Вставные конструкции правило. Вставная конструкция


I. Вводными называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения. В произношении они выделяются паузами и особой интонацией.
Чаще всего в качестве вводных употребляются слова или словосочетания, служащие:
1) для выражения уверенности: безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, естественно, конечно, правда, разумеется, действительно, несомненно;
  1. для выражения неуверенности: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;
  2. для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;
  3. для указания на источник сообщения или того, кому оно принадлежит: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд;
  4. для указания на последовательность явлений, связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть;
  5. для указания на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь;
  6. для привлечения внимания: видишь (ли), видите (ли), знаете(ли), извините, представьте себе, позвольте, согласитесь.
Не являются вводными словами: ведь, вообще, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже, авось, вдруг и др.
    1. Вводные предложения, как и вводные слова и словосочетания, выражают отношение говорящего (пишущего) к тому, о чём он сообщает: Вы, я знаю, неприхотливы (ср.: Вы, конечно, неприхотливы).
Вводные предложения интонационно выделяются при помощи пауз и более быстрого темпа речи.
    1. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие основное предложение в целом или отдельное слово в нём: Марина Ивановна Цветаева (её отец - профессор-искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, мать - пианистка) родилась в 1892 году.
В конце вставного предложения в соответствии с его содержанием и интонацией могут употребляться вопросительный и восклицательный знаки:
Всходили и гасли звёзды (откуда такая нежность?)... (М. Цветаева)
В моей руке - какое чудо! - твоя рука... (А. Фет)
Знаки препинания
при вводных и вставных конструкциях

1) Вводные слова выделяются запятыми:

г,вводн. , ] сл.

М. Цветаева, безусловно, заняла видное место среди поэтов Серебряного века.

2) Вводное слово, стоящее после союза, отделяется от союза запятой. Но если вводное слово стоит после союза а (реже но) и образует с ним единый оборот, оно от союза запятой не отделяется:

г и вводн. ] сл.
но:
[..., а? вводн., ...]. L " сл. " J

Во-первых, благодарю вас за всё и, во-вторъх приглашаю в гости.
Во-первых, благодарю вас за всё, а во-вторъх, приглашаю в гости.

3) Если вводное слово входит в обособленный оборот и стоит в его начале или конце, то оно от оборота не отделяется:

[ вводн. vобособл. ] " сл. оборот " "
[ обособл у вводн. ] L"" "оборот сл. " ""J"

Цветаева, должно быть из гордости, никогда не жаловалась на бедность. Цветаева, очень переживая вероятно, всё же уговорила семью вернуться в Россию.

[... (вставн.), а...]
предл. [. (вставн.): .]
предл.
и др.


В 1921 году Цветаева пишет пьесы «Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Феникс» (вышла отдельным изданием под названием «Конец Казано- вы»), а также поэму-сказку «Царь-девица» и др.
В каких случаях повторяющиеся в каждой паре предложений слова (словосочетания) являются вводными? Расставьте знаки препинания.
1) К счастью нужно стремиться. - К счастью его отличает стремление быть полезным людям. 2) Лицо его казалось печальным. -

Всё казалось шло как нельзя лучше. 3) Решение очевидно. - Очевидно придётся принять соответствующее решение. 4) Словом можно поддержать человека. - Словом его необходимо поддержать сейчас. - Учителя, ученики, родители словом все присутствующие были настроены по-праздничному. 5) Послание должно быть доставлено как можно скорее. - Было должно быть очень поздно. 6) С одной стороны сидели дети, с другой - родители. - С одной стороны всё идет прекрасно, с другой вызывает опасения отсутствие охраны.
I Выпишите сначала предложения с вводными словами, а за-
I тем - с вводными и вставными предложениями. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) «При всей сложности своего письма и мышления, она была удивительно демократична и как говорят в таких случаях человечна», - писал о М. Цветаевой Борис Пастернак. 2) «Кажется нет в моих воспоминаниях более трагического обр..за чем этот», - писал И. Эренбург. 3) Должно быть за той рощей деревня, где я жила, должно быть любовь проще и легче, чем я ждала. 4) Вот опять окно, где опять не спят. Может пьют вино, может так сидят. Или просто - рук не разнимут двое. 5) Видно пока надо мной не пропоют литию, буду грешить - как грешу - как грешила: со страстью! 6) А может быть ложен мой подвиг и даром труды, как в землю положен быть может проспишь до трубы. 7) Меня видишь кудри беспутные эти? земною не сделаешь солью. 8) Всходили и гасли звёзды откуда такая нежность? всходили и гасли очи у самых моих очей... Ещё не такие песни я слушала ночью тёмной откуда такая нежность? на самой груди певца. 9) Быть может всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов. 10) Разбросанным в пыли по магазинам где их никто не брал и не берёт! моим стихам как драгоценным винам настанет свой черёд. 11) К вам всем что мне ни в чём не знавшей меры чужие и свои? я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви. 12) Два солнца стынут о Господи пощади! одно на небе, другое в моей груди. Как эти солнца прощу ли себе сама? как эти солнца сводили меня с ума! 13) А издали завижу ли я вас? потянется растерянно крестясь паломничество по дорожке чёрной к моей руке. 14) Но пока тебе не скрещу на груди персты о проклятие! у тебя остаешься - ты! (М. Цветаева)


ложения.
Расставьте необходимые знаки препинания, выделите вводные слова. Выполните синтаксический разбор 4-го пред-

1) Он просмотрел рукопись бегло даже не вникнув вероятно в её содержание. 2) Ты молчишь очевидно не желая говорить со мной? 3) Прощаясь он долго смотрел на неё стараясь должно быть запомнить каждую чёрточку родного лица. 4) Она не упрекала его не ругала понимая очевидно бессмысленность слов. 5) А впрочем я подумаю над твоим предложением. 6) Вы переутомились а значит должны отдохнуть. 7) Во-первых у нас немного времени а во-вторых это мероприятие не столь важно. 8) Работа не выполнена, и следовательно говорить о расчёте рано. 9) Все собрались, и стало быть можно начинать праздник.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки.
  2. Сформулируйте основную проблему текста, прокоммен-

тируйте её, определите позицию автора.
Цветаева как извес(?)но всегда стояла вне поэтических груп(?)ировок, поскольку чу(?)ствовала себя изгоем «островитянкой» с далёких островов. Поэт по её убеждению (не) подвластен голосу разума житейской логике. Безусловно её современников более всего пор..зило то, что в эпоху становления всевозможных поэтических учений т..орий деклараций они рождались тогда чуть ли (не) ежедневно вдруг по..вились самостоятельные стихи (девочки) подростка, которая казалось бы и слыхом (не) слыхивала ни о каких символистах акмеистах футуристах. Вообще отношения М. Цветаевой с (поэтами) современ(?)иками во многом определяли её жиз- нен(?)ую позицию.
Несомнен(?)о духовное родство она ощущала с Блоком Пастернаком Белым Волошиным. Знаменательно её признание: «Я - много поэтов, а как это во мне сплелось - это уже моя тайна». В сущности она постоян(?)о видела перед собой дорогу, которая шла «издалека» и уводила «далеко».
Счёты со временем у М. Цветаевой (не) легки. И (не) только потому, что она (не) приняла революцию. Напротив она утверждала, что «(ни) одного крупного поэта современности, у которого после революции (не) дрогнул и (не) вырос голос, - нет». В то время как по словам Маяковского «уничтожались все середины» и «земной
шар самый на две раскололся половины» красную и белую, Цветаева равно осуждала и тех и других - за кровопролитие. Объясняя своё воинствен(?)ое одиночество она писала: «Быть современником творить своё время а не отражать его». Но тв..рить время вовсе (не)значит соглашаться с ним: можно «с десятью десятыми в нём сражаться». Это сражение привело сначала к изоляции а потом к гибели. Вся надежда была на Будущее: «И главное я ведь знаю, как меня будут любить читать что! через сто лет!» И в этом она оказалась права!
(По Г. Седых)

(задание № 17)

Урок по вводным конструкциям с примерами. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 17 ЕГЭ по русскому языку

Вводные конструкции могут выражать:

1. Различную степень уверенности

КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ

Например:

Вы, несомненно , хорошо сдадите экзамен.

Вам, кажется , нужно больше заниматься.

2. Чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает

К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ

Например:

Вы, к сожалению , сдали экзамен не очень хорошо.

К моему огромному удивлению , всё оказалось на месте.

3. Источник информации, которую сообщает говорящий.

ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-ВАШЕМУ

Например:

Вам, по мнению врачей , нужно на время прервать тренировки.
Вам, говорят , придётся прервать тренировки.
Как говорят старики , рыба в этом озере водится.
По воспоминаниям отца , в детстве он неплохо учился.

4. Порядок мыслей и указания их связи между собой

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ОДНАКО

Например:

Во-первых , это причастие образовано от глагола совершенного вида; во-вторых , оно имеет зависимые слова. Следовательно , в нём должно писаться две буквы Н.

5. Способ оформления мыслей и оценка стиля высказывания

ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ

Например:

Одним словом , всё прошло хорошо.

Говоря образно , в самом центре Земли работает огромный котёл, варящий магму.

6. Способы привлечения внимания

ПОСЛУШАЙ(ТЕ), ПОСМОТРИ(ТЕ), ИНТЕРЕСНО и др.

Например:

Но вот, посмотрите , какая-то птица / Всё ниже и ниже по небу мчится! (К.И. Чуковский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Никогда не выступают в качестве вводных конструкций следующие слова и выражения:

вообще, наверняка, всё-таки, как будто, как бы, вдруг, пожалуйста, ведь, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, авось, обязательно.

Практические задания

Задание 1. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, кому принадлежат данные сообщения.

2. В этой (не)широкой но глубокой реке раньше было много рыбы.

3. Самый твёрдый минерал алмаз.

Задание 2. Найдите вводные слова. Укажите их значение. Спишите, расставляя знаки препинания.

Образец: Наверное , завтра будет гроза (неуверенность).

1. Казалось тихий ночной час пр…давал б…седе особую прелесть.

2. Действительно камни бывают различной твердости. Самый мягкий камень тальк.

3. (На)конец(то) на моё счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверику.

4. Я (не)буду вас задерживать. (По)моему дело ясное.

5. В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ра(нн/н)им прекрасным летним утром.

6. Наука иначе говоря не отрицает веру и религию а лишь дополняет их.

Задание 3. Прочитайте. Включите в начало каждого второго предложения вводное слово, указывающее на связь мыслей. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.

I. 1) Это параллельные линии. Они (не)пересекаются.

2) Вводное слово грамматически (не)связа(нн/н)о с другими словами в предложени… Оно не является членом предложения.

3) Работая над историческим произведением изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого (не)обходимо и научное знание, и творческая фантазия.

II. 1) (Не)удача (не)смутила боксёра. Она заставила его ещё больше напряч… силы.

2) Товарищ… (не)обид…лся на шутку. Он сам смеялся вместе со всеми.
⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

Многие из вышеперечисленных слов могут выступать в роли членов предложения. В этом случае они не выделяются запятыми.
Жизнь просто несёт меня к счастью. – К счастью , всё закончилось благополучно.
Я мечтаю поступить в театральный институт, однако мама категорически против этой затеи (противительный союз). – Вскоре, однако , сомнения мои были рассеяны.

⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение.

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. - Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. - В мае возможно будут заморозки.
3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. - Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

4) Решение по делу было совершенно очевидно . - Поезд очевидно немного запаздывает.

5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот . - Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно.

6) Что значит твоё молчание? - Значит ты приедешь ко мне вечером?

Задание 5. Прочитайте, укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчеркивая вводные слова, укажите их значение.

1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И.С. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)

2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А.С. Пушкин.)

3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н.В. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н.В. Гоголь.)

4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А.И. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И.C. Тургенев.)

Задание 6. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом - вводным словом.

Возможно, по-моему, к несчастью, напротив, скажем.

Задание 7. Диктант.

Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины побужда…щие людей к чтению. (Во) первых для овл…дения какой (нибудь) специальностью. И хотя учит…ся (не)обходимо всю жизнь пр … учать и пр … учат…ся к чтению надо с ра(нн/н)его детства. И горе родителям и детям (не)понима…щим этого! (Во) вторых люди читают что(бы) удовлетворить свои художестве(нн/н)ые запросы, из любви к пр…красному. Наконец мы чита…м обращаясь к словарям справочникам научно(популярным) журналам что(бы) получить информацию об окружа…щем нас мире.
Правда может быть и ещё одна причина – «убить время»! К сож…лению есть ещё люди которые не знают куда себя деть. Они шутя проглатывают книгу за книгой а через неделю даже (не)могут вспомнить о чём читали. А ведь при чтени… требу…(ть/т)ся вдумч…вое вн…мательное отн…шение. Читать следу…т (не)спеша думая не только о смысле написа(нн/н)ого но и форме, то(есть) о стиле произведения его звучани… даже об орфографи… и пунктуаци... Ведь правду говорят что(бы) быть грамотным надо не только учить школьные правила и делать упражнения но и много читать. Ведь именно так мы вид…м эти скучные правила в живой речи, в речи великих мастеров слова.
Таким образом чтение может пр…носить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сер…це человека. Всё дело в умени… читать!


Вставные конструкции (слова, словосочетания, предложения) комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения, попутные указания. Они резко выпадают из синтаксической структуры целого, интонационно выделяются, разрывая и нарушая интонационное единство предложения.
В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модальных значений, не содержат указания на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т. д., не могут стоять в начале основного предложения.
Вставные конструкции могут оформляться как члены предложения или предикативные части сложного предложения, но могут в синтаксическом отношении выступать как «чужеродное» тело в составе основного предложения; могут быть включены с помощью союзов и союзных слов или же без их посредства: Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу (А. Пушкин); В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной, комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (JI. Толстой); В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (В. Короленко).
Вставные конструкции выделяются паузами, произносятся с понижением тона и убыстрением темпа речи.
Вставные конструкции различаются по структуре. Они могут быть выражены минимальной и простейшей единицей (например, восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли), словом, словосочетанием, предложением (в том числе и сложным) и даже целым абзацем: Это было великолепное (/) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело (А. Чехов); Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (А. Чехов); Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (В. Короленко); Из всех районов Москвы район Каланчевки и Комсомольской площади (ее еще называют площадью трех вокзалов) менее всего был знаком ему (А. Ананьев); Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной... (JI. Толстой).
По способу включения вставной конструкции в основное предложение бывают вставные конструкции бессоюзные, с сочинительным союзом, с подчинительным союзом или союзным словом: Лукин все еще не мог до конца отключиться от своих дел и после обеда (обедали в ресторане при гостинице) поехал к Воскобойникову (А. Ананьев); Исключение - это первый звонок завтрашнего (или вчерашнего) правила (М. Анчаров); Я долго простаивал у ворот, чтобы поглядеть, как Житков наклонится над ученой собакой, возьмет у нее скрипку, которую она несла за ним, скажет ей (будто по секрету) какое-то слово, и она тотчас же помчится без оглядки по Пушкинской (К. Чуковский).
По значению различаются:
  1. Вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: И только много позже (я уже не первый год ходил в школу) сказка эта стала меня преследовать, я стал ее разгадывать (С. Залыгин); Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию) (JI. Толстой).
  2. Вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин); Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (В. Гаршин).
  3. Вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении: Он еще не успел присмотреться и радовался всему, что было для него новым (хорошо забытым старым, как он скажет потом Павлу) и волновало его (А. Ананьев); А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)! (Н. Гоголь).
  4. Вставные вопросительные и восклицательные конструкции, выражающие эмоции автора или его отношение к высказываниям, словам, цитатам: И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей... (читатель ждет уж рифмы розы; на вот, возьми ее скорей!) (А. Пушкин); Мы узнали от него самого, что он, г. Савельев, решился посвятить все способности (чьи?) разра- ботанию (разрабатыванию?) отечественной истории (В. Белинский).

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:

До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу ), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух .

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом , или словосочетанием , или предложением , простым или сложным:

Людоед не приходил сюда (в замок ) много лет.

Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны ) и двинулся к дверям.

Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди !), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.

Вставные конструкции могут

Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении:

Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета )

валялись на полу и подоконниках.

Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет ) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках.

Все в замке (включая всю обслугу ) обожали королевские праздники

Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их ), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная.

Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей:

Выражать причину действия, события, явления , описываемого в предложении:

Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис ) и прошел дальше, в следующую дверь.

Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части:

Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую - какая неожиданная удача ! - на кухню.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются

Скобками

Тире

запятыми

Людоед огляделся в растерянности

( в холле было около десятка дверей ) , потом решительно повернул налево

и вошел в маленькую дверь.

Этот зал - в замке его называли Малый спортивный зал - был совершенно пуст.

Дверь, как потом выяснил людоед , вела в зал для игры в теннис.

1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении;

3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.

1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора;

2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака.

Очень редко.

Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):

Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди !), лесник пригласил нас в дом.

Он встал и, прихрамывая - он был на протезе , - прошёл к окну.

Дополнительно

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом :

Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают , бывает очень много самой вкусной еды.

При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.

Сравните с предыдущим примером:

Когда повезет попасть на королевскую кухню, - если повезет , - надо не растеряться и попробовать все самое вкусное .

В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться ...).

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999 ().
  2. Вводные и вставные конструкции (собрание материала) ().

Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ( .

Домашнее задание

Расставьте знаки препинания.

  1. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
  2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн)
  3. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А. Блок)
  4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А.Н. Толстой)
  5. Ежели часто Пьера поражало в князе Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу. (Л. Толстой)
  6. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с барином на охоту. (И. Тургенев)
  7. А отшельник как ты помнишь он умел не только грустить но и думать стал думать.

Вводные слова и словосочетания

Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает: Я, помнится , принимался читать, работать - ничего не клеилось . Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. Я, по обыкновению, - плохо.

Значения вводных слов (конструкций)

Вводные конструкции (вводные слова и словосочетания) могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

  • Итак , ни весенней, ни осенней охоты в наших местах нет.
  • Крупных окуней, бесспорно , удить весело.
  • Убедить его было нелегко, надо сказать.

Не бывают вводными слова: ведь, вот, будто, как будто, словно, именно, якобы, даже, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, как бы, вдруг, исключительно.

Следует различать вводные слова и члены предложения . Сравните: По-моему , сегодня будет тепло (вводное слово). Он сделал по-моему (как? - обстоятельство образа действия). По моему взгляду мама всё поняла (по чьему? - определение).

Вводные предложения

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Они могут быть безличными, неопределённо-личными или двусоставными :

Время, казалось, остановилось. Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. А вот исполинский банан, или, как его называют, «дерево путешественников», распростёр свои листья наподобие широкого опахала. Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково.

Вставные конструкции

Вставная конструкция - это словосочетание или предложение, которое содержит дополнительную информацию, уточняет, поясняет описываемую речевую ситуацию. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер) : пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре - фонари!

Вставная конструкция не выражает отношения говорящего к высказываемому, не содержит оценки сообщения. Она может стоять в середине или в конце предложения. Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его) .

Дополнительный материал по теме: