Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Разница между магистратурой и аспирантурой

В настоящее время идет процесс интеграции высшей школы России в Европейское пространство. Это приводит к тому, что требуется новый взгляд на систему высшего профессионального образования в целом. Дипломы магистров гарантируют мобильность в трудоустройстве и сопоставимы во всех странах мира. Качественное высшее образование, соответствующее международным стандартам, - это перспективные возможности построения научной или бизнес-карьеры в России или за рубежом.

Сейчас происходит обновление Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Большинство университетов и других высших учебных заведений одним из приоритетных направлений своей деятельности считают реализацию магистерских программ подготовки. Как следствие происходящих перемен в сфере высшего образования некоторые российские университеты столкнулись с тем, что им придется обновлять форму и содержание предоставляемых образовательных услуг. Согласно международным образовательным стандартам процесс создания эффективных механизмов развития специальностей и факультетов длительный и непростой.

Сложности переходного периода

В результате реформы высшего профессионального образования должен быть осуществлен переход на двухуровневую систему. Первый уровень - бакалавриат, срок обучения на этом уровне составляет 4 года. Второй уровень - магистратура, срок обучения 6 лет, из них 4 года бакалавриат и 2 года магистратура. Россия сейчас находится в процессе перехода на 2-х уровневую систему образования. К такой реформе в настоящее время готовы далеко не все вузы. Не каждый вуз может предоставить образовательные услуги по всему спектру специальностей и направлений подготовки, не каждый вуз может иметь аспирантуру и магистратуру. Поэтому, выбирая вуз, нужно учитывать не только его специализацию, но и возможность в дальнейшем обучаться в магистратуре или аспирантуре в его стенах. Специфика некоторых профессий предполагает после 4-х лет обучения по программе бакалавриата для дальнейшей успешной практической деятельности пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход сферы высшего образования на европейские стандарты вне сомнения принесет ощутимые преимущества будущим выпускникам вузов. Однако и высшим учебным заведениям и будущим студентам придется столкнуться с определенными сложностями в процессе переходного периода. С введением новой системы образования очень важно сделать правильный выбор формы и программы образования: в течение какого времени вы готовы обучаться, хотите ли вы получить высшее образование или вам будет достаточно степени бакалавра, может быть вам требуется полное высшее образование - магистратура, или же вы желаете обязательно поступить в аспирантуру. Ответив для себя на эти вопросы, вы сможете определиться с чего начинать - колледж или бакалавриат, и чем закончить обучение - магистратура или аспирантура.

Для чего придумали магистратуру?

Магистр - это самый высокий уровень профессионального образования, вторая ступень после бакалавриата. Обучаясь в магистратуре можно дополнить базовое образование и получить степень магистра по другой специальности или профильному направлению. Основное преимущество магистратуры - приобретение опыта профессиональной деятельности, получение практических знаний, глубокое понимание практических проблем. Кроме того, в магистратуре можно получить опыт научно-исследовательской работы.

Учеба в магистратуре кроме престижности является ещё и объективной необходимостью для построения успешной карьеры, особенно по таким направлениям как менеджмент, экономика, политология, социология, юриспруденция, экология и природопользование. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры можно разделить на обучающие - содержат курс лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы, - и исследовательские - здесь студенты под наблюдением преподавателя проводят самостоятельные исследования в интересующей области. При очной форме обучения срок обучения - 2 года, при заочной - 3 года.

После окончания обучения в магистратуре можно продолжить обучаться в аспирантуре, обучение в которой в российских вузах продолжается в течение 3 лет, при заочной форме обучения - 4 года. Аспирантура представляет собой форму повышения квалификации, основная цель которой - подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Итогом обучения в аспирантуре становится защита кандидатской диссертации, после чего аспиранту присваивается степень кандидата науки и он может продолжить обучаться в докторантуре. Аспирантура - отправная точка для тех, кто хочет посвятить свою деятельность науке.

В аспирантуре приобретается умение организовать и реализовать какой-либо проект, находить и устанавливать контакты в профессиональной сфере. Обучаясь в аспирантуре, вы имеете возможность накопления социального капитала.

Аспирантуру можно успешно совмещать с текущей работой, если у вас хорошие навыки самоорганизации. Такую возможность предоставляет соискательство и заочная аспирантура.

Аспирантура становится привлекательной

Выпускники вузов, ориентированные на стремительный карьерный рост, зачастую ставят под сомнение целесообразность дальнейшего обучения в аспирантуре. Обучение в аспирантуре обычно ассоциируется с временными, интеллектуальными и финансовыми затратами. В то же время практические выгоды и жизненные перспективы в процессе обучения и после получения ученой степени достаточно туманны. Теперь, в процессе интеграции российского высшего образования в европейское пространство, аспирантура становится все более привлекательной.

Новые связи, слава, деньги

Все более активно к учебному процессу привлекаются специалисты партнерских организаций отечественных и зарубежных, ведущие профессора из университетов США и Европы. У аспирантов сейчас все больше возможностей претендовать на стипендии и гранты, принимать участие в международных конференциях, проходить стажировки в других странах, налаживать новые связи и находить новые контакты. Стипендии и гранты в настоящее время имеют впечатляющие размеры. Однако принимать участие в конкурсах на их получение могут только студенты, научные работники и аспиранты, обучающиеся в официальных организациях.

Аспирантура или второе высшее образование

Реальной альтернативой второму высшему образованию может стать аспирантура. Например, у вас уже есть высшее образование психолога или филолога, но вы хотите стать профессионалом в какой-то другой области. Послевузовское профессиональное образование сегодня можно получить в аспирантуре Академии МНЭПУ. Вы можете обучаться по приоритетным на сегодняшний день направлениям науки: экономике, политологии, юриспруденции, экологии, геоэкологии.

Перспектива карьерного роста

Сегодня бытует мнение, что наличие кандидатской степени ни в коей мере не повышает рейтинг соискателя на вакансию в глазах работодателя. В действительности это не так. Наличие ученой степени - залог успешной карьеры для госслужащего. При распределении должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти по-прежнему принимается во внимание факт наличия ученой степени. В первую очередь, когда речь идет о ключевых должностях.

Отличная мотивация

Хорошей мотивацией к обучению является платная аспирантура. Это будет ваш осознанный выбор, поэтому и отношение к учебе более серьезным. Зачастую аспиранты бюджетной аспирантуры в итоге бросают её от усталости, разочарования или просто лени. Если вы вложили собственные деньги в аспирантуру, то это будет дополнительной страховкой забросить обучение раньше времени. И чем больше собственных ресурсов вы вложите в обучение, тем сложнее будет вам отказаться от итоговой защиты диссертации. Вложенные средства и приложенные усилия не должны пропасть впустую.

Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы. Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста. По специальным программам вузы готовят магистров. Аспирантура является следующей образовательной ступенью.

Определение

Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.

Аспирантура – система подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров из числа лиц, имеющих диплом специалиста или бакалавра. Аспирантура может быть учреждена при высшем учебном заведении или научно-исследовательском институте.

Сравнение

В магистратуре проходят подготовку студенты, имеющие диплом бакалавра и выбравшие магистерскую программу дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.

В магистратуре преобладает индивидуальный подход к работе каждого студента с учетом углубленного изучения некоторых предметов по выбранной специализации.

Диплом магистра дает право заниматься практической деятельностью, соответствующей полученной специальности, а также педагогической и преподавательской работай в средних специальных учебных заведениях. Еще одно преимущество магистратуры: уровень подготовки по ее программам позволяет выпускникам претендовать на обучение в аспирантуре.

Срок обучения в магистратуре – 2 года.

Аспирантура – структурная единица высшего учебного заведения, учрежденная для подготовки высшего и среднего преподавательского состава.

Аспирантом может стать лицо, имеющее диплом магистра или специалиста, получившее рекомендации научного руководителя и кафедры, на которой проводилась специализация по предметам с углубленным изучением. Выпускники аспирантуры защищают кандидатскую диссертацию и могут продолжить научную работу.

Срок обучения в аспирантуре – 3 года; заочная форма обучения – 4 года.

Выводы сайт

  1. Магистратура – второй уровень системы подготовки в вузах, работающих в рамках Болонского процесса.
  2. Аспирантура – одна из форм подготовки профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
  3. Магистратура – часть вузовской системы.
  4. Аспирантура может быть учреждена не только в вузе, но и в научно-исследовательском институте.
  5. Для поступления в магистратуру требуется подтверждение диплома бакалавра или специалиста.
  6. В аспирантуру имеют право поступать лица, имеющие диплом специалиста или магистра.
  7. Выпускники вузов, окончившие магистратуру, имеют право заниматься преподавательской деятельностью в средних специальных учебных заведениях.

Обязательные образовательные программы в разных странах могут преподноситься студентам в разных интерпретациях. Однако во многом их выделяет двухуровневая основа, созданная для профессиональной полноценной подготовки специалистов.

Уровни высшего образования в России. Бакалавр, магистр, специалист

Первый уровень – бакалаврат. Квалификация специалиста еще не выдается, этот уровень предусматривает прохождение базового комплекса информации, необходимой для второго уровня. И только потом выдается диплом бакалавра.

Магистров подготавливают высшие учебные заведения по разным программам, которые основаны на всестороннем учете специализации. Аспирантура – следующий шаг в получении образования.

Определение

Магистратура предусматривает возможность получить образование по выбранному профилю. Студент оставляет за собой право выбирать не только профессию, но и ряд предметов по актуальным для него направлениям, доступным для выбора в соответствии с предусмотренными программами.

Аспирантурой является система подготовки научных, а также преподавательских кадров. Профессиональное направление, которое актуально для студентов, уже ранее получивших диплом бакалавра или специалиста.

Аспирантура открывается и работает только при научно-исследовательском институте или высшем учебном учреждении.

Сравнение

Студенты, которые получили диплом бакалавра, могут остаться в ВУЗе для получения дальнейшего образования. Речь идет об магистратуре.

В магистратуре система образования устроена таким образом, что студень может, отталкиваясь от его специализации, выбирать интересующие направления, которых обычно предлагают несколько. В соответствии с выбором проводятся обучения по ряду предметов.

Диплом магистра необходим для того, чтобы специалист мог на практике применять полученные на протяжении всех лет обучения знания в рамках специализации. Также он может браться за преподавательство, педагогику в средне-специальных учреждениях. После прохождения обучения в магистратуре можно рассчитывать на обучение в аспирантуре.

Магистратура – система образования, которая требует от студента прохождение необходимых курсов в течение двух лет.

Аспирантура нужна не просто для практики, а для получения возможности получить работу в качестве преподавателя.

Что необходимо для поступления на аспиранта?

Диплом магистра/специалиста. Для углубленного изучения и ведения своей деятельности в последующем этот документ оказывается актуальным. Для защиты необходима кандидатская диссертация.

  • Аспирантура предусматривает длительность обучения 3 года.
  • Заочная форма прохождения обучения на аспирантуре – 4 года.
  • Для выпускников, получивших корочку магистра, есть возможность устроиться на работу в средних специальных учреждениях на место в соответствии с пройденным курсом (направлением).
  • При поступлении на магистратуру вузовец подтверждает образование дипломом специалиста или бакалавра.
  • Аспирантура есть в научно-исследовательских институтах, а не только доступна для студентов ВУЗов.
  • Студент после прохождения обучения может устроиться на другую работу, сохраняя право применения полученных знаний по специальности в будущем.

Вузовцы могут получить диплом магистра , обучаясь на заочной форме образования по аналогичной программе, которая предусмотрена для очников (с возможной небольшой разницей в длительности и скорости изучения информации). После защиты студенческой работы, необходимой для сдачи с целью получения документов о получении образования, выдается диплом.

Особенности обучения на аспирантуре:

  1. Обучение как платное, так и бесплатное, в зависимости от ВУЗа и выбранной специальности.
  2. Обязательное владение иностранным языком.
  3. Обучение на очной форме составляет 3 года, на заочной – 4 года.
  4. Предполагается отсрочка от армии на три года для аспирантов (но только для тех учащихся, кто находится на очной форме обучения).
  5. Аспирантура вполне способна выступать в качестве второго высшего образования.

Защита кандидатской диссертации не является обязательной, вы можете окончить обучение, сдав специальные экзамены. Но завершение аспирантуры без ученой степени совершенно ничего не дает при устройстве на работу. Оно равно повышению квалификации специалиста по специальной программе. Другое дело, звание «кандидата наук» открывает новые двери:

  1. Надбавки к зарплате и финансовые поощрения. Здесь следует заметить, что не во всех организациях предусмотрено материальное вознаграждение за наличие ученой степени.
  2. Получение высокой должности.

Несмотря на все привилегия, которые дает наличие ученой степени процесс обучения имеет ряд особенностей:

  • длительность обучения;
  • финансовые вложения;
  • моральные и интеллектуальные затраты.

Поэтому прежде, чем решиться на обучение в аспирантуре, взвесьте все нюансы с перспективой на будущее. И тогда вы поймете – стоит ли овчинка выделки.

Итак, подводя итог между 2 образовательными ступенями, можно выделить следующее:

  1. Обучение на аспирантуре дольше, чем в магистратуре.
  2. Выпускники магистратуры могут заниматься преподавательской деятельностью в средних специальных образовательных учреждениях.
  3. Магистратура существует только при высшем учебном заведении, в то время как аспирантура имеет место как при ВУЗе, так и иных исследовательских организациях.
  4. Отучившись на аспирантуре, гражданин имеет право преподавать в ВУЗах, а защитив диссертацию, получает ученую степень кандидата.
  5. Деятельность магистра направлена на практическое изучение специальности, в то время как аспирант занимается более углубленным изучением отдельных предметов.
  6. Внушительные размеры грантов и стипендий. Для аспирантов, обучающихся в официальных учреждениях, предусмотрены стажировки за границей, участие в международных научных конференциях.

Разница между магистратурой и аспирантурой очевидна – все равно, что говорить о возможности учащихся 9 и 11 классов поступить в ВУЗ. Стать кандидатом наук, не пройдя ступень обучения в аспирантуре, не получится. И так ли вам необходима ученая степень, вы должны решить исходя из вложений, которые требует аспирантура. Возможно, вам будет достаточно получить образованиевторого уровня и получить диплом специалиста.

За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Подать заявку на обучение

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации