Египетский знак глаз. Уаджет: глаз Гора. Масоны и Большая печать США

«Сейчас уже ведется интенсивное изучение эпифиза, хотя только на стадии химизма...

Все изученное на сегодняшний день — всего лишь соринка на поверхности воды...

Люди пока даже не знают, что эта вода — океан, не говоря уже об отсутствии сведений о свойствах самого океана. Хотя медицина будущего, если, конечно, такое будущее настанет, раскроет тайну эпифиза... Достаточно научиться считывать информацию с его голограмм. Но если людская наука успеет добраться до этого, то мир перевернется».

Эпифиз (пинеальная/шишковидная железа или «Третий Глаз») является одной из самых загадочных частей человеческого мозга. О шишковидной железе и ее значимой роли в процессе духовного развития человека люди знали издревле, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники искусства и архитектуры, работы древних философов. К примеру, за две тысячи лет до нашей эры в древней Индии был расцвет учения об эпифизе. В Древнем Китае и Тибете после ритуала сожжения умерших духовных лиц, ученики отыскивали янтарный камушек — рингсэ (песок эпифиза, который по сей день остается загадкой для современных ученых). По размерам камушка судили о степени духовности учителя. Также по причине внешнего сходства эпифиз символически изображали в виде сосновой шишки. Ее изображение и форма в изобилии встречается среди древних и современных памятников искусства.

Знания об эпифизе и других древних структурах мозга имелись и в Древнем Египте. Причем артефакты Древнего Египта не перестают поражать своей информативностью в передаче духовных знаний о человеке и о мире. Наглядным примером является наиболее часто используемое изображение «Глаза Гора» или «Ока Ра». Возникает вопрос, какие знания пытались таким образом передать древние египтяне будущим поколениям?

Глаз Гора состоит из шести компонентов, что соответствует шести органам чувств человека, поступающие сигналы от которых расшифровывает таламус (от греческого «thalamos» — «опочивальня, комната») — зрачок Ока. В таламусе происходит преобразование тонких энергий в более грубые. С другой стороны, исходя из имеющейся базы знаний о пинеальной железе, в ночные часы (с 24.00 до 3.30) происходит наиболее интенсивная выработка гормона мелатонина, принимающего участие в восстановлении жизненных сил организма. Именно в эти часы традиционно проводятся различные церковные службы и выполняются медитации.

Как известно, древнеегипетского бога Ра изображали в виде солнечного диска , который является ассоциативным символом души. Это говорит о том, что стимуляция эпифиза происходит за счет проявления «света души» . Об активации шишковидной железы при помощи внутреннего света знали и другие древние народы, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты, а также древние произведения искусства и литературы (более подробно читать в книге «АллатРа»). Изначально такие практики проводили с целью духовного самосовершенствования, познания своей души, раскрытия внутреннего духовного потенциала человека. В ходе работы над собой у человека могли раскрываться так называемые сверхспособности. Однако, это не является главной целью человека, ведь сверхспособности — это всего лишь один из возможных этапов развития личности в ограниченном трехмерном мире. Лишь благодаря изменению внутренней частоты человека в сторону созидания и добра, то есть его внутреннего преображения, происходит истинная активация эпифиза и проявление его функций.

Одна из деталей Ока Ра соответствует расположению продолговатого мозга , в котором находится центр блуждающего нерва (nervus vagus ) - главного нерва парасимпатической системы, ветви которого участвуют в образовании солнечного сплетения (где по преданиям находится душа человека).

Древний способ работы с эпифизом

Стоит отметить, что все-таки испокон веков наиболее эффективными способами стимуляции и работы с эпифизом являлись духовные практики и медитации. Например, изначальная духовная практика «Цветок Лотоса» , о которой также было известно и в Древнем Египте. Схема работы данной практики является итогом любого духовного пути (подробно о процессе циркуляции внутренних энергий, образно спроецированных на физиологию человека, читайте в книге А. Новых «Птицы и камень») . В гипоталамусе находятся два древних центра — агатодемо н и какодемо н , которые в совокупности с эпифизом образуют треугольник. В процессе наработки практики «Цветок Лотоса» происходит активная стимуляция центра положительных мыслей , который в греко-египетской традиции носит название агатодемон (в переводе с греческого агато — «благой», демон — «дух», «божество»).

Постоянная стимуляция данного центра заглушает работу центра отрицательных мыслей — какодемона, т. е. происходит изменение частоты восприятия человека, внутренние положительные изменения. Это способствует пробуждению определенных внутренних энергий, которые активно стимулируют работу эпифиза. Таким образом у человека естественным путем открывается духовное видение или «Третий Глаз», начинают пробуждаться колоссальные силы души. В Древнем Египте полное или частичное торможение отрицательных мыслей (центра какодемона) сравнивалось с прохождением первого Стража (Врат, Змея, другими словами - гипоталамуса) на духовном пути человека и дальнейшее развитие осуществлялось исключительно под наблюдением. В Древнем Египте знак, связанный с последующим этапом раскрытия эпифиза , именовали Глазом Бога Гора (на Востоке - Всевидящим Глазом Востока, а древнейшее его название Глаз Богини Фаэтона). И глядя на изображение фрагмента подвески нагрудного украшения, становится понятно, почему за дальнейшим выбором человека пристально наблюдали. Ведь над Глазом Гора расположен знак АллатРа ! Это говорит о качестве силы, которую раскрывает в себе человек (более подробно можно ознакомиться в книге «АллатРа»).

Доброта и Любовь — естественные активаторы эпифиза

Эпифиз является своеобразным органом контроля, хозяином организма, который проявляет свои реальные возможности при доминировании исключительно положительных мыслей и чувств, порожденных силой Любви. Таким образом, эпифиз — это своеобразный Страж, который фиксирует ежесекундный выбор личности, хранит эти данные в так называемых голограммах (в том числе и о предыдущих реинкарнациях) и усиливает то, что доминирует в человеке. При этом отрицательные эмоции и сомнения блокируют работу эпифиза.

В наше время работы многих врачей и нейрофизиологов (например, Н.П. Бехтеревой, Н.И. Кобозева, И.М. Сеченова, Э. Гельгорна, Дж. Луфборроу и др.) подтверждают, что при доминации отрицательных эмоций у человека активируется работа так называемого центра самонаказания (того же какодемона), расположенного в гипоталамусе. При длительной стимуляции данного центра происходят разнообразные разрушительные последствия и сбои в работе организма. Когда человек формирует привычку положительного мышления, то соответственно происходит стимуляция работы центра самопоощрения (агатодемона), также расположенного в гипоталамусе, что в последствии положительно влияет на работу организма.

Известный русский врач В.В. Караваев предположил, что данные центры гипоталамуса «включаются» в работу по команде эпифиза. Караваев утверждал, что эволюция человека заключена в его нравственном очищении, доброжелательности, любви, претворении в жизнь высоких принципов коллективизма. Все это, по его мнению, также мобилизует защитные силы организма. И спустя годы, предположение ученого начинает подтверждаться. Сейчас ученые уже знают, что жизнедеятельность шишковидной железы напрямую зависит от качества мыслей человека. Многие успешно применяют эти знания на практике для помощи пациентам, тем самым подтверждая, что внешнее есть отражение внутреннего. Например, очень действенным является метод работы как с пациентами, так и самостоятельной работы каждого человека, который заключается в активации центра агатодемона, другими словами, в навыке думать положительно, контролировать свои мысли. На практике доказано, что этот этап очень важен для каждого человека, особенно если индивид стремится к духовному совершенству. В качестве одного из примеров переключения внимания с активации какодемона на работу агатодемона можно привести способ, который предлагает своим пациентам доктор Ранджи Сингх. Он использует методику активации эпифиза за счет интонирования религиозных мантр. Таким образом, происходит обыкновенное переключение внимания человека, как и при работе с духовными практиками, медитациями, молитвами.

В Древнем Египте во времена известного зодчего Имхотепа, произошел расцвет общечеловеческих ценностей среди населения благодаря тому, что особое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых поколений. С раннего детства древние египтяне получали знания о многогранной природе человека, о смысле жизни, об инструментах раскрытия своего духовного потенциала, а главное приобретали опыт их практического применения. Это позволяло осознанно сделать выбор в сторону созидательного развития. Об этом свидетельствует египетская «Исповедь отрицания» , состоящая из сорока двух положений, охватывающих все сферы жизни человека. При этом первостепенное значение имела закладка духовно-нравственных ориентиров личности. Таким образом, человек с детства учился жить, руководствуясь законами Совести и Добра, учился держать под контролем желания, концентрировать свое внимание в созидательном векторе развития. Все это способствовало стремительному развитию личности, раскрытию сил души! И как следствие такого положительного стремления большинства людей — культурному возрождению и процветанию общества.

Таким образом, результат развития общества зависит от ежедневного доминирующего выбора каждого человека, от внутренней работы над собой. Чем больше в мире будет людей, взращивающих в себе положительные мысли и чувства, примеров настоящего Человека, тем больше эти изменения будут проецироваться на мир. Уникальность каждого человека заключается в праве его выбора, который не зависит от внешних условий и обстоятельств. Когда человек выбирает добро, он находит примирение с окружающими людьми, потому что смотрит на мир с позиции Любви. Именно тогда в нем и просыпается настоящая Мудрость жизни, просыпается душа.

Арина Калинина

Также предлагаем посмотреть познавательное видео об эпифизе

Одним из символов, который буквально пронизывает всю мифологию и историю Египта, и имеет отношение ко многим богам и фараонам является Уаджет в двух своих главных ипостасях – Око Ра и Око Гора.


Око Ра

Око Ра , или Солнечное Око, олицетворяло могущество и власть, огонь и свет, бдительность и быстроту реации и было способно сжечь любого противника. Оно обычно изображалось в виде Урея-кобры, довольно часто крылатого (по-видимому, в честь богини Нехбет), иногда с солнечным диском.
Солнечное Око отождествлялось с Уаджет (одной из немногих богинь, чья змеевидная природа не вызывает сомнений), Нехбет, Маат, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Сохмет, Мехит и другими.

В качестве прообраза урея храницельница Ра, Уаджет нередко представлялась в виде извергающей пламя и яд первозданной змеи - солнечного ока, сжигающего своим огнем его врагов. В основу изображения урея, по одним данным, легла южноегипетская кобра – гая, по другим – аспид.

Урей являлся символом королевского величия, силы жизни и смерти, способности править и уничтожать врагов Ра. Он был неотъемлемой частью головного убора фараонов в виде налобной вертикальной змеи, носимой на диадеме, а со Среднего царства - на короне. Корона Амона была увенчана двумя уреями.
Изображения урея в качестве охранительных знаков включались в скульптурный декор зданий (карниз молельни в ансамбле пирамиды фараона Джосера в Саккаре, XXVIII в. до н.э. и др.), росписи гробниц, рисунки «Книги мертвых» и т.д.

Они также широко представлены в архитектуре некоторых европейских городов.

В додинастическую эпоху Египет включал две враждующие области - Верхнюю и Нижнюю (по течению Нила). После их объединения около 2900 г. до н.э. фараоном Меном или Нармером в централизованное государство страна продолжала административно делиться на Верхний и Нижний Египет, и официально именовалась «Две Земли». Эти реальные исторические события нашли отражение во многих мифах, согласно которым Египет с самого начала мироздания включал две части, у каждой из которых была своя богиня-покровительница.
Южная часть страны находилась под покровительством Нехбет - богини в облике самки коршуна, Северная – под покровительством змеи-кобры Уаджет. Нехбет и Уаджет считались дочерьми Ра и его Око.
Боги и фараоны, под надзором и охраной которых находилась государственная власть в Египте, носили «Объединённую корону Двух Земель» - корону «Пшент». Она представляла собой соединение корон

Верхнего и Нижнего Египта в одно целое и символизировала объединение страны и власть над ней. На короне «Пшент» изображали урей, редко - два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда - связанные вместе папирусы и лотосы (эмблемы Нижнего и Верхнего Египта). Изредка символами объединенных

Земель выступали две кобры, увенчанные красной и белой коронами.
Верховные божества носили и корону «атеф» - головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного) цвета - символ божества и величия. В короне «атеф» всегда изображался Амон.

Значение символа глаза (глаз Гора, Изиды, Ра, всевидящее око)

Считается, что изображение всевидящего ока (глаз в треугольнике) символизирует Бога. Но так ли это?

Глаз (великий глаз) является одним из символов, который встречается почти в самом начале древнейшего из дошедших до нас связных текстов (тексты пирамиды фараона Униса в середине третьего тысячелетия до нашей эры).

Поля, находящиеся в ахет [великое наводнение — разлив Нила] озеленены. Унис озеленяет траву на обоих берегах ахет, чтобы он мог принести [по всей видимости, в качестве жертвы] фаянс для великого глаза , находящегося на поле. (Вход в переднюю комнату пирамиды Униса §507a-510d)

Стихия воды — общий древний атрибут женского первоначала. С периодом наводнений Нила (ахет) связана богиня создания мира и плодородия Сопдет, которая на небе представлена звездой Сириус и могла отождествляться с Изидой — сестрой и супругой Осириса, матерью Гора. Под фаянсом, возможно, имеется в виду чаши, кувшины, ступки и другая круглая посуда, которая в древности часто служила атрибутом женских божеств. Египетские богини с кувшинами и чашами не изображались, так как в Древнем Египте использовались в качестве женских символов анх, змеи и пр. А вот исторически и географически близкие античные богини символику круглой посуды использовали широко.

Одним из наиболее известных древних символов глаза является египетский уаджет, левый глаз бога Гора. Этот бог, между прочим, также является одним из главных «действующих лиц» текстов пирамиды Униса. Правый глаз Гора в египетской мифологии символизировал солнце, левый — луну, которая в свою очередь являлась одним из важных атрибутов Изиды.

Таким образом, сопоставив водную стихию, обряд плодородия на полях, луну (символ ночи и женского начала) и Изиду, мы можем предположить, что глаз как древний религиозный символ может является символом женского первоначала Великой Матери.

Интересно то, что изображение иероглифа глаза, если его развернуть на 90 градусов, обратится явным вольварным женским символом, который сходен с вульварными формами из палеолитических святилищ, проходами святилищ, дольменами (парными фаллическим менгирам и кромлехам), йони и другим древним религиозным объектам поклонения Великой Матери (женскому первоначалу).

Фаллические и вульварный древние артефакты Вульварные и фаллические древние артефакты

Логику данного предположения подтверждает символика другого важного древнеегипетского божества — бога Ра (бог солнца). Женской ипостасью Ра была богиня , которая могла принимать вид других женских египетских богинь, представая как мать, сестра, супруга или дочь Ра. Изображалась богиня Око Ра следующим образом:

Круг обвит змеями с анхами. Это изображение хранит тройную женскую символику:

  1. Круг — расхожий и универсальный женский символ
  2. Змея, дракон, рептилия — женский атрибут в древних религиях
  3. Анх — древний символ женского первоначала (утробы, матки), парный фаллическому джеду

Чьё же всевидящее око смотрит на нас?

Теперь вернемся к исторически более близкому нам знаку всевидящего ока (глаз в треугольнике). В большинстве распространенных сегодня изображений этого символа фигурирует левый глаз (луна, ночь, женское начало), либо симметричная стилизация глаза, где непонятно, левый это глаз или правый. На долларе, например, указан левый глаз женского первоначала, это видно по штрихам, которые обозначают направление роста бровей:


Треугольник также является древним женском символом. Треугольник может быть мужским знаком, если рядом с ним присутствует треугольник с вершиной, которая направлена вниз. В этом случае треугольник с вершиной внизу трактуется как женский, а треугольник с вершиной вверху — мужской.

Сам же по себе треугольник как символ в чистом изначальном виде тождественен пирамиде, храму, святилищу, дольмену, пещере, которые сами по себе имели явную женскую символику.

А если мы вспомним, что всевидящее око является одним из излюбленных символов масонов, которые придают особе значение женскому первоначалу и египетской древней религиозной символике, а также ведут бескомпромиссную борьбу с «мужским» монотеизмом, то нам станет ясно, что изображение всевидящего ока (глаза в треугольнике) вполне может трактоваться как «современный» символ Великой Матери со всеми вытекающими из этого последствиями:

  • Борьба с монотеизмом (иудаизмом, христианством, исламом)
  • Борьба с традиционной патриархальной семьёй
  • Продвижение феминизма и ЛГБТQ
  • Сексуализация культуры (оргиастический культ плодородия)
  • Экологизм (очищение и освобождение Матери-земли от забот)
  • Атеистический матери ализм (приземленность) против религий (этимологически восстановления утраченной связи с Богом)
  • Примат матери ального (материнского, женского) над духовным (мужским). Культ денег, успеха и удовольствий любыми средствами — забвение морали и нравственности
  • Другие «приятные» явления
Рик Джакоби — современный художник. Зашифрованы женские символы (сова, змеи, вода и пр.)

Святой Глаз Гора символизирует мудрость и силу, которая способна защищать человека от любой агрессии и действий врагов. Наиболее сильное влияние оказывают талисманы, находящиеся с людьми постоянно — в виде татуировки или украшения. Допускается нашивка на одежде или постельном белье того, кто хочет добиться поставленных целей и открыть завесу таинственного мира.

[ Скрыть ]

Что символизирует талисман и его виды в разных культурах

Глаз Гора у разных народов может символизировать следующее:

  1. В России Уджад представляет собой глаз заключённый в треугольник (у других народов обрамление может отсутствовать). Его используют начиная с XVII века с целью защиты от бед.
  2. В Китае и Японии Всевидящее Око олицетворяет прошлое и будущее человечества.
  3. В Греции Удьят считается символом Аполлона и означает свет и тепло.
  4. В Северной Америке Недремлющий Глаз соединяет в себе знания о прошлом и будущем.

Толкование Удьята в различных религиозных течениях выглядит так:

Только у кельтов Божье Око имело негативное значение, олицетворяя собой злость и зависть.

Египетский амулет

Значение амулета в Египте имело сакральный смысл, его использовали в своих ритуалах жрецы, связывая зоркий соколиный взгляд с мощной проницательностью.

Древний египетский бог Гром был исцелён с помощью талисмана Уджада после потери своего левого глаза и погружения в мир мёртвых. Другое древнее божество — Осирис — с его помощью воскрес после смерти. С этого момента изображение глаза было признано защитным оберегом, наделённым силой исцеления и восстановления.

Египетское изображение Глаза Гора

Символ солнца и луны

В скандинавской и древнеегипетской мифологии Уджад имел следующую интерпретацию: правый глаз — это символ Солнца, левый — Луны. Ночное светило олицетворяло женскую энергию, связанную с бессознательным и тьмой. При потере левого ока боги попадали в мистический ад собственного подсознания и приобретали мудрость. Происходило это за счёт изменения восприятия своей целостности.

Всевидящее Око Гора в современном мире

В настоящее время талисман наделяют такими свойствами, как:

  • помощь в выздоровлении;
  • развитие духовности и интуиции;
  • удачливость;
  • возможность видеть и предсказывать своё будущее с помощью сновидения;
  • успех на пути поиска предназначения и понимания себя.

Встретить изображение глаза Гора в современном мире можно:

  • на долларах США;
  • на украинских гривнах;
  • внутри египетских пирамид;
  • в иконах;
  • на фронтонах православных храмов.

Изображение символа на долларах США

В чём помогает Всевидящее Око?

Независимо от вероисповедания и пола своего обладателя, глаз Гора помогает в следующем:

  • изменить судьбу в лучшую сторону;
  • открыть завесу таинственного;
  • усовершенствовать умственные способности;
  • укрепить волю;
  • избежать негативного влияния и сглаза;
  • отстраненно посмотреть на проблему и найти верное решение;
  • достичь положения в обществе;
  • продвинуться по карьерной лестнице вверх.

Длительное использование талисмана помогает его обладателю стать достаточно проницательным, чтобы его невозможно было обмануть.

Женщинам

Талисман помогает женщинам:

  • защитить семью от недоброжелателей;
  • научиться грамотно распределять деньги;
  • избегать ненужных затрат.

Мужчинам

Всевидящее Око наделяет представителей сильного пола уверенностью в своих силах и помогает:

  • достойно проходить испытания;
  • добиться материального благополучия;
  • занять высокую должность на работе;
  • избежать сомнительных сделок.

Применение талисмана

Наиболее часто Всевидящее Око используется так:

В видео рассмотрены магические свойства египетского талисмана Уаджет. Взято с канала «Magiya s Koldovstvo».

В виде кулона

Самый распространённый вид оберега — это видимый для всех кулон синего цвета с изображённым на нём белым глазом. Его можно использовать как украшение или декорировать с его помощью жилое помещение.

Кулон со Всевидящим Оком убережёт обладателя от любых бед и болезней. Во многих европейских странах его используют для защиты новорожденных от сглаза. Взрослых людей такой талисман оберегает от бедности и неудач.

Дома

В квартире или частном доме талисман желательно располагать там, где семья чаще всего собирается вместе. Если это зал или кухня, можно установить оберег или повесить изображение в центральной части помещения. Это убережёт членов семьи от несчастий. Для защиты жилья Уджад необходимо располагать над входной дверью.

В офисе

Для удачного решения следующих вопросов изображение Глаза Гора располагают в офисе на рабочем столе или в его ящиках:

  • успех в переговорах;
  • заключение сделок;
  • подписание договоров;
  • рассмотрение финансовых проектов.

В виде татуировки

Татуировка с глазом Гора помогает:

  • стать смелее;
  • совершать несвойственные поступки;
  • достичь успеха в саморазвитии.

Для осуществления главной защитной функции талисмана, его нужно изображать в треугольнике. В этом случае татуировка символизирует Бога, который присматривает за жизнью человека.

Если человек занимается магическими практиками, ему следует изображать Уджад внутри пирамиды. Это поспособствует раскрытию потенциала и позволит наладить контакт с потусторонними мирами. С этой целью многие шаманы и маги делали подобные татуировки.

  • слева — защита от колдовства и злости;
  • в области груди — оберегает от приворотов и страстей;
  • справа — удача в финансовых вопросах.

На фото изображена татуировка со Всевидящим Оком

Материал и активация талисмана

Для изготовления талисмана используются следующие материалы:

  • камень;
  • фаянс;
  • глина;
  • воск;
  • кожа;
  • дерево;
  • металл;
  • бумага.

Активировать оберег нужно с помощью последовательного выполнения таких действий.

Вот такой подарок я недавно получил:

Этот древнеегипетский символ называется Уаджет (уджат, глаз Гора). К данному амулету прикладывался небольшой пояснительный текст:

UDJAT Святое око Гора (бога Неба) символизирует предвидение и всезнание, приобретённые благодаря чувственному восприятию мира. Означает вездесущность, постоянное присутствие богов, которые видят всегда и везде. Око напоминает об этом. Носимое как амулет, защищает от недоброжелательных взглядов вышестоящих в какой-либо иерархии, от зависти и ревности, которые могли бы усложнить судьбу или препятствовать карьере.

На мой взгляд, такое описание несколько ограничено. Для прояснения смысла данного символа лучше обратиться к мифу (здесь я его изложу крайне коротко и «усреднённо», ведь есть несколько вариаций этого мифа):

Немного мифологии

Жил-был бог Осирис со своей женой (она же его сестра) Исидой. Вместе с Исидой Осирис много хорошего сделал для людей, — научил земледелию, ремёслам и т.п. В общем, он был позитивным богом и царствовал над Египтом. У Осириса был младший брат по имени Сет, который испытывал злость к Осирису. Природа этой злости не очень ясна – может зависть, а может то, что вследствие интриг, Осирис вступил в интимную связь с женой Сета (и своей сестрой) – Нефтидой.

Однажды Сет решил уничтожить Осириса. Для этого он со своими сообщниками соорудил роскошный саркофаг, который подходил Осирису. И на званом вечере Сет показал этот саркофаг и предложил, как в сказке про Золушку, всем его примерить на себя. Естественно, никому он не подошёл, а когда Осирис в него лёг, то Сет с сообщниками быстро его в нём закрыл, замуровал и сбросил в Нил. По реке Саркофаг Осириса отправился в неизвестном направлении. А Сет захватил власть над Египтом.

Исида решает найти и спасти своего брата-мужа. Она отправляется на поиски сначала вниз по течению Нила, затем через моря и находит саркофаг мужа в другой стране. К тому времени сквозь саркофаг уже проросло дерево, из которого местный правитель уже успел сделать колонну для своего дворца. Исида договаривается с правителем, и он отдаёт колонну с саркофагом.

Исида перевозит саркофаг в Египет, где прячет его в болотах. Она решает воскресить мужа, для этого она беременеет от него, и это приводит к рождению сына – Гора. Далее Исида и Гор постоянно скитаются по Египту от преследований Сета. Однажды Сет послал скорпиона, чтобы смертельно ужалить Гора. Этот укус привёл к тому, что Гор умер. Однако стараниями Исиды, Тота и волшебной «влаги жизни» Ра удалось оживить Гора.

В какой-то момент Сет находит тело Осириса, разрывает его на 14 частей и разбрасывает их по всему Египту. Исида отправляется на поиски этих частей и там, где она их находит, она возводит стелу, которая напоминает людям об Осирисе. Таким образом, Исида находит все части Осириса кроме гениталий. Их съели рыбы.

Гор вырос, и перед ним предстал дух его отца – Осириса, он призвал Гора восстановить справедливость, победить Сета. И гор отправился к богам. Те согласились, что Сет захватил трон нечестно, и что трон должен принадлежать сыну Осириса, а не его брату. Однако Сет вмешался в спор, указав на то, что у него больше прав, так как он оказался сильнее Осириса. Ра согласился с тем, что Египтом должен управлять сильный «руководитель», нельзя посадить на трон того, кто слаб… В общем, Гору нужно было вступить в поединок с Сетом и победить его. Для этого они превратились в гиппопотамов и вступили в схватку на дне глубокого водоёма. Поединок продолжался долго, и Исида решила помочь. Она метнула гарпун в Сета, но промахнулась и попала в сына. После этого она вытащила гарпун и ещё раз метнула его. На этот раз она попала в Сета. Он обратился к Исиде с просьбой отпустить его, напомнил ей о том, что он её брат. И из сострадания Исида отпустила его. Гор обиделся и, в порыве ненависти, отсёк Исиде голову, после чего покинул поле боя. Тот восстановил голову Исиде.

Ночью на Гора напал Сет и выколол ему глаза. Через некоторое время Тот и Хатор восстановили зрение Гору. Далее Гор много размышлял и понял, что его гнев мешает ему победить Сета (есть ещё разновидность мифа, где Сет разрывает левый глаз Гора на 64 части и разбрасывает их по всему Египту. Гор отправляется на поиски частей своего глаза и в уже в процессе этих поисков многое переосмысляет. 64 части – особое число, и одно из назначений уаджета – символическое отображение дробных чисел).

Далее Гор пытается возродить отца. Для этого он пытается соединить все собранные ранее разбросанные Сетом части Осириса. Соединение он закрепляет своим левым луны глазом, для этого Гор даёт Осирису проглотить этот глаз. Осирис оживает, но без гениталий ему сложно продолжать быть богом плодородия, поэтому он становится правителем загробного мира и судьёй всех усопших.

Верховный бог Ра потребовал перемирия между Сетом и Гором, он потребовал совместного правления Сета и Гора, что они и сделали. Однако Сет не прекратил свои козни и периодически подставлял Гора. Далее следует ещё несколько сражений между Сетом и Гором. Ситуацию разрешил Осирис, который, как правитель загробного мира, потребовал от богов восстановить справедливость и передать трон Гору. Богам пришлось послушаться Осириса, ведь он угрожал выпустить демонов из своего царства. Гор стал правителем, а Сет был отправлен на Небеса, где стал Повелителем Бурь и Защитником Ладьи Миллионов Лет.

Психологический смысл

На то, что происходит в мифе можно посмотреть и с точки зрения психологии. Вследствие агрессии Сета, Осирис оказался разделённым на множество частей, он оказался в безжизненном состоянии. И в психологической практике мы часто имеем дело с некоторой нецелостностью людей. Так или иначе, внутренние конфликты связаны с «противоборствующими группировками» внутри человека, когда одна часть хочет одного, а другая часть хочет противоположного. И это приводит к внутреннему кризису. Нередко такое разделение закладывается ещё в раннем детстве как следствие неудовлетворительных отношений с матерью. В результате человек оказывается разделённым на части и ощущает свою нецелостность, внутреннюю пустоту. Находясь в контакте с одной частью, он не учитывает другую часть. И наоборот, находясь в контакте с другой частью, человек исключает первую. Это приводит к полярному взгляду, — всё делится на хорошее и плохое, правильное и не правильное, идеальное и бездарное. Это перекладывается и на взгляд на других людей и на отношения и на восприятие себя. И в этом плане миф даёт нам намёк на то, как можно помочь человеку – Гор, используя свой левый глаз, соединяет воедино разрозненные части Осириса. Только соединив все разрозненные части можно «ожить».

И в психологической практике мы ищем разрозненные, отвергаемые части личности людей. А куда у нас отправляется всё то, что мы не хотим принимать в себе? Правильно, в бессознательное. То есть, эти части оказываются за пределами нашего осознавания. Поэтому в психологической практике мы исследуем внутренний бессознательный мир клиентов для того, чтобы обнаружить там то, что в силу каких-то причин оказалось вне поля зрения, и это создаёт ощущение внутренней нецелостности. И поэтому не случайно, что в мифе Гор использует именно свой левый глаз, который традиционно ассоциировался с луной и бессознательным. Для «исцеления» мы должны заглянуть в эту ночь и темноту. Не случайно в темноте у многих людей обостряются страхи – монстров, привидений, угрожающих объектов, в общем, страх всего того, что не принимается в себе. И чем более не принимаема какая-то часть, тем дальше она находится. Вспомните, как в различных сказках и мифах главному герою приходится отправляться куда-то очень далеко, где есть много опасностей. И там герой находит что-то очень ценное для него.

Кроме того, миф побуждает нас обратиться к нашим экзистенциальным переживаниям. Насколько мы ощущаем себя живыми? Это вопрос не о биологическом существовании, а о внутреннем самоощущении. Насколько живыми мы себя ощущаем? Джеймс Бьюдженталь приводил интересную метафору-карикатуру из газеты, когда из кинотеатра выходит семья, и ребёнок спрашивает у родителей, — «А мы живые или тоже записаны на плёнку?». В этом плане судьба Гора весьма сложна. Он был рождён для определённой цели, у него было предназначение – продолжить дело отца. В этом ключе он и воспитывался. Но в этом мифе никто не спрашивал у Гора, а хочет ли он продолжать дело отца? Хочет ли он участвовать во всех этих интригах? Или его сущность могла бы лучше выразиться в других сферах? Думаю, что эти переживания лучше показаны в книгах о Гарри Поттере, согласитесь, сюжет Гарри Поттера очень похож на этот миф: у родителей Гарри возник конфликт с тем, о ком нельзя говорить вслух (примечательно, что имя Сета на определённом этапе тоже нельзя было произносить вслух, — одно время всё плохое приписывалось Сету, он был аналогом Сатаны), и Гор и Гарри в раннем возрасте прошли через смерть, и от одного и от второго все окружающие ожидали восстановления справедливости, они оба были избранными. Но Гарри Поттер долго отстаивал то, что он никакой не избранный…

В нашей жизни мы тоже сталкиваемся с определёнными ожиданиями от нас (со стороны родителей, супругов, общества и т.д.). И далеко не всегда эти ожидания идут в соответствии с нашими внутренними чувствами и потребностями. Насколько мы осознаём системные семейные процессы в нашей семье, в нашем роду? И если мы их осознаём, то что мы с этим делаем? Не живём ли мы иногда некую непрожитую жизнь наших родителей? Не находимся ли мы в некой матрице? В мифе Гор был рождён в непростой семье. До его рождения много чего происходило в его семье – конфликты, убийство, склоки, кровосмешение (хотя последнее в древнем Египте было в рамках нормы). Родившись, Гор стал частью системы, а любая система требует соответствия тем функциям, которые ожидаются от её составляющих.

Итого

Уаджет является многозначным символом, который нас отсылает к событиям мифа об Осирисе. Глаз Гора в мифе восстановил, соединил между собой разрозненные части Осириса, по сути, он защитил его от смерти. Поэтому этот символ часто используется как оберег, он защищает и восстанавливает. В Египте этот символ очень популярен именно в этом ключе (защита от болезней и злых сил). В древнем Египте на корабли было принято наносить изображения с Глазом Гора. Любой символ очень многогранен, он позволяет через себя соприкасаться с теми переживаниями, которые он символизирует. Поэтому на использование этого символа как защищающего можно посмотреть и под углом, что через него человек может соприкасаться со своими глубинными переживаними (теми самыми злыми силами, от которых он оберегает).

В современной психотерапии есть направление, которое называется «символдрама» (кататимно-имагинативная психотерапия). В качестве символа этого направления его основатель, Ханскарл Лёйнер, выбрал Глаз Гора. Глаз Гора символизирует способность символдрамы обращаться к бессознательному человека и восстанавливать травмированную психику.

Статью написал психолог Роман Левыкин (http://сайт/)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.