спросить: «Все ли у тебя готово к Пасхе?». О себе только заботимся, а рядом человек нуждается. Вот это и будет великая жертва и помощь. «Если ты принес дар свой Богу и вспомнил, что брат твой гневается на тебя, то оставь дар и иди, примирись с братом, а потом принеси дар, и тогда он будет принят ». Тем, что идешь в храм, ты уже приносишь жертву ради Божиего дела. Но, может быть, ты с кем-то не помирился? Может, есть нуждающийся, и ты про него забыл? Богу угодить мы всегда найдем где, лишь бы сердце этого хотело. Сердце захочет - Бог укажет.

Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Я подала записочку о здравии, а ее прочли об упокоении. Что мне делать?».

Не унывайте: это была просто ошибка, они случаются у всех, человек не может жить без ошибки. Даже если бы ее вообще забыли прочитать, то ничего страшного. Вы подали записочку, принесли какую-то жертву за нее. Подали о здравии и знайте, что она пошла о здравии.

- Я когда-то писал записку, а священник почему-то не произнес имя.
- Когда писали записку, то человек уже помянулся. Бывает, что батюшка потерял, не произнес, забылся - все мы люди. Для Вас записочка уже у Бога, не сомневайтесь.

- А правильно ли так стоять и слушать: произнесут или не произнесут?
- Нужно стоять и молиться. Когда батюшка поминает, ты сам поминай своих, которых в записке указал. С твоей молитвой батюшкина молитва будет только сильнее. Это будет гораздо благочестивее, чем стоять и думать: «Ах, какой батюшка, забыл прочитать!» Ты совершаешь этим грех.

В нашем эфире мы когда-то приводили великопостную статистику, которую публиковал Всероссийский центр изучения общественного мнения. Опросили 1600 человек, из них только 3% соблюдают Великий пост. Однако 9% из опрошенных сказали, что на Страстной седмице планируют поститься. Чем обусловлено такое стремление людей поститься именно в эту неделю?

Страстная седмица даже во времена атеистов была на слуху. Я служил на сельском приходе в Талице. Бывало, на вынос плащаницы, на Двенадцать Евангелий приходили много тех, кто не приходили весь Великий пост. У людей закрепилось в сердце, что Страстная седмица - особая. Около 12-14 миллионов людей в нашей стране (9%) будут на Страстной седмице поститься - это же какая мощная армия христиан! А 4 миллиона человек постятся весь пост - и это очень значительно.

Лет 30 назад мне довелось открыть первый храм в городе Камышлов, разрешили купить домик. Прошла первая Пасха, мои дети были еще юные. С сыном, дочерью, алтарником (ныне протоиерей Игорь) мы договорились пойти гулять вечером по Камышлову, но поставили себе условие каждому встречному говорить: «Христос Воскресе!». Реакция у людей была такая: двое-трое покрутят пальцем у виска, еще трое остановятся, раскрыв рот и не зная, что ответить, а где-то пятый-шестой или восьмой-девятый скажут: «Воистину Воскресе!» или спросят: «А что отвечать-то?». Сейчас тебе каждый или почти каждый ответит: «Воистину Воскресе!» Правда, у нас был один уполномоченный, с гордостью называвший себя атеистом, и когда ему говорили «Христос Воскресе!», он отвечал: «Здравствуйте, здравствуйте». Это вроде анекдота, когда Леониду Ильичу сказали: «Христос Воскресе!», а он отвечает: «Знаю, знаю, мне уже докладывали».

Были времена значительно хуже. Вы мне сказали про такие проценты, и я очень удивлен. Но ведь есть еще другие - 80% называют себя верующими. Получается, что 100 миллионов человек в России называют себя верующими. Россия становится православной. При этом я нисколько не умаляю заслуг мусульман, иудеев и католиков. С мусульманами и иудеями мы в одних окопах и в одних танках дрались в Отечественную войну, отстаивая нашу Родину, но все-таки она православная. У меня есть добрые знакомые мусульмане, и они всегда говорят: «Вы - наши «старшие братья», мы здесь помладше вас», и это говорится всегда с уважением. Русь становится верующей - это главное. Строятся костелы, мечети, синагоги, мы становимся похожими на цивилизованных людей.

Что Вам запомнилось из жизни, могли бы Вы привести какие-то примеры, как люди реагируют на праздничное настроение?

Меня перевели в епархию, и я стал служить в Екатеринбурге, назначили на «Уралмаш». Елена Анатольевна Шевченко, наша староста, еще до меня начала «битву» за церковь. Я пришел в маленькое помещение бывшего кинотеатра, мы с ней стали добиваться церкви, и тогда в газете появилась статья «Построите - взорвем!». Устраивали митинги, было море противников, а сейчас, если сказать, что «Уралмаш» безбожный, то 90% жителей будут оскорблены. Там и храмы теперь есть, и службы идут.

В Талице на Рождество мы с супругой решили прогуляться, и я взял с собой коробку конфет. Тогда конфеты достать было очень трудно, это были времена богатой страны с голодными людьми. Супруга спрашивает: «Ты куда, отец, берешь конфеты?» Я отвечаю: «Сейчас увидим!». Вышли на улицу, и я ей говорю: «Сейчас всех детей, которые попадутся, буду спрашивать, какой сегодня праздник? Кто мне ответит, что сегодня Рождество, тому я вручу эту коробку конфет». И только пятнадцатый-шестнадцатый ребенок ответил, что сегодня Рождество. А сейчас любой знает! Троицу все знают, Пасху знают. Становится совершенно другое время: Россия просыпается, «русский богатырь» просыпается.

Мы уже говорили, что не стоит чрезмерно увлекаться готовкой, покупкой подарков на Пасху, а нужно уделять больше внимания молитве. Скажите, для чего эти символичные блюда появляются на столах?

Яйцо имеет свое предание. С одной стороны, оно как бы «дважды рожденное» и символизирует нашу жизнь: человек сейчас на Земле, а потом из своей телесной «скорлупы» милостью Божией изойдет и будет жить вторую жизнь - вечную. А где это будет - зависит уже от наших земных дел. Второе предание: один еврей пришел на рынок продавать яйца, и когда ему сказали, что Христос, которого распяли несколько дней назад, воскрес, он ответил: «Скорее яйца в моей корзине станут красными, чем я поверю, что Он воскрес!». Открыл корзину, а яйца там все красные.

Что касается куличей, то их символическое значение имеет прообразом хлебы евангельские, исход евреев из Египта. Существует много разных преданий, но не будем на это обращать большого внимания, а будем думать, как нам в Великую неделю быть со Христом. Не с яйцом и не с пасхой, а именно со Христом и с Ним распяться. А уж если мы с Ним распнемся, то Он нас с Собою воскресит! Давайте будем думать, как нам не убежать от Него, как это сделали многие ученики. Один ученик убежал, и когда его схватили за одежду, он и одежду оставил, убежал нагой. Господь передал своей Матери все человечество: «Се чадо Твое» . И нам показал нашу Небесную Мать: «Чадо, се Матерь твоя» . Будем вспоминать эти великие дела, чтобы быть усыновленными Богородицей и признать ее Великой Небесной нашей Матерью.

Вопрос телезрительницы: «В интернете, в передачах по телевизору часто натыкаюсь на такие вещи, как пророчества о России, информация о паспортах, электронных карточках, о том, что от этого нужно отказываться, иначе не спастись. Из-за этого возникает большое смятение и тревога. Но в Евангелие написано о том, что власть, правительство поставлено от Бога и нужно его слушаться».

Берите паспорта, не нужно их выбрасывать: мы живем в государстве. Спасителю сказали: «Ты должен заплатить налог», и Он ведь его заплатил: послал Петра, тот поймал рыбу, а у нее во рту была золотая монета, этой монетой Он и отдал за себя и за Петра. Мы видим, что Спаситель обличал, но Он нигде не противился властям. Давайте исполнять то, что установил закон. У меня есть паспорт, другие документы, но нет электронных карт только потому, что в электронном смысле я совершенный невежда. Кто отказывается от пенсии - это вообще нелепость. Пенсию вы заработали сами, отчисления на нее шли долгие годы, может быть, вам сейчас и платят меньше того, что вы заработали, поэтому не отказывайтесь. Правильно написано в Евангелии: «Будьте покорны властям». Ваше непокорство в отношении богоборческой власти не будет осуждено, но сейчас мы можем гордиться главой своей страны. Я ведь застал еще Сталина, жил при Хрущеве и при Брежневе. Да, наш президент ошибается, я в чем-то с ним не согласен, но у нас достойный правитель, который болеет за свою страну, подает нам пример, как любить и отстаивать свою Родину. Слава Богу, наши власти не богоборческие, а верующие, православные.

На прошлой программе женщина спрашивала о том, что у нее в паспорте есть три шестерки. Люди встречают это число в документах, на номерах машин и так далее. Как правильно к этому относиться?

Есть страны, где цифры 13 вообще нет. Есть много поверий, мнений и разных слухов. Давайте не будем относиться к этому с предвзятостью. Если ты можешь безболезненно отойти от этой цифры - отойди. Или если тебе сегодня выдадут пенсию 6 666 рублей или 16 666, то бери ее и не думай об этих шестерках! Мы думаем о цифрах и забываем думать о Боге, будущей жизни, добром деле. Из-за этих трех шестерок мы готовы кому-то глаза выцарапать, прости Господи. Пусть это сатанинское число, но Бог-то сильнее дьявола!

Вопрос телезрителя: «Я хожу в храм Рождества Христова, хочу причаститься в это воскресенье, но моя работа не позволяет мне поститься в еде. Можно причаститься, не постясь?»

Если Ваша совесть Вам говорит, что можно, то я, как священник, на это Вам запрета не наложу. Желательно хотя бы день попоститься. Постарайтесь, тем более идет Страстная седмица. Но если Вы за весь пост причащались 4-5 раз, постились, можете причаститься в Пасху Христову даже без исповеди. А вообще нужно готовиться. Конечно, у одного работа, у другого болезни. Если для тебя скоромная пища, как лекарство, и тебе говорит об этом совесть, можешь принять ее. Если ты чувствуешь, что поствуешь во вред своему здоровью, то это не пост, а самоубийство. Исходя из этого, посмотрите, что скажет Ваша совесть, подойдите ко мне и я с Вами побеседую. Все равно надо, чтобы люди воздерживались. Если сейчас все разрешить, то люди будут после завтрака приходить в храм к причастию. Нужно иметь строгость, возможную для Вас.

Есть мое личное наблюдение, что на Пасхальное богослужение собирается так много людей, что в некоторые храмы даже не попасть. Но проходит часа два, крестный ход, возвещается о том, что Христос Воскрес, и около 30-40% людей уходят. Как объяснить такое поведение, и как донести до людей важность всего богослужения, а не только его начала?

Здесь тоже намечается перелом. Раньше, когда служил в Талице, замечал, что после крестного хода в храме оставалось очень немного народа, но это было в те годы. Сейчас люди остаются семьями, с детьми, выстаивают службы. Если раньше в храм заходили выпившие люди, безобразно себя вели, то сейчас этого практически нет. Улучшение заметно.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Каждый ли православный христианин, который поствует, регулярно исповедуется, причащается, должен иметь духовника?».

Духовник - это священник, который ведет вас по жизни. Вы к нему приходите побеседовать, рассказать о своих тяготах, необязательно на исповеди. Он Вам может посоветовать, что делать по поводу работы, семьи, детей, учения, по любому вопросу. Есть семейные доктора, и бывает, что один врач ведет целые поколения: бабушку и дедушку, сына и дочь, внука и внучку и знает всю наследственность этой семьи. Такой доктор будет гораздо ценнее, чем тот, который побеседовал с Вами 15 минут на приеме. Так же и духовник: если он Вас знает, Вы ему доверяете, советуетесь, просите у него разрешения трудных вопросов, то с годами он Вас изучит и, возможно, лучше кого-либо другого даст совет. Лучше иметь духовника, но Вы имеете право выбрать его: к кому ляжет сердце. Но уж коли выбрали, то если его смените, потеря будет для Вас, потому что он Вас знает как никто другой. Иметь духовника, я считаю, очень достойно. А чтобы причаститься, прийти на исповедь можно к любому священнику. К своему духовнику человек может ездить даже в другую область, звонить по телефону, например, раз в три месяца.

Вопрос телезрительницы рабы Божией Марины: «Я прихожанка храма Рождества Христова на «Уралмаше». Батюшка сказал, что можно всю Светлую седмицу приходить на причастие без исповеди. Как быть с питанием, ведь нельзя держать пост на Светлой седмице?»

Про всю седмицу я не слышал, но в день Воскресения Господня можно причаститься без исповеди, но в том случае, если Вы весь пост держали, исповедовались, причащались. Есть евхаристическое воздержание, и я бы не советовал всю Светлую седмицу причащаться, это рано или поздно может обернуться тем, что мы привыкнем к причастию и перестанем с благоговением относиться к этому Таинству. Нужно вычитывать хотя бы минимальное правило. Один раз на Пасху, если Вы всем постом себя готовили, подойдите и причаститесь во Славу Божию.

- Как провести оставшиеся дни до Пасхи, к чему стремиться, как встретить само Светлое Христово Воскресение?

Оставшиеся дни нужно провести в усиленном воздержании. Если есть возможность и вы готовились, то нужно причаститься в Великий Четверг или Великую Субботу. Не нужно над великим ставить мелкое, поменьше хлопот. У нас часто бывает, что мы знание догмата ставим выше его исполнения. Мы знаем, и давайте будем делать, а то ведь и Суд Страшный будет над всеми нами: каждый ответит за свои дела. Светлую седмицу нужно провести в радости, любви, помнить, что лучший подарок Богу - помочь нашему ближнему. Если мы узнаем, что человеку нужна помощь и поможем ему в Светлую седмицу, то не бойтесь, греха не будет, если вы нарушите Светлую седмицу трудом. Я работал сторожем в церкви в 1974 году, молился на Всенощной на Троицу, и ко мне подошел старичок: «У одной хозяйки ветром сдуло забор, а неподалеку пасутся овцы, сейчас они зайдут на ее огород. Давай пойдем и сделаем ей забор». Мы пошли и загородили, в другие дни люди доделали забор. А когда мы шли, на нас ругались, что мы во время Всенощной на Троицу другими делами занимаемся. Мне этот старичок (дожил до 106 лет) говорит: «Володя, не переживай, ты сегодня не здесь этой бабушке забор городил, ты его городил себе в вышней жизни, на небе. Этот забор будет у Бога». Вот так нужно проводить время: весело, с любовь и добром.

Вопрос телезрительницы: «Внучке 3 года, мы ее водим часто на причастие. Как ей объяснить, Кого она принимает?».

В 3 года рано говорить о Страстях Господних. В детских книжечках, которые у нас продаются, очень простым и доходчивым языком все это объясняется.

Радует, что из всех дозвонившихся сегодня, двое являются прихожанами храма, настоятелем которого Вы являетесь. Некоторые люди считают, что если они ходят на исповедь к какому-то священнику, то он автоматически становится их духовником.

Это нормально. Когда люди ходят к одному батюшке на исповедь, он их знает в лицо и по имени, знает, чем и как человек живет, к чему склонно его сердце, этот батюшка и является духовником.

Не должно быть официального принятия от человека, который берет ответственность за своего духовного сына или дочь?

Духовник молится за своих чад, поминает на уединенной и церковной молитве, и чадо молится за своего духовника. Так между ними строится духовный мостик. Чадо тоже часто знает своего духовника, чем он живет, какие у него немощи, беды, и тоже старается его поддержать. Все это достойно и нормально, не надо никаких официальных удостоверений.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Анна Солодникова

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам