Все переводы черного кота эдгара по. Черный кот. Три орудия смерти (сборник). Эдгар Аллан ПоЧерный кот

Никто не любит признавать свою вину. Кто-то находит в себе силы сделать это, а есть те, кто готов обвинять кого-то другого или что-то, что якобы стало причиной его поступков. Рассказ Эдгара Аллана По «Черный кот» иллюстрирует эту мысль. Это небольшое произведение в жанре хоррор, но страшным оно становится вовсе не потому, что там есть мистика. Кратко, но очень глубоко писатель отразил важную мысль, и ужас при чтении появляется от того, каким может стать человек.

Это история о мужчине-алкоголике, у которого был чёрный кот Плутон. Хозяин очень любил кота, но однажды случилось ужасное. Из-за алкоголизма мужчина впадал в приступы гнева, не мог контролировать себя и поступил со своим питомцем очень жестоко. Последствия этого изменили всю его жизнь, произошли страшные мистические события. Или этому мужчине просто хотелось думать, что его жизнь менялась сама и события происходили не по его вине.

В рассказе писатель показывает, как может деградировать пьющий человек, как он забывает о человечности и упивается своей порочностью. И проще всего становится винить алкоголь или других в том, как всё случилось. Но ведь на деле: всё, что было, – дело рук самого человека. Рассказ страшен именно тем, что происходит в душе и психике человека под влиянием алкоголя. Испытываешь отвращение и нежелание находить оправдания главному герою, несмотря на то, что весь рассказ он пытается убедить читателей в том, что он не виноват, и хочет вызвать сочувствие.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Черный кот" Эдгар Аллан По бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Впервые увидевшая свет 19 августа 1843 года на страницах еженедельника «The Saturday Evening Post» новелла «Чёрный кот» сочетает в себе черты жанра хорор (литературы ужасов) и мистики. Реалистичные события и череда таинственных, пугающих совпадений позволяют отнести это произведение к более узкому жанровому кругу «психологического триллера». Идущий от первого лица рассказ усиливает психологическую составляющую новеллы. Проблема деградации личности, вызванная алкогольной зависимостью, указывает на реальные истоки большинства ужасов «Чёрного кота».

Ужасное в новелле имеет три плана реализации:

  1. Ужасные реалистичные события, производимые главным героем произведения под действием винных паров: лишение чёрного кота по имени Плутон глаза, повешение животного на суку, убийство жены, сокрытие трупа в подвальной стене.
  2. Надуманные ужасные события, возникающие внутри сознания главного героя, мучаемого угрызениями совести и, одновременно, поглощённого злобными чувствами: пожар в доме в ночь после убийства кота и последующее разорение семейства, обнаружение на пепелище внутренней перегородки с барельефом, изображающим огромного кота с верёвкой на шее, навязчивые мысли о коте, появление в жизни героя нового кота – без глаза и с огромным грязно-белым пятном на груди, ощущение преследования со стороны животного, превращение пятна на груди кота в отчётливый образ виселицы, замурование животного вместе с трупом жены.
  3. Ужасные последствия распада личности, осознающей себя человеком, сотворённым по образу и подобию Всевышнего, но совершающим над собой величайшее в мире насилие – искоренение всех добрых чувств и, преимущественно, любви. Главный герой произведения убивает, по его признанию, из духа противоречия и совершает преступление против тех, кого больше всего любит: самого любимого домашнего животного – чёрного кота Плутона и... жены.

Совершаемые главным героям преступления пугают своей обыденностью. Они описываются просто и безыскусно. Более ярко автор передаёт внутренние переживания персонажа, у которого в момент расправы над котом текут слёзы и «сердце разрывается от раскаянья». Впрочем, последнее быстро искореняется огромным количеством алкоголя, поглощаемого героем в бесконечных притонах. Утопив чувство вины в вине, убийца кота начинает интуитивно ощущать, что должен быть наказан, а так как наказать его может только он сам (жена героя слишком добра, а наказание за убийство животных в то время, видимо, не было предусмотрено), то это и начинает происходить: в начале в его мыслях, которые заставляют месяц за месяцем искать во всех окрестных кабаках кота, похожего на Плутона, а затем в жизни, когда найденный кот становится неотъемлемым и реальным воплощением совершённого преступления.

Художественный образ кота несёт в себе как реалистичные, так и мистические черты. Собственно котов в произведении два: первый – убитый главным героем чёрный кот Плутон, второй – похожий на него безымянный двойник. Первое животное воспринимается персонажем в положительном ключе, второе – становится живым воплощением убитого кота. Главный герой не говорит об этом, но всё в повествовании подталкивает читателя к мысли о возвращении Плутона с того света: кличка, данная в честь римского бога Подземного царства и смерти; замечание жены героя в начала новеллы о том, что народная примета связывает чёрных котов с оборотнями; отсутствие глаза у нового животного; грязно-белое пятно на шее, напоминающее собой то ли верёвку, то ли виселицу. Второй кот, судя по доброму обращению с ним жены главного героя, является самым обычным животным. Исчадием ада его видит повествователь.

Самое ужасное по своей сути преступление – убийство жены – герой совершает пусть и в порыве ярости, но довольно хладнокровно. Сразу же после этого он принимает решение спрятать труп в подвальную стену, как это делали средневековые монахи со своими жертвами. В ночь после убийства герой спит крепким и спокойным сном: его не мучает ни исчезнувший кот, ни совершённое преступление. Более того, сокрытие произошедшего и полная безнаказанность в буквальном смысле слова развязывают ему руки, стучащие тростью по кладке и выдавшие преступление отчаянным воплем замурованного заживо кота.

  • «Чёрный кот», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
  • «Падение дома Ашеров», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
Эдгар По гений в описаниях. Я не хочу сказать о том, что рассказ красив или показывает нечто "хорошее". Вовсе нет. Он отвратителен, ужасен, страшен, но тем и привлекает, заманивает, по-настоящему пугает. Мастерство писателя - описать то, что он видит, даже если это мерзко, даже если это вызывает тошноту. Рассказы ужаса должны быть ужасными. Задача писателя - передать своим рассказом чувства. И Эдгар По с этой задачей справился на отлично. Рассказы, заставляющие дрожать, после которых бледнеешь и ноги становятся ватными. Разве можно назвать их плохими? Вовсе нет! Быть может чувства, передаваемые рассказом, плохи, но вовсе не сам рассказ и не писатель. Писатель - не Бог своей истории и он не должен лгать лишь потому, что кому-то не нравится то, что он видит. Не нравится - не читайте. Но, быть может, вам и не нравится как раз потому, что переданные ужасным рассказом чувства, находят отражение в вас самих? А ничто, не привлекательное нам, не интересное нашему сердцу, в душе нашей сыскать отклика не может.
Что касается самого рассказа, мне он понравился. Ярко передано безумие главного героя. Его любовь к животным была нежной, но только на расстоянии. Как только он понял, что любви этот получает более, чем в достатке, когда она стала для него чем-то настолько близким, настолько важным, что, наконец, достигла всех глубин его души... а на глубине, куда не проникает свет, беззаботно и незаметно прячутся разные твари... как раз одна из таких тварей и вырвалась наружу через его всеобъемлющую любовь. В каждом есть своя тёмная сторона, своё безумие, своя любовь к безнаказанности и жестокости. Каждому хочется иногда кричать, ломать, наносить боль себе и окружающим, только чтобы чувствовать себя живым. Боль неотъемлемая часть жизни, связанная практически со всеми действительно важными чувствами. И она же становится наиболее яркой в мгновение ока, стоит лишь притупиться остальным чувствам. Но обычно в выборе "себе причинить боль или тому, о ком не узнают", человек выбирает второе по вполне ясным причинам. Вот и главный герой поступил так же.
Он был безумен с самого начала. С самого начала звериного в нём было больше: был не привязчив и безразличен к людям, был слишком тих, просчётлив (словно хищник, готовящийся к прыжку). Он совершил одну единственную ошибку - сказал именно о стенах (ну кто бы сомневался, ведь что ещё могло крутиться в его голове после такой длительной и изнурительной работе по запечатыванию тела в стене). И образ кота, вернувшегося ради мести. Своеобразное преступление и наказание.
Но всё же в рассказе есть недочёты и довольно-таки заметные. По тому как раскрыты образы (без лишних объяснений и, что более важно, подсказок, через которые можно было бы тянуть логические цепочки) заключу, что целью рассказа было именно "напугать". Образы показаны слишком кратко, практически не заполнены чувствами, не важными для сюжета. С одной стороны - ничего лишнего, с другой - слишком мало чувств, и слишком много жажды зла, и слишком поверхностно показано это зло (снова же мало чувств, ведь именно они ключ к пониманию всех таинств). Рассказу не достаёт глубины. Поверхностно ужас показан очень даже... но вот глубину создают именно живые чувства, а их здесь не достаёт. Это очень большой минус. Но он свойственен большинству коротких рассказов настолько, что это практически стало особенностью жанра.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Шрифт:

100% +

Эдгар Аллан По
Черный кот

1
© Перевод. В. Хинкис, наследники, 2002.

Я не надеюсь и не притязаю на то, что кто-нибудь поверит самой чудовищной и вместе с тем самой обыденной истории, которую я собираюсь рассказать. Только сумасшедший мог бы на это надеяться, коль скоро я сам себе не могу поверить. А я не сумасшедший – и все это явно не сон. Но завтра меня уже не будет в живых, и сегодня я должен облегчить свою душу покаянием. Единственное мое намерение – это ясно, кратко, не мудрствуя лукаво, поведать миру о некоторых чисто семейных событиях. Мне эти события в конце концов принесли лишь ужас – они извели, они погубили меня. И все же я не стану искать разгадки. Я из-за них натерпелся страху – многим же они покажутся безобидней самых несуразных фантазий. Потом, быть может, какой-нибудь умный человек найдет сгубившему меня призраку самое простое объяснение – такой человек, с умом, более холодным, более логическим и, главное, не столь впечатлительным, как у меня, усмотрит в обстоятельствах, о которых я не могу говорить без благоговейного трепета, всего только цепь закономерных причин и следствий.

С детских лет я отличался послушанием и кротостью нрава. Нежность моей души проявлялась столь открыто, что сверстники даже дразнили меня из-за этого. В особенности любил я разных зверюшек, и родители не препятствовали мне держать домашних животных. С ними я проводил всякую свободную минуту и бывал наверху блаженства, когда мог их кормить и ласкать. С годами эта особенность моего характера развивалась, и когда я вырос, немногое в жизни могло доставить мне более удовольствия. Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это. В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть нечто, покоряющее сердце всякого, кому не раз довелось изведать вероломную дружбу и обманчивую преданность, свойственные Человеку.

Женился я рано и, по счастью, обнаружил в своей супруге близкие мне наклонности. Видя мое пристрастие к домашним животным, она не упускала случая меня порадовать. У нас были птицы, золотые рыбки, породистая собака, кролики, обезьянка и кот.

Кот, необычайно крупный, красивый и сплошь черный, без единого пятнышка, отличался редким умом. Когда заходила речь о его сообразительности, моя жена, в душе не чуждая суеверий, часто намекала на старинную народную примету, по которой всех черных котов считали оборотнями. Намекала, разумеется, не всерьез – и я привожу эту подробность единственно для того, что сейчас самое время о ней вспомнить.

Плутон – так звали кота – был моим любимцем, и я часто играл с ним. Я всегда сам кормил его, и он ходил за мной по пятам, когда я бывал дома. Он норовил даже увязаться за мной на улицу, и мне стоило немалого труда отвадить его от этого.

Дружба наша продолжалась несколько лет, и за это время мой нрав и характер – под влиянием Дьявольского Соблазна – резко изменились (я сгораю от стыда, признаваясь в этом) в худшую сторону. День ото дня я становился все мрачней, раздражительней, безразличней к чувствам окружающих. Я позволял себе грубо кричать на жену. В конце концов я даже поднял на нее руку. Мои питомцы, разумеется, тоже чувствовали эту перемену. Я не только перестал обращать на них внимание, но даже обходился с ними дурно. Однако к Плутону я все же сохранил довольно почтительности и не позволял себе его обижать, как обижал без зазрения совести кроликов, обезьянку и даже собаку, когда они ласкались ко мне или случайно попадались под руку. Но болезнь развивалась во мне, – а нет болезни ужаснее пристрастия к Алкоголю! – и наконец даже Плутон, который уже состарился и от этого стал капризнее, – даже Плутон начал страдать от моего скверного нрава.

Однажды ночью я вернулся в сильном подпитии, побывав в одном из своих любимых кабачков, и тут мне взбрело в голову, будто кот меня избегает. Я поймал его; испуганный моей грубостью, он не сильно, но все же до крови, укусил меня за руку. Демон ярости тотчас вселился в меня. Я более не владел собою. Душа моя, казалось, вдруг покинула тело; и злоба, свирепее дьявольской, распаляемая джином, мгновенно обуяла все мое существо. Я выхватил из кармана жилетки перочинный нож, открыл его, стиснул шею несчастного кота и без жалости вырезал ему глаз! Я краснею, я весь горю, я содрогаюсь, описывая это чудовищное злодейство.

Наутро, когда рассудок вернулся ко мне – когда я проспался после ночной попойки и винные пары выветрились, – грязное дело, лежавшее на моей совести, вызвало у меня раскаяние, смешанное со страхом; но то было лишь смутное и двойственное чувство, не оставившее следа в моей душе. Я снова стал пить запоем и вскоре утопил в вине самое воспоминание о содеянном.

Рана у кота тем временем понемногу заживала. Правда, пустая глазница производила ужасающее впечатление, но боль, по-видимому, утихла. Он все так же расхаживал по дому, но, как и следовало ожидать, в страхе бежал, едва завидя меня. Сердце мое еще не совсем ожесточилось, и поначалу я горько сожалел, что существо, некогда так ко мне привязанное, теперь не скрывает своей ненависти. Но вскоре чувство это уступило место озлоблению. И тогда, словно в довершение окончательной моей погибели, во мне пробудился дух противоречия. Философы оставляют его без внимания. Но я убежден до глубины души, что дух противоречия принадлежит к извечным побуждающим началам в сердце человеческом – к неотторжимым, первозданным способностям, или чувствам, которые определяют самую природу Человека. Кому не случалось сотню раз совершить дурной или бессмысленный поступок безо всякой на то причины, лишь потому, что этого нельзя делать? И разве не испытываем мы, вопреки здравому смыслу, постоянного искушения нарушить Закон лишь потому, что это запрещено? Так вот, дух противоречия пробудился во мне в довершение окончательной моей погибели. Эта непостижимая склонность души к самоистязанию – к насилию над собственным своим естеством, склонность творить зло ради зла – и побудила меня довести до конца мучительство над бессловесной тварью. Как-то утром я хладнокровно накинул коту на шею петлю и повесил его на суку – повесил, хотя слезы текли у меня из глаз и сердце разрывалось от раскаянья, – повесил, потому что знал, как он некогда меня любил, потому что чувствовал, как несправедливо я с ним поступаю, – повесил, потому что знал, какой совершаю грех – смертный грех, обрекающий мою бессмертную душу на столь страшное проклятие, что она оказалась бы низвергнута – будь это возможно – в такие глубины, куда не простирается даже милосердие Всеблагого и Всекарающего Господа.

В ночь после совершения этого злодейства меня разбудил крик: «Пожар!» Занавеси у моей кровати полыхали. Весь дом был объят пламенем. Моя жена, слуга и я сам едва не сгорели заживо. Я был разорен совершенно. Огонь поглотил все мое имущество, и с тех пор отчаянье стало моим уделом.

Во мне довольно твердости, дабы не пытаться изыскать причину и следствие, связать несчастье со своим безжалостным поступком. Я хочу лишь проследить в подробности всю цепь событий – и не намерен пренебречь ни единым, пусть даже сомнительным звеном. На другой день после пожара я побывал на пепелище. Все стены, кроме одной, рухнули. Уцелела лишь довольно тонкая внутренняя перегородка посреди дома, к которой примыкало изголовье моей кровати. Здесь штукатурка вполне противостояла огню – я объяснил это тем, что стена была оштукатурена совсем недавно. Подле нее собралась большая толпа, множество глаз пристально и жадно всматривались все в одно место. Слова: «Странно!», «Поразите

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Эдгар Аллан По

ЧЕРНЫЙ КОТ

Я не надеюсь и не притязаю на то, что кто-нибудь поверит самой чудовищной и вместе с тем самой обыденной истории, которую я собираюсь рассказать. Только сумасшедший мог бы на это надеяться, коль скоро я сам себе не могу поверить. А я не сумасшедший - и все это явно не сон. Но завтра меня уже не будет в живых, и сегодня я должен облегчить свою душу покаянием. Единственное мое намерение - это ясно, кратко, не мудрствуя лукаво, поведать миру о некоторых чисто семейных событиях. Мне эти события в конце концов принесли лишь ужас - они извели, они погубили меня. И все же я не стану искать разгадки. Я из-за них натерпелся страху - многим же они покажутся безобидней самых несуразных фантазий. Потом, быть может, какой-нибудь умный человек найдет сгубившему меня призраку самое простое объяснение - такой человек, с умом, более холодным, более логическим и, главное, не столь впечатлительным, как у меня, усмотрит в обстоятельствах, о которых я не могу говорить без благоговейного трепета, всего только цепь закономерных причин и следствий.

С детских лет я отличался послушанием и кротостью нрава. Нежность моей души проявлялась столь открыто, что сверстники даже дразнили меня из-за этого. В особенности любил я разных зверюшек, и родители не препятствовали мне держать домашних животных. С ними я проводил всякую свободную минуту и бывал наверху блаженства, когда мог их кормить и ласкать. С годами эта особенность моего характера развивалась, и когда я вырос, немногое в жизни могло доставить мне более удовольствия. Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это. В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть нечто покоряющее сердце всякого, кому не раз довелось изведать вероломную дружбу и обманчивую преданность, свойственные Человеку.

Женился я рано и, по счастью, обнаружил в своей супруге близкие мне наклонности. Видя мое пристрастие к домашним животным, она не упускала случая меня порадовать. У нас были птицы, золотые рыбки, породистая собака, кролики, обезьянка и кот.

Кот, необычайно крупный, красивый и сплошь черный, без единого пятнышка, отличался редким умом. Когда заходила речь о его сообразительности, моя жена, в душе не чуждая суеверий, часто намекала на старинную народную примету, по которой всех черных котов считали оборотнями. Намекала, разумеется, не всерьез - и я привожу эту подробность единственно для того, что сейчас самое время о ней вспомнить.

Плутон - так звали кота - был моим любимцем, и я часто играл с ним. Я всегда сам кормил его, и он ходил за мной по пятам, когда я бывал дома. Он норовил даже увязаться со мной на улицу, и мне стоило немалого труда отвадить его от этого.

Дружба наша продолжалась несколько лет, и за это время мой нрав и характер - под влиянием Дьявольского Соблазна - резко изменились (я сгораю от стыда, признаваясь в этом) в худшую сторону. День ото дня я становился все мрачнее, раздражительней, безразличней к чувствам окружающих. Я позволял себе грубо кричать на жену. В конце концов я даже поднял на нее руку. Мои питомцы, разумеется, тоже чувствовали эту перемену. Я не только перестал обращать на них внимание, но даже обходился с ними дурно. Однако к Плутону я все же сохранил довольно почтительности и не позволял себе его обижать, как обижал без зазрения совести кроликов, обезьянку и даже собаку, когда они ласкались ко мне или случайно попадались под руку. По болезнь развивалась во мне, - а нет болезни ужаснее пристрастия к Алкоголю! - и наконец даже Плутон, который уже состарился и от этого стал капризнее, - даже Плутон начал страдать от моего скверного нрава.

Однажды ночью я вернулся в сильном подпитии, побывав в одном из своих любимых кабачков, и тут мне взбрело в голову, будто кот меня избегает. Я поймал его; испуганный моей грубостью, он не сильно, но все же до крови укусил меня за руку. Демон ярости тотчас вселился в меня. Я более не владел собою. Душа моя, казалось, вдруг покинула тело; и злоба, свирепее дьявольской, распаляемая джином, мгновенно обуяла все мое существо. Я выхватил из кармана жилетки перочинный нож, открыл его, стиснул шею несчастного кота и без жалости вырезал ему глаз! Я краснею, я весь горю, я содрогаюсь, описывая это чудовищное злодейство.

Наутро, когда рассудок вернулся ко мне - когда я проспался после ночной попойки и винные пары выветрились, - грязное дело, лежавшее на моей совести, вызвало у меня раскаянье, смешанное со страхом; но то было лишь смутное и двойственное чувство, не оставившее следа в моей душе. Я снова стал пить запоем и вскоре утопил в вине самое воспоминание о содеянном.

Рана у кота тем временем понемногу заживала. Правда, пустая глазница производила ужасающее впечатление, но боль, по-видимому, утихла. Он все так же расхаживал по дому, но, как и следовало ожидать, в страхе бежал, едва завидя меня. Сердце мое еще не совсем ожесточилось, и поначалу я горько сожалел, что существо, некогда так ко мпе привязанное, теперь не скрывает своей ненависти. Но вскоре чувство это уступило место озлоблению. И тогда, словно в довершение окончательной моей погибели, во мне пробудился дух противоречия. Философы оставляют его без внимания. Но я убежден до глубины души, что дух противоречия принадлежит к извечным побуждающим началам в сердце человеческом - к неотторжимым, первозданным способностям, или чувствам, которые определяют самую природу Человека. Кому не случалось сотню раз совершить дурной или бессмысленный поступок безо всякой на то причины, лишь потому, что этого нельзя делать? И разве не испытываем мы, вопреки здравому смыслу, постоянного искушения нарушить Закон лишь потому, что это запрещено? Так вот, дух противоречия пробудился во мне в довершение окончательной моей погибели. Эта непостижимая склонность души к самоистязанию - к насилию над собственным своим естеством, склонность творить зло ради зла - и побудила меня довести до конца мучительство над бессловесной тварью. Как-то утром я хладнокровно накинул коту на шею петлю и повесил его на суку - повесил, хотя слезы текли у меня из гл:аз и сердце разрывалось от раскаянья, - повесил, потому что знал, как он некогда меня любил, потому что чувствовал, как несправедливо я с ним поступаю, - повесил, потому что знал, какой совершаю грех - смертный грех, обрекающий мою бессмертную душу на столь страшное проклятие, что она оказалась бы низвергнута - будь это возможно - в такие глубины, куда не простирается даже милосердие Всеблагого и Всекарающего Господа.

В ночь после совершения этого злодейства меня разбудил крик: «Пожар!» Занавеси у моей кровати полыхали. Весь дом был объят пламенем. Моя жена, слуга и я сам едва не сгорели заживо. Я был разорен совершенно. Огонь поглотил все мое имущество, и с тех нор отчаянье стало моим уделом.