Анализ стихотворения "Выхожу один на дорогу". М.Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу": анализ стихотворения

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» Анализ

План

1. История написания

2. Вид лирики

3. Тема стихотворенья

4. Идея

5. Композиция

6. Тропы

7. Основная мысль

1. История. Стихотворенье «Выхожу один я на дорогу...» считается одним из самых известных и трогательных творений а. Написанное в конце мая 1841 года, за несколько месяцев до смерти поэта, пятистопным хореем стихотворение является словно его завещанием миру, подобно "Памятнику" Пушкина.

2. Вид лирики - философская, присутствуют элементы пейзажной.

3.Тема стихотворения - размышления лирического героя, чей путь кремнист в тумане жизни, о своем прошлом и будущем, внутренний монолог на фоне засыпающей, умиротворенной природы.

4.Идеей стихотворения является третья строфа, в которой герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о прошлом, он ищет свободы и покоя.

5.Рассматриваю композицию, стихотворение можно условно поделить на две части: в первой описывается красота и гармония природы в тихую ночную пору, вторая же представляет собой рассуждения лирического героя, который задается вопросом: "Ждет ли он что-то от жизни? Жалеет ли о чем-либо?" Сразу же следует опровержение: " Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть". Гармония, нарастающее волнение, переживания и снова тихая, спокойная развязка, такая же спокойная, как спящая в сияньи голубом земля. Это уже вовсе не Лермонтов-революционер, прощающийся с "немытой Россией". Душевные переживания лирического героя, вопросы самому себе о прошлом и будущем - поэзия пронизана трогательной ноткой тревог и переживаний.

6.Стихотворенье наполнено большим количеством средств художественной выразительности (эпетитеты - кремнистый путь; метонимия - холодный сон могилы; олицетворение - звезда с звездою говорит. Помимо тропов, в стихотворении присутствуют также стилистические фигуры, в особенности, риторические восклицания и риторические вопросы- Жду ль чего? жалею ли о чём?)

7. Последняя строфа, являющаяся основной мыслью стихотворения, очень напоминает "Нерукотворный памятник" Пушкина, к которому "не зарастет народная тропа". И если душа Пушкина в заветной лире переживет его прах, то Лермонтов, юный Лермонтов, так бурно отреагировавший на смерть своего кумира, светила русской поэзии, желает, чтобы над ним склонялся и шумел вечно зеленый дуб. Это стихотворенье по праву может считаться одним из лучших, более того, одним из самых душевных " ночного светила русской поэзии". Поразительное сочетания спокойствия природы и душевных волнений, философской и пейзажной лирики, вопросов, касающихся прошлого и будущего, поэта-революционера и поэта-философа. Мне кажется, стихотворенье "Выхожу один я на дорогу" по праву занимает почетное место не только в поэзии Лермонтова, но и в мире русской литературы.

Н.Г.Шакирова, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей с.Месягутово

«Выхожу один я на дорогу…» Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его в груди своей. В. Туркин.

С исключительной проницательностью, верно поняв

творчество Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». Он же назвал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» шедевром русской лирики.

Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу. "Выхожу один я на дорогу..."- лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Оно написано за несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года. Лермонтов написал стихотворение, которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, он изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, пытаясь найти ответы на мучившие его вопросы.

В стихотворении переплетены черты, традиционные для лирики Лермонтова, и в то же время появляются мотивы, ознаменовавшие новый этап в творчестве поэта.

Если говорить о традициях, то мы видим привычные мотивы одиночества, тоски поэта, жажды найти собеседника, обрести «родственную душу». К числу новаторских мотивов отнесём примирённость стиха, устремлённость к положительным идеалам. Таким образом, можно сказать, что стихотворение соединяет все мотивы лермонтовской поэзии.

Жанр произведения - лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. В основе стихотворения- контраст

В первой же строчке - уже знакомый нам мотив одиночества:

Выхожу один я на дорогу…

«Я», «один». Однако слово « выхожу» нарушает привычный образ одинокого узника (Ср.: «Пленный рыцарь»). Лирический герой находится в открытом, распахнутом мире. Перед ним- дорога, над ним -небо. Человек погружён в открытую и свободную стихию природы. Мир природы наделён чертами, необычными для романтической поэзии. Здесь нет привычного погружения героя в мир разобщённости. Здесь мир характеризуется единением: путь перед героем освещён и залит лунным светом, соединяющим небо и дорогу.

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Туман тоже связующее звено: он заполняет пространство между землёй и небом. «Кремнистый путь»- указание на кавказский пейзаж.

Пространство перед лирическим героем расширяется: перед стоящим на дороге путником– пустыня

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу

Значение слова «пустыня» имеет в стихотворении два значения:

    Пространство, противопоставленное городу(Лермонтов считал город средоточием зла и порока, значит, его герою лучше держаться от него подальше);

    Открытое, большое распахнутое пространство.

Значит «пустыня»- возможность избежать пороков общества и выйти на простор.

Герой один в огромном мире, и мир этот «говорит» и «внемлет»

И звезда с звездою говорит.

Изумительны метафоры, олицетворения, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет Богу»). Поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»).Лирический герой понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира, он прекрасен:

В небесах торжественно и чудно!

Слово «чудно» тоже имеет два значения:

    Нечто прекрасное;

    Нечто чудесное

Лирический герой оказывается свидетелем какой-то тайны природы, и слово «один» приобретает новый смысловой оттенок, оттенок избранничества: только ондопущен в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства.

Спит земля в сиянье голубом

Обобщение мотива слияния земли и неба. Сон не синоним смерти, как обычно, а спокойная полнота жизни. Но полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние лирического героя.

Он сомневается в будущем:

Жду ль чего?

С горечью вспоминает о прошлом:

Жалею ли очём?

Мир природы представлен глаголами настоящего времени, для неё нет ни прошлого, ни будущего. Для лирического героя переживания настоящего момента невозможны без памяти о прошлом и мечты о будущем. Не случаен образ дороги, она понятие движения: от прошлого к настоящему и будущему.

Третья строфа полностью посвящена поэтическому «Я».Начиная с неё, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Лирический герой стремится вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы.Перекличка вопросов: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
и ответов:
Уж не жду от жизни ничего не я,(отказ от будущего) И не жаль мне прошлого ничуть (отказ от прошлого)… -

Придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни:

Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Герой хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к её сну.

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Что вкладывает лирический герой в понятия «сон» и «покой»? Здесь это не синонимы к слову «смерть», как, например, в стихотворении «Сон», а синонимы к словам «счастье», «гармония». Сон-это полнота жизненных сил. Смятение души героя образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы.

Но не тем холодным сном могилы…

Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

Я б хотел навеки так заснуть

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . В пятой строфе появляется надежда на любовь и достижения личного счастья:

Про любовь мне сладкий голос пел

И слияние с мифологической и космической жизнями:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Дуб-символ мирового дерева, соединяющего небо и землю, символ вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Дуб - это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт. Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса - подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий ) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Использование приема звукописи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.

В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой.

И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.

Во многих стихотворениях Лермонтова: «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» – звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Перед отъездом поэта в Пятигорск В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихов там было и «Выхожу один я на дорогу» . Произведение было написано в 1841 году, за несколько дней до гибели поэта.
Жанр стихотворения – лирический монолог, исповедь лирического героя, с элементами медитации. Мы можем отнести его к пейзажной и философско-медитативной лирике.
Тон лирического героя с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой и одновременно – величественный.


Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

И уже эта возвышенная интонация намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь – это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше, и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).
Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя – хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его – все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:


В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова.


Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл…

На свои старые, давно прошедшие чувства Печорин реагирует с той же силой, как и на чувства свежие, настоящие.
Поэтому так важен здесь мотив забвения, душевного отдыха, покоя. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:


Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб – это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. В начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале – «жизнь догоняет его» и он доверяется ей.
Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – это пейзаж, вторая часть – описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу – там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг .
Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифмы, катренами. Рифмовка – перекрестная. Все это придает плавность и музыкальность стиху. Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя – «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»). Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Уж не ж ду от ж изни ничего я, И не ж аль мне прошлого ничуть») и ассонансы («Но не тем хо ло дным сно м мо гилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.
Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И эта черта является характерной для многих произведений поэта.

Судьбу русского поэта начала XIX века Михаила Юрьевича Лермонтова трудно назвать счастливой. В три года оставшись без матери на попечении родной бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, он практически не знал семейного счастья, ведь бабушка была уверена, что юноше просто необходимо стать военным. Скитаясь по казармам, юноша часто испытывал чувство одиночества, может быть, поэтому мотив одиночества и становится ведущим в его творчестве. Почти в каждом стихотворении повторяются слова «один» , «одинокий» . Есть они и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» , об анализе которого пойдет речь далее.

Подобную лирику принято называть философской , и, хотя здесь присутствует пейзаж, задача данного стихотворения заключается том, чтобы подчеркнуть мысли лирического героя, тревожащие его душу и волнующие его сердце. В природе все спокойно, ничто не нарушает красоту ночного пейзажа:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

А герою не просто не спится - герою «так больно и так трудно» , что он один выходит на дорогу, видимо, чтобы насладиться красотой ночи, послушать, как «звезда с звездою говорит» , и получить душевное успокоение. Если в народной поэзии было принято использование параллелизма, чтобы через восприятие состояния природы можно было понять состояние лирического героя, то в поэзии XIX века, особенно в творчестве М. Лермонтова , Ф. Тютчева , А. Фета , проявляется другая тенденция - противопоставлять гармонию в природе и разлад в душе человека.

Подобный контраст присутствует и в произведении Лермонтова. Автор любуется умиротворенным состоянием природы, тогда как его герой мучается извечными вопросами бытия:

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Подобные вопросы обычно задают себе люди, прожившие долгую жизнь, но, по меньшей мере, странно слышать их от человека, которому исполнилось лишь 27 лет. Однако стихотворение, написанное в 1841 году, за три месяца до трагической гибели на дуэли, воспринимается как предсказание, будто само провидение водило рукой поэта.

При этом важно отметить, что герой, хотя и не ждет уже ничего от жизни, но и прошлого ему ничуть не жаль. Почти дословно напишет подобные строки через 100 с лишним лет Сергей Есенин перед тем, как добровольно уйдет из жизни: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно...» Он навсегда обрел свободу, но обрел ли покой, неизвестно.

Лирический герой Лермонтова тоже жаждет «свободы и покоя» , а для этого он хочет «забыться и заснуть» . Однако он желает навеки заснуть не «холодным сном могилы» , а так,

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Конечно, такое физически невозможно. Только те мертвецы, которых не похоронили, действительно не могут обрести покой, и их душа скитается неприкаянной. Поэт же имел в виду другое. Возможно, для него было необходимо остаться жить в своих стихах, в своем творчестве. Подобная идея «нерукотворного памятника» уже неоднократно использовалась в произведениях поэтов разного времени, начиная с Горация и заканчивая Пушкиным . Но такая идея звучит слишком монументально.

Герой стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова специально выходит один на дорогу, чтобы быть наедине с Богом. Возможно, тогда его молитва будет услышана и сбудется его горячее желание, выраженное в заключительных строчках этого произведения. Герой мечтает, чтобы всю ночь и весь день, его слух лелея, «про любовь сладкий голос пел» , а над ним «чтоб вечно зеленея тёмный дуб склонялся и шумел» .

Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса - подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий ) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Не случайно это стихотворение признано одним из лучших лирических шедевров русской поэзии начала XIX века.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова