Атомная подводная лодка размеры. Самые большие подводные лодки в мире

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект – АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет. Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалёв

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.


Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием - «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.

Компоновка и размеры

Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.

«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина - почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

И еще одно сравнение — средняя длина футбольного поля 105-110 метров. Теперь наглядно:

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла бы обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

В строю

Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы - две в резерве и одна - «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».

XIX век ознаменовался рядом научно-фантастических предсказаний. Одним из таких, казалось, невероятным, проектом была подводная лодка «Наутилус», придуманная писателем Жюлем Верном. К тому моменту существовала лишь одна цельнометаллическая субмарина, с которой запускались ракеты – подводная лодка российского учёного Шильдера.
Однако уже вскоре технический прогресс всех стран был вынужден изготавливать подобные корабли в связи с нагрянувшими военными действиями. Во время Гражданской войны в США при помощи субмарины был потоплен первый корабль. Уже в Первую Мировую войну подводным флотом обладали все ведущие страны. Субмарины были признаны как эффективное орудие для ведения боевых действий.
С тех пор многое изменилось: субмарины стали выпускаться разных размеров, от самых небольших до гигантских, с собственными атомными реакторами на борту. Подводные лодки используют не только в военных целях, но и в мирных – в качестве исследовательских баз.

10. Астьют (Эстьют)

Субмарины класса «Астьют» эксплуатируются флотом Великобритании. На 2014 год эти подлодки являлись самыми передовыми из спроектированных в Англии. К 2018 году было завершено строительство 3 таких лодок, и ещё 4 готовятся к спуску на воду. В 2012 году испытания этих субмарин завершились успешно, и «Астьюты» продемонстрировали свою способность к эффективному запуску двух «Томагавков» одновременно, для успешного поражения цели.
Имена подлодок этого класса – Эстьют, Эмбуш, Артфул (на данный момент действующие), Одейшес, Ансон, Агамемнон (заложены и ожидают завершения) и Аякс (подписан контракт на выпуск).
Длина этих лодок достигает 97 м в длину, глубина погружения – 300 м, водоизмещение – 7 800 т. «Астьют» оснащён 6 ТА по 480 мм, ракетами типов «Томагавк» и «Гарпун» и дополнительными ТА калибром 533 мм.

9.

«Seawolf» — американский ответ советским крейсерам «Щука-Б» во время Холодной войны. Изначально было запланировано строительство двенадцати таких субмарин, однако, до 1998 года было запущено всего 3, после чего проект утратил свою актуальность.
Протяжённость корпуса «Сивулфа» — 107,6 м. Предельная глубина погружения – 600 м. Скорость движения лодок этого класса составляет 18 узлов. Надводное водоизмещение – 10 500 т, подводное – 12 200 т. Вооружение на этих кораблях включает в себя 8 ТА 660 мм, торпеды и ракеты типа «Томагавк».

8. Кондор

«Кондор» является первой из гигантских субмарин на вооружении российского флота. К 2018 году на вооружении нашей армии стоят два крейсера «Кондор», длина каждого из которых составляет 110,5 м.
Корпус «Кондоров» выполнен из титанового сплава, который гораздо легче и прочнее стандартных металлов, что позволяет кораблю погружаться на большие глубины, в сравнении с предшественницами, и делать это гораздо незаметнее для вражеской разведывательной аппаратуры.
Действуют два представителя этого типа подлодок: «Зубатка» и «Окунь». В будущем планируется модернизация обоих кораблей на ЦС «Звёздочка». Это означает полный ремонт и отладку систем субмарин, а также установку новейших навигационных систем и комплекса крылатых ракет «Калибр».
Предельная глубина погружения «Кондора» — 600 м. Подлодки этого класса могут развивать скорость до 35 узлов под водой. Водоизмещение –10 400 т. Вооружение «Кондора» состоит из 6 ТА 533 мм, торпед и крылатых ракет типа «Гранат», а также 8 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1».

7.

Несмотря на то, что «Щука-Б» несколько уступает «Кондору» в длине (111,7 м), она несколько «грузнее», имея свыше 13 метров в ширину. «Щука-Б» — советская разработка, одна из крупнейших атомных подводных лодок на момент своего выпуска. В отличие от собранных позднее «Кондоров», «Щука» имеет стальной корпус.
Проект 971 существовал с 1983 по 2001 год, перейдя в юрисдикцию Российской Федерации. За период своего выпуска проект претерпел несколько пересмотров и внесённых изменений. В результате модификации «Щуки» получили названия «Нерпа», «Гепард» и другие, а на западе их называют «Improved Akula».
К 2018 году осталось 4 действующие субмарины этого класса. На их вооружении стоит по 4 ТА 650 мм и 2 – по 533 мм, ракетные комплексы Калибр-ПЛ и «Стрела-ЗМ». Предельная глубина погружения «Щуки» — 600 м, водоизмещение 12 700 т.

6.

Одна из немногих стран Европы, имеющих на вооружении гигантские субмарины – Франция. Подлодки класса «Триумфан» строились в период с 1989 по 2009 годы. На воду было спущено 4 из запланированных 6 единиц.
Длина каждой составляет 138 метров. Предельная глубина погружения – более 400 м. Оснащение – четыре торпедных аппарата 533 мм, 10 торпед, 8 крылатых ракет типа Exocet SM39. Водоизмещение – 14 300 т.

5.

Четыре субмарины класса «Вэнгард» стоят на вооружении Британского флота. Это атомные гиганты длиной почти 150 метров, строительство которых началось в девяностые годы прошлого столетия.
Борт «Вэнгардов» оснащён четырьмя ТА калибра 533 мм, шестнадцатью ракетами Trident II D5 и торпедами. Предельная глубина погружения – 400 м. Соответствие надводного и подводного водоизмещения – 15 100 и 15 900 т.

4. Дельта

«Дельта» — не отдельный класс, а собирательное название серии атомных субмарин, разработанных в СССР. В «Дельту» вошли подлодки серий «Кальмар», «Дельфин», «Мурена» и «Мурена-М».
Самая совершенная из модификаций «Дельты» — «Дельфин» имеет длину 167,4 м. Было построено 7 «Дельфинов», 5 из которых до сих пор находятся на вооружении российского подводного флота.
«Дельта» оснащена 4 ТА 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и до 8 зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1». Предельная глубина погружения – до 650 метров. Надводное водоизмещение – 11 700 т, подводное – 18 200 т.

3.

«Огайо» — самые крупные подлодки, стоящие на вооружении США. На сегодняшний день они активно патрулируют границы страны, проводя под водой до 60% времени. При этом подлодки этой серии довольно старые – первая из них была спущена на воду в 1081 году. Длина ядерного гиганта «Огайо» составляет 170,7 м.
«Огайо» за счёт своих огромных размеров способна перевозить больше 20 ракет типа Трайдент II и свыше 150 ракет типа «Томагавк». Для запуска снарядов на «Огайо» предусмотрены 4 ТА 533 мм. Водоизмещение Огайо составляет 18 800 т.

2.

«Борей» несколько уступает «Огайо» в протяжённости корпуса (170 м), зато почти на метр шире, за счёт чего имеет большее водоизмещение. Это российская подводная лодка, являющаяся одной из самых передовых разработок в мире. До 2027 года Россия планирует запуск 14 кораблей этого типа. Планируется, что «Борей» заменит «Дельты» и «Акулы», речь о которых пойдёт дальше.
«Борей» может развивать скорость движения до 29 узлов. Водоизмещение «Борея» — 24 000 т. Оснащение субмарины – 6 ТА 533 мм, 6 средств гидроакустического противодействия калибра 324 мм, торпеды, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр», а также 16 ПУ комплекса «Булава». «Борей» поистине можно назвать смертоносным.

1. Проект 941 «Акула»

Крупнейшая из существующих субмарин – отечественная «Акула», известная на Западе как «Тайфун». «Акулы» были разработаны в ходе Холодной войны для противодействия американской угрозе. Длина этого стального ядерного хищника – 172,8 м. Надводное водоизмещение – свыше 23 000 т., подводное – 48 000 т. Стратегическое назначение проекта заключалось в длительной «засаде» за полярным кругом, откуда по плану должны были быть запущены баллистические ракеты по вражеским берегам.
«Акулы» были построены для длительного автономного плавания. В высоту эти корабли сравнимы с современными девятиэтажными домами. Внутри каждого крейсера из Проекта 941 располагались пять жилых блоков, в которых экипаж имел доступ к тренажёрным залам, бассейнам и даже настоящей бане. Обстановка и меблировка помещений больше походили на роскошную гостиницу, чем на военный объект. Даже дверные проёмы в помещениях подводных гигантов были полноразмерными, в отличие от большинства других подводных лодок.
Всего было построено шесть кораблей из серии Проекта 941. К сожалению, просуществовали они недолго – менее чем через 10 лет они были списаны из-за высоких расходов на их содержание. На данный момент на плаву остаётся лишь одна модифицированная субмарина из этой серии – «Дмитрий Донской». Она служит для испытания баллистических ракет типа «Булава».

Пока вы читаете эти строчки, где-то далеко (а может и не столь далеко) от вас бороздят моря бесшумные убийцы, скрывающиеся под толщей воды. Они огромные, мощные и смертоносные, способные месяцами таиться в глубине, чтобы однажды нанести решающий удар.

Нет, речь не о новом фильме ужасов и не о документальном видео «из жизни акул». В этой статье вы, уважаемые читатели, найдете ответ на вопрос о том, какая подлодка достойна носить титул самой большой в мире , и какие страны могут себе позволить сооружать таких стальных гигантов.

А совсем недавно мы знакомили читателей с 10 в мире.

Десятая по величине подводная лодка в мире — это самая большая, самая передовая и самая мощная из подводных лодок, когда-либо эксплуатируемых Королевским флотом Великобритании. Ее размер — 97 метров в длину и 11,3 метра в ширину.

В класс «Астьют» входят три субмарины, а строительство еще четырех ведется. На случай если придется вступить в бой, субмарина вооружена шестью 48 ракетами или торпедами, крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедными аппаратами (ТА) 533 мм.

В 2012 году «Астьюты» доказали свою способность запускать ракеты «Томагавк», успешно выстрелив двумя ракетами с территории Мексиканского залива и точно поразив цели на испытательном полигоне в Северной Флориде.

9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м

Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989-1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.

Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.

Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м

Первая, но не единственная среди самых больших подводных лодок в России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора», длиной 110,5 метра, и шириной 12,2 метра.

Корпус подводных лодок класса «Кондор» выполнен из легкого и прочного титана, что позволяет субмарине достигать большей глубины и снижает уровень издаваемого шума. Из вооружения «Кондоры» могут похвастаться шестью торпедными аппаратами 533 мм, 40 торпедами, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» и 8 ПУ ПЗРК «Игла-1» и «Игла».

7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.

Проект «Щуки-Б» (1983-2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.

В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».

6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м

Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, способных себе позволить строительство огромной, тяжелой и дорогостоящей подводной лодки. С 1989 по 2009 годы были построены четыре субмарины класса «Триумфан» длиной 138 и шириной 12,5 метра. Изначально планировалось сооружение шести единиц, но планы ВМФ Франции изменились из-за развала Советского Союза.

«Триумфаны» вооружены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, 10 торпедами, 8 крылатыми ракетами Exocet SM39, запуск которых осуществляется из ТА и ракетами типа M45 и M51.

5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м

Гордость британского флота, длиной свыше 149 метров и шириной более 12 метров. В серию «Вэнгард» входят четыре атомные подлодки, история которых началась в 90-х годах двадцатого века. Строили их в огромном крытом эллинге (цех для строительства или ремонта) длиной 260 и шириной 58 метров. Его размеры позволяют строить не только атомные субмарины, но и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

Изначально планировалось собрать 6 или даже 7 подлодок, но с распадом СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подлодок как одном из средств ядерного сдерживания.

На борту «Вэнгардов» находится четыре ТА калибра 533 мм, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.

4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м

Таково собирательное обозначение сразу четырех типов стратегических атомных подлодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов:

  1. «Мурена».
  2. «Мурена-М».
  3. «Кальмар».
  4. «Дельфин».

Длина последней модификации — «Дельфина» — составляет 167,4 метра, а ширина — 11,7 метра. Эта великая стальная рыба была введена в строй в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в ВМФ РФ.

Врагам «Дельфинов» не поздоровится, ведь они оснащены четырьмя ТА калибра 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от 4 до 8 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».

3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м

Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).

Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.

Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.

2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м

Вторым номером в списке крупнейших субмарин вновь идет российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» начал осуществляться в 2011 году, и в мае 2018 года стало известно, что до 2027 года планируется построить 14 кораблей этого типа.

В перспективе именно «Борей» придет на смену первому и четвертому номерам в нашем списке.

Размеры подлодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Эта фигуристая смертоносная красавица может идти под водой со скоростью 29 узлов, и оснащена шестью торпедными аппаратами 533 мм, шестью средствами гидроакустического противодействия 324 мм, торпедами, торпедоракетами и крылатыми ракетами (в том числе «Ониксами» и «Калибрами»), а также 16 ПУ комплекса «Булава».

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Документальное видео – Проект 941 «Акула»

Тихие, почти беззвучные, они таятся в глубинах моря. Они могут проводить многие месяцы под водой. При этом они достаточно сильны, чтобы уничтожить немалую часть планеты. Вот самые большие подлодки в истории.

Подводные лодки класса «Акула», Советский Союз/Россия, 48 тысяч тонн

Самые большие подводные суда, когда-либо построенные человеком — это атомные подводные лодки класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).

Их длина составляла 175 метров, а ширина была чрезвычайно большой. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.

Подводные лодки Typhoon известны как Проект 941 «Акула». Проект разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы.

Yle 21.10.2016

Военно-техническая сделка Дели и Москвы

The National Interest 21.10.2016

Подлодки класса «Ясень» угрожают США

El Confidencial 30.09.2016 Первая подлодка в серии из шести штук была спущена на воду в 1980 году и принята на вооружение спустя год.

Эти морские чудовища были не только огромными, но и намного более тихими по сравнению с предшественниками. Лодки приводились в движение двумя ядерными реакторами.

Они обладали способностью уничтожить большую часть мира. В арсенал каждой входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок.

Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд. В случае чрезвычайной ситуации, например, ядерной войны, этот период мог быть увеличен.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, подводные лодки перешли во владение нового российского флота. В 1997 две огромных субмарины списали в утиль по финансовым причинам. Позже из эксплуатации вывели и остальные суда.

Подводные лодки класса «Борей», Россия, 24 тысячи тонн

Вторые по величине подводные лодки в мире тоже принадлежат России, и они намного современнее, чем суда класса «Акула», на замену которым они и пришли.

Эти атомные подлодки длиной 170 м оснащены баллистическими ракетами типа Р-30 «Булава».


© РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов

Лодки класса «Борей» уже предшественников, их габариты меньше, и поэтому они дешевле в производстве. Однако первый экземпляр все равно обошелся в 770 миллиардов долларов.

Первая подлодка «Борей» вышла в море в 2009 году, а в январе 2013 года российский Тихоокеанский флот принял ее на вооружение.

Сейчас у России три подобных субмарины, но планируется закупка еще нескольких штук.

Подводный флот Путина продолжает расти.

Подводные лодки класса Ohio, США, 18750 тонн

Третий по габаритам класс подводных лодок производится в США.

В начале 1970-х американский подводный флот был признан устаревшим, и возникла необходимость в новых подводных лодках. При этом Советский Союз, заклятый враг американцев в холодной войне, улучшил средства поиска подводных судов и борьбы с ними.


© flickr.com, Submarine Group Ten

США ответили лодками класса Ohio, отличавшимися от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
В настоящее время у США 18 таких подводных лодок.

В одном лодки класса Ohio превосходят российские аналоги — они могут нести на борту больше ракет, чем как «Акулы», так и «Бореи».

Дизайн рассчитан на то, чтобы подлодки могли проводить в открытом море как можно более долгое время, патрулируя океаны со своим смертоносным грузом ракет. Был принят ряд мер, чтобы укоротить необходимое им время пребывания в порту, упростить ремонт и процесс пополнения запасов.

Подводные лодки класса «Мурена», Советский Союз/Россия, 18200 тонн

Класс «Мурена» (Delta по классификации НАТО) — четвертый по размеру тип подводных лодок в мире. Эти субмарины были созданы во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам, а также городам, в случае ядерной войны.

Класс Delta делится на четыре подкласса. Проект 667Б «Мурена» (Delta I) принят на вооружение в 1972 году. Всего было построено 18 таких подводных лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 году. Проект 667БД «Мурена-М» (Delta II) стал модификацией «Мурены» с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) — первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом, что для Советского Союза стало большим шагом вперед. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.

Подводные лодки класса Vanguard, Великобритания, 15900 тонн

Четыре атомные подводные лодки Vanguard Королевского военно-морского флота размещены на базе Клайд в Шотландии.

Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании.

С 1998 года на их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты, одна из которых с 128 боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 года.