Сатирическое изображение чиновников в комедии гоголя «Ревизор. Сатирическое изображение чиновников в комедии н. в. гоголя “ревизор”

Амантаева Мулдир Сейтхановна

Қызылорда қаласы, Қараөзек ауылы

39 «Қызылөзек» орта мектебінің

Орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Класс: 10 а
Цели урока :

    расширение представлений о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике;

    сформировать понятие о драматическом произведении и об идейном замысле комедии;

    развитие аналитических умений и навыков учащихся;

    закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими;

    развивать творческие способности учеников;

    формирование положительных нравственных ориентаций.

Задачи : повторить известные сведения о писателе и его творчестве; отработать умение учащихся самостоятельно работать со слайд-презентацией и с учебником, воспитание уважительного отношения к творческому наследию писателя.

Оборудование : мультимедийная установка, слайд-презентация, художественный фильм «Ревизор» (1952г.)
Эпиграф:

«Сборный город всей темной стороны»

Н.В.Гоголь
Ход урока

    Организационный момент .

Слайд 1. Мы с вами продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор». Вспомним, что такое сатира, которым в совершенстве владел Гоголь.

    Проверка домашнего задания .

Вопросно-ответная беседа. Слайд 2 Насколько хорошо мы знакомы с Николаем Васильевичем Гоголем, его биографией?
1. В каком году родился Н. В. Гоголь? (в 1809г.)
2. Кем был подсказан Гоголю сюжет “Ревизора”? (А. С. Пушкиным)
3. Какое место считается родиной Н. В. Гоголя? (местечко Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губернии)
4. В каком учебном заведении учился Гоголь в Нежине? (гимназия)
5. Где в Москве есть памятник Н. В. Гоголю? (на Никитском бульваре)
6. Как Полтава связана с именем Гоголя? (в Полтаве Гоголь учился в училище)
7. В каком году был создан “Ревизор”? (в 1836г.)
8. В каком произведении упоминается родина писателя? (“Сорочинская ярмарка”)
9. В каком году писатель скончался? (в 1852 г.)
10. В каком театре состоялась премьера “Ревизора”? (В Александринском. Ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина г. Санкт- Петербург)

- На дом было задано прочитать весь текст до конца, подготовить таблицу «Чиновники уездного города», используя «Замечания для господ актеров» и первое действие комедии.

Проверка домашнего задания (знание текста).

Определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».(драма, потому что герои характеризуются только речью);

Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:

1. Городничий

2. Жена Городничего

3. Хлестаков

4. Осип

5. Ляпкин – Тяпкин

6. Земляника

7. Почтмейстер

1. «неглупый по-своему человек»

2. «умнее своего барина»

3. «очень услужлив и суетлив»

4. «молодой человек, несколько приглуповат»

5. «простодушный до наивности»

6. «провинциальная кокетка»

7. «…прочитавший 5-6 книг»

Ответы: 1. 1; 2. 6; 3. 4; 4. 2; 5. 7; 6. 3; 7. 5

Слово учителя.
Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.
Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.

– А ведь каждым уездным городом в XIX веке руководил городничий. Все названные сословия подчинялись ему.
– Как звали городничего в «Ревизоре» (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский).

3. Новая тема. Беседа.
Обычно, читая произведение, мы, читатели, обращаем внимание на время и место действия. Что можно сказать о времени и месте действия в комедии?

Уездный город удален от центров. Городничий замечает: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (1 действие, 1 явление)

Время действия – 1831 год. Это можно определить со слов судьи. Он говорит, что 15 лет сидит на судейском стуле (1 действие, 3 явление), а в сцене с Хлестаковым докладывает: «С 816 года был избран на трехлетнюю службу по воле дворянства и продолжал должность до сего времени» -(4 действие, 3 явление).
В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» перед читателями и зрителями проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные… гоголь изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

Рассмотрение таблицы «Чиновники уездного города»:


Имя чиновника


Сфера городской жизни, которой он руководит


Информация о положении дел в этой сфере


Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»


Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин


Судья


Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.


«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»


Лука Лукич Хлопов


Смотритель училищ


Учителя «имеют очень странные поступки»


Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».


Иван Кузьмич Шпекин


Почтмейстер


Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят


Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»


Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего

Знакомство с фрагментами из фильма «Ревизор»
1 действия 1 явление, 2 действие 8 явление

Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?
(Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.)

Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?
(Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.)


-Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?
(Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.)


-Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?
(Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст)

Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками? Почему именно так ведет с ними разговор?
( Потому что он зависит от них на данный момент, боится, что они все расскажут ревизору)

Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?
(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?
( Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи2, да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю. Появляясь в гостинице, как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих. Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3. (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету) Это придает комедии пафос

Словарная работа.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм.

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)

Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь: «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14.

Есть ли в комедии любовный сюжет? Почему вы так думаете? (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет) В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.

В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.

Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор?

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова: (Обращение к таблице)

Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)
-«Ревизор» - юмористическое или сатирическое, или ироническое произведение? Почему?
В пьесе есть диалоги, монологи, ремарки.

Запись в тетрадях

Ремарка – это пояснения для актёров, постановщиков спектакля.

4.Работа в группах
Задание. Попробуйте поставить себя на место этих героев в этой непростой ситуации. Прокомментируйте поведение героев в ходе диалога. Заполним таблицу. (2 действие, 8 явление)
Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух


«Робея»


«Все рассказали проклятые купцы».


«Извините, я право не виноват»


«Вытянувшись и дрожа всем телом»


«О, тонкая штука!...»

Ну, слава богу, деньги взял


«Пожалуйте, не погубите…»


«Дрожа»


«нужно быть посмелее…»


«Благое дело изволили предпринять»


«С лицом, принимающим ироническое выражение»


Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!...»; «В Саратовскую губернию!...»; «Прошу посмлотреть, какие пули отливает…»


«Осмелюсь ли просить вас…но нет, я недостоин…»

Группа Хлестакова

Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух


«Кланяется»


«Мое почтение…»

«сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко»

Да что же делать!...я не виноват…Я, право, заплачу…

«бодрится»

Я,я,я…

«В размышлении»

Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской жене

Почему у Хлестакова нет речи про себя? О чем это говорит?

- Это говорит о том, что Хлестаков не играет. Он на самом деле боится и на самом деле ничего не понимает, что вокруг происходит. Он глуповат, пустой человек.

- Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (действие 4, явление 1)

    (Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.

    Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

    Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», - так считает Артемий Филиппович (1-ое явление,4 действие).)

Перечитайте 1-е и 2-е явления 5 действия и обратите внимание на поведение городничего .

(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)

Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации?

( Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)

«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали…»

В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?
( Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

В.Г.Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством и скотская грубость перед низшими»

5.Итог урока
Давайте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

    взяточничество

    казнокрадство

    низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

    скотская грубость перед низшими

    самоуправство

    произвол

    безнаказанность

    мошенничество

    подобострастие

    фантасмагория

6.Тест-тренажер 7.Домашнее задание

1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор?» (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

8.Вывод. Слово учителя.

– Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки общества

9. Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу. До свидания!

Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух



39 средняя школа

Открытый урок по литературе:

Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя

10 класс

Амантаева Мулдир

Сеитханова

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях “Недоросль” Д. И. Фонвизина и “Горе от ума” А. С. Грибоедова. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персонажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
На первой же странице мы узнаем, что фамилия частного пристава – Уховертов, а уездного лекаря – Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении к ним автора. Кроме того, писатель дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.
Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера можно привести и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения императора, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое.
Кульминация и следующая за ней развязка наступают очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более неправдоподобным, чем все фантазии Хлестакова. Городничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего… “. “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” – бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
В немой сцене стоят, как громом пораженные, обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии.
Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Император Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне – больше всех”.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Комедия "Ревизор" сразу же стала одним их самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником драматических произведений Островского. Царь Николай 1 так сказал о ней: "Всем тут досталось, а мне - больше всех".

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”.
Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. В “Авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления.
Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.
Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают”.
Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему - Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа. Солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий - образ всей государственной власти современной Гоголю России. Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..”
Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”. Он имеет огромную страсть к псовой охоте. О культурном уровне персонажа мы можем судить по замечанию автора: “Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”. Коллежский асессор говорит, “как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют”.
К главным героям относится и надворный советник Земляника. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города. Должность Земляники - попечитель богоугодных заведений -была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе. Это человек толстый, “но плут тонкий”. Он помышляет только о том, как бы показать себя.
Так, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, “напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что”, “очень услужлив и суетлив”. Должность надворного советника и почтмейстера занимает Иван Кузьмич Шпекин. Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах.
Среди чиновников уездного города видное место занимает Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, который следует в свою деревню по вызову отца. Это глупый, легкомысленный коллежский регистратор, “лет двадцати трех”, “как говорят, без царя в голове”. Слова из уст этого молодого человека “вылетают совершенно неожиданно”.
Значительным лицом он стал благодаря всеобщей силе страха, охватившей чиновников перед расплатой за содеянные грехи. Он мастерски лжет и сам верит в свое вранье, желая покрасоваться перед благодушно внимающими ему уездными чиновниками. Сам Гоголь считал роль Хлестакова наиболее сложной в комедии.
К числу чиновников уездного города можно отнести и второстепенных персонажей комедии. Это почетные граждане, отставные чиновники: Коробкин, Люлюков, Растаковский.
Число чиновников в “Ревизоре” не ограничено только действующими лицами. К ним относятся также и второстепенные персонажи. Настоящий ревизор из Петербурга, заседатель в суде, Андрей Иванович Чмыхов, костромские и саратовские чиновники дополняют портреты сценических героев.
Для образов чиновников, сатирически выведенных в “Ревизоре”, характерны общие, типические черты. Это и дух семейственности (все чиновники связаны круговой порукой), и взяточничество (“Смотри, не по чину берешь”), в отношении которого существует строгая субординация, и отношение к государственной службе как к возможности поживиться за чужой счет, и невыполнение своих прямых обязанностей. Для всех чиновников характерно праздное времяпрепровождение, невежество, невысокий культурный уровень, чувство страха перед вышестоящими, пренебрежительное отношение к народу. Положение человека в обществе определяется чином.
При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал различные средства создания образов чиновников. Например, авторские ремарки, речевая характеристика персонажей, поступки героев, письма Андрея Ивановича Чмыхова, в которых со всей полнотой раскрывается образ Городничего, письма Хлестакова к Тряпичкину. Смысловую характеристику содержат и фамилии персонажей пьесы: Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Земляника, Гибнер.
В своей комедии Гоголь не вывел ни одного положительного лица. Единственным положительным героем комедии является смех, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.
Образы чиновников, представленные в комедии Н. В. Гоголя, играют важную роль в раскрытии идейно-художественного замысла автора. С их помощью драматург обличает не только чиновничество уездного города, но и всю бюрократическую систему России.

Сейчас смотрят:



Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий. Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – полковника Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и перед рассказчиком в самом выгодном свете - как любящий отец и хороший военный: «Отец Вареньки был очень кра

Счастье -это высшая награда за труды, проделанную работу, испытания, когда человек получает то, чего ждал в течение долгого времени.. . У каждого своя судьба и, часто то, что для одного человека является счатьем для другого ничем не является.. . Это высшее чувство, когда кажется, что отрываешься от земли и летишь, словно крылья за спиной! Золотые лёгкие крылья.. . Это самое прекрасное, что может быть дано человеку.. . Но за счастье и цена высокая, потому что потеряв всё, трудно пережить падение,

Усиление дидактического начала во втором томе "Мертвых душ" приводит к появлению героев с прямыми проповедническими функциями. В первую очередь это относится к Муразову. Его "обличения" праздности Хлобуева, стяжательства Чичикова, несправедливости генерал-губернатора носят ярко выраженный учительный характер и перекликаются с аналогичными мотивами дидактической литературы. Образ жизни Муразова, каким он показан в поэме, вряд ли является отражением реальной деятельности богатого откупщика. Он ск

Великая русская река Волга неторопливо несет свои тяжелые воды вниз по течению. Деревья на берегу спокойно покачиваются под теплым ветерком, от которого бежит по воде легкая рябь. Эта картина так прекрасна и безмятежна, что, читая начало драмы "Гроза", хочется думать, что все люди в городе, стоящем на высоком берегу, добры и счастливы. Однако она еще более подчеркивает, какая страшная трагедия произошла здесь, среди этой суровой безмятежной красоты. Мы в городе Калинове. С первого взгляда, г

Пейзажная лирика Пушкина отражает острое восприятие поэтичности окружающего человека мира. Каждая деталь пейзажа красочна, выразительна и метка, она служит воплощением идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия. В стихотворении «Вновь я посетил...» детали пейзажа напоминают о днях молодости и в то же время указывают на неумолимое движение жизни. Пейзаж правдив и конкретен. Если в стихотворении «Деревня» описание природы необходимо д

Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» была напечатана в журнале «Новый мир» в 1962 году. Это произведение о советских лагерях, о том, как система уничтожала тысячи жизней. Но оно и о том, как проявляет себя истинно русский характер в нечеловеческих условиях, о том, что всегда помогает человеку оставаться человеком. Черты русского национального характера собраны в образе главного героя – Ивана Денисовича Шухова. Проявляются они не в какой-то исключительной ситуации, а в течение