Восприятие форма рационального познания. Чувственное и рациональное познание и их формы

Познание представляет собой сложный процесс, в который включена вся психическая деятельность человека: внимание, воображение, интуиция, эмоции, воля и др. Однако основную роль в этом процессе выполняют чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы.

Чувственное познание (или сенситивное) имеет свою специфику: оно осуществляется с помощью органов чувств и дает непосредственное знание о предметах и их свойствах. Его объектом выступает непосредственно данная действительность. Чувственное познание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это простейшее отражение отдельных свойств объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств человека. Так, зрение отражает световые волны, слух - звуковые колебания, обоняние и вкус - химические свойства, а осязание - механические и тепловые свойства объекта. Все органы чувств человека имеют свои пределы. Многие животные обладают такими способностями, которым мог бы позавидовать человек: зрение орла значительно острее зрения человека, а обоняние собаки тоньше человеческого. Однако ограниченность органов чувств человека - факт не только отрицательный, но и в целом ряде случаев положительный.

Представьте себе, что человеческий глаз способен видеть предметы в мельчайших деталях (вплоть до молекул и атомов), а ухо способно воспринимать все звуки вплоть до движения крови в капиллярах; тогда бы жизнь человека стала невыносимой, а его познание мира было бы сомнительным. То есть диапазон отражательных способностей органов чувств человека вполне достаточен для того, чтобы он мог ориентироваться и действовать в окружающем его, соразмерном ему макромире. В современной философской литературе распространено признание социальной обусловленности человеческих ощущений. Этим они отличаются от ощущений у животных: глаз орла видит дальше человеческого глаза, но человек замечает в вещах значительно больше. Нужно также иметь в виду, что человек постоянно совершенствует свои познавательные способности с помощью специально изготовленных орудий познания - приборов, приспособлений, которые усиливают его органы чувств (микроскопы, телескопы, локаторы и т.п.). Поэтому физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезным препятствием в познании мира.

Восприятие - это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта.

Восприятие возникает на основе ощущений, представляет собой специфический синтез ощущений и рождается обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Так, например, взяв в руки яблоко и откусив от него, мы получаем целостный образ как комбинацию различных ощущений: формы, цвета, вкуса, веса, запаха.

Восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, как бездумное созерцание внешнего мира, оно не является механическим суммированием ощущений. На формирование целостного образа (восприятия) могут оказывать влияние разные факторы: уровень культуры человека, его мыслительная деятельность, накопленный опыт, психические состояния. Например, опытный следователь при осмотре места преступления «увидит» значительно больше, чем его начинающий коллега. Восприятию присущ избирательный характер: человек обращает внимание прежде всего на то, что ему интересно. Кроме того, в зависимости от личной системы ценностей один и тот же предмет может восприниматься разными людьми как красивый или безобразный. Может меняться и восприятие одного и того же человека: любящий человек видит в своем партнере одни достоинства. Но если любовь проходит и ее сменяет ненависть, то и восприятие друг друга меняется радикально.

Представление - это чувственный, целостный образ ранее воспринятого предмета.

Представление обладает специфическими особенностями, которые отличают его от восприятия:

  • а) этот чувственный образ воспроизводиться в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим предметом;
  • б) образ-представление отличается обобщенностью, абстрактностью (представление «беднее» восприятия, так как теряет отдельные детали, часть подробностей предмета);
  • в) важную роль в формировании представления играют память и воображение (воображение и память могут формировать представление не только о реальном предмете, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов);
  • г) у этого образа может и не быть своего прообраза в реальности: образ-модель, образ-план, образ-цель.

Все рассмотренные формы чувственного познания представляют собой противоречивое единство субъективного и объективного, которое проявляется в том, что ощущения, восприятия, представления идеальны, т.е. субъективны по своей форме, а по содержанию - объективны, поскольку отражают наиболее важные, наиболее существенные характеристики материальных объектов. Чувственное познание во всей совокупности его форм имеет большое значение в жизни человека. С его помощью человек получает первичные знания о мире и о самом себе, у него формируется чувственная картина мира, которая необходима для адаптации к условиям собственного бытия.

Однако для более глубокого и всестороннего познания вещей, для обобщения знаний, для проникновения в сущность объектов, для познания причин явлений и законов бытия одного только чувственного познания недостаточно. Все это достигается с помощью рационального познания.

Рациональное познание (нередко называется абстрактным мышлением) выражается в том, что с его помощью исследуют общие и существенные признаки и связи явлений действительности, выводятся законы их строения, функционирования и развития. Основными его формами являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это форма мысли, в которой выражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.

В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия - это определенная общность (класс) предметов с родственными признаками.

Число предметов, обобщаемых в понятии может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов (студент). Оно сможет относиться и к несуществующим в действительности предметам («апейрон», «вечный двигатель»). В понятиях может быть различный уровень обобщения. Одни из них могут использоваться в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие - в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские). Понятие отражает общее не только в отдельных предметах («дом», «человек»), но и в отношениях между ними («отталкивание», «упругость» - фиксация общего во взаимодействии с предметами; «высокий», «широкий» - фиксация общего в свойствах тел). По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности рационального познания.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.

Суждение выражает связь понятий. С помощью суждений человек соотносит те или иные свойства с предметами и характеризует эти предметы с определенной стороны. В суждениях выделяются определенные признаки, свойства предмета («тополь - дерево», «все люди смертны»). Здесь выделяются предмет, свойство, которое ему приписывается, и связь. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота. Основным элементом суждения являются понятия, которые связываются между собой определенным образом, что и порождает новую структуру мысли. Про суждение можно сказать, что это форма движения понятий.

Другой формой движения понятий является умозаключение.

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из суждений (именуемых посылками) выводят новое суждение (заключение).

Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах реального мира без непосредственного взаимодействия с ними, опосредованно, благодаря способности к рассуждению.

Чтобы новое суждение было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными. Во-вторых, соблюдать правила вывода, не допускать нарушения законов и принципов логики. Главные типы выводного знания - индукция, т.е движение мысли от частного к общему, и дедукция - от общего к частному.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания, об их роли в познавательном процессе имеет большое значение для гносеологии. В истории философии сложились две альтернативные точки зрения в решении этого вопроса: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм - (от лат. sensus - чувство, ощущение) представители Эпикур, Беркли, Юм, Бэкон, Локк, Гоббс и др. Сторонники этого направления считали единственным источником наших знаний о мире и о самих себе деятельность органов чувств. Все остальные виды знания, рациональные в том числе, являются обобщением и анализом данных чувственного опыта. Классическая формула сенсуализма, сформулированная Дж. Локком, утверждает, что нет ничего в человеческом разуме, чего бы раньше не было в чувствах.

Рационализм (от лат. ratio - разум, мышление) развивали Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Шеллинг и др. Они провозглашали разум единственным источником наших истинных знаний о бытии. Чувственное познание здесь не отрицалось, но рассматривалось как несовершенное, субъективное, подверженное обманам, то есть не дающее истинных знаний.

Такое противопоставление: либо чувства, либо абстрактное мышление в истории философии разрешается попытками гармонически объединить, синтезировать сенсуалистические и рационалистические позиции. Начиная с Аристотеля попытку синтеза чувственного и рационального познания можно найти у И. Канта, В. С. Соловьева, С.Л. Франка и других.

Современная гносеология рассматривает чувственное и рациональное познание как стороны, моменты единого процесса познания. Человек ставит цели и задачи познания, а потом интерпретирует его результаты на рациональном уровне. А необходимую рабочую информацию получает на чувственном уровне. Чувственное познание, отражая объект с внешней, поверхностной стороны, содержит в себе элементы обобщения (они свойственны не только представлениям, но и восприятиям, ощущениям). Рациональное знание обязательно включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержание и связи с объективным миром.

Таким образом, познание не является простым «фотографированием», копированием действительности, а является сложнейшим процессом, где диалектическое единство чувственного и рационального дополняется субъективными предположениями, которые находятся в зависимости от личностных и социокультурных предпосылок, а также от психологических установок и ценностных ориентаций субъекта.

На сегодняшний день выделяют две формы восприятия мира: чувственное и рациональное познание. У каждой из них имеются свои отдельные уровни, которые в совокупности позволяют человеку принимать правильные решения и жить в гармонии с окружающим миром.

Формы рационального и чувственного познания

Рациональное познание включает:

  1. Понятие – тезис, отражающий суть предмета, процесса, явления и др. К примеру, когда человек говорит «стул», то его мысль подразумевает не отдельные признаки этого предмета, а его сущность, обобщенный образ. То есть это может быть любой предмет, который можно использовать в качестве стула.
  2. Суждение – тезис, утверждающий или отрицающий что-либо о предмете, явлении или процессе. Например, «металл – это сплав».
  3. Умозаключение – вывод, который следует из рассуждений.

Чувственное познание включает:

  1. Ощущение . Свойства предмета, которые непосредственно затрагивают органы чувств человека – слух, зрение, осязание и др. К примеру, мандарин воздействует на зрение, то есть мы видим его цвет, издаваемый запах затрагивает обоняние, а сладкий цитрусовый вкус соответствующий орган чувств.
  2. Восприятие . Целостная картина, которая возникает вследствие работы всех органов чувств сразу. К примеру, автомобиль человек воспринимает не только как средство передвижения, но и как комфортное место пребывания, эстетически привлекательную вещь, подчеркивающую статус владельца и т.д.
  3. Представление . Предмет, процесс или явление, которое воздействует на органы чувств при воспроизведении в сознании, без непосредственного на них влияния. К примеру, когда человек представляет себе лес, он воспринимает его как единое целое, вместе с запахом хвои, пением птиц, журчанием ручьев и т.д.

В познании важно разумное соотношение чувственного и рационального. Нельзя сказать, что одно важнее другого. Только при взаимосвязи чувственных и рациональных форм происходит настоящий процесс познания. У чувственного и рационального познаний есть свои особенности. Первое выходит на первый план, когда человек рисует, занимается любовью, вкушает вкусную пищу, танцует и др.

Рациональное познание берет верх при чтении научных статей, проведении экспериментов, социологических опросов, а также конструировании и др. Да, чувственное и рациональное познания рассматриваются по отдельности, но взаимосвязь между ними присутствует всегда, потому как они выступают сторонами одного процесса и работают сообща.

Основные направления в теории познания

Существуют отдельные течения, сторонники которого выдвигают на первый план или чувства, или разум. Например, сенсуалисты считают, что все разумное уже изучено и новые знания можно получить, только опираясь на свои . Рационалисты привыкли доверять только разуму, и считают, что информацию, получаемую от органов чувств, нельзя считать достоверной. Ведь эти пять основных органов человека подводили не раз. Здесь к слову можно вспомнить о представлениях древних людей, касающихся формы Земли и появлении на ней жизни. Такое течение, как скептицизм, построено на пессимистических взглядах. Его сторонники считают, что ни , ни разум не могут дать точной картины мира.

Агностицизм является более сильной формой скептицизма. Приверженцы этого течения отрицают саму возможность познать объективный мир. Ярким его представителем был И. Кант, который утверждал, что действительный мир бескомпромиссно непознаваем. Все, что мы чувствуем и знаем – это только видимость, искаженная нашими представлениями о действительности. Современная наука смотрит на познание оптимистически, так как с каждым новым научным открытием мы все больше приближаемся к истине.

Одним из важнейших вопросов философии с античных времен является вопрос о способах и методах познания. Какие пути дают мыслителю наиболее ясную и объективную картину мира? Многообразие этих путей рождало бесчисленные философские течения и взгляды на вселенную в целом и отдельные вопросы, ее касающиеся. Возникали такие направления как солипсизм, скептицизм, субъективный и объективный индивидуализм,

агностицизм, гностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и многие другие. Разберемся, прежде всего, в том, что такое рациональное познание. А так же рассмотрим оппонирующий этому сенсуализм.

Суть чувственного познания

Эти два течение фактически порождены друг другом и с эпохи седой Античности являются конкурирующими в вопросе о наиболее эффективном пути философа. Чувственное познание - это такой путь осознания окружающей действительности, который опирается не столько на мыслительный анализ свойств окружающей природы, сколько на чувственные ощущения, получаемые посредством соответствующих органов.

Формы чувственного восприятия

Основными его формами являются ощущение и восприятие. Если говорить об ощущениях, то характеристиками предмета выступают те его свойства, которые можно получить при помощи органов чувств: вкус, цвет, запах, тактильное чувство при прикосновении, звук. Восприятие - более высокая форма познания сенсуализма, в которой отдельные ощущения от предмета трансформируются в совокупную его интерпретацию, как единого целого.

Определение рационального познания окружающего мира

Рациональное познание - это процесс познания действительности, которая нас окружает посредством исключительно мыслительных процессов. В отличие от сенсуализма, важность чувств здесь исключается, а подчас признается вредной. Рациональное познание опирается на:

  • язык, как выразитель мысли;
  • обобщаемость, то есть познание сути вещей в их совокупности, а не единичности.

Другие способы познания объявляются необъективными и игнорируются.

Рациональное познание и его формы

Основными формами такого способа познания являются следующие составляющие:

В результате мыслительного процесса создается набор фактов, присвоенных мыслью предмету. То есть, возникает новое суждение о предмете. Рациональное познание в качестве дополнительных форм, иногда еще выделяемых исследователями, имеет гипотезу и теорию. Первая - это первичное предположение, которое имеет своей целью составить начальное объяснение сути вещей, при полном пока еще отсутствии фактов. Когда появляются факты, подтверждающие гипотезу, она превращается в теорию. Эта категория, в свою очередь, уже способна всесторонне объяснить закономерности и процессы окружающей действительности, а также является высочайшей формой знаний.

Познание как процесс.

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное познание - это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Яблоко, например, воспринимается как комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса. Более сложной формой чувственного познания является представление - сохранившийся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Представление - результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранена образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе собеседника или в книге. Воображение и память формируют представление не только о реальном предмете, например яблоке, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов (кентавр, сатир, ведьма в ступе и с помелом и т.д.).

Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Можно ли считать, что эти знания достоверны? Не обманывают ли нас чувства как считали древние скептики?

Известно, что многие животные имеют органы чувств, превосходящие по своим возможностям органы чувств человека. Зрение орла острее зрения человека, обоняние собаки тоньше человеческого. Но органы чувств человека формировались не только в результате биологической эволюции, как у животных, но и в процессе практического взаимодействия человека с внешним миром Они очеловечивались. Природа органов чувств биосоциальна. «Орел видит значительно дальше, чем человек, - отмечает Энгельс, - но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно тонким обонянием, чем человек, но она не различает и доли тех запахов, которые для человека являются определяющими признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна обладает в самой примитивной, грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду».

Нужно также иметь в виду, что человек совершенствует свои познавательные способности с помощью изготовленных и применяемых орудий познания - разнообразных приборов и приспособлений, усиливающих его органы чувств (микроскоп, телескоп, локатор и т.п.). Поэтому физиологическая ограниченность органов чувств человека не является сколько-нибудь серьезным препятствием в познании внешнего мира.

Что касается достоверности чувственных образов, их соответствия вещам и их свойствам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать предметы по их размерам, цвету, вкусу и не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не бы изготовить и применять орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления - это субъективные образы объективного мира.

Необходимо, кроме того, подчеркнуть, что познавательная деятельность не сводится к чувственному восприятию. Она включает рациональное познание, которое, взаимодействуя с чувственным восприятием, дополняет и корректирует познавательный процесс и его результаты.

Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.

Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.

На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах абстрактное мышление формирует понятие о свойствах, присущих определенному их множеству (круглое, холодное, кислое), о множестве предметов (яблоко, дом, человек), оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности. Таковы, например, философские категории: «бытие», «объективная реальность», «движение», «общество» и др. Являясь отвлечением, отходом от действительности, мышление вместе с тем и благодаря этому, способно выделять общие свойства, существенные связи вещей и процессов, устанавливать их причины, познавать законы движения и развития природы и общества, создавать целостную картину мира.

Мышление неразрывно связано с языком. Понятия, суждения, умозаключения выражаются в определенных языковых формах: словах и словосочетаниях, предложениях и их связям Разновидности языка - внутренняя речь, язык глухонемых, разнообразные средства передачи информации с помощью искусственных языков не опровергают, а, напротив, подтверждают единство языка и мышления. Язык - это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.

Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет идеальную природу, язык - материальное явление, он представляет собой систему звуков или знаков; не отражая предметов, он обозначает их, выступает их символом.

Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлено также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями, абсолютизирующими одну из сторон этого единства. Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания, считая, что все знания происходят из опыта, из чувственного восприятия. Рационалисты абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее. Если эмпирики-материалисты (Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеции, Гольбах и др.) исходили из признания материального мира, образами которого являются ощущения, то эмпирики-идеалисты (Беркли, Мах, позитивисты) ограничивали опыт комбинацией ощущений, признавая ощущения единственной реальностью. В учениях рационалистов, стоящих на идеалистических позициях (например, в философии Гегеля) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух. Вместе с тем, отстаивая тезис об активности мышления, его способности к безграничному познанию, рационализм в любой его форме противостоит различным течениям иррационализма, принижающим рациональное дознание, интеллект, выдвигающим на первый план сверхразумные способы освоения действительности.

Рассматривая познание как процесс, важно отметить, что и этот процесс включены также внимание и память, воображение и интуиция. Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной и мотивационно-волевой сферами сознания, а также со всеми предпосылочными знаниями.

Чувственное и рациональное познание

познание чувственный рациональный суждение

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т.д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...

Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым". Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.

Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.

Познание представляет собой сложный, противоречивый процесс, осуществляемый входе практической, преобразующей деятельности людей. В зависимости от того, какие способности применяет субъект на том или ином этапе познания, можно выделить чувственную , рациональную и интуитивную ступени познания. Они различаются как формами отражения, так и ролью в процессе познания.

Исходной ступенью познания является чувственное познание , в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Ощущение – это элементарный чувственный образ реальной действительности. Ощущения возникают под воздействием объективного и субъективного (т.е. внутреннего для человека) мира на наши органы чувств. Оно является источником наших знаний о мире, возникая в результате превращения энергии внешнего или внутреннего раздражения в факт сознания. Ощущение вторично по отношению к материальной действительности. В зависимости от раздражителей ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные и т.п.

Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека. Например, восприятие человеком компьютера основывается на соединении в целостный образ его осязательных, зрительных, слуховых и т.п. ощущений.

Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, т.е. способности психики сохранять и воспроизводить прошлые восприятия субъекта.

К формам чувственного познания относится и воображение , заключающееся в способности создавать новые представления на основе предыдущего опыта. Воображение имеет огромное значение в науке, технике, искусстве и во всех других сферах человеческой деятельности, где требуется творчество, а не простое копирование.

Человеческое познание не ограничивается чувственными формами в силу того, что, во-первых, не все присущие вещам, явлениям и процессам свойства и признаки можно видеть, осязать, слышать. Во-вторых, глубинная основа вещей, процессов, явлений не может быть постигнута только с помощью ощущений, восприятий и представлений. Для познания законов и закономерностей развития объективной реальности требуется к чувственным формам познания присоединить силу абстрактного мышления. Например, с помощью чувств можно видеть падение тел, но для познания законов земного притяжения одних чувств недостаточно.

В диалоге Платона «Теэтет» можно прочесть. Что посредством зрения мы воспринимаем цвет, посредством слуха – звук. Но чем мы воспринимаем различие между цветом и звуком? Ни в ощущении цвета, ни в ощущении звука знания об этом различии нет. Для различия цвета и звука необходима сила абстрактного мышления.

Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении , представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Абстрактное мышление называют также логическим, поскольку оно функционирует по законам логики – науки о мышлении.

Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мысли, выражающая совокупность наиболее общих, существенных признаков объекта. Например, понятия «инженер», «экономист», «программист» и т.п., отражают общие признаки между самыми различными направлениями человеческой деятельности.

Понятие является одной из основных форм логического или рационального познания, основной задачей которого является вскрытие закономерностей развития объективной действительности, проникновение в сущность предметов и явлений. В понятиях концентрируется знания добытые человечеством о тех или иных процессах, явлениях и предметах. Например, понятие «атом» имеет многовековую историю своего становления и развития: от положения, высказанной древнегреческими мыслителями Левкиппом и Демокритом (V в. до н.э.) о том, что это неделимая и неизменная частница вещества, до открытия в атоме сложной структуры, включающей в себя множество элементарных частиц и образований типа кварков. Усвоить понятия - значит усвоить те знания об объектах, к которым относится данное понятие.

Различают понятия обыденные или житейские, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни, и понятия научные, которыми оперируют в соответствующей области научного знания. Понятия являются основными элементами любой научной теории.

Возникая и развиваясь на основе общественной практики, понятия как форма мышления, служат важным средством ориентировки человека в бесконечной массе предметов материального мира. В то же время понятия выступают как образцы или эталоны, по которым обрабатываются вновь приобретенные знания. Весь процесс мышления строится на связях между понятиями. Главное преимущество понятий по сравнению с чувственными образами заключается в том. Что понятия отражают свойства. Признаки, состояния, связи, действия, отношения и т.д. предметов и явлений в отвлеченной и общей форме.

Суждение – форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. Это выраженная в мысли связь между понятиями, отражающими действительные или мнимые связи и отношения предметов, явлений и процессов. В любое высказывание (словосочетание и простое предложение) является примером суждений. Например, «мы - экономисты», «у рынка нет альтернативы», «все металлы – проводники электричества», «знание – сила», «мыслю – следовательно, существую». Нельзя отождествлять предложение и суждение, так как повелительные и вопросительные предложения не несут нагрузки суждения.

Суждение является элементарной, абстрактно-мыслительной формой логического обобщения, при котором совершается процесс перехода отдельного в общее. Например, в суждениях: «трение есть источник теплоты», «аист есть птица» - совершается процесс отбрасывания случайного от сущности, от общего. Возникая на основе сопоставления различных понятий, суждения являются тем исходным логическим материалом, из которого создаются теории в области естествознания, техники, экономики и гуманитарных наук.

Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Здесь происходит связывание суждений (оперирование с ними), дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе следующего умозаключения. Все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Значит - она круглая. Или другое умозаключение. Известно, что все металлы электропроводны, медь металл, значит медь – электропроводна.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм . Сенсуалисты считали чувственное познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль. Оба эти течения страдали односторонностью, вместо того, чтобы признать необходимость и взаимодополняемость чувственной и рациональной ступеней познания.

Дальнейшее развитие философского знания показало, что рациональное познание неразрывно связано с чувственным и играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.

Учет единства чувственного и рационального познания необходим во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в инженерной практике и экономике, так как чувственное познание дает нам ту основу, на которой развивается абстрактное мышление. В свою очередь, абстрактное мышление дает импульс к развитию эмпирического познания. Как свидетельствует история развития науки и техники, факты начинают осознаваться и восприниматься человеком в соответствии с имеющейся теорией. Например, первый лазер существовал вначале в мысли, а затем в реальности.

Многие ученые считают, что важную роль в процессе познания играет интуиция , т.е. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, до или помимо логического обоснования. Интуиция основана на неосознанных комбинировании и переработке накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи. Основными типами интуиции являются чувственная , интеллектуальная и мистическая . В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм , считающий интуицию (главным образом, интеллектуальную) основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.

Проблема истины в философии и науке .

Непосредственной целью познания является достижение истины , под которой понимается знание, соответствующее действительности. С точки зрения классической теории познания «соответствие» означает сущностное совпадение содержания знания с объектом, а «действительность» – это, прежде всего, объективная реальность, материя.

Истина носит объективно–субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.

Истина – это бесконечный процесс развития имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом к все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.

Для характеристики истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.

Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.

Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.

Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Догматизм , который преувеличивает момент абсолютности, и релятивизм , абсолютизирующий относительность истины.

Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Ємпирический факт о том. Что вода кипит при 100 градусах Цельсия свидетельствует о том, что истина конкретна. Этот факт является истинным только тогда, когда берется обычная вода и давление, при изменении химического состава воды, давления истнное знание превращается в свою противоположность – знанием неистинным.

В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением . Последнее – постоянный спутник процесса познания, и между ним и истиной нет абсолютной границы: она всегда подвижна. Если мы убедились, что данное знание – заблуждение, то этот факт становится уже истиной, хотя и отрицательной.

В познании не всегда удается выявить всю полноту условий, для которых данная истина может быть применима. Поэтому для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.

Считается, что все виды познания направлены на достижение истины – знания, содержание которого адекватно действительности, без которого невозможна деятельность человека. Но в большинстве видов познания истина содержит значительную долю субъективности, связанную как с формой ее выражения, так и с субъективными интересами человека. И лишь в научном познании объективная истина, в которой до минимума сведены субъективные привнесения, является самоцелью.

Одной из основных проблем теории познания является вопрос о критерии истины, т.е. о том, что выступает мерилом истинности знания. В истории философии выдвигались различные критерии истины: ум и интуиция (Платон), чувственные данные и научный эксперимент (Ф.Бэкон, Б.Спиноза, К.Гельвеций, Д.Дидро, М.В.Ломоносов), самоочевидность, непротиворечивость и взаимная согласованность всех знаний (Р.Декарт), соответствие вещи понятию (Г. Гегель), польза (У.Джеймс), общезначимость (Э.Мах), конвенция (соглашения) между учеными (неопозитивисты), нравственность (И.В.Киреевский, Вл.С.Соловьев). Отсюда видно, что критериями истины могут быть и чувственные данные, и интеллект, и интуиция, и житейский опыт людей, и традиции, и авторитеты. Но именно общественная практика обладает свойством непосредственной действительности, носит чувствительно-предметный характер, является сферой реализации знаний, выводит субъекта за рамки умозрительного познания в мир материальной деятельности.