История русских золотых монет. История монеты на Руси. Старинные царские монеты

Деньги из желтого драгоценного металла на Руси появились больше тысячи лет назад. Первые монеты «собственного производства», отчеканенные из золота, появились у нас в 10-11 веке, во время князя Владимира, известного нам, как «Красно Солнышко». На всех монетах этого периода заметно влияние византийского искусства. На лицевой стороне изображался обычно великий князь с трезубцем (таким был «коронный» символ киевских князей), на оборотной стороне красовалось изображение Христа Спасителя с Евангелием в руке.

Злотник князя Владимира.

В те времена был период расцвета Киевской Руси, и понятно, чтобы поднять престиж среди народа и сопредельных государств, чеканились золотые монеты. Но затем наступил тяжелый период - татарское нашествие, междоусобицы, смута. Все это закономерно привело к тому, что казна даже самых богатых князей опустела. Соответственно, до конца XV века золотая монета на Руси не чеканилась.

Изготовление собственной монеты путем перечеканки (преимущественно из венгерской) началось при московских великих князьях Михаиле Федоровиче, Иване III Васильевиче. Что интересно, чаще всего эти монеты были не в ходу, а выдавались как награда за воинские заслуги.

Михаил Федорович. Жалованный золотой в три четверти угорского .

Традиция чеканки золотых копеек и червонцев продолжилась при царях. На монетах Ивана IV Васильевича Грозного двуглавый орел помещался на обеих сторонах монеты. Сын Ивана IV, Федор Иванович, на одной стороне монет помещал надпись со своим титулом, на другой - двуглавого орла или всадника.

Федор Алексеевич (1676-1682 гг.). Наградной золотой в два угорских. Новодел.

Схожие типы монет чеканили Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович Романов. Алексей Михайлович чеканил двойной червонец со своим поясным изображением.

Дореформенные монеты Петра I, Ивана и Софьи были как с изображениями соправителей, так и просто с двуглавыми орлами на обеих сторонах.

Иван, Петр, Софья. Наградной золотой в один угорский за Крымский поход 1687 г.

При Петре I все изменилось. Золотые монеты вошли в обиход, так как начали чеканиться в промышленных масштабах. Так, чеканились они по строгому образцу, и номинал их при Петре I был непривычным. С 1701 года первый российский император повелел чеканить 1 дукат и 2 дуката.

Дело в том, что первоначально большое количество этих монет делали перечеканом из западных золотых дукатов. Вес 1 дуката колебался, но, как правило, составлял 6-7 граммов. Отличием их от современных денег было то, что на монете не был указан ее номинал. Но русские люди нашли более привычное наименование таким «дукатам» и стали называть один дукат червонцем, а два дуката – двойным червонцем.

Дукат Петра I.

С 1718 года Петр I выпускал 2 золотых рубля. Его жена Екатерина I во времена своего правления также выпускала только двухрублевик из золота. Кстати, тираж был ограничен и достигал около 9 тысяч экземпляров. Поэтому сегодня за двухрублевую монету Екатерины I Алексеевны можно выручить от 90 до 900 тысяч рублей.

Два рубля золотом. Екатерина Алексеевна.

Во время правления Петра II золотые монеты чеканились без номинала, но по привычке назывались червонцами. То же самое было при Анне Иоанновне. За денежку с портретом этой самодержицы сегодня можно выручить от 35 тысяч до 2 миллионов рублей (в зависимости от года и изображения на монете).

Червонец Анны Иоанновны. 1730 г.

В краткое царствование младенца Иоанна IV золотых монет не чеканили: просто, наверное, не успели за несколько месяцев.

Далее, когда ко власти пришла Елизавета Петровна, изготовление золотых денег наконец-то оживилось. Кроме стандартного червонца с портретом императрицы, выпускался двойной червонец. Также были полтина, 1 рубль, 2 рубля. Потом, в 1755 году, к этим монетам добавились империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). На новых монетах вместо двуглавого орла на реверсе находится крест из четырех узорных щитов, соединенных пятым. На первых четырех - гербы и символы городов Российской Империи, а в центральном щите - двуглавый орел со скипетром и державой. Империалы чаще всего использовали для внешнеторговых операций.

Империал Елизаветы Петровны. 1756 г.

Петр III среди этого изобилия оставил лишь привычные червонцы, а также империал и полуимпериал. После истории со свержением мужа Екатерина II повелела перечеканить все монеты с портретом Петра III в монеты того же номинала, но со своим именем и портретом. Поэтому монеты времен Петра III очень редки и весьма высоко ценятся. Есть данные, что на аукционах они уходят за суммы, начинающихся от нескольких десятков тысяч долларов.

Павел I, сын Екатерины II, положил начало новой традиции. Деньги теперь чеканились без портрета императора. Он оставил империал, полуимпериал и золотой червонец. Выглядели они непривычно.

Червонец Павла. 1797 г.

При Александре I традиция продолжилась. Среди «золотых» остались лишь империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). После победы над Наполеоном в 1813 году Польша вошла в состав России. В связи с этим с 1816 года Александр I начинает чеканку монет (для Польши) на Варшавском монетном дворе. Из золота были 50 и 25 злотых.

50 злотых с портретом Александра I. 1818 г.

Николай I оставил империалы, но прославился тем, что начал чеканить монеты... из платины! Это были первые в мире монеты из платины, выпущенные для повседневного обращения. Выпускались они номиналом 3, 6 и 12 рублей. Тогда, кстати, платина дорогой не считалась и стоила в 2,5 раза дешевле золота. Ее только-только открыли в 1819 году, добыча ее обходилась очень дешево. В связи с этим, правительство, опасаясь массовых подделок, платиновые монеты из обращения изъяло. И больше денег из платины в России никогда не чеканили. А весь лом монет - 32 тонны - продали в Англию. И эта страна долгое время была монополистом по данному металлу. Сегодня на аукционах платиновые монеты Николая I можно продать за 3-5 миллионов рублей.

Платиновые 6 рублей Николая I. 1831 г.

Вернемся к золоту. Преемник Николая I – Александр II, самый демократичный царь и освободитель крестьянства, чеканил только полуимпериала и еще ввел 3 рубля золотом. В стране были реформы, особенных денег на чеканку золотых не было предусмотрено. Видимо, поэтому номиналы снизились.

3 рубля золотом. Александр II. 1877 г.

Александр III оставил монеты того же номинала, но вернул империал - 10 рублей. И повелел чеканить на нем свой портрет. Так традиция портретных червонцев возобновилась. Меняются технические характеристики золотой монеты - она становятся толще, но меньшего диаметра. Монеты из золота Александра III продаются на аукционах за суммы 7-20 тысяч долларов.

Империал Александра III. 1894 г.

Далее у нас остаются лишь золотые времен печально известного последнего царя Николая II. Монеты по 5 и 10 рублей все еще несут скупщикам старины старушки, неведомо где их доселе сохранившие. А поисковики мечтают увидеть в только что выкопанной ямке золотой блеск именно этого царского профиля.

Золотой червонец Николая II.

Вес золотой монеты номиналом 10 рублей до Николая 2 составлял 12,9 грамма. После николаевской денежной реформы вес золотой монеты номиналом 10 рублей был уменьшен в полтора раза и составлял 8,6 грамма. Поэтому золотые монеты стали доступнее и тираж их увеличился.

В новом облегченном «николаевском» весе были отчеканены золотые 15 рублей и 7 рублей 50 копеек. При этом стоимость их невелика, как и стоимость «николаевских» червонцев - около 20 тысяч рублей. Зато встречаются они почаще, чем все остальные монеты, вместе взятые, и шанс отыскать их на копе тоже повыше.

Есть еще «подарочные» монеты времен Николая II. Эти монеты были отчеканены для личного подарочного фонда Николая 2. Даты их чеканок позволяют предположить, что 25 рублей 1896 года чеканили специально к коронации, а 25 рублей 1908 года - к 40-летнему юбилею Николая 2. Цена таких золотых монет достигает 120-150 тысяч долларов.

Вслед за донативными (подарочными) монетами можно выделить совсем необычную, не имеющую аналогов, золотую монету номиналом 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 года. Согласно некоторым предположениям, таким образом, Николай 2 хотел ознаменовать франко-русский союз, однако другая часть нумизматов более склонна считать, что 37 рублей 50 копеек – 100 франков предназначались для использования в системе казино. По цене такой «золотой» сегодня на аукционах можно найти за 40-120 тысяч долларов.

История последнего золотого царского червонца заслуживает отдельного рассказа.

О нем вы узнаете в следующей статье.

Люди, далекие от нумизматики, наивно считают, что самые дорогостоящие монеты должны выпускаться исключительно из драгоценных металлов: золота, серебра или платины. Те, кто осведомлен о некоторых дорогостоящих разновидностях чеканных денег, полагают, что такие монеты представлены только лишь в качестве музейных экспонатов. На самом деле это ошибочное мнение. Помимо вышеупомянутых ценных экземпляров также существуют самые обычные на первый взгляд, ходовые монеты. А вот заядлые коллекционеры, давно изучающие историю монетной чеканки и денежного обращения, знают, что порой даже самые дорогие монеты современной России могут оказаться в вашем кошельке. Да-да, самая обыкновенная мелочь может стоить очень дорого. Правда, вероятность найти редчайший экземпляр очень мала, но все-таки она существует. Возможно, некоторые из них вы держали в своих руках, однако, не зная их истинную стоимость, купили на них незначительные безделушки.

Что делает монеты дорогими?

Для начала необходимо понять, какие факторы влияют на стоимость таких денег. Все ценные монеты для удобства можно условно разделить на несколько групп:

Монеты, изготовленные из драгоценных металлов. Они называются инвестиционными и эмитируются Центральным банком Российской Федерации. Материалом для изготовления инвестиционных монет может служить любой драгоценный металл: золото, серебро или платина. Их покупка и продажа осуществляется по действующему курсу ЦБ России.

Старинные монеты. К ним относятся монеты, которые когда-то служили средством платежа для различных народов. Преимущественно речь идет о денежных единицах, уже давно вышедших из обращения и с течением времени полностью или частично утраченных. Подобные монеты можно найти только на раскопках или в тайниках, а также в местах, в которых по различным причинам прятали клады.

Старинные деньги необязательно должны были быть изготовлены из драгоценных металлов. В этом случае цена формируется в зависимости от исторической ценности монеты, и если она к тому же была сделана, к примеру, из золота, стоимость, конечно же, вырастает во много раз.

Современные монеты. Монеты современной России также могут иметь стоимость выше номинальной. При этом учитываются металлические деньги, которые были выпущены в обращение после 1997 года. Подобными монетами мы ежедневно расплачиваемся в магазинах, носим их в своем кошельке и кладем в копилку. Что же в них такого необычного и за что многие коллекционеры и нумизматы готовы выложить огромные деньги? Ведь часто эти монеты стоят намного дороже своего номинала.

Формирование стоимости ценных монет

Стоимость современных российских денег иногда способна возрастать в десятки, а то и в сотни раз от своего номинала. Причиной этому могут служить различные факторы. Рассмотрим их более подробно.

В первую группу входят монеты, выпущенные маленьким тиражом. Стоит учитывать тот факт, что любые деньги со временем портятся, теряются и выходят из обращения по разным причинам. В связи с этим их количество сокращается еще больше. Также случается, что в производство попадает так называемая пробная партия, которая по каким-либо причинам сразу же изымается из оборота. Зато экземпляры из нее достаточно быстро оседают в частных коллекциях. В данном случае это могут быть и монеты регулярного чекана, но оседать в кошельках граждан они тоже не успевают.

Во вторую группу входят бракованные монеты. Пусть это вас не удивляет, но подобные денежные знаки, попавшие в обращение, стоят гораздо больше своих обычных собратьев. Как на любом другом производстве случается брак, так не исключен он и при изготовлении денег. Это может быть связано с неисправностью оборудования, использованием стертых штампов и оттисков и прочим. В подобном случае партия несколько отличается от других монет того же года. Различия могут быть незначительными, но за счет них стоимость такого чекана порой достигает нескольких тысяч рублей.

Стоимость монеты также может зависеть от ее разновидности. Очень часто их путают с бракованными, однако это не совсем правильная формулировка. К примеру, в один и тот же год была отчеканена партия монет. Но на некоторых из них по какой-либо причине отсутствует знак монетного двора. И таких отличительных признаков может быть множество: какие-либо штрихи на аверсе, расположение знаков, толщина ободка. Также различия могут быть в размерах и изображении некоторых элементов, монограмме монетного двора и прочих деталях.

Где чеканят монеты в России?

Если речь идет о монетах, нельзя не рассказать о предприятиях, занимающихся их чеканкой. В России таких заводов два. Первый – Московский монетный двор (ММД). Он осуществляет свою деятельность с 1942 года и занимается чеканкой преимущественно ходовых монет. Второй – Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД). Этот завод занимается в основном производством инвестиционных, юбилейных и памятных монет.

Интересный факт: если на всех монетах, отчеканенных Московским монетным двором (ММД), стоит одно-единственное клеймо, то на монетах, произведенных Санкт-Петербургским монетным двором, в разные годы ставились разные знаки. Прежде всего это связано с переменой названия самого города. Поэтому на монетах разных годов встречаются такие знаки, как «СПМД», «ЛМД», «С-П». Стоит заметить, что большинство ценных монет России произведено именно в Санкт-Петербурге.

Монеты современной России и их стоимость

Итак, перейдем к, пожалуй, самой ценной информации в данной статье. В этой главе мы расскажем о конкретных монетах, за которые можно выручить различные суммы денег, порой очень даже не малые.


Из разновидностей юбилейных монет большую известность получила двухрублевая монета, посвященная полету Юрия Алексеевича Гагарина в космос, год выпуска 2002. По какой-то причине на ней не был поставлен знак монетного двора, что увеличило ее стоимость в несколько раз. Продать ее можно начиная от 3000 рублей, в зависимости от внешнего состояния. Другие двухрублевые монеты 2002 года также превышают стоимость номинала, даже при наличии знака монетного двора продать любую из них можно за 20 рублей, поскольку они были выпущены небольшим тиражом.

Отдельно стоит упомянуть о ходовых монетах из серий, посвященных республикам, краям и автономным областям Российской Федерации. Практически любой человек держал подобные монеты в руках. Выполнены они из сплава латуни и мельхиора, их диаметр 27 мм. Всего серия насчитывает 34 монеты, однако самыми ценными являются всего три.


Необходимо знать, что стоимость любой значимой монеты со временем только возрастает. Это значит, что если сегодня она стоит тысячу рублей, то через пять лет ее можно продать за полторы тысячи и более. Стоимость напрямую зависит от состояния монеты: даже если это самый редкий и ценный экземпляр, но в ужасном состоянии, вряд ли кто-то заплатит за нее хорошие деньги. Именно поэтому нигде не указывается конкретная стоимость, ее способен определить только профессионал или опытный коллекционер, после того как увидит монету воочию.

Коллекционирование в данном случае – это не только увлечение, но и выгодное вложение средств. Покупая ценную монету по определенной цене сегодня, можно быть уверенным, что при необходимости ее получится выгодно продать или как минимум выручить те же деньги, что за нее платились. В наше время коллекционированием способен заниматься любой человек, правда, не каждый умеет отличить действительно ценную монету от обычной.

Как и тысячи лет назад, прежде чем стать монетой, кусочек металла проходит очень сложный и длинный путь от шахты рудника до штемпеля мастера.
На страницах этой статьи мы попробуем проследить и наглядно проиллюстрировать эволюцию чеканки европейской монеты от шедевров эллинов через брактеаты до больших и
красивых тестонов и талеров.
Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.
С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки. Знание технологических тонкостей операций, используемых при изготовлении старинных монет, поможет начинающему коллекционеру избежать досадных моментов, связанных с приобретением фальшивых экземпляров.


Археологи и нумизматы пришли к заключению, что монеты были изобретены в качестве платёжных средств в Средиземноморье между 700-600 годами до н.э. Через пару веков основным способом производства монет в Средиземноморье становится чеканка, а не литье, как это было на заре монетного производства. Чеканная монета имела целый ряд преимуществ перед отлитой в форме. Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.
Монеты 6-го века до н.э. представляли собой кусочки металла округлой формы с объемным изображением. Технология их производства состояла из подготовки единичной монетной заготовки определенного веса, путем литья в форме или остужения капли металла на плоской поверхности. После изготовления нужного количества заготовок, они поступали на чеканку. Штемпели изготавливались из бронзы, металла относительно мягкого, поэтому они очень быстро изнашивались и приходили в негодность. Именно этим объясняется огромное количество разновидностей штемпеля одного и того же типа монет. Чтобы штемпели служили дольше, ассистент мастера разогревал будущую монету в печи и щипцами подавал ее на нижний штемпель. Приставив верхний штемпель к раскаленному кружку серебра, мастер ударом молотка осуществлял чеканку монеты. Рабочая поверхность верхнего штемпеля (квадратного в сечении стержня) изначально не декорировалась, а представляла собой абстрактный высокорельефный геометрический узор, который, проникая в металл, способствовал лучшей прочеканке аверса.


Лидия, Крез (ок. 560-546 до н.э.) 1/2 статера.

Постепенно рисунок реверса усложнялся, квадраты и прямоугольники сменились сложными рисунками, появлялись буквы, пальметки и изображения растений. Следующим этапом в оформлении реверса стало помещение на нем негативного, вогнутого изображения аверса монеты. Этот тип монет характерен для греческих колоний Южной Италии.

Южная Италия, Метапонтиум в Лукании, номос (520-510 до н.э.)

С развитием техники чеканки и ростом мастерства художников и граверов, изображение на реверсе усложнялось и приобрело стилистическую и смысловую роль «второй скрипки», поддерживающей аверсную сторону монеты. Иерархия сторон учитывалась и при технологии изготовления монеты: верхний штемпель (реверс) изнашивался значительно быстрее, поэтому на нем размещали второстепенные по смыслу и значению изображения, а на нижнем штемпеле (аверс) чаще всего помещали изображение бога или правителя. Постепенно в процессе производства монеты и её дальнейшего обращения круглая форма монеты с двухсторонней чеканкой вытеснили прочие формы платёжного средства. И монета приобрела те основные черты и формы, которые практически не изменились и до наших дней.


Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Расцвет медальерного искусства античности пришелся на Классическую и Эллинистическую Грецию, подарившую нам высочайшие шедевры мелкой пластики. Монеты регулярного чекана древнегреческих полисов поражают высотой художественного и технического мастерства исполнения.

Декадрахма Сиракуз (400-395 гг. до н.э.)

Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти промышленной, технологии изготовления монет.
Монеты становятся не только платежным средством, но и средством пропаганды, с поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли свои победы на реверсе монеты.
Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.

Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки

Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились, заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.

Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение аверса было более значимо и сложно в изготовлении.

Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.

Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы – scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы, волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и живого портрета императора, почти всегда обходился без использования резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.

Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет.
Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты, имеющие строгое соотношение сторон.

Сопряженный штемпель монеты Константа I с буквами антиохийского монетного двора,
найденный во Франции, и бронзовый фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии.

Политический и экономический кризис Рима отражался и в упадке римской денежной системы. В основной монете Империи на тот период, в серебряном денарии во втором столетии новой эры постоянно уменьшалось содержание чистого серебра. И к концу века в римском денарии была всего лишь 500 проба.

В начале третьего века, пытаясь спасти денежную систему Империи, и вернуть доверие населения к монетам Рима как внутри страны, так и за её пределами, император Каракалла начал выпускать новую монету. Названа она была в честь императора, полное имя которого было Марк Аврелий Антонин. Антониниан, кратный по стоимости двум денариям, вначале представлял собой высокопробную пятиграммовую серебряную монету. Визуально антонинианы отличались от денариев тем, что на денарии портрет императора был изображен в лавровом венке, а на антонинианах – в короне. Появление этой новой монеты лишь временно облегчило тяжелое экономическое положение Римской Империи. Но, вскоре в связи с порчей денег содержание чистого серебра и в антониниане также как и до этого в денарии стало стремительно падать. И к концу третьего века эта монета стала почти медной, а потом вообще лишь слегка покрывалась серебром. Император Константин в начале четвёртого века добился некоторой стабильности в денежном хозяйстве империи, введя новую золотую монету – солид. Но, не будет отвлекаться на денежные системы Римской Империи и описание её монет от основной темы статьи: техники чеканки монет.

Владимир Хомутов


Долгое время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро или золото расплавляли в плавильных печах, затем мастер заливал расплавленный металл в специальную форму, а другой мастер наносил удар молотом-чеканом, на котором был изображен номинал монеты или другой рисунок. Так как оттиск после удара молотом получался далеко не всегда одинаковым, некоторые монеты снова переплавлялись, а другие перечеканивались еще одним ударом молота.

Технологии чеканки монет развивались, и через некоторое время монеты стали изготавливаться из прута определенного диаметра, кроме того, на боковой поверхности монеты появилась насечка, которая называется гурт. Данная насечка была одним из способов борьбы с фальшивками, также при помощи данной насечки обозначался монетный двор, где изготавливались денежные знаки.

В настоящее время технология изготовления монет стала еще более совершенной, процесс изготовления монет стал практически полностью автоматизированным, монеты изготавливаются из более дешевых сплавов, очищаются специальными химикатами, а затем на них наносится номинал и другие изображения.

Качество изготовления монет заметно выросло, в настоящее время многие государства выпускают биметаллические монеты, но, к сожалению, выпуск многих монет не оправдывает себя. Например, планируется, что в ближайшее время российские монетные дворы перестанут чеканить монеты номиналом в 1 и 5 копеек.

Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то, или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.

С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки.

Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии. В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там, около 685 года до н.э., при царе Ардизе. Изготовлялись они из электрума — природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты стоит проба, на другой — голова ассирийского льва.

Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, по колониям, и далее в Иране. Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н.э., но они имели только региональное значение.

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось, и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII—XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.

Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.

Сегодня процесс создания монеты начинается с разработки макета будущего изделия. Размеры трехмерной дизайнерской модели больше, чем у реальной монеты. Готовый макет покрывают силиконовой резиной, когда она загустеет, слой резины снимают и получают так называемый «негатив». Негатив заполняется эпоксидной смолой, после ее затвердевания получают «позитивное» изображение монеты.

Мастер-штампом с помощью гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы («негативы»), при помощи которых делают рабочие штампы. Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока службы. Такие рабочие штампы позволяют выпустить от 250 00 до 1 00 00 монет (это зависит от твердости сплава, из которого делаются монеты, и размера монеты).

Заготовки для монет изготавливают из специальной металлической ленты. Как правило, они имеют форму круга. Сначала обрабатывают боковую сторону монеты — гурт. Это делают на специальной машине, которая наносит насечки, а при необходимости и надписи. Во время обработки будущие монеты нагревают до температуры 850 °С. После обработки, заготовки охлаждают и обрабатывают смесью мельчайших металлических шариков, керамических наполнителей и специальных химикатов. Эта смесь протравливает и полирует поверхность. После этого, заготовки сушат горячим воздухом и загружают в монетный пресс.

Процесс штамповки полностью автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся одновременно. Дефектные монеты отбраковываются, годные к обращению подсчитываются и упаковываются.

В статье рассказывается о том, что такое чеканка монет, какое используется при этом оборудование, а также затронут вопрос изготовления сувенирных монет.

Древние времена

Еще с незапамятных времен люди занимались торговлей, в процессе которой и возникла необходимость создания универсального менового эквивалента - денег. Первоначально в их роли выступали драгоценные металлы, вернее, их бруски (подобные назывались «гривнами» и использовались на Руси), проволока или просто кусочки. Но, вскоре им на смену пришли монеты, с фиксированным весом и, как следствие, номиналом. Производились они также из драгоценного металла, и чеканка монет была неизменным атрибутом каждого сильного государства. Естественно, внешний вид монет сильно разнился, в зависимости от страны или региона.

Наше время

И с приходом бумажных денег в нашу жизнь, монеты не были вытеснены из оборота. Однако почти во всем мире теперь их делают из обычного железа или сплава цветных металлов.

Таким процессом, как чеканка монет в России, занимаются Государственные Внешний вид монет всегда напрямую зависел не только от эпохи, но и от политического строя в стране. Представители разных политических режимов по ходу истории вводили в обращение свои денежные знаки с соответствующей атрибутикой. Но, помимо сугубо практичного производства, есть еще один вид, который носит важное культурное и историческое значение - это чеканка сувенирных монет.

Часто к их числу относят и юбилейные, которые также являются действующими денежными знаками, но отличаются от остальных гравировкой или формой. Чаще всего их выпуск приурочен к какому-то историческому событию в мире или стране. А сувенирные же, ценность как таковую, имеют лишь в качестве коллекционных экспонатов. Но иногда их производят и из драгоценных металлов, таких как серебро или золото. Расплатиться ими в магазине конечно не выйдет, но их можно при желании обменять в банке на эквивалентную стоимость или продать в ломбарде.

Сейчас, кстати, изготовлением сувенирных монет занялись и частные фирмы. Спектр их услуг очень широк, начиная от составления уникального эскиза, заканчивая непосредственным переносом на заготовку. Материал также можно выбирать.

Изготовление

По сути, термин «чеканка монет» не совсем верен. Так называли процесс переноса изображения на заготовку посредством удара молота. Но этот способ неэффективен при промышленном производстве и подходит лишь для выделки мелких денег. К тому же изображение часто получалось смазанным.

Сейчас же при изготовлении монет используют, так называемое, грунтование (нанесение на ребра полосок) и тиснение, когда спомощью пресса на заготовку переносится необходимый рисунок.

Изначально, в средние века применялись винтовые прессы, когда посредством вращения рычагов и происходило тиснение, но процесс это долгий, и для промышленного изготовления монет не подходит.

Но в начале XIX века инженером Неведомским в Петербурге была создана машина для чеканки с коленчатым рычагом. Ее производительность составляла примерно 70 монет в минуту, что уже больше подходило для потокового изготовления денег.

Чеканка монет. Оборудование промышленное и любительское

Если говорить проще, то промышленное оборудование — это тот же самый пресс, но с высокой степенью автоматизации. В его работе главными критериями являются высокая скорость работы и отсутствие брака.

Любительское оборудование - это компактные аппараты, у которых производительность гораздо ниже. Но качеству изображению придается первостепенное значение. Подобные аппараты предлагает множество фирм, так что любой желающий может наладить производство своих сувенирных монет.

Правда, не стоит забывать, что подделка действующих денежных знаков преследуется по закону.