Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Контрольная:Перепишите, вставляя пропущенные буквы (О или Ё). Ж_ванный, ч_порный, ч_кнуться, деш_вый, беч_вка, ж_лоб, ж_сткий, печ_нка По окончанию работы мы пошли в театр

Текст задания

1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме. Агент, алфавит, хвоя, нефтепровод, индустрия, материальное обеспечение, анализ крови, много отраслей, мизерный, давнишний, языковая норма, красивее, втридорога, маркировать, грузите, быстрее, отняла, звонит, ворота, дремота, договор, продал, приведены, хозяйствовать. 2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Пр…крытие стоявшее подле пушек Тушина ушло по чьему(то) пр…казанию в середине дела батарея продолжала стрелять и (не, ни) была взята французами только потому что (не, ни) приятель (не, ни) мог пр…дпол…гать дерзости стрельбы четырех (не, ни) кем (не,ни) защище…ых пушек. 3. Определите род имен существительных и согласуйте с прилагательными. Цвет… тюль, вкусн… рагу,итальянск… джакузи, чист… купе, черн… кофе, заказн… такси, знаком… конферансье, интересн… интервью, нов… кепи, безупречн… алиби. 4. Вставьте пропущенные буквы. К землянк…, в галере…, в отделени…, о знани…, со свеч…, на батаре…, по приезд…, в несчасть…, к полынь…, при секретар…, по гаван…, по прибыти…, в ожидани…, от лини…, о геро… , вз…скать, ож…г (руку), подж…г (умышленный), ж…лоб, прив..легия, ад…юнкт, двух…ярусный, бе…численный, без…мянный. 5. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме. Память (зрительная, зрительская) Поведение (дипломатичное, дипломатическое) Просьба (единая, единственная) Чувство (безответное, безответственное) Яблоки (отборные, отборочные) 6. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме. - Журнал «Смена» (опубликовал, опубликовала) повесть известного писателя. - Никто из сестер, даже старшая, (не знал, не знали) о случившемся. - Отчитаться по (возвращению, возвращении) из отпуска. - Он удостоен заслуженной (награды, наградой). 7. Раскройте скобки. (На)всегда, (из)вне, (по)сейчас, (до)нельзя, назначить (на)завтра, (на)миг, (на)часах, (по)памяти, (не)(в)домек, далеко (не)случайно, никому (не)приятно, (не)(по)детски, (на)удалую, (по)прежнему, (в)пятых, (в)первые, (ис)(под)тишка, (по)латыни, (по)ровну, (по)прежнему, как (ни) как, (по)добру (по)здорову, (в)связи, (в)следствие, (выше)стоящий, (пресс)бюро, (проектно)конструкторский, (жизненно)важный. 8. Расставьте знаки препинания. 1. Отчаяние горечь ревность к вечной природе и чувство жалости к людям и самому себе это слилось у меня в один горловой комок. 2. Я медленно уходил от грозы преодолел густой совсем молоденький ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 3. Я любил эту тихую деревушку насквозь пропахшую молодым ячменем развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. 4. Это был по всей видимости типичный курортный городок куда на лето выезжали наверно берлинцы. 5. Увязнув по колено в снегу нагнувшись к окошку увидел мать при тусклом свете привернутой лампы она собирала ужинать. 9. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными. Автор книги, автор конструкции, автор проекта, автор станка, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения. 10. Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их. 1. По окончанию работы мы пошли в театр. 2. Андрей Болконский способен к глубокому чувству. 3. Молчалин тоже заводит разговор о чинах с Чацким. 4. Раскольников путем логических измышлений приходит к мысли убить старуху. 5. Образ скряги, потерявшего все человеческое, не может не вызвать наших негодований. 6. В цехе производится уход и ремонт оборудования. 11. Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста. Комета века Появление на земном небе яркой, большой кометы – сравнительно редкое явление, которое случается не чаще 6-7 раз в столетие. Однако кометы, которые наблюдают уже много веков, таят в себе немало загадок. Сейчас яркая комета Когоутека, которая сблизилась с Солнцем в декабре 1973 года и обогнула его, снова удаляется к границам Солнечной системы. В прошлом столетии, например, в 1812 году, наблюдались кометы еще более грандиозные, которые подлетали к Солнцу еще ближе, чем комета Когоутека. Но и этот неожиданный визит новой, неизвестной до сих пор кометы оказался очень полезным для астрономии. Современные средства исследования позволили получить о комете обширную информацию, которая добавляет много ценного к нашим знаниям о процессах, которые происходят в Солнечной системе. Всякая комета состоит из твердой части, которую называют ядром, и газово-пылевой атмосферы, которая постоянно меняется. Вдалеке от солнца, где-нибудь за орбитами Нептуна и Плутона, ядро кометы не имеет атмосферной оболочки, и в этой космической дали обнаружить комету невозможно. Зато с приближением к Солнцу кометное ядро получает атмосферу, которая, правда, совершенно отличается от атмосферы Земли или других планет. Головы кометы, которые по размерам можно сравнить с Солнцем, по космическим масштабам невелики, а их хвосты вытягиваются на десятки и сотни миллионов километров. Но средняя плотность кометны

На уровне словосочетания На уровне предложения На уровне текста
1. Нарушение 1. Нарушение координации 1. Нарушение
норм согласования. между подлежащим и ска- смысловых и син-
зуемым. таксических отно-
2. Нарушение 2. Нарушение границы пред- шений между
норм управления ложения. предложениями.
3. Нарушение порядка 2. Немотивиро-
слов в предложении. ванное использо-
4. Нарушение норм в упот- вание монотона.
реблении однородных чле- 3. Немотивиро-
нов предложения. ванное присоеди-
5. Ошибки в употреблении нение предложе-
причастных оборотов. ний
6. Ошибки в употреблении
деепричастных оборотов.
7. Нарушение норм при по-
строении сложного предложения
8. Смешение прямой и кос-
венной речи.

Проверьте себя

1. Назовите синтаксические единицы речи.

2. Каковы нарушения синтаксических норм в сфе­ре словосочетания?

3. Каковы нарушения синтаксических норм в сфе­ре предложения?

4. Каковы нарушения синтаксических норм в сфе­ре текста?

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

В чем выражается богатство синтаксических норм русского языка? О каких правилах расположения слов надо помнить, чтобы писать на чистом и правильном русском языке?

Образец размышления

Русская грамматика - одна из самых богатых по своим формам и знаменательным окончаниям... Изоби­лие грамматических форм и знаменательных оконча­ний имеет своим естественным средством большую сво­боду в порядке слов и в построении предложения и периодов нашего языка. По-русски вовсе нет нужды строго следовать аналитической конструкции, и можно употреблять самые смелые инверсии. Однако существу­ет определенное правило расположения слов, основан­ное на духе языка, и этим правилом нельзя пренебре­гать, если хотят писать на чистом и правильном рус­ском языке, а именно: сближать, поскольку возможно, члены предложения, теснейшим образом связанные меж­ду собой. Это правило меняется в зависимости от числа дополнений к подлежащему и сказуемому, и если оно несколько видоизменяется, то не знает исключений, по крайней мере, в прозе.

(В. Кюхельбекер. О русской литературе)

Назовите случаи нарушения координации между подлежащим и сказуемым.

Борьба за благоустройство и образцовый санитар­ный порядок в городе стали делом каждого горожани­на. Защита в виде гор, защитных полос значительно уменьшают действие мороза. Ряд студентов, выступив­ших на собрании, говорило об истинном положении дел. Сто сорок один человек проголосовали «за». Основными чертами коллектива являются единство лич­ных и общественных интересов.



3. Назовите случаи неверного согласования опреде­ления с определяемым словом.

Сейчас при клубе действует хоровой и драматичес­кий кружок. Показную независимость и геройство Иго­ря как ветром сдуло. Перед ними стояла первый в мире женщина-космонавт. Новоявленному Дон-Кихоту и Сан-чо Пансо ждать долго не пришлось. Приходите между пятым и шестым часами.

4. Поставьте существительное в нужном падеже, ис­пользуя, если надо, предлоги .

Беспокоиться (мать), восхищаться (картина), уп­рекать (грубость), уверенность (победа), потребность (книги), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия, Украина, Альпы), ехать (поезд, трам­вай), вернуться (школа, колледж, детсад), платить (проезд), гордиться (сын), вера (победа), контроль (исполнение).

Найдите случаи неверного употребления форм управления.

По окончанию работ мы пошли в театр. Андрей способен к глубокому чувству. Почет и блестящее по­ложение ничуть не поколебали республиканские убеж­дения и демократические симпатии Бетховена. Михай­лов недаром был удостоен высокой наградой. За проезд в транспорте следует оплачивать. Заведующий кафед­ры был расстроен. Данные факты говорят за возмож­ность быстрого решения этой проблемы. Я хочу рас­сказать за свою жизнь. Она вежлива к людям, отзыв­чива. Каждый день мать радуется за успехи сына. В поэме описывается о похождениях Чичикова. Лектор оперировал с точными фактами. Как смотреть на рав­нодушие родителей за судьбу детей своих. Была выра­жена благодарность в адрес тем, кто организовал кон­церт для военнослужащих. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить навстречу движения транспорта. Нельзя не принимать во внимание этого факта. Такое поведение заслуживает награду.

контрольная:Перепишите, вставляя пропущенные буквы (О или Ё). Ж_ванный, ч_порный, ч_кнуться, деш_вый, беч_вка, ж_лоб, ж_сткий, печ_нка, щ_голь, ч_лка, ш_рник, ш_ры, ш_мпол, расч_ска, чеч_тка, ш_ковый, бесш_вный, пощ_чина, ч_боты, кош_лка, ж_лудь, зайч_нок, холщ_вый, скач_к, трещ_тка, девч_нка, кумач_вый, по деш_вке, ноч_вка, подж_г сарая, подж_г дрова, обж_ра, трущ_бы, дириж_р, ухаж_р, вооруж_н, улич_н, смеш_, туш_нка, раскорч_ка, чащ_ба. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясните написания. деревя...ый дом; полотня...ая скатерть; счита...ые минуты; вяза...ые вар

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

приблизительное количество страниц: 25

Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

Цена: 300 р. Купить эту работу

Перепишите, вставляя пропущенные буквы (О или Ё).

Ж_ванный, ч_порный, ч_кнуться, деш_вый, беч_вка, ж_лоб, ж_сткий, печ_нка, щ_голь, ч_лка, ш_рник, ш_ры, ш_мпол, расч_ска, чеч_тка, ш_ковый, бесш_вный, пощ_чина, ч_боты, кош_лка, ж_лудь, зайч_нок, холщ_вый, скач_к, трещ_тка, девч_нка, кумач_вый, по деш_вке, ноч_вка, подж_г сарая, подж_г дрова, обж_ра, трущ_бы, дириж_р, ухаж_р, вооруж_н, улич_н, смеш_, туш_нка, раскорч_ка, чащ_ба.

Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясните написания.

деревя...ый дом;

полотня...ая скатерть;

счита...ые минуты;

вяза...ые варежки;

песча...ые земли;

отчая...ый шаг;

воще...ая бумага;

клюкве...ый морс;

ржа...ой хлеб;

маринова...ые грибы;

кова...ый сундук;

кожа...ый портфель;

преда...ая собака;

масля...ые краски;

жестя...ые банки;

подли...ые документы;

Перепишите, раскрывая скобки.

1. Дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, (не) мигающие огни деревни. 2. Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, (не) хотевшая отстать от неё. 3. Мы бредем по тем дорожкам, где (не) кошена трава. 4. Я, (не) смотря на (не) сносных комаров, засыпал туг же, у костра.5. Сын поцеловал мать и, (не) смотря на неё, вышел из комнаты. 6. Кипучая, могучая, (ни) кем (не) победимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая.

Перепишите правильно. Расставьте знаки препинания.

Напуга...ый двумя дурными по его мнению предзнаменованиями Вандага наш провожатый заявил что идти дальше без сомнения означало(бы) подвергат...ся явной опасности....

Последовательно запишите номера слов, в которых чн произносится как шн.

1) уничтожить, 2) почти, 3) потому что, 4) горчичник, 5) симпатичный, 6) горничная, 7) античный, 8) нарочно, 9) конечно, 10) молочный,
11) пустячный.

Выпишите номера слов, в которых согласный перед е произносится твердо.

Расставьте ударение в словах.

1) издавна, 2) изредка, 3) баловать, 4) балованный, 5) зубчатый, и тд...

Последовательно выпишите номера предложений, в которых встречается тавтология.

1. Можно смело утверждать, что лес - главный стабилизатор природных процессов в биосфере. 2. Была создана специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.
3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Иртец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами.
5. Обсуждение было острым, но в конце концов стороны пришли к единому кредо. 6. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 7. Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. 8. Судя по тем находкам, которые они нашли, есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 9. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в употреблении паронимов.

1. Горнист стал трубить, надеясь созвать хотя бы часть ребят. 2. Мы позвали соседнего мальчишку Леньку. 3. Действительность раздражала его, и, быть может, поэтому он всегда хвалил прошлое. 4. Народ терпел двойственный гнет. 5. Улицы в нашем городе протяжённые, пешком ходить по ним трудно. 6. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 7. Кот схватился в рыбу мёртвой хваткой.
8. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 9. В конце собрания слово представили профессору Сергееву. 10. В мае месяце необходимо уделить внимание поздним сортам помидоров. 11. Я быстро одел пальто и шапку и вышел.

Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. 2. Это был настоящий грабеж с большой дороги. 3. Был вечер, и от лучей заката река казалась красной. 4. Нельзя всех мерить под одну гребенку 5. Приходите, пожалуйста, я буду вас пристально ждать. 6. Поэзия была для него книгой за семью печатями. 7. Со всех своих длинных ног она кинулась бежать.
8. Предательство и ложь - самые отвратительные пороки. 9. Обломов был знаменем времени. 10. Стали искать детей во всех углах и, разумеется, никого не нашли.

Отметьте номера предложений, в которых слова употреблены в несвойственных им значениях.

1) Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука. 2) Обсуждение было острым, но в конце концов стороны пришли к единому кредо. 3) Мы были уверены, что всё пойдёт как по маслу.
4) Последние звуки увертюры, завершающей оперу, утонули в овациях.
5) Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. 6) Я познакомился с ужасно красивой девушкой. 7) Супруга императора, в воздушных белых одеждах и лёгкой тунике на голове, походкой богини приближалась к толпе. 8) На обед мы заказали салат из помидоров, овощной суп и гуляш.
9) На сцене МХАТа сегодня состоится первая премьера пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» 10) Мой друг отличался пуританскими взглядами на брак и семью, считал, что регистрация брака - это анахронизм. 11) Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. 12) В наши дни добро, к сожалению, с трудом пробивает себе дорогу.

Определите род существительных.

газель, кенгуру, кадриль, авеню, сулугуни, какаду, хинди, денди, рантье, атташе, импресарио, рефери, портье, кюре, гризли, идальго, воевода, умишко, городишко, сапожище, отель, тюль, толь, шампунь, кофе,жабо, цунами, бикини, кашне, алое, контральто, регби, эмбарго, ралли, пенальти, бра,хвастунишка, невежа, невежда.

Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в употреблении падежных форм слов.

1) Я был этим летом в отпуску только две недели. 2) У древних греков был обычай праздновать первый день сбора винограда. 3) На занятиях не было обоих сестер. 4) Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. 5) На праздничном столе мы увидели торт и компот из абрикосов. 6) В автохозяйстве работают только квалифицированные шофера и механики. 7) Эта пьеса так захватывает, что, начав читать, не можешь остановиться. 8) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными зачинателями добрых традиций и интересных дел. 9) У нас не принято, чтобы мужчины ходили без чулков и носок даже и летное время.
10) Скрытный характер моей подруги часто был причиной недоразумений между нами.

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении форм прилагательных.

1) Чем положение неестественнее, тем ближе и необходимее выход из него. 2) В этом году лыжные соревнования были организованы и проведены гораздо лучше, чем в прошлом. 3) Инвентарь для спортзала был закуплен по самой выгоднейшей цене. 4) Более худший показатель характеризует финансовое положение бюджетников в 2002 году. 5) Человек большого ума, тонкой наблюдательности, он с нежной любовью относился к родной природе. 6) По другому, более высокому берегу Усолки тянутся сосновые боры, сплошь покрытые брусничниками. 7) В этом году сложилось более лучшее положение дел в нефтедобывающей промышленности. 8) Муж известной артистки был младше её на 16 лет. 9) Рост преступности самым теснейшим образом связан с экономической политикой правительства.
10) Дальнейшие опыты были более сложные, чем предыдущие.

Спишите, заменяя цифры словами.

К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59, с 395 сложить 288, с 238 сложить 292, разделить 400 на100.

. Употребите слова в скобках в нужном падеже.

Тужить по (сын), скучать по (мы), плакать по (вы), по (истечь) срока, по (окончить) школы, по (прибыть) на место, по (приезд) в город, согласно (расписание), благодаря (потепление).

Найдите случаи неверного употребления форм управления.

1) По окончанию работ мы пошли в театр. 2) Андрей способен к глубокому чувству. 3) Почет и блестящее положение ничуть не поколебали республиканские убеждения и демократические симпатии Бетховена.
4) Михайлов недаром был удостоен высокой наградой. 5) За проезд
в транспорте следует оплачивать. 6) Заведующий кафедры был расстроен.
7) Данные факты говорят за возможность быстрого решения этой проблемы. 8) Я хочу рассказать за свою жизнь. 9) Она вежлива к людям, отзывчива.
10) Каждый день мать радуется за успехи сына. 11) В поэме описывается
о похождениях Чичикова. 12) Лектор оперировал с точными фактами.
13) Как смотреть на равнодушие родителей за судьбу детей своих. 14) Была выражена благодарность в адрес тем, кто организовал концерт для военнослужащих. 15) На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить навстречу движения транспорта. 16) Нельзя не принимать во внимание этого факта. 17) Такое поведение заслуживает награду.

Замените, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами и деепричастные обороты придаточными обстоятельственными предложениями.

Если вы поцдете лесом,то выйдите прямо к станции... 2) уж коли ты решился это делать,то делай побыстрее.... и тд..

Последовательно выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении однородных членов.

1) Комиссия отметила антисанитарное состояние павильона и продавца. 2) Поздравляю нас от всей души и лично от себя. 3) Конфликт можно было разрешить, прибегнув к обычным дипломатическим, а не провокационным методам. 4) Оккупанты отнимали у населения хлеб, скотину, другие ценные вещи. 5) Комбинат досрочно выполнил план по поставке птичьего мяса и молока. 6) Хозяин, из почтения и радости, ничего не ел. 7) В ходе прений был внесен ряд предложений и поправок. 8) Николай покраснел от смущения и от быстрой ходьбы. 9) В своём нижнем течении Енисей широк и полноводен. 10) Пыль толстым слоем лежала на письменном столе, обитом зелёным сукном, на кожаном диване, старом кресле.

Выпишите номера правильно построенных предложений. Определите тип синтаксической ошибки и исправьте предложения.

1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшей к остановке.. 2) Для перевода текста вам понадобится словарь. . 3) Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой. 4) Когда читаешь романы Дюма, в тебе пробуждается интерес к истории.. 5) Благодаря осадкам, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги. 6) Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшей в чемпионате.. 7) На совещании было обсуждён ряд важных вопросов. . 8) Песня посвящается памяти бойцов, защитивших наш город. 9) Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском. 10) Те, кто опоздал на электричку, могут поехать на автобусе.. 11) Когда я смотрел комедию «Ревизор», меня не раз охватывал смех. 12) Движение на дороге было прервано из-за снежных заносов. 13) Жильцы требовали ремонта и ликвидации неполадок. 14) Книга имеет большую познавательную ценность.

Определите стилистическую принадлежность текстов. Какую роль для их стилистической характеристики играют выделенные слова и словосочетания?

Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ ) лидируют среди всех инфекционных заболеваний, поэтому их профилактика имеет огромное социальное значение. Однако возможности проведения такой профилактики ограничены рядом факторов, среди которых можно выделить многочисленность возбудителей , их генетическую изменчивость , нестойкость формирующегося иммунитета. Всё это препятствует специфической профилактике гриппа и других респираторных инфекций.

Ha прошлой неделе глава аппарата правительства Д. Козак признался, что административная реформа пока продвигается со скрипом. Не всё , что задумывали, получилось . Есть признаки отступления. После майского «технического переназначения» вместо 14 министерств оказалось 15, прибавилось служб и агентств. Неужели мечте о «компактном и эффективном правительстве» так и не суждено сбыться ? И сколько управленцев все-таки нужно стране ?

Стилистика, раздел яз-знания, изучающий систему стилей языков, языковые нормы и способы употребления лит. яз. в разл. условиях языкового общения , в разных видах и жанрах письменности, в разл. сферах обществ. Жизни.

Когда-то ловкий поручик, танцор и волокита, а ныне толстенький, коротенький и уже дважды разбитый параличом помещик, Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомлённый и замученный жениными покупками , зашёл
в большой музыкальный магазин купить нот.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет .

Следующие предложения разместите в порядке последовательного развития мысли. Определите функциональный стиль текста.

Первобытный человек воспринимал внешний мир с точки зрения своей практической деятельности.Названия предметам он давал только в меру трудового своего с ним соприкосновения.Область трудовой деятельности первобытного человека была узкой, столь же ограниченным был и его язык.Усложнение хозяйственной деятельности человека и усложнение общественной жизни привели к усложнению мышления и обогащению языка.

Введение. 3

1. Основные типы словарей. 4

§1. Толковые словари. 4

§2. Аспектные словари. 5

2.1. Орфоэпический словарь. 5

2.2. Орфографический словарь. 6

2.3. Словарь иностранных слов. 6

2.4. Словарь антонимов. 7

2.5. Словарь омонимов. 8

2.6. Словарь паронимов. 8

2.7. Словарь синонимов. 9

2.8. Фразеологический словарь. 10

Заключение. 12

Литература. 13


Цена: 300 р. Купить эту работу

Болконский — один из главных героев романа. По своему характеру он очень похож на своего отца. Князь Андрей — натура сильная, энергичная, настойчивая, с ясным умом и твердой волей. В начале романа он представлен человеком с определенными убеждениями, но жизнь ломает эти убеждения, и тогда он теряет прежнюю уравновешенность, начинает искать смысла жизни и только пред смертью находит успокоение.

Главной чертой душевного склада Болконского является чувство личности. Его мысль постоянно устремлена на самого себя, занята анализом своих чувств и впечатлений. Это чувство личности нельзя смешивать с эгоизмом, которым проникнуты другие лица романа, например, Берг или Борис Друбецкой, заботящийся лишь о собственном материальном благополучии. Индивидуализм князя Андрея основывается на сознании своего умственного и нравственного превосходства над окружающим обществом. Рационалистическое мировоззрение, сложившееся отчасти под влиянием отца, скептика-вольтерьянца, наполняет душу Болконского холодом, неверием и
презрением к людям. Человеческая жизнь кажется ему ясной, простой и в то же время скучной. Никто из окружающих не понимает его настроения, поэтому он всегда одинок и даже гордится своим одиночеством.

Светлый ум Андрея Болконского обнаруживается в понимании людей и явлений окружающей жизни. Пьер, получивший образование за границей, удивляется необыкновенной начитанности князя Андрея, его памяти и способности работать и учиться. Благодаря реалистическому складу мышления, Болконский обладал способностью к практической деятельности. Он отлично устраивает быт своих крестьян, является дельным командиром своего полка, проявляет себя деятельным помощником Сперанского при составлении проекта конституции. Но Андрей не односторонний человек. В нем чувство не менее сильно, чем разум, — только он всегда держит его во власти. Лишь в некоторые тяжелые минуты его жизни ослабевает в нем власть воли, и тогда его
здоровое, сильное чувство вырывается на волю.

Железная воля Болконского никогда не переходит в упрямство или самодурство, до этого не допускают ее светлый ум и доброе сердце. Сила воли обнаруживается в умении владеть собой, постоянно держать себя в руках и подчинять свои душевные движения умственному контролю. Эта черта характера особенно сказалась в то время, когда князь Андрей услыхал об измене Наташи: несмотря на полную гибель своих надежд на счастье, князь Андрей сохраняет полное самообладание и удивляет Пьера своим наружным спокойствием. Сила воли Болконского обнаруживалась и в умении подчинять себе людей и добиваться намеченных целей.

Гармоническое сочетание ума и воли делает Князя Андрея замечательным человеком, и он сам сознает свои достоинства и гордится ими. Отсюда — презрительное отношение к людям, отсюда же жажда славы и личного возвышения. Позтому он сначала увлекается Наполеоном, так как ценит в нем сильную личность, заставляющую всех преклоняться перед собой. Подчиняясь своим честолюбивым желаниям, Болконский отправляется на войну 1805 года и с нетерпением ожидает своего «Тулона», то есть такого случая, который помог бы ему достигнуть славы. Но ход войны убедил князя Андрея, что успех дела зависит не от отдельных личностей, а от общего духа войска. Будучи ранен под Аустерлицем, Болконский понял, что все его мечты о славе ничтожны пред лицом вечности, глянувшей ему в глаза. Возвратившись в Россию, князь Андрей покидает службу и поселяется в имении, чтобы вести замкнутую, уединенную жизнь.
Жизнь казалась ему бессмысленной, счастье — невозможным; единственным доступным для человека благом представлялась ему спокойная совесть и отсутствие страданий. «Жить для себя — вот вся моя мудрость теперь», — говорит он при свидании с Пьером. Он чувствовал даже какое-
то озлобление и ожесточение по отношению к своим мужикам. « .. .Ты хочешь освободить крестьян — говорит он Пьеру. — Это очень хорошо; но не для тебя и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он такую же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив как был прежде. А нужно это [освобождение крестьян] для тех людей, которые гибнут нравственно и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить — право и не право» [то есть для рабовладельцев-помещиков].

Не найдя удовлетворения своему тщеславию в военной службе, Андрей Болконский решился служить под начальством Сперанского. В этот период у него завязывается роман с Наташей. Сердце его размягчается, но у него не хватает энергии пойти наперекор отцу, который требует отсрочки свадьбы на год. Наташа в это время увлеклась Анатолем, что глубоко оскорбило самолюбие Болконского. На увещания княжны Марьи о том, что нужно простить Анатоля и вообще прощать людей, он отвечает: «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

Нашествие Наполеона совершенно изменило настроение Андрея Болконского. Чувство озлобления против врага заставило его забыть свое горе. Каким мелким и ничтожным казалось ему теперь прежнее стремление отличиться! Лежа раненый в лазарете, князь Андрей увидал Анатоля, своего врага, и простил его. Душа его наполнилась любовью к братьям, ко врагам.

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Теги: Путь исканий Андрея Болконского Сочинение Литература