Цели, задачи и функции трудового законодательства

Социальное поведение каждого человека включает такой элемент, как трудовая деятельность. Этот процесс строго фиксированный, и включает в себя ряд функций, которые должен совершать человек. Эти функции являются его обязанностями и регулируются конкретной организацией.

Трудовая деятельность и ее сущность

Специалисты сферы трудоустройства и управления персоналом занимаются решением таких задач, как:

  • создание средств социального жизнеобеспечения}
  • разработка идей в области науки, а также формирование новых ценностей}
  • развитие каждого отдельного сотрудника как работника и как индивида.

Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.

Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:

  • Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.
  • Второй параметр определяет условия, в которых данный работник осуществляет свою трудовую деятельность.

От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.

Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости. В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду. Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.

Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии. Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам. Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.

Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.

Особенности и функции трудовой деятельности

Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.

Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.

Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.

Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.

Социально-экономическая

Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.

Контролирующая

Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.

Социализирующая

Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.

Развивающая

Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.

Продуктивная

Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.

Стратификационная

Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу. При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные. Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.

Сущность элементов трудовой деятельности

Любая трудовая деятельность делится на отдельные элементы, касающиеся разных направлений.

Организация труда

Одним из таких элементов является организация труда. Это ряд мероприятий, необходимых для обеспечения рационального использования трудового коллектива в целях совершенствования результатов производства.

Разделение труда

Успешное протекание всех производственных процессов зависит от членов персонала, каждый из которых в течение рабочего времени должен находиться на своем месте. Все сотрудники имеют собственные трудовые функции, которые выполняют согласно договору, и за которые получают заработную плату. При этом происходит разделение труда: каждый отдельный работник выполняет поставленные ему задачи, которые являются частью общей цели, на достижение которой направлена деятельность компании.

Существует несколько видов разделения труда:

  • предметное предусматривает закрепление за определенными рабочими местами сотрудников, которые выполняют при помощи предоставленных инструментов поставленные задачи}
  • функциональное распределение зависит от конкретных функций, которые возлагаются на каждого из работников.

Кооперирование

Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда. Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач. В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.

Обслуживание рабочих мест

Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.

  1. Сначала осуществляется планировка, то есть размещение места в помещении таким образом, чтобы обеспечить работника комфортом, а также эффективно использовать полезную площадь.
  2. Оснащение заключается в приобретении необходимого оборудования, с помощью которого работник будет выполнять поставленные задачи.
  3. Обслуживание предусматривает последующие ремонт установленной техники и ее модернизация для улучшения работоспособности.

Норма времени

Этот элемент регулирует время, затрачиваемое на выполнение работы. Этот показатель непостоянен: человек может выполнять больше нормы за определенный период времени. Даже если сотрудник продолжительное время работает согласно определенной норме, он в любое время может заняться улучшением эффективности своей деятельности и справляться с задачами значительно быстрее.

Оплата труда

Одним из важнейших элементов и удерживающих факторов на рабочем месте является заработная плата. Если работник справляется со своими задачами лучше, чем требуется, его могут повысить либо выдать материальное поощрение. Таким образом, желание заработать становится причиной повышения производительности работника.

Способы повышения эффективности работы

Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.

Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:

  • рабочей смены (перерыв)}
  • суток (нормированный рабочий день)}
  • недели (выходные)}
  • года (отпуск).

Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.

Мотивация трудовой деятельности

Кроме основной мотивации в форме материального вознаграждения работник может иметь и другие мотивы, которые обусловлены определенными обстоятельствами и причинами. Например, одним из основных мотивов является потребность находиться в коллективе, а не вне его. Этот фактор влияет на другой мотив – стремление самоутвердиться, которое в большинстве случаев свойственно специалистам высокой квалификации, стремящихся получить руководящую должность.

Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:

  • обеспечению,
  • признанию,
  • престижу.

Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.

Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.

Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.

Особенности индивидуальной деятельности

Совсем иначе обстоит дело с индивидуальной трудовой деятельностью. Законодательство Российской Федерации разрешает, помимо создания предприятия как юридического лица, проведение индивидуальной деятельности. Как пример – частное преподавание предметов, подготовка детей к школе, репетиторство. Однако такая индивидуальная деятельность имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего многие не решаются заняться репетиторством.

Такой преподаватель не обязан оформлять лицензию, которая давала бы ему право осуществлять преподавательскую деятельность. Также значительно проще вести собственный бухгалтерский учет. Однако существуют некоторые нюансы, при которых репетитор обязан выплачивать больший процент налога в сравнении с организациями.

Индивидуальную педагогическую трудовую деятельность можно причислить к интеллектуальному труду. Как и любая другая работа, этот вид деятельности направлен на получение определенного дохода, а поэтому должен быть зарегистрирован.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть связана не только с проведением занятий по внешкольной программе. Она включает также продажу товаров, связанных с образовательной сферой, а именно: учебников, ручек, тетрадей и т.д. Кроме того, любой индивидуальный предприниматель может заниматься разработкой методик и программ обучения.

Регистрация должна проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процесс регулируется Гражданским кодексом и рядом других документов. При регистрации необходимо подать фото, удостоверяющий личность документ, а также свидетельство, подтверждающее уплату регистрационного сбора.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 1 ТК РФ

1. Настоящая статья устанавливает основные цели не только ТК, но и всего трудового законодательства РФ в целом с учетом его социального назначения — установления государственных гарантий реализации трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, всемерной защиты прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудовых отношений.

Статья 1 ТК конкретизирует положения ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .

2. Выполняя основные задачи, возложенные на него законом, трудовое законодательство РФ осуществляет правовое регулирование отношений в сфере труда.

Наряду с трудовыми отношениями между работником и работодателем (см. ) предмет трудового права составляют и иные, непосредственно связанные с ними, отношения, производные от трудовых отношений, исчерпывающий перечень которых (всего их 9) дан в ст. 1 ТК.

3. В соответствии с ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в указанный перечень включены дополнительно отношения по обязательному социальному страхованию, правовое регулирование которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, отнесено к задачам трудового законодательства РФ.

Так, лица, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными и имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке и размерах, определяемых ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18).

Второй комментарий к Статье 1 Трудового кодекса

1. Трудовой кодекс РФ начинается с определения основ трудового законодательства.

В ч. 1 ст. 1 законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, т.е. в условиях перехода к рынку труда. Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Вторая цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда. В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве (см. ст. 209 — 231 и комментарии к ним).

Третья цель — защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами. Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (см. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарии к ним); защита трудовых прав работников профессиональными союзами (см. ст. 370 — 378 ТК РФ и комментарии к ним); самозащита работниками трудовых прав (см. ст. 379 — 380 ТК РФ и комментарии к ним).

2. Вторая часть комментируемой статьи посвящена основным задачам трудового законодательства. Ими являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Данная статья перечисляет те общественные отношения, которые составляют предмет трудового права как отрасли права. Главными в предмете трудового права являются трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем. Речь идет о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Таким образом, трудовые отношения составляют ядро предмета трудового права.

3. Кроме трудовых отношений есть иные, непосредственно связанные с ними, общественные отношения, которые также входят в предмет трудового права. Все эти общественные отношения являются производными от трудовых. Часть из них предшествуют, другие сопутствуют, а третьи приходят на смену трудовым отношениям.

Первая группа — предшествующие отношения. К ним относятся отношения по трудоустройству у данного работодателя. Основная цель этих отношений — это обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству. В условиях расширения рыночных отношений данная группа имеет важное значение для обеспечения правовой защищенности граждан на рынке труда при реализации ими права на свободу труда.

Отношения по трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых отношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых граждан (несовершеннолетних, инвалидов и др.) нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест.

4. Вторая группа общественных отношений — сопутствующие. Большая часть является именно таковыми. В качестве таковых выступают: отношения по организации труда и управлению трудом; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Для перечисленных отношений важно подчеркнуть то, что они являются коллективными трудовыми отношениями. Отличительной особенностью их является всегда наличие коллективного субъекта в лице профессиональных союзов либо иного представительного органа работников.

Кроме того, ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного вида сопутствующих отношений называет отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации определяет работодатель. Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации. Необходимо отметить, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Следующий вид сопутствующих отношений — материальная ответственность сторон — работодателей и работников — в сфере труда. Это отношения охранительного характера. Могут возникать отношения по материальной ответственности работодателя перед работником либо работника перед работодателем. Следовательно, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также являются сопутствующими. Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В развитие данной конституционной нормы Трудовой кодекс предусматривает комплекс норм, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Эти нормы должны способствовать обеспечению здоровья и безопасных условий труда.

Следующий вид отношений, непосредственно связанных с трудовыми, — по разрешению трудовых споров. Чаще всего эти отношения приходят на смену трудовым, их называют последующими. Однако отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать (например, об отказе в приеме на работу), сопутствовать трудовым отношениям (например, работнику объявлен выговор, а он не согласен с наложенным взысканием и обращается в Комиссию по трудовым спорам).

Отношения по разрешению коллективного трудового спора всегда будут выступать сопутствующими по отношению к трудовым отношениям.

Законодатель включил в число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, новую группу, а именно отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Эти отношения могут быть как сопутствующими, так и приходить на смену трудовым, т.е. последующими.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, — хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание) .

При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен на свой труд. Потребности личности по внешней видимости удовлетворяются не ее собственным трудом, а обществом. Как это происходит, определяется системой производственных отношений, господствующей в обществе. Поэтому производство любого продукта в обществе является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов.

Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и прежде всего воображения и мышления.

Отсюда явствует, что нет нужды придумывать какие-то особые свойства “духа”, чтобы обосновать источники этих удивительных свойств человеческой психики. Их необходимость обусловлена закономерностями человеческой деятельности, т. е. вытекает из самой формы существования человека как общественно-трудового существа.

Требуя для своего осуществления высших психических функций, коллективная трудовая деятельность одновременно создает предпосылки и условия для их формирования в процессе развития человечества.

Возьмем, к примеру, поведение загонщика в первобытной охотничьей орде. Его действия сами по себе не направлены на овладение добычей. Больше того, если бы он действовал один, то эти действия привели бы к тому, что он остался бы голоден — добыча легко бы ускользнула. Поэтому вся его деятельность приобретает смысл только в сочетании с деятельностью других людей — охотников. Чтобы достичь цели, загонщик должен учитывать действия охотников-гнать оленя на них, а не куда попало. Тем самым цель его действия перестает быть биологически значимой и становится общественно значимой. Она отражается не в форме внутренних инстинктивных переживаний, а через восприятие действии над объектами внешней реальности. Так самой практикой образы объектов и действий над ними отрываются от переживания биологической потребности, понуждающей к деятельности.

Решающей чертой труда, которая в корне отличает его от простого присвоения продуктов природы, является то, что он связан с изготовлением и применением орудий, т. е. использованием воздействия одних вещей на другие. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу. И всякий труд представляет собой деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а не их биологическим значением. Например, чтобы сделать костяной наконечник для копья, нужно учитывать относительную твердость костей, а не их съедобность. И действия по изготовлению изделий из кости управляются этими объективными свойствами костей, а не их вкусом или питательностью.

Таким образом, само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые значения вещей и новое отношение к ним. Сама коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях — речи. Именно коллективная деятельность заставляет увидеть в других людях соучастников деятельности. Наконец, она учит направлять свои действия идеальными целями и определять их общественным опытом.

Но такое отношение к реальности и составляет, основу сознания. Оно превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и личность — по отношению к людям. Оно делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет человеку преобразовывать этот мир и стремиться к отдаленным целям, превращает действия человека в сознательную планомерную деятельность, а его пребывание на Земле из приспособительного существования — в активную жизнь, имеющую смысл и высокую цель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород: НЗКШ, 1990.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

3. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. — Москва: Просвещение, 1986.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — Москва: Политиздат., 1982.

Структура объекта труда включает в себя предмет, средства, условия, цели труда и т.д.

Предмет труда - система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которой человек, осуществляющий данную трудовую деятельность, должен мысленно или практически оперировать.

Цель труда - результат, который требует или ожидает от человека общество.

Цели профессионального труда

«Цель труда представляет собой осознанный образ конечного результата, к которому человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности. Другими словами можно сказать, что цель труда - это представление о желаемом будущем.

Желание достичь поставленную цель направляет действие, определяет выбор возможных способов достижения, побуждает осуществлять поиск новых действий. Цель формируется в сознании человека как ответы на вопросы "Что я должен сделать?", "Что у меня должно получиться?", "Чего я должен избегать?", "Какие действия я должен предпринять, чтобы получился желаемый результат?"

Во время работы сознание человека всегда наполнено актами оценки обстановки, сличением реального хода дел с представлением о том, что должно получиться.».

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.

Условия труда - особенности среды, в которой протекает работа человека, их основные виды (ручные, механизированные; машинно-ручные; автоматизированные и автоматические; функциональные средства человека как орудия труда).

Условия профессионального труда

Одним из важнейших и наиболее многогранных психологических признаков труда являются его условия. Выделяются следующие виды условий труда: 1) обычные микроклиматические: а) в помещении – бытовые, б) на открытом воздухе; 2) необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность: а) риск для жизни, б) сложные аварийные ситуации, требующие быстрых необходимых действий, в) общение с правонарушителями, психически больными и лицами, имеющими различные отклонения и дефекты, г) четко заданный ритм и темп, д) физические нагрузки, е) длительное пребывание в одном положении (статическая рабочая поза), ж) ночные смены, з) специфические условия (температура, влажность, химичесике вредности, вибрация, шум, высота, глубина).

Средства труда в профессиональной деятельности

«Средства труда - необходимый компонент трудового процесса. Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда выступают своего рода продолжением естественных органов человека, используемых в трудовом процессе. Среди орудий труда есть не только вещи, но и нечто невещественное - речь, поведение и т.п.

Орудия труда отличаются большим разнообразием. Несмотря на это, все они делятся на две группы: вещественные и невещественные.

Вещественные орудия труда. К вещественным орудиям труда относятся: ручные и механизированные инструменты; машины (механизмы), автоматы, автоматизированные средства; приборы, измерительные устройства.

Ручные орудия труда. Само название "ручные орудия" произошло от главного органа труда - руки человека. Ручные инструменты в труду всегда были и остаются, пока человек жив и способен работать. При любом уровне технического прогресса технику надо будет собирать, монтировать умелыми руками.

Они включают простые ручные, механизированные обрабатывающие инструменты и приспособления. Простыми ручными инструментами являются: отвертка, скальпель (хирургический нож), штихель (инструмент для гравирования на дереве или металле), бучарда (один из инструментов резчиков по камню), торцовка (разновидность малярной кисти), напильник, зубило, молоток и т.д.

Машинные орудия труда. Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).

Автоматизированные средства труда. Это такие средства, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства. Человек только наблюдает работу оборудования и контролирует ее правильность, качество. К автоматическим средствам труда относятся: автоматы, полуавтоматы, автоматические линии, робототехнические комплексы, аппараты для выполнения длительных непрерывных скрытых процессов, в том числе технологических, протекающих с огромной скоростью.

Приборы и устройства. Это отдельная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе. Большую часть их составляют приборы, дающие изображения: микроскопы, бинокли, телескопы, аэрофотоаппараты (для топографических съемок земной поверхности), рентгеновские аппараты, дефектоскопы, замкнутые телевизионные системы для видеоконтроля технологических процессов, протекающих в недоступных для человека условиях (под водой, в космосе, в агрессивных средах и пр.). Существуют приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, цифр, букв, световых и звуковых индикаторов: хронометры, секундомеры, термометры, счетчики импульсов, разнообразные электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, омметр, авометр, ваттметр), штангенциркули, микрометры и др. В отдельную подгруппу выделяются технические средства передачи речи (информации, распоряжений, команд): телефоны, мегафоны, аварийные световые шкалы, сигнальные звонки, видеотелефоны, системы телевидения, музыкальные инструменты. В последнее время широкое распространение получили устройства для переработки информации: вычислительные машины, автоматические справочные установки, пересчетные таблицы, печатающие, считывающие, записывающие и передающие устройства.

Невещественные (функциональные) орудия труда. Невещественные средства обычно называют функциональными. Дело в том, что эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь, что и вызывает обычно большие трудности при анализе профессии. Да и осознание их связано с усвоением многтх новых психологических понятий: сенсорность, кинестетика, соматика, вербальность и др.

Функциональные орудия труда - это мысленно удерживаемые представления об образцах результатов труда или системы "сенсорных эталонов". Они могут быть внешними по отношению сознанию и внутренними, входящими в сознание и удерживаемыми в памяти.

Эти орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством красок внутреннего мира человека, проявляющегося в поведении, мимике, жестах, речи и др. Они составляют большую группу, в которую входят: 1) внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека; 2) речь простая; 3) речь эмоциональная, выразительная; 4) речь деловая, письменная; 5) поведение в простых формах проявления - на уровне всего организма в целом; 7) поведение по преимуществу деловое, беспристрастное; 8) сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач.

разными людьми; терпение.»}