Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации. Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов) Отчет о выполнении условий квотирования

ИНСТРУКЦИЯ

по заполнению формы регионального государственного

наблюдения ие

“Сведения о выполнении установленной квоты

и движении денежных средств »

Сведения по форме ие в соответствии с Законом города Москвы «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997года № 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»1и Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве2представляют все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы. Форма представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в территориальные отделы Государственного учреждения города Москвы «Центр квотирования рабочих мест» по месту государственной регистрации в 2-х экземплярах (один экземпляр возвращается отчитывающейся организации с отметкой о дате её получения). 3

При заполнении адресной части отчета обязательно вносится следующая информация: наименование отчитывающейся организации (предприятия), почтовый адрес, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), регистрационный номер в Фонде квотирования рабочих мест (из извещения плательщику) и присвоенные организации коды (ОКПО, ОКОНХ, ОКВЭД, ОКАТО, ОКОПФ, ОКФС).

Все данные в форме отражаются за отчетный квартал текущего года (в том числе и по месяцам). Каждая строко-графа должна содержать информацию (не быть пустой), при отсутствии данных ставится прочерк.

Данные графы 3 разделов I, II, III по всем строкам (кроме 01-03) должны быть равны сумме данных граф 4 и 5.

РАЗДЕЛ I. Сведения о выполнении установленной квоты


Данные строк 01-03 графы 3 “Среднесписочная численность работников” формируются в целом по отчитывающейся организации в соответствии с “Порядком заполнения организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения”, утвержденной постановлением Госкомстата России от 04.08.03 № 72, исходя из численности работников, занятых на территории города Москвы.

Строка 01 рассчитывается за последний месяц предыдущего квартала, строки 02 и 03 за первый и второй месяцы отчетного квартала соответственно.

Например: в отчете за первый квартал строка 01 рассчитывается за декабрь месяц предыдущего года, строки 02 и 03 - за январь и февраль текущего года.

При определении среднесписочной численности не учитываются внешние совместители, работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера и др.

По строкам 04-06 “Количество квотируемых рабочих мест:” показывается число квотируемых рабочих мест, на которые должны быть трудоустроены инвалиды и

молодежь в возрасте до 18 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей в возрасте до 23 лет (далее - молодежь). Данные по этим строкам рассчитываются работодателем самостоятельно за каждый месяц отчетного ___________________________________

1 Принят Московской городской Думой 26 июня 2002 года № 32.

2 Утверждено постановлением Правительства Москвы от 01.01.01 года.

3 Работодатели, у которых среднесписочная численность работников менее 30 человек отчеты направляют почтой.

квартала в зависимости от среднесписочной численности, учтенной в строках 01-03 графы 3. (Строка 04 в соответствии со строкой 01, строка 05 со строкой 02, 06 со строкой 03). Для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 30 человек, квота исчисляется в размере 4-х процентов для трудоустройства инвалидов. Работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3-х процентов (при расчете округление производится в сторону уменьшения до целого значения).

По строкам 07-09 “Работало на квотируемых местах не менее пятнадцати календарных дней:” отражается численность инвалидов и молодежи, от работавших на квотируемых рабочих местах не менее 15 календарных дней по состоянию на последнюю дату месяца отчетного квартала. В эту численность могут включаться и граждане указанной категории, принятые на работу до принятия Закона о квотировании.

В количество работающих на квотируемых рабочих местах по строкам 07-09 учитываются граждане, уволившиеся до конца месяца отчетного квартала, но проработавшие на квотируемом рабочем месте не менее 15 календарных дней этого месяца.

Данные строк 07-16, 18 формируются в пределах указанных по строкам 04-06 чисел (стр. 07 должна быть меньше или равна стр. 04, и т. д., стр. 18 меньше или равна стр. 06).

По строкам 10-13 “Невыполненная квота (подлежит оплате), всего за отчетный квартал (стр.11+12+13)” показывается число рабочих мест, на которые не трудоустроены в рамках установленной квоты граждане (или число квотируемых рабочих мест, которые были заняты менее 15 календарных дней) и за которые должна быть внесена обязательная плата1.


Обязательная плата за каждого нетрудоустроенного на квотируемые рабочие места соответствует величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона о квотировании).

Данные строк 10-13 равны:

стр.10 = стр.11+стр.12+стр.13;

стр.11 = стр.04 минус стр.07;

стр.12 = стр.05 минус стр.08;

стр.13 = стр.06 минус стр.09

РАЗДЕЛ II. Движение работников на квотируемых рабочих местах

По строке 14 “Работало на квотируемых рабочих местах на начало отчетного квартала” показывается численность инвалидов и молодежи, занятых на квотируемых рабочих местах по состоянию на первое число первого месяца квартала.

Для контроля правильности заполнения строки 14 необходимо сопоставить эти данные с данными строки 09 формы, представленной за предыдущий квартал . Расхождение может быть за счет числа квотируемых рабочих мест, которые были заняты менее 15 календарных дней, в этом случае строка 14 будет больше строки 09.

______________________________

1 Обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.

По строке 15 “Выбыло с квотируемых рабочих мест в течение квартала” приводятся данные о численности работников, выбывших с квотируемых рабочих мест в течение всего отчетного квартала (независимо от количества отработанных дней) по различным причинам (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод в другую организацию; в связи с ликвидацией или перепрофилированием рабочего места, изменением показаний к труду, достижением 18-летнего возраста и т. д.), уход или перевод которых оформлен приказом (распоряжением), а также выбывшие в связи со смертью.

По строке 16 “Принято на квотируемые рабочие места в течение квартала” показывается численность инвалидов и молодежи, зачисленных на квотируемые рабочие места в течение отчетного квартала (независимо от количества отработанных дней) приказом (распоряжением) о приеме на работу.

Трудоустроенные в счет квот граждане должны учитываться при определении среднесписочной численности работающих в организации (по строкам 01-03)

По строке 17 справки 1 “Работает сверх установленной квоты на конец отчетного квартала”, приводятся данные о численности работающих в организации инвалидов и молодежи без учтенных по строкам 07 - 09 .

РАЗДЕЛ III. Сведения о рабочих местах

По строке 18 “Потребность в работниках на квотируемые рабочие места на конец отчетного квартала” отражается количество инвалидов и молодежи, требующихся работодателю для трудоустройства на квотируемые места.

В справке 2 указывается число работающих на квотируемых рабочих местах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, если таковые имеются, эти данные не должны превышать данные, показанные по стр.09 гр.5.

По строке 20 “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” за плательщиком” показывается остаток задолженности на начало отчетного квартала по обязательной плате за каждого нетрудоустроенного в счет квот гражданина, включая штрафы, пени и доначисленную сумму, выявленную в ходе проверки организации, за предыдущие периоды (если она не была перечислена).

По строке 21 указывается сумма штрафов и пени, учтенная в строке 20.

Строка 22 “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” за Фондом квотирования рабочих мест - включает в себя остаток задолженности за излишне перечисленную сумму на Целевой счет Фонда квотирования.

Строка 23 “Начисленная обязательная плата за отчетный квартал, всего:” равна сумме строк 24+25+26.

По строкам 24,25,26 показывается сумма, предназначенная к оплате за 1,2,3 месяцы отчетного квартала за невыполнение установленной квоты (Спл.), отраженной по строкам 11,12,13, которая определяется по формуле:

Спл. = Ц пл. х Р пл. , где:

Ц пл. - количество рабочих мест, за которые вносится обязательная плата (стр.11,12,13)

Р пл. - размер обязательной платы.

строка 24 = строка 11 х Рпл.;

строка 25 = строка 12 х Рпл.;

строка 26 = строка 13 х Рпл.

Сумма строк (24+25+26) = строке 23.

По строке 27 “Доначислена обязательная плата” проставляется сумма обязательной платы, выявленная при проверке организации (неверно рассчитаны: количество квотируемых рабочих мест, невыполнение квоты, начисления и т. д.).

По строке 28 “Начислены штрафы, пени” показывается сумма начисленных штрафов и пени за отчетный квартал.

В строку 29 “Всего причитается к платежу” заносится общая сумма обязательной платы, которую необходимо перечислить на Целевой счет Фонда квотирования рабочих мест не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислена плата (реквизиты счета имеются в территориальных отделах Центра квотирования рабочих мест, публикуются в периодической печати). Данные строки 29 должны быть равны стр.20 +стр.23+стр.27+стр.28.

Строки 30 и 31 Перечислено в отчетном квартале, всего” и “в том числе штрафов, пени” заполняются согласно произведенной оплате. По строке 30 показывается сумма, перечисленная в отчетном квартале, в том числе по строке 31 - перечисленных пени и штрафов.

В строку 32 Остаток задолженности на конец отчетного квартала” “за плательщиком» заносится разность строк (29 и 30), т. е. стр.32 равна стр.29 минус стр.30.

Полученный результат должен быть занесен в строку “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” отчета за следующий квартал.

Из строки 32 выделяется сумма просроченной задолженности и проставляется по строке 33 в том числе: просроченная задолженность”. Просроченная задолженность это сумма обязательной платы (без учета штрафов и пени) перечисленная после 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом или неперечисленная вообще.

Строка 34 “штрафы, пени” указывается не перечисленная сумма штрафов и пени по состоянию на конец отчетного квартала. Стр.34 равна стр.28 минус стр. 31.

По строке 35 Остаток задолженности на конец отчетного периода” “за Фондом квотирования рабочих мест” учитывается сумма, которую необходимо возвратить работодателю или зачесть в счет будущих платежей.

РАЗДЕЛ V. Перечислено в отчетном квартале

В раздел заносятся номера, даты и суммы платежных поручений по перечислению денежных средств за соответствующие месяцы отчетного квартала, подтверждающие произведенную оплату, указанную по строкам 30 и 31.

Заполненная форма ие должна быть подписана руководителем, главным бухгалтером и заверена печатью организации.

За достоверность данных и своевременность представления формы ие несет персональную ответственность руководитель организации (предприятия).

Председатель Комитета Согласовано:

города Москвы городского комитета

государственной статистики

_________________ _______________

«____»_________2003 года «____»___________2003 года

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

Какие сведения нужно сообщать в службы занятости

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
  • о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней);
  • о предпенсионерах (ежеквартально)

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Все формы, упомянутые в материале, можно скачать в конце статьи.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н . Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 , согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей и ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть. Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной. Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Квотирование рабочих мест — это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и некоторых других категорий.

Квоты для трудоустройства иных категорий граждан, а также сами категории лиц, нуждающихся, по мнению местных властей, в особой социальной защите, устанавливаются региональными законами.

Кто обязан отчитываться о квотировании

Ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов)

Предоставление информации в службу занятости. Квотирование для инвалидов.

Вопрос: кто обязан предоставлять "Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах" в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

Ответ:
1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек. Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

2. Все организации без исключения обязаны представлять в службу занятости ежемесячно такую форму отчетности, как «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

Срок представления отчета для г. Севастополя (региональным законом) не установлен. Главное, чтобы данный отчет представлялся регулярно, каждый месяц.

Подать отчет возможно на бумажном носителе (лично или по почте) или в электронном виде.

3. Если в организации трудится более 35 человек, то организация обязана квотировать места для инвалидов в размере не менее 2 %. Следовательно, и Отчет по квотированию мест для инвалидов в таком случае представляется каждый месяц с целью соблюдения квоты.

А вот Отчет о вакантных местах как правило подают только при их наличии. Хотя в некоторых регионах установлено требование о представлении данного Отчета и в случае отсутствия вакантных мест.

Обоснование

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Как оформить прием сотрудника на работу

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

1.об имеющихся вакансиях;

2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;

3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

от 30 000 до 50 000 руб. - для организаций;

от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Обязана ли организация сообщать о вакансиях в службу занятости? Как и в какие сроки?

Да, обязана. Представлять сведения о свободных и вакантных рабочих местах, а в ряде случаев и об их отсутствии нужно ежемесячно. Конкретный порядок и сроки сдачи могут отличаться в зависимости от региона.

В целях эффективной экономической деятельности работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. При этом законодательство не требует заполнять все вакантные должности по мере их возникновения.

Вместе с тем, если в штатном расписании есть свободные или вакантные места, независимо от того, требуются на них в текущий момент сотрудники или нет, сведения о них нужно ежемесячно сообщать в службу занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Обязанность извещать о вакансиях не зависит от формы собственности организации-работодателя и его статуса. Отдельные исключения могут быть предусмотрены на региональном уровне. Как правило, это госучреждения, где замещение должностей происходит по конкурсу. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

В отдельных регионах может быть установлена обязанность подавать сведения не только о вакансиях, но и об их отсутствии. В частности, такая обязанность установлена в Краснодарском крае (п. 2.2 Порядка, который утвержден ). В таком случае работодатели по сути обязаны предоставлять сведения ежемесячно даже при отсутствии вакансий. Если такой оговорки в региональных законах нет, то сообщать об отсутствии вакансий не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 4908/11). Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

Единая дата подачи сведений не установлена. Ее можно уточнить в региональном отделении службы занятости. Например, в Ростовской области подать сведения можно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (Порядок , который утвержден ). В Краснодарском крае данные предоставляют по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца (п. 2.1 Порядка, который утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258). Во многих регионах точной даты сдачи сведений не предусмотрено, достаточно соблюдать ежемесячную сдачу отчетов. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

По общему правилу подавать сведения о вакансиях нужно по форме , которая утверждена приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. № 125н . Однако во многих регионах установлена своя собственная форма. Например, для Ростовской области форма утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25 сентября 2014 г. № 646 . В Краснодарском крае тоже своя форма , которая утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 . Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

За непредоставление информации о вакантных местах, а в отдельных регионах и об их отсутствии либо за представление сведений с нарушением срока работодатели несут административную ответственность. Штраф на должностных лиц составит от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. ().

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

  • Скачайте формы

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале