Значение слова «проблема

греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П.

К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.

знание о незнании; осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОБЛЕМА

атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все, но в первую очередь - философия. Поэтому у философии всегда есть своя особая проблема". Проблемность человеческого бытия проявляется в его противоречивости, неопределенности, непредсказуемости, рискованности; она есть онтологическое основание любой формы его постижения и осмысления: художественного, религиозного, научного, философского, которые фиксируются в многообразных видах антиномий, вопросов, задач, парадоксов и т. д.

С т. зр. системного анализа, П. - это целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное (Р. Акофф, Ф. Эмери). В гносеологическом аспекте П. - это идеальное отображение реальной проблемной ситуации (практической и/или познавательной). Проблемная ситуация возникает как несоответствие между: а) целью и средствами ее достижения; б) целью и результатами деятельности; в) необходимостью и возможностью некоторого действия (индивидуального или социального); г) сущим и должным. Это несоответствие может обостряться до противоречия (в т. ч. антагонистического). С т. зр. психологии, возникновение проблемной ситуации и ее последующее преобразование в исходную П. характеризуют начальные стадии процесса мышления. Для философской традиции (Сократ, Августин, Н. Кузанский и др.) характерно понимание П. как знания о незнании. Философы Древней Греции выразили это понимание в форме следующего парадокса мышления: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то что же нам еще искать? Современная когнитивная психология разрешает данный парадокс, указывая, что здесь неприменим закон "все или ничего".

Вся жизнедеятельность общества (наций, классов, организаций и т. д.), а также индивидов в определенном отношении представляет собой диалектический процесс формирования и разрешения П. "Возникновение и решение проблем, словно систола и диастола - две фазы сердечного цикла, обусловливают характер биения пульса жизни всего социального организма" (В. И. Куценко). Социальная П. - это форма существования и выражения необходимости для общества осуществить определенную деятельность. В более узком смысле социальная П. - это форма существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями ее реализации. Внутренние основы социальной П. - общественные необходимость, потребность интерес, противоречие - "передают" ей такой фундаментальный а/грибут, как объективный характер. Независимость социальной П. от воли и сознания людей подчеркивается в современной марксистской философской литературе (См.: Куценко В. И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев, 1984). Исходя из других оснований, Ж. Делез также подчеркивает объективный характер П.: "Проблематическое является одновременно и объективной категорией познания, и совершенно объективным видом бытия". Он призывает "покончить с застарелой привычкой мысли рассматривать проблематическое как субъективную категорию нашего знания" (Делез Ж. Логика смысла. М., 1995, с. 76). Поиски онтологических оснований проблемности человеческой жизнедеятельности весьма актуальны. Э. Фромм писал: "Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться". Согласно Э. Фромму, основание проблемности - утрата гармонического единства человека и природы. В поисках указанных оснований весьма перспективны, на наш взгляд, онтология И. Гартмана и идеи синергетики. В современной философскометодологической литературе обсуждается и частично реализуется проект создания проблемологии - специальной дисциплины в рамках общенаучной методологии, призванной системно описать и объяснить закономерности возникновения, функционирования и развития многообразных видов П.: научных и философских, социальных и экзистенциально-личностных, глобальных, региональных и уникальных и т. д. Общепринятая типология П. пока еще не разработана.

Научная П. - форма организации и развития научного знания. Исторически первой работой по проблемологии следует считать "Гопику" Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Согласно Стагириту, тезис и П. есть предметы спора: "...тезис есть проблема, но не каждая проблема есть тезис..." (Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 2 с. 361). В диалектической П. должны быть явно сформулированы обе альтернативы. Он различал практические и познавательные П.: "Диалектическая проблема есть задача, поставленная или ради выбора и избегания, или ради (достижения) истины и ради познания..." (там же, с. 360), а также самостоятельные и вспомогательные П. Аристотель разработал классификацию П. и формы их опровержения.

Этимологию термина "проблема" (как синонима "задачи") принято вести от греческого глагола "баллейн" - бросать, т. е. П. - это "объект, брошенный вперед" (пред-мет). Неоплатоник Прокл (V в.), комментируя "Начала" Евклида, противопоставлял теоремы и П., для него П. - это практическая (в рамках геометрии) задача, которая выполняется определенным способом, и необходимо найти эти способы, изобрести их и выполнить требуемое построение (отнюдь не единственно возможное). Предыстория проблемологии во многом совпадает с историей становления логики вопросов и ответов. Основополагающие идеи были выдвинуты Р. Декартом, Г. В. Лейбницем и И. Кантом (антиномии чистого разума).

В философии и науке XX в. интерес к исследованию научной П. возникает вследствие преодоления кризиса оснований математики (работы А. Пуанкаре и Д. Гильберта), под влиянием достижений математической логики (в частности, исчисления задач, построенного А. Н. Колмогоровым в 1932 г., и разработки теории алгоритмов - труды К. Геделя, А. А Маркова, П. С. Новикова и др.), кибернетики ("искусственный интеллект"), когнитивной психологии, системного анализа, истории и методологии пауки. Значительный вклад в становление проблемологии внесли работы Д. Пойа, К. Поппера, И. Лакатоса, Л. Лаудана, 3. Цацковского и др., в отечественной литературе - работы В. Ф. Беркова, В. М. Глушкова, В. Н Карповича, П. В Копнина, М. С Бургина и В. И. Кузнецова, Е. С. Жарикова, В Е. Никифорова, Л. М. Фридмана и др.

Структура научной?. включает следующие элементы: а) предпосылочное знание всех уровней (специально-научное, методологическое, мировоззренческое, неявное); б) центральный вопрос научной П.; в) императив - требование разрешить этот вопрос; г) предварительный образ искомого решения. Очевидно, что научная П. не может быть сведена к вопросу Научная П. - это система знания, отображающая проблемную ситуацию и ее социокультурный фон, имеющая личностный смысл для исследователя и принятая (или отвергнутая) научным сообществом. Это развивающаяся, открытая, упорядоченная система исследовательских задач, характеризующаяся неопределенностью методов и результатов решения. С этой т. зр., исследовательская задача - прафеномен научного познания, его "живая клетка", а научная П. - многоклеточный "организм" во внешней среде.

Функционирование научной П. определяется тем, что она является "вечным двигателем" научного познания, источником его самоорганизации и саморазвития. В процессе исследования научная П. выполняет следующие функции: а) детерминирующую - она определяет направление исследования и побуждает к нему; б) интегративную - выступает как форма интеграции научного знания; в) систематизирующую. Кроме того, возможна функциональная типология научных П., в которой выделяются П. описания, объяснения, предвидения и праксеологические П. ("Как это сделать?"). Последний тип П. в современном естествознании, по-видимому, доминирует (П. управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, "искусственного интеллекта" и т. д.).

Развитие научных П. описывается как совокупность состояний и процессов, образующих движение к новому знанию. Эта совокупность может быть упорядочена по разным основаниям: по стадиям проблематизации знания, по функциональным типам П., по стадиям исследования и т. д. Согласно К. Попперу, рост научного знания описывается следующей схемой: Р, - ТТ - ЕЕ - Ру где Р, - исходная научная П., ТТ - "пробные теории", ЕЕ - этап "устранения ошибок", Р, - новая научная П. Эта схема релятивизирует развитие науки. Для указанных выше технологически ориентированных П. более адекватной является другая схема: научная П. порождает исследовательскую программу, которая реализуется в познавательных и практических результатах.

Понятие исследовательской программы вошло в методологию науки после работ И. Лакатоса 1968 - 70 гг., однако в рефлексии ученых оно функционирует очень давно и воплощается в форме программных работ. Эффективность исследовательской программы может служить показателем потенциальной истинности породившей ее научной П. Указанные понятия используют в методологическом анализе научного прогресса. Так, например, в модели Л. Лаудана критерием прогресса является максимизация объема решенных эмпирических П. при минимизации объема аномалий и концептуальных П. Это направление проблемологии находится в процессе становления.

Философская П. - форма организации и функционирования исторически изменяющегося философского знания. Принципиально неустранимое многообразие философских направлений, систем, школ и т. д., отсутствие однолинейного прогресса в истории философии приводят к неоднозначным трактовкам природы философских П. Тем не менее возможно выделить некоторые относительно инвариантные характеристики философской П. 1. Бытийная укорененность. А. Шопенгауэр провозглашал: "Мир, мир, ослы! - вот проблема философии, мир и больше ничего!" У древних греков символом философии была богиня - вестница Ирида (дочь Тавманта - "Удивляющегося"), т. к. она вопрошала о сущем. Дезонтологизация философской системы завершается ее крахом. 2. Экзистенциально-личностная значимость философской П. для ее постановщика и исследователя. "Философия такова, каков сам философ", - отмечал Фихте. Понимание философской П. невозможно без выявления ее жизненных корней, в т. ч. тех, которые находятся в образе жизни мыслителя, складе его души, особенностях биографии и т. д. "Решение встающей перед тобой жизненной проблемы - в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает", - писал Л. Витгенштейн. 3. Фундаментальность. Она присуща философской П., поскольку философская рефлексия есть поиск оснований. "В каждый метафизический вопрос... всякий раз включается также и вопрошающее человеческое бытие" (М. Хайдеггер). 4. Системное единство предметного, операционного и ценностного аспектов философской П. Система базовых интеллектуальных операций обусловлена не только свойствами предмета, но и стремлениями субъекта. По мнению Д. В. Пивоварова, в основном вопросе философии кристаллизованы базовые умственные операции, из которых произрастают различные философские доктрины и которые придают этим доктринам специфические операционные значения. 5. Синтез вечного и преходящего, инвариантного и вариативного. Подобно "вечным образам" в искусстве, существуют "вечные" П. в философии (например, П. истины, свободы, блага и др.), что не отрицает их конкретно-исторического своеобразия. П., поставленные мыслителями древности, не только понятны современным философам, но и продолжают их волновать: они вечны, поскольку всегда сохраняют свою значимость для человечества. "Не хочу ли я сказать: живущий лишь сиюминутным просто слеп, как крот; сумев прозреть, он увидел бы и проблему?" (Л. Витгенштейн). 6. Голографическая связность философских П. ДРУ!" с другом (по принципу "все со всем"). "Никто, как кажется, и не догадывается о том, как тесно многие отвлеченные вопросы связаны не только с важными интересами человеческой жизни, но и с самим существованием этой жизни. ...А между тем это так" (В. В. Розанов). М. Хайдеггер писал: "Чем ближе мы подходим к опасности, тем ярче начинают светиться пути к спасительному, тем более вопрошающими мы становимся. Ибо вопрошание есть благочестие мысли". Проблемность философского разума всегда будет привлекать мыслящих людей. (См. "Вопрос и Ответ".)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Словарь Ушакова

Проблема

пробле ма , проблемы, жен. (греч. problema - задача) (книж. ). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. Проблема личности в истории. Проблемы использования отходов. Проблемы ирригации степей. Проблемы морали. Разрешить проблему.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Проблема

(от греч. problema - задача, задание) - неразрешенная задача или (вопрос) вопросы, подготовленные к разрешению. Возникающая ситуация связана с тем взглядом, с таким познанием предмета, который не познан, но является знанием о незнании.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Проблема

Проблема

♦ Problème

Трудность, требующая решения. Значит, проблема это вопрос? Обычно она действительно принимает для нас форму вопроса, вернее, мы сами задаем ей эту форму. Вот как об этом говорится в знаменитом фрагменте из работы Башляра: «Прежде всего нужно научиться ставить проблемы. Что бы там ни говорили, сами собой проблемы в науке не ставятся. Именно чувство проблемы и служит признаком подлинно научного ума. Для научного ума всякое знание есть ответ на вопрос. Если бы не было вопросов, не было бы и научного знания. Само собой ничего не происходит. Ничто не дано заранее. Все должно быть выстроено» («Формирование научного ума», I). Это справедливо и по отношению к философии, и вообще ко всякой мыслительной деятельности, достойной этого имени. Но далеко не всякий вопрос является проблемой. Если, например, некто спрашивает у вас, который теперь час, – это не проблема, а вопрос. Но если вы в свою очередь спросите: «Почему вы хотите знать, который теперь час?», вы тем самым превратите, в данном случае, правда, совершенно безосновательно, вопрос в проблему. И ваш собеседник вполне может поинтересоваться: «С какой стати вы раздуваете из моего вопроса проблему?» В философии все обстоит несколько иначе. Здесь значение имеют только проблемы, но, прежде чем приступать к их решению, их необходимо поставить. Но что это значит – поставить проблему? Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан не тому или иному индивидууму, но всякому конечному рациональному уму, наделенному культурой хотя бы в минимальной степени. Именно такую цель преследует введение диссертации по философии: от случайности вопроса оно переходит к необходимости проблемы, а затем, по возможности, к разработке проблематики.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Проблема

Ы, ж.

1. Сложный вопрос, требующий особого изучения и решения.

Проблемы экологии.

2. перен. , разг. То, что трудно разрешить, осуществить.

|| прил. (к I знач.) проблемный , -ая, -ое.

Проблемная статья.

Это не проблема . То, что может быть легко выполнено.

Тезаурус русской деловой лексики

Проблема

Syn: вопрос, дело, задача

Энциклопедический словарь

Проблема

(от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Словарь Ожегова

ПРОБЛЕ МА, ы, ж.

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

2. перен. О чёмн. трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

Проблема [греч. problēma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

А.А. Вербицкий

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Проблема(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе по­знания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдви­жения П. и кончается ее решением....

Философский словарь

(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения П. и кончается ее решением. Иногда...

Философский словарь

по , конспективно: преграда, трудность, задача; вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания и практики. Иногда сама проблема формулируется одновременно с ее решением, случается даже, что она осознается только через некоторое время после ее...

Философский словарь

1) форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос (или комплекс вопросов), возникший в ходе познания и требующий ответа; 2) более или менее осознанное противоречие в субъект-...

Философский словарь

Форма знания, содержанием которой является то, что не познано человеком, т.е. это знание о незнании. Считается, что современная наука начинается не с наблюдения, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Проблемы...

Философский словарь

Атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феноменеЖизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все...

Новейший философский словарь

ПРОБЛЕМА (греч problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели Творчество как процесс создания...

Введение

Познание не ограничено сферой науки, познание в той либо другой собственной форме существует и за пределами науки. Необходимо подчеркнуть то, что возникновение, как заведено, научного познания не отменило, не упразднило, не сделало бесполезными остальные формы познания.

Каждой форме публичного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специальные формы познания. И действительно, различают также формы познания, имеющие, как многие думают, понятийную, символическую либо художественно-образную базу. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, настоящего познания. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что научное познание как бы имеет троякую задачу, связанную с описанием, разъяснением и предсказанием действий и явлений реальности. Все знают то, что в развитии научного познания чередуются как бы революционные периоды, так именуемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды как бы обычного развития науки, в протяжении которых познания углубляются и детализируются. Само - собой разумеется, научные познания характеризуются объективность, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Научное познание синтезировано не только лишь с расширением, да и с углублением познаний о внешнем мире, т.е. переходом с уровней явлений на уровни сущностей, с движением от познаний абстрактных к познаниям определенным, от истин относительных к истинам, как всем известно, абсолютным. И даже не надо и говорить о том, что способности формальной логики при описании этих действий очень ограничены, хотя без ее средств не может обойтись ни одна дисциплина науки. Мало кто знает то, что тут, наконец, начинается сфера внедрения диалектической логики.

Важную роль в науках также играют учение логики о формах развития познания, как проблема, гипотеза и теория. Необходимо подчеркнуть то, что недостающее знакомство с формами развития познания затрудняет ведение, как многие думают, научно-исследовательской, практической и, преподавательской работы.

логика познание проблема

Понятие «проблема»

В глобальном смысле проблема -- это любой вопрос.

В особом значении проблемой называют относительно непростой исследовательский вопрос, как правило, поддающийся разложению на несколько подчиненных ему (вытекающих из него) вопросов.

Проблемой становится всякая ситуация, практическая либо теоретическая, в какой как раз нет соответственного обстоятельствам решения либо методы решения известны, лишь отчасти; это некое затруднение, колебание, неопределенность.

Сконструировать дилемму нередко важнее и труднее, чем решить ее.

Подчас, как только проблема выяснена и сформулирована, творческая часть работы исчерпывается.

2 фактора влияют на способ постановки проблем:

1. Общий характер мышления эпохи, в которую формируются проблемы;

2. Имеющийся уровень знания о тех объектах, которых касается возникающая проблема.

2. Виды и типы проблем

Проблемами называются как бы принципиальные в практическом либо теоретическом отношении задачи, методы, решения которых неопознаны либо известны не на сто процентов. Мало кто знает то, что есть 2 вида проблем: неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы иногда как раз именуют предпроблемами, чтоб выделить их незавершенный нрав.

Неразвитая проблема -- это задача, которая характеризующаяся следующими чертами:

Неразвитая проблема - это задача, которая характеризующаяся последующими чертами:

1. И действительно, необычная задача, т.е. задача, для решения которой нет метода (метод неизвестен либо даже невозможен). Очень хочется подчеркнуть то, что подчас - труднейшая задача.

2. Необходимо подчеркнуть то, что задача, возникающая на базе, какого - то познания (теории, концепции и т.д.) либо задача, появившаяся как закономерный итог процесса познания.

3. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что задача, решение коей нацелено на устранение противоречия, появившегося в познании (противоречия между, как всем известно, отдельными положениями теории, либо концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более базовыми теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может разъяснить), также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их ублажения.

4. Все знают то, что задача без видимых путей решения. Несомненно, стоит упомянуть то, что чтобы выделить незавершенный нрав неразвитых проблем, их иногда называют предпроблемами.

Задача, которая характеризуется 3-мя, как многие думают, первыми из указанных выше черт, также, в конце концов, содержит более или менее, как принято, определенные указания на пути решения, называется развитой, как все знают, проблемой или практически проблемой. И даже не надо и говорить о том, что вроде бы это было не удивительно, но практически трудности также делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.

Таким образом, развитая неувязка - это «познание о некотором незнании», дополненное более или менее, как мы привыкли говорить, определенным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка трудности, стало быть, имеет, обычно, 3 части:

систему утверждений (описание начального познания - того, что дано);

вопрос либо побуждение (как установить то-то и то-то? как отыскать то-то и то-то?);

систему указание на вероятные пути решения.

В формулировке неразвитой проблемы крайняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только лишь познание приведенных видов, да и процесс познания, заключающийся в формировании неразвитой проблемы, метаморфозе крайней в развитую, а дальше, как многие думают, развитой трудности 1 - ой степени в, как все знают, развитую проблему 2 - ой степени и т.п. вплоть до решения трудности.

Проблема как процесс развития познания делится на несколько ступеней:

· формирования, как принято, неразвитой проблемы (предпроблемы);

· развития проблемы - формирования развитой проблемы первой степени, потом 2-ой и т.п. методом пошаговой конкретизации путей ее разрешения;

· разрешения (либо установления неразрешимости) проблемы.

Различие явных и неявных проблем проводится по тому, сформулирована ли неувязка с самого начала, определена ли она в подходящей мере. Все знают то, что явными называют проблемные ситуации, когда формулировка проблемы задана вначале. Мало кто знает то, что в неявных проблемных ситуациях дилемму необходимо, наконец, найти и наконец-то сформулировать.

И, как все знают, явные, и неявные проблемы бывают - развитыми и неразвитыми.

Для классификации, явных проблем, в конце концов, вводятся дополнительно 2 признака:

а) наличие (либо отсутствие) способа решения проблемы;

б) степень отчетливости представления о том, что конкретно считать решением проблемы.

В связи с этими признаками как бы различаются:

показательные,

логические,

риторические

исследовательские.

В показательных дилеммах (задачах) популярен способ решения и понятно, что, в общем, то, считать решением. Как бы это было не странно, но данные трудности применимы при обучении. Все знают то, что всем известны задачники по арифметике с ответами в конце учебника.

В логических дилеммах (задачках) также все распространен способ, не оглашен лишь итог решения. Всем известно о том, что указанные трудности тренируют разум, тренируют сообразительность, умение так сказать рассуждать логически и ясно. Всем известно о том, что упражнения по логике также обширно известны.

Риторические трудности, наконец, ассоциируются с вопросами, ответы на которые само собою, стало быть, разумеются. И даже не надо и говорить о том, что понятно, что будет, наконец, считаться применимым решением. Вообразите себе один факт о том, что все сводится к отысканию способа, при помощи которого как раз быть может получен уже узнаваемый в общих чертах ответ. И действительно, при этом, круг поиска решения ограничен, а главные полосы поиска достаточно ясны еще до исследования. Все зависит от изобретательности ума и настойчивости, а не от глубины мысли или оригинальности. Пример -- головоломки.

Исследовательские проблемы и есть подлинно творческие, требующие не только лишь определения общих границ решения, да и отыскания того способа, при помощи которого решение как раз быть может найдено. Ни для кого не секрет то, что этот вид проблем вплотную примыкает к неявным проблемам, потому что содержит минимум информации о способе и решениях.

Неявные проблемы также разделяются по названным выше характеристикам.

К неявным относятся:

1) трудности отыскания (формулирования) проблемы,

2) трудности применимости известного способа,

3) трудности применимости имеющихся решений и

4) парадоксы.

К проблемам, 1-ой группы, в конце концов, относятся такие, в каких есть способ, есть и решение, но не найдено затруднение, которое можно было бы разрешить с помощью данного способа. Все знают то, что примером так сказать могут быть изобретения, которые не имеют применений.

Если имеется способ, но нет, ни затруднения, к разрешению которого его можно было бы применить, ни того, что можно было считать решением, то это проблемы 2-ой группы. Очень хочется подчеркнуть то, что часто способ, разработанный в связи с как бы одной проблемой, оказывается, как мы выражаемся, применимым и к другим, не предусмотренным заблаговременно. И даже не надо и говорить о том, что множественность интерпретаций является принципиальным показателем познавательной и практической ценности проблемы.

К третьей группе наконец-то относятся трудности, содержащие только некие решения, относительно которых, но, не понятно ни то, какое затруднение они способны устранить, ни то, каковой способ его разрешения. И даже не надо и говорить о том, что обычно, это смоделированные без определенной цели ситуации, только формально вероятные состояния (к примеру, чисто логически выдвинутые, как многие думают, следственные версии).

Попытка как бы решить необмысленную и до конца не раскрытую дилему может, стало быть, оказаться пустой тратой времени.

В логике больший энтузиазм постоянно вызывали парадоксы. Мало кто знает то, что в их отсутствуют все, как многие выражаются, вышеперечисленные признаки. Само - собой разумеется, строго говоря, они не столько проблемы, ожидающие решения, сколько материал для раздумий, затрагивающих, как большинство из нас привыкло говорить, фундаментальные вопросы познания. Обратите внимание на то, что к их разновидностям, в общем то, относятся софизмы и антиномии, потому что в их постоянно присутствует момент рассогласования и даже прямого противоречия, как заведено, общепринятым и, как многие выражаются, естественным утверждениям. Вообразите себе один факт о том, что в фактически логическом смысле феномен представляет собой два противоположных утверждения, для каждого из которых как раз имеются убедительные аргументы. Как бы это было не странно, но нередки ситуации, когда, стало быть, формулируется одна проблема, а по сути дискуссируется совершенно иная. И даже не надо и говорить о том, что время от времени проблемы удваиваются в самом начале.