Запретная мечеть. Волшебная планета

В Саудовской Аравии в городе Мекка находится одна из самых главных святынь мусульманского мира - мечеть Аль-Маджид Аль-Харам. Эта одна из самых древних мечетей мира и ежегодно её посещают сотни тысяч паломников!

Первые упоминания о мечети Аль-Харам относятся к 638 году, однако широко известна мечеть стала только с 1570 года. Считается, что намаз здесь почитается гораздо больше, чем в других мечетях. Именно поэтому поток верующих к мечети не уменьшается никогда!

Аль-Маджид Аль-Харам, также известная как “Запретная мечеть”, имеет целый ряд ключевых особенностей, которые делают это сооружение по-настоящему особенным. Во-первых, мечеть Аль-Харам считается самой большой в мире. На сегодняшний на территории мечети могут одновременно находится до 700 тысяч паломников! Во-вторых, на территории мечети находится главная святыня ислама - Кааба.

Кааба представляет собой постройку кубической формы, длиной - 12 метров и шириной - 10 метров. Само слово “Кааба” в арабском языке означает “высокое место, окруженное почетом и уважением”. Кроме того, это слово может быть производным от слова “куб”, что подтверждается кубической формой сооружения.

Углы Каабы сориентированы по сторонам света, и каждый имеет своё название: южный -“йеменский”, северный - “иракский”, западный - “левантийский” и восточный - “каменный”. Восточный угол является особенным, так как именно здесь на высоте в 1,5 метра находится так называемый “чёрный камень” или камень прощения. Считается, что эту реликвию Аллах послал Адаму и Еве.

Все паломники, прибывающие в мечеть Аль-Харам, должны пройти обряд таваф, который совершается как раз вокруг Каабы. Для этого необходимо семь раз обойти вокруг Каабы против часовой стрелки, причём первые три круга должны быть пройдены быстрым шагом. При этом паломники периодически совершают различные ритуальные действия (чтение особых молитв, прикосновения, целования и так далее). Только после этого паломник может приблизиться к входу в Каабу и попросить о прощении своих грехов.

За время своего существования мечеть Аль-Харам постоянно перестраивалась и расширялась. Сначала здесь было только 6 минаретов, однако после того как в Стамбуле была построена Голубая мечеть, в которой тоже насчитывалось 6 минаретов, было решено добавить 7-ой минарет. Всё это было сделано лишь с одной целью, чтобы мечеть Аль-Харам считалась самой лучшей в мире!

Однако и на этом строительство не прекратилось. В 80-ых годах прошлого века был пристроен огромный комплекс с ещё двумя минаретами. Именно сюда в последствие и перенесли главный вход в мечеть. На данный момент общая площадь, на которой расположилась мечеть Аль-Харам, составляет 309 тыс. кв. метров!

Аль-Масджид аль-Харам или "Священная (Запретная) мечеть" - грандиознейшее, по своей масштабности, творение мусульманского зодчества. Она заслуживает особого внимания.

Запретная мечеть - это огромный архитектурный комплекс, содержащий в себе ряд зданий разного назначения: минареты, специальные помещения для молитв и омовений (разделенные на женские и мужские), а главное является центром расположения великой мусульманской святыни Каабы. Масджид аль-Харам, упоминаемая еще в коранических аятах, является киблой (направлением на святыню ислама во время совершаемой верующим молитвы) и местом обязательного хаджа (паломничества), предписанного Кораном для каждого правоверного мусульманина. Значимости ей придает и тот факт, что здесь совершали намаз такие пророки Аллаха, как Адам, Ибрагим, Исмаил и Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!).

Масджид аль-Харам почитается самым первым и древним земным храмом, построенным для служения Всевышнему. Сама мечеть состоит из Каабы, Макам аль-Ибрагим (места Ибрагима) и источника Замзам, окруженных четырьмя стенами. За весь период существования мечети, она неоднократно меняла свой внешний вид, все время достраиваясь и перестраиваясь. К примеру, с момента своего основания Масджид аль-Харам представляла лишь длинную деревянную постройку, напоминающую забор, которая окружала территорию вокруг реликвии. Расстраиваться она начала только после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). И сегодня - это величественное сооружение, не лишенное современных технологических благ в виде эскалаторов, кондиционеров, электрического освящения и электронных указателей, помогающих паломникам в совершении хаджа, предмета гордости всех мусульман. Ее территория огромна (309 тис. м²) и способна вместить людей численностью до 900 тысяч человек.

Мечеть Харам имеет и главную отличительную особенность - минареты. При сооружении "Запретной мечети" вначале было построено шесть минаретов. Однако, после строительства "Голубой мечети" в Стамбуле подобной аль-Харам, пришлось добавить со временем еще одну, так как копирование или какое-либо другое подражание "Священной мечети" является богохульством и строго порицается. Сегодня Масджид аль-Харам обрамляют девять прекрасных минаретов, два из которых оглавляют вход в саму мечеть.

Но почему "запретная"? С арабского "харам" означает "запретный", "неприкосновенный", "святыня", "священное место". На территории мечети Харам, почитаемой священной, изначально было строжайше запрещено убийство людей и животных, ведение боев, а также ее посещение не мусульманами (иноверцами).

Понравился материал? Пожалуйста, репост!

«Всевышний красив и любит красоту», – гласит известный хадис. И красота признается атрибутом Божественной сущности. Ислам создал цивилизацию, в которой искусство всегда занимало важное, ключевое место, и это место сохранится за ним до тех пор, пока будет существовать эта цивилизация. Можно утверждать, что ислам исповедует эстетический взгляд на жизнь. Ясные указания Корана о понимании красоты Творения и всего созданного Аллахом, ясно и открыто свидетельствует о серьезном внимании ислама к красоте.

На протяжение многих веков исламское искусство сумело создать такую среду, в которой мусульмане живут, постоянно помня и размышляя о красоте, которая в конечном итоге исходит от Аллаха, Который красив (джамил) в самом высоком значении этого слова. Исламское искусство стремится отразить единственность Всевышнего. Архитектура мусульманских храмов яркая страница мировой культуры. Следуя религиозным канонам, создатели мечетей при этом воплощали в их облике и украшении ещё и национальные традиции, дух времени, собственную индивидуальность. И потому рождались шедевры.

Великую мечеть в Мекке соотносят с началом земной цивилизации. Считается, что здесь пророком Адамом (аляйхи-с-салям) был выстроен первый храм на Земле, разрушенный Всемирным потопом и восстановленный на сохранившемся фундаменте пророками Ибрахимом (аляйхи-с-салям) и Исмаилом (аляйхи-с-салям). Закончив работу, они по указанию ангела Джабраила (аляйхи-с-салям) обошли восстановленный храм семь раз и вознесли Господу молитву.

Чтобы призвать людей на поклонение к Каабе, Ибрахим (аляйхи-с-салям) чудесным образом вознесся над горными кручами и обратился cо словами: «О, люди! Вам предписано ходить на поклонение в древний храм!» И тут откликнулись со всех сторон голоса: «Пред Тобой, Господи, пред Тобой! »

И теперь каждый год, в священный месяц зу-л-хиджжа, стекаются сюда, к Дому Аллаха, сотни тысяч мусульман. Бесконечной вращающейся вереницей окружают они древнюю Каабу и спешат оповестить Господа о выполненном ими священном долге: «Лабайк-аллахума лабайка » («Пред Тобой, Господи, пред Тобой »).

Кааба – главная святыня Ислама, «кибла». Во время молитвы мусульмане всего мира поворачиваются лицом в сторону Мекки, где находится Кааба, к Каабе обращены михрабы всех мечетей мира.

Слово «харам» по-арабски имеет два значения: «священный» и «запретный»; «Байт-Уллах» означает «Дом Аллаха». Мусульмане почитают мечеть Харам Байт-Уллах особой святыней, в которую немусульманину вход воспрещён.

Предание связывает возникновение Каабы с началом священной истории. Согласно Корану, пророк Адам и Ева (Хавва), раскаялись о своем проступке, и Аллах простил их.

В знак прощения Аллах ниспослал Адаму (аляйхи-с-салям) блестящий белый камень – аль-Хаджр аль-Асвад и вблизи горы Арафат Адам (аляйхи-с-салям) и Ева воздвигли первое святилище – Кааба. Впоследствии, передается в хадисе, камень почернел от людских грехов. А первый храм Каабы – аль-Байт аль-Харам, Священный дом, воздвигнутый пророком Адамом (аляйхи-с-салям) – стал первым храмом на Земле, посвящённым единому Богу.

Во время Всемирного потопа храм Кааба был сильно повреждён, и камень волей Божьей переместили в другое место. Святилище Кааба возобновлено пророком Ибрагимом (аляйхи-с-салям) (в Библии он зовётся Авраамом).

На протяжении столетий храм Кааба часто повреждался в результате стихийных бедствий, однако каждый раз арабы восстанавливали его. В начале VII века в Каабе произошёл сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена. Тем не менее, люди опять восстановили Каабу.

Однако среди арабских племён, которые совместно занимались восстановлением храма, начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного Чёрного камня. Этот спор был разрешён Пророком Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям). Он расстелил на земле платок и положил в центре его Чёрный камень. Затем он предложил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг платка. Все вместе они подняли лежащий на ткани священный камень и сам Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) установил камень в отведённое для него место.

Сегодня мечеть Харам Байт-Уллах представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. На трёх углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвёртый и пятый углы соединены протяжённой крытой галереей.

Харам Байт-Уллах – одна из самых больших мечетей мира. В центре огромного пространства её внутреннего двора возвышается храм Кааба.

Слово «Кааба» в переводе с арабского означает «куб». Кааба имеет форму куба с протяжённостью сторон по 15 метров, сложенного из каменных плит. Большую часть года Кааба скрыта под чёрным покрывалом – кисвой, открывается она только во время паломничества – хаджа. По завершении хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки, раздают паломникам.

Внутрь храма Каабы можно войти через высокие врата. Они открываются очень редко - не чаще двух-трёх раз в год. Обычно внутрь Каабы допускаются только король Саудовской Аравии или его представитель, главы дипломатических миссий из других мусульманских стран, представители духовенства.

С тех пор, как Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) очистил её от 360 идолов, Кааба пребывает пустой. Внутри неё нет михраба, так как Кааба – центр мусульманского мира (это единственный мусульманский храм, где нет михраба). Его стены украшают только тексты из Корана.

Священный Чёрный камень установлен на высоте около метра в наружном юго-восточном углу Каабы. Выглядит как полукруглый камень размером приблизительно 30х40 сантиметров, состоящий из нескольких частей, скреплённых серебряной нитью. Глубокая впадина в середине камня образовалась в результате бесчисленных прикосновений и поцелуев паломников.

От гладкой и прохладной поверхности камня исходит приятный аромат. Поцелуи и прикосновения к священному камню являются сунной установившейся после того, как это сделал Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям).

Во дворе мечети находится ещё несколько святынь Ислама. Камень «макам Ибрахим», стоящий напротив Каабы, отмечает место, на котором Ибрахим (аляйхи-с-салям) (Авраам) вел строительные работы. Полукруглая стенка, отгораживающая часть Каабы, отмечает, согласно преданию, местоположение могил Исмаила (аляйхи-с-салям) (сына Ибрахима-Авраама (аляйхи-с-салям), в Библии – Исаак) и его жены египтянки Агари (по-арабски Хаджары). Остальные члены семьи Ибрахима (аляйхи-с-салям) и сам он похоронены в Хевроне (Палестина).

Перед Чёрным камнем на расстоянии нескольких метров от него находится стена, из которой бьёт святой источник Зам-зам, открытый архангелом Джабраилем (аляйхи-с-салям).

Журнал «Ислам ».

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам - главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба - святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина - 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень - самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило - в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф - ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень - это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены - Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева - неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек - Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза - исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба - дом Бога, и совершали к нему паломничества.

Благодаря этой святыне прославилась Мекка - ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, - источник пресной воды - Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом - Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила - родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс - вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них - иудеи, а также ханифы - праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю - в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня - это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м - потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом - кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола - Хубала - он привез из Сирии. Курайшиты - еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала - божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые - при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу - это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида - железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман - Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин - произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) - вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства - Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

Зелёный купол (Купол Пророка)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

Храмовая платформа

Ни для кого не секрет, что город Мекка на западе Саудовской Аравии, является центром паломничества для мусульман всего мира. Священный мусульманский город стал основным религиозным центром, благодаря тому, что здесь располагается главная святыня ислама — крупнейшая в мире мечеть аль-Харам.

Другой известный религиозный центр мусульман, рассмотренный нами ранее — расположенная в ОАЭ огромная , одна из красивейших мечетей планеты. Также может быть интересен удивительный древний , словно сошедший со страниц «1001 ночи».

Мечеть аль-Харам и Священная Кааба

Мечеть аль-Харам также известна еще под названиями Масджид аль-Харам, Заповедная, Великая и Запретная мечеть. Она представляет собой пятничную мечеть (джума-мечеть), предназначенную для коллективной молитвы и способную одновременно вместить до 700 тысяч человек.

Мечеть аль-Харам имеет статус главной святыни ислама, и причиной этому является Священная Кааба, расположенная во внутреннем дворе. Само слово “Кааба” в арабском языке означает “высокое место, окруженное почетом и уважением”. Кроме того, это слово может быть производным от слова “куб”, что подтверждается кубической формой сооружения.

Внутреннее помещение Каабы

Углы Каабы сориентированы по сторонам света, и каждый имеет своё название: южный –“йеменский”, северный – “иракский”, западный – “сирийский” и восточный – “угол Черного камня”. Восточный угол является особенным, так как именно здесь на высоте в 1,5 метра находится так называемый “чёрный камень” или камень прощения.

Во время паломничества считается большой честью прикоснутся к камню. Согласно преданию Черный камень вначале был белый, когда Аллах послал его пророку Адаму, но со временем он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Позже пророк Мухаммед, захватив Мекку, благожелательно дотронулся до камня своей тростью. С тех пор камень в мечети аль-Харам стал считаться святыней мусульман.

Все паломники, прибывающие в мечеть Аль-Харам, должны пройти обряд таваф, который совершается как раз вокруг Каабы. Для этого необходимо семь раз обойти вокруг Каабы против часовой стрелки, причём первые три круга должны быть пройдены быстрым шагом.

При этом паломники периодически совершают различные ритуальные действия (чтение особых молитв, прикосновения, целования и так далее). Только после этого паломник может приблизиться ко входу в Каабу и попросить о прощении своих грехов.

Запретная мечеть, история возведения

Нынешняя мечеть аль-Харам известна с середины XVI века, однако строительство первой мечети вокруг Каабы датируется срединой VII века. За свою историю мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначального сооружения ничего не осталось.

Вначале аль-Харам содержала в себе 6 минаретов, но когда в Голубой мечети Стамбула построили такое же количество минаретов, имам Мекки посчитал это святотатством, и по приказу Ахмеда I в Великой мечети возвели седьмой минарет.

Чтобы получить статус крупнейшей мечети мира аль-Харам неоднократно подвергалась реконструкциям. В конце 1980-х годов к юго-западной стороне был пристроен большой корпус с двумя минаретами, где сегодня находится главный вход, Ворота короля Фахда.

Площадь сооружения была расширена до 357 тыс. квадратных метров, в здании стало насчитываться 500 мраморных колон и 7 эскалаторов, а в помещениях стали работать кондиционеры.

После реконструкции 1980-х мечеть аль-Харам на всей своей территории, включая крышу, смогла вмещать до 700 тыс. человек. Ныне по периметру возвышается девять минаретов самые высокие из которых достигают 89 метров (высота 30-этажного здания), а рядом от угла мечети сооружен самый массивный в мире комплекс башен Абрадж аль-Бейт.

Однако на этом реконструкции не были окончены. Еще одним серьезным изменениям мечеть аль-Харам подверглась в XXI веке. По приказу короля Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда провелась очередная перестройка в период с 2007 года по 2012 год. Территория была расширена на север и увеличилась до 400 тыс. квадратных метров.

По нынешним масштабам мечеть способна вместить, заполнив всю площадь двора помещений и крыши, до 1,12 млн. человек, а с прилегающими территориями до 2,5 млн. верующих. Были достроены еще два минарета (8-ой и 9-ый), а также Ворота короля Абдаллы. Стоимость такой реконструкции обошлась королю в 10,6 млрд. долларов.