Новые формы проведения классных часов. Из опыта работы. Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности


Скачать бесплатно в.pdf

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Независимо от формы проведения классного часа, в ходе мероприятия планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Подготовка к проведению классного часа

Классный руководитель в ходе планирования внеурочной деятельности, подготовки и реализации классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать интеллектуальное и психологическое воспитание:

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
  • обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
  • собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательной работы школы и ее результатов.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

Содержание и формы проведения классного часа согласуются с программой воспитательной работы школы (класса) и соответствует следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • правовое воспитание;
  • физическое и умственное развитие личности.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Основные принципы деятельности при организации и проведении классного часа:

  1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
  3. Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
  4. Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.

Отвечает Валентина Андреева, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

Основные компоненты каждой проведения классного часа:

  • целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;
  • содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения ребенка;
  • организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;
  • оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Технологические аспекты организации классного часа:

  • определение педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цели классного часа, выбор формы;
  • определение времени и места, формы реализации классного часа;
  • определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
  • определение участников подготовки и реализации классного часа;
  • распределение заданий между участниками;
  • формы проведения классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и осуществлению.

Формы проведения классного часа: дискуссии

Диспут

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление школьников. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические задачи.

Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.

Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.

В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.

В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.

В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

  • выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
  • проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
  • выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
  • проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Дискуссия как форма проведения классного часа

Дискуссия - это форма классного часа, спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.

Основные цели дискуссии:

  • выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;
  • воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.

Дискуссия как форма проведения классного часа и демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности.

Методика ее реализации включает три этапа.

Первый этап - предварительная подготовка.

Задачи первого этапа:

  1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
  2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
  3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
  4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.

Второй этап - реализации дискуссии.

Умелая дискуссия как форма проведения внеклассного мероприятия - почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:

  1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
  2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
  3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
  4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Следует помнить, что вопрос - это визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии. Например, неожиданный вопрос. Или парадокс - своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу; в нем неизменно присутствует вызов. Реплика - краткое возражение, замечание с места; она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
  5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.
  6. Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
  7. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
  8. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
  9. Не спешить навязывать готовое решение.
  10. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии как формы проведения воспитательных мероприятий.

Конференция как форма проведения классного часа

Конференция - форма проведения классного часа, собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Этапы подготовки конференции:

  1. Определение темы.
  2. Оповещение о сроках.
  3. Программа (план) конференции.
  4. Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.
  5. Подготовка к конференции (работа с литературой).
  6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.
  7. Конференция.
  8. Подведение итогов. Обсуждение.

Круглый стол как форма проведения классного часа

Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, форма проведения классного часа, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Гостиная как форма проведения классного часа

Гостиная - одна из форм культурно-досугового общения и форма проведения внеклассного мероприятия. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Салон как форма проведения классного часа

Салон как мероприятие - это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной "домашней" обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны - это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов XVIII-XIX вв., вечер, на котором "хозяйка" принимает гостей.

Лекторий как форма проведения классного часа

Лекторий - это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся, благодаря чему его часто выбирают в качесвы формы проведения воспитательных мероприятий.

Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их осуществления ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

Формы проведения внеклассных мероприятий: состязательный характер проведения

Конкурс

Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, эффективная форма проведения воспитательного мероприятия, классного часа. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют:

  • сформировать адекватную самооценку;
  • развить волевые качества;
  • самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Этапы подготовки конкурса как формы проведения классного часа:

  1. Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.
  2. Формулировка конкурсных заданий.
  3. Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.

Виды конкурсных программ зависят от их содержания:

  • конкурсы профессионального мастерства. В их структуре - театрализованная защита годовых планов работы, творческие дискуссии о перспективных и неперспективных формах работы, конкурсы поэтов-любителей;
  • экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;
  • развлекательные конкурсы: "А ну-ка, парни!", "А ну-ка, девушки!", "Поле чудес", "Сто к одному";
  • шоу-конкурсы: "Конкурс красоты", "Мисс класса", "Мисс школы", "Ученик года";
  • конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы";
  • конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: "Джентльмен-шоу", "Хозяюшка".

Викторина

Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Этапы подготовки и реализации викторины:

  1. Выбирается тема.
  2. Подбираются литература, игровые материалы.
  3. Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.
  4. Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.
  5. Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.
  6. После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.

Клуб веселых и находчивых

Клуб веселых и находчивых (КВН) - юмористическая игра, успешная форма реализации внеклассного мероприятия, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Этапы подготовки КВН:

  1. Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).
  2. Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов ("визитная карточка", разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).
  3. Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.
  4. Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.
  5. Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).
  6. Мероприятие.

Смотр

Смотр - публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба - как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр - это активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям. Осуществление смотров почти всегда связано с множеством концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в печати, на радио и телевидении. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в секции и тому подобные объединения, а значит, оживляется культурно-просветительная работа в целом. Виды смотров как формы проведения классного часа:

  • смотры духовых оркестров;
  • смотры народных театров;
  • смотры цирковых коллективов;
  • смотры вокально-инструментальных ансамблей;
  • смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;
  • в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.

Презентация

Презентация - представление общественности чего-то нового с определенными целями.

Презентации как формы проведения воспитательного мероприятия бывают следующих видов:

  1. Презентация проекта. Цель - информирование людей о каком-либо проекте, определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.
  2. Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель - представить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.
  3. Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду, только объектом выступают будущие работы организации или личности. Целями ее могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ - с тем, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и изменению.

Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.

Турнир

Турнир - это состязание и эффективная форма проведения классного часа. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т. д. При нечетном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры.Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

Игровые формы проведения классных часов

Ролевые игры

Ролевая игра - игра развлекательного назначения, оригинальная форма проведения классного часа, вид драматического представления, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.

Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:

  1. В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин "мастер").
  2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" -комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Ролевые игры служат для:

  • предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;
  • преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;
  • формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;
  • реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;
  • более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;
  • развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.

Один из самых важных и эффективных моментов ролевой игры - постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят не только его дальнейшие собственные действия, но и, возможно, развитие всего последующего сюжета игры. Ролевые игры как формы проведения воспитательного мероприятия развивают навыки ролевого, делового и дружеского общения.

Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три категории:

  • игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;
  • игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют цели игры (рефлексивный подход);
  • игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).

Этапы подготовки ролевой игры:

  • определение проблемы, выбор ситуации;
  • распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
  • проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти эффективное решение;
  • обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: "инсценированный суд", "пресс-конференция", инсценировка литературного произведения.

Интеллектуальные игры

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, можно задействовать прием формирования Я-концепции в игре.

Все интеллектуальные игры как формы проведения классного часа условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие собой сочетание элементарных) и творческие. Простейшей интеллектуальной игрой является тестовая игра, которая представляет собой набор утверждений и заданное количество вариантов ответов к ним - от 2 ("Веришь - не веришь", "Блеф клуб") до 4-5 ("Эрудит-лото", "Кто хочет стать миллионером?"). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Такие игры интересны не столько сами по себе: они применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между "основными" интеллектуальными играми. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.

"Обстоятельства, признаки, свойства" - разновидность игр, в которых об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, если в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет собой парадокс и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров "Умники и умницы", "За семью печатями").

"Заполнение пропусков" - во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить.

"Вопрос - ответ" - интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос ("Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?").

Вопросы и задания на внимание - правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.

В любой форме интеллектуальной игры принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос - базовое не только в образовании, но и в самообразовании.

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:

Таблица
Скачать в.pdf

Цели и задачи классного часа

ясность, четкость формулировок целевых ориентиров;

их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса, выбор формы

Оформление классного часа

продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе

интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания;

соответствие содержания теме, целям и задачам

Организация

использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных);

применение диалоговых приемов общения

Поведение и деятельность учащихся

участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся;

устойчивость внимания школьников на всех его этапах

Педагогическое обеспечение

эрудированность педагога в обсуждаемой проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности

Полученные результаты

удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами

Тема педагогического совета: « Разнообразные формы проведения классных часов . Использование новых технологий »

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

    “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. () “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя” . ()

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

Это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

1. “Кто я? Какой я?” - игра.

2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.

3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.

4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.

1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.

2. Я - дома, я - в школе, я - среди друзей – интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.

4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.

2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.

3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.

1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.

3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.

4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.

1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.

2. Всему начало любовь… - праздник.

3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.

4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.

2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра .

3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.

4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.

2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.

3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.

4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы .

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области , 80-летию образования Тисульского района.)

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”,

    Программа “Мир спасётся красотой”, Программа “Я - гражданин России”, Программа “Здоровье” и другие

Организация и проведение информационного классного часа.

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) –минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы во время информационного часа:

Газетные сообщения;

Пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

Работа с политической картой;

Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

Интеллектуальные марафоны;

Дни творчества;

Интеллектуальные. ринги и викторины;

Заседание психологического клуба “Зеркало” и т. д.

Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

1. и его толковый словарь.

2. Я и мои способности.

3. Мир энциклопедий.

1. Мои сильные и слабые стороны.

2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

3. Мои “почему?” и ответы на них.

1. Глубинные тайны человеческого познания.

2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?

3. Как научиться управлять собой.

1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?

2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

1. Человек и творчество. Великие творения человечества.

2. Разговор с самим собой по душам.

1. Как научиться властвовать собой?

2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

1. Пока я мыслю, я живу.

2. Юмор в жизни человека.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Понятие о видах внеклассных мероприятий . Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,-- факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса.

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки и научные общества . Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах -- при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Например, в 825-й школе г. Москвы проводились тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова - это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» - для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой - выставки, отчеты, и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой - знания учащихся в какой-либо области науки.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии -- действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.

Встреча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

Осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

Обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.

Современный классный час

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.

Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.

    Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)

    Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)

    Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

    Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям... (Л.И.Маленкова)

    Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)

    Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)

Исходя из этих и других определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним можно отнести следующие:

    во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет свои отличительные особенности;

    в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:

    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

    формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

    развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

    содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;

    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Формы проведения современного классного часа.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Основные формы проведения классного часа:

    дискуссионные формы

    формы состязательного характера

    творческие формы

    игровые формы

    формы психологического просвещения

    подвижные формы

    формы работы вне школы

    Дискуссионные формы:
    - диспут,
    - дискуссия,
    - конференция,
    - круглый стол,
    - вечер вопросов и ответов,
    - встреча с приглашенными людьми,
    - лекция,
    - лекторий,
    - аукцион;

    Формы состязательного характера:
    - конкурс,
    - викторина,
    - путешествие,
    - КВН,
    - эстафета полезных дел,
    - смотр,
    - парад,
    - презентация,
    - турнир,
    - олимпиада;

    Творческие формы:
    - фестиваль,
    - выставка,
    - устный журнал,
    - живая газета,
    - творческий труд,
    - представление (проектов),
    - юморина,
    - спектакль,
    - концерт,
    - ярмарка;

    Игровые формы:
    - ролевые игры,
    - сюжетные игры,
    - интеллектуальные,
    - игры – катастрофы;

    Формы психологического просвещения:
    - тренинг,
    - исследование;

    Подвижные формы:
    - веселые старты,
    - малая олимпиада,
    - школьная олимпиада,
    - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

    Формы работы вне школы:
    - экскурсия,
    - поход,
    - выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Приемы технологии РКМ

(развития критического мышления)

1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова

2.Кластеры, денотатный граф

3.Инсерт

4.Дерево предсказаний

5.Дневники и бортовые журналы

6.Работа в группах

7.Дискуссии

8.Приемы проведения рефлексии

9.Стратегия «РАФТ»

10.Ранжирование

11.Пирамида приоритетов

12.Стратегия IDEAL

Приемы стадии вызова

Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)

Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)

"Ключевые слова" Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова" , по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Кла́стер (англ. cluster скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Денотатный граф -[от лат. denoto - обозначаю и греч. - пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
(вызов, осмысление, рефлексия)

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал) (Донна Огл)

(собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их)

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Х - что мы хотим узнать

З - что мы знаем

Работа в группах

Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Технология проведения перекрестной дискуссии:


- Формулировка вопроса.

Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
- Составление схемы для перекрестной дискуссии.
Она выглядит так.
Вопрос - проблема?
Да (за) Нет (против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…

Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".

Пирамида приоритетов

Схема

(ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации)

Составьте перечень

По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.

На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.

Объясните свои приоритеты.

Стратегия IDEAL

(увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения)

Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL

Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.

Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы)

Выдвижение гипотез

Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).

Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.

Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).

Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

Основные методические инновации в воспитании связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на классных часах организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы ("вертушка", "большой круг", "аквариум"). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Приемы и методы интерактивного обучения.

1 - работа с афоризмами;

2 - дебаты;

3 - социально-педагогические и психологические игры;

4 - социально-психологическая олимпиада;

5 - коллаж;

6 - социально-значимые проекты;

7 - социокультурное мероприятие;

8 - социально-педагогический тренинг;

9- упражения

1.Самостоятельная работа с афоризмами

Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.

Методика работы с афоризмами:

    Обсудите в группе все высказывания о привычках (или роли самообразования и т.д.) известных мыслителей прошлого и наших современников.

    Выберите три (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.

    Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и прокомментируйте их.

    Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?

    Произнесите афоризм, поставив в нем логическое ударение на разные слова.

    Произнесите афоризм, с различным настроением (грустно, весело, пафосно..)

2.Дебаты

Дебаты (от фр. Debates ) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.

Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:

    распечатка материалов;

    знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

    определение исходного тезиса дебатов;

    работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;

    индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.

Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.

Порядок (процедура) проведения дебатов

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

    Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);

    Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);

    В конце зала посередине – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»

Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

    Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

    Третьи номера опровергают аргументы соперников;

    Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

3.Социально-педагогические и психологические игры

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

4. Коллаж

Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи: Развивающие:

Формирование художественно-оформительских способностей;

Развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;

Развитие творческого мышления;

Выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;

Развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

Выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;

Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;

Развитие личной и групповой активности, инициативы;

Создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:

    Формирование небольших групп (не более 5 чел.)

    Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж»

    Наш класс

Лицом к лицу

Участники делятся на 1 группы. Одна группа молча наблюдает. Другая играет.

На двух противоположных стенах крепятся знаки +,-, то есто, согласен и несогласен.

Участники второй группы после ознакомления с предложенным тезисом, должны подойти к той или иной стене, в зависимости от выбора, отражая свою позицию. Затем происходит аргументация позиций разных сторон.

Можно предложить участникам первой группы определиться с выбором, присоединившись к той или иной группе.

Притча.

1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.

2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

Упражнение «Два мнения»

Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение. Образно замените спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.

Упражнение «Шаги»

Заготовьте утверждения-мифы, предложите участникам встать в одну линию, зачитывайте утверждения. Если участники согласны. То делают шаг вперед. Либо можно заменить шаги хлопками.

Упражнение «Паутина»

Участники становятся в круг, бросают клубок ниток, обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, кому кинут, называет последствия употребления алкоголя. Нельзя давать клубок рядом стоящему и одному и тому же человеку. В центре образуется паутина. Сравните ее с опасностью вредных привычек.

Упражнение «Моток пряжи»

Предложите участникам передавать клубок по кругу. Обмотав вокруг пальца часть нити, озвучивая при этом, если попался желтый фрагмент -последствия табакокурения. Красный - алкоголя. Зеленый - наркотиков. Синий- ранних сексуальных связей. А потом отказаться, сматывая клубок от всего выше перечисленного.

Упражнение «Самое дорогое»

Ведущий раздает по 2 маленьких листочка и предлагает написать самое заветное желание, на другом - имя самого дорогого человека. Листочки кладутся пред игроками, ведущий забирает один из них. Вы потеряли то, что для вас дорого, вы расстроены? Так может случиться, если вы попадете в зависимость от…

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.