Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонопотоков; формирования сквозных, участковых, сборных, вывозных и передаточных поездов. Кроме того, эти станции перерабатывают местные вагонопотоки. Также выполняют операции по обработке транзитных поездов без переработки, ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов, осмотр. Пассажирские операции на сортировочных станциях выполняются в небольшом объеме (посадка и высадка пассажиров с пригородных и местных поездов у посадочных платформ, которые располагаются возле главных путей). Грузовые операции по погрузке и выгрузке грузов также выполняются в небольшом объеме на крайних путях сортировочного парка, на путях локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, на отдельных платформах между парками станции.
На сортировочной станции имеются устройства:
1) Парк приема (прием поездов, прибывших в расформирование);
2) Сортировочный парк (для накопления вагонов на составы и формирования поездов);
3) Парк отправления (для подготовки составов к отправлению и отправления);
4) Транзитные парки (для обработки транзитных поездов без переработки);
Группа, состоящая из парков приема, сортировки и отправления называется сортировочным комплектом.
5) Для расформирования составов имеется сортировочная горка большой или средней мощности, располагаемая между парком приема и сортировочным парком (на отдельных станциях кроме основной горки имеется горка малой мощности для местных поездов);
6) Устройства локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, располагаемые параллельно парку приема или сортировочному парку;
7) Имеются вытяжные пути для расформирования и формирования составов; соединительные пути между парками; главные пути и подъездные пути промышленных предприятий.
КЛАССИФИКАЦИЯ сортировочных станций.
I. По числу сортировочных комплектов:
1) односторонние;
2) двухсторонние (имеется два сортировочных комплекта, каждый из которых перерабатывает определенные направления).
II. По расположению парков:
1) с последовательным расположением парка приема, сортировочного парка и парка отправления;
2) с комбинированным расположением (например, парк приема и сортировочный парк расположены последовательно, а парк отправления – параллельно сортировочному);
3) с параллельным расположением всех парков.
III. По расположению относительно главных путей:
1) станции с объемлющим расположением главных путей;
2) с односторонним расположением главных путей;
3) с внутренним расположением главных путей.
IV. По размерам переработки:
1) станции малой мощности, которые перерабатывают от 200 до 2000 вагонов в сутки;
2) станции средней мощности, которые перерабатывают от 2000 до 5000 вагонов в сутки;
3) станции большой мощности, которые перерабатывают более 5000 вагонов в сутки.
, сборные и участково-сборные поезда, а также вывозные и передаточные поезда до ближайших грузовых станций узла и заводских станций.
Формирование на сортировочной станции сквозных поездов даёт возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые станции и некоторые попутные сортировочные станции, что ускоряет доставку грузов, оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок.
Сортировочная станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме тех, которые проходят данную станцию в отправительских маршрутах с места погрузки и в транзитных сквозных поездах.
Сортировочные станции устраиваются преимущественно на выходах из крупных промышленных и сельскохозяйственных районов, на подходах к крупным центрам (городам), в крупных железнодорожных узлах , в пунктах зарождения массовых грузопотоков.
Сортировочная станция обычно перерабатывает вагонопотоки, зарождающиеся не на ней, а на других станциях, причём цель этой переработки заключается в формировании составов поездов, проходящих возможно большее расстояние по сети железных дорог без новой переработки.
Сортировочные станции - главные пункты по организации вагонопотоков на сети железных дорог. От успешной работы сортировочной станции зависит выполнение плана перевозок, а также важнейшие показатели работы дорог.
Сортировочные станции размещены на сети российских железных дорог неравномерно, что зависит от сложившегося размещения промышленных центров и крупных городов вдоль железных дорог в различных районах, определяется густотой сети, характером и размером вагонопотоков. Уменьшить затраты на развитие сортировочных станций и их оборудование, наиболее эффективно использовать средства комплексной механизации и автоматизации, уменьшить простои вагонов и эксплуатационные расходы позволяет концентрация сортировочной работы на мощных, технически хорошо оснащённых сортировочных станциях.
Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки, вытяжные пути .
Сортировочные станции имеют обычно отдельные приёмный парк для поступающих в переработку поездов и отправочный парк для формирования поездов, а также отдельные парки или пути для транзитных поездов. Группа, включающая приёмный, сортировочный, отправочный и другие парки, образует сортировочную систему (сортировочный комплект).
Грузовые и пассажирские операции на сортировочной станции, как правило, имеют незначительные размеры, а иногда и совсем отсутствуют. Для посадки (высадки пассажиров) в местные и пригородные поезда устраивают остановочные пассажирские пункты на главных путях станции.
Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняются главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств.
Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.
На сортировочной станции имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, энергоснабжения, связи и СЦБ, а также размещаются технические и служебные здания, материальные склады и в необходимых случаях грузосортировочные платформы, контейнерные площадки и другие устройства.
Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, устройствами механизированной очистки стрелок и т. д.
В зависимости от значения в общей работе на железнодорожной сети сортировочные станции делятся на основные сетевого значения (опорные), районные и вспомогательные (в помощь основным или районным в отдельных узлах).
Основные сортировочные станции располагаются в железнодорожных узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков.
Районные сортировочные станции перерабатывают вагонопотоки, зарождающиеся или погашаемые в узлах и на участках между этими сортировочными станциями и смежными с ними другими сортировочными станциями.
К районным сортировочным станциям относятся также портовые станции и промышленные сортировочные станции, обслуживающие крупные промышленные районы.
Безгорочные сортировочные станции отличаются от горочных меньшими размерами переработки вагонов и меньшим числом сортировочных путей .
На некоторых зарубежных железных дорогах имеются сортировочные станции, расположенные на сплошном уклоне (в сторону сортировки) всей станции или отдельных парков.
В зависимости от взаимного расположения основных парков имеются три вида станций: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.
В зависимости от числа сортировочных комплектов сортировочные станции бывают двух типов: односторонние (однокомплектные), на которых в одной системе перерабатываются вагонопотоки всех примыкающих направлений (схемы 1, 2), и двусторонние (двухкомплектные), на которых одна система парков работает в чётном направлении движения поездов, а другая - в нечётном направлении (схема 3).
На двусторонних сортировочных станциях сортировочные горки могут быть в обеих системах или только в одной. Парки в системах двусторонней сортировочной станции могут располагаться в одной системе последовательно, а в другой - комбинированно.
Схема двухсторонней сортировочной станции: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.
В основу технологии работы сортировочной станции положен метод диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов и местной работой, обеспечивающий лучшее использование технических средств и наименьшее время нахождения вагонов на станции.
Поезда, прибывающие на сортировочную станцию, поступают в приёмный парк, где производится подготовка состава к расформированию, проверяется техническое и коммерческое состояние вагонов. Документы, сопровождающие вагоны, поступают в станционный технологический центр, где по их данным устанавливают, на какой путь сортировочного парка должен быть направлен каждый вагон из прибывшего состава. Для дежурного по горке и других работников, участвующих в расформировании, составляется специальный сортировочный листок, в котором указывается программа маневровой работы с составом.
Перед расформированием слесари-автоматчики производят отпуск тормозов, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов в местах деления отцепов . По окончании подготовки состав расформировывают по путям сортировочного парка в соответствии с назначением вагонов.
В сортировочном парке происходит накопление и формирование составов, одновременно начинаются операции по подготовке состава к отправлению. Обработка сформированных составов перед отправлением включает следующие операции: технический и коммерческий осмотр и безотцепочный ремонт вагонов; соединение автотормозных рукавов, подборку документов и составление натурного листа; прицепку локомотива; осмотр и опробование автотормозов.
Поезда, проходящие сортировочную станцию без переработки или с частичной переработкой, принимаются в транзитный или отправочный парк на пути, где обеспечвается быстрая смена поездных локомотивов.
Обработка транзитного поезда состоит из следующих операций: технического осмотра состава; безотцепочный ремонт вагонов и осмотр автотормозов; коммерческий осмотр состава и устранение коммерческих неисправностей; смена локомотивов или локомотивных бригад .
Транзитные поезда при увеличении или уменьшении массы, кроме того, имеют соответственно прицепку или отцепку группы вагонов. Для транзитных ускоренных поездов, перевозящих животных, а также скоропортящиеся грузы, на сортировочной станции проводят дополнительные операции (водопой скота, экипировка изотермических вагонов и т. д.).
Конструкцию предгорочного парка определяют: число путей, схемы горловин, продольный профиль. Предгорочный парк проектируется на горизонтальной площадке с трехэлементным профилем. Допускается располагать этот парк на спуске в сторону горки на уклоне 1-1,5 %о. При реконструкции станции допускается расположение предгорочного парка на подъеме до 2 %о лишь в особо трудных местных условиях при надлежащем обосновании.
Продольные оси предгорочного и сортировочного парков проектируют на одной прямой. Отступления от этого правила допускаются только в трудных местных условиях.
На рис. 5.24 приведена схема объединенного парка приема односторонних станций при наличии двух подходов в преимущественном направлении (из Б и Г) и одного общего подхода (из А и В) в непреимущественном (четном) направлении, который может примыкать к предгорочной или к входной горловине.
Секции парка специализированы для приема поездов нечетного и четного направлений, для маневренности в горловинах укладываются съезды, позволяющие принимать поезда с каждого подхода в любую секцию парка. Входная горловина парка фис. 5.24) обеспечивает выполнение следующих параллельных операций:
Одновременный прием поездов с двух подходов (Б и Г);
Заезд горочного локомотива на пути средних секций;
Уборку поездного локомотива от поездов, прибывших с А.
При двух и более подходах к парку, ходовой путь для горочных локомотивов располагают в середине парка, а тупик для этих локомотивов - между главными путями в горловине.
В случае приема транзитных угловых поездов Б -Г или Г -Б в парк приема из него необходимо устроить выход на главный путь отправления.
Выходные (предгорочные) горловины парка приема относятся к самым загруженным элементам сортировочных станций. Их конструкции различаются: в зависимости от числа путей надвига, расположения выходов для поездных локомотивов и наличия примыкания подхода для поездов непреимущественного направления.
В схеме (см. рис. 5.24) имеются два пути надвига и два спускных пути. Выход на путь в обход горки может быть дан а как продолжение пути 4. Поездные локомотивы от прибывших нечетных поездов уходят по пути II.
В схеме пути в горловинах секционированы и уложены съезды для выполнения параллельных операций. В горловине выполняются следующие параллельные операции:
Прием поездов с А или В (на 9 и 10 пути);
Надвиг состава до горба горки (по пути 5a и 6a);
Роспуск состава;
Уборка поездного локомотива от поездов, прибывших с Б
и Г
на путь
4a, а затем с пересечением путей надвига уборка в локомотивное хозяйство.
Схема парка приема двусторонней станции из-за отсутствия подхода другого направления упрощается.
К горочной горловине сортировочного парка предъявляются требования:
Горловина должна быть возможно более короткой. Для выполнения
этого условия в горочных горловинах между центрами стрелочных перево
дов укладывают прямые вставки минимальной длины (при попутной укладке
4,50 м, при встречной допускается укладывать без прямой вставки), приме
няют кривые минимально допустимых радиусов 200 и 180 м;
Пути должны иметь примерно одинаковое сопротивление. Для выполне
ния этого условия в горочных горловинах применяют симметричные стрелоч
ные переводы марки 1/6, пути объединяют в пучки по 4^8 путей в каждом;
Для укладки тормозных замедлителей выделяют прямые участки.
Со спускных путей должен быть выход на все пути сортировочного парка. Для выхода из предгорочного парка в сортировочный парк, минуя гор-
ку (для вагонов с опасными грузами, которые нельзя спускать с горки), укладывают обходные пути, соединяющие парк приема с крайними пучками сортировочного парка. Укладка обходных путей позволяет убирать локомотивы из сортировочного парка после осаживания (не задерживая роспуск составов), передавать отдельные группы вагонов из парка приема в сортировочный в обход горки, принимать в случае необходимости поезда непосредственно на пути сортировочного парка. На рис. 5.25 показан пример горочной горловины.
Поперечный профиль земляного полотна для сортировочного парка проектируется пилообразного типа с сооружением в широких междупутьях (между пучками) водоотводных лотков.
В выходной (хвостовой) горловине сортировочного парка (рис. 5.26) укладывается от 2 до 4 вытяжных путей, на которых выполняется формирование составов из накопленных вагонов. Вытяжных путей должно быть не менее количества работающих локомотивов. Конструкция выходной горловины сортировочного парка должна обеспечивать выход с любого пути сортировочного парка на любую вытяжку и в тоже время позволять маневровым локомотивам независимую работу на вытяжном пути, кроме этого горловины должны быть компактными (короткими).
Для выполнения этих требований пути объединяются в пучки, которые выходят на вытяжной путь, это обеспечивает независимость работы на вытяжках. Для обеспечения маневренности, между вытяжками укладываются съезды, обеспечивающие выход с любого сортировочного пути на любой вытяжной путь. Чтобы горловина была компактной, между центрами стрелочных пере-
водов укладываю прямые вставки минимально допустимой длины. Стрелочные переводы укладывают марки 1/9 на рис. 5.26, а и 1/6 на рис. 5.26, б.
В горловинах предусматривается возможность подачи поездных локомотивов и отправления сформированных поездов непосредственно из сортировочного парка с минимальными перерывами в маневровой работе.
При большом местном вагонопотоке под выгрузку, требующем группировки по грузовым районам, а также для формирования большого числа многогруппных поездов может сооружаться на одном из вытяжных путей горка малой мощности или дополнительный сортировочно-группировоч-ный парк с горкой малой мощности.
Парк отправления, расположенный последовательно с сортировочным парком, проектируется от него, на расстоянии около 400-500 м. Это необходимо для обеспечения маневровой работы в «хвосте» сортировочного парка и возможности увеличения длины и числа путей в сортировочном и отправочном парках. В профиле парк отправления располагается на площадке или подъеме до 1 %о, а в особо трудных условиях при переустройстве станции - до 2,5 %о.
На рис. 5. 27 показана схема объединенного парка отправления односторонней сортировочной станции, в котором объединены четыре парка:
Парк отправления для нечетных поездов своего формирования Oj;
Парк отправления для четных поездов своего формирования О 2 ;
Парк для приема-отправления нечетных транзитных поездов Ύ χ ;
Парк для приема-отправления четных транзитных поездов Т 2 ;
В парки отправления Oj и О 2 выставляются сформированные, в сортировочном парке, поезда. С ними выполняются операции по отправлению (техническое обслуживание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр). Подается по ходовому пути поездной локомотив, и после опробования автотормозов, поезд отправляется.
В парки транзитные Tj и Т 2 принимаются транзитные поезда, соответственно четные и нечетные. Убирается поездной локомотив, а затем выполняются такие же операции, как с поездами своего формирования, выставляемыми в парки О] и О 2 из сортировочного парка. Поэтому пути этих парков могут быть взаимозаменяемы, т.е. в случае необходимости поезда своего формирования можно переставлять в парки Tj и Т 2 , а транзитные поезда можно принимать на пути парков О { и О 2 .
Объединенный отправочный парк делят на секции, специализированные по направлениям. Внешние группы путей являются транзитными парками соответствующих направлений. Горловины парков проектируются с учетом взаимозаменяемости путей отправления сформированных поездов и путей приема транзитных. Поэтому предусматривается возможность приема поездов с I главного обходного пути (с направлений Б и Г) в секцию Oj, из А и В в секцию О 2 , а с вытяжных путей формирования устраивается выход и на пути приема транзитных поездов Tj и Т 2 . При небольшом числе транзитных поездов их обслуживают в парке отправления.
Во входной горловине парка отправления выполняются следующие параллельные операции:
Прием поездов из Б (Г) в парк Tj;
Работа на трех вытяжных путях;
Подача (уборка) поездного локомотива от поездов прибывших с Б
и Г
и отправляющихся на А
и В;
Отправление поездов на Б и Г из парка Т 2 .
Ходовой путь для поездных локомотивов на двусторонней станции располагается сбоку парка, а на односторонней - между парками отправления.
В выходной горловине парка отправления обеспечивается одновременное выполнение следующих операций:
Работа на вытяжке 75 с составами транзитных поездов из парка Tj;
Отправление поездов на А (В) из парка Oj;
Подача поездного локомотива из локомотивного хозяйства в тупик 16;
Прием поездов из А (В) в парк Т 2 .
На рис. 5.28 приведена схема сортировочной станции, которая соответствует принципиальной схеме, изображенной на рис. 5.1.
Односторонние сортировочные станции. Лучшими односторонними станциями являются станции с последовательным расположением парков, так как в этом случае обеспечивается поточность в работе станции. Парки приема, сортировочный и отправления расположены последовательно, пути для транзитных поездов могут располагаться рядом с парком отправления или прибытия, локомотивное хозяйство может располагаться параллельно сортировочному парку или парку прибытия. При варианте расположения локомотивного хозяйства рядом с парком прибытия, для станции требуется площадка меньшей ширины, чем по первому варианту.
Схема сортировочной станции с последовательным расположением парков приведена на рис. 5.1. Парки приема и отправления объединенные для приема поездов нечетного и четного направлений со всех подходов и отправления на все направления. Нечетные поезда в переработку поступают с направлений Г и Б. Поезда с Б я Г принимаются на верхнюю группу путей парка П. Локомотив по соединительному пути 11 убирается в экипировочные устройства (ЭИ) или локомотивное хозяйство. На путях парка выполняются операции по прибытию (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, подготовка состава к расформированию). Маневровый локомотив с тупикового пути 12, заезжает на путь приема, прицепляется к составу, надвигает до горба горки и распускает состав на пути сортировочного парка в соответствии со специализацией путей сортировочного парка.
Верхние (по чертежу) пути сортировочного парка специализированы для нечетного направления, нижние - для четного. На путях сортировочного парка происходит накопление состава до нормы длины или массы. После окончания накопления для одногруппных поездов выполняется окончание формирования, в результате которого сформированный состав должен отвечать требованиям ПТЭ. Сформированный состав выставляется в парк отправления на верхнюю группу путей парка О. На путях парка выполняются операции по отправлению. Подается поездной локомотив из ЭК по путям 14, 15, происходит опробование автотормозов и поезд отправляется.
Четные поезда, поступающие в переработку с А и В, принимаются пе пути Пб в парк П на нижнюю группу путей. Поездной локомотив убирается на путь 13 и затем в локомотивное хозяйство, далее выполняются операции с составом, как было указано ранее. Маневровый локомотив с пути 12 заезжает в парк П под состав, прицепляется и надвигает его до горба горкн. затем распускает на пути сортировочного парка.
На путях сортировочного парка состав накапливается до нормы массы и длины, формируется и выставляется на нижнюю группу путей парка О.
На путях парка отправления выполняются операции: техническое обслуживание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр. Из локомотивного хозяйства подается поездной локомотив и после опробования тормозов, поезд отправляется по пути Па и по II главному пути.
Транзитные нечетные поезда принимаются по I главному пути в парк ТР1. Поездной локомотив отцепляется и по пути 14 и 15 убирается в ЭК. На путях парка выполняются техническое обслуживание, коммерческий осмотр. безотцепочный ремонт. Подается поездной локомотив по путям 15 и 14. Прицепляется к составу, выполняется опробование автотормозов и поезд отправляется.
Четные транзитные поезда принимается в парк ТР2. Выполняются такие же операции, что и с нечетными транзитными поездами, и после прицепки поездного локомотива и опробования автотормозов поезд отправляется по пути Па и II главному пути.
Сортировочная станция с последовательным расположением парков имеет большую пропускную и перерабатывающую способность. Так как парки прибытия и отправления расположены последовательно с сортировочным, обеспечивается поточность при расформировании и формировании поездов. Однако имеются следующие недостатки:
Перепробег поездов непреимущественного направления (в данном слу чае четного).
Отправление четных поездов из парков О2 и ТР2 по пути Па имеет пересечение с приемом четных поездов, поступающих в переработку по пути II, а затем Пб в парк П. При значительных размерах таких поездов, проек тируют путепроводную развязку.
Схемы сортировочных станций комбинированного типа применяют при недостаточной длине станционной площадки, когда один из парков располагается последовательно, а другой параллельно сортировочному парку. Лучшими считаются схемы, в которых последовательно с сортировочным, располагаются парки приема, т.к. в этом случае обеспечивается поточность при расформировании. На рис. 5.2 приведена схема сортировочной станции комбинированного типа. Парк приема - объединенный для двух направлений. Парки отправления и транзитные расположены параллельно сортировочному, по обе стороны от него. Локомотивное хозяйство расположено рядом с парком П2. Для подачи поездных локомотивов в парк 01 и ТР1 укладывают ходовые пути под горкой с сооружением путепровода. Ходовые пути могут располагаться в обход вытяжных путей формирования.
Нечетные поезда, поступающие в переработку, принимают в парк П на верхнюю группу путей. Поездной локомотив убирается по ходовому пути 17 и 18 в локомотивное хозяйство. Маневровый горочный локомотив заезжает под состав в парк П с пути 19. Прицепляется к составу, надвигает состав до горба горки и распускает на пути сортировочного парка. После накопления состава выполняется формирование составов поездов на вытяжных путях 23, 24 и 25. Сформированные нечетные составы переставляются в парк отправления О1, поездной локомотив из локомотивного хозяйства по ходовым путям 18, 21 и 22 подается в парк О1 и после выполнения операций по отправлению, поезд отправляется по I главному пути.
Четные поезда, поступающие в переработку, принимаются по пути II, Па и Пб на нижнюю группу путей парка П, поездной локомотив убирается в тупик 19 и в локомотивное хозяйство. После расформирования, накопления и формирования, готовые составы выставляется в парк О2, поездной локомотив подается в парк из локомотивного хозяйства по 20 соединительному пути после выполнения операций по отправлению, прицепки поездного локомотива и опробования автотормозов, поезд отправляется по II главному пути.
Транзитные нечетные поезда принимаются в парк ТР1. Уборка и подача локомотива выполняется по путям 22, 21, 18 в ЛХ. Транзитные четные поезда принимаются в парк ТР2. Локомотив убирается в ЛХ по пути 20.
Станции комбинированного типа (рис. 5.2) по сравнению со схемами с последовательным расположением парков имеют следующие недостатки:
при перестановке составов со средней вытяжки прекращается работа на одном из крайних вытяжных пути;
горловина парка О1 перегружена: в этой горловине выполняется пере становка состава с вытяжного пути, подача и уборка поездного локомоти ва, отправление;
маршруты приема четных поездов в разборку пересекаются с маршру тами отправления четных поездов из парка О2 и с маршрутами подачи ло комотивов к этим поездам;
нет поточности при формировании поездов.
Поэтому станции комбинированного типа имеют меньшую перерабатывающую способность, чем станции с последовательным расположением парков.
На рис. 5.3 показана схема сортировочной станции с параллельным рас положением сортировочного и приемо-отправочных парков. Парки объединенные, как на участковых станциях для приема и отправления поездов. Нечетные поезда, поступающие в переработку с Б, принимаются в парк ПО1. Поездной локомотив отцепляется и по ходовому пути 25, путям 26 и 27 убирается в локомотивное хозяйство. На путях парка выполняются операции по прибытию и подготовка к расформированию. Маневровый локомотив заезжает с вытяжки 21, вытягивает состав на вытяжку 21 и распускает на пути сортировочного парка согласно назначениям по плану формиро- ва-ния и специализации путей сортировочного парка.
После накопления составов на путях сортировочного парка выполняется формирование на вытяжных путях 23 и 24. Готовые составы вытягиваются на вытяжку 23 или 24 и переставляются на пути парка ПО1. На путях парка выполняются операции по отправлению, как указывалось ранее. Из локомотивного хозяйства по путям 27, 26, 25 подается поездной локомотив, выполняется опробование автотормозов и поезд отправляется по I главному пути.
Горловины парка ПО1 и ТР1 позволяют переставить состав с вытяжек на любой путь парков ПО1 и ТР1, на любой путь подать (убрать) локомотив и с любого пути отправить поезд.
Четные поезда с А, поступающие в расформирование, принимаются на пути парка ПО2, поездной локомотив убирается в локомотивное хозяйство. На путях парка выполняются операции по прибытии, состав готовится к расформированию. Маневровый локомотив заезжает с вытяжки 22 к составу, вытягивает его на вытяжку и распускает на пути сортировочного парка. После накопления и формирования на вытяжных путях 23 и 24 готовый состав переставляется из сортировочного парка по пути 28 в парк ПО2. Выполняются операции по отправлению, подается поездной локомотив из локомотивного хозяйства. После выполнения опробования автотормозов поезд отправляется по II главному пути. Транзитные поезда принимаются в парки ТР1 и ТР2.
Схема сортировочной станции с параллельным расположением парков применяется при: небольших объемах работы, в трудных местных условиях и при реконструкции участковых станций. Перерабатывающая способность сортировочных станций с параллельным расположением парков невелика, так как нет поточности ни при расформировании, ни при формировании поездов.
Двусторонние сортировочные станции. Основной схемой двусторонних сортировочных станций является станция с последовательным расположе нием паркое в обеих системах (рис. 5.4). Каждая система предназначена для переработки вагонопотока только одного направления, и поэтому работает, как односторонняя станция с преимущественным вагонопотоком. Локомотивное хозяйство удобно располагать между парками приема одной системы и парком отправления другой в одном из концов станции. Для подачи и уборки локомотивов укладывают два ходовых пути.
Преимуществом двусторонних сортировочных станций является большая перерабатывающая способность. Крупным недостатком двусторонних станций является то, что угловой поток приходится перерабатывать дважды. Угловыми называются вагоны, отправляемые в ту же сторону, откуда прибыли. На односторонней станции при расформировании состава вагоны углового потока сразу поступают на сортировочные пути соответствующего назначения. Сортировочный парк накапливает вагоны как для нечетного, так и четного направлений, и вопрос угловых вагонов для односторонней станции не стоит.
В двусторонней станции каждая система формирует и отправляет поезда только одного направления: либо четного, либо нечетного. Поэтому угловые вагоны при расформировании состава направляются на специально выделенный сортировочный путь, который в специализации путей сортировочного парка так и указывается «для угловых вагонов». После накопления до установленной длины состав переставляется в парк приема другой системы и расформировывается на пути сортировочного парка согласно назначениям плана формирования, т.е. угловые вагоны на двусторонних станциях перерабатываются дважды. Для передачи угловых вагонов из одной системы в другую нечетный парк приема Ш соединяется с четным сортировочным парком С2, четный парк приема П2 с нечетным сортировочным парком С1 (рис. 5.4) соединительными путями.
Работа станции организуется следующим образом.
Нечетные поезда, поступающие в переработку, принимаются в парк Ш. Поездной локомотив убирается на экипировку. С пути 19 горочный локомотив заезжает в парк, надвигает состав до горба, распускает на пути сортировочного парка. Угловые вагоны направляются на специально выделенные пути для угловых вагонов. После накопления и формирования готовые составы выставляются в парк О1, где выполняются операции по отправлению. Подается поездной локомотив из ЭК в тупик 27, а затем в парк О1. После прицепки локомотива и опробования автотормозов поезд отправляется.
Для нечетных транзитных поездов предназначен парк ТР1.
Четные поезда, поступающие в переработку, принимаются в парк П2. Поездной локомотив по соединительному пути 30 убирается в ЭК. На путях парка П2 выполняются операции по прибытию. Горочный локомотив из тупика 34 заезжает в парк П2, надвигает состав и распускает на пути сортировочного парка С2. После накопления и формирования готовые составы выставляются на пути парка О2 .
После выполнения операций по отправлению подается поездной локомотив из локомотивного хозяйства по соединительному пути 33 и после опробования автотормозов поезд отправляется.
Для угловых вагонов в парке С2 имеется отдельный путь. После накопления до нормы массы или длины угловые вагоны переставляются в парк Ш, где состав распускается на пути парка С1 по назначениям плана формирования.
Четные транзитные поезда принимаются в парк ТР2.
Кроме станции с последовательным расположением парков в обеих системах применяются и другие схемы двусторонних сортировочных станций.
Расположению главных путей на сортировочной станции. Наилучшим расположением главных путей на сортировочной станции является объем лющее (рис. 5.5, а). В этом случае минимальное число пересечений при приеме и отправлении поездов, но при наличии подъездных путей происходит их пересечение с главными путями. Располагать пассажирские устройства крайне неудобно: они находятся с разных сторон от главных путей на значительном расстоянии друг от друга и их развитие нерационально, кроме того это создает неудобства для пассажиров. Примером такого расположения являются станции Бекасово, Орехово и др.
При расположении главных путей с одной стороны (рис. 5.5, б) происходит пересечение маршрутов приема нечетных грузовых поездов на сортировочную станцию и отправления нечетных поездов с сортировочной станции с пропуском четных поездов по II главному пути. Маршрут отправления четных поездов с сортировочной станции пересекается с маршрутом пропуска по II главному пути четных поездов. При значительных размерах пассажирского движения могут сооружаться путепроводные развязки (рис. 5.5, в). При одностороннем расположении главных путей удобно располагать пассажирские устройства. Если рядом располагается крупный город, можно построить пассажирскую станцию. Примером расположения главных путей с одной стороны являются станция Люблино и др.
Внутреннее расположение главных путей (рис. 5.5, г) широко применялось ранее на двусторонних сортировочных станциях, в этом случае они пересекаются соединительными и ходовыми путями. Главные пути располагаются между системами на станциях Кинель, Ховрино и др. В настоящее время внутреннее расположение путей не применяется.
5.4. Схемы промышленных сортировочных станций
Промышленные сортировочные станции обслуживают группу предприятий промышленного узла, расформировывают прибывающие поезда по пунктам погрузки- выгрузки (или районам), формируют отправительские маршруты на общую сеть железных дорог, а также передают поезда до ближайших сортировочных станций или станций примыкания общей сети.
Промышленные сортировочные станции отличаются от сортировочных станций общей сети характером работы и конструкцией. С одной стороны к станции примыкает однопутный или двухпутный подход, соединяющий станцию с сетью ОАО «РЖД», с другой стороны к станции примыкают несколько соединительных путей для соединения станции с отдельными предприятиями или цехами одного завода.
Промышленные сортировочные станции имеют парки: приема, сортировочный и отправления. Поезда или передачи расформировываются на пути сортировочного парка, после накопления передаются на заводские станции или пункты погрузки-выгрузки. В настоящее время в связи с большим количеством собственников, делается подборка и для каждого грузополучателя.
Схемы промышленных сортировочных станций могут различаться в зависимости от размера и характера вагонопотока, генеральной схемы завода или расположения промышленных предприятий и местных условий.
При небольших размерах работы применяются простейшие схемы с параллельным расположением всех парков (рис. 5.6). Предприятия располагаются последовательно с сортировочной станцией. Отдельные предприятия могут располагаться параллельно сортировочной станции.
В схеме, показанной на рис. 5.6, поезда со станций железной дороги принимают в парк приема П, расположенный параллельно с сортировочным. Сортируют через горку и делают подборку на вытяжном пути 8. По путям 7 и 9 подают на предприятия. Передачи с предприятий принимают по путям 6 и 7 в парк отправления О, если поступают целые маршруты. Или формируют на горки или на вытяжке 8 и затем выставляют в парк отправления, и
после подачи поездного локомотива из ЭУ поезд отправляется. В случае необходимости устраивают выставочный парк для вагонов, поступающих с подъездных путей.
Сортировочная станция
– раздельный пункт, основной работой которого является: сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов составов в соответствии с действующим планом формирования поездов; формирование передач на подъездные пути предприятий промышленного транспорта и прием вагонов с подъездных путей; подборка (группировка) вагонов в составах передач на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции, а также в составах сборных и других многогруппных и групповых поездов местных назначений на прилегающие участки; осмотр и подготовка составов поездов и отдельных вагонов в техническом и коммерческом отношении; выполнение операций по пропуску поездов без переработки составов и с их частичной переработкой и заменой групп. Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях, ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск и обслуживание пассажирских поездов. Сортировочные станции перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки и формируют сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные и сборно-участковые поезда. Размещение сортировочных станций определяется густотой и структурой вагонопотоков. Сортировочные станции находятся обычно на подходах к крупным городам, промышленным районам, в пунктах слияния нескольких линий и на выходах из добывающих районов.
Сортировочные станции классифицируют: по ведомственной принадлежности – на станции сети МПС России, промышленные, объединенные; по значению их работы для сети железных дорог – на основные станции сетевого значения и региональные; по типу сортировочных устройств - на горочные, безгорочные и расположенные на уклоне; по мощности (производительности) основных устройств (по проектным размерам переработки вагонов в среднем в сутки десятого года эксплуатации) – на станции повышенной мощности – более 5500 вагонов, большой - от 3500 до 5500 вагонов, средней – от 1500 до 3500 вагонов, малой – до 1500 вагонов; по взаимному расположению основных парков (приемного, сортировочного и отправочного) – на станции (системы) с последовательным, комбинированным и параллельным расположением парков; по взаимному расположению главных путей и станционного путевого развития – на станции с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей; по числу комплектов (систем) парков путей – на односторонние и двусторонние.
Комплект (система) сортировочной станции включает: сортировочную горку, приемный парк, сортировочный парк, вытяжные пути формирования, отправочный и транзитный парки. Для сортировки вагонов на станциях применяются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности; тип и мощность сооружаемой горки определяются в соответствии с «Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств» (ВСН 207-89). Приемный (предгорочный) парк предназначен для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк – для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк – для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо-отправочный) парк – для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению.
На сортировочной станции имеются устройства: обслуживающие грузовое движение и выполняющие сортировочную и группиро-вочную работу и формирование составов поездов и передач; обеспечивающие экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; обслуживающие пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные. К основным устройствам сортировочной станции также относятся: группировочный или сортировочно-группировочный парк (с горкой малой мощности), центральный пост управления станции со станционным технологическим центром обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ), локомотивное хозяйство, вагонное ремонтное предприятие, механизированный пункт текущего отцепочного ремонта вагонов, пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, секций и поездов, грузовые устройства – сортировочная платформа для мелких отправок и контейнерная площадка или грузовой район со всем необходимым оборудованием, остановочные пункты с павильонами для пассажиров, технические и служебные здания и сооружения водоснабжения, электроснабжения, пути, С ЦБ и связи и т. п.
Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, средствами механизированной очистки стрелок, телевизионными установками, пневматической почтой (большого или малого диаметра), системами автоматизации работы горок, устройствами компьютерной техники, автоматизированными рабочими местами (АРМ), автоматизированными системами управления работой станции (АСУ СС) и др.
На односторонней станции весь поступающий в переработку вагонопоток со всех примыкающих участков перерабатывается в одной сортировочной системе. Когда не требуются развитые вспомогательные сортировочно-группировочные устройства, применяют схемы типовых односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков, представленные на рис. 4.40,а (с горкой средней или большой мощности) и рис. 4.40,6 (с горкой повышенной мощности). Схема типовой односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков дана на рис. 4.41.
Двусторонняя станция имеет два сортировочных комплекта, один из которых перерабатывает вагонопоток нечетного, а другой – четного направления. Схема типовой двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков в системах представлена на рис. 4.42. На двусторонней станции один комплект может быть с горкой, а другой без нее.
При больших объемах местной работы на сортировочной станции с целью детальной подборки групп вагонов по станциям прилегающих участков и пунктам погрузки – выгрузки целесообразно сооружать вспомогательные сортировочные устройства (ВСУ). В основном применяют следующие ВСУ: горка малой мощности (ГММ) на вытяжном пути формирования, которая соединена с несколькими крайними путями основного сортировочного парка; группировочный парк с ГММ для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов и передач и подачи их на грузовые пункты; сортировочно-группировочный парк с горкой малой или средней мощности для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке (рис. 4.43).
Путевое развитие сортировочной станции, мощность ее технических устройств и их взаимное размещение должны обеспечивать: потребную пропускную и перерабатывающую способность станции на расчетные сроки (с учетом пункта 10.4 СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»); поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов, наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков; комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное взаимодействие в работе; возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов; наименьшее время нахождения вагонов и поездов под технологическими операциями, наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов; наименьшую себестоимость переработки вагонов; возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений, предназначенных для выполнения однородных технологических операций; сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность обслуживающего персонала; пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в соответствии с указаниями МПС России.
В основу технологии работы сортировочных станций положен метод диспетчерского руководства расформированием – формированием поездов, целью которого является планирование и организация работы, обеспечивающие максимальное совмещение операций по расформированию составов поездов с одновременным их формированием.