Античная философия определение. Античная философия (общая характеристика)


Античная философия (VI в. до н. э.- V в. н. э.). - Возникновение и развитие философии в древней Греции и Риме неразрывно связаны с развитием рабовладельческого строя, сменившего первобытно-общинный строй. Основой всей жизни античного мира был рабский труд. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки...». Распад родового строя в древней Греции сопровождался возникновением городов, развитием ремесла и торговли. Рост производства, разделение труда между земледелием и промышленностью, ставшее возможным только при рабстве, колонизация и развитие торговых связей с другими народами - всё это привело к расцвету древнегреческой культуры. Под влиянием развития производства, торговли, мореплавания, а также общественной политической жизни растёт интерес к исследованию природы.

Старое религиозно-мифологическое мировоззрение всё больше уступает место стремлению проникнуть в сущность объективной действительности и законов её развития. На этой почве выросла древнегреческая философия. Она выступала как нерасчленённая, всеобъемлющая наука, как наука наук, включавшая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания. История древнегреческой философии - это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений, это борьба материалистической линия Демокрита и идеалистической линии Платона. Борьба эта была основана на противоположности мировоззрений рабовладельческой демократии и реакционной аристократии.

Можно установить три периода в развитии античной философии. Первый период - VI в. до н. э. Это - философия периода образования рабовладельческого общества. Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе (см.) и (см.). Философы милетской школы- Фалес (см.), Анаксимен, Анаксимандр - исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

У Фа-леса это - вода, у Анаксимена- воздух, у Анаксимандра - бесконечная неопределённая материя - «апейрон». Гераклит также считал началом всего сущего материальную стихию - огонь, из которого путём борьбы противоположностей происходят все формы действительности. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи. Диалектика Гераклита явилась одной из высших ступеней, достигнутых древнегреческой философией. Материалистические школы - милетская и эфесская - боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ. Представители пифагорейской школы (основатель - Пифагор) развивали мистическое учение о числе как сущности всех вещей и учение о «гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) противопоставили представлению об изменчивости и многообразии природы учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейцы своим метафизическим тезисом о неподвижном бытии, исключающем многообразие явлений и изменчивость природы, открывали дверь идеализму.

Второй период - V в. до н. э. Это - философия периода расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии. На этом этапе предмет философии расширился и углубился. На первый план выступили вопросы строения материи, теории познания, проблемы общественной жизни. Вопрос о строении материи стал в центре внимания всех трёх материалистических школ V в. до н. э., связанных с именами Анаксагора, (см.) и (см.). Анаксагор принимал за основу существующего материальные частицы -«семена вещей» («гомеомерии»), из сочетания которых образуются качественно подобные им тела.

Для объяснения движения Анаксагор вводит внешнюю силу - «нус» (мировой ум), который понимается им как тончайшее и легчайшее вещество. Эмпедокл учил о четырёх «корнях» всего сущего (огонь, воздух, вода и земля), приводимых в движение двумя материальными силами - «любовью» и «ненавистью». В атомистическом учении Демокрита античный материализм достигает высшей точки своего развития. Демокрит был «первым энциклопедическим умом среди греков»), наиболее выдающимся представителем единой нерасчленённой науки древнего мира. В основе существующего лежат, по Демокриту, два первоначала: атомы и пустота. Атомы, т. е. неделимые частицы материи, вечны и неизменны. Возникновение и уничтожение бесконечных миров и всех природных вещей - результат сочетания атомов, движущихся в пустоте.

Учение Демокрита об атомах было механистическим. У (см.), первых профессиональных учителей «мудрости» и красноречия, центром философских исследований является человек и его отношение к миру. Основная группа софистов по своим социально-политическим взглядам примыкала к рабовладельческой демократии, по философским - к материалистическому лагерю. Для другой группы софистов характерны реакционные, антидемократические воззрения. Наиболее яркий представитель софистов материалист Протагор объявляет человека «мерой всех вещей», а ощущения. - единственным источником познания. В противоположность материалистическому учению Демокрита складывается философия (см.) - главы идеалистического лагеря античной философии, идеолога аристократической реакции. Непосредственным предшественником Платона был (см.),- представитель идеалистического, религиозно-этйческого мировоззрения.

В основе философии Платона лежит противопоставление выдуманного им мира вечных и неизменных идей изменчивому, несовершенному, согласно его взгляду, миру вещей, являющемуся лишь тенью мира идей. Борясь против достижений античной науки, Платон учит о сотворении мира божественным творцом, о бессмертии и переселении душ, сводит познание к воспоминанию души о мире идей, созерцавшихся ею до вселения в тело. Общественно-политические взгляды Платона, как и его философские взгляды, были реакционными. Борьба между материалистической философией Демокрита и идеалистической философией Платона составляет центральный пункт всей истории древнегреческой философии. Уже в этой борьбе в полной мере сказались всё прогрессивное значение материализма в истории науки и реакционная роль идеализма. Борьба между философскими взглядами Демокрита и Платона была выражением политической борьбы между рабовладельческой демократией и аристократией.

Итог достижений древнегреческой философии и естествознания подводит «энциклопедическая наука Аристотеля» . (см.) выступил с опровержением платоновской теории идей. В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Материя рассматривалась им как косная и инертная, а движущим и творческим началом признавалась нематериальная форма. Аристотель сыграл значительную роль в развитии диалектики и логики. Он исследовал формы мышления. Третий период - философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества. В этот, эллинистический, период от философии, выступавшей как всеобъемлющая, нерасчленённая наука, стали отпочковываться положительные науки, частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот период (см.) и его школой.

Эпикур - материалист, атеист и просветитель - возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд видоизменений. Основное в них- концепция спонтанного (обусловленного внутренними причинами) отклонения атомов от прямой линии, в силу которого становится возможным их столкновение. Целью философии Эпикур считал счастье человека, для достижения которого надо освободиться от религиозных предрассудков и овладеть знанием законов природы. Последователем и популяризатором учения Эпикура в древнем Риме был (см.) (I в. до н. э.). Начиная с III-II вв. до я. э. в результате общего кризиса и разложения рабовладельческого строя происходит упадок философии. Разнообразные школы эллинистической и римской эпохи (академики, стоики, скептики и др.) выражают явную деградацию философской мысли в сторону идеализма и мистики.

Представители идеологии империализма прибегают к фальсификации античной философии для борьбы с современным материализмом и наукой. Особую ненависть реакционеров вызывают материалистические учения. Демокрит, Эпикур и другие античные материалисты объявляются безнравственными и не достойными названия философов. Одновременно делаются попытки возродить реакционное учение Платона об идеях и «идеальном» государстве, приспособить это учение для пропаганды религиозной мистики и политики эксплуататорских классов.

Классики марксизма-ленинизма высоко оценили представителей древнегреческого материализма и диалектики. Энгельс указывал, что древнегреческие философы были «прирожденными стихийными диалектиками» («Анти-Дюринг», 20) и рассматривали природу без идеалистических шор. Ленин в своём конспекте гегелевских «Лекций по истории философии» клеймит все попытки идеалиста Гегеля принизить значение материалистических идей Демокрита и Эпикура. В работе « » (см.) Ленин противопоставляет линию Демокрита и линию Платона в философии как выразителей материализма и идеализма. И. В. Сталин в своей работе «О диалектическом й историческом материализме» отмечает значение древнегреческой диалектики.

Содержание статьи

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Источники изучения.

Большинство текстов греческих философов представлены в средневековых рукописях на греческом языке. Кроме того, ценный материал представляют собой средневековые переводы с греческого на латынь, сирийский и арабский языки (особенно в случае, если греческие оригиналы безвозвратно утрачены), а также ряд рукописей на папирусах, отчасти сохранившихся в г. Геркулануме, засыпанном пеплом Везувия – этот последний источник информации об античной философии представляет единственную возможность изучать тексты, написанные непосредственно в античный период.

Периодизация.

В истории античной философии можно выделить несколько периодов ее развития: (1) досократики, или Ранняя натурфилософия; (2) классический период (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); (3) эллинистическая философия; (4) эклектизм рубежа тысячелетий; (5) неоплатонизм . Для позднего периода характерно сосуществование школьной философии Греции с христианским богословием, которое формировалось под существенным влиянием античного философского наследия.

Досократики

(6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа , Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа , Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию. Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

Классика древнегреческой мысли

(кон. 5–4 в.). Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии. Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии. Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения. Своеобразие платонизма составляла т.н. теория идей. Согласно ей видимые предметы есть лишь подобия вечных сущностей (идей), образующих особый мир подлинного бытия, совершенства и красоты. Продолжая орфико-пифагорейскую традицию, Платон признавал душу бессмертной, призванной к созерцанию мира идей и жизни в нем, для чего человеку следуют отвращаться от всего материально-телесного, в котором платоники усматривали источник зла. Платон выдвинул нетипичное для греческой философии учение о творце видимого космоса – боге-демиурге. Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею «удвоение» мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.

Эллинистическая философия

(кон. 4 в. до н.э. – 1 в. до н.э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья. Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям.

Рубеж тысячелетий

(1 в. до н.э. – 3 в. н.э.). В период поздней античности полемика между школами сменяется поиском общих оснований, заимствованиями и взаимным влиянием. Развивается тенденция «следовать древним», систематизировать, изучать наследие мыслителей прошлого. Получает распространение биографическая, доксографическая, учебная философская литература. Особенно развивается жанр комментария на авторитетные тексты (прежде всего «божественного» Платона и Аристотеля). Это было во многом связано с новыми изданиями трудов Аристотеля в 1 в. до н.э. Андроником Родосским и Платона в 1 в. н.э. Фрасиллом. В Римской империи, начиная с конца 2 в., философия становится предметом официального преподавания, финансируемого государством. Большой популярностью в среде римского общества пользовался стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), но все больший вес приобретали аристотелизм (наиболее яркий представитель – комментатор Александр Афродисийский) и платонизм (Плутарх из Херонеи, Апулей, Альбин, Аттик, Нумений).

Неоплатонизм

(3 в. до н.э. – 6 в. н.э). В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм). Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский). Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.

В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. Широкое разнообразие и богатство античной философской мысли обусловили ее неизменно высокую значимость и огромное влияние не только на средневековую (христианскую, мусульманскую), но и на всю последующую европейскую философию и науку.

Мария Солопова

Это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности.
Возникновение и формирование античной философии шло в русле общественной жизни, в рамках определения отношения человека к миру. Оно осуществлялось через критику антропоморфизма мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум.
Если хаос воспринимался как бесформенное, неопределенное состояние мира, его первоначало, то под космосом подразумевалось упорядоченное, целостное понимание мира. А вся жизнь природы, человека и общества представлялась как движение от хаоса к космосу. Для описания этого движения в греческой философии были созданы понятия "материи" и "идеи": под материей понималась некая потенция, а идея воспринималась как формообразующий принцип, как космическое творчество.
Материя и идея ассоциировались с определенным веществом, что было вполне нормально для античного мира с его пассивно-созерцательным восприятием действительности. Познание мира ограничивалось внешней, феноменальной стороной природных явлений и фактов. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начала и в своем единстве обеспечивали многообразие предметной реальности мира как чувственно-материального космоса.

Космос
Абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный.

Материя
Пассивное начало космоса, потенция любых явлений действительности.

Идея
Активное начало космоса, формообразующий принцип бытия.

Душа
Это то, что связывает материю и идею.
Ум
Целесообразная заданность мира, орган управления им.

Судьба
Непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.

Периодизация истории античной философии

* Натурфилософский период - 7 - 5 вв. до н.э.
* Антропологический период - 5 - 3 вв. до н.э.
* Систематический период - 3 - 2 вв. до н.э.
* Этический период - 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.
* Религиозный период - 3-4 вв. н.э.

Натурфилософский период

Главные проблемы

* Проблема первоначала космоса;
* Единство и разнообразие мира.

Основные направления и школы

* Ионийская (Милетская) натурфилософия.
* Пифагорейский союз.
* Элейская школа.
* Атомисты.
* Гераклит Эфесский.



Ионийская натурфилософия

Главное в этой философии
Представлена Милетской школой. Главное в ней - учение о субстанции, под которой понималась чувственно воспринимаемая материя. Наиболее известные имена: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Фалес
Основополагающим началом считал воду, жидкость.

Анаксимандр
Субстанциальное начало космоса - апейрон.

Анаксимен
Всякая материя возникает из сгущения и разжижения воздуха.

Пифагорейский союз
(Основан Пифагором (570-496 гг. до н.э.)

Главное в учении Пифагора

* Форма есть активное начало, превращающее аморфную материю в мир осязаемых и познаваемых вещей.
* Число есть первоначало сущего. Все соисчислимо.
* Математика - главная наука.

Элейская школа

Главное у элеатов
Основное в этой философии - учение об абсолютности бытия. Истинное бытие неизменно, неделимо, безначально, бесконечно, всеобъемлюще, недвижимо. Наиболее известные представители: Ксенофан, Зенон, Парменид.

Ксенофан
(570-478)

Является основателем школы. Утверждал, что целостность и неделимость бытия обеспечивает Бог, обладающий всеми возможными совершенствами. Считается предшественником античного скептицизма.

Парменид
(520-460)
Его считают ключевой фигурой в раннегреческой философии. Главное у Парменида - учение о бытии как едином, неизменном, всемогущем и всеблагом. Он противопоставляет бытие и небытие, истину и мнение, чувственное и умопостигаемое. Написал трактат "О природе".

Зенон
(480-401)
Знаменит своими апориями, - аргументами против возможности движения: "Дихотомия", "Стрела", "Движущиеся тела". Зенон не признавал никакой другой реальности, кроме пространственно протяженной.

Атомисты

Главное в атомизме

Получили свое название из-за того, что центральным понятием их философии является атом. Абсолютного бытия не существует. Есть только относительное бытие, характеризующееся возникновением и уничтожением. В основе бытия - множество самостоятельных атомов, сочетание которых образует вещи. Атомистами были Левкипп и Демокрит.

Гераклит Эфесский
(520 - 460 гг.)

Главное в философии Гераклита
* Все находится в постоянно меняющемся состоянии.
* Началом всего сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности.
* Идея упорядоченности и соразмерности мира выражена в понятии Логоса.
* Считается создателем диалектики, понимаемой как учение о единстве противоположностей. Ему приписывают изречение: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
* Основной философский труд: "О природе".

Антропологический период
(4 - 3 вв. до н.э.)

Этот период связан с началом кризиса античного общества. Косвенным свидетельством этого служит появление и распространение идей, пропагандирующих релятивизм и субъективизм. В философии на первый выдвигается дискурсивный, логический подход к вещам. Отрицается возможность универсалий в познании и практике. "Модными" становятся софисты - платные учителя мыслить и говорить. Их интересовала не истина, а само искусство спорить, достигать победы за счет использования формально-логических приемов, казуистики, введения оппонента в заблуждение.

Главное в софистике
* Общей чертой софистики считают релятивизм, нашедший выражение в высказывании Протагора: "Человек есть мера всех вещей".
* Софисты противопоставляли природу как устойчивую и постоянную часть реальности обществу, живущему по изменчивым законам.
* Софисты разрабатывали негативную форму диалектики. Они занимались учительством, призывали людей защищать любую точку зрения, ибо абсолютной истины не существует.
* Термин "софистика" стал нарицательным. Софистом называют человека, занимающегося пустыми разговорами, затемняющего при споре существо дела.
* Основные представители софистики: Протагор и Горгий.

Систематический период
(3 - 2 вв. до н.э.)

На смену разрозненным учениям о субстанции, познании, человеке приходят попытки системного анализа. У первых представителей философии этого периода налицо отрицательное отношение к софистике. Познание и практика согласуются через нравственную деятельность. Целью познания объявляются общезначимые понятия. Главные представители систематического периода: Сократ, сократики, Платон, Аристотель.

Философия Сократа
(470-390 гг.)

Главное у Сократа
* Основной задачей философии он считал отыскание всеобщих определений нравственности;
* Самой лучшей формой философствования является диалог. От него пошло и первоначальное значение термина "диалектика": вести беседу, рассуждать;
* Высоко оценивал роль познавательной деятельности в общей структуре духовности человека;
* Наихудшей формой государственного устройства считал демократию, резко и язвительно её критиковал;
* После установления в Афинах власти демоса, за неверие в государственных богов и развращение молодежи, был приговорен к смерти и умер, выпив по приговору суда чашу с ядом;
* Принципиально не записывал свои мысли и поэтому после него не осталось письменных работ. Идеи Сократа дошли до нас, в основном, в изложении Платона.

Сократические школы

Созданы учениками и последователями Сократа. Распространяли и развивали его философию, критиковали софистов. Выделяют три основных школы сократиков: киренаики, киники, мегарики.

Тема 2 Античная философия

1. Основные характеристики.

2. Досократическая философия.

3. Классическая античная философия.

Основные характеристики

Античная (античность – древность) охватывает примерно 7 века до нашей эры и 5 века нашей эры.

Особенности античной философии:

а)космоцентризм – понимание мира, как космоса, упорядоченного и целесообразного целого (в противоположность хаосу);

б)диалектика – представление о непрерывной изменчивости Космоса, которая однако ничего нового не порождает. (идея круговорота);

в)аисторизм – не понимание исторического развития;

г) гелозоизм – одушевление всего Космоса.

Досократическая философия

Античная философия проходит 3 стадии своего развития: досократическая (зарождение), классическая (рассвет), эллино-римская (закат).

Досократические школы: Пифагорейская, Милетская, Элейская.

Пифагорейская школа – это закрытая организация полувоенного типа. Основоположник Пифогор. Его ученики: Метродар, Филолай. Они за первооснову мира брали число. «Все есть число». Число – это самостоятельная сущность, Субстанция. Числовые соотношения лежат в основе всех свойств вещей.

Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет). Основоположник - Фалес. Другие представители: Анаксимен, Анаксимандр. Эти философы понимали субстанцию как первоматериал, из которого все возникло. То есть под субстанцией понималось вещество. По Фалесу, субстанция – это вода, по Анаксимену – воздух. По Анаксимандру – апейрон - вещество особое, не наблюдаемое, неопределенное.

Впервые идеи того, что явление и сущность суть не одно и то же, высказали элеты (6-5 в. до н.э., г. Элея). Представители: Ксенофан (основоположник), Парменид, Зенон Элейский. Поэтому они считаются первыми философами, учение которых имеет глубоко философский характер. Элеаты полагали, что основание чувственно воспринимаемого мира (непосредственно данного в опыте) лишь умопостигаемо (постижимо разумом). То, что нам является и то, что есть на самом деле - различны. Они ввели в философию категории бытия и небытия. Под бытием понимали то, что существует (все сущее), а под небытием – все, что не существует. Они полагали, что ытие едино и неподвижно. Бытие есть Мысль (бытие=мышление). В доказательство того, что бытие неподвижно, Зенона разработал апории (неразрешимые противоречия) – рассуждения, с помощью которых обнаруживается несостоятельность разума в деле доказательство движения в мире. Это такие апории как “Стрела”, “Дихтомия”, “Ахиллес и черепаха”. Они призваны доказать, что попытка мыслить движение ведет к противоречию. Следовательно, движение –это только видимость. Субстанция неподвижна. Именно поэтому элеатов называли “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу, основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется метафизическим. В Древней Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть, но никто не мог.

Противоположгый метод познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит. “Космос и планеты – это куски застывшей лавы, на них возникла жизнь. Этот космос возник после очередной катастрофы. Когда-нибудь огонь вернется к самомму себе. «Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами потухающим”. Таким образом, сущность субсианции (огня) – это вечное движение. “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”. Его ученик Кратил утверждал, что и однажды нельзя войти в одну и ту же воду.

Модель подвижной субстанции была разработана в рамках античного атомизма. Представители: Левкипп, Демокрит. Они за первооснову мира брали атомы – неделимые, мельчайщие материальные частицы, основными свойствами которых являются величина и форма. Демокрит: ”Атомы вечны, неизменны, внутри них нет пустотоы, но пустота их разделяет”. Между атомами тела человека находятся “шарики” души. Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). Число атомов и разнообразие их бесконечно. Вечное свойство атомов – движение. Движение – внутренний источник. Атомы парят в пустоте. Сталкиваясь, они изменяют направление. Соединяясь, образуют тела. Свойства тел зависят от вида и соединения атомов. Т.к. движение атомов происходит по строгим законам, все в мире предопределяется необходимостью. В мире нет никаких случайностей (детерминизм).

В период эллинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура, который основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определял атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно, но число их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило свободное падение атомов в пустоте. При отклонении их от вертикального падения они сталкиваются, в результате чего возникает мир. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение атомов от первоначальной тректории в неопределенном месте и в неопределенное время. Он тем самым допускал существование случайностей, что для человека означает свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном пространстве и не вмешиваются в дела людей. Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

Классическая античная философия

Классическая античная философия охватывает 5-4 века до нашей эры. В этот период возникает великие философские учения, которые определили дальнейший ход философской мысли Запада. Представители: Сократ – основоположник, Платон, Аристотель.

Философская школа Платона в Афинах называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма. Его концепция: существует два мира – чувственно воспринимаемый мир вещей и умопостигаемый мир идей – эйдосов. В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея Блага. Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. Вещь образуется соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное первоначало Платон называл «хора» - материя. Это пассивное мертвое вещество, которому не присуща внутренняя организация. Так было положено начало идеализму.

Аристотель – философ энциклопедического ума. Он впервые систематизировал все научное знание того времени. В то время все научное знание принято было называть философией. Аристотель науку делит на теоретическую, практическую и творческую. Теоретические науки – философия, физика, математика. Именно они и, в первую очередь философия, обнаруживают неизменные начала сущего. Философии он отводит особую роль. Она занимается познанием первоначал, первопринципов мира, проблемы познания человека и самого познания (проблема различения истинного и ложного знания).

Аристотель не сомневался в реальности мира. «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований». Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже».

Принципиальное место в философии Аристотеля занимает учение о материи и форме. «Я называю материей то, из чего возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и первая форма - форма форм, что и является Богом.

Тема 1.3 Выдающиеся философы античности

Основные понятия и термины по теме: синкретичность, космоцентричность, натурфилософия, гуманизм, эллинизм, неоплатонизм, идеализм, Эйдос, гедонизм, атараксия, киники, стоики, апейрон.

План изучения темы:

  1. Особенности античной философии.
  2. Пять этапов античной философии.
  3. Воззрения античных философов.

Краткое изложение теоретических вопросов

Вопросы по инфографике

1. Назови и дай характеристику двум особенностям античной философии.

2. Как называлась школа Аристотеля и кто был его учеником?

3. Кого из античных мыслителей приговорили к смертной казни? Как именно проходила сама казнь?

4. Соотнесите между собой;

Применял метод спора
Диоген Был из греческого полиса Кития
Ввели понятие «атома» — неделимая частичка
Зенон Его учителем был Платон
Сократ Его школа называлась «академия»
Аристотель
Левкипп, Демокрит Называл себя «собакой»
Считается первым в мире нарурфилософом
Эпикур Софист, оппонент Сократа
Считал первоисточником жизни апейрон
Платон Называл себя «собакой»
Протагор Его настоящее имя – Аристокл; он был учителем Аристотеля
Фалес Его школа называлась «лицей»
Анаксимандр Его школа называлась «Сады», ввел понятие атараксии

В споре рождается истина

(Сократ)

  1. Особенности античной философии.

Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э.

К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая

черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его“Иллиаду” и “Одиссею” , оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все “античные философы и мыслители “вышли из Гомера”. А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.

Вначале философия выступает в форме мудрствования.

Так, “семь мудрецов”:

1) Фалес Милетский,

2) Питтон Митиленский,

3)Биант из Присны;

4) Солон из Азии;

5) Клеобул Лионтийский;

6) Мисон Хенейский;

7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей.

В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок:

“Чти отца своего” (Клеобул),

“Знай свое время” (Питтон);

“Плохое в своем доме скрывай” (Фалес).

Они носили скорее характер полезных советов, чем философских высказываний. В полезности и выражается их ограниченный, но рациональный смысл. В силу чего они являются общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, “больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе”, “Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть”. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка.

Именно Фалес считается первым философом!

Но уже в рамках “Милетской школы философов” формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундаментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования? Ответ на такие вопросы нельзя получить на основе своего жизненного опыта, а лишь посредством мышления в абстрактных, обобщенных понятиях.

“Милетские философы” обозначают объективно существующую природу особым понятием “космос”, (в греческом языке – вселенная, мир) . Отсюда появляется один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание).

Согласно Диогену Лаэрцию, Пифагор был первым , кто назвал Вселенную«Космосом».

Особенности античной философии:

синкретичность (человек - часть природы);

космоцентричность (человек есть часть космоса – вселенной).

Для античной философии характерен поиск смысла жизни через понятия любви, свободы, счастья, гармонии.

  1. Пять этапов античной философии.

1. Натурфилософы (досократики): Фалес (вода), Гераклит (огонь), Демокрит, Левкипп (атом), Пифагор (число), Анаксимандр (апейрон). Все натурфилософы пытались найти «первоисточник» жизни.

2. Гуманистический период : Сократ, софисты (Протагор). Сократ первым обратил внимание на то, что человек отличается от всего живого на Земле своей Душой, поэтому философия становится гуманистической, т.е. изучающей человека.

3. Классический период: Платон (идеализм), Аристотель (логика). Платон и Аристотель считаются теоретиками философии.

4. Эллинизм: киренаики (Аристипп), гедонизм (Гегесий), эпикурейцы (Эпикур), киники (Диоген из Синопа), стоики (Зенон из Кития). Эпоха эллинизма дает начало практической философии (философы не только теоретически обосновывают свои идеи и живут согласно им, например, Диоген жил в бочке).

5. Неоплатонизм: Плотин.

Как уже было сказано, первым философов принято считать Фалеса – натурфилософа.

Уроки философии в тот период как правило проводились на улице, в форме разговора между учителем и его учениками

  1. Воззрения античных философов.

Гераклит Эфесски й

«О природе»

«Все течет, все меняется.-

В одну и ту же реку нельзя войти дважды»

Огонь - наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода - лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода - в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем - остыла.

Фалес Милетский

Первый философ

(ионическая школа)

« Что трудно? - Познать самого себя. Что легко? - Давать советы другим.»

Фалес полагал, что все [рождается] из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения - дух, «гнездящийся» в воде.


Пифагор Самосский

«Начало - половина целого».

«По торной дороге не ходи»

«Не разламывай хлеб надвое»

«Не ешь сердца своего»

В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир - значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.


Анаксимандр Милетский

представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса.Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввел термин «закон» , применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»). Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало - апейрон - которому присуще непрерывное движение.

Демокрит А бдерский,

ученик Левкиппа , один из основателей атомистики.

«Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие».

«атом » - неделимая частице вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей

……………………………………………………… Парменид и з Элеи

«О природе»

«Бытие есть, а небытия - нет».

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие , тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

«Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет».

СОКРАТ 469 г. до н. э., - 399 г. до н. э., древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов».

Его деятельность - поворотный момент античной философии.

Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика Сократа – искусство спора ) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Майевтика - метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

«В споре рождается истина»

«Я знаю только то, что ничего не знаю».

«Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!»

Познай себя и ты познаешь самое главное….

ПЛАТОН 428 или 427 до н. э., - 348 или 347 до н. э., - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя - Аристокл, Платон - прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Сочинения Платона написаны в форме высокохудожественныхдиалогов.

Основатель философского направленияидеализма.

Мир подчиняется Идее (Эйдос) - живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи. Идеи - основа всего мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей (вода, деревья и весь остальной материальный мир - существует, но людям остаются неизвестны причина их существования, предназначение, смысл их бытия). Высшая идея (главная) - идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество.

«Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях».

АРИСТОТЕЛЬ 384 до н. э., - 322 до н. э., - древнегреческий философ и учёный.

С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского.

В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Перипате́тики (от греч, «прогуливаться, прохаживаться») Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: о материи и форме, действующей причине и цели, возможности и осуществлении.

Материя - многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи

Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Энтеле́хия - внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат;

«Платон мне друг, но истина дороже» «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»

СОКРАТ – ПЛАТОН- АРИСТОТЕЛЬ

(три кита философии)

Философы эпохи эллинизма.

ЖИЗНЬ – удовольствие

ГЕДОНИЗМ

Основоположником считается Аристипп (435-355 гг. до н.э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристиппу находится именно в физическом удовлетворении.

КИРЕНАИКИ или киренцы,последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. Представитель – Гегесий . По учению этой школы, единственная цель в жизни - наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом добродетель - уменье господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую. Гегесий же приходил к отрицательным результатам. Удовольствие или недостижимо, или обманчиво, и решительно перевешивается страданием.

ЭПИКУРЕЙСТВО Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью атараксии - освобождения от боли и беспокойства, не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.

ЖИЗНЬ - умеренность

КИНИКИ .

(в переводе- «собака »)

Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, - Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:- простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;- умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;- верность, храбрость, благодарность

Диоген из Синопа. Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья винную бочку, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».

СТОИКИ

Основатель школы – Зенон из Кития . Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость. Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность. Стоический идеал - апатия , свобода от подобных аффектов.

Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит . (Сенека)

Гераклит

его еще называли «Темным» философов, потому что свои идеи он выражал витиевато, то есть сложно для понимания.

В философии Гераклита мы находим азы диалектики (движения). «Жизнь» философ ассоциирует с «борьбой», а смерть - с постоянством (неизменчивостью). источником «Жизни» выступает «борьба» (война, конфликт).

Вспомним историю! Именно благодаря тому, что Петр Первый выбрал в качестве соперников России сильнейшую армию Шведов, наша страна смогла создать одну из лучших армий и сильнейший флот.

А вот еще история: подчиненная настолько не любила своего босса, что всегда педантично вчитывалась в его бумаги. что бы прокритиковать его. Когда она решила уволится, босс расстроился. почему? Ненавидя его одна реально находила ошибки в тексте! Так кто оставался в выигрыше?

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения

На основе философских концепций гедонистов, эпикурейцев, киников, стоиков напишите доклад (выступление) на одну из тем:

— «Сократ и Платон – учителя европейской цивилизации»

— «Сократовская ирония»

— «Проект утопического государства Платона»

— «Древнегреческие циники (Диоген из Синопа). Цинизм в современном мире»

— «Смысл жизни: удовольствия или умеренность?»

  1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wik
  2. Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т.1. – М., 2000г.

Форма контроля самостоятельной работы

Работа выполняется в электронной форме и высылается на проверку с указанием № группы, Ф.И.О. студента преподавателю на почту.

Вопросы для самоконтроля