Этапы жизни и творчества

- «Дойти до самой сути» - то есть дойти до первоосновы. Музыка приближающейся весны. «Высокая болезнь». «О, знал бы я, что так бывает…» (анализ стихотворения). Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960). Я должен ни единой долькой не отступиться от лица. Пабло Пикассо. Цель урока. Любовь – это могучая стихия, неизменно вносящая первозданный хаос.

«Биография Бориса Пастернака» - Памятники поэту Пастернаку. Сестра моя – жизнь. Московский университет. Среди родных людей. В 1922 году художница Евгения Лурье стала первой женой поэта. 1913 год -первая публикация. Наиболее известные сборники стихотворений Пастернака. Поступил на историко-филологический факультет. Биография Бориса Пастернака. Жить и сгорать у всех в обычае. Жизнь и бессмертие - одно. Горечь всемирного признания.

«Краткая биография Бориса Пастернака» - Близнец в тучах. Творчество Б.Л.Пастернака. Последняя книга стихов. Семья. Переводы. Неразрывность связи человека и природы в лирике Пастернака. Роман «Доктор Живаго». Начало пути. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. Нобелевская премия. Философская лирика. Гамлет. Лиризм и одухотворенность поэзии. Друзья семьи. Разнообразие дарований. Искренняя и нежная дружба связывала Б.Пастернака и Анну Ахматову.

«Биография Пастернака» - Чистополь. Годы Великой Отечественной войны. Кровать. Борис Леонидович Пастернак. Биография. Творческое увлечение. Почтовая карточка СССР. Лирика. Улица Бориса Пастернака. Автограф Пастернака.

«Б.Пастернак» - С Зинаидой поэту было легко и просто. Его после смерти называли «Гамлет XX века». Период официального советского признания творчества Пастернака. Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи. Познакомился с Ольгой Ивинской. Борис Пастернак. Круги московских литераторов. Борюша слетел с лошади. У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков. Семья. Роман «Доктор Живаго». Первый инфаркт. Поэт родился в Москве.

«Жизнь Пастернака» - Роман “Доктор Живаго”. Месяцы сражений. Шведская Академия словесности. Оригинальность художественного образа. Время нелепых подозрений. Этапы жизни и творчества. Сборник “Сестра моя - жизнь”. Борис Леонидович Пастернак. Власти вынудили поэта отказаться от премии. Суд над Пастернаком. Родители. Доктор филологических наук. Марбург.

Формирование творческой личности Б. Пастернака - поэта, переводчика, прозаика происходило под влиянием живописи, музыки, философии. Сын художника Леонида Осиповича Пастернака и известной пианистки Розалии Кауфман, он с детских лет любил рисовать, профессионально занимался музыкой, мечтал о композиторской деятельности, написал три фортепьянных пьесы. В юности Б. Пастернак увлекался философией, в 1913 году окончил философское отделение историке - филологического факультета Московского университета. И хотя ни живопись, ни музыка, ни философия не стали в конечном итоге предметом его профессиональных занятий, они не ушли из его жизни, а, соединившись в новом качестве, определили своеобразие его поэтического стиля, особенности мировосприятия.

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, но подлинную славу ему принес сборник "Сестра моя -жизиь" (1922). Поэзия "раннего" Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Поэтическая речь "раннего" Пастернака зачастую сбивчива, сумбурна. Она похожа на речь чем - то потрясенного, захлебывающегося от волнения человека. Его лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В. одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912), есть строчки, точно выражающие характер его ранней лирики: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд". Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - вот, пожалуй, наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отно­шение с окружающим миром. Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "Последождя", "Плачущий сад", "Душистоюветкоймашучи..." и многие другие.

В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется. Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это - "неслы­ханная простота", в которую впадают "как в ересь" ("Волны"). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов. В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повсед­невное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия:

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье.

Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его про­изведений. Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959). Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним. В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия. И все же неко­торые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом прежде всего как мир Божий. Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед 14 н-7б 209

чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого, которое стольярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгу­ляется" (1956). В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования, о чуде божественного присутствия в мире. "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою.

В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности. Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ("Большое озеро как блюдо, / За ним - скоп - ленье облаков..."). Цветовая и световая палитры Пастернака красочны и многоцветны. "Белая груда" облаков, напоми­нающая горные ледники; проглядывающая "меж туч" синева неба; "зелень листьев"; разлитый по земле солнечный свет - все это призвано создать ощущение праздника природы и выразить счастье слияния с ней.

Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта. Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил"). Наступивший в душе поэта рассвет пробуждает в нем любовь к людям, остроту ощущения своей слитности с миром: "Сомною люди без имен,/ Деревья, дети, домоседы, / Я ими всеми побежден / И только в том моя победа"". Подобно тому, как образы и сюжеты Евангелия строятся на соединении чуда и повседневности, так и в евангельских темах произведений Б. Пастернака, в том числе и в стихотворении "Рассвет", прозаичность деталей лишь подчеркивает высоки и духовны и смысл происходящего.

Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946), открывающем цикл "Сти­хотворения Юрия Живаго". Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл. Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего "сумрака ночи". В "Гамлете" выражена осознанная Пастер­наком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака. Но решение это дается непросто: "Я один, все тонет в фарисействе. / Жизнь прожить- не поле перейти". Понимание Пастернаком призвания художника связано с христианской темой жертвы и самоотречения. Об этом свидетельствует включенная в текст стихотворения цитата из Евангелия ("Моление о чаше"). Христос, зная о приближении крестных мук своих и испытывая от этого смертельную тоску, пришел в Гефсиманский сад и обратился кгосподусмольбою: "АвваОтче 1...), пронесичашусиюмимо меня, но не чего Я хочу, а чего Ты". Пастернак почти дословно цитирует эти строки в "Гамлете": "Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси". Его герой испытывает вполне понятное чувство страха перед жестокой судьбой и вместе с тем отчетливо сознает "неотвратимость конца пути". Цитата из Евангелия позволяет соотнести стихотворение "Гамлет" с "Гефсиманским садом", венчающим цикл. Они объединены общей темой долга и осуществления высокого предназначения, неотвратимости крестного пути как залога бессмертия. Долг поэта заключается в спасении мира искусством.

Видя предназначение поэта в служении высшему духов - ному началу, сознавая, что за свои деяния он несет ответ­ственность перед своей совестью и Богом, Пастернак в стихотворении "Ночь" (1956) называет поэта "вечности заложником", находящимся"^ времени в плену". Он срав­нивает его со звездой, с летчиком, парящим в ночном небе и оберегающем сон планеты, "как будто небосвод относится к предмету его ночных забот". Подобно ему и художник не должен предаваться сну: "Не спи, не спи, работай, / Не прерывай труда, / Не спи, борись с дремотой, / Как летчик, как звезда". В "Ночи " можно наблюдать такую характерную

особенность поэтической манеры Пастернака, как широкое использование просторечных выражений и устойчивых словосочетаний, которые часто на равных правах соседствуют с высокими космическими понятиями: "Идет без проволочек и тает ночь..." ; "Блуждают, сбившись в кучу, небесные тела... " и т.п. Поэзия, в представлении Пастернака, - эхо жизни, она "валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли". Поэтому в его стихах нет деления образов на поэтичсские и непоэтические, так же, как нет жесткой грани между живой жизнью и произведением искусства.

В стихотворении "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." (1956) выражены столь свойственные Пастернаку открытость миру, чувство слитности с ним. Только при этом условии поэт может познать тайну жизни, дойти "во всем {..,1 до самой сути", "до основания, до корней, до сердцевины". Только при этом условии и может состояться "живое чудо" рождения искусства:

Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.

В стихотворении "Быть знаменитым некрасиво..." (1956) Пастернак определяет цель творчества как " самоотдачу, а не шумиху, не успех". Поэтому художнику" быть знаменитым некрасиво", ибо знаменитым может быть только само творчество. Поэт должен "так жить, чтобы в конце концов / Привлечь к себе любовь пространства, / Услышать будущего зов". Суета, шумный успех у толпы - все это мнимые ценности. Тот, кто сознает себя "вечности заложником", чувствует ответственность прежде всего перед будущим. Он - открыватель новых дорог. Окунаясь в неизвестность, художник творит новые миры. При этом ему важно сохранить себя как личность и " ни единой долькой / Не отступаться от лица, / Но быть живым, живым и только, / Живым и только до конца".

Самым сокровенным произведением Б. Пастернака, в которое он вложил свое понимание важнейших жизнен­ных проблем, является "Доктор Живаго" (1956). К.А.Федин назвал этот роман "авгобиографией великого Пастсрака". Разумеется, эти слова не следует понимать буквально, в том смысле, что в "Докторе /Ки наго" нашли отражение конкрет­ные факты из жизни писателя. Роман о докторе Живаго - этодуховная автобиография Б. Пастернака. В письме к О. М. Фрейденберг от 13 октября 1946 года писатель так определил замысел своего произведения: "Я хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетис, и в то же время (...] эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое 1...1. Атмосфера вещи - мое христианство". Это "мое христианство" в коночном итоге определило не только "атмосферу вещи", но и составило суть, душу романа. Христианство понимается Пастернаком и его героями как апофеоз свободной личности: "кончилась власть количества (...]. Вожди и народы отошли в прошлое. Лич­ность, проповедь свободы пришли им на смену". Поэтому раздумья о судьбах человеческих соотносятся в романс прежде всего с понятиями "личность" и "свобода". В "Докторе Живаго" дан широкий охват исторических событий от начала XX столетия до 40-х годов, если иметь в виду и события эпилога романа. В центре внимания автора - революция, гражданская война и то, как они отразились в душах и судьбах людей.

Главный герой романа, врач и поэт Юрий Андреевич Живаго, вначале испытывает чувство восхищения револю­цией как "историческим чудом": она "ворвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил. переродился, у всех превращения, перевороты. Можно было бы сказать: с каждым случилось но две революции, одна своя, личная, а другая общая". Революция понимается Юрием Живаго не как явление политическое, социальное, а как природная, космическая стихия. Ему представляется, что "социализм - это морс, в которое должны ручьями влиться все эти свои, отдельные революции, море жизни, море самобытности".

Для героя романа, а вместе сними для автора, история - это живой организм, которому недопустимо навязывать свою волю. Главная же беда послереволюционной эпохи заключалась в попытке загнать живую жизнь в заранее заготовленную схему. "Историческое чудо" превращалось в дьявольский эксперимент над людьми, в насилие, над личностью. Живаго неможет принять поэзию тех "вершителей" судеб революции, которые свою задачу видели в "переделке жизни". "Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние, - восклицает он. - Ма­териалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама [...) непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабаты­вающее начало { .]". Жизненная позиция Юрия Живаго может показаться пассивной. Но именно в его нежелании принимать участие в кровавом деле выразился нравственный, достойный человека, истинно свободный жизненный выбор героя.

Своего рода антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников, позиция которого по отношению к революции весьмаактивна. Сын железнодорожногорабочего, человек честный и благородный, он принимает решение "стать судьей между жизнью и коверкающими ее темными началами, выйти на ее защиту и отомстить за нее". Однако дорогу к прекрасному "завтра" он мостит жизнями и кровью людей, несогласных идти по начертанному им пути. Не зря в народе его прозвали Расстрельниковым. Вскоре Антипов и сам становится жертвой революции. Гонимый и пресле­дуемый пришедшими ему на смену "поборниками справед­ливости", он вынужден будет покончитьжизньсамоубийством.

Единственным островком духовности, позволяющим человеку в мире политических страстей и насилия остаться человеком, становится любовь. "Доктор Живаго" может быть прочитан как роман о любви, ибо именно с ней связано представление о смысле жизни и ее бессмертии. Любовь воспринимается писателем и его героями как "высший вид живой энергии". "Человек в других людях и есть душа человека", а коль это так, то смерти нет и жизнь вечна.

Судьба подарила Юрию Живаго встречу с.двумя женщинами - с Тоней Громеко и Ларой Антиповой, каждую из которых он любил по - своему. Тоня была ему близким другом, женой, матерью его детей. С Ларой же связаны поэзия любви и одновременно ее трагедия, сознание обреченности ее на земле. Любовь к Ларе подняла Живаго на невиданную высоту человеческого духа. Но она же и погубила.его. Разлука с ней была для Юрия Андреевича равносильна смерти. И хотя в последней части романа появляется еще и Марина, но Живаго уже не способен никого полюбить, ибо душа его растворилась в Ларе без остатка. Разлука с Ларой ведет героя к духовной смерти, а время, эпоха - к смерти физической.

В 1929 году Юрий Андреевич умирает от сердечного приступа, не выдержав духоты трамвая, в котором он ехал на службу. Этотбеспрестанноломающийся, набитый озлоб­ленными людьми трамвай воспринимается кяк метафори­ческий образ общества, в котором живому человеку нечем дышать. И в этом смысле смерть героя в романе законо­мерна. Его представления о жизни и ее ценностях не соответствовали новой исторической эпохе, вступающей в свои права. Компромисса между новой властью и подобным типом личности быть не могло. И все же финал романа светел. Важнейшая в религиозно-философской концепции Пастернака идея бессмертия позволяет рассеять мрак смерти и сумрак жизни. Жизнь Юрия Живаго продолжилась в его стихах, ибо "искусство, - как сказано в романе, - всегда [...] занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь".

Судьба романа "Доктор Живаго" драматична. Совре­менники восприняли его как пасквиль на революцию, как политическую исповедь автора, поэтому в публикации произ - ведения Б. Пастернаку было отказано. Однако роман прив - лек внимание зарубежных издателей, и уже в 195? году он был опубликован за границей, а через год Б. Пастернакубыла присуждена Нобелевская премия "за выдающиеся дости - жения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы". Присуждение этой между­народной премии было расценено у нас как политическая акция и повлекло за собой настоящую травлю писателя, В результате Б. Пастернак вынужден был отказаться от заслу­женной высокой награды. Переживания этих лет не про­шли для него бесследно. Пастернак тяжело заболел, и 30 мая 1960 года его не стало. Однако до конца своих дней он со­хранил веру в конечное торжество добра и справедливости. В созданном незадолго до смерти стихотворении "Нобелев­ская премия" (1959) он писал:

Но и так, почти у гроба Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Время подтвердило правоту поэта. В 1988 году на родине Пастернака был, наконец, опубликован роман "Доктор Живаго", выдержавший с тех пор множество разных изданий. А в 1990 году сыну Бориса Леонидовича была вручена Нобелевская медаль отца.

1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. - Л., 1990. - 368 с.

2. Лихачев Д. С. Размышления над романом Б. А. Пастернака "Доктор Живаго" // Перечитывая заново: Лит. - критич. статьи. - Л., 1989. -С. 135-146.

3. Обсуждаем роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго": [Подборка материалов] // Вопросы литературы. - 1988. - N 9.

4. Озеров Л. О Борисе Пастернаке. - М„ 1990. - 64 с.

5. Пастернак Е. Жизнь художника: К 100-летию со дня рождения Б. Пастернака // Литература в школе. - 1989. -N 6.- С. 3-19.

Борис Пастернак (1890-1960) русский поэт, переводчик, прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии за вклад в мировую литературу (роман «Доктор Живаго» в 1958 году).

Родился 19 января (10 февраля) в Москве в интеллигентной семье известного художника и академика живописи Леонида Пастернака и его жены, талантливой пианистки Розалии Кауфман. Его родители водили знакомство с многими знаменитостями того времени: писателем Львом Толстым, композиторами Скрябиным и Рахманиновым, художниками Левитаном и Ивановым. Отеческий дом маленького Бори Пастернака, который был первенцем и имел еще две сестры и брата, всегда был наполнен творческой атмосферой и уникальными талантами людей, ставших впоследствии общепризнанными классиками русской литературы, музыки и художественного искусства. Конечно, знакомство с такими яркими и самобытными личностями не могло не отразиться на становлении юного Бориса Пастернака. Самое огромное впечатление оказал на него выдающийся пианист и композитор Александр Скрябин, благодаря которому Пастернак серьёзно увлекся музыкой и даже мечтал стать в будущем композитором. Помимо этого ему передался и дар его отца, Борис прекрасно рисовал и имел тонкий художественный вкус.

Борис Пастернак - выпускник пятой московской гимназии (в которой, кстати, учился в это же время и Владимир Маяковский, младший его на 2года), закончил он её блестяще: получил заслуженную золотую медаль и самые высшие баллы по всем предметам. Параллельно он изучал музыкальное искусство на композиторском факультете в Московской консерватории. Однако по её окончанию Пастернак, по своему собственному признанию не обладавший идеальным слухом, поставил крест на карьере композитора и поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета. Обладая огромной целеустремленностью и работоспособностью, уже через год он покинул юридическую стезю и стал учиться на историко-философском факультете того же ВУЗа. Свою блестящую учебу в 1912 году он продолжает в немецком университете (г. Марбург). Ему пророчат блестящую карьеру философа в Германии, однако Пастернак как всегда верен себе и неожиданно для всех решает стать поэтом, хотя философская тематика всегда занимала центральное место в его произведениях на протяжении всей литературной деятельности.

По некоторым данным неизгладимое впечатление на становление молодого поэта произвела его поездка с семьей в Венецию и его разрыв с любимой девушкой. Вернувшись в Москву и закончив обучение в университете, Борис становится членом различных литературных кружков, там же он читает свои самые первые поэтические опусы. Поначалу его привлекают такие направления в поэзии как символизм и футуризм, позже он полностью избавляется от их влияния и выступает как независимая поэтическая личность. В 1914 году появляется на свет его первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который он сам считал своей первой пробой пера и был не очень доволен её качеством. Для начинающего поэта поэзия была не только большим даром, а еще и тяжелой работой, он добивался совершенства своих фраз, постоянно и самозабвенно оттачивая их до идеальности.

В годы предшествующие революции Пастернак находился в рядах поэтов-футурологов, вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым, огромное влияние на творчество того периода на него оказал Владимир Маяковский. Летом 1917 года был написан сборник стихотворений «Сестра моя - жизнь (опубликованный только в 1922 году), который сам поэт считал настоящим началом свой литературной деятельности. В этом сборнике критиками были отмечены самые главные черты его поэзии: нераздельность человека с миром природы и всей жизнью в целом, влияние атмосферы революционных перемен, абсолютно новый и непривычный доселе субъективный взгляд на события от лица самого мира.

В 1921 году семья поэта иммигрирует в Германию, в 1922 году Пастернак вступает в узы брака с художницей Евгенией Лурье, в 1923 году у них появляется наследник - сын Женя (позже они развелись, второй женой поэта стала Зинаида Нейгауз, их общий ребенок - сын Леонид, последняя муза поэта - редактор Ольга Ивинская). Этот год очень плодотворен для творчества поэта, он выпускает поэтический сборник «Темы и вариации», а также знаменитые поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», получившие высокую оценку критиков и самого Максима Горького. В 1924 году был написан рассказ « Воздушные пути», в 1931 стихотворный роман «Спекторский», произведения изображали судьбы людей в измененных войной и революцией реалиях, в 1930-1931 гг - книга стихов «Второе рождение», изданная в 1932 году.

Поэт был официально признан советской властью, его произведения регулярно переиздавались, в 1934 году ему было предоставлено право выступить с речью на первом съезде Советских писателей, фактически он даже был назван лучшим поэтом в стране Советов. Однако советская власть не простила ему заступничества за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, вмешательство в судьбу репрессированных Льва Гумилева и Осипа Мандельштама. К 1936 году его практически отстранили от официальной литературной деятельности, критиками резко осуждалась его неправильная антисоветская жизненная позиция и отстраненность от реальной жизни.

После осложнений в его поэтической литературной деятельности, Пастернак постепенно отдаляется от поэзии и занимается переводами в основном западноевропейских поэтов, таких как Гете, Шекспир, Шелли и т.д. В предвоенные годы создается поэтический сборник «На ранних поездах», где уже намечен ясный классический стиль Пастернака, в котором народ трактуется как основа всей жизни.

В 1943 году Пастернак в составе агитбригады выезжал на фронт, с целью подготовки материалов для книги про битву под Орлом, они имели вид своеобразного очерка или репортажа, похожего на дневниковые записи в стихотворной форме.

После войны, в 1945 Пастернак приступил к выполнению давно задуманного замысла - написания романа в прозе, им стал знаменитый, во многом автобиографичный «Доктор Живаго», повествующий о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в современном обществе. В этом романе поражающе красиво и проникновенно описаны сцены живой природы и любовных отношений между героями. Роман был передан за границу и опубликован там же в 1957 году, в 1958 он был номинирован на Нобелевскую премию и получил эту заслуженную награду.

Вследствие резкого осуждения этого события советскими властями и последующего исключения поэта из Союза Писателей, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В 1956 году он начал свой завершающий цикл поэзии «Когда Разгуляется», 30 мая 1960 года он скончался от тяжелой и продолжительной болезни (рак легких) и был похоронен как и вся его семья на кладбище дачного поселка под Москвой в Переделкино.

Краткая хронологическая таблица Пастернака – это лучший способ быстро ознакомиться биографией великого поэта. Эта памятка будет особенно полезна школьникам и выпускникам, которым необходимо знать основные факты из жизни и творчества автора. В таблице сконцентрированы именно те события, которые оказали наибольшее влияние на дальнейшую судьбу Бориса Леонидовича.

Биография Пастернака по датам включает в себя данные о рождении поэта, его юности, личной жизни и творческой деятельности, последних годах жизни популярного автора. Просматривая её, вы узнаете о самых трудных этапах судьбы деятеля. Тут представлены его взлеты и падения, его успехи и неудачи. Без внимания не осталось и одно из основных произведений Бориса Леонидовича “Доктор Живаго”. Хронологическую таблицу жизни Пастернака вы легко сможете найти на нашем сайте.

1890 год, 29 января (10 февраля) – Родился в Москве Б. Пастернак. Отец - художник Леонид Осипович Пастернак, мать - пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.

1908, август – Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном.

1909, май – Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета.

1910, февраль – Первые сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал свое литературное дарование.

1911, 10 января – Доклад “Символизм и бессмертие” в младо-символистском кружке при издательстве “Мусагет”.

1912, май-август – Поездка в Германию;
учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском факультете
Марбургского университета;
двухнедельное пребывание в Италии.

1913, апрель – Первая публикация стихов Б. Л. Пастернака в коллективном сборнике “Лирика”;
заканчивает университет со званием кандидата философии Московского университета.

1914 – Выходит первый сборник футуристической группы “Центрифуга” - “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака;
происходит первая встреча с В. Маяковским.

1916 – Выход книги стихов “Поверх барьеров”.

1917 – Революция в России;
Б. Пастернак работает над книгой “Сестра - моя жизнь”.

1917-1918 – Работа над повестью “Детство Люверс”.

1921 – Отъезд родителей в Берлин.

1922 – Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье;
завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.

1922-1923 – Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина.

1924 – В журнале “ЛЕФ” печатается поэма “Высокая болезнь”, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции.

1925-1930 – Работа над романом в стихах “Спекторский”, где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы (“Повесть) и поэзии (“Спекторский”).

1925-1926 – Пишет поэму “Девятьсот пятый год” – эпос, “ внушенный временем ”.

1926-1927 – Пишет поэму “Лейтенант Шмидт”;
порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев “ремесленным полуискусством”.

1931 – Выходит автобиографическая повесть “Охранная грамота”, посвященная памяти Р.М. Рильке;
женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз;
поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.

1932 – Новая любовь – новый творческий взлет: выходит книга стихов “Второе рождение”.

1936 – Усиливаются нападки на поэта со стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над переводами.

1937 – Самоубийство Паоло Яшвили;
арест и расстрел по приговору “тройки” НКВД Тициана Табидзе.

1940 – Выход сборника “Избранные переводы” из западноевропейской поэзии;
первые стихи из цикла “Переделкино”.

1941 – Переводит и публикует “Гамлета”;
начинает работу над переводом “Ромео и Джульетта”.

1943 – В составе писательской бригады Б. Пастернак отправляется на Брянский фронт.

1945 – Выходит последняя прижизненная поэтическая книга Б. Л. Пастернака “Избранные стихи и поэмы”.

1945-1955 – Работа над романом “Доктор Живаго”.

1946, осень – Первое выдвижение Б. Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи.

1953 – Выход отдельной книгой перевода “Фауста” Гете.

1954 – Выдвижение на Нобелевскую премию. Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.

1956 – Передает рукопись романа “Доктор Живаго” в редакции журналов “Новый мир” и “Знамя”, почти одновременно с этим рукопись попадает в руки миланского издателя-коммуниста Дж. Фельтринелли;
пишет автобиографический очерк “Люди и положения”, начат последний цикл стихотворений “Когда разгуляется”.

1957 – Рассыпан набор книги избранных стихотворений, готовившейся в Гослитиздате;
Пастернака вызывают в ЦК КПСС с требованием остановить издание романа в Италии, однако в ноябре роман на итальянском языке увидел свет, затем он был переведен на многие другие языки мира.

1958, 23 октября – Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман “Доктор Живаго”;
в “Литературной газете” печатается письмо редколлегии “Нового мира” в сопровождении редакционной статьи под заголовком “Провокационная вылазка международной реакции”;
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.

1959 – В английской газете публикуется стихотворение “Нобелевская премия”, после чего Б.Л.Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р. А. Руденко, предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.

Пастернак Борис Леонидович, биография которого представлена в этой статье, входит в число тех немногих мастеров слова, удостоенных одной из самых желанных наград - Нобелевской премии.

Биография поэта

Борис Пастернак, фото которого представлено в статье, родился в Москве в 1890 году. Семья поэта была творческой и интеллигентной. Мать - пианистка, отец был известным художником и академиком. Его работы получили высокую оценку, а некоторые были даже приобретены знаменитым меценатом Третьяковым для его музея. был дружен со Львом Николаевичем Толстым и был одним из любимых его иллюстраторов.

Кроме первенца Бориса, в семье впоследствии появилось еще трое детей - младший сын и две дочери.

Детские годы

Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором.

Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще - с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам.

Трудный выбор

Пастернак Борис Леонидович, биография которого впоследствии будет пополняться еще не одним фактом тяжелого выбора, после окончания учебы был вынужден принять первое, очень мучительное для него решение - оставить карьеру композитора. Он сам в своей биографии позже объяснил, что поступил так, поскольку не обладал абсолютным слухом. В характере будущего поэта уже тогда были заложены целеустремленность и огромная работоспособность. Если он начинал что-то, то доводил до полного совершенства. Поэтому, очень любя музыку, но понимая, что не сможет добиться в этой профессии необходимого для себя совершенства, Пастернак, по его словам, «вырвал» ее из себя.

В 1908-м он поступает в Московский университет, сначала на юридический факультет, но через год меняет решение и переводится на философское отделение. Как всегда, Пастернак блестяще учится и в 1912 году продолжает обучение в университете города Маргбурга. Ему прочили хорошую карьеру философа в Германии, но он внезапно решает посвятить себя не философии, а поэзии.

Начало творческого пути

Пробовать себя в поэзии он начал поздно, примерно в 1910 году. Стихотворения Бориса Пастернака того периода, по воспоминаниям коллеги поэта по совместной работе в поэтических кружках, совершенно детские по форме, пытались вместить в себя огромное содержание.

Посещение с семьей Венеции в 1912 году и отказ любимой девушки оказывают на Бориса сильное впечатление. Это находит выражение в его первых стихах того периода.

По возвращении в Москву он начинает участвовать в литературных кружках «Мусагет» и «Лирика», выступая со своими стихами. В эти годы его привлекают такие течения в поэзии, как футуризм и символизм, но позднее он предпочитает не входить ни в одно литературное объединение, а быть независимым.

1913-1914 годы были для Пастернака богатыми на события в творческой жизни. Сначала были опубликованы несколько его стихотворений, а в 1914 году выходит первый сборник «Близнец в тучах». Но все это он считает пока только пробой пера, так как недоволен качеством своих произведений. В этом же году состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским. Пастернак как поэт подпадает под его влияние.

Рождение поэта

Процесс творчества - вещь совершенно необъяснимая. Кто-то творит легко, словно забавляясь, другой тщательно оттачивает каждую фразу, добиваясь совершенства. К последним принадлежал и Борис Пастернак. Поэзия для него - это не только великий дар, но и тяжелая работа. Поэтому только вышедший в 1922 году сборник «Сестра моя - жизнь» он считает началом своей литературной деятельности. Стихотворения Бориса Пастернака, вошедшие в него, были написаны еще летом 1917 года.

Плодотворные 1920-е годы

Начало 1920-х годов было отмечено несколькими важными событиями. В 1921 году родители поэта эмигрируют в Германию, а в 1922 Борис Пастернак, биография которого содержит много интересных фактов, женится на Евгении Владимировне Лурье. Через год у них рождается сын Женя.

Творчество Бориса Пастернака в эти годы плодотворно - в 1923 году появляется сборник «Темы и вариации» и две знаменитые поэмы - «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Они стали литературным событием тех лет и получили высокую оценку Максима Горького.

Начало 1930-х годов - время признания Пастернака властью. Его произведения переиздаются ежегодно, сам поэт в 1934 году выступает с речью на первом съезде Союза писателей. Его фактически называют лучшим поэтом страны. Но власть не забывает того, что поэт имел смелость заступиться за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, защищал Мандельштама и Гумилева. Такого она не прощает никому. Не избежал этой участи и Борис Пастернак. Краткая биография поэта говорит о том, что к 1936-му году его фактически устраняют из официальной литературной жизни страны, обвиняя в неправильном мировоззрении и отстраненности от жизни.

Переводы Пастернака

Так получилось, что Пастернак как переводчик известен ничуть не меньше, чем как поэт. Его называют одним из лучших мастеров поэтического перевода. Кто, как не он, прекрасный поэт, смог бы лучше других прочувствовать произведение другого творца?

Из-за негативного отношения властей в конце 1930-х годов поэт остается без заработка. Его произведения уже не переиздаются, денег катастрофически не хватает, и Пастернак обращается к переводам. В отношении их у поэта была своя концепция. Он считал, что перевод - такое же самостоятельное что и оригинал. И здесь к работе он подходил со всей своей дотошностью, желанием сделать все идеально.

Борис Леонидович Пастернак, стихи и переводы которого вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы, начал заниматься переводами еще в 1918 году. Тогда он занимался в основном творчеством немецких поэтов. Основная его работа началась в 1936 году. Он уезжает на дачу в Переделкино и упорно трудится над переводами Шекспира, Гете, Байрона, Рильке, Китса, Варлена. Сейчас его труд ценится на равных с оригиналами произведений.

Для Пастернака переводы - это не только возможность прокормить семью, но и своеобразный способ реализовать себя как поэта в условиях травли и отказа печатать его произведения. Борису Пастернаку мы обязаны великолепными переводами Шекспира, которые уже давно считаются классическими.

Военные и послевоенные годы

Травма, полученная писателем в детстве, не позволяла ему мобилизоваться на фронт в годы Отечественной войны. Но и оставаться в стороне он тоже не мог. Закончив военные курсы, он отправляется на фронт корреспондентом. По возвращении домой, в Переделкино, он создает цикл патриотических стихотворений.

Годы после войны - время напряженного труда. Пастернак много переводит, поскольку это остается его единственным заработком. Стихов в послевоенные годы он пишет мало - все его время занимают переводы и работа над новым романом.

На эти годы приходится и еще одна титаническая работа поэта - перевод «Фауста» Гете.

«Доктор Живаго» - вершина творения и любимое произведение поэта

Эта книга была самым важным и любимым произведением поэта. Целых десять лет шел к ней Борис Пастернак. «Доктор Живаго» - во многом автобиографичный роман.

Начало работы - 1945 год. В это время прототипом главного женского образа романа была жена писателя Зинаида Нейгауз. После появления в жизни Пастернака которая стала его новой музой, работа над рукописью пошла быстрее.

Этот роман - главное и любимое детище поэта, создавался долго - 10 лет. Это фактически автобиография самого писателя, правдивый рассказ о событиях в стране, начиная с начала века и заканчивая страшной войной. За эту честность «Доктор Живаго» и был категорически отвергнут властью, а Борис Пастернак, биография которого хранит события этого тяжелого периода, был подвергнут настоящей травле.

Сложно представить, как тяжело было выносить всеобщее порицание, особенно со стороны коллег.

В Советском Союзе в издании книги было отказано из-за неоднозначного взгляда писателя на Октябрьскую революцию. Роман оценили только за границей. Его удалось издать в Италии. В 1957 году «Доктор Живаго» Пастернака увидел свет и мгновенно стал сенсацией. Это произведение на Западе получило самые восторженные отзывы.

1958 год - дата удивительная. Присуждение Нобелевской премии - это для поэта и величайшая радость от высокого признания его таланта мировым сообществом, и настоящее горе из-за возобновившейся с новой силой травли. Его предлагали в наказание выслать из страны, на что поэт отвечал, что мыслить себя без Родины он не может. Всю горечь того периода Пастернак емко и жестко описал в стихотворении «Нобелевская премия», написанном в 1959 году. От награды ему пришлось отказаться, а за этот стих, опубликованный за границей, он чуть не был обвинен по статье «измена Родине». Спасло то, что публикация произошла без согласия Пастернака.

Борис Пастернак - короткие стихи поэта

Если говорить о раннем творчестве поэта, в нем сильно чувствуется влияние символизма. Очень сложные рифмы, непонятные образы и сравнения характерны для этого периода. Резко меняется стиль Пастернака в военные годы. Стихи словно приобретают легкость и простоту прочтения. Они легко и быстро запоминаются, и их приятно просто читать подряд. Особенно это касается коротких стихотворений поэта, таких, как «Хмель», «Ветер», «Март», «Гамлет». Гений Пастернака заключается в том, что даже в самых маленьких его стихах заключен огромный философский смысл.

Борис Пастернак. Анализ стихотворения «Июль»

Стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1956 году, когда Пастернак отдыхал летом на даче в Переделкино. Если в ранние годы он писал элегантные стихи, то позднее в них появляется социальная направленность и любимая тема поэта - понимание неразрывности мира природы и человека.

«Июль» - яркий пример пейзажной лирики. Название произведения и его тема полностью совпадают. Какую главную идею хотел донести до читателя Борис Пастернак? Июль - один из самых красивых летних месяцев, вызывающих искреннее восхищение автора. И его легкость, свежесть и очарование он хочет описать.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть создает атмосферу загадочности - кто тот гость, проникший в дом? Домовой, привидение, призрак, который вбегает, резвится и крадется?

Во второй части секрет таинственного гостя раскрыт - это озорник-июль, месяц середины лета. Поэт очеловечивает июль, используя для этого олицетворения: домовой, нечесаный растрепа, жилец приезжий.

Особенностью стихотворения является использование автором ярких зрительных образов: июль «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка».

Личная жизнь поэта

Борис Пастернак, биография которого не может быть полной без рассказа о его семье, был женат дважды. Как живущая эмоциями, он был увлекающимся человеком. Не настолько, чтобы опускаться до банальных измен, но и остаться верным одной любимой женщине он не смог.

Первой женой поэта стала очаровательная Евгения Лурье, молодая художница. Они познакомились в 1921 году, и эту встречу поэт считал для себя символической. В это время Пастернак закончил работу над повестью «Детство Люверс», героиню которой звали Евгения, и словно увидел в девушке ее образ.

Евгения стала настоящей музей поэта. Утонченная, нежная, деликатная и одновременно целеустремленная и самостоятельная, она вызывала у него необыкновенный душевный подъем. В первые годы брака Борис Пастернак был, наверное, впервые счастлив. Сначала сильная влюбленность сглаживала все трудности, но постепенно тяжелая жизнь нищих 20-х годов стала все сильнее вмешиваться в семейное счастье. Евгения не была идеальной женой, она тоже хотела реализовать себя как художник, и многие семейные заботы Пастернаку пришлось взять на себя.

В 1926 году между ним и Мариной Цветаевой начинается долгая переписка, которая буквально сводит с ума ревнивую жену поэта. Она не выдерживает и уезжает к родителям Пастернака в Германию. В конце концов она решает отказаться от желания реализовать себя как художник и посвящает свою жизнь заботам о муже. Но поэт к этому времени уже знакомится со своей второй будущей женой - Зинаидой Нейгауз. Ему уже сорок, ей - 32 года, она замужем и растит двоих мальчиков.

Нейгауз оказывается полной противоположностью Евгении Лурье. Она полностью посвятила себя семье, была очень хозяйственной. В ней не было той утонченности, что была присуща первой жене поэта. Но Пастернак с первого взгляда влюбился в эту женщину. То, что она замужем и имеет детей, его не останавливало. Теперь свою жизнь он видел только с ней.

В 1932 году он развелся с Евгенией и женился на Зинаиде. Расставшись с первой женой, он все годы, до своей смерти, помогал ей и сыну и поддерживал отношения.

Со второй женой Пастернак был тоже счастлив. Заботливая, хозяйственная, она старалась обеспечить ему комфорт и покой и тоже была для поэта музой. Во втором браке родился сын Леонид.

Семейное счастье продлилось, как и в первом браке, чуть больше 10 лет. Пастернак все чаще стал задерживаться на даче в Переделкино и все больше отдалялся от жены. Однажды в редакции журнала «Новый мир» он встретил работавшую там редактором Ольгу Ивинскую. Она стала последней музой поэта.

Несколько раз они пытались расстаться, поскольку оставлять жену Пастернак не хотел, она много значила для него, и поэт не мог себе позволить так жестоко поступить с ней.

В 1949 году Ивинскую арестовали и отправили в лагеря на 5 лет за связь с Борисом Пастернаком. И он все эти годы опекал ее пожилую мать и детей, обеспечивая деньгами. Даром это тяжелое время не прошло - в 1952 году поэт попадает в больницу с инфарктом.

После возвращения Ольга стала неофициальным секретарем Пастернака - она ведет все его дела, общается от его имени с редакциями, занимается перепечаткой его произведений. До конца жизни поэта они уже не расставались.

Последние годы

Нет сомнения, что именно развернувшаяся вокруг поэта травля сильно подкосила его здоровье. Перенесенный в 1952 году инфаркт тоже дал о себе знать.

Весной, в начале апреля 1960 года, Пастернак слег от тяжелой болезни. Никто не предполагал, что у него рак, который уже пустил метастазы в желудок. В начале мая поэт понимает, что болезнь смертельна, и он не поправится. 30 мая Борис Пастернак умирает. Все это время у его постели была его жена Зинаида, которая переживет мужа на 6 лет и скончается от той же болезни. Поэт и вся его семья похоронены на кладбище в Переделкино.

Творчество замечательного русского поэта, писателя и переводчика Бориса Пастернака навсегда вошло в мировую литературу. Его особенность как поэта - живописный выразительный стиль и удивительная образность стихов.