Знаки препинания после двоеточия. Тире или двоеточие. Правила постановки тире

В русском языке существует довольно большое количество знаков препинания. Одни используются для завершения предложения, другие подчёркивают интонацию и настроение, третьи разделяют отрывок текста на логические части. Чтобы понять, для чего используется двоеточие, необходимо рассмотреть, в каких случаях оно ставится.

Для начала нужно запомнить, что этот знак в большинстве случаев ставится в сложных предложениях, за исключением некоторых моментов .

  • В русском языке существует такое понятие, как «обобщающее слово». Для лучшего понимания рассмотрим пример предложения «На столе лежали инструменты: молоток, дрель, пила и лобзик». В этом предложении говорится об инструментах, которые лежат на столе, а далее все они перечисляются. В данном случае слово «инструменты» и будет являться обобщающим. Отсюда мы и получаем первое правило, которое гласит, что двоеточие необходимо поставить после обобщающего слова. Чтобы закрепить, приведём еще пример: «К завтрашнему дню мне нужно обязательно сделать уроки: биологию, алгебру и географию».
  • В заголовках, по типу «Иванов: геймер и программист», также ставится этот знак. Если рассматривать конкретное правило, то первая часть заголовка должна обозначать действующее лицо, какую-то проблему или место действия. Вторая часть заголовка придаёт конкретику первой. «Экономика страны: дальнейшее развитие».
  • Допустим, что обобщающего слова нет, но есть перечисление. В таком случае знак также будет ставиться, например: «На столе лежали: телефон, ключи и деньги».

Двоеточие в сложных предложениях

Случаев употребления данного знака препинания в сложных конструкциях куда больше, но ничего трудного в этом нет.

  • Рассмотрим такой пример: «Сегодня утром мама сказала мне: «Не забудь заехать в магазин и купить молоко». Данный пример содержит в себе прямую речь, и если она стоит после слов автора, то перед ней необходимо поставить двоеточие. Обратите внимание, что если предложение будет выглядеть таким образом: «Сходи в магазин и купи молока», - сказала мне мама», то двоеточие ставиться не будет, так как прямая речь стоит перед словами автора.
  • Бессоюзные сложные предложения на то и бессоюзные, что в них попросту нет союзов: «Мама убирает в комнате, я делаю уроки». Это очень простое по смыслу предложение, не требующее никаких знаков препинания, кроме запятой. Но как насчёт такого примера: «Читайте больше книг: они увеличат ваш словарный запас, научат грамотно писать и говорить». Почему в данном случае стоит двоеточие? Есть правило, которое гласит: если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает смысл первой части или указывает причину, то после первой части ставится двоеточие. Высказывание побуждает читать книги и в дальнейшем указывает на причину побуждения. «Погода была очень плохая: шёл дождь и бушевал сильный ветер», — ещё один хороший пример для этого правила.
  • Ещё одно правило о постановке этого знака препинания говорит о том, что его необходимо поставить между двумя простыми предложениями, которые не соединены союзом, если в первом присутствуют глаголы по типу «видеть», «смотреть», «слышать», «знать» и так далее. Эти слова как бы намекают на дальнейшее описание чего-то. Правило звучит довольно сложно, но на деле всё наоборот. «Я долго всматривался и наконец-то понял: тени на стене напоминали мне человеческий силуэт». «Идя по улице я слышу: кто-то зовёт меня». Эти два примера прекрасно иллюстрируют правило.
  • Такие слова, как «а именно», «например», «кстати», требуют поставить после себя двоеточие. «В прошлом году я побывал во всех крупнейших странах, а именно: Китае, Соединённых штатах, Бразилии и Индонезии». Обратите внимание, что без выражения «а именно», в данном примере двоеточие всё равно бы ставилось.

Нужно ли двоеточие при косвенной речи

Мы рассмотрели все случаи в русском языке, когда ставится двоеточие. Отдельное внимание хотелось бы заострить на прямой речи. Дело в том, что помимо неё используется ещё и косвенная речь, и их необходимо различать, чтобы поставить правильный знак препинания .

  • Мама сказала мне: «Нужно сходить в магазин и купить молока». Мама сказала, что нужно выбросить мусор. Второе предложение и будет являться косвенной речью. Её легко можно определить по нескольким союзам, таким как «что», «чтобы», «когда», «почему» и другие. Косвенная речь является придаточным в сложном предложении и двоеточием не выделяется.

Подводя итог, можно сказать, что двоеточие служит разделительным знаком препинания , который ставится только в середине простого предложения в случае обобщающего слова и перечисления. В сложной конструкции этот знак препинания необходим, если присутствует причина, разъясняющая первую часть предложения, если присутствует прямая речь, если есть уточняющие слова и глаголы, намекающие на дальнейшее описание чего-либо.

Видео

Это видео поможет вам понять, в каких случаях необходимо ставить двоеточие в предложении.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Знаки препинания есть не что иное, как система символов, которая используется в различных языках для структурирования письменной речи. Одни и те же пунктуационные знаки в разных языках могут не только ставиться по-другому, но и иметь разные значения.

Поговорим о таком важном знаке препинания, как двоеточие. Этот пунктуационный знак ставится внутри предложения. Двоеточие ставится между частями предложения, которые могут быть или связаны между собой, или отличаться друг от друга. Такой знак можно встретить как в простых предложениях, так и в сложных. Двоеточие акцентирует внимание читателя на том, что следует после него.

Как правило, двоеточие ставится после обобщающего слова при перечислении. Например: «В этом удивительном магазине можно было купить много разных сладостей: карамель, сладкую вату, шоколад, тянучку, всякие булочки и конфеты».

Если вам необходимо вставить в свое сочинение цитату из какого-то текста, то сначала следует поставить двоеточие, а потом кавычки. Двоеточие в сложных предложениях используется там, где одному из простых предложений требуется пояснение другого. Например: «Всем стало понятно, что преступник все еще находился в помещении: его следы можно было увидеть по всей комнате, но не у двери».

Итак, подытожим. Двоеточие ставится в следующих случаях:

Чтобы акцентировать внимание на одной из частей предложения;

При перечислении однородных членов после обобщающего слова;

Для выделения прямой речи;

Для пояснения одного предложения другим.

Тире или двоеточие. Двоеточие или тире. Кому-то всегда хочется ставить тире, другим больше нравится двоеточие. Про правила, кажется, никто и не помнит. А они есть. Разберёмся с тире и двоеточием в сложном бессоюзном предложении (это такие, где между частями предложения нет союза или союзного слова, а соединены они интонацией).

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Когда ставить двоеточие

Правильно: Результаты PIRLS показали: российские школьники читают лучше всех

Тут без серьёзных правил не обойтись. Но их действительно не так сложно запомнить, как могло показаться на первой строчке этого текста. В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если второе предложение дополняет первое и между ними вполне можно поставить союз «что». А ещё подсказкой могут быть такие глаголы: видеть, смотреть, слышать, понимать, узнавать, ощущать и так далее. Если в первой части есть что-то подобное, значит, это тайный знак, что тут всё-таки нужно скрепя сердце зачеркнуть (или удалить клавишей) тире и поставить двоеточие. А после двоеточия будет, скорее всего, описание того, что кто-то увидел/услышал или факта. Кстати, узнать, что такое PIRLS и почему российские школьники читают лучше всех - .

Правильно: В русском языке есть дилемма: поставить тире или поставить двоеточие

И правда дилемма та ещё. Но если второе предложение объясняет, уточняет то, что написано в первой части - значит, время двоеточия. Проверить можно союзами «а именно» или «то есть».

Правильно: Володя проспал первый урок: всю ночь смотрел сериалы

Ну и третий случай, когда вместо тире нужно ставить двоеточие. Наверное, самый простой. Если во второй части предложения называется причина того, что случилось в первой, - время двоеточия (что-то мы часто ставим тире, но ниже объясним почему). Проверить можно союзом «потому что». Да, как вы догадались, все двоеточия и тире можно проверить союзами. Поэтому запоминайте союзы. Так и станете грамотными.

Когда ставить тире (чаще, чем двоеточия)

Правильно: Школьники плохо сдадут ЕГЭ - все опять начнут ругать организаторов

Кому-то может показаться, что тут вполне подходит правило номер № 2 двоеточий: вторая часть уточняет первую. Но нет. Тут первая часть выражает значение времени или условия. А проверить можно союзами «когда» или «если», только их нужно подставлять не между частями сложного предложения, а в начале первого: если школьники плохо сдадут ЕГЭ - все опять начнут ругать организаторов. И нет, такого не будет. Все всё сдадут точно хорошо. Мы верим.

Правильно: У меня врождённая грамотность - я сдал ЕГЭ по русскому на 100 баллов

Всем бы такую грамотность. Но пока приходится читать Розенталя (или «Грамотность на Меле»). А тут ещё проще перепутать с двоеточием. Вроде как объясняется причина. Но вряд ли врождённая грамотность - это потому что кто-то сдал русский язык на 100 баллов. Скорее наоборот. Если вторая часть предложения выражает значение какого-то результата или следствия, ставим тире. Из союзов-подсказок придётся запоминать: «так что», «поэтому», «вследствие чего».

Правильно: На улице морозы - дети всё равно пошли в школу

Суровая правда о жизни детей где-нибудь в Якутии. А ещё тире ставится, когда одно противопоставляется другому. Проверить можно самыми популярными союзами «а» и «но». Подходят? Значит, рисуй чёрточку.

Правильно: Вероника смотрела фильмы только на английском - так она выучила язык

Вероника молодец, а мы пока расскажем ещё немного про «результат». Этот случай постановки тире слегка пересекается с примером выше про врождённую грамотность. И там, и там во второй части предложения - следствие и результат первого. Только здесь нам ещё в копилку несколько слов-шпаргалок, которые могут встречаться во второй части: «так», «такой» или «это».

Правильно: Раздался звонок - и в классе никого не осталось

Тут, в общем-то, тоже результат. И можно даже порадоваться: там, где во второй части какой-то итог первого или его продолжение, можно ставить тире! А дополнительными подсказками может быть союз «и», который можно поставить между частями, или слова «вдруг», «сразу», «внезапно».

Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Тире, как правило, используется в бессоюзных сложных предложениях для указания на характер смысловой связи между его частями. Однако, существуют и другие случаи употребления этого знака препинания.

Постановка тире регулируется следующими правилами русской грамматики:

1. Тире ставится в предложениях с составным именным сказуемым, между подлежащими и сказуемым. В предложениях такого рода, сказуемое, как правило, является родовым понятием по отношению к подлежащему. Например:

  • Тигр – хищник;
  • Корова – парнокопытное;
  • Береза – дерево;
  • Старшая сестра моя – учительница;
  • Старшая сестра – моя учительница.

Примечание 1. Однако если подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица «не», тогда тире не ставится:

  • Бедность не порок;
  • Гусь не птица.

Примечание 2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если они используются в вопросительном предложении, и подлежащее выражено местоимением, например:

  • Кто твоя мать?

2. Если в предложении подлежащее выражено именем существительным , а сказуемое неопределенной формой глагола (инфинитивом), или они оба выражены инфинитивом, тогда между ними ставится тире, например:

  • Тебя любить – нервы трепать;
  • Желание каждого человека – любить и быть любимым.

3. Тире ставится перед словами «это», «значит», «это есть», «вот» и др. в предложениях, где сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже или инфинитивом. Как правило, эти слова служат для присоединения сказуемого к подлежащему, а так же указывают на то, что сейчас последует сравнение или определение, например:

  • Желание – это есть потребность человека вопреки всем невзгодам сделать свою жизнь лучше;
  • Романтика – это прогулки под луной и полные восхищения глаза;
  • Верность – вот оплот истинных человеческих отношений, доверие – вот твердыня крепкой семьи.

4. Тире ставится в предложениях с перечислениями перед обобщающим словом. Например:

  • Мечты, надежды, красота – все поглотит неумолимое течение времени;
  • Ни ее слезы, ни полные мольбы глаза, ни печаль – ничто не могло заставить его вернуться обратно.

5. Тире ставится перед стоящим в конце предложения приложением в двух случаях:

а) Если перед приложением можно без искажения смысла предложения поставить конструкцию «а именно», например:

  • Я не слишком люблю это животное - кошку.
  • В разговоре он требовал одного - правильности.
  • Я подчиняюсь только одному человеку - отцу.

б) Если при приложении используются пояснительные слова, и автору требуется дополнительно обозначить самостоятельность этой конструкции, например:

  • Со мною был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов).

6. Тире ставится между двумя сказуемыми или между частями сложного предложения в том случае, если автору нужно неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу. Например:

  • Я зашла в комнату, не думая там кого-нибудь увидеть, - и замерла.
  • Я скорее к Петьке - а там уж все.
  • Хотел объехать целый свет - и не объехал сотой доли (Грибоедов).
  • Хотела сесть за шитье - а иголка колола пальцы, хотела сварить кашу – молоко убежало.

Примечание 1. Для того чтобы усилить оттенок неожиданности, тире может быть поставлено и после сочинительных союзов, которые связывают части одного предложения. Например:

  • Оформляй отпуск - и вперед к семье.
  • Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но - боюсь (М. Горький)

Примечание 2. Кроме того, для еще большего эффекта неожиданности тире может отделять любую часть предложения, например:

  • И съела бедного певца - до крошки (Крылов).
  • И кинул дед ерша – в речку.

Согласно правилам русского языка, в этих предложениях тире ставить не нужно. Однако оно ставится только для того, чтобы лучше передать смысл и отразить то, что происходило в действительности.

7. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой, например:

  • Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов).
  • Луна вычертила дорожку по морю – легким покрывалом легла ночь.

8. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если между ними существует вид связи «придаточная часть – главная часть»:

  • Назвался груздем - полезай в кузов.
  • Лес рубят - щепки летят.

9. Тире ставится для того, чтобы указать границу распада простого предложения на две словесные группы. Делается это только в том случае, если иными средствами выделить этот распад не получается. Например:

  • Вот и я говорю: парням – это надо?

Очень часто такой распад наблюдается при пропуске одного из членов предложения, например:

  • Маринке за хорошую учебу – путевку на море, а Егорке – новый компьютер.
  • Я волю – в кулак, сердце – из груди, да и рванула за ним.
  • Мне всё послушно, я же - ничему (Пушкин).

10. Кроме того, при помощи тире выделяют:

а) Предложения и слова, употребляемые в середине предложения и служащие для пояснения сказанного, но только в том случае, если скобки могут ослабить связь между вставкой и поясняемым, например:

  • Вот – делать нечего – я к нему в телегу-то и села.
  • Как вдруг - о чудо! о позор! - заговорил оракул вздор (Крылов).
  • И всего только раз – да и то случайно – я с ним заговорила.

б) Распространенное приложение в том случае, если оно стоит после определяемого существительного и нуждается в подчеркивании собственной самостоятельности, например:

  • Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу - скомандовал «строиться» (Шолохов).
  • Перед дверями клуба - широкого бревенчатого дома - гостей ожидали рабочие со знамёнами (Федин).

в) Однородные члены предложения, если они стоят в середине предложения и нуждаются в особом выделении, например:

  • Обычно из верховых станиц - Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской - брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов).
  • И снова все та же картина – кособокие домишки, дорожные рытвины и грязные лужи – открылась моему взору.

11. Тире может использоваться как дополнительный знак препинания после запятой в предложениях, где есть два повторяющихся слова , причем нужно это повторения для того, чтобы связать одну часть этого предложения с другой. Например:

  • Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, - муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой).
  • Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, - все у него в руках (Л. Толстой).

12. Тире ставится после группы придаточных перед главной частью сложного предложения для того, чтобы подчеркнуть распад на две смысловые части. Например:

  • А вот стоило оно того или нет – это уж не мне решать.
  • Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, - мы этого не знаем (Добролюбов).

13. Тире ставится в парных конструкциях, означающих какие-либо временные, пространственные или количественные рамки , и в этом случае синонимично паре предлогов «от…до», например:

  • Рейс Новосибирск – Москва,
  • 1991 – 2001,
  • Десять – двенадцать граммов.

14. Тире ставится между двумя именами собственными, если в совокупности они называют какое-либо учение или открытие:

  • Физический закон Бойля - Мариотта.

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Где ставится двоеточие

Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

  • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
  • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
  • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
  • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.
  • 2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

  • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.
  • 3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

  • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).
  • 4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

    а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

  • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
  • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.
  • б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.
  • 5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
  • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
  • Я понимала: ты не пара моей дочери.
  • Но (без оттенка предупреждения):

  • Вижу, ты не так прост, как кажешься.
  • 6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
  • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
  • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).
  • Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

  • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
  • Я не знала, чем мне заняться вечером.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
  • Постановка двоеточия в предложениях правила

    Самые многочисленные случаи вариативности знаков препинания - параллельное употребление двоеточия и тире .

    1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения часто ставится тире (вместо обычного двоеточия): Там всё иное - язык, уклад жизни, круг людей (Коч.); Всё в них выражало неприязнь - их крикливость, самоуверенность, бесцеремонность (Гран.); Возможны другие вспомогательные персонажи - хозяин мебельного магазина, перемазанный известью маляр, зеленщик из соседней лавки (Евт.); Что её больше волнует - уход мужа или то, что в глазах окружающих перестала существовать «образцовая семья»? (Газ.); И отовсюду - из каждого дома, двора, из каждой руины и переулка - бежало навстречу нам эхо (Пауст.).

    Ср. примеры, где возможен выбор между двоеточием и тире: Его ничто не берёт (: -) ни время, ни невзгоды, ни болезни; Конечно, он изменился (: -) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Трудно объяснить, чем он привлекал к себе (: -) интеллигентностью? свободными манерами? искренностью? добротой?; Но почему он так властвовал над умами и сердцами (: -) радовал и печалил, наказывал и прощал?, Мы оба художники (: -) и ты и я. [См. также § 15, п. 5 и 9.]

    2. В бессоюзном сложном предложении с изъяснительными отношениями встречается наряду с двоеточием также тире. Ср.:

    Я понял: важно, кто рисует (Гран.); Я понял - случилось горе, и молча хотел помочь (Ес.);

    Ефрему казалось: не будет конца пути (Сарт.); И казалось - вот-вот немного, и Фёдор поймёт (Тендр.);

    И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендр.).

    3. Вариативным стало употребление двоеточия и тире в эллиптических предложениях с отсутствующим глаголом восприятия (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.) . Ср.:

    Прислушался: в горах было тихо (Горб.); Прислушался - вековечная лесная тишина (Сер.);

    Кузьма прислушался: кто-то погонял лошадь (Льв.); Якоб прислушался - невесёлая песня (Герм.).

    Ср. также: Вхожу (: -) всё тихо; Он всё время озирается (: -) не подкрадывается ли кто-нибудь; Рассчитал, прикинул (: -) невыгодно; Он с удивлением смотрел на пятна (: -) это откуда? [См. § 44, п. 4.]

    Ср. постановку тире (вместо ожидаемого двоеточия) в предложениях этого типа: Он искоса посмотрел на неё - она очень молода и красива (М. Г.); Она оглянулась - на неё летела Васька в солдатской гимнастёрке, с угольно-чёрными бровями от переносья до висков (Пан.); Он выглянул из комнаты - ни одного огонька в окнах (Пан.); Посмотрел на прорубь - вода дремала (Шишк.).

    Иногда в этих случаях вместо двоеточия употребляются запятая и тире как единый знак препинания: Я заглянул в гнёздышко, - там всего два птенчика (Вер.); Я обернулся, - всадник уже рядом (С об.); Поднял глаза, - стул подле стола был пустой (Сер.).

    4. Вариативны двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях с причинно-следственными отношениями. Ср.:

    Последние дни флажки на карте не двигались: положение оставалось без перемен (Сим.); А углубляться мы не могли - земля промёрзла (Гран.).

    Ср. также: Кажется, Приморью и без того есть чем подивить мир (: -) одни тигры да женьшень чего стоят; Эти слова при нём не произносите (: -) может обидеться; С таким напарником можно хоть на Марс лететь (: -) надёжный товарищ.

    5. Вариативны двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях с пояснительными отношениями: Авторов этих писем волновали разные проблемы, но объединяло одно (: -) все они ждали от газеты конкретной и действенной помощи; Всех интересовал только один вопрос (: -) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Я помню пушок на его щеках (: -) он только начал бриться; На голове её цветной платок (: -) по алому полю зелёные розы; У меня правило (: -) никакого кофепития перед сном.

    Ср. постановку тире вместо ожидаемого двоеточия: В небе выскакивают беленькие точки - рвутся шрапнели (Кат.); С берёз крупными слезами сыплются капли - идут весенние соки (Кат.).

    6. Параллельное употребление двоеточия и тире встречается при обособлении пояснительных и уточняющих членов предложения: Это означало одно (: -) нужно расстаться; Как долго продолжалось это молчание (: -) минуту, три, десять?; Потом началось главное (: -) поиски, нащупывание новых путей исследования; Кончался их разговор всегда одним и тем же (: -) ссорой; Сколько мне тогда было (: -) девятнадцать или двадцать?; Не знаю, когда уехать (: -) в среду или в четверг.

    Ср. пунктуационное оформление близких по структуре заголовков: Знакомьтесь: Балуев; Внимание - ребёнок.

    В заключение можно указать, что в «конкурентной борьбе» двоеточия с тире «победителем» нередко выходит тире. Это явление отмечается многими исследователями, которые считают, что «в целом тире - знак более свободный, заходящий и во владения двоеточия» и что «выявляется тенденция к вытеснению в ряде случаев двоеточия знаком тире» . Объяснить это можно особым статусом тире среди других знаков препинания: «В настоящее время тире очень употребительный и многофункциональный знак препинания. Он выполняет как грамматические (чисто синтаксические), так и эмоционально-экспрессивные функции; особенно широко используется он в последнем качестве в художественной литературе» .

    Наблюдения над современной периодической печатью подтверждают вывод об «агрессивности» тире: За годы, прошедшие со времени подписания Заключительного акта в Хельсинки, миллионы людей, прежде всего в Европе, лично сумели оценить всё то доброе, что дала им разрядка, - преимущества мирной спокойной жизни, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества (Газ.); Выборы позади - можно отдохнуть (Газ.).

    См.: Гришко Ф. Т. Возможное варьирование знаков препинания // Рус. яз. в школе. 1973. № 5 (оттуда заимствованы и некоторые примеры); Барулина И. Н. О некоторых закономерностях в смешении тире и двоеточия // Современная русская пунктуация. М., 1979.

    См.: Макаров В. Г. О знаках препинания в одном из типов бессоюзных сложных предложений // Рус. яз. в школе. 1977. № 1 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

    Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 90.

    Валгина Н. С. Принципы русской пунктуации. М., 1972. С. 55.

    Иванова В. Ф. О первоначальном употреблении тире в русской печати // Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 236.

    Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие

    Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

    Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

    Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

    Двоеточие в простом предложении

    Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

    Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

    В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

    Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

    При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

    В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

    Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

    Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

    Двоеточие в сложном предложении

    Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.
  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.
  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.
  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.

  • Двоеточие vs тире

    Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

    Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

    Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

    Пунктуация

    § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

    1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то, а именно ), например:

    Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

    2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

    Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

    § 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно , например:

    И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.

    О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

    § 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

    а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

    Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

    б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

    Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

    § 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

    И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

      Слышу, земля задрожала.

    § 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

    Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

    Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

      Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!