Общие законы диалектики. Основные принципы и законы диалектики. Концептуальным средствам познания

«В наши дни большинство старшего поколения воспитаны так, чтобы (не что, а чтобы) при слове «диалектика» их воротило с души, они старались бы перевести разговор на другую тему, старались бы «заткнуть глотку» говорящему или покинуть место разговора; а при невозможности всего этого - тихо подремать до конца «политбеседы».
Но представители старшего поколения, если их «напрячь», всё же способны вспомнить формулировки трёх законов диалектики, хотя: хороши эти формулировки либо плохи? для чего и как пользоваться ими так называемому «простому человеку» в повседневной жизни? либо следует пользоваться иными - лучшими - формулировками? - они и под пыткой в своём большинстве не скажут.
Соответственно этому опыту якобы никчёмности диалектики, выработанному старшими поколениями, молодёжь, выросшая в эпоху после краха системы насаждения марксизма в СССР, воспитана еще «лучше»: в своем большинстве она даже поверхностно не знает смысла слова «диалектика».
На незнание такого рода можно было бы признать право, если бы не одно обстоятельство: слишком многие ныне живущие не задумываются об их личностной культуре осмысления Жизни, вследствие чего по существу пытаются каждый в одиночку пройти весь путь «от обезьяны до человека». Но в самом начале этого пути они застревают в паутине создаваемой ими же суеты и погибают, поскольку, игнорируя прошлый опыт человечества, автоматически воспроизводят в своей жизни заблуждения и ошибки прошлых поколений, усугубляя тем самым жизненные обстоятельства как для самих себя, так и для последующих поколений…»

Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с философией, и каждый человек - немножко философ. В древности все ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) - прародительница всех других наук (недаром при поступлении в аспирантуру требуется сдавать экзамен по философии). Одна из основных задач философии - поиски истины. Однако большинство людей относится к этой науке скептически, а некоторые философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых дисциплин. Вина в этом во многом лежит на преподавателях философии, которые уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ философии в будущей жизни каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) - о чем программисты уже не помнят. Плохой программист виден сразу, плохой философ - нет (возможно, по этой причине, среди философов часто попадаются «имитаторы»). Программист - это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем круге вопросов, философ же - «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия - очень трудная для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).

Что такое диалектика?
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.
Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

P.S. Основные черты диалектического метода.
1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают - все находится в связи и взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.

Примечания:
Отрывок из работы «Диалектика и атеизм: две сути несовместны».
www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip
Вернее с теми вопросами, которые она изучает.
Философия (по Аристотелю) - умозрительное понимание первых основ и причин.
«Имитатор» - человек, имитирующий свою деятельность. Таких людей полно в бюрократических системах.
Развитие - закономерное качественное изменение объектов, результатом которого является переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
См. его работу «Экономические проблемы социализма».
Из «Краткого философского словаря», год издания 1955.



80398 просмотров

Написал(а) Бобби Гонтарски , в 2010-09-28 16:02:27
Очень интересная статья, спасибо.
х
Написал(а) э , в 2010-10-07 16:33:21

Диалектика и её основные законы.

    Понятия диалектики: объективная и субъективная диалектика. Связь и развитие- основные принципы диалектики. Понятие закона.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон отрицания.

Диалектика в переводе с древнегреческого означает- вести беседу, спор, рассуждения. С развитием философии, науки и практики изменилось содержание и предмета философии. Понятие диалектика ввел Сократ, который обозначил им искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой логический метод, с помощью которого осуществляется познание мира идей. Гераклит (античный философ) считал диалектикой развитие предмето-чувственного мира природы по объективным законам, на основе единства и борьбы противоположностей. Школа софистов придавала диалектике дурной оттенок. Они стремились представить несущественные признаки предмета за существенные и наоборот. Гегель понимал под диалектикой учение о развитии духа. Современная философия понимает под диалектикой учение о всеобщей связи и развитии предметов природы, общества и человека. Современная философия признает существование объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика- связь и развитие, царящие в обществе и природе (не связана с сознанием человека). Субъективная диалектика- учение о развитии связей предметов и явлений материального мира, т.е. она существует в сознании человека. Поэтому субъективная диалектика- есть отражение объективной диалектики в сознании человека. Основные принципы диалектики:

    Принцип всеобщей связи.

    Принцип развития.

В мире нет ни одного явления обособленного от других. Любой предмет- это звено в бесконечной цепи, соединённой отношениями. Бесконечная цепь объединяет все явления и предметы мира в единое целое- связь носит универсальный характер. В неорганической природе существуют механическая, физическая и химическая связи между явлениями, а также полевые связи. В живой природе существуют межвидовые биологические связи. Существуют бесконечно разнообразные связи между людьми, государством, народами, нациями, семьями. Связь- это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Любая связь имеет свое основание- это материя, объективная реальность. Благодаря этому и возможна любая связь. Но философия изучает не все бесконечное многообразие связей в мире, ее интересуют такие связи, как единичное и общее, возможное и действительное, необходимое и случайное, между формой и содержанием, между сущностью и явлением. Знание принципов связи имеет большое практическое значение. Игнорирование связи и взаимодействия пагубно сказывается в природных процессах: вырубка лесов, обмеление рек, ухудшение здоровья человека. Предметы находятся не только в единстве, но и в развитии. Развитие- это определенно-направленное изменение объекта к новому качеству:

    Развитие- это необратимый процесс: через одно и тоже состояние проходит все однажды.

    развитие- это противоречивый процесс, в нем уничтожаются старые качества и одновременно распознаются новые.

    развитие- это процесс, в котором накапливается качественные изменения, который приводят к гибели старого предмета и рождения нового.

    развитие- это закономерный процесс, в основе которого лежит изменение внутренней сущности объекта, которая носит необратимый характер.

Развитие включает 2 направления: прогресс и регресс. Прогресс- это изменение явления к новому качеству, превосходящему старое.

Регрес с- это изменение явления, ведущее к деградации. Альтернативой диалектики явл адиалектика, которая существует в форме релятивизма, догматизма, софистики и эклиптики. Релятивизм - это адиалектический способ мышления, который преувеличивает изменчивость наших знаний и отрицает в них момент устойчивости. Релятивизм опасен для практики, он ведет к разрыву связей в обществе.

Догматизм – это адиалектический способ мышления, который преувеличивает устойчивость наших знаний и отрицает их изменчивость. Он также опасен для практики, ибо стоит за сохранение всего старого, мешает прогрессу.

Софистика- это адиалектический способ мышления, основанный на подмене понятий: он выдает несуществующие признаки явления за существующие, уводя человека от истины.

Эклиптика- адиалектический способ мышления, основанный на бес принципиальном соединении элементов диалектики и адиалектики, материализма и идеализма.

Практика и наука убеждают нас в том, что в мире существует порядок. Вселенная имеет кодекс своих законов, явления в мире развиваются закономерно. В философии нет единого мнения о источнике законов:

    объективные идеалисты(Платон, Гегель) видят источник закона в мировом разуме и мире идей. Мировой разум вносит порядок в природу и общество.

    субьективные идиалисты(Беркли, Кант, Мах) рассматривают источник законов в сознании человека, который вносит в природу и общество закономерный порядок.

    с точки зрения религиозной философии(патристика, схоластика, неотомизм) источник законов находится в боге, который вносит порядок в мир природы и общества- это провиденциализм.

    с точки зрения диалектического материализма философии, источник законов находится в самом материалистическом мире, а именно во взаимодействии явлений друг с другом, которые согласно эффекту сборки, образуют некую независимую тенденцию- закон.

Законы - это объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи между явлениями, которые вырожают направленность их развития.

Признаки:

    закон- это обьективная связь, которую чел не может отменить по своей воле.

    закон- это существующая внутренняя связью.

    закон- это необходимая связь, без которой явление существовать не может.

    закон- это повторяющаяся общая связь, просматривующаяся во множестве явлений.

Современная философия и наука разделяют закон на динамический и статистический.

Динамический закон - это такая форма причинна следственной связи, прикоторой начальное состояние однозначно определяет ее конечное состояние(в природе).

Статистический закон - это такая форма связи, которая выявляет тенденцию в массе случайных явлений и характеризует их как целое.

Эти законы господствуют в обществе. Законы классифицируются по сфере их действия. На основе данного критерия выделяют 3 типа:

    универсальные законы- это те, которым подчиняются все явления материального и духовного мира. Это законы диалектики.

    частные законы- это те, которым в своем развитии подчиняются большие группы явлений. Законы движения материи(механические, физические, химические).

    спицефические законы- это те, которым подчиняются отдельные явления.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как происходит развитие и скрывает его общий механизм. Содержание этого закона раскрывается с помощью таких философских категорий как: качество, количество, свойства, мера, скачек. В материальном мире существует бесконечное множество явлений, которые отличаются по своему качеству.

Качество - это внутренняя определенность предметов, которая отличает их.

Признаки:

    оно обьективно, изменчиво, относительно.

    качество определяется внутренней структурой явлений

    качество соотносится с конечностью вещи. Оно тождественно с нею, так как за пределами его лежит другое качество.

    качество всякого явления обнаруживается в единстве его свойств.

Свойство - это способность проявления определенной стороны качества объекта при его взаимодействии с другими телами .

Свойства во многом зависят от того объекта, с которым взаимодействует. Свойство предметов не только проявляется, но и изменяется в зависимости от характера отношения явлений в процессе взаимосвязей с другими предметами, обнаруживая многообразие своих свойств. Явления отмечается и по коллективным признакам.

Количество –это внешняя сторона объекта, характеризующая его пространственно временные признаки и степень интенсивности развития.

Количество менее чем качество связанно с существованием явления: можно на сотни градусов повышать температуру металлов, но они не изменять своего качества, но изменят количество.

Мера - это такое отношение количества и качества, при котором количественное изменение не вызывает качественных.

Мера это барьер. Все в мире имеет свою меру, т.е. гармонию между количеством и качеством. Данный закон показывает, что количество и качество в явлении существуют в единстве и развитии. Количественные изменения, переходя границу меры, приводят к качественным изменениям явлений, в этот момент старое качество заменяется новым и происходит развития, обновления существующего. Этот закон показывает, что качественные изменения порождают новые количественные параметры. Переход количественных изменений в качественное совершается по средствам скачка.

Скачек - это коренное качественное изменение явления, в результате качественных изменений перешедших границу меры.

В мире существует бесконечное множество скачков, но философия разделяет их на 2 типа:

    мгновенный скачек- при котором резко и целиком изменяется все качество вещи(закепание воды).

    медленный скачек- при котором существенные признаки явлений изменяются медленно, постепенно(возникновение голоса).

Скачек различается и по глубине производимых им в явлении изменений:

    скачек - революция, при котором изменяется структура вещи или явления.

    скачек – эволюция, при котором изменяется лишь состояние вещи, но в рамках прежней сущности(изменение агрегатного состояния вещества).

Методологическое значение закона.

    он показывает, что сущность любого явления можно познать лишь путем исследования его качественных и количественных характеристик в их единстве.

    этот закон показывает, что количественное накопление в обществе противоречит, обуславливает его кризисное состояние и ведет к социальной революции.

    знание этого закона обязывает помнить каждого человека о том, что он должен помнить в своем поведении меру.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон вскрывает причину, движущую силу развития, его источник и отвечает на вопрос: почему оно происходит? Этот закон раскрывается с помощью таких категорий как: тождество, различие противоречий и адиалектические противоречия. В следствии развития движения, каждое явление не бывает равно само себе, а выступает как внутреннее противоречие. Именно это составляет источник развития явлений.

Тождество - это равенство предмета самому себе, а также одинаково противоположно самому себе, т.к. явления постоянно развиваются, то абсолютного тождества нет, тождество всегда относительно.

Тождество в явлениях прослеживается и существует потому, что противоречивые стороны в явлениях имеют целы ряд одинаковых свойств, образуя единое качество.

Различие - это отношение между противоречивыми сторонами в явлениях, направление в развитии которых совпадает.

Различие- это противоречие в себе не раскрывается.

Противоположности - это стороны данных противоречий, которые взаимно предполагают и в тоже время отрицают друг друга. Все вещи и явления противоположны.

Противоположности в диалогическом противоречии существуют в единстве и борьбе.

Борьба - это столкновение противоположностей в предмете, при котором одна из сторон стремится выиграть в процессе развития.

Диалектические противоречия- это отношения между противоположными сторонами в предмете, который существуют в единстве и борьбе.

Сущность закона состоит в том, что понимание развития, как разделение единого на взаимно исключающие противоположности, борьба которых оставляет внутренний источник саморазвития явлений. Источником развития любого предмета являются диалектические противоречия. Диалектические противоречия в предмете находятся в развитии, не одно явление не возникает в готовом виде, оно подготавливается всеми предшествующими процессами развития и по тому диалектические противоречия проходят несколько этапов развития.

Этапы. Диалектические противоречия начинают свое развитие с тождеством(момент нападения микроба).

      тождество, предметность(нападение микроба)- 2) несущественное различие(некое недомогание)- 3) существенное различие(отчетливые признаки болезни)- 4) конфликт, равновесие противоположности(кризис болезни)- 5) тождество противоположности, переход их друг в друга(выздоровление).

Единство и борьба противоположностей, как стороны диалектических противоречий, занимает в нем не одинаковое положение. Так единство противоположности относительно, а их борьба абсолютна. Относительность единства противоположностей проявляется в том, что единство времени конкретных предметов имеет начало и конец. Относительность проявляется так же во временном характере равновесия противоположностей. Абсолютность борьбы проявляется в том, что именно она разрушает равновесие противоположности, а также в том, что борьба, как и движение, существует на всех этапах бытия явления. Этот закон все бесконечное множество диалектических противоречий классифицирует не следующие типы:

    внутренние и внешние.

    основные и не основные

    главные и не главные

    атогонистические и неатогонистические

    внутренние противоречия- это отношение между противоречиями сторон внутри системы, выражающие её состояние как целое. Именно внутренние противоречия есть источник развития явлений. При внутреннем противоречии одна сторона не может существовать без другой. Каждая система как часть, входит в другую. Между ними складываются внешние противоречия- это отношения между различными системами. При внешних противоречиях определенная сторона может существовать без определяемой.

    основными противоречиями называются отношения между внутренними противоречиями, составляющими структуру явлениями. Они определяют сущность предмета, его бытие. Основные противоречия порождают целый аспект не основных противоречий.

    в каждой материальной системе существуют главные и не главные противоречия. Главным противоречием явл то, которое определяет сущность конкретного этапа развития явлений. Главное противоречие как правило порождают целые ряд не главных противоречий.

    в обществе существуют антагонистические и не антагонистические противоречия. Антагонистическими называются отношения между социальными силами в обществе, коренные интересы которых не совпадают. Не антагонистические- это такие отношения между соц силами в обществе, чьи коренные интересы совпадают. Между антагонистами и не антагонистами нет абсолютного развития. При неправильной субъективиской политикой правительства не антагонисты(антагонисты) могут обрести черты враждебности. Знание этого закона имеет большой методологический смысл:

    ориентирование на изучение внутренних противоречий в явлении, что бы вскрыть источник само разбиений.

    он учит отличать главные и не главные противоречия в системе, особенно в обществе.

    он предостерегает политиков от субъективизма в их деятельности и не позволяет им допустить перерастания неантагонистических противоречий в антагонистические, принимать систему мер, нейтрализующую враждебные силы в обществе.

Закон отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос: «куда оно идет?». Этот закон раскрывается с помощью категорий. Любое явление в процессе своего развития достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Без отрицания старого не возможно рождение нового, следовательно. Отрицание -это закономерный момент в развитии. Диалектическое отрицание (признаки):

    оно объективно, а выступает как необходимая стадия развития самого предмета.

    диалектическое отрицание- это само отрицание, которое порождено развитием самого предмета. Это значит, что само явление содержит свое собственное отрицание.

    диалектическое отрицание всегда конкретно:

А. Это означает конкретность способа отрицания каждого явления.

Б. Конкретные отрицания обозначают единство разрушения и сохранения качества всех положительных, жизнеспособных моментов, составляющих основу дальйшего развития.

Не полное отрицание не абсолютно. Отрицание- как момент связи, как момент развития с удерживанием «плюса » качества. Адиалектическое отрицание предполагает полноое уничтожение явления, прекращения его дальнейшего развития. Согласно этому закону отрицание явлений идет циклами. Каждые цикл состоит из 3 стадий:

    исходное состояние явления- посев зерна в землю.

    его превращение в свою противоположность, т.е. его отрицание- отрицание зерна растением.

    превращение этой противоположности в свою противоположность, т.е. отрицание- отрицание растения плодом.

    смысл диалектического отрицания состоит в том, что бы создать условия для дальнейшего развития явлений.

    диалектическое отрицание характеризуется двумя возможностями: оно есть условие, момент развития и оно есть момент связи старого качества с новым.

« Мир, каждый его момент есть плод будущего. Настоящие вбирает в себя положительные моменты прошлого, а будущее носиться под настоящим, что бы взять из него нити на свою ткань». (Герцен). Развитие есть там, где новое прекращает существование старого, убирая из него. Диалектическое понимание преемственности не означает простого заимствования положительных элементов старого качества. Преемственность в развитии предполагает переработку прежнего качества, изменяя его к новому качеству. Преемственность существует в неживой природе, т.к. химическая форма включает в себя механическую и физическую. Процессы преемственности есть и в органическом мире. Например, в человеке существуют элементы наследственности и изменчивости. Наследство проявляется и в жизни общества: новая ступень исторического развития всегда наследует от прошлого все лучшее (наука, культура). Преемственность существует и в науке, каждое новое открытие основано на достижениях науки прошлого. Процесс развития с точки зрения данного закона идет по спирали. Спиралевидное развитие характеризуется:

    в спирали причудливо сочетаются поступательное и круговое движение, т.к. здесь происходит как бы повтор старого, но на более высокой ступени.

    спираль интерпретирует непрерывное развитие и в тоже время качественное обновление предмета, в ней есть единство, разумные традиции.

    спираль выражает прогрессивный характер развития, так как каждый последний виток не есть простое повторение старого, а качественное обновление предмета через развитие его положительных сторон в новом условии.

    в спирали выражено неодолимость нового в противоборстве со старым, так как возникающее в процессе отрицания системы, обладает более

    по мере перехода от низжих форм материи к высшим, ускоряется темпы развития системы.

Знание этого закона имеет большое значение в жизни человека и общества:

    он показывает, что ничего вечного в жизни нет и потому поощряет критическое отношение к ним

    он учит, что любые новые формы в жизни могут быть устойчивы, когда они сохраняют лучшие традиции прошлого.

    он продостерегает от адиалектических отрицаний

    он показывает, что магистральная линия развития- прогресс.

1. Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

сущность и явление;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

Введение.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы всеобщей связи и развития, законы ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики, которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.

ВЫСШИЙ ФИНАНСОВО ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Контрольная работа

По дисциплине «Философия»

тема: Законы диалектики


Выполнил студент 3 курса

Специальность бух. учёт

Кокрин Андрей Игоревич

Проверил: преподаватель

Селякова А.А.


г. Луза, 2012 год



1. Исторические формы диалектики и альтернативы

Основные законы диалектики

1Закон единства и борьбы противоположностей

2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)

Используемая литература


1. Исторические формы диалектики и альтернативы


Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека.

В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

субъективная диалектика детерминирована объективной;

первая отражает вторую;

субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева» - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII - XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.

Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.

От диалектики следует отличать ее иллюзорные и мнимые версии, спекулирующие на основных положениях и требованиях диалектики - гибкости, подвижности, противоречивости, текучести и относительности понятий.

Софистика - односторонний, субъективистский произвольный метод аргументации, который используя гибкость и относительность понятий вырывает из общей связи действительности случайный, несущественный признак и путем ухищренных приемов пытается обосновать и оправдать его в качестве существенного и определяющего. Эклектика - беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений. В отличие от метафизики софистика и эклектика абсолютизируют подвижность и относительность понятий.

Таким образом, краткий экскурс в историю диалектики и ее альтернатив показывает, что с середины XIX века идея развития становится одним из центральных мировоззренческих и методологических принципов мышления.


2. Основные законы диалектики


Основными являются три закона диалектики: это

Закон единства и борьбы противоположностей. (Закон диалектической противоречивости).

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).


2.1 Закон единства и борьбы противоположностей


Этот закон служит ядром диалектики, поскольку он раскрывает причину, движущую силу развития, отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» Согласно ему, развитие всех систем происходит путём раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции - диалектические противоположности, взаимодействие которых, с одной стороны, определяет данную систему как нечто целое, а с другой - служит причиной её развития. Закон имеет два аспекта:

В сущность любой системы входят противоположности;

Взаимодействие, или борьба, противоположностей обусловливает развитие.

Термины «борьба» и «взаимодействие» используют как синонимы. Две взаимодействующие противоположности составляют противоречие. Следовательно, причина развития - наличие противоречий.

Если рассматривать систему в статическом состоянии, отвлекаясь от её развития, то можно усмотреть в ней различные элементы, связи, отношения и не всегда можно заметить присутствие противоречий. Но когда мы рассматриваем систему в развитии, мы непременно обнаруживаем в ней наличие борющихся противоположностей. К диалектическим противоположностям относятся только те, которые существуют и взаимодействуют в целостных саморазвивающихся и саморегулирующихся системах.

Для диалектических противоположностей характерны такие свойства: объективность существования, наличие сходства и различия в их содержании, взаимодействие, взаимообусловленность. Последнее означает, что противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, они существуют только в составе данного противоречия. Это свойство выражают понятием «единство». Такое единство имеется всегда, пока существует данная система. Оно в наличии и когда противоположности уравновешены, и когда одна из противоположностей является ведущей, преобладающей. Противоположности и борются, и отрицают друг друга, но существуют только вместе. Собственники и наёмные работники, производители и потребители, мужчины и женщины, процессы возбуждения и торможения в нервной системе, познание и практика, чувственное и рациональное в познании - ни что из перечисленного не может существовать без своей противоположности.

Любая система представляет собой сложное образование. Поэтому она выступает как единство противоположностей не в одном, а во многих отношениях и включает в себя совокупность противоречий. Выделяют следующие виды противоречий: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Под внутренними противоречиями понимают отношения между противоположными сторонами данного предмета или явления. Под внешними противоречиями понимают отношения между данным предметом или явлением и окружающей средой. Под антагонистическими понимают противоречия между социальными группами, у которых различие в интересах больше, чем сходство (рабы - рабовладельцы, предприниматели - рэкетиры и др.). Существуют также конструктивные и деструктивные противоречия. Первые из них, разрешаясь, приводят к прогрессу системы, вторые - к её регрессу или даже разрушению. Согласно закону диалектической противоречивости, развитие систем происходит этапами. На каждом этапе выделяется две фазы: фаза возникновения и развёртывания основных противоречий; фаза разрешения этих противоречий. Во второй фазе система качественно преобразуется и при прогрессивном развитии переходит на более высокий уровень организации, а при регрессивном развитии - на более низкий. На новом уровне возникают свои противоречия, они обостряются, затем разрешаются и так далее. Если после кризиса и регресса система преобразуется так, что в ней станут преобладать конструктивные противоречия, то регресс может смениться прогрессом.

Основным противоречием развития в живой природе служит противоречие между изменчивостью и наследственностью. В результате изменчивости (мутаций) некоторые организмы приобретают новые полезные признаки. Эти организмы обладают преимуществом в борьбе за существование по сравнению с теми, которые не приобрели эти признаки. Так возникает противоречие между более и менее приспособленными организмами. Формой его разрешения выступает борьба за существование и естественный отбор - преимущественное выживание более приспособленных организмов, в результате чего вид совершенствуется.

Для общества основным противоречием служит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Ещё существуют противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, социальными группами, государствами. Свои противоречия существуют в сфере экономики, политики, искусства, науки, техники, быта. В своей совокупности они обусловливают развитие общества и, в конечном счёте, смену общественно-экономических формаций.

Деятельность и развитие человека также обусловлены особыми противоречиями: между уровнем потребностей и величиной дохода, между любовью к членам своей семьи и степенью её материальной обеспеченности, между объемом знаний и желанием знать больше и др. Любое чувство, любой мотив, движущие человеком, имеют в своей основе противоречие. Так, чувство робости или страха - это противоречие между сложностью проблем и своими представляемыми возможностями, честолюбие - противоречие между самооценкой и оценкой личности окружающими. В нормальных условиях эти противоречия разрешаются путём самосовершенствования личности.


2.2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

диалектика софистика метафизика закон

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает внутренний источник самодвижения и развития мира. Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей.

Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определённость, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих её элементов.

Качество предмета - это целостная и относительно устойчивая совокупность признаков, определяющая его специфику. Окружающий нас мир представляет собой непрерывный процесс движения и развития, где момент изменчивости неотделим от момента устойчивости. Одна из особенностей качественной определённости в том и состоит, что она, выражая этот противоречивый момент развития, фиксирует относительную устойчивость предмета.

Понятия «качество» и «свойство» иногда употребляются как однопорядковые категории. Но эти понятия следует различать. Качество - это целостная характеристика предмета или явления. Свойство - одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика.

Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество - это определённость предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности и т.п. Количественным определением является число. Именно число, выступающее в конкретных различных

проявлениях, служит выражением количественной определённости данного предмета или явления.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть степень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К. Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза - это фаза количественных изменений, вторая - фаза качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое.

Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и pH крови) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений - это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений - это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи, с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке. Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера - это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости - интервал от 0º до 100º С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта - попустительством, чрезмерная гордость - зазнайством и т.п. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого.


2.3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)


Закон отрицания отрицания логически связан с другими законами диалектики, но имеет своё содержание. Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает борьбу нового со старым, выступает как внутренний источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные выражает характер развития и формы перехода от старого качественного состояния к новому, то закон отрицания отрицания определяет, в каком направлении происходит развитие, в какой форме и как осуществляется связь и историческая преемственность в развитии.

Отрицание - момент связи и развития. Бесконечное возникновение одних качественных состояний и исчезновение других выступают как отрицание старого новым, как разрешение одних противоречий и возникновение других.

Диалектическое отрицание представляет собой объективное закономерное явление, независимое от субъективных желаний людей. Оно вытекает из противоречивости предметов и процессов, из наличия в них отрицающих друг друга сторон и тенденций. Его нельзя понимать как

простое уничтожение. Оно представляет собой такое отрицание, которое предполагает возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания. Если, например, превратить зёрна пшеницы в муку, размолов их, то это будет простое уничтожение этих зёрен. Но подобное отрицание исключает возможность дальнейшего развития растения, ибо размолотые зёрна не обладают способностью к произрастанию. Следовательно, в данном случае будет иметь место не диалектическое отрицание зёрен, а их уничтожение. В диалектике отрицать - это не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или уничтожить её любым способом. Действительное диалектическое отрицание есть причина развития: оно создаёт условия для нового отрицания.

Смысл диалектического отрицания состоит именно в том, что оно выступает не только как момент преодоления старого, но и как момент связи нового со всем положительным, что было создано при старых формах развития, как момент преемственности в развитии.

Историческая преемственность между старым и новым имеет место и в развитии явлений, процессов и общественной жизни. Так, переход от одного способа производства к другому есть отрицание старого новым. Но при этом в новом способе производства сохраняются производительные силы, созданные на предшествующих ступенях развития человеческого общества. Благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества, которая тем больше становиться историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а следовательно, и их общественные отношения.

Процесс развития не останавливается на первом отрицании. Данное отрицание отрицается новым, новое, развиваясь и становясь старым, отрицается следующим новым. Поскольку диалектическое развитие выступает как ряд отрицаний, то возникают вопросы: какова связь между первым и последующим отрицанием; что нового даёт второе отрицание по сравнению с первым; какая закономерность действует в общей цепи сменяющихся отрицаний? Но отрицание отрицания не есть простое чередование переходов противоположностей друг в друга, простая замена одного единства противоположностей другим. Оно означает такую их замену, которая предполагает повторение пройденных этапов на новой, высшей основе развития, включающей в себя возврат в какой-то мере. В этом состоит одно из характерных проявлений закона отрицания отрицания. Поэтому синтез как результат отрицания нельзя рассматривать в виде чего-то застывшего, завершённого. Каждый новый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует непрерывность развития, восхождения от низшего к высшему.

Признание восходящей тенденции развития не означает, что все изменения в мире идут только в этом направлении. Процессам восхождения противостоят процессы нисхождения, прогрессивные тенденции неотделимы от регрессивных.


Используемая литература


1. М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко Философия: курс интенсивной подготовки 2-е изд. М.: ТетраСистемс, 2008

Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров, Н.И. Губанов Философия. Учебник. М.: ВЕСТЬ, 2003

Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления: Общественные науки и современность. - 1993

Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке: Научная мысль Кавказа. - 2004


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основные законы диалектики.

1)Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития , отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...

Понятие «тождество » обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными .

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию .

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться .

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[* Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития , отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок ».

(Пример: в границах 0 - 100 0 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 100 0 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

-постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

-мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

3)Закон отрицания отрицания.

Этот закон определяет направленность развития , выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания , или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез . Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией .

. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания .

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

На уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз » (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

На уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

Связан с процессом смены научных теорий.