Чеканка монет: история и характеристика процесса. Как делают монеты. Чеканка монет

Чеканка монет, а если быть точнее (чтобы вы не подумали, что я предлагаю вам конкурировать с Центробанком России), то чеканка сувенирных монет – есть ли возможность эту бизнес-идею превратить в источник солидного, а самое главное – стабильного дохода? Как вы думаете?

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 60 000 — 90 000 рублей
Актуально для городов с населением: от 70 000
Ситуация в отрасли: сфера развлечений развита
Сложность организации бизнеса: 1/5
Окупаемость: 2-4 месяца

Проекты подобного рода часто выглядят на первый взгляд «однодневками», и даже откровенными «лохотронами». Но пока кто-то находится в поиске более эффектных идей или сидит в раздумье над моральными принципами бизнеса, другие превратили изготовление сувенирных монет в прибыльный бизнес. Многие предприниматели по всей стране доказали, что на торговле сувенирами можно отлично заработать!

Свадебные монеты

Сувенирные монеты можно чеканить на свадьбах, и изображать на них имена молодоженов и свадебную символику. Такую идею можно взять на «вооружение» свадебным агентствам , или компаниям, занимающимся оформлением праздников .

Памятный сувенир + реклама компании

На монетах можно чеканить логотип компании. В качестве примера могу привести одного владельца ресторана, который установил в своем заведении специальное оборудование для чеканки монет. За небольшую символическую плату любой желающий может отчеканить для себя монету с логотипом ресторана.

От «разогретых» крепкими напитками гостей нет отбоя. Мало того, что в результате этой «скромной» платы к концу рабочего дня «набегает» весьма «нескромная» сумма, так владелец еще и получает бесплатную рекламу своего ресторана. Многим из посетителей выбрасывать собственноручно изготовленную монету просто жалко, и поэтому она благополучно хранится где-нибудь в кармашке портмоне. И при каждом удобном случае показывается друзьям и знакомым.

Подобное «ноу-хау» могут внедрить у себя владельцы предприятий общественного питания, отелей и гостиниц, парков развлечений, и т.д.

Креативные «визитки»

Сувенирные монеты могут выступать в роли визитных карточек. На которых будут отчеканены контактные данные компании. В одной из своих прошлых публикаций я рассказывал, как можно организовать бизнес на изготовлении эксклюзивных и креативных визитках . Придумать что-то оригинальнее визитки-монеты можно только если очень постараться. Обыграть ситуацию вручения такой «визитки» посетители можно по-разному.

Один из вариантов может выглядеть примерно так: оборудование для чеканки сувенирных монет можно поставить возле выхода, и, провожая посетителя, необходимо предложить ему забавы ради ударить молотом по наковальне (либо сделать это самому), и – опа! Вот она — готовая визитка вашей компании. Вряд ли кто-то избавится от такого «подарка».

Но чаще всего изготовление монет используется все-таки в качестве аттракционов.

Аттракционы по чеканке сувенирных монет

Санкт-Петербург, Ярославль, Муром, Нижний Новгород, алтайские курорты, многие города в Карелии – это лишь неполный список тех городов, в которых мне посчастливилось побывать, и где я лично видел (и даже принимал участие) в подобных аттракционах. У меня даже скопилась небольшая коллекция сувенирных монет из различных регионов России.

Практически везде чеканка монет представлена в виде красочного представления – шоу, в котором предлагается поучаствовать любому прохожему. На этом и строится тонкий психологический расчет бизнеса – чем азартнее будет предложение, тем больше будет желающих получить свой «приз». Люди, видя толпу вокруг аттракциона, обязательно подойдут и поинтересуются происходящим, некоторые из них захотят принять участие.

Производство сувенирных монет – мобильный бизнес, в этом заключается его несомненное преимущество. Не «идет» дело в одном месте, через 20-30 минут можно попробовать на другом, еще через полчаса – на третьем. Где можно проводить подобные зрелища?

  • в городских парках
  • на площадях
  • в развлекательно-торговых комплексах
  • просто на людных перекрестках

После приобретения некоторого опыта работы и получения первой прибыли, можно задуматься об открытии еще одной точки, в которой будет предлагаться чеканка монет.

Компания «Монетный аттракцион» на Алтае за 6 лет своей деятельности превратилась из 2 мобильных точек, в которых изготовление монет проводилось всего на 3-х клише, в одно из самых крупных предприятий страны в этой сфере, предлагая начинающим чеканное дело предпринимателям свои услуги по приобретению франшизы (о франшизе подробно читайте по этой ссылке — ), оборудования для аттракционов и производства клише, и т.д. – все то, что может понадобится на «старте» бизнеса.

Оборудование для изготовления сувенирных монет

Оборудование и инструмент для организации чеканки монет можно приобрести в компаниях, занимающихся их изготовлением. Спрос породил предложение, и теперь, чтобы получить контакты таких организаций, достаточно просто набрать в любой поисковой системе фразу: «Купить оборудование для производства сувенирных монет».

Кстати, его список невелик, и включает в себя всего несколько предметов:

  • наковальню
  • кувалду
  • специальные крепления
  • клише для чеканки
  • и заготовки для монет из меди или алюминия (как вариант можно рассмотреть использование заготовок из серебра)

Именно с последним пунктом больше всего хлопот. Работать долгое время с одним-двумя дизайнами монет не получиться – это быстро «приесться» посетителям аттракциона. Поэтому периодически потребуется менять дизайн клише для изготовления монет с другим рисунком чеканки.

Изготовление клише можно заказывать «на стороне», а можно, приобретя дополнительно нехитрое оборудование, делать их самостоятельно. Для этого вам потребуется:

  • мини-пресс
  • и штамп для чеканки

Предварительно рисуется эскиз каждого рисунка чеканки, который после утверждения переводится в векторное изображение, после чего производится гравировка по незакаленному металлу (о лазерной гравировке на металле вы можете узнать подробнее ), затем проводится тепловая закалка сделанной матрицы, и ее полировка.

Как видите, процесс довольно кропотливый, но, тем не менее, вполне доступный для начинающего предпринимателя. После 1-2 пробных опытов производства клише, этот процесс уже не будет представлять для вас сложности. Впрочем, повторюсь – вы можете заказывать изготовление монет-клише в сторонних компаниях, благо сейчас таких немало.

Кстати, освоив навыки изготовления клише, вы можете обеспечить себе дополнительный доход , предлагая свои услуги в области разработки дизайна для монет тем, кто еще только делает первые шаги в этом бизнесе, либо предпочитает использовать «покупные» заготовки.

Первые монеты появились в VII веке до нашей эры в государстве Лидия (на территории западной части современной Турции). Это были кусочки сплава золота с серебром, на которых выбивался особый знак. С тех пор менялась форма монет, использовались различные металлы, но в целом их всегда выпускали одним способом – ударом штемпеля с негативным изображением по заготовке. Методом отливки в формы делали только фальшивые монеты, они отличаются характерной размытостью рисунка и различной высотой отдельных элементов. Рассмотрим способы чеканки, применявшиеся в России на протяжении разных веков.

Чеканка в допетровские времена

Первые собственные монеты («сребреники») появляются на Руси при князе Владимире Великом, они выпускаются очень ограниченно, и уже через 60-70 лет при Ярославе Мудром чеканка прекращается. Изготавливались эти монеты тем же способом, который использовался в Византии: из листа серебра вырезали круглые тонкие заготовки, которые клали между двумя штемпелями и продавливали изображения с помощью пресса. Заготовки часто имели неровные или обрубленные края из-за несовершенной технологии вырезки. Изображения были сложными: на лицевой стороне князь, сидящий на троне; на обороте в первое время помещался Христос, затем трезубец – родовой знак Рюриковичей. Круговая надпись указывала на правление князя. Существовали также золотые монеты «златники», меньшего размера, но схожего веса и внешнего вида.

Во второй половине XIV века в Москве в период правления Дмитрия Донского после 300-летнего перерыва монетное производство возобновляется, но внешний вид и качество монет сильно изменилось. Теперь их делали из серебряной проволоки, нарезая её на мелкие кусочки и расплющивая молотом.

Чешуйка Новогорода, XV век (экспозиция Эрмитажа)

Изображения наносились штемпелями, в которых зажималась монета, затем сверху ударяли кувалдой. Монеты получались бесформенными и мелкими, напоминающие рыбью чешую, за что получили среди коллекционеров название «чешуйки». Вес мог различаться в полтора раза, контрольное взвешивание проводилось только для партии монет. Такие чешуйки просуществовали до петровских преобразований, то есть более 300 лет. Последние проволочные копейки датированы 1718 годом. За полвека до этого, при Алексее Михайловиче массово выпускались медные копейки такого же типа.

До реформы Елены Глинской 1534-1547 гг. монеты чеканили купцы-денежники из собственного серебра, разрешение на чеканку давал князь. Они же распространяли монеты при осуществлении закупок товаров. Затем выпуск полностью переходит государству, появляются первые государственные денежные дворы (позднее названные монетными).

Производство монет в Российской империи

Словом «чеканка» обозначают процесс нанесения изображений посредством удара молотом. С развитием технологий данный неэффективный тип производства полностью ушёл в прошлое, но название сохранилось, хотя правильнее называть выпуск монеты нового времени «тиснением», то есть продавливанием изображений.


Штемпели для копейки XVIII века и для 2 копеек Николая I (из экспозиции Эрмитажа)

Со времён Петра I монеты обретают привычную нам форму ровного толстого диска, хотя до середины XIX века окружность часто имела кривизну. Несмотря на использование только государственных монетных дворов, чеканка имела некоторые элементы частного производства. К монетному двору прикреплялся минцмейстер, в обязанности которого входило получение металла из казны и передел его в монету. Например, серебро поставлялось в количестве 120 пудов, которое затем проходило плавку с приведением пробы в соответствие с нормой, этим занимался минцпробирер. Минцмейстер брал на себя организацию производства и нанимал работников, он же отвечал за качество работы. На монетах часто помещались инициалы минцмейстера, чтобы в случае выявления недостатков монеты, можно было напрямую обратиться к нему.


Гуртильный станок (экспозиция музея Гознака)

Готовый металл разливался в изложницы – специальные формы для выплавки плоских широких слитков. Эти слитки затем прокатывались до толщины монет (плащение и вальцовка), после чего из них выбивались специальными штампами круглые заготовки. Часть заготовок из партии проходила контроль взвешиванием, негодные отбраковывались или проходили юстировку (корректировку веса). Даже при этом не удавалось достичь идеальных показателей, например у Екатерининских пятаков вес колеблется в пределах 48-51 грамма. Для повышения прочности заготовки проходили отжиг, из-за чего покрывались копотью. Для избавления от копоти и придания блеска их шлифовали в барабане и обрабатывали в кислоте, последним этапом была промывка. Заготовки (особенно для медных монет) иногда выпускались на специальных заводах (плащильных мельницах), после чего поступали на монетный двор.

На монетном дворе заготовки первым делом проходили через гуртильный станок, который наносил гурт (боковая поверхность монеты). Из-за кривизны заготовок, гурт монет XVIII века может частично отсутствовать, или плохо распознаваться. На гурте могли быть узоры, насечки, надписи. Такая обработка позволяла защитить монеты от «стрижки» - срезания части драгоценного металла злоумышленниками. «Стрижку» активно использовали для монет-чешуек допетровского времени, возможно поэтому у них такой сильный разброс веса, на некоторых даже явные следы откусывания металла.


Станок для перевода рисунка на заготовку маточника (экспозиция Эрмитажа)

Заготовки с гуртом или без него (если он не был предусмотрен) помещались в пластину с круглыми отверстиями по диаметру монет – фиксатор. Если производство было штучным, то фиксатор имел одно отверстие, но чаще чеканка производилась сразу для нескольких монет. Снизу ставились штемпели с негативом одной стороны, сверху негатив другой, затем всё это зажималось винтовым прессом. Поначалу во многом использовался ручной труд, особенно тяжёлые действия осуществлялись за счёт водяных колёс или лошадиной тяги. И только в середине XIX века появляется паровой пресс.

Созданием рисунка будущих монет занимался художник, который затем передавал эскизы гравёру. Гравёр создавал гипсовую модель будущей монеты диаметром приблизительно 30 см. Это позволяло детально проработать изображения. Инициалы гравёра тоже присутствуют на многих монетах, но они обычно скрыты в деталях изображений.

Затем диск с моделью покрывался слоем резины, в полученную форму наливалась эпоксидная смола, чтобы изготовить твёрдую заготовку. Она помещалась в специальный станок, который методом вращения с помощью системы зубчатых колёс переводил рисунок на диск значительно меньшего размера, сопоставимого с размером монеты. По заготовке отливался маточник – цилиндр из твёрдого сплава с точным изображением монеты, его закаляли для повышения износоустойчивости. С помощью маточника изготавливали несколько стальных штемпелей с негативом изображения, которыми уже чеканили монету.


Штемпели для Константиновского рубля (экспозиция Эрмитажа)

Выпуск монет на современных монетных дворах

В целом технология не изменилась за последние 150-200 лет: в производстве участвуют художники и гравёры, изготавливающие маточники и штемпели. Многие станки сохранили первоначальную конструкцию, но дополнились электронным оборудованием, технологическими новинками и другими деталями, позволяющими ускорить производство в сотни раз.

Для повышения срока службы штемпели проходят закалку и хромирование, такой штемпель может произвести не менее 250 тысяч монет. На монетный двор металл поступает в виде катушек ленты шириной в одну-две монеты. Эти катушки заправляются в нарезные станки, делающие заготовки. Заготовки загружаются в другой станок, наносящий гурт и сразу кант (бортик по краю монеты с двух сторон). Некоторые монеты выпускаются без гурта, но кант есть всегда. После такой процедуры для восстановления свойств металла заготовки обжигают при 850 градусах и охлаждают. Затем их загружают в барабан с металлическими, керамическими и пластиковыми шариками для полировки, обрабатывают химикатами.

Современные чеканочные станки полностью автоматизированы, в них насыпают заготовки, а на выходе получаются готовые монеты. Например, монеты регулярного чекана могут производиться на таком станке по 700 штук в минуту, для юбилейных и памятных скорость несколько ниже. Монеты упаковываются в тканевые мешки с пломбой и развозятся по отделениям банков, в кассы и т.д. В последнее время всё чаще стали запечатывать монеты в полиэтиленовые пакеты.

В отличие от имперского времени, тиражи современных монет регулярного чекана не разглашаются и являются государственной тайной. Известно только, что тираж каждого номинала в год составляет сотни миллионов штук, а может быть даже превышает миллиард. Юбилейные и памятные монеты из обычных металлов выпускаются тиражом от сотен тысяч до десятков миллионов штук, их количество сообщается на сайте Банка России. Выпуском сейчас занимается два предприятия: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, являющиеся дочерними предприятиями «Гознака», а он в свою очередь контролируется Банком России.

В последнее время монеты начали изготавливать из стальных заготовок, покрытых другим металлом. Существует два варианта такого производства: плакирование и гальванопокрытие. При плакировании лист металла сразу покрывается тонким слоем цветного металла, а вырубающиеся заготовки получают вид торта – сбоку просматривается основа, тонкий слой может со временем отходить от монеты. По этой технологии чеканили 5 рублей в 1997-2009 годах, но заготовка была медной. При втором способе изготавливаются стальные заготовки, которые затем покрывают слоем никеля или другого металла. Отличить их можно по отсутствию проглядывающей сбоку основы, но при этом само покрытие иногда имеет цветные наплывы из-за неполного покрытия. Выпуск монет из твёрдой стали значительно удешевил производство, но добавил большое число брака, поскольку износ штемпелей стал проходить быстрее. Штемпели часто ремонтируют, подшлифовывают, наносят новое покрытие и снова пускают в ход. Результатом износа штемпеля является появление на монетах дополнительных элементов (выкрошка штемпеля) и длинных тонких полос (раскол).

Монеты улучшенной чеканки

Единственным ручным производством осталось изготовление специальных коллекционных монет по улучшенной технологии. К ним относятся:


Золотая монета качества пруф

пруф (proof) – монеты с матовым рисунком и зеркальным полем. Штемпели обрабатываются кислотой для придания эффекта мелкой шероховатости, затем выступающие части полируются до зеркального блеска. Кружочки металла изготавливаются методом отливки, а не выбивания из ленты, затем проштамповываются с нанесением гурта и канта, после чего тоже полируются. Все они проходят тщательный контроль. Чеканка производится двойным ударом, затем монета вручную вынимается и помещается в капсулу (в советское время и в 90-е годы часто помещались в полиэтиленовую запайку). Процесс требует идеальной чистоты и аккуратности, поскольку попадание пыли может снизить категорию монеты до prooflike (пруфлайк). Полировку штемпеля приходится повторять после нескольких десятков монет. Подобная технология существовала ещё в имперский период, но полированные штемпели после износа могли идти на чеканку обычных монет;


Инвестиционная монета чеканки UNC

пруфлайк (prooflike) – изготовление происходит также, как и пруф, но из-за слишком крупных заготовок (например, для килограммовых серебряных и золотых монет) остаются мельчайшие дефекты, царапины или пыль.

BU (Brilliant Uncirculated) – монеты имеют слегка глянцевую поверхность, но без зеркального отражения и без матового рисунка. Выпускаются специально подготовленными штемпелями без полировки. Дефекты производства не допускаются.

Улучшенный UNC – выпускаются обычными штемпелями, но с тщательным контролем производства для исключения дефектов и царапин. Из станка монета извлекается вручную и помещается в капсулу или запайку (в СССР иногда помещали в бумажные конверты).

Технология монетного производства или, проще говоря, чеканка монет, за время своего существования претерпела огромное количество изменений. Она прошла длинный путь от ручного труда до автоматизированного массового производства. Сегодня я предлагаю Вам совершить небольшой экскурс в историю и ознакомиться с важнейшими этапами эволюции монетного производства в России.

Первые монеты в истории человечества появились в 6 веке до нашей эры. Тогда чеканка монет осуществлялась вручную, древние люди выбивали изображение на куске золота. В средние века начали появляться различные приспособления, призванные облегчить труд человека, однако в целом производство по-прежнему оставалось ручным.
На Руси первые собственные золотые и серебряные монеты появились в X веке при князе Владимире. Это были «златники» и «сребреники», изготовлявшиеся из золота и серебра соответственно. Процесс их производства был полностью ручным. Для этого круглую заготовку из золота или серебра клали под пресс, который сразу наносил изображения на обе стороны монеты. Средний вес серебряных монет тех лет составлял от 2,9 до 3,3 грамма, а золотых – около 4 грамм. Кстати говоря, именно от златника произошла русская единица веса – золотник – равная 4,266 грамма.
Немного позднее, в период феодальной раздробленности, монеты начали изготавливать из серебряной проволоки, в результате чего все экземпляры имели разную форму и вес, а изображения зачастую получались не цельными. Серебряная проволока рубилась на примерно равные части, а затем помещалась под пресс. В народе проволочные монеты получили название «чешуйки».


Массовая чеканка монет в Древней Руси началась в XIV веке. Впервые одержанная Русью победа над Золотой Ордой на Куликовом поле в 1380 году, подтолкнула власти к закреплению успеха выпуском собственных денег. Русские монеты в те годы представляли собой серебряные пластинки неправильной формы весом около 1 грамма и несущие на своем поле различные изображения. Это могли быть всадники, петухи, воины с оружием в руках, фантастические четвероногие животные, изображениями человеческой головы и т. п.

Первые медные русские монеты появились только в середине 17 века. Их называли «пулы». Они чеканились из маленьких кусочков медной проволоки. Примерно в те же годы появились медные копейки, ничем не отличавшиеся от серебряных копеек, а потому приравненные к ним. Народу новые медные монеты пришлись не по душе, и в 1662 году в Москве вспыхнуло восстание, известное сегодня под названием «медный бунт». Правительство, сильно напуганное бунтом, отменило медные деньги. И лишь полвека спустя, Петр I решился снова начать чеканку медных монет.

Чеканка монет при Петре I

Чеканка монет при Петре I осуществлялась с помощью различных машин и приспособлений, но все еще не была автоматизирована. Она носила циклический характер, так называемый монетный передел или полный цикл производства. Партия металла передавалась приходным казначеем минцмейстеру, который по окончании производства, сдавал расходному казначею отчеканенные из этой партии монеты. Оптимальной для такого производственного цикла считалась партия серебра весом 120 пудов (около 7 тонн), которая соответствовала одной полной плавке.
Сам процесс производства осуществлялся следующим образом. В первую очередь минцпробирер определял содержание медных примесей (лигатуры) в серебре. Для этого в процессе плавки производился ряд технологических проб, по результатам которых количество лигатуры доводилось до нужной концентрации в соответствии с установленными нормами. Затем расплавленное серебро разливалось в изложницы (формы для заливки расплавленного металла с целью придания ему нужной формы), устройство которых с годами менялось. Сначала это были горизонтальные противни, со временем превратившиеся в вертикальные разъемные конструкции. Затем, полученные серебряные листы подвергались прокату и вальцовке для достижения нужной толщины. После вальцовки листы поступали на обрезные станы, которые приводились в действие лошадиной тягой или, в некоторых случаях, силой воды, где из них вырубались монетные заготовки.
В дальнейшем, полученные таким образом заготовки для монет проходили весовой контроль. Прошедшие контроль заготовки отжигали, галтовали (очищали поверхность от заусенцев, окалины и т.д.) в барабане, отбеливали в слабом кислотном растворе, а затем промывали и сушили. Слишком легкие заготовки для монет отправляли в переплавку, а слишком тяжелые – в юстировку, с помощью которой заготовки доводились до нужного веса. На готовые монетные кружки на специальных станках наносили гурт, а затем передавали их на финальную операцию – тиснение. Тиснение осуществлялось в винтовых прессах, которые приводились в действие вручную, с помощью коромысла, на концах которого были закреплены две гири.

Чеканкой монет в начале 18 века назывался процесс удара молотом для нанесения изображения на монетную заготовку. Немного позднее, когда проволочные монеты ушли в прошлое, чеканкой стали называть и тиснение монеты.
Таким способом монеты изготавливались вплоть до начала 19 века, когда монетное производство была автоматизировано. В результате автоматизации монетные кружки стали получаться ровными, имеющими одинаковый вес и цельное изображение, а подделывать монеты стало гораздо сложнее.

Чеканка современных монет

Чеканка современных монет представляет собой хорошо оснащенное технически и полностью автоматизированное высокотехнологичное производство. Основная масса изделий монетных дворов России изготавливается на чеканочных прессах с помощью метода холодной объемной штамповки (чеканки). Холодная штамповка позволяет получать изделия из металла сложной формы и очертаний давлением, в результате которого металл в холодном состоянии деформируется пластически с помощью специального инструмента.
По сравнению с горячей холодная штамповка имеет ряд достоинств:
- металл не нужно нагревать;
- металл не окисляется и не образуется окалина;
- получаемые монеты имеют меньшую шероховатость поверхности;
- достигается наиболее точное совпадение размеров.
По сравнению с обработкой резанием холодная штамповка также имеет ряд преимуществ:
- поскольку металл не отделяется в стружку, значительно сокращается его расход;
- уменьшается трудоемкость изготовления монет, и соответственно, повышается производительность труда.
Вместе с тем холодная штамповка упрочняет обрабатываемый материал, а это позволяет использовать меньше металла, делать монеты более легкими и износостойкими.
Компьютерное моделирование и использование современных технологий в монетном производстве, таких как патинирование (искусственное состаривание), золочение, серебрение, чернение, вакуумное напыление, пескоструйная обработка, расчистка, использование многоцветных эмалей позволяет получить монеты высокого качества и реализовать любые замыслы художников. Новейшие технологии производства позволяют наносить на монеты серебряное и золотое покрытия, изготавливать монеты и медали, комбинируя различные металлы и сплавы, в том числе драгоценные.


Сегодня монетные дворы России выпускают памятные и инвестиционные монеты самого высокого качества - «пруф», которое позволяет создать зеркальное поле и матовое изображение. Для изделий качества «пруф» особенно важно избежать повреждений поверхности при производстве и транспортировке. Поэтому монеты качества «пруф» упаковываются в специальную капсулу. В настоящее время выпускаются также монеты и медали качества «антипруф», при котором поле имеет матовую поверхность, а рельеф - зеркальную.
Новейшее оборудование монетных дворов России позволяет осваивать высокие технологии, например, эффект скрытого изображения, использующийся на современных десятирублевых монетах. Или, например, выборочное золочение на монетах качества «пруф», позволяющее выборочно наносить покрытие из золота или серебра на отдельные детали рисунка монет, сохраняя при этом внешний вид.

Деньги из желтого драгоценного металла на Руси появились больше тысячи лет назад. Первые монеты «собственного производства», отчеканенные из золота, появились у нас в 10-11 веке, во время князя Владимира, известного нам, как «Красно Солнышко». На всех монетах этого периода заметно влияние византийского искусства. На лицевой стороне изображался обычно великий князь с трезубцем (таким был «коронный» символ киевских князей), на оборотной стороне красовалось изображение Христа Спасителя с Евангелием в руке.

Злотник князя Владимира.

В те времена был период расцвета Киевской Руси, и понятно, чтобы поднять престиж среди народа и сопредельных государств, чеканились золотые монеты. Но затем наступил тяжелый период - татарское нашествие, междоусобицы, смута. Все это закономерно привело к тому, что казна даже самых богатых князей опустела. Соответственно, до конца XV века золотая монета на Руси не чеканилась.

Изготовление собственной монеты путем перечеканки (преимущественно из венгерской) началось при московских великих князьях Михаиле Федоровиче, Иване III Васильевиче. Что интересно, чаще всего эти монеты были не в ходу, а выдавались как награда за воинские заслуги.

Михаил Федорович. Жалованный золотой в три четверти угорского .

Традиция чеканки золотых копеек и червонцев продолжилась при царях. На монетах Ивана IV Васильевича Грозного двуглавый орел помещался на обеих сторонах монеты. Сын Ивана IV, Федор Иванович, на одной стороне монет помещал надпись со своим титулом, на другой - двуглавого орла или всадника.

Федор Алексеевич (1676-1682 гг.). Наградной золотой в два угорских. Новодел.

Схожие типы монет чеканили Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович Романов. Алексей Михайлович чеканил двойной червонец со своим поясным изображением.

Дореформенные монеты Петра I, Ивана и Софьи были как с изображениями соправителей, так и просто с двуглавыми орлами на обеих сторонах.

Иван, Петр, Софья. Наградной золотой в один угорский за Крымский поход 1687 г.

При Петре I все изменилось. Золотые монеты вошли в обиход, так как начали чеканиться в промышленных масштабах. Так, чеканились они по строгому образцу, и номинал их при Петре I был непривычным. С 1701 года первый российский император повелел чеканить 1 дукат и 2 дуката.

Дело в том, что первоначально большое количество этих монет делали перечеканом из западных золотых дукатов. Вес 1 дуката колебался, но, как правило, составлял 6-7 граммов. Отличием их от современных денег было то, что на монете не был указан ее номинал. Но русские люди нашли более привычное наименование таким «дукатам» и стали называть один дукат червонцем, а два дуката – двойным червонцем.

Дукат Петра I.

С 1718 года Петр I выпускал 2 золотых рубля. Его жена Екатерина I во времена своего правления также выпускала только двухрублевик из золота. Кстати, тираж был ограничен и достигал около 9 тысяч экземпляров. Поэтому сегодня за двухрублевую монету Екатерины I Алексеевны можно выручить от 90 до 900 тысяч рублей.

Два рубля золотом. Екатерина Алексеевна.

Во время правления Петра II золотые монеты чеканились без номинала, но по привычке назывались червонцами. То же самое было при Анне Иоанновне. За денежку с портретом этой самодержицы сегодня можно выручить от 35 тысяч до 2 миллионов рублей (в зависимости от года и изображения на монете).

Червонец Анны Иоанновны. 1730 г.

В краткое царствование младенца Иоанна IV золотых монет не чеканили: просто, наверное, не успели за несколько месяцев.

Далее, когда ко власти пришла Елизавета Петровна, изготовление золотых денег наконец-то оживилось. Кроме стандартного червонца с портретом императрицы, выпускался двойной червонец. Также были полтина, 1 рубль, 2 рубля. Потом, в 1755 году, к этим монетам добавились империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). На новых монетах вместо двуглавого орла на реверсе находится крест из четырех узорных щитов, соединенных пятым. На первых четырех - гербы и символы городов Российской Империи, а в центральном щите - двуглавый орел со скипетром и державой. Империалы чаще всего использовали для внешнеторговых операций.

Империал Елизаветы Петровны. 1756 г.

Петр III среди этого изобилия оставил лишь привычные червонцы, а также империал и полуимпериал. После истории со свержением мужа Екатерина II повелела перечеканить все монеты с портретом Петра III в монеты того же номинала, но со своим именем и портретом. Поэтому монеты времен Петра III очень редки и весьма высоко ценятся. Есть данные, что на аукционах они уходят за суммы, начинающихся от нескольких десятков тысяч долларов.

Павел I, сын Екатерины II, положил начало новой традиции. Деньги теперь чеканились без портрета императора. Он оставил империал, полуимпериал и золотой червонец. Выглядели они непривычно.

Червонец Павла. 1797 г.

При Александре I традиция продолжилась. Среди «золотых» остались лишь империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). После победы над Наполеоном в 1813 году Польша вошла в состав России. В связи с этим с 1816 года Александр I начинает чеканку монет (для Польши) на Варшавском монетном дворе. Из золота были 50 и 25 злотых.

50 злотых с портретом Александра I. 1818 г.

Николай I оставил империалы, но прославился тем, что начал чеканить монеты... из платины! Это были первые в мире монеты из платины, выпущенные для повседневного обращения. Выпускались они номиналом 3, 6 и 12 рублей. Тогда, кстати, платина дорогой не считалась и стоила в 2,5 раза дешевле золота. Ее только-только открыли в 1819 году, добыча ее обходилась очень дешево. В связи с этим, правительство, опасаясь массовых подделок, платиновые монеты из обращения изъяло. И больше денег из платины в России никогда не чеканили. А весь лом монет - 32 тонны - продали в Англию. И эта страна долгое время была монополистом по данному металлу. Сегодня на аукционах платиновые монеты Николая I можно продать за 3-5 миллионов рублей.

Платиновые 6 рублей Николая I. 1831 г.

Вернемся к золоту. Преемник Николая I – Александр II, самый демократичный царь и освободитель крестьянства, чеканил только полуимпериала и еще ввел 3 рубля золотом. В стране были реформы, особенных денег на чеканку золотых не было предусмотрено. Видимо, поэтому номиналы снизились.

3 рубля золотом. Александр II. 1877 г.

Александр III оставил монеты того же номинала, но вернул империал - 10 рублей. И повелел чеканить на нем свой портрет. Так традиция портретных червонцев возобновилась. Меняются технические характеристики золотой монеты - она становятся толще, но меньшего диаметра. Монеты из золота Александра III продаются на аукционах за суммы 7-20 тысяч долларов.

Империал Александра III. 1894 г.

Далее у нас остаются лишь золотые времен печально известного последнего царя Николая II. Монеты по 5 и 10 рублей все еще несут скупщикам старины старушки, неведомо где их доселе сохранившие. А поисковики мечтают увидеть в только что выкопанной ямке золотой блеск именно этого царского профиля.

Золотой червонец Николая II.

Вес золотой монеты номиналом 10 рублей до Николая 2 составлял 12,9 грамма. После николаевской денежной реформы вес золотой монеты номиналом 10 рублей был уменьшен в полтора раза и составлял 8,6 грамма. Поэтому золотые монеты стали доступнее и тираж их увеличился.

В новом облегченном «николаевском» весе были отчеканены золотые 15 рублей и 7 рублей 50 копеек. При этом стоимость их невелика, как и стоимость «николаевских» червонцев - около 20 тысяч рублей. Зато встречаются они почаще, чем все остальные монеты, вместе взятые, и шанс отыскать их на копе тоже повыше.

Есть еще «подарочные» монеты времен Николая II. Эти монеты были отчеканены для личного подарочного фонда Николая 2. Даты их чеканок позволяют предположить, что 25 рублей 1896 года чеканили специально к коронации, а 25 рублей 1908 года - к 40-летнему юбилею Николая 2. Цена таких золотых монет достигает 120-150 тысяч долларов.

Вслед за донативными (подарочными) монетами можно выделить совсем необычную, не имеющую аналогов, золотую монету номиналом 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 года. Согласно некоторым предположениям, таким образом, Николай 2 хотел ознаменовать франко-русский союз, однако другая часть нумизматов более склонна считать, что 37 рублей 50 копеек – 100 франков предназначались для использования в системе казино. По цене такой «золотой» сегодня на аукционах можно найти за 40-120 тысяч долларов.

История последнего золотого царского червонца заслуживает отдельного рассказа.

О нем вы узнаете в следующей статье.

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...