Что кладут в гроб? Куда девать вещи умершего

С давних времён в православной традиции похорон существует обычай погребальных приготовлений. Сначала совершается омовение, затем родственники одевают умершего и накрывают его специальным полотном с изображением распятия. Далее происходит отпевание и прощание близких с умершим. В гроб принято класть определенные предметы, среди которых – иконы. Часто задают вопросы: откуда пошла традиция класть иконы в гроб и что делать с ними после похорон.

Почему усопшего хоронят с вещами?

Обычай класть в гроб вместе с усопшим различные вещи возник в глубокой древности и практикуется во многих культурах. Исторически он связан с верой в загробную жизнь: предполагается, что предметы, захороненные вместе с телом, необходимы человеку в загробном мире. В христианстве допустимо класть в гроб предметы, которые имели для человека особую важность при жизни, однако, такой жест является лишь символическим и не подразумевает, что человек входит в мир иной вместе с этими предметами. Кроме того, православный погребальный канон предусматривает специальный похоронный набор.

Зачем православные кладут икону в гроб покойнику?

Одна из особенностей православного канона погребения заключается в том, что обязательно помещают в гроб икону. Смысл обычая, прежде всего, указать на то, что усопший был человеком крещеным и верующим. Если усопший мужчина, кладут изображение Спасителя, если женщина – образ Богородицы.

Допустимо также помещать икону с изображением святого, которого покойный особенно почитал при жизни или считал своим покровителем. Считается, что изображенный на иконе святой должен сопровождать душу усопшего на небеса, поэтому необходимо, чтобы икона находилась у усопшего во время отпевания.

В каком случае нельзя подносить икону к гробу?

Поскольку традиция подносить икону к умершему связана с отпеванием, в случаях, когда отпевание не может быть проведено, иконы в гроб не кладутся. Так происходит, если умерший не был крещен или был самоубийцей. Для таких случаев предусматривается другой набор предметов, которые кладут в гроб с покойником, но среди них не должно быть иконы.

Как правильно класть икону?

Многим доводилось видеть покойного с иконой в руках, однако, согласно канону, туда следует помещать крест. Икону следует разместить сбоку от тела – это нужно для того, чтобы близким усопшего было легче приложиться к ней до того, как гроб окончательно закроют. Согласно канону, икону целуют лишь после того, как удостаивают «последним поцелуем» венчик на голове покойного. Самое важное – чтобы икона была вблизи тела покойного во время отпевания.

Что делать с иконой из гроба после похорон?

Есть множество неформальных вариантов того, что сделать с иконой из гроба, когда похороны закончились.

Набожные люди оставляют её в храме, где совершалось отпевание, либо относят храм в честь того святого, который изображён на иконе. Другие оставляют её в церкви на 40 дней, пока душа покойного проходит мытарства и возносится на Небеса, после чего забирают к себе. Икону, которую клали в гроб вместе с покойным, разрешается хранить у себя дома и, более того, ставить вместе с другими на иконостас. Считается, что в дни, когда поминают покойного, её следует поставить отдельно и зажечь лампаду или свечу.

Можно ли похоронить икону с покойным?

Важно знать, что запрета со стороны церкви на сей счёт нет. Кто хоронил своих близких вместе с иконами могут не переживать. По мнению настоятеля одного из московских храмов, это допустимо, поскольку почившего и так погребают вместе в покрывале с изображением Иисуса Христа и налобным венчиком с изображениями икон. Кроме того, св. Серафим Саровский лично завещал, чтобы его тела предали земле с иконой «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», а сей старец не мог просить о том, что грешно.

Таким образом, оставлять ли у себя икону из гроба после похорон – личное дело близких покойного. Если она будет служить духовным проводником, связью с этим человеком, ориентиром для благих пожеланий душе усопшего, её следует не просто сохранить, но и регулярно доставать для молитв и почитания. Если же скорбь о потере столь сильна, что каждое напоминание об ушедшем вызывает безутешное горе, следует не мучить себя, но с лёгкой душой отпустить память о покойном, предав икону земле.

Возможно, вам будет интересно:

  • Родительская суббота – все дни поминовения в православном календаре
  • Почему православные хоронят головой на запад, а крест ставят в ногах

Православная
Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в
третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день
кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни.
С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам,
сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в
Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и
повелел совершать их."


В третий день,
когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от
стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения
с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено,
и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с
находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа,
любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом,
иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где
творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему
Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы
Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу
усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе
красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она
изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если
душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть
и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности
и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день
душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы
молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов
Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей,
Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

После
вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и
показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней,
трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой
день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия
определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И
Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному
выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой
день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего.
Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до
второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в
соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат
после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном
состоянии.

Душам умерших
в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь
молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в
Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день
рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об
упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный
(имя)".


Можно заказать панихду. Панихидой называется
моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело
умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном
или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо
обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по
усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче
панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед
выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении
родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития
совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и
на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом
столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия — это
вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о
воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод,
должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается
земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей
жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо
пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или
украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие
приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на
могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу
пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то
сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных
(крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения
называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед
Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста,
суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св.
Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается
в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно
поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи — в
понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением
разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими,
отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат
приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на
Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких
родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но
никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не
следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы
ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь
праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с
покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные
напитки и оставлять их — это не христианский обычай.


В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе
христианина из этого мира над ним читается особый канон, который
называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной".
После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды.
Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто
белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.


Потом
покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту
с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак
победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь
кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший
веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею
покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет.
Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший
находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди
комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг
гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел
в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают
читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь
читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения
Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для
отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и
возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо
стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в
левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят
с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе.
После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках
покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую
руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что
земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся
просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю,
где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом
родные и близкие подходят проститься с покойным — это последнее
целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик.
Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания.
Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После
прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или
оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться
перед ней.

Покойного
закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно
землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси
живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при
жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник
возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб
закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб
переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда
гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти
земли. Деньги в могилу не бросают — это языческий обычай, а не
христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного
кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как
символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди,
покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного
погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что
самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического
расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в
Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на
отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за
нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии
отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в
грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни
в сей век, ни в будущий.

Над умершими
крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как
над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить
Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не
совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от
прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание
можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить
заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с
венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в
правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят
икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и
крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать
дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида — это не самое главное.

Начнем с того, что иконку кладут в гроб только православному, прошедшему через обряд крещения. Когда человеку приходит время покидать этот грешный мир, его следует подготовить к длинному пути в Царствие Небесное. Для начала тело омывается и заворачивается в полотно, на котором принято изображать распятие. Это считается символом того, что умерший был верующим и с радостью вручает свою душу Богу.

Помимо этого, следует позаботиться о приобретении в церкви специально погребального набора. Все его предметы должны быть использованы при проведении церемонии прощания. Также в гроб принято сложить, помимо означенного набора, вещи, которыми усопший часто пользовался. Это могут быть средства личной гигиены или предметы, которыми он очень дорожил.

В некоторых местах принято обеспечивать усопшего в последнюю дорогу продуктами питания и даже напитками, в том числе и алкогольными. Представители церкви такой подход не одобряют, но все-таки право принятия решения о том, поступать ли таким образом или нет, принадлежит самим родственникам.

Если усопший покончил жизнь самоубийством, был замечен в колдовстве или просто не был крещен, то его не отпевают и в гроб не кладут иконку — в этом случае кладут осиновый крест, ладан и пасхальный крест.

Некоторые люди сомневаются, можно ли одевать усопшему нательный крестик. Если человек всю свою жизнь прожил с верой в Бога, то крестик обязательно должен быть при нем и в его последнем пути.

Икона должна обязательно присутствовать в гробу. Если хоронят мужчину, то кладут, как правило, лик Спасителя, а женщинам - икону Матери Божия. Но это не является незыблемым правилом. В гроб может быт положена икона того святого, которого усопший больше всего чтил при жизни или образ именного святого. Иногда практикуется использование иконы того святого в чей день происходят похороны.

С какой целью это делается? Душе, в ее длинном пути в Царствие Небесное, нужен сопровождающий, так вот тот святой, которого положат усопшему в левую руку и будет выполнять эту роль.

Иногда икона, которую положили к умершему, после его отпевания до момента закрытия крышки достается. И в этом нет ничего предосудительного. Такую иконку можно держать у себя дома. Дальше по жизни в дни поминовения усопшего она достается и перед ней зажигается лампада или свечка.

Икона может быть как оставлена в гробу, так и вытащена из него — главное, чтобы на протяжении всего отпевания она находилась рядом с усопшим. В этом случае она без проблем покинет тело и отправится в мир иной к своим предкам, а родственники до конца своих дней сохранят в сердце светлую память о близком для них человеке.

Так как же будет поступить правильно?

На этот вопрос есть два варианта ответа:

  1. Формальный.
  2. Неформальный.

Формально в руки усопшему положено вкладывать не икону, а крест. Икона же кладется рядом с телом, чтобы в процессе прощания перед закрытием гроба, родственники могли ее поцеловать после «последнего целования» в венчик, закрепленный на лбу почившего в Бозе. Иконка забирается из гроба. Она может храниться в доме близких родственников, а может быть отдана в храм.

Неформально на наш взгляд уже сама такая постановка вопроса является неправильной. Правильно будет так, как захотят сделать родственники, ведь покойному, а тем более Богу совершенно неважно положена та или иная вещь в гроб или нет.

При совершении вселенских родительских суббот, на утрене (которую многие почему-то считаю не очень важной, отдавая предпочтение панихиде) читается закон Божий. В нем мы обращаемся к Спасителю с просьбой помянуть всех почивших мирно и умерших любыми другими способами:

  • Сгоревших.
  • Утонувших.
  • Удавленных «плинфой» (кирпичом).
  • Укушенных гадами.
  • Растерзанных лесными зверями.
  • Убиенных прочими стихиями.

Главным мотивом всех обращений является просьба помянуть и простить все прегрешения, совершены ли они были вольно или по независимым от человека обстоятельствам.

Нигде нет даже малейшего намека на то, насколько важно соблюдать правильность обряда захоронения. Иногда преподобные игумены на смертном одре говорили, чтобы братия тело их стащили в болотную трясину и бросили там. Говорилось это не ради красного словца и не для того, чтобы произвести впечатление, а потому они были полны осознания того, насколько суетно все земное и преходящее.