Холодный расчёт: как Россия обходит Запад в военном освоении Арктики. Чем вооружены российские войска в арктике

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

Подпишитесь на нас

Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами. Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Значение Арктики для России


Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона на международном уровне пока не решен. В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью.

В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.


Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктические войска будут созданы к 2015 году

На прошлой неделе 21 февраля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников объявил о том, что первая мотострелковая арктическая бригада будет создана к 2015 году. «В соответствии с ожидаемым поступлением перспективной спецтехники в 2015 году бригада, которая будет отвечать всем требованиям региона, должна быть создана в этот срок», – отметил главком.

По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию.

Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин.

Подготовка офицерских кадров для службы в арктических бригадах будет проводиться на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища. Об этом осенью 2011 года заявил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов. По словам Грызлова, в настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск об обучении в училище взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок программы обучения 4 года.


Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.

Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

Бывший генеральный инспектор Минобороны России адмирала флота Иван Капитанец считает, что Арктика должны рассматриваться как потенциальный театр военных действий, поэтому России просто необходимо наращивать свое военное присутствие в данном регионе. По его мнению, существующий оборонно-промышленный комплекс позволит России нарастить мощный морской боевой потенциал в северных районах страны, а северное направление и Северный флот должны быть усилены АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей».


Специальная техника

Для действия в условиях Арктики должна использоваться специальная техника. Российская армия уже сейчас располагает образцами техники, которая успешно эксплуатируется в условиях Крайнего севера. Примером таких машин являются МТ-ЛБВ и ДТ-30ПМ «Витязь». МТ-ЛБВ является вездеходной модификацией бронированного армейского тягача.

Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях.

Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человек (1+11).

вездеход «Витязь» ДТ-30ПМ


Еще более совершенной машиной для действия в районах Арктики является гусеничный бронетранспортер «Витязь» ДТ-30ПМ, представляющий собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения.

Высокие свойства гусеничного движителя, которые сочетаются с преодолением водных преград и уверенным маневрированием в любых природных условиях, позволяют считать двухзвенные вездеходы «Витязь» уникальными снегоболотоходными машинами, которые в состоянии без инженерного оборудования маршрута движения и предварительной разведки преодолеть большие расстояния, недоступные для других транспортных средств.

Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

Сочетание в одном транспортном средстве таких качеств, как высокая маневренность и проходимость, максимальная скорость и запас хода, плавучесть и грузоподъемность, возможность преодоления всевозможных препятствий и водных преград с полной нагрузкой и многофункциональность позволяют считать ДТ-30ПМ «Витязь» машиной, не имеющей аналогов в мире.


РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2015

RUSSIA AND THE ARCTIC. NEW 2015

В 2015 году Северный флот (СФ) продолжит активную деятельность по решению задач в Арктической зоне ответственности.
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв при постановке задач подчиненным силам подчеркнул, что «приоритетным направлением деятельности объединенного стратегического командования Северный флот в 2015 году станет защита государственных интересов России в Арктике».
Владимир Королёв также отметил, что «у Северного флота накоплен громадный опыт деятельности в Арктике - это и применение подводных сил в арктическом бассейне, и деятельность надводных сил по обеспечению безопасности в районах главной арктической транспортной магистрали России - Северного морского пути, а также в области проведения спасательных операций и обеспечения экологической безопасности в арктической зоне».
В связи с этим Объединенное стратегическое командование планирует походы отрядов кораблей по северным морям, проведение комплекса мероприятий по слаживанию подразделений, размещенных на арктических островах.
В Арктической зоне спланировано проведение учений по обеспечению безопасности прибрежных и островных территорий России, а также мероприятий учебно-боевой подготовки спасательной направленности.
В 2014 году Северный флот уверенно закрепил свои позиции в данном стратегически важном районе Мирового океана и разместил ряд подразделений на арктических островах, которые начали выполнять задачи в Арктике на постоянной основе.
Наряду с освоением Арктики Северный флот продолжит выполнять задачи по защите экономических и политических интересов Российской Федерации в других районах Мирового океана, в том числе в Атлантике и Средиземном море.
Пресс-служба Северного флота


Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году. Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру. В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.

РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АРКТИКУ

В Арктике в последнее время появляется все больше солдат. Канада, Россия, Соединенные Штаты, Норвегия и Дания надеются на освоение огромных запасов нефти и природного газа под тающими льдами и намерены защищать свою часть полезных ископаемых от чужих загребущих рук.

Об этом было прямо заявлено на состоявшемся недавно «круглом столе» «Арктика и интересы национальной безопасности России». Его участники в присутствии журналистов обсуждали среди прочего, насколько реальны угрозы безопасности для нашей страны на ее северных рубежах. Вроде бы с той стороны никто на нас никогда не нападал, но теперь ситуация меняется. Тают арктические льды, а под ними уже разведано большое количество углеводородов, которые привлекают к региону всеобщее внимание. На этом фоне было бы неплохо восстановить там наше военное присутствие, свернутое пару десятилетий назад. Чтобы и за себя постоять, и за наши энергоносители.

Глава Минобороны Сергей Шойгу в соответствии с указаниями президента Владимира Путина вплотную занялся этой проблемой: Генштаб уже докладывает о первых успехах в развертывании частей и подразделений, а также о создании за Северным полярным кругом.

При этом очевидно, что такие задачи потребуют больших затрат. Нужно восстановить брошенные несколько десятилетий назад военные аэродромы, построить военные городки и создавать береговую инфраструктуру вдоль Северного морского пути.

Восстановление аэродромов , Нарьян-Мар, Алыкель, Амаерма, Нагурская, Анадырь и Рогачево, а также ряда других влетит в немалую копеечку, поскольку ремонтные работы обходятся в условиях Заполярья раз в пять дороже, чем где-нибудь в средней полосе России.

Впрочем, есть надежда, что затраты в будущем себя оправдают. Те же аэродромы и базы послужат не только военным, но и могут быть использованы научными организациями, торговым флотом, рыбаками и МЧС. А постоянное патрулирование ледоколов в перспективе обеспечит регулярную навигацию для российских и иностранных судов по Северному морскому пути.


Однако когда начнется интенсивное движение, встанет вопрос защиты границ. Причем не в одной безопасности дело. Мощным стимулом для восстановления военной инфраструктуры являются и экономические интересы. По данным ООН, разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд. кубометров, газа - 50 трлн. Наши оценки еще выше. Глава «Роснефти» Игорь Сечин говорит, что запасы газа на континентальном шельфе РФ превышают 80 триллионов кубометров. Все это стоит весьма немало...

Правда, ложкой дегтя в этой большой бочке арктического меда пока является то, что стоимость добычи углеводородов в тех широтах очень высока. «Если представить, что добыча ведется уже сейчас, то при нынешних ценах эти нефть и газ невозможно продать с прибылью. Именно по этой причине разработку Штокмановского месторождения отложили в долгий ящик», - говорит эксперт Михаил Кругихин. К тому же сроки реализации проектов на континентальном шельфе составляют 8-10 лет, и никто не знает, какие цены на углеводороды сложатся к тому времени.

Но все равно готовиться к активной разработке полезных ископаемых в нужно. «Россия должна располагать в Арктическом регионе всеми возможностями для защиты своих экономических интересов и обеспечения национальной безопасности», - заявил на том же «круглом столе» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк.


Он напомнил, что в 90-х годах от нашей арктической группировки вооруженных сил не осталось практически ничего. «Подразделения и части, истребительная авиация были расформированы, аэродромы заброшены. От Мурманска до не было практически ни одной боевой единицы. Радиолокационное поле, истребительное авиационное и зенитно-ракетное прикрытие прекратили существование. Наши арктические земли остались без охраны и обороны» сказал он.

Доведение российской группировки до уровня, обеспечивающего отражение существующих и будущих угроз, будет сложным, длительным и дорогостоящим процессом. «От начала поставок кораблей, самолетов, радиотехнических средств до достижения боеготовности подразделений проходит от трех до пяти лет, - отметил Федоряк. - В условиях, когда конкуренты превосходят Россию по экономическим возможностям, наш выход - работать на опережение», - заключил он.

Таким образом, за последние сто лет наша страна третий раз пытается создать систему обороны северных рубежей. Первый раз оборонялись от германцев, второй г- от американцев. Сейчас опасность может прийти с совершенно неожиданной стороны. И нужно быть готовым к возможным неприятностям.


Именно поэтому с 16 по 21 марта 2015 года прошла внезапная проверка боеготовности Северного флота и недавно образованного на его базе Объединенного стратегического командования (ОСК) «Север»; В военных учениях поначалу приняли участие 38 тысяч военных, около 4000 единиц военной техники, свыше 55 боевых кораблей и подлодок, 100 самолетов и вертолетов. К середине недели количество военнослужащих и боевой техники фактически удвоилось, потому как к «битве за Арктику» подключились соединения из других округов.

Например, разведывательные подразделения Ивановского соединения Воздушно-десантных войск были впервые десантированы в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа . В их переброске, по сообщению пресс-службы Министерства обороны, было задействовано более десятка тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76. Военно-воздушные силы, в свою очередь, за это время перебросили на запасные аэродромы - поближе к Северному Ледовитому океану - из других районов страны почти сотню ударных самолетов и вертолетов.


Расстояние переброски - от 400до 4000 километров от места постоянного базирования. Российская ударная авиация в условиях Арктики успешно отработала все поставленные задачи, начиная от уничтожения на земле колонн условного противника, заканчивая воздушными боями с «вражескими» крылатыми ракетами.

Северный флот, в свою очередь, успешно уничтожил несколько «вражеских» военно-морских группировок в акватории Баренцева моря, высадил десант на необорудованное побережье, а недавно образованная в его структуре первая отдельная арктическая мотострелковая бригада «прикрыла» от нежелательного проникновения сухопутную границу Российской Федерации на северном направлении.


Учения подобного размаха, при котором задействовались даже военнослужащие с юга России (бригада специального назначения ЮВО), в Арктике не проводились даже в советские времена. Проведение подобных маневров сейчас российское Министерство обороны объясняет необходимостью «проверить в деле» новое Объединенное стратегическое командование.

Эти учения должны были показать силу нашей страны в условиях обострения отношений между Западом и Российской Федерацией. «Арктика - это регион, откуда в перспективе может быть материализован целый ряд военных угроз, которые создаются там странами НАТО. Поэтому нам надо быть готовыми к быстрому их парированию» сказал по этому поводу главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко.


Между тем война в Арктике может быть совсем не такой, какой ее j себе представляли 15-20 лет назад. И связано это с меняющимся местом этого макрорегиона в мировой политике и экономике.

Первый раз Россия в лице Советского Союза с фашистской Германией по времена Великой Отечественной войны. Эго была война за территорию и ресурсы, которые через нее проходили, потому как арктические конвои считались самым быстрым способом доставить союзническую помощь в СССР. Но и самым опасным. Не менее 15% всех грузов оказывались на дне из-за атак на транспорты представителей кригсмарине и люфтваффе. Поэтому в северо-западной части Советского Заполярья в 1941-1944годах развернулась, как мы уже говорили, жестокая схватка между советскими и германскими моряками.

Во второй раз российская часть Арктики стала театром военных действий во времена холодной войны между СССР и США. Полет через Северный полюс считался наиболее эффективной траекторией движения межконтинентальных баллистических ракет шахтного (на суше) базирования для обеих стран.


Кроме того, у советских берегов постоянно дежурили атомные американские субмарины, также вооруженные ядерным оружием. Один раз дело дошло даже до прямого, правда, случайного столкновения.

Это случилось 11 февраля 1992 года. Американская атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес», вооруженная крылатыми ракетами «Томагавк», в тот день занималась сбором разведывательных данных о деятельности ВМФ СССР в районе . Причем делала она это в территориальных водах нашей страны. В это время, вернувшись из похода, из глубины на поверхность в этом месте начала всплывать советская АПЛ К-276 под командованием капитана 2-ого ранга Игоря Локтя.

По стечению обстоятельств К-276 ударила американскую лодку передней частью боевой рубки в прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько пробоин. Субмарина все же смогла самостоятельно дойти до своей базы, но вскоре была списана из боевого состава ВМС США, поскольку ремонту уже не подлежала. К-276 ремонт потребовался, но сейчас эта лодка под названием «Кострома» продолжает нести службу.


К сожалению, и ныне субмарины США по-прежнему несут боевое дежурство в северных морях, осуществляют здесь разведку. Вспомним хотя бы случай в августе 2014 года, когда российские моряки обнаружили в акватории Баренцева моря американскую подводную лодку типа «Вирджиния». Субмарину шуганули, но, очевидно, она была и будет не единственным «непрошеным гостем» у российского арктического побережья.

По решению президента России Владимира Путина на базе Объединенного стратегического командования Северного флота создано Объединенное стратегическое командование «Север», которое сейчас приобретает черты нового военного округа. В Заполярье началось интенсивное восстановление разрушенной в постсоветское время военной инфраструктуры и создание новой.

Это не только военные аэродромы. Растет и инфраструктура для личного состава. В 2014 году, например, Спецстрой ввел в эксплуатацию блочно-модульные здания для военнослужащих на Земле Александры, острове Врангеля и на мысе Шмидта.


В декабре того же 2014 года сформирована отдельная арктическая мотострелковая бригада Северного флота, дислоцированная в поселке Алакургти Мурманской области. Вторая арктическая бригада в 2015 году размещается в Ямало-Ненецком автономном округе.

А Дальневосточное высшее военное командное училище с 2013 года начало готовить к службе в Заполярье молодых офицеров. Курсанты училища по спецпрограмме проходят лыжную подготовку, учатся прыгать с парашютом в северных широтах, управлять снегоходами и другой спецтехникой, выживать в экстремальных условиях, ночевать в снегу и строить времянки из снега и льда.

В 2015 году, по словам начальника российского Генштаба Валерия Герасимова, начнет работу специальный центр для подготовки военных, проходящих службу в Арктике, Одна из главных составляющих этой подготовки-умение обращаться с новой техникой. Российские ученые и инженеры предлагают военным новые разработки, приспособленные к условиям Заполярья.


«Все корабли и самолеты, которые мы сейчас создаем, будут адаптированы к арктическим условиям. Например, разрабатываем систему посадки самолетов, которая будет давать точность около метра. Если будут отработаны автоматические заходы на посадку, то мы многие вопросы преодолеем», - цитирует ТАСС начальника Морской авиации ВМФ РФ генерал-майора Игоря Кожина.

«Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) разрабатывает универсальные комплексы связи шестого поколения, которые смогут устойчиво работать на Крайнем Севере. Они не только должны обеспечивать надежную связь в условиях постановки помех, но и призваны обеспечить ее скрытность.

На вооружение начали поступать радиолокационные станции (РЛС) «Подсолнух». Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на генерального директора ОАО «РТИ» Сергея Боева (он с 2012 года является генеральным конструктором национальной системы предупреждения о ракетном нападении).

Это одна из самых малоизвестных отечественных военных разработок. Она была создана уже в нынешнем веке Научно-исследовательским институтом дальней радиосвязи (входит в РТИ) для непрерывного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России. Однако на самом деле «Подсолнух» может также «заглянуть» за радиогоризонт и «поймать» морской надводный или воздушный объект на расстоянии до 450 километров. Экспортные варианты станции могут одновременно сопровождать до 300 морских и 100 воздушных объектов одновременно и выдавать целеуказания на поражение.


Причем предусматривается создание специального варианта конструкции для работы в Арктике. И дело не только в том, что аппаратуру РЛС надо будет более тщательно защитить от мороза. В Заполярье возмущенная ионосфера, которая сильно влияет на распространение радиоволн. Плюс за счет ледовой шапки поверхностная радиоволна преломляется и отражается так, что не всегда можно традиционными методами понять, что перед вами: , корабль или что-то другое, пояснил заместитель гендиректора РТИ Игорь Бевзюк.

Военным, проходящим службу в Заполярье, также начали поступать бронетранспортеры БТР-82АМ (их огневая мощь почти вдвое превосходит традиционный БТР-80) и снегоходы «Буран» с отапливаемой кабиной. Заправляется арктическая бронетехника специальным дизельным топливом и маслом, что, по словам замминистра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, позволяет без каких-либо дополнительных приспособлений запускать двигатели в 60-градусный мороз.

Булгаков также заверил журналистов, что до конца года все военнослужащие, служба которых проходит на территории Арктики будут обеспечены специальной формой одежды, способной выдерживать температуры до -57 °С.


Помимо этого, Военно-медицинской академией разработаны нормы арктического рационного питания для военных, проходящих службу на Крайнем Севере. Не исключено, что в них войдут и продукты питания, приготовленные из местного сырья. Например, появились информация, что специалисты норильского филиала НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера разработали технологию приготовления «арктических» макарон. Один рецепт - для вегетарианцев - с добавлением рябины и кипрея. Другой - с перемолотым мясом северного оленя. «Диетическое мясо северного оленя уникально и по усвояемости превосходит все виды мясной продукции», - утверждает заместитель директора НИИ Андрей Кайзер.

Очевидно, что Арктика, так же как и , прочно стала в центр внимания российского военного ведомства. Тем не менее мы не собираемся заниматься милитаризацией Арктики. Наши действия в этом регионе носят сдержанный и разумный по масштабам характер, необходимый д ля обеспечения обороноспособности России. Так сказал в конце 2014 года на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ президент России Владимир Путин.

Между тем обстановка в Арктике все усложняется. Продолжают барражировать в Северном Ледовитом океане атомные субмарины с ядерным оружием на борту. Обостряется, несмотря на мировой финансовый кризис, и спор за арктические месторождения нефти и газа. Да, часть проектов, особенно по нефти, отложена. Но совсем отказываться никто не хочет. Между тем львиная доля арктического газа и 40 % арктической нефти находятся на берегах или у берегов России. И наша страна будет защищать эти ресурсы всеми имеющимися у нее средствами.


Кроме того, российская Арктика - это опять-таки еще и Северный морской путь. По кратчайшей морской дороге между Европой и Юго-Восточной Азией уже через 10- 15 лет любое судно сможет прейти летом без сопровождения ледокола. И от того, как наша страна к этому времени сможет регулировать движение по этой международной дороге, зависит не только порядок и чистота у российских арктических берегов, но и пополнение государственной казны.

По мере повышения интенсивности движения нарастает и риск аварий. Что означает крушение танкера с нефтью во льдах Заполярья, объяснять, думаю, никому не нужно. Однако США и ряд его союзников настаивают на том, чтобы движение кораблей и судов по Севморпути осуществлялось без всякого контроля со стороны России.

Да и Китай прозрачно намекает на то, что для его судов должны быть созданы «особые условия» при их прохождении через Северный Ледовитый океан. Более того, для сопровождения своих торговых судов китайцы начали проектировать военные корабли, конструкция которых позволит им двигаться во льдах без помощи российских ледоколов. А это значит, что со временем и КНР, при всех нынешних хороших отношениях с Россией, может в качестве аргумента опереться на свою военную силу.

Поэтому очевидно, что нынешние военные учения в Арктике - далеко не последние. Российские военные вернулись в всерьез и надолго. Как говаривали в свое время поморы, земляки Ломоносова: «Нам чужого не надо. Но и своего мы не упустим»...