Анализ стихотворения пушкина вновь я посетил. Александр Пушкин — Вновь я посетил: Стих

Стихотворение «Вновь я посетил...» написано Пушкиным в Михайловском 26 сентября 1835г., немного больше чем за год до смерти. В это время он после длительного отсутствия снова приехал туда, где провел «изгнанником два года незаметных», посетил места, ставшие для него родными. Как и «Памятник», - это итоговое . В нем поэт размышляет о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, устанавливая связь поколений и времен. В стихотворении дан точный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны.

По брегам отлогим

Рассеяны деревни-там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре

Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминание об уже умершей няне, человеке, особенно дорогом и близком ему:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Некропотливого ее дозора.

Но пребывание в Михайловском не только возродило воспоминания о прошлом. Оно явилось толчком для переоценки всей жизни. Минувшее встает перед поэтом как признак перемены, как свидетельство об «общем законе» развития жизни. Именно этот философический смысл заложен в стихотворении:

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я.

Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко

По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они все те же,

Все тот же их знакомый уху шорох

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк

В основе этой картины - образ «зеленой семьи». Отсюда и кусты, которые теснятся «как дети», и старое одинокое дерево - «угрюмый», «старый холостяк». Все стихотворение как бы подготавливает основной образ молодой зеленеющей рощицы, олицетворяющей вечное движение жизни. Эта картина и вызывает у Пушкина мысли, полные глубокого философского значения. «Младая роща» делается символом будущих поколений, «племени младого, незнакомого», к которому поэт обращает свое слово в надежде, что и он не будет забыт потомками:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Пушкин видел бессмертие в вечном развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. В этом заключении раскрывается идея стихотворения. Это идея связи времен и поколений, текущих, изменяющихся и все же сохраняющих свое единство, выраженная Пушкиным в образе неизменно обновляющегося леса. Образ времени, столь важный для общей философской концепции Пушкина, создававшейся в его стихах на протяжении всей его жизни, здесь получает наиболее полное и законченное выражение.

Стихотворение композиционно завершено, хотя имеет излюбленную Пушкиным форму лирического фрагмента. Оно делится на 3 части: вступительную, посвященную приезду в Михайловское и воспоминаниям, с ним связанным; центральную, и самую обширную, в которой описывается холм и роща, и заключительную, содержащую обращение к будущим поколениям, вывод из всего стихотворения.

Композиционной ясности стихотворения соответствует и его словесное оформление. Стихотворение написано с предельной простотой и точностью. Уже самый отказ от рифмы, обращение к белому стиху, означал стремление Пушкина к ясности и простоте. Пушкин пишет «Вновь я посетил...» безрифменным пятистопным ямбом, которым написаны и «Борис Годунов», «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии».

Уже само отсутствие рифмы переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма, на выразительность каждого слова. В этом стихотворении достигнута предельная простота и естественность выражения. Конкретность и индивидуализация изображения в описании пейзажа и личных переживаний поэта сочетаются здесь о выражением основной идеи, определяющей построение художественного образа. Эпитеты в стихотворении очень конкретны: «опальный домик», «убогий невод», «зеленая семья». В каждом из этих эпитетов как бы сконцентрировано основное качество предметов, о которых идет речь.

Так в этих знаменитых стихах, полных глубокой поэзии, несмотря на отсутствие рифмы, простоту и неприкрашенность языка, создается удивительный по глубине и силе художественного обобщения образ, выражающий важнейшую для поэта мысль о «вечном законе» развития и движения, которому подчиняется человек и природа, о связи поколений и памяти как важнейшей категории человеческой жизни, Это стихо-гворенис, наряду с «Памятником», стало своеобразным завещанием Пушкина, монологом, обращенным к будущим поколениям.

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.

Тематически стихотворение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское. В первых строках поэт приветствует «уголок земли», где ему пришлось провести «изгнанником два года незаметных». Через десять лет, во многом переменившись внутренне, он возвращается в знакомые места. Поэт отмечает, что в его отсутствие здесь почти все осталось по-прежнему. Хотя Пушкин и называет проведенные в изгнании годы «незаметными», оказывается, что даже мельчайшие детали картин окружающей природы врезались ему в память.

Композиционно стихотворение делится на три части. В первой поэт видит «опальный домик», где он жил с няней, своей верной спутницей с рождения. Во второй его поэтическому взору предстает озеро, напоминающее ему «иные берега, иные волны», его юношеские мечты. В третьей поэт любуется «тремя соснами» на возвышенности, мимо которых он прежде часто скакал верхом. Эти три образа – символы детства, юности и зрелости поэта. На всем вокруг Пушкин замечает признаки запустения, увядания, печать старения и смерти: няни уже нет в живых, рыбак, плывучий по озеру, тянет за собой «убогий невод», мельница «насилу ворочает крыльями». Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. В этом его коренное отличие от романтиков.

По Пушкину, старость так же естественна и прекрасна, поскольку вместе с ней к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг, как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, отношение к будущему спокойно. Рядом с парой сосен он видит молодые деревца, которых не было здесь раньше. Пушкин сравнивает их с детьми и радостно приветствует. Образ дерева, печально стоящего в стороне от шумной, веселой, многочисленной семьи, говорит о том, что поэт аллегорической форме сожалеет о тех, кто одинок в мире людей. Если у поэтов – романтиков одиночество считалось естественным состоянием исключительной личности, противопоставляющей себя миру и обществу, то пустота вокруг «угрюмого» «старого холостяка», по мысли Пушкина, - свидетельство неправильности прожитой одинокой жизни. Образ «племени младого, незнакомого», пришедшего на смену старому поколению, не вызывает у поэта ни отторжения, ни раздражения. Он принимает молодых как равных, признает за новым поколением право быть лучше, чем их «отцы».

Пушкин не жалеет о том, что ему не суждено будет увидеть далекое будущее. В финале стихотворения появляется символический образ внука поэта, который сделает это за него. Пушкин как должное принимает вечное течение, непрерывность жизни, приветствует естественную связь между поколениями.

Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие выразительные средства как метафоры («опальный домик»), сравнения («угрюмый их товарищ, как старый холостяк»), эпитеты («нивы златые»), олицетворения («минувшее меня объемлет живо»).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человека. Рождение, детство , юность, зрелость, старость и смерть воспринимают поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы.

Лиричны и наполнены живой мыслью и ярчайшими образами. Она состоит из лучших и добрых эмоций и чувств. Осенью 1835 года Александр Сергеевич создал стихотворное произведение «Вновь я посетил…», которое стало философским рассуждением. Это своего рода пример реалистического лирического произведения.

Известно, что тридцатые годы стали для великого поэта довольно сложными, но даже, несмотря на это, именно в этот период происходит расцвет его таланта, как лирика и поэта. В этот жизненный период он захотел уединиться от всего мира и, сославшись, на неотложные хозяйственные дела, уезжает в свое имение в Михайловском. Здесь и было создано его замечательное стихотворение «Вновь я посетил…». Его произведение перекликается с темами и других поэтов: Е. Баратынского, В. Жуковского .

Стихотворное произведение Пушкина «Вновь я посетил…» построено в виде лиричного и задумчивого монолога-размышления, в котором поэт говорит о местах, которые так близки ему сердцу, где он, находясь в ссылке, провел здесь целых два года. Вспоминает он и свою няню, но эти строки звучат печально, так как ее уже нет. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, поэтому поэт смотрит вокруг себя и замечает, что происходят перемены, которые касаются не только мира вокруг, но эти перемены происходят и в нем самом.

Свое стихотворное произведение Пушкин пишет пятистопным ямбом, но литературная рифма отсутствует. Таким способом он пытается показать, что его стихотворение - это размышления о жизни человека и его смерти. Композиционно стихотворение делится на пять частей. Каждая часть, кроме третьей начинается полустихом. И каждая часть, кроме второй, полустихом и заканчивается.

Несмотря на то, что все стихотворение связано одной главной мыслью, но у каждой части своя тема. Первая часть посвящена михайловской роще и возвращению в эти места самого поэта. Следующая часть - это память о любимой няне, о ее родном домике. Третья -это описание холма и озера, глядя на которые в памяти поэта всплывают берега, и волны. Четвертая глава посвящена молодой роще, где стоит одинокие три сосны. Пятая часть содержит обращение поэта к молодому поколению. Сюжет стихотворения повествует о времени, которое быстро исчезает, о том, как человек связан с миром природы, о том, что одно поколение сменяет другое. В стихотворение есть и поэтические мотивы: дороги, грусти и изгнанничества - «провел изгнанником», воспоминаний, утраты, перемен, обновления и молодость.

Природа в стихотворении необходима для того, чтобы показать образ лирического героя, его мысли, воспоминания и переживания. Лирический герой полностью отражает мысли поэта. Но это произведение Пушкина не только лирическое, но и глубоко философское. В нем Александр Сергеевич грустно показывает, что уходит прошлое, и на смену ему приходит «младое» и «незнакомое». Идея этого произведения состоит в том, что человек - это тоже часть природы, и их невозможно разделить. Основная тема этого произведения - это время, которое бежит без оглядки. И если меняется время, то, соответственно, меняется и сам человек.

Стихотворение «Вновь я посетил» написано в жанре элегии. При чтении ритм произведения таков, что возникает много внутренних пауз. Начало стихотворения с укороченной строки помогает создать впечатление того, что поэт продолжает тот разговор, который уже был когда-то начат. Рифма в стихотворном тексте Пушкина отсутствует.

Среди фонетических особенностей стихотворения «Вновь я посетил» передача поэтом различных звуков. Например, читатель может услышать шаги няни. Создается это при помощи аллитерации: «Уже старушки нет - уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Использует Александр Сергеевич и ассонанс: «вечор еще бродил я в этих рощах».

Поэт использует и различные художественно - выразительные средства речи. Так, «младая роща» - это олицетворение, которое превращает его в символ и молодого поколения. Эпитетов в тексте много: «убогий невод», или «кропотливого ее дозора», или «опальный домик» и другие. Это стихотворение имеет и свои лексические особенности. Так, в нем Пушкин для яркости и выразительности использует славянизмы: «младая», «главу».

Центральной темой стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…» становится время, которое без жалости и сожаления бежит вперед, но оно-то и лишает человека самого ценного - свободы. Странно и то, что во всем тексте нет ни одного вопросительного предложения. Произведение Александра Сергеевича - пример его философской лирики, которое носит реалистичный характер. Но это стихотворение поэта при его жизни не печать не вышло.

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема - лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр - философская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры - “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого ее дозора” , “озеро… синея, стелется широко“ , “неведомые воды” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” .

Эпитеты “опальный домик” , “шагов ее тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” .

Сравнения - “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…” .

Метонимия “…уголок земли” .

Аллитерация “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперед, в будущее, которое пока не определено.

Тема

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провел изгнанником два года незаметных” – Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет” . В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр

Жанр стиха можно определить как философский. Поэт вспоминает о прошлом, приводит свои размышления о жизни и смерти, прожитых годах.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что он не имеет рифмы. Ритм создается за счет того, что последнее слово в каждой строке выделяется интонацией, оно – самое значимое.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор : “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого ее дозора” , “озеро… синея, стелется широко” , “неведомые воды” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” , “Зеленая семья” , “угрюмый их товарищ” , “могучий поздний возраст” .

Также в тексте присутствуют и метонимия : “уголок земли” , и эпитеты : “опальный домик” , “шагов ее тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” , и олицетворения : “Скривилась мельница, насилу крылья “ , “…в гору подымается дорога, изрытая дождями” , “…кусты теснятся” , и сравнения : “Кусты теснятся под сенью их как дети” , “старый холостяк…” .

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация . Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском - на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил...» - поэтический итог жизни поэта.

Композиция . Стихотворение делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он об­ращается к прошлому, поскольку настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быст­ротекущем времени, смене и преемственности поколений.

Это стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт Пушкина. Здесь поэт поднимает «веч­ные» темы : жизни и смерти, связи природы и человека.

Идейный смысл стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о смысле человеческой жиз­ни, ценить и любить жизнь.

В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая ро­ща («Здравствуй, племя младое, незнакомое!»). В его словах звучит легкая грусть:

...не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Но он принимает преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли, потому что таковы законы бытия:

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.


Стихотворение Вновь я посетил было написано в 1935 году, когда поэт в последний раз отправился в Михайловском. Тогда были похороны его матери. Стих относится к философской лирике, так как Пушкин передал свои размышления о жизни и смерти, связи человека и природы.

История создания стиха Вновь я посетил связана с трагическим этапом поэта. Он многое пережил, поэтому новы труд стал еще одной возможностью передать свои чувства народу.

Художественные средства здесь, в первую очередь, сосредоточены на правильно расставленных знаках препинания Дефисы, многоточия, запятые – все эти элементы замедляют речь, растягивают ее.

Конечно, Пушкин говорит и о том, как он изменился за последние десять лет. Удивительно то, что он никогда не повторяется. Это не компиляция прежних сочинений, а совершенно новое творение.

Не обошлось без описаний природы. Здесь она выступает дополнительным помощником, чтобы все вспомнить и чтобы понять, что изменилось. Наблюдение за соснами показывает поэту, что жизнь продолжается. Смерть одного человека не переворачивает мир.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Анализ стихотворения Сожженное письмо: жанр, художественные средства, идея, эпитеты, история создания