Погребение умерших согласно традиции Православной Церкви. Приметы на похоронах - опыт тысячелетий

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Христианская церковь плохо относиться к различным суевериям и приметам, считая, что в гроб кладется только специальная атрибутика православных: погребальная одежда, венчик, рукописание, погребальный крестик в левой руке, саван или погребальная пелена.

Следует понимать, в чем изначальная суть и зачем в гроб кладут посторонние вещи? Многие считают, что с вещами на том свете покойному будет спокойней и уютней. Но при этом забывают, что кроме всего прочего, это также особый ритуал, который используется в черной магии – что похоронено, то похоронено.

Можно ли класть в гроб вещи?

Церковь однозначно против того, чтобы в гроб клали какие либо посторонние вещи. Однако люди все равно пренебрегают советами священников, а в порыве эмоций могут положить в гроб вещи, которые по приметам класть ни в коем случае нельзя. Считается, что то, что погребено то погребено. Если вы положите в гроб к покойному свое обручальное кольцо или свои личные деньги, то по примете вы их похоронили и у вас больше не будет много денег, и вы не выйдите больше замуж. Это относится ко всем личным предметам, которыми вы пользуетесь. Любая ваша вещь символически связанна с одной из сфер жизни: обувь – ноги, цепочка – грудь и шея, рубашка – туловище. Даже тень по приметам не должна падать на могилу, особенно в момент захоронения или когда закрывают крышку гроба, считается что так человек кликает беду.

Можно ли класть фотографию в гроб?

Особенно осторожно следует относиться к вашим фотографиям. В порыве чувств у матери или у второй половины может прийти мысль положить свою фотографию в гроб, чтобы покойному было не одиноко. Однако в черной магии существует ритуал, при котором в гроб кладут фотографию жертвы, правда в этом случае исполнитель проводит особый ритуал. Тем самым происходит порча на здоровье, человек начинает чахнуть. Эзотерики считают, что на человека с сильной энергетикой, который не верит в порчу не повлияет простое нахождение его фотографии в могиле. Однако в любом случае, класть фотографии в гроб считается не очень хорошей идеей.

Что можно класть в гроб?

Кроме церковной атрибутики в гроб иногда кладут личные вещи покойного. Именно те вещи, которые использовал только он. Например, наручные часы, обручальное кольцо, иногда даже мобильный телефон. Несмотря на то, что церковь против чтобы посторонние вещи клали в гроб, люди продолжают это делать. Во первых если покойный сам попросил перед смертью положить ему в гроб его личную вещь, его последнее желание обязательно нужно исполнить! Чтобы не получилось как ниже.

Некоторым после похорон сниться покойный, и просит принести ему то, что он просил. Некоторые объясняют это тем, что в другом мире, без физики, покойный скучает по своему физическому телу, по своим вещам, хочет к ним прикоснуться. Однако по-настоящему они конечно ему не нужны. Церковь считает, что если такой сон имеет место быть, то лучше сходить в церковь и помолиться за упокой души.

Что кладут в гроб мужчине?

Кроме православной атрибутики, если мужчина при жизни носил форму (военный, полицейский, пожарный) то его при желании хоронят в форме с фуражкой и со всеми медалями.

Что кладут в гроб женщине?

Голова, как правило, накрывается платком. Если девушка умерла незамужней, то ее могут похоронить в свадебном платье в фате, а у изголовья положить венок. Беременным иногда кладут детские игрушки.

Кладут ли цветы в гроб?

Да к ногам усопшего на саван принято возлагать цветы. Чаще всего цветы возлагают в храме на отпевании. По еще одному суеверию в гроб не кладут розы, так как их шипы на том свете будут колоть. Но главное чтобы цветов было четное количество и они были не яркого цвета, а подчеркивали всю строгость и скорбь этого события.

Но можно ли класть в гроб живые цветы, или только искусственные? Считается, что живые цветы вырабатывают особые вещества – бактерициды, которые борются с болезнетворными микроорганизмами, которых в теле покойного очень много. Из-за такой реакции тело покойного начинает синеть. Неспроста цветы возлагают к ногам покойного, а не возле лица. Раньше когда покойный долгое время находился дома, это действительно было заметно, но в наших условиях, когда цветы возлагаются непосредственно перед погребением, нет никакой разницы между живыми или искусственными цветами. Более того, часть людей считает, что класть пластик в могилу не этично. Венки обычно возлагают уже на могилу, после захоронения, но иногда самые близкие и родные кладут венок в гроб. Здесь существует еще одно суеверие , нельзя писать на венках свои имена, если собираетесь погрести венок вместе с усопшим. Вместо имен можно написать: от мамы, тети, друзей, родных.

Можно ли класть крестик в гроб?

Хоронят обычно с крестильным нательным крестом (некоторые крестильный крест хранят дома, а носят более дорогой). Есть такое суеверие, что нельзя носить крест умершего и просто чужого человека, так как тем самым ты забираешь себе его грехи. Если по каким-то причинам нательный крест не был похоронен вместе с умершим, то его либо следует освятить (продержать) не менее двух месяцев в святой воде, либо схоронить его в природном водном источнике (река, озеро, море) либо переплавить на сильном огне.

Считается что любая физическая вещь, которая часто контактирует с человеком (например, нательный крестик или наручные часы) так или иначе, впитывает в себя энергетику человека. Одно дело если человек был относительно здоров во всех смыслах, и другое, если имел множество проблем. В любом случае носить крестик умершего, как и любые другие вещи чужого человека не рекомендуется никому.

Смерть человека, особенно близкого – это всегда неприятное событие. Однако задача родных – достойно проводить усопшего в мир иной. Правильно подготовиться к церемонии, провести ее в соответствии со сложившимися традициями, им помогут правила. Их несколько, и одно из важных касается того, что нужно положить в гроб.

Как это обычно бывает?

Многие священнослужители утверждают, что люди, не думая, кладут вещи в гроб к покойному. Такая спешность приводит к тому, что душа умершего не обретает должного покоя. При этом нет спокойствия и его родственникам. Нередко скончавшийся человек приходит к ним во сне и что-то просит. В этом случае тот, к кому он является, должен пойти в церковь, поставить свечу и помолиться. А вещь, которая была нужна скончавшемуся, рекомендуется отдать бедному, тому, кто в ней действительно нуждается... Объяснить подобное явление можно тем, что покойного редко вспоминают, и он просит к себе внимания.

Нужно ли класть в гроб цветы?

Во время процессии цветы нужно бросать на дорогу, по которой несут гроб. Однако класть их к покойному не рекомендуется. Также не рекомендуется наступать на брошенные цветы и тем более, приносить их к себе в дом. В противном случае можно перенести болезни покойного на себя. Если по какой-то причине положить цветы в гроб все-таки нужно – лучше остановить выбор на засушенном варианте или искусственном.

Нужно ли класть в гроб икону?

Согласно православным традициям, в руку покойного нужно класть небольшой крестик, а на грудь – маленькую икону. Однако перед самим захоронением атрибуты убираются. Икону в последующем хранят дома и достают в особые дни. Не будет неправильным хоронить вместе с иконой, но дополнительной пользы это не принесет. Часто встречаемый вопрос касается того, какую именно икону стоит выбрать для проведения похорон. Строгих норм здесь не существует, однако многие сходятся во мнении, что это должны быть либо икона Богородицы, либо икона покровителя покойного.

Заказ венков с доставкой по телефону 067 500 40 44

Нужно ли класть в гроб деньги?

Обычай класть деньги в гроб к покойному восходит к древней традиции о том, что в загробной жизни ему, непременно, понадобятся средства, на которые он будет себя содержать. С этой же целью раньше хоронили вместе с домашней утварью, ножами и другими «привычными» в жизни предметами. Сейчас с тех пор прошло немало времени, но традиция класть в гроб монеты по-прежнему актуальна.

Нужно ли класть в гроб личные вещи покойного?

Дома не нужно оставлять ничего, что касается покойного. Именно поэтому в гроб следует положить серку, веревки. То же касается и расчески, которую использовали для покойного. Аксессуар либо кладут в гроб, либо выбрасывают в реку. Причем вода обязательно должна быть проточной. Озеро или пруд не подойдут. А объяснить такое решение можно тем, что, как и вода, несчастье, пришедшее в дом, со временем пройдет.

Важный момент – ни один из детей не должен расчесываться таким гребнем.

Нужно ли класть в гроб нательный крестик усопшего?

Часто возникающий вопрос касается того, нужно ли класть в гроб с покойным его крестик, который тот носил при жизни. И если не нужно – то куда его девать? На самом деле, многие священнослужители приходят к единодушному мнению – крестик покойному нужен. Однако прежде чем класть его в гроб, нужно сходить в церковь и осветить.

Нужно ли класть в гроб к покойному локон волос?

Волосы – это олицетворение жизненной силы. Часто их используют для проведения магических ритуалов. По мнению древних, сила волос настолько сильна, что отняв их у человека, можно отнять все силы и энергию. Нередко было так, что локоны хранили, а после кончины клали в гроб, чтобы ответить за каждый из волосков.

Помимо перечня вещей, которые можно или нужно положить в гроб, многих родственников покойного волнует вопрос о том, как статус или положение на момент смерти человека повлияют на его загробную жизнь. Чем можно помочь усопшему, чтобы его душа обрела покой.

Так, если человек был военным, то в гроб к нему, в изголовье, обязательно кладут фуражку или шапку. Для женщины это будут чепец или платок. А вот если речь идет о женщине, которая готовилась стать матерью, в гробу с ней должны быть игрушки и детские пеленки.

Преступники и самоубийцы – это отдельная категория. В гроб к таким людям следует класть освященные травы, пасхальный хлеб. А если при жизни человек был замечен в каких-то «темных» делах – не лишними для него станут мак, ладан, кресты.

Общее правило для вещей, которые кладутся в гроб, заключается в том, что они должны быть положительного характера. Поэтому в случае, если возникают какие-то сомнения – рекомендуется выяснить правильный ответ у священнослужителей. Те подскажут, что нужно и что не нужно покойному для его загробной жизни. Разъяснят ту или иную непонятную ситуацию.

Дополнительно

Очень многие вещи нельзя класть в гроб! Иначе вы своими же руками похороните что-либо в своей жизни: здоровье, деньги, благополучие, личную жизнь...

Когда я разбирал очередную порцию писем, пришедших в мой адрес от читателей моих публикаций, я в который уж раз обнаружил очередной рассказ про проблемы, вызванные распространённой ошибкой: при похоронах в гробу оставили что-то, "крайне необходимое на том свете". Процитирую суть письма:

"Мой муж умер в 1975 году в результате несчастного случая. И когда его хоронили, я сняла своё обручальное кольцо и отдала ему. Кроме того, я поместила в карман его костюма 10 рублей, папиросы, спички и новые ручные часы, купленные мужем накануне смерти... Сейчас, читая Ваши статьи, я стала задумываться, правильно ли я поступила? Больше замуж я не выходила, хотя претенденты имелись. Сейчас живу одна, дети далеко. Букет болезней в полном сборе... "

На подобные письма я отвечал уже много раз, и вначале вновь хотел ограничиться коротким ответом, типа: "Нельзя было этого делать", но затем задумался, какие же значительные масштабы имеет в славянских странах вреднейшая традиция оставлять в гробу или бросать в могилу деньги, обручальные кольца или фотографии живых людей! У меня на приёме побывало огромное количество людей, различные проблемы которых были вызваны следованию этой самой ошибочной и опасной традиции: оставлять в гробу деньги, свою одежду, фотографии, личные вещи. За двадцать лет сотрудничества с одной только газетой "Зодиак" я получил сотни писем от её читателей, которые допустили такую же ошибку. Ниже - несколько типичных примеров, взятых из публикаций, выходивших в разные годы.

"Дело в том, что в 1999 году у меня умер сын. Когда его привезли из морга, я сняла с себя цепочку с крестиком и одела ему на шею. Ещё до этого у меня были проблемы со щитовидной железой, а в 2001 году мне её удалили. Но вскоре опять появилось чувство комка в горле. Не связано ли это с моим поступком? "

"Помогите! С 1993 года после смерти отца началась моя полоса неудач. Потерял работу на шахте, занялся бизнесом, но обанкротился. Семья развалилась, как карточный домик, сын стал неуправляем. В 2000 году попал в тюрьму, жена взяла развод и вышла замуж за другого. Недавно парализовало мать, лежит прикована к постели. Средств к существованию нет. Удар за ударом, неудача за неудачей! Остался один шаг до самоубийства. Совсем недавно я узнал от матери, что в гроб отца она положила бумажную купюру. Может быть в этом причина моих бед? "

"В последние месяца три я стала сильно худеть. За столь короткое время я потеряла 10 кг веса, пропал аппетит, состояние ухудшается с каждым днём. Прошла диагностику всех органов, врачи говорят, что у меня всё в порядке. Возможно, причины моей проблемы заключаются в одной истории, которую я хочу Вам рассказать. В течение некоторого времени я жила с парнем. Жили мы нормально, бывали в гостях у его матери. Одна из наших совместных фотографий осталась в доме его мамы. Так случилось, что мой парень умер от кровоизлияния, а мама его решила, что в смерти её сына виновна я. Даже на его похоронах я не могла присутствовать. А через некоторое время ко мне в гости пришла соседка моей несостоявшейся свекрови, и рассказала мне, что мама покойного положила мою фотографию в гроб на живот сына... "

"Дело в том, что на моём веку мне неоднократно приходилось наблюдать, как на похоронах люди бросают мелочь в могилу. А в одной газете я недавно прочитала заметку, где среди прочего пишется: "В могилу бросают деньги, откуп для покойника, первыми это делают родственники. Затем бросают землю..." Если этого нельзя делать, как пишет В.Хазан, то как тогда можно советовать это делать другим людям? Вот и я, похоронив в прошлом году брата, бросил на гроб горсть мелочи. Хотя помню, что интуитивно мне очень не хотелось этого делать. И вот я заметил, что мои финансовые дела стали явно хуже после тех похорон... "

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Осенью 1995 года я стала вдовой, мой муж утонул ночью при ловле рыбы на ставке. Лодка перевернулась и мужу с его товарищем не суждено было всплыть из-за большого количества тёплой ватной одежды. Спустя несколько лет после похорон одна женщина сказала мне, что на похоронах мы сделали что-то неправильно, но не уточнила, что именно. Вы писали, что мёртвому деньги в гроб не кладут, иначе для того, кто это сделал, жизнь обернётся сплошным финансовым затруднением. Объясните мне, будьте добры, каким именно покойникам не кладут деньги в гроб: всем или только тем, кто умер ранее положенного срока? Ведь в народе существует поверье, что деньги нужно класть непременно и чтобы была мелочь. Я положила 10, ещё русских, рублей. Очень прошу Вас ответить, что же могло быть сделано неправильно и как можно исправить положение? "

"Уважаемый Владимир Петрович, одна надежда на Ваш совет. Двадцать лет назад мою фотографию похоронили вместе с покойником. С тех пор у меня внезапно заболела нога. Врачи пытались лечить меня, но даже диагноз поставить не смогли. Нога наполовину усохла и постоянно болит, ничего не помогает... "

"Здравствуйте, Владимир Петрович! Решилась обратиться к Вам с просьбой о помощи. В марте этого года мы хоронили бабушку моего мужа, и у нас брали монетки, чтобы бросить в могилу. Мы не знали, что этого делать нельзя, лишь спустя некоторое время прочли об этом в Ваших публикациях. Сейчас материально стало намного труднее, хотя все мы работаем. Муж стал хворать, хотя раньше не болел. Может всё это действительно как-то связано с деньгами, брошенными в могилу? Писать можно было бы ещё много, как находили соль с землёй и т.д. Как нам быть? Спасибо, что помогаете людям и надеемся, что поможете и нам ".

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Мы, несколько женщин, решили обратиться к Вам за помощью. Каждая из нас в разное время, думая, что правильно поступает, бросали в гроб деньги по подсказке старушек. Позже мы почувствовали на себе пагубность этого поступка. Если до тех пор у нас всё складывалось удачно в бизнесе, в финансовых вопросах, то позже появились трудности в этих делах. У нас серьёзные финансовые затруднения, неурядицы в личной жизни. Это сейчас мы понимаем, что "там" деньги не нужны, но тогда нам казалось, что мы поступаем правильно. Мы очень просим оказать нам помощь либо советом, либо при личной встрече ".

"Три года назад, на похоронах отца, я постелила в гроб свою наволочку, а муж дал мелочь. И вот все эти три года мучают проблемы с головой: боли, давление, головокружение. И материальные проблемы замучили. Можете ли Вы помочь нам? "

"Владимир Петрович, помогите! Дело в том, что в декабре 2000 года у меня умер дедушка, и по подсказке "добрых людей" я положила в карман покойному мелочь. За этот год наш семейный бюджет сошёл на ноль. Муж пытается что-то поправить, занимает деньги, работает, но ничего не получается, хотя и дело, будто бы, прибыльное. Стал раздражительный, злой, на нервной почве начал выпивать. Неудача срослась с нашей семьёй, никакой радости, одни убытки, вечные долги. Помогите исправить мою ошибку !"

"В 1985 году во время похорон моего брата кто-то мне сказал, чтобы я положила в его гроб деньги мелочью. Мелочь я приготовила, но вспомнила о ней, когда мы уже отошли от могилы. Тогда я вернулась и бросила мелочь в наполовину засыпанную могилу. Теперь, читая Ваши статьи и анализируя всё, что происходит в моей семье с тех пор, я понимаю, что сделала большую ошибку. Муж у меня хороший, работящий человек, отличный специалист, все деньги всегда несёт домой, но они уплывают, как вода. Ездил на заработки в Россию в течение 5 лет, привозил много долларов, но мы так ничего и не приобрели, я даже ремонт в квартире сделать не смогла. Сейчас мои два сына выросли, все работаем, но постоянное безденежье и долги нас замучили. Можно ли исправить то, что я тогда сделала? "

"Совершенно случайно прочитала Вашу заметку о том, что нельзя на покойных одевать вещи другого человека, и обмерла. Именно это сделал мой муж девять лет назад, отдав свой костюм и рубашку, чтобы одеть умершего двоюродного брата. Теперь, зная об этом, можно многое расставить по своим местам... В последние годы муж стал совсем другим человеком. Из уверенного в себе, энергичного, здорового мужчины он превратился в запуганного больного человека. Ему сейчас 54 года, но у него проблемы с памятью, его мучает необъяснимый страх, он раздражительный, неуверенный в себе. Часто резко повышается давление, но даже при нормальном давлении может внезапно ухудшиться самочувствие, что-то давит в груди и он не может объяснить своё состояние. Панически боится умереть и этим замучил всю семью. Может, можно помочь ему с Вашей помощью? И спасибо Вам, что освещаете нам, несведущим людям, многие тёмные стороны этой жизни ".

Пожалуй, нескончаемый поток писем такого рода требует развёрнутого и подробного комментария. Начну с напоминания, что в магической практике существует немало ритуалов, связанных с похоронами. К примеру, для избавления от определённой болезни некий предмет подкладывают в гроб и, таким образом, болезнь "хоронят" вместе с покойным. Когда в гроб кладут фотографию какого-то человека с сопутствующим заговором, тем самым "хоронят" и жертву такого колдовства - человек начинает болеть и чахнуть. Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено" .

Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости выполнения этого ритуала.

Более того, когда забивают крышку гроба, нужно следить даже за тем, чтобы тень живого человека случайно не попала в гроб, уж не говоря о каких-то его вещах. Еще древние знали, что нужно внимательно следить за своей тенью и, к примеру, строители не допускали, чтобы их тень была там, куда кладут камни строящегося здания. Особенно опасным всегда считалось, если чья-то тень попадала в гроб перед тем, как его опускали. Последствия этого происшествия могут быть самыми негативными, даже имеется риск того, что человек может преждевременно отправиться вслед за покойным.

Поймите же, что покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью.

Трудно наверняка сказать, откуда у славян появилась традиция бросать в могилу мелочь "для откупа места на том свете". Возможно, мы имеем дело с пережитками древних скифских представлений о посмертном существовании, но, повторяю, традиция эта опасна и вредна!

Представление о необходимости класть в гроб мелочь, якобы для того, чтобы "купить себе место на том свете", довольно бессмысленно по своей сути. Получается, если душа человека покидает этой материальный мир, то в иной мир (а именно, к себе домой!) душу не пустят без... нескольких монеток! Вы можете себе представить эту картину: у входа в загробный мир сидит архангел Михаил за кассой и собирает копейки, центы, евро и йены "за вход"?! Тут необходимо достаточно больное воображение. Где же находятся души людей, пропавших без вести, оставшихся на дне водоёмов, погибших при взрывах и обвалах и т.п., то есть, при обстоятельствах, исключающих похороны и наличие денег в гробу? Кстати, значительная часть когда-либо живших на нашей планете людей вообще не знали, что такое монеты. Деньги - это относительно свежее изобретение человечества, так что миллиарды душ наших предков славно обходились без каких-либо монет.

Вопросов "на засыпку" здесь много, а ответ один: упомянутая практика с деньгами в гробу бессмысленна и, более того, чрезвычайно вредна. Каждый, кто оставил свои деньги в гробу на похоронах, испытали на себе тягостные последствия такого поступка. Исправить ошибку очень тяжело, благосостояние-то уже "похоронено". Хороший специалист может лишь постараться до какой-то степени приподнять состояние ваших финансовых дел. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Люди почему-то забывают, что, приходя в этот мир, мы ничего при себе не имеем. Отчего же многим из нас так трудно понять, что и уходить из этого мира мы должны "с пустыми руками"?

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!