Боги греции афродита. Афродита. Богиня любви и красоты

Древняя Эллада… Страна мифов и легенд, земля бесстрашных героев и отважных мореплавателей. Родина грозных богов, восседающих на высоком Олимпе. Зевс, Арес, Аполлон, Посейдон - эти имена знакомы всем ещё со школьных уроков истории.

Сегодня же мы поговорим об их женах и дочерях - всемогущих древних богинях Греции, которые ловко манипулировали своими мужьями, являясь настоящими хозяйками Олимпа и повелительницами смертных. Эти великие существа правили миром, не обращая внимания на жалких людей внизу, ведь они были постановщиками и зрителями в величайшем театре на свете – Земле.

И когда пришло время уходить, гордые богини Эллады оставили на греческой земле следы своего пребывания, пусть и не настолько заметные, как у мужской половины Пантеона.

Давайте вспомним мифы о прекрасных, порой невероятно жестоких дочерях Олимпа и совершим небольшое путешествие по местам, которые с ними связаны.

Богиня Гера - покровительница домашнего очага и семейной жизни

Гера - богиня древней Греции, высшая среди равных и номинальная мать практически всех прочих богинь Олимпа из четвертого поколения (первое поколение – творцы мира, второе – титаны, третье – первые боги).

Почему? Потому что ее муж Зевс очень далек от идеала верного мужчины.

Впрочем, Гера и сама хороша – для того, чтобы выйти замуж за тогда ещё даже не верховного бога, а всего лишь убийцу Кроноса (сильнейшего из титанов), Гера влюбила в себя Зевса, а затем отказывалась стать его любовницей до тех пор, пока тот не поклялся сделать ее своей женой.

Причем в клятве фигурировали воды Стикса (реки, разделяющей мир живых и мертвых, и имеющей огромную власть как над богами, так и над людьми).

В любовном безумии клятва была произнесена и Гера стала главной богиней на Олимпе. Но Зевс довольно скоро пресытился семейной жизнью и с удовольствием заводил связи на стороне, что озлобило Геру и вынудило её искать способы мстить тем, кого предпочел неверный муж, а заодно и его побочным детям.

Гера – богиня-хранительница домашнего очага и семьи, помогает брошенным женам, карает неверных мужей (что нередко сталкивает её нос к носу с ветреной невесткой - Афродитой).


Любимый сын Геры – Арес, бог войны, презираемый своим отцом за любовь к сражениям и постоянным убийствам.

А вот ненависть первой леди Олимпа делят два существа – дочь Зевса Афина и сын Зевса Геракл, оба рожденные не его законной женой, но тем не менее вознесенные на Олимп.


Кроме того, Геру ненавидит её собственный сын Гефест, бог ремесел и муж Афродиты – богини красоты, который был сброшен Герой с Олимпа еще младенцем за свое физическое уродство.

Самым масштабным следом этой жестокой дамы можно считать храм Геры в древней Олимпии.

Культовое сооружение построено в конце VII века до н. э. Массивный храм давно превратился в руины, но благодаря усилиям нескольких поколений археологов, фундамент храма и его сохранившиеся части были восстановлены и теперь открыты для туристов.

Помимо того, в музее Олимпии, вы можете увидеть фрагменты статуй, посвященных Гере и понять, как именно изображали богиню её почитатели.

Стоимость билета в Олимпию составляет 9 евро, что включает в себя проход на зону раскопок и в музей. Можно взять билет только в зону раскопок, он будет стоить 6 евро.

Афродита – богиня любви в Древней Греции

Прекрасная Афродита, чья красота могла сравниться только с её же легкомысленностью, не является дочерью Зевса или Геры, а происходит из намного старшего рода.

Она - последнее творение Урана, первого из титанов, оскопленного Кроносом во время первой войны за Олимп.

Кровь лишенного определенной части тела титана смешалась с морской пеной и из неё возникла коварная и жестокая красавица, которая скрывалась на Кипре от взора Кроноса до тех пор, пока тот не был свергнут Зевсом.

Благодаря хитрому плану Геры, Афродита вышла замуж за могучего, но некрасивого Гефеста. И пока тот трудился в своей мастерской, богиня либо нежилась на Олимпе, общаясь с богами, либо же путешествовала по миру, влюбляя в себя богов и людей, и влюбляясь сама.

Самыми известными любовниками ветреной красотки были Адонис - прекрасный телом и духом охотник, в которого богиня влюбилась настолько, что после его трагической гибели от клыков кабана, она бросилась вниз с Лидийской скалы.

И Арес – бог войны и разрушения, тайно подославший кабана к Адонису.

Именно Арес и переполнил чашу терпения гордого Гефеста, который устроил любовникам ловушку – выковал прочную сеть, настолько тонкую, что любовники просто не заметили её, когда сеть была наброшена на кровать.В разгар «встречи» ловушка Гефеста опутала возлюбленных и подняла их над кроватью.

Когда бог ремесел вернулся на Олимп, он долго хохотал над незадачливыми любовниками, а опозоренная Афродита сбежала на время в свой храм на Кипре, где и родила сыновей Ареса - Фобоса и Деймоса.

Сам бог войны оценил изящность и мягкость ловушки Гефеста и с достоинством принял поражение, оставив прекрасную Афродиту, которая вскоре была прощена своим мужем.

Афродита – богиня любви и любовного безумия. Она, несмотря на свой юный облик, является самой старшей богиней на Олимпе, к которой часто обращается за помощью Гера (особенно в тех случаях, когда в Зевсе опять начинает затухать очаг любви к супруге). Также Афродита считается богиней плодородия, а еще – одной из морских богинь.

Любимый сын Афродиты – Эрос, он же Купидон, бог плотской любви, всегда сопровождающий свою мать. Постоянных врагов на Олимпе у неё нет, но её легкомысленность часто приводит к ссорам с Герой и Афиной.


Величайшим наследием Афродиты является Пафос -город на греческом Кипре, расположенный в том месте, где она когда-то вышла из морской пены.

Это место по достоинству ценили не только женщины, но и мужчины - в некоторых частях древней Греции существовало поверье, что девушка, посетившая храм Афродиты и вступившая в связь с незнакомцем в окрестностях храма, получала на всю жизнь благословение богини любви.

Кроме того, в храме располагалась купальня Афродиты, в которую иногда спускалась богиня для того, чтобы восстановить свою красоту и юность. Греческие женщины считали, что если войти в купальню, есть все шансы сохранить молодость.

В наши дни от храма остались только руины, открытые для обозрения туристов. Неподалеку от храма Афродиты на Пафосе всегда можно найти как молодоженов, так и одиноких людей, ведь по легенде, те, кто найдут на побережье камешек в форме сердца, обретут вечную любовь.

Богиня-воительница Афина

Богиня Афина - обладательница самого ненормального мифа о рождении.

Эта богиня - дочь Зевса и его первой жены Метиды, богини мудрости, которая, по предсказанию Урана, должна была родить сына, а тот в свою очередь вскоре свергнет отца-громовержца.

Узнав о беременности супруги, Зевс проглотил её целиком, однако вскоре почувствовал дикие боли в голове.

К счастью, на Олимпе в то время находился бог Гефест, который, по просьбе царственного отца, ударил его по больной части тела своим молотом, расколов тому череп.

Из головы Зевса вышла женщина в полном боевом облачении, которая соединила мудрость своей матери и таланты отца, став первой богиней войны в древней Греции.

Позже родился еще один любитель помахать мечом - Арес, и попытался было заявить свои права, но богиня в многочисленных сражениях заставила своего брата уважать себя, доказав ему, что боевого безумия недостаточно для победы.

Богине посвящен город Афины, который она отсудила у Посейдона в легендарном споре за Аттику.
Именно Афина подарила афинянам бесценный дар - оливковое дерево.

Афина - первый полководец Олимпа. Во время войны с гигантами, богиня сражалась наравне с Гераклом до тех пор, пока она не поняла, что богам не победить.
Тогда Афина отступила на Олимп и пока сыны Зевса сдерживали орды гигантов, принесла на поле боя голову Медузы, взгляд которой превратил уцелевших воинов в камни, а точнее - в горы.


Афина – богиня мудрости, «умной» войны и покровительница ремёсел. Второе имя Афины - Паллада, получено в честь её молочной сестры, которая погибла по недосмотру тогда еще девочки Афины — богиня, сама не желая того, случайно убила свою подругу.

Повзрослев, Афина стала самой прозорливой из богинь Олимпа.

Она является вечной девственницей и редко вступает в конфликты (не считая тех, в которые вовлечен её отец).

Афина - самая верная из всех олимпийцев и даже во время исхода богов пожелала остаться в Греции в надежде на то, что однажды она сможет вернуться в свой город.

У Афины нет ни врагов, ни друзей на Олимпе. Её военное мастерство уважает Арес, её мудрость ценит Гера, а её верность - Зевс, но Афина держит дистанцию даже со своим отцом, предпочитая одиночество.

Афина неоднократно показывала себя как блюстительница Олимпа, карая смертных, которые заявляли себя равными богам.

Её любимое оружие – лук и стрелы, но зачастую она просто подсылает к своим врагам греческих героев, отплачивая им своим благоволением.

Величайшее наследие Афины - её город, который она неоднократно защищала, в том числе и лично вступая на поле боя.

Благодарные афиняне выстроили богине самое невероятное святилище в Греции - знаменитый .

В храме была установлена её 11-метровая статуя, выполненная из бронзы с большим количеством золота знаменитым скульптором Фидием:

До наших дней статуя не сохранилась, как и значительная часть самого храма, но в конце двадцатого века правительство Греции отреставрировало легендарные руины и начало поиски вывезенных реликвий, которые постепенно возвращаются на свои места.

Миниатюрные копии Парфенона были во многих афинских колониях, в частности в тех, что стояли на побережье Черного моря.

Давным-давно всемогущие боги и богини древней Греции канули в Лету. Но стоят посвященные им храмы, а их великие деяния хорошо помнят потомки тех, кто им поклонялся.

И пускай Греция уже давно не чтит могучих олимпийцев, став родиной для православной церкви, пускай ученые пытаются доказать, что богов этих никогда не было… Греция помнит! Помнит любвеобильность Зевса и коварство Геры, ярость Ареса и спокойную мощь Афины, умение Гефеста и неповторимую красоту Афродиты…
И если вы приедете сюда, она обязательно расскажет свои истории тем, кто захочет слушать.

Чтобы дополнить впечатление о древних богах Олимпа, и знакомимся с достопримечательностями, которые в них описаны.

Как теперь выглядит самая высокая гора в Греции – легендарный Олимп вы узнаете, прочитав эту .

Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

Афродита (у римлян Венера) - была самой прерасной из богинь.

Поэты всех времен воспевали красоту ее лица и тела, золотистый цвет ее волос, ее лучезарные глаза и ослепительную кожу.

Существует две версии происхождения Афродиты . По первой версии (Гомера) Афродита родилась от любви Зевса и морской нимфы Дионы .
Повторой версии(Гесиода) Афродита появилась на свет в результате насилия. КоварныйКронос взял серп, отсек детородные органы своего отца Урана и бросил их в море. Их покрыла белоснежная пена, из нее и родилась Афродита , появившись в из морских волн совсем взрослой богиней. Увидев как дева прекрасна, грациозные оры набросили на ее прекрасное тело нетленное одеяние, украсили ее чудные золотые волосы искусной золотой диадемой, вставили в ее уши жемчужные серьги, обвили изящную шею золотым ожерельем и повели на Олимп , к бессмертным богам.

Склонились все небожители перед обворожительной красотой Афродиты , и только трое были безучастны: Афина , чье сердце было отдано брани и ремеслам, Артемида , любящая охоту на диких зверей и хороводы, и скромная богиня очага Гестия .

Многие боги Олимпа, покоренны е ее красотой, соперничали между собой за ее руку и сердце. Но непредсказуемая Афродита выбрала себе в мужья Гефеста - самого искусного мастера и самого некрасивого среди богов. Хромоногий Гефест же трудился у наковален в своей кузнице и находил истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна, в то время как Афродита нежилась в опочивальне, расчесывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину . А также время от времени заводила себе любовников.

Любви Афродиты добивался и Посейдон, что вполне естественно - ведь она родилась в его стихии. Афродита всегда была свободна в своем выборе в отличие от других богинь(кто-то был похищен, кто-то из них был обманут, а кого-то просто взяли силой). И своих любовников она выбирала сама.

Длительное время Афродита поддерживала любовную связь с Аресом , богом войны, от которого у нее было несколько детей - Эрот и Антэрот, а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и дочь-Гармония. Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса , в олимпийской мифологии он стал сыном Афродиты . Впоследствии Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, становится постоянным ее спутником, крылатым мальчиком, вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь.

Другим ее любовником был Гермес - посланник богов. Сыном Афродиты и Гермеса был Гермафродит - бисексуальный бог, унаследовавший красоту их обоих, носивший оба их имени и обладавший половыми признаками обоих.

Подобно другим олимпийским богам, Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и выполняет свое обещание, правда ценой войны.

Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей , будучи принципиальной защитницей троянцев.Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса. Но Диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что Энея подхватывает Аполлон , закрыв его черным облаком.

Афродиту доставляет на Олимп Арес на своей золотой колеснице. Гера и Афина - ее постоянные противницы поднимают Афродиту на смех, а Зевс , улыбаясь, советует дочери заниматься не войной, а устраивать браки.

А среди смертных никто не смог мог устоять перед Афродитой . Бродившие поодиночке, как попало, люди соединялись в семьи, ведь пока не было Афродиты, не было любви и привязанности друг к другу. Афродита с наслаждением внушает любовные чувства людям, но и сама влюбляется тоже.

Афродита помогает всем, чья любовь сильна и постоянна. Так она помогла Пигмалионустрастно полюбившему изваяние девушки. Но помогая любящим, Афродита и преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушала противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).

Многочисленные святилищаАфродиты имеются во многих областяхГреции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Кипр (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, отсюда прозвище Афродиты - Пафосская богиня), Кифера, Крит, Сицилия от горы Эрикс - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии .

В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь .

Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

Афродита ("Αφροδίτη, лат. Venus, Венера) – древнегреческая богиня любви и красоты. Первоначально, вероятно, Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, но впоследствии черты божества изменились под восточным (финикийским) влиянием, так что Афродита стала во многом родственна финикийской Астарте или сирийской Ашере . Как и Астарту, ее представляли иногда и воинственной богиней и изображали вооруженной, например, на острове Кипре, центре её культа, где во многих местах (Пафе, Идалии, Саламине и др.), она имела древние святилища. От Кипра Афродита получила прозвание Киприды . Она высоко чтилась также на острове Кифере, откуда прозвание её Киферея , в Спарте , Акрокоринфе и др. Афродита – возлюбленная бога Арея (Ареса) и сама называется Арея. С Ареем, как богом ветров, оплодотворяющих землю, она, богиня зиждительных сил, должна была с самого начала находиться в тесной связи. По Гесиоду , она родила от Арея Деймоса и Фобоса («Страх» и «Ужас») и олицетворенное согласие – Гармонию. Поводом к возникновению мифа о происхождении Афродиты из морской пены или половых органов Урана , низвергнутых в море, послужило, вероятно, родство начальных букв её имени с греческим словом Aphros (пена).

Трем царствам, в которых проявляется творческая сила природы, соответствовали и три названия богини: Афродита Urania (Venus coelestis) – небесная Афродита, Афродита Thalassa (Pontia) – морская Афродита, и Афродита Pandemos – богиня, властвующая на земле.

Афродита, плывущая по морю в раковине. Художник Дж. Беццуоли, 1830-е

Как Urania, Афродита – дочь Зевса и Артемиды, которые в двойной форме – мужской и женской – воплощают небесное царство. Как Афродита Pontia, она – богиня моря и в особенности моря спокойного и безмятежного благоприятствующего счастливому плаванию (Euploia). В этом значении чествовалась вместе с Посейдоном , а дельфин считался её священным животным. Наконец, как богиня земли, Афродита имеет своим возлюбленным Адониса , рожденного из дерева и олицетворяющего собою пышный расцвет и умирание природы. Как в мире животном и растительном Афродита Pandemos способствует росту и размножению, так и среди людей она сохраняет подобное значение, являясь покровительницей гетер . Введение культа Афродиты Pandemos в Афинах приписывали герою Тесею . Постоянными спутниками Афродиты, как богини очарования и любви по преимуществу, считались Пифо, Пофос, Гимерос, Хариты , Гименей , но прежде всех Эрот , в котором легенда видела её сына. Римляне отождествили с Афродитой древнеиталийскую богиню Венеру.

Античное искусство с особенной любовью останавливалось на изображении богини красоты. В период первого расцвета художественного гения греков (Фидий) Афродита представлялась в полном одеянии, восседающей на троне или стоящей, но в позднейшую эпоху (Пракситель ) стали изображать ее обнаженной, как бы выходящей из морской пены, и, наконец, еще позже перестали связывать наготу богини с её происхождением, а воплощали в ней идеал красоты женского тела. Черты и выражение лица богини приобрели в позднейших творениях характер изнеженности, сладострастия и кокетства. Прелестный овал лица, улыбка на устах, узкие, томные, дышащие негой глаза – такими чертами рисовалась Афродита пред взорами художников после-фидиевского периода. На знаменитой статуе Праксителя, так называемой Афродита Книдской, полные формы богини ещё дышат здоровьем, но уже на её мюнхенской копии резко выступает черта изнеженности. Большой славой пользовалась в древности статуя Апеллеса – Афродита Anadyomene.

Афродита Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Из сохранившихся статуй Афродиты первое место по красоте замысла занимает Афродита Милосская (найдена 1820 г. на острове Милосе, в развалинах театра), чей творец и эпоха создания, не установлены. Афродита изображалась также сидящей в раковине, окруженной толпой нереид , или же в воинственной позе вместе с Ареем (степная живопись Помпей), заигрывающей с Эротом, в сонме наряжающих ее харит, или, наконец, посредницей в любви между Парисом и Еленой . Последнему мифу так же, как и суду Париса , особенно посчастливилось в античном искусстве. В Помпеях художники отдавали предпочтение циклу сказаний об Адонисе. На античных вазах встречается изображение Афродиты среди свадебного обряда наряжания невест.